г. Хабаровск |
|
26 октября 2021 г. |
А04-2682/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 26 октября 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 26 октября 2021 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Швец Е.А.
судей Сапрыкиной Е.И., Тищенко А.П.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Осадчей Н.П.
при участии в заседании:
от общества с ограниченной ответственностью "Амурские коммунальные системы": Крючкова С.Г., представитель по доверенности от 25.05.2021 N 115;
от Управления государственного регулирования цен и тарифов Амурской области: Стовбун Н.А., представитель по доверенности от 13.09.2021 N 08-2325;
от третьих лиц: Муниципального унитарного предприятия "Городское управление капитального строительства" Гурьянова С.В., представитель по доверенности от 02.08.2021;
администрации города Благовещенска: не явились;
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Управления государственного регулирования цен и тарифов Амурской области
на решение от 17.06.2021
по делу N А04-2682/2021
Арбитражного суда Амурской области
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Амурские коммунальные системы"
к Управлению государственного регулирования цен и тарифов Амурской области
о признании незаконным отказа
третьи лица: Муниципальное унитарное предприятие "Городское управление капитального строительства"; администрация города Благовещенска
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Амурские коммунальные системы" (далее - ООО "АКС", общество) обратилось в Арбитражный суд Амурской области с заявлением к Управлению государственного регулирования цен и тарифов Амурской области (далее - Управление) о признании незаконным отказа в установлении индивидуальной платы за подключение (технологическое присоединение) объекта - Сливной станции с. Садовое к централизованной системе холодного водоснабжения и водоотведения выраженный в письмах от 04.03.2021 N 07-04-595, от 25.03.2021 N 03-04-724; об обязании Управления установить индивидуальный размер платы за подключение к централизованной системе холодного водоснабжения и водоотведения объекта - Сливной станции с. Садовое по заявлению ООО "Амурские коммунальные системы" от 29.01.2021 N 101-18-0844.
Решением от 17.06.2021 суд заявленные Обществом требования удовлетворил.
Не согласившись с решением суда, Управление заявило жалобу, дополнения к ней, просит отменить решение суда первой инстанции ввиду неправильного применения судом норм материального права. В обоснование жалобы указало, что государственное регулирование цен и тарифов, осуществляется только в случаях, когда затрагиваются интересы потребителей (абонентов), обжалуемый отказ соответствует действующему законодательству, прав заявителя не нарушает, поскольку у ответчика отсутствовали правовые основания для установления платы за подключение к централизованным системам холодного водоснабжения и водоотведения сливной станции. Сливная станция, является неотъемлемой частью централизованной системы водоотведения и поэтому она не является объектом подключения, в отношении которого устанавливается плата за подключение. Более того, установив плату за подключение для сливной станции, Управление превысит свои полномочия, определенные Законом о водоснабжении и водоотведении.
Представитель Управления в судебном заседании поддержал доводы апелляционной жалобы, просил решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт, которым в удовлетворении заявленного требования отказать.
ООО "АКС" в представленном отзыве, представитель в судебном заседании, отклонили доводы апелляционной жалобы, указав, что отказ противоречит положениям статьи 13 Федерального закона "О водоснабжении и водоотведении", положениям раздела IV Правил холодного водоснабжения и водоотведения утв. Постановлением Правительства РФ N 644, п. 85 Основ ценообразования утв. Постановлением Правительства РФ N 406. Просят оставить решение суда первой инстанции без изменений, как законное и обоснованное.
Администрация г. Благовещенска и Муниципальное учреждение "Городское Управление капитального строительства" в представленных отзывах, представитель МУ "Городское Управление капитального строительства" в судебном заседании поддержали позицию ООО "АКС", просили решение суда оставить без изменения.
Администрация г. Благовещенска своего представителя в суд апелляционной инстанции не направила, что в соответствии со статьей 156 АПК РФ не является препятствием для рассмотрения жалобы в его отсутствие.
Исследовав представленные материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, отзывов, выслушав явившихся лиц, участвующих в деле, апелляционная инстанция не находит оснований для отмены решения суда.
Из материалов дела следует, что ООО "АКС" является организацией водопроводно-канализационного хозяйства на территории города Благовещенска Амурской области и осуществляет деятельность по водоснабжению и водоотведению на основании договоров аренды муниципального движимого и недвижимого имущества N 001-АКС/В, 002-АКС/В, 003 - АКС/В от 16.07.2005 г. Кроме того, согласно Постановлению администрации города Благовещенска N 1847 от 12.04.2013 г. ООО "АКС" определено гарантирующей организацией на территории города Благовещенска.
10.06.2020 в адрес ООО "АКС" обратилось МУ "ГУКС" с заявлением о заключении договора на подключение (технологическое присоединение) к централизованным системам холодного водоснабжения и водоотведения объекта капитального строительства - Сливной станции, расположенной в с. Садовое г. Благовещенска, Амурской области, с заявленной нагрузкой 1921,07 м3/сут. - к сетям водоснабжения и 3521,07 м3/сут. - к сетям водоотведения.
В свою очередь ООО "АКС" 29.01.2021 обратилось в Управление с пакетом документов в целях установления индивидуальной платы за подключение к централизованным системам холодного водоснабжения и водоотведения объекта капитального строительства - Сливная станция, расположенная в с. Садовое г. Благовещенска, по заявлению МУ "ГУКС".
04.03.2021 ООО "АКС" получен отказ в рассмотрении заявления. Отказ мотивировал тем, что согласно Правилам определения и предоставления технических условий подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения утв. Постановлением Правительства РФ от 13.02.2006 N 83 подключаться может только объект капитального строительства, при этом Сливная станция, не относится к объектам капитального строительства, в связи с чем плата на подключение не устанавливается.
22.03.2021 ООО "АКС" был направлен ответ с обоснованием, что планируемый объект строительства является объектом капитального строительства, а также с просьбой возобновить рассмотрение документов.
25.03.2021 Управление повторно отказало в установлении платы на подключение (технологическое присоединение) объекта.
Не согласившись с отказом Управления, общество обратилось с заявлением в арбитражный суд.
Из положений части 1 статьи 198, части 4 статьи 200 АПК РФ следует, что основанием для принятия решения суда о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц являются одновременно два условия, несоответствие закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Суд первой инстанции, удовлетворяя заявленные требования, пришел к выводу о наличии указанных условий. При этом обоснованно суд исходил из следующего.
Деятельность организации водопроводно-канализационного хозяйства (далее - ВКХ) по подключению объектов капитального строительства к инженерным сетям централизованного водоснабжения и водоотведения регулируется Федеральным законом "О водоснабжении и водоотведении" N 416-ФЗ от 07.12.2011 г. (далее - ФЗ N 416), Правилами холодного водоснабжения и водоотведения утв. Постановлением Правительства РФ N 644 от 29.07.2013 г. (далее - Правила N 644).
Статья 18 Федерального закона "О водоснабжении и водоотведении" предусматривает, что подключение (технологическое присоединение) объектов капитального строительства, в том числе водопроводных и (или) канализационных сетей, к централизованным системам холодного водоснабжения и (или) водоотведения (далее также - подключение (технологическое присоединение) осуществляется на основании заявления в порядке, установленном законодательством о градостроительной деятельности для подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, с учетом особенностей, предусмотренных настоящим Федеральным законом и правилами холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденными Правительством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 15 Правил определения и предоставления технических условий подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, утверждённых Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.02.2006 N 83, подключение объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения осуществляется на основании договора. Порядок заключения и исполнения указанного договора, существенные условия такого договора, права и обязанности сторон определяются в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно части 2 статьи 18 Закона N 416-ФЗ, лица, обратившиеся в организацию, осуществляющую холодное водоснабжение и (или) водоотведение, с заявлением о заключении договора подключения (технологического присоединения) к централизованной системе холодного водоснабжения и (или) водоотведения, в том числе застройщики, планирующие подключение (технологическое присоединение) к централизованной системе холодного водоснабжения и (или) водоотведения (далее - заявители), заключают договоры о подключении (технологическом присоединении) к централизованной системе холодного водоснабжения и (или) водоотведения и вносят плату за подключение (технологическое присоединение) к централизованной системе холодного водоснабжения и (или) водоотведения в порядке, установленном Законом N 416-ФЗ.
В силу части 13 указанной статьи, плата за подключение (технологическое присоединение) рассчитывается организацией, осуществляющей холодное водоснабжение и (или) водоотведение, исходя из установленных тарифов на подключение (технологическое присоединение) с учётом величины подключаемой (технологически присоединяемой) нагрузки и расстояния от точки подключения (технологического присоединения) объекта капитального строительства заявителя до точки подключения (технологического присоединения) водопроводных и (или) канализационных сетей к централизованной системе холодного водоснабжения и (или) водоотведения. В случае, если объём запрашиваемой заявителем нагрузки в целях обеспечения водоснабжения и (или) водоотведения объекта капитального строительства заявителя превышает устанавливаемый в порядке, утверждённым Правительством Российской Федерации, предельный уровень нагрузки, определённый в виде числового значения или в виде доли от общей мощности централизованной системы холодного водоснабжения и (или) водоотведения, плата за подключение (технологическое присоединение) устанавливается органом регулирования тарифов индивидуально в порядке, установленном основами ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, утверждёнными Правительством Российской Федерации. Плата за подключение (технологическое присоединение), устанавливаемая с учётом величины подключаемой (технологически присоединяемой) нагрузки и расстояния от точки подключения (технологического присоединения) объекта капитального строительства заявителя до точки подключения (технологического присоединения) водопроводных и (или) канализационных сетей к централизованной системе холодного водоснабжения и (или) водоотведения, включает в себя затраты на создание водопроводных и (или) канализационных сетей и объектов на них от существующих сетей централизованной системы холодного водоснабжения или водоотведения (объектов такой системы) до точки подключения (технологического присоединения) объекта капитального строительства заявителя, за исключением расходов заявителя на создание этих сетей и объектов и расходов, предусмотренных на создание этих сетей и объектов за счёт других источников финансирования инвестиционной программы, либо средств, полученных на создание этих сетей и объектов обеспечения за счёт иных источников, в том числе средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации. При установлении платы за подключение (технологическое присоединение) в индивидуальном порядке могут учитываться расходы на увеличение мощности (пропускной способности) централизованной системы холодного водоснабжения и (или) водоотведения, в том числе расходы на реконструкцию и модернизацию существующих объектов централизованной системы холодного водоснабжения и (или) водоотведения в порядке, определенном основами ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденными Правительством Российской Федерации. Точка подключения (технологического присоединения) при наличии технической возможности устанавливается на границе земельного участка, на котором располагается объект капитального строительства заявителя.
Согласно пункту 85 Основ ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, утверждённых Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.05.2013 N 406 "О государственном регулировании тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения", в отношении заявителей, величина подключаемой (присоединяемой) нагрузки объектов которых превышает 250 куб. метров в сутки и (или) осуществляется с использованием создаваемых сетей водоснабжения и (или) водоотведения с наружным диаметром, превышающим 250 мм (предельный уровень нагрузки), размер платы за подключение устанавливается органом регулирования тарифов индивидуально с учётом расходов на увеличение мощности (пропускной способности) централизованных систем водоснабжения и (или) водоотведения, в том числе расходов на реконструкцию и (или) модернизацию существующих объектов централизованных систем водоснабжения и (или) водоотведения.
Согласно представленным в материалы дела документам, заявленная нагрузка объекта капитального строительства - Сливная станция, расположенная в с. Садовое г. Благовещенска, Амурской области, составляет 1921,07 м3/сут. - к сетям водоснабжения и 3521,07 м3/сут. - к сетям водоотведения.
Согласно пункту 85 Основ ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения расходы на осуществление мероприятий по увеличению мощности (пропускной способности) централизованных систем водоснабжения и (или) водоотведения, в том числе расходы на реконструкцию и (или) модернизацию существующих объектов этих систем, финансирование которых предусмотрено за счет платы за подключение, устанавливаемой в индивидуальном порядке, не должны превышать величину, рассчитанную на основе укрупненных сметных нормативов для объектов непроизводственного назначения и инженерной инфраструктуры, утвержденных федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере строительства, а в случае, если такие нормативы не установлены, указанные расходы определяются органом регулирования тарифов с учетом представленной регулируемой организацией сметной стоимости таких работ.
В пункте 86 Основ ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения указано, что при расчете размера тарифов на подключение (технологическое присоединение) расходы на строительство водопроводных и (или) канализационных сетей, иных объектов централизованных систем водоснабжения и (или) водоотведения должны учитываться в размере, не превышающем величину, рассчитанную на основе укрупненных сметных нормативов для объектов непроизводственного назначения и инженерной инфраструктуры, утвержденных федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере строительства, а в случае, если такие нормативы не установлены, - в размере, определенном органом регулирования тарифов с учетом представленной регулируемой организацией сметной стоимости таких работ.
Таким образом, Основы ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения предусматривают, что при расчете тарифов на подключение (технологическое присоединение) расходы необходимо определять на основании укрупненных сметных нормативов для объектов непроизводственного назначения и инженерной инфраструктуры, утвержденных федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере строительства, а в случае, если такие нормативы не установлены, - в размере, определенном органом регулирования тарифов с учетом представленной регулируемой организацией сметной стоимости таких работ.
Суд апелляционной инстанции соглашается с выводом суда первой инстанции о неправомерном применении Управлением Правил определения и предоставления технических условий подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения утв. Постановлением Правительства РФ от 13.02.2006 N 83.
Указанные правила регулируют отношения между организацией, осуществляющей эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения, органами местного самоуправления и правообладателями земельных участков, лицами, обеспечивающими подготовку проектной документации в соответствии с частями 1(1) и 1(2) статьи 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации, или лицами, с которыми заключены договоры, предусматривающие осуществление деятельности по комплексному и устойчивому развитию территории (далее - правообладатель земельного участка), возникающие в процессе определения и предоставления технических условий подключения строящихся, реконструируемых или построенных, но не подключенных объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения (далее - технические условия), включая порядок направления запроса, порядок определения и предоставления технических условий, а также критерии определения возможности подключения.
Между тем, в спорном случае МУ "ГУКС" подано заявление на заключение договора о подключении (технологическом присоединении) объекта в рамках ФЗ N 416 и Правил N 644.
Согласно заявлению от 10.06.2021 к сетям водоснабжения и водоотведения подлежит подключению объект - Сливная станция на земельном участке, переданном МУ "ГУКС" в постоянное бессрочное пользование Постановлениями Администрации города Благовещенска.
Строительство указанной станции обусловлено исполнением Администрацией города Благовещенска решения Благовещенского городского суда от 11.10.2016 г., которым на Администрацию города возложена обязанность в течение 6 лет осуществить в границах муниципального образования строительство объекта по приему ЖБО в соответствии с действующим законодательством РФ.
Сливная станция - это санитарно-техническое сооружение для приема и обработки нечистот и помоев, удаляемых из неканализованных владений ассенизационными обозами (машинами).
При этом сооружение (за исключением некапитального) - это один из видов объектов недвижимости и объектов капитального строительства.
В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 30.12.2009 N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений", сооружение - результат строительства, представляющий собой объемную, плоскостную или линейную строительную систему, имеющую наземную, надземную и (или) подземную части, состоящую из несущих, а в отдельных случаях и ограждающих строительных конструкций и предназначенную для выполнения производственных процессов различного вида, хранения продукции, временного пребывания людей, перемещения людей и грузов.
Указанным регламентом установлено, что здание - результат строительства, представляющий собой объемную строительную систему, имеющую надземную и (или) подземную части, включающую в себя помещения, сети инженерно-технического обеспечения и системы инженерно-технического обеспечения и предназначенную для проживания и (или) деятельности людей, размещения производства, хранения продукции или содержания животных.
Статьей 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации, утвержденного 29.12.2004 N 190-ФЗ, установлено, что объект капитального строительства - здание, строение, сооружение, объекты, строительство которых не завершено (далее - объекты незавершенного строительства), за исключением некапитальных строений, сооружений и неотделимых улучшений земельного участка (замощение, покрытие и другие).
Пунктом 10.2 статьи 1 Гражданского кодекса предусмотрено, что некапитальные строения, сооружения - строения, сооружения, которые не имеют прочной связи с землей и конструктивные характеристики которых позволяют осуществить их перемещение и (или) демонтаж и последующую сборку без несоразмерного ущерба назначению и без изменения основных характеристик строений, сооружений (в том числе киосков, навесов и других подобных строений, сооружений).
С учетом приведенных обстоятельств и законоположений суд первой инстанции правомерно установил, что сливная станция является объектом капитального строительства, имеет прочную связь с землей (строится на фундаменте), данный объект невозможно переместить или демонтировать без причинения ущерба объекту.
Оценив представленные доказательства в их совокупности и взаимосвязи, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, что отказ Управления не соответствует закону и нарушает права заявителя, в связи с чем правомерно удовлетворил заявленные требования.
Доводы апелляционной жалобы подлежат отклонению в связи со следующим.
Как указывалось выше Основы ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения предусматривают, что при расчете тарифов на подключение (технологическое присоединение) расходы необходимо определять на основании укрупненных сметных нормативов для объектов непроизводственного назначения и инженерной инфраструктуры, утвержденных федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере строительства, а в случае, если такие нормативы не установлены, - в размере, определенном органом регулирования тарифов с учетом представленной регулируемой организацией сметной стоимости таких работ.
Иного порядка подключения объектов к системе водоснабжения и водоотведения законом не установлено. Источник финансирования мероприятий по подключению к системе водоснабжения и водоотведения предусмотрен только через плату за подключение, устанавливаемую регулятором за протяженность (или) мощность, а также за плату, устанавливаемую в индивидуальном порядке.
Учитывая изложенное, суд апелляционной инстанции находит, что при рассмотрении спора суд первой инстанции правильно применил нормы материального права, регулирующего спорные отношения, и в соответствии с установленными по делу обстоятельствами, в связи с чем обжалуемый судебный акт отмене не подлежит.
Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Амурской области от 17.06.2021 по делу N А04-2682/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Дальневосточного округа в течение двух месяцев со дня его принятия через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
Е.А. Швец |
Судьи |
Е.И. Сапрыкина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А04-2682/2021
Истец: ООО "Амурские коммунальные системы"
Ответчик: Управление государственного регулирования цен и тарифов Амурской области
Третье лицо: Администрация города Благовещенска, МУ "Городское управление капитального строительства", Шестой арбитражный апелляционный суд (2682/21 2т,8123/20 1т,2387/21 1т)