25 октября 2021 г. |
Дело N А83-17742/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18 октября 2021 года.
В полном объёме постановление изготовлено 25 октября 2021 года.
Двадцать первый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего судьи Горбуновой Н.Ю., судей Баукиной Е.А. и Зарубина А.В., при ведении протокола секретарем судебного заседания Колбасовой К.И., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Государственного унитарного предприятия Республика Крым "Вода Крыма" на решение Арбитражного суда Республики Крым от 09 июня 2021 года по делу N А83-17742/2020
по иску Государственного унитарного предприятия Республики Крым "Крымтеплокоммунэнерго" в лице филиала Государственного унитарного предприятия Республики Крым "Крымтеплокоммунэнерго" "Южнобережный"
к Государственному унитарному предприятию Республика Крым "Вода Крыма" в лице Алуштинского филиала ГУП РК "Вода Крыма",
при участии в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований в отношении предмета спора - Министерства жилищно-коммунального хозяйства Республики Крым
о заключении договора,
при участии в судебном заседании:
- от Государственного унитарного предприятия Республики Крым "Вода Крыма" - Чмыхало Максим Николаевич, представитель по доверенности от 11.01.2021 N 25 и N 26, представлен диплом о высшем юридическом образовании, личность установлена на основании паспорта гражданина Российской Федерации;
- от Государственного унитарного предприятия Республики Крым "Крымтеплокоммунэнерго" - Людкевич Екатерина Игнатьевна, представитель по доверенности от 26.12.2020 б/н, представлен диплом о высшем юридическом образовании, личность установлена на основании паспорта гражданина Российской Федерации.
УСТАНОВИЛ:
Государственное унитарное предприятие Республики Крым "Крымтеплокоммунэнерго" (далее - ГУП РК "Крымтеплокоммунэнерго") обратилось в Арбитражный суд Республики Крым с исковым заявлением, согласно которого просил суд изложить договор холодного водоснабжения и водоотведения N 92 с Государственным унитарным предприятием Республика Крым "Вода Крыма" в лице Алуштинского филиала ГУП РК "Вода Крыма" (далее - ГУП РК "Вода Крыма") в редакции представленной истцом.
В процессе рассмотрения дела истцом в порядке пункта 1 статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) уточнены исковые требования, истец просил суд урегулировать разногласия, возникшие между ГУП РК "Вода Крыма" и ГУП РК "Крымтеплокоммунэнерго" при заключении Договора, а именно: изложить приложение N 1 к Договору в редакции ГУП РК "Крымтеплокоммуэнерго", исключить пункт 84 раздела XIX Договора.
Решением Арбитражного суда Республики Крым от 09 июня 2021 года по делу N А83-17742/2020 урегулированы разногласия, возникшие при заключении Единого договора N 92 холодного водоснабжения и водоотведения между Государственным унитарным предприятием Республики Крым "Вода Крыма" и Государственным унитарным предприятием Республики Крым "Крымтеплокоммунэнерго".
Не согласившись с указанным решением суда, Государственное унитарное предприятия Республика Крым "Вода Крыма" обратилось в Двадцать первый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт, которым в удовлетворении исковых требований отказать.
Податель жалобы указывает, что вывод суда первой инстанции об отсутствии оснований для возложения обязанностей по содержанию участков водопроводных и канализационных сетей на истца, поскольку в материалах дела отсутствуют документы принадлежности таких сетей истцу, является ошибочным.
Определением Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 16.07.2021 апелляционная жалоба оставлена без движения, заявителю в срок до 16.08.2021 включительно предложено устранить нарушения указанные в определении суда.
Заявителем жалобы устранены обстоятельства послужившие основанием для оставления апелляционной жалобы без движения.
Определением суда апелляционной инстанции от 17.08.2021 апелляционная жалоба принята к производству, назначено судебное заседание на 20.09.2021.
Информация о принятии апелляционной жалобы к производству размещена на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (kad.arbitr.ru), что подтверждено отчетом о публикации судебных актов на сайте.
14.09.2021 через систему "Мой арбитр" от Государственного унитарного предприятия Республики Крым "Крымтеплокоммунэнерго" в лице филиала Государственного унитарного предприятия Республики Крым "Крымтеплокоммунэнерго" "Южнобережный" поступило ходатайство о рассмотрении дела в отсутствии лица, участвующего в деле и отзыв на апелляционную жалобу.
В судебном заседании, назначенном на 20.09.2021, представитель ответчика поддержал доводы апелляционной жалобы и настаивал на ее удовлетворении.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы согласно положениям статей 121, 123 АПК РФ.
Определением (протокольным) арбитражного апелляционного суда от 20.09.2021, судебное заседание отложено на 18.10.2021.
В судебном заседании, назначенном 18.10.2021, представитель ответчика поддержал доводы апелляционной жалобы и настаивал на ее удовлетворении, представитель истца с указанными доводами не согласился и возражал против их удовлетворения.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явилось, в связи с чем, в соответствии со ст. 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), апелляционная жалоба рассмотрена в его отсутствие, поскольку сторона надлежащим образом извещена в порядке статей 121-123 АПК РФ о времени и месте судебного заседания, что подтверждается материалами дела.
Законность решения суда первой инстанции проверена судом апелляционной инстанции в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 АПК РФ.
При повторном рассмотрении дела апелляционным судом установлены следующие, имеющие значение для рассмотрения дела, обстоятельства.
10.02.2021 письмом N 476/01-20/2020 ГУП РК "Вода Крыма" в лице Алуштинского филиала ГУП РК "Вода Крыма" в адрес ГУП РК "Крымтеплокоммунэнерго" в лице филиала ГУП РК "Крымтеплокоммунэнерго" "Южнобережный" был направлен проект единого договора холодного водоснабжения и водоотведения N 92 (далее - Договор), по условиям которого ответчик обязуется подавать истцу через присоединенную водопроводную сеть из централизованных систем холодного водоснабжения холодную (питьевую) воду установленного качества на объекты, перечисленные в приложении N 2 к Договору, в объеме, установленном Договором, и принимать сточные воды, а Истец обязуется оплачивать холодную (питьевую) воду и водоотведение в сроки, порядке и размере, которые предусмотрены настоящим договором.
По результатам рассмотрения проекта Договора ГУП РК "Крымтеплокоммунэнерго" направило в адрес ГУП РК "Вода Крыма" письмо исх. N 382 от 10.03.2020 с протоколом разногласий.
В ходе рассмотрения дела судом первой инстанции до принятия решения судом, сторонами достигнуто соглашение об урегулировании ряда разногласий и суду представлены протокол урегулирования разногласий к Договору, согласно которых сторонами достигнуто соглашение по следующим пунктам: пункт 3 раздела I, пункт 8 раздела Ш, пункт 21 раздела V, название раздела XIII, пункт 49 раздела XIII.
Таким образом, по сути разногласия сторон сводятся к разграничению балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности.
Исследовав доказательства по делу, изучив доводы, приведенные в апелляционной жалобе, заслушав пояснения представителей сторон в судебном заседании, проверив соблюдение судом первой инстанции норм процессуального права, правильность применения норм материального права и соответствие выводов суда обстоятельствам дела, суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что решение суда первой инстанции следует оставить без изменений, а апелляционную жалобу без удовлетворения по следующим основаниям.
В соответствии с пунктом 1 статьи 421 ГК РФ граждане и юридические лица свободны в заключении договора. Понуждение к заключению договора не допускается, за исключением случаев, когда обязанность заключить договор предусмотрена Гражданским кодексом Российской Федерации законом или добровольно принятым обязательством.
В силу пункта 1 статьи 426 ГК РФ, пункта 1 статьи 8, статей 12, 13, 14 Закона N 416-ФЗ, положений Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" заключение государственного контракта холодного водоснабжения и водоотведения с ГУП РК "Крымтеплокоммунэнерго" обязательно для ГУП РК "Вода Крыма" как гарантирующей организации в сфере холодного водоснабжения и водоотведения на территории муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым.
Согласно пункту 2 статьи 445 ГК РФ в случаях, когда в соответствии с настоящим Кодексом или иными законами заключение договора обязательно для стороны, направившей оферту (проект договора), и ей в течение тридцати дней будет направлен протокол разногласий к проекту договора, эта сторона обязана в течение тридцати дней со дня получения протокола разногласий известить другую сторону о принятии договора в ее редакции либо об отклонении протокола разногласий.
При отклонении протокола разногласий либо неполучении извещения о результатах его рассмотрения в указанный срок сторона, направившая протокол разногласий, вправе передать разногласия, возникшие при заключении договора, на рассмотрение суда.
Согласно статье 446 ГК РФ в случаях передачи разногласий, возникших при заключении договора, на рассмотрение суда на основании статьи 445 настоящего Кодекса либо по соглашению сторон условия договора, по которым у сторон имелись разногласия, определяются в соответствии с решением суда.
В соответствии с пунктом 4 статьи 421 ГК РФ условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами (статья 422).
В силу пункта 1 статьи 422 ГК РФ договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения.
Согласно статье 15 Закона N 416-ФЗ в случае заключения единого договора холодного водоснабжения и водоотведения такой договор должен содержать существенные условия, установленные настоящим Федеральным законом для договоров холодного водоснабжения и водоотведения. К отношениям сторон по единому договору холодного водоснабжения и водоотведения применяются в соответствующих частях правила о договорах холодного водоснабжения и водоотведения, если иное не вытекает из соглашения сторон или существа договора. Применение к указанным отношениям в соответствующей части предусмотренных настоящим Федеральным законом порядка предоставления обеспечения исполнения обязательств по оплате питьевой и (или) технической воды, подаваемой по договорам холодного водоснабжения, порядка предоставления обеспечения исполнения обязательств по оплате водоотведения, а также порядка начисления пеней по указанным договорам является обязательным. Единые договоры холодного водоснабжения и водоотведения заключаются в соответствии с типовым единым договором холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденным Правительством Российской Федерации.
В пунктах 5 статей 13, 14 Закона N 416-ФЗ определен перечень существенных условий договоров водоснабжения и водоотведения, в том числе, существенными условиями являются: границы эксплуатационной ответственности по водопроводным сетям абонента и организации, осуществляющей горячее водоснабжение или холодное водоснабжение, определенные по признаку обязанностей (ответственности) по эксплуатации этих систем или сетей (подпункт 8 пункта 5 статьи 13); границы эксплуатационной ответственности по сетям водоотведения абонента и организации, осуществляющей водоотведение, определенные по признаку обязанностей (ответственности) за эксплуатацию этих сетей (подпункт 11 пункта 5 статьи 14); иные условия, установленные правилами холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденными Правительством Российской Федерации (подпункт 13 пункта 5 статьи 14).
В пунктах 7 статей 13, 14 Закона N 416-ФЗ граница эксплуатационной ответственности определена в качестве места исполнения обязательств организацией, осуществляющей водоснабжение и водоотведение.
В соответствии с пунктом 31 Правил N 644 к договору холодного водоснабжения, договору водоотведения, единому договору холодного водоснабжения и водоотведения прилагаются акты разграничения балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности абонента и организации водопроводно-канализационного хозяйства либо другого абонента по объектам централизованных систем холодного водоснабжения и (или) водоотведения, в том числе водопроводным и (или) канализационным сетям и сооружениям на них.
Согласно пункту 2 Правил N 644 граница балансовой принадлежности - это линия раздела объектов централизованных систем холодного водоснабжения и (или) водоотведения, в том числе водопроводных и (или) канализационных сетей, между владельцами по признаку собственности или владения на ином законном основании. Граница эксплуатационной ответственности - это линия раздела объектов централизованных систем холодного водоснабжения и (или) водоотведения, в том числе водопроводных и (или) канализационных сетей, по признаку обязанностей (ответственности) по эксплуатации этих систем или сетей, устанавливаемая в договоре холодного водоснабжения, договоре водоотведения или едином договоре холодного водоснабжения и водоотведения.
Согласно пунктам 5, 6 статьи 2 Закона N 416-ФЗ водопроводная сеть - это комплекс технологически связанных между собой инженерных сооружений, предназначенных для транспортировки воды, за исключением инженерных сооружений, используемых также в целях теплоснабжения, а канализационная сеть - комплекс технологически связанных между собой инженерных сооружений, предназначенных для транспортировки сточных вод.
В пунктах 28.1 и 29 статьи 2 Закона N 416-ФЗ закреплено, что централизованная система водоотведения поселения или городского округа - это комплекс технологически связанных между собой инженерных сооружений, предназначенных для водоотведения с территории поселения или городского округа; централизованная система холодного водоснабжения - комплекс технологически связанных между собой инженерных сооружений, предназначенных для водоподготовки, транспортировки и подачи питьевой и (или) технической воды абонентам.
В силу пункта 5 статьи 8 Закона N 416-ФЗ в случае выявления бесхозяйных объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, в том числе водопроводных и канализационных сетей, путем эксплуатации которых обеспечиваются водоснабжение и (или) водоотведение, эксплуатация таких объектов осуществляется гарантирующей организацией либо организацией, которая осуществляет горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение и водопроводные и (или) канализационные сети, которой непосредственно присоединены к указанным бесхозяйным объектам (в случае выявления бесхозяйных объектов централизованных систем горячего водоснабжения или в случае, если гарантирующая организация не определена в соответствии со статьей 12 настоящего Федерального закона), со дня подписания с органом местного самоуправления передаточного акта указанных объектов до признания на такие объекты права собственности или до принятия их во владение, пользование и распоряжение оставившим такие объекты собственником в соответствии с гражданским законодательством.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции правомерно исходил из того, что в соответствии с пунктом 2 Правил N 644 основополагающим при определении границы балансовой принадлежности является установление факта принадлежности объектов водоснабжения и (или) водоотведения, в том числе водопроводных и (или) канализационных сетей владельцам по признаку собственности или владения на ином законном основании.
Поскольку в материалах дела отсутствуют документы, подтверждающие принадлежность истцу ГУП РК "Крымтеплокоммунэнерго" на каком-либо вещном праве или ином законном основании водопроводных сетей от указанных ответчиком водопроводных колодцев до стены зданий котельных и ЦТП, суд первой инстанции правильно заключил, что в соответствии с положениями статьи 210 ГК РФ отсутствуют основания для возложения обязанностей по содержанию этих участков водопроводных и канализационных сетей на истца.
Данный вывод не противоречит пунктам 3.1, 3.10 и 5.8 СП 89.13330.2016.
Согласно пункту 3.1 СП 89.13330.2016 котельная - здание (в том числе блок-модульного типа) или комплекс зданий и сооружений с котельными установками и вспомогательным технологическим оборудованием, предназначенными для выработки тепловой энергии.
В соответствии с пунктом 3.10 СП 89.13330.2016 территория котельной: участок земли, отведенный для строительства и эксплуатации котельной в соответствии с градостроительным законодательством Российской Федерации либо выделенный на территории земельного участка распорядительным документом собственника участка или уполномоченного им лицом.
В пункте 5.8 СП 89.13330.2016 определено, что территория котельной должна иметь ограждения за исключением случаев размещения ее на территории промышленного предприятия.
Однако согласно пункту 3 статьи 6 ЗК РФ земельный участок может быть включен в состав имущественного комплекса предприятия только после его образования с такими характеристиками, которые позволяют определить его в качестве индивидуально определенной вещи.
При этом в силу части 4.2 статьи 1, части 2 статьи 8 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" границы являются главным индивидуализирующим признаком земельного участка и определяются при выполнении кадастровых работ по межеванию.
Таким образом, пока земельные участки, необходимые для эксплуатации котельных и ЦТП, в установленном порядке не образованы, и их границы не определены, положения статьи 132 Гражданского Кодекса Российской Федерации и 35 Земельного Кодекса Российской Федерации не применимы.
Поскольку в соответствии с пунктом 1 статьи 446 Гражданского Кодекса Российской Федерации условия договора, по которым у сторон имелись разногласия, определяются в соответствии с решением суда, а условия, урегулированные решением суда, в свою очередь должны соответствовать императивным нормам закона, действующим на момент вступления решения в законную силу (пункт 1 статьи 422 ГК РФ, статья 180 АПК РФ), суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что содержание пункта 3 раздела 1 и приложении N 1 единого договора холодного водоснабжения и водоотведения N 2546 следует урегулировать с учетом действующей редакции пунктов 31.1, 31.2 Правил N 644.
Так в соответствии с пунктом 31.1 Правил N 644 указываемая в акте разграничения балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности граница эксплуатационной ответственности абонента и гарантирующей организации по водопроводным сетям устанавливается: а) если абонент владеет объектами централизованной системы холодного водоснабжения, - по границе балансовой принадлежности таких объектов абоненту; б) в остальных случаях - по внешней границе стены объекта абонента, подключенного к централизованной системе холодного водоснабжения.
Согласно пункту 31.2 Правил N 644, указываемая в акте разграничения балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности граница эксплуатационной ответственности абонента и гарантирующей организации по канализационным сетям устанавливается: а) если абонент владеет объектами централизованной системы водоотведения, - по границе балансовой принадлежности таких объектов абоненту; б) в остальных случаях - по первому смотровому колодцу.
Таким образом, суд первой инстанции обосновано исключил из договора пункт 84 Договора, согласно которого Исполнитель не несет ответственность в случае прекращения подачи воды, ухудшения качества, понижения давления и приема стоков в связи с тем, что Заказчик получает воду и производит сброс стоков по сетям, которые не находятся на балансе Исполнителя и им не эксплуатируются.
В материалах дела не имеется доказательств передачи сетей в пользование и владение истца. При этом, в соответствии с ч. 5 статьи 8 Закона N 416-ФЗ, эксплуатацию бесхозяйных объектов осуществляется гарантирующей организацией, т.е. ответчиком.
Соответствующие положения не предусмотрены единым типовым договором холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации N 645 от 29.07.2013.
Оценивая изложенные в апелляционной жалобе доводы, судом установлено, что отсутствуют ссылки на факты, которые не были предметом рассмотрения суда первой инстанции, имели бы юридическое значение и могли бы повлиять в той или иной степени на принятие законного и обоснованного судебного акта при рассмотрении заявленного требования по существу, в связи с чем, доводы апелляционной жалобы судом апелляционной инстанции признаются несостоятельными.
Нарушений норм процессуального права, являющихся согласно части 4 статьи 270 АПК РФ безусловным основанием для отмены судебного акта, судом первой инстанции не допущено.
Судебная коллегия считает, что суд первой инстанции полно установил фактические обстоятельства дела, представленные лицами, участвующими в деле, дал им правильную правовую оценку и принял обоснованное решение, соответствующее требованиям норм материального и процессуального права. Нарушение норм процессуального законодательства, влекущее безусловную отмену судебного акта, допущено не было.
Таким образом, обжалуемое решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, основания для его отмены отсутствуют, апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцать первый арбитражный апелляционный суд,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Крым от 09 июня 2021 года по делу N А83-17742/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу Государственного унитарного предприятия Республика Крым "Вода Крыма" без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия в порядке, установленном статьей 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Н.Ю. Горбунова |
Судьи |
Е.А. Баукина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А83-17742/2020
Истец: ГУП РЕСПУБЛИКИ КРЫМ "КРЫМТЕПЛОКОММУНЭНЕРГО", ФИЛИАЛ ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИТАРНОГО ПРЕДПРИЯТИЯ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ "КРЫМТЕПЛОКОММУНЭНЕРГО" "ЮЖНОБЕРЕЖНЫЙ"
Ответчик: АЛУШТИНСКИЙ ФИЛИАЛ ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИТАРНОГО ПРЕДПРИЯТИЯ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ "ВОДА КРЫМА", ГУП РЕСПУБЛИКИ КРЫМ "ВОДА КРЫМА"
Третье лицо: АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДА АЛУШТЫ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ, МИНИСТЕРСТВО ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА РЕСПУБЛИКИ КРЫМ