г. Москва |
|
25 октября 2021 г. |
Дело N А40-137239/21 |
Резолютивная часть постановления объявлена 25 октября 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 25 октября 2021 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Кочешковой М.В.,
судей: |
Лепихина Д.Е., Марковой Т.Т., |
при ведении протокола |
секретарем судебного заседания Казнаевым А.О., |
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 05.08.2021 г. по делу N А40-137239/21,
по заявлению АО "КОНРЭЙС"
к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве
о признании незаконным решения,
при участии:
от заявителя: |
Андрейко Е.В. по доверенности от 09.03.2021; |
от заинтересованного лица: |
Владимирова Е.А. по доверенности от 30.08.2021; |
УСТАНОВИЛ:
Акционерное общество "КОНРЭЙС" (далее - Заявитель, АО "КОНРЭЙС", Общество) обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве (далее - Заинтересованное лицо, Управление Росреестра по Москве) о признании незаконным решения Управления Росреестра по Москве N КУВД-001/2021-4346431 PKPVDMFC-2021-02-08-392140 от 20.05.2021 г.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 05.08.2021 г. заявление АО "КОНРЭЙС" удовлетворено.
Управление Росреестра по Москве обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить. По мнению Заинтересованного лица при вынесении обжалуемого решения судом первой инстанции неправильно применены нормы материального права, выводы суда не соответствуют обстоятельствам дела.
В судебном заседании представитель Управления Росреестра по Москве доводы апелляционной жалобы поддержал, просил решение суда первой инстанции отменить.
Представители АО "КОНРЭЙС" с доводами апелляционной жалобы не согласились, считают решение суда первой инстанции законным и обоснованным.
Рассмотрев дело в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, изучив материалы дела, заслушав представителей сторон по делу, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены или изменения решения арбитражного суда, принятого в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.
Согласно части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с частью 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, в круг обстоятельств, подлежащих установлению при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных актов, действий (бездействия) госорганов входят проверка соответствия оспариваемого акта закону или иному нормативному правовому акту, проверка факта нарушения оспариваемым актом действием (бездействием) прав и законных интересов заявителя, а также соблюдение срока на подачу заявления в суд.
Согласно части 5 статьи 200 АПК РФ с учетом части 1 статьи 65 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действие (бездействие).
В силу указанных норм и статьи 13 ГК РФ в круг обстоятельств, подлежащих установлению при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных актов, действий (бездействия) госорганов входят проверка соответствия оспариваемого акта, действия (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту, факта нарушения оспариваемым актом, действием (бездействием) прав и законных интересов заявителя, а также соблюдение срока на обращение с заявлением в суд.
Принимая оспариваемое решение, суд первой инстанции, вопреки доводам апелляционной жалобы, полно и всесторонне исследовал имеющие значение для правильного рассмотрения дела обстоятельства, применил и истолковал нормы материального права, подлежащие применению, и на их основании сделал обоснованный вывод о наличии в настоящем споре совокупности необходимых условий для удовлетворения заявленных требований.
Апелляционная коллегия поддерживает данный вывод суда первой инстанции исходя из следующего.
Судом первой инстанции установлено, что АО "КОНРЭЙС" (далее по тексту - Заявитель, Общество) являясь собственником здания, расположенного по адресу: г. Москва, пер. Большой Полуярославский, д. 18, стр. 1 (кадастровый номер: 77:01:0003001:3522 (далее Здание), 08.02.2021 г. обратилось в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве с заявлением о снятии с государственного кадастрового учета объекта недвижимого имущества, расположенного по адресу: г. Москва, пер. Большой Полуярославский, д. 18, стр. 1 (кадастровый номер: 77:01:0003001:3522).
Названное обращение было осуществлено посредством предоставления пакета соответствующих документов через филиал ФБЦ МФЦ города Москвы межрайонный МФЦ районов Бескудниковский и Восточное Дегунино.
20.02.2021 г. Заявителем было получено Уведомление от Управления Росреестра по г.Москве о приостановлении государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав N КУВД-001/2021-4346431, PKPVDMFC-2021-02-08-392140.
В адрес АО "КОНРЭЙС" было направлено Сообщение от Управления Ростреестра по г. Москве от 20.05.2021 г. (N КУВД-001/2021-4346431, PKPVDMFC-2021-02-08-392140) об отказе в государственном кадастровом учете и государственной регистрации.
В качестве основания для отказа в проведении регистрационных действий, Заинтересованное лицо указывает несоответствие документов, включенных в приложение к Актам обследования, пункту 13 Требований к подготовке акта обследования, утвержденных Приказом Минэкономразвития России от 20.11.2015 г. N 861.
Удовлетворяя заявление Общества, суд первой инстанции правомерно и обоснованно исходил из следующего.
Отношения, возникающие в связи с осуществлением на территории Российской Федерации государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, подлежащих в соответствии с законодательством Российской Федерации государственной регистрации, государственного кадастрового учета недвижимого имущества, подлежащего такому учету согласно настоящему Федеральному закону, а также ведением Единого государственного реестра недвижимости и предоставлением предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, регулируются Федеральным законом от 13.07.2015 г. N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон N 218-ФЗ).
В соответствии с частями 3, 4 статьи 1 Закона N 218-ФЗ, государственная регистрация прав на недвижимое имущество - юридический акт признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определенного лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества (далее - государственная регистрация прав).
Государственная регистрация прав осуществляется посредством внесения в Единый государственный реестр недвижимости записи о праве на недвижимое имущество, сведения о котором внесены в Единый государственный реестр недвижимости.
Статьей 26 Закона N 218-ФЗ, предусмотрен исчерпывающий перечень оснований для приостановления осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав по решению государственного регистратора прав.
В соответствии со статьей 27 Закона N 218-ФЗ в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав отказывается по решению государственного регистратора прав в случае если в течение срока приостановления не устранены причины, препятствующие осуществлению государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.
Согласно пункту 2 статьи 7 Закона N 218-ФЗ Единый государственный реестр недвижимости представляет собой свод достоверных систематизированных сведений в текстовой форме (семантические сведения) и графической форме (графические сведения).
В целях приведения сведений, содержащихся в ЕГРН в соответствии с фактическими данными, Заявитель обратился в Управление Росреестра по Москве с заявлением о снятии вышеуказанного здания с кадастрового учета и прекращения права собственности.
В соответствии с пунктом 3 части 3 статьи 14 Закона N 218-ФЗ, государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав осуществляется одновременно в связи с прекращением существования объекта недвижимости, права на который зарегистрированы в ЕГРН.
Согласно пункту 3 части 3 статьи 14 Закона N 218-ФЗ установлено, что к заявлению о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав предоставляются документы, являющиеся основанием для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.
В силу пункта 2 части 4 его статьи 18 Закона N 218-ФЗ к заявлению должны быть приложены документы являющиеся основанием для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав. Такими документами являются документы, которые подтверждают наличие, возникновение, переход, прекращение права или ограничение права и обременение объекта недвижимости (часть 2 статьи 14). Документом, на основании которого в данном случае осуществляется кадастровый учет, является акт обследования, подготовленный в соответствии со статьей 23 данного Закона.
Статьей 23 Закона N 218-ФЗ, и принятым в соответствии с данной статьей Приказом Минэкономразвития России от 20.11.2015 г. N 861 "Об утверждении формы и состава сведений акта обследования, а так же требований к его подготовке" (далее - Приказ N 861), установлено, что актом обследования представляет собой документ, в котором кадастровый инженер в результате осмотра места нахождения здания, сооружения, помещения, машино-места или объекта незавершенного строительства с учетом имеющихся сведений ЕГРН о таком объекте недвижимости подтверждает прекращение существования здания, сооружения, объекта незавершенного строительства в связи с гибелью или уничтожением такого объекта недвижимости либо прекращение существования помещения машино-места в связи с гибелью илиуничтожением здания или сооружения, в котором помещение было расположено. Акт подготавливается на основании сведений полученных в результате осмотра места нахождения объекта недвижимости с учетом сведений ЕГРН, а так же иных документов, подтверждающих прекращение существования объекта недвижимости или являющихся основанием для сноса объекта недвижимости. Указанные документы, за исключением документов, содержащих сведения ЕГРН, включаются в состав приложения к акту (пункт 3 Требований к подготовке акта обследования, утвержденных Приказом N 861).
В то же время, вышеуказанным Приказом N 861 не определен исчерпывающий перечень документов, подтверждающих прекращение существования объекта недвижимости.
При этом Приказ N 861 допускает составление Акта обследования без приложения каких- либо документов (абзац 2 пункта 3 Требований к подготовке акта обследования, утвержденных Приказом N 861).
Как установлено судом первой инстанции, Заявителю принадлежат на праве собственности указанное выше Здание, что подтверждается сведениями из Единого государственного реестра недвижимости.
Заявителем с привлечением подрядчика - АО "НЬЮ ГРАУНД" был произведен снос (демонтаж) Зданий в порядке, установленном действующим законодательством. Все документы, касающиеся сноса Здания, приложены к Акту обследования от 24.09.2020 г.
24.09.2020 г. в результате выполнения кадастровых работ, проведенных кадастровым инженером Григорьевым С.А., в отношении Здания составлен Акт обследования от 24.09.2020 г., предусмотренный законодательством Российской Федерации, согласно которому Здание прекратило свое существование.
Согласно Акту обследования от 24.09.2020 г., данный Акт содержит указания на перечень документов, которые кадастровый инженер использовал при подготовке акта, перечень таких документов следующий: Договор N 5107/СМР от 27.12.2019 г.; Акт приема-передачи земельного участка от 31.05.2020 г.; Уведомление о планируемом сносе объекта капитального строительства N 295-РС от 05.02.2020 г.; Решение об отказе N 09-УПС-75/20-0-1 от 10.02.2020 г.; Ордер (разрешение) на проведение земляных работ N 20010165 от 09.04.2020 г.; Проектная документация N 17-1817-ПОД от 01.01.2018 г.; Разрешение на строительство N 77:202000-018578-2019 от 26.11.2019 г., выданное Мосгосстройнадзор; Уведомление о закрытии ордера N 20010165 от 15.07.2020 г. выданное Мосгорнаследием.
Согласно Акту обследования от 24.09.2020 г. в заключении кадастрового инженера, данным документам дана оценка, как законным основаниям для осуществление сноса Здания и документам, подтверждающим прекращение существования Здания.
Таким образом, представленный Акт обследования от 24.09.2020 г. содержал указание на документы, подтверждающие законность сноса Здания и факт прекращения его существования
В Акте обследования от 24.09.2020 г. (пункт 4 (стр.1), при подготовке данного Акта были использованы в т.ч. такие документы как Проектная документация N 17-1817-ПОД от 01.01.2018 г. Проектная документация приложена к данному Акту.
Так же в Акте обследования от 24.09.2020 г. (пункт 4 (стр.1) имеется ссылка на Уведомление о планируемом сносе объектов недвижимости (в Мосгосстройнадзор) и Разрешение на строительство (которые так же являются Приложениями к данному Акту).
В Разрешении на строительство указано конкретное наименование организации выдавшей положительное заключение экспертизы проектной документации (ООО "Мосэксперт"), регистрационный номер и дата выдачи данного положительного заключения.
Следовательно, факт наличия соответствующего положительного заключения экспертизы проектной документации, подтвержден уполномоченным органом -Мосгосстройнадзором.
Исходя из изложенного, суд первой инстанции пришел к правильному выводу, что представленные Акты обследования по Зданиям содержали указания на документы, подтверждающие законность сноса Зданий, прекращение их существования.
В соответствии с частью 7 статьи 1 Закона N 218-ФЗ государственный кадастровый учет недвижимого имущества - внесение в Единый государственный реестр недвижимости сведений о земельных участках, зданиях, сооружениях, помещениях, машино-местах, об объектах незавершенного строительства, о единых недвижимых комплексах а в случаях, установленных федеральным законом, и об иных объектах, которые прочно связаны с землей, то есть перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, которые подтверждают существование такого объекта недвижимости с характеристиками, позволяющим" определить его в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают перемещение его существования, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений об объектах недвижимости (далее - государственный кадастровый учет).
В соответствии с пунктом 3 части 3 статьи 14 Закона N 218-ФЗ государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав осуществляются одновременно, в том числе в связи прекращением существования объекта недвижимости, права на который зарегистрированы в Едином государственном реестре недвижимости.
Согласно подпункту 7 части 2 статьи 14 Закона N 218-ФЗ одним из документов, необходимых для осуществления кадастрового учета объекта недвижимого имущества, является акт обследования, подготовленный в результате проведения кадастровых работ в установленном федеральном законом порядке.
Согласно пункту 3 Требований к подготовке акта обследования, утверждённых Приказам N 861, Акт подготавливается на основании сведений, полученных в результате осмотра места нахождения объекта недвижимости с учетом сведений Единого государственного реестра недвижимости, а также иных документов, подтверждающих прекращение существования объекта недвижимости или являющихся основанием для сноса объекта недвижимости. Указанные документы, за исключением документов, содержащих сведения Единого государственного реестра недвижимости, включаются в состав приложения к Акту.
Согласно указанным выше Актам обследования, по результату осмотра места нахождения объектов (Зданий) выявлено, что нежилые здания на местности отсутствуют.
Акты обследования содержат указания на перечень документов, используемых при подготовке актов, в том числе в заключении кадастрового инженера.
Таким образом, учитывая, что Акт обследования недвижимости является документом, подтверждающим произведённый кадастровым инженером осмотр объекта недвижимости и подтверждающим факт прекращения существования такого объекта недвижимости, а Приказом N 861 допускается отсутствие приложенных документов к такому акту, подтверждающих прекращение существования объекта или являющихся основанием для сноса объекта недвижимости, то не соответствие включенных в приложение к актам обследования документам пункт 13 Требований, не влечет за собой безусловного признания такого акта обследования не соответствующим ему, а потому правовых оснований для отказа Заявителю у Управления Росреестра по Москве не имелось.
Кроме того, как указывалось выше, Акты обследования содержат заключения кадастрового инженера с приведением не только перечня документов, используемого при подготовке акта, но и обоснования принятия таких документов в качестве одного из оснований своего заключения.
Суд первой инстанции правильно признал обоснованными доводы Заявителя о том, что отказ Управления Росреестра по Москве в снятии Зданий с кадастрового учета приводит к недостоверности сведений, содержащихся в ЕГРН.
Согласно пункту 1 статье 235 ГК РФ право собственности прекращается при отчуждении собственником своего имущества другим лицам, отказе собственника от права собственности, гибели или уничтожении имущества и при утрате права собственности на имущество в иных случаях, предусмотренных законом.
Согласно пункту 1 статьи 131 ГК РФ право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней.
Согласно пункту 3 статьи 1 Закона N 218-ФЗ государственная регистрация прав на недвижимое имущество - юридический акт признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определенного лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества.
Согласно пункту 5 статьи 1 Закона N 218-ФЗ государственная регистрация права в Едином государственном реестре недвижимости является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Зарегистрированное в Едином государственном реестре недвижимости право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке.
Из толкования положений действующего законодательства РФ следует, что в случае утраты недвижимостью свойств объекта гражданских прав, исключающей возможность его использования в соответствии с первоначальным назначением, запись о праве собственности на это имущество не может быть сохранена в реестре по причине ее недостоверности.
Таким образом, суд первой инстанции в соответствии с требованиями статей 65, 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации оценил доказательства и доводы сторон, приведенные в обоснование заявленных требований, и пришел к правильному выводу об удовлетворении требования Заявителя.
Согласно части 2 статьи 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
Учитывая изложенные обстоятельства, суд первой инстанции пришёл к верному выводу о том, что оспариваемое Заявителем решения Управления Росреестра по Москве N КУВД-001/2021-4346431 PKPVDMFC-2021-02-08-392140 от 20.05.2021 г. является незаконным.
Судом апелляционной инстанции рассмотрены все доводы апелляционной жалобы, однако они не опровергают выводы суда, положенные в основу решения, и не могут служить основанием для отмены решения и удовлетворения апелляционной жалобы.
Обстоятельства по делу судом первой инстанции установлены полно и правильно, им дана надлежащая правовая оценка.
Нарушений норм процессуального права, которые привели к принятию неправильного решения, судом первой инстанции не допущено. Основания для отмены решения суда отсутствуют.
Руководствуясь ст.ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда г.Москвы от 05.08.2021 по делу N А40-137239/21 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
М.В. Кочешкова |
Судьи |
Д.Е. Лепихин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-137239/2021
Истец: АО "КОНРЭЙС"
Ответчик: УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ, КАДАСТРА И КАРТОГРАФИИ ПО МОСКВЕ