город Омск |
|
26 октября 2021 г. |
Дело N А75-3284/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 19 октября 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 26 октября 2021 года.
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Ивановой Н.Е.,
судей Рыжикова О.Ю., Шиндлер Н.А.,
при ведении протокола судебного заседания: секретарём Плехановой Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании с использованием систем видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-9038/2021) акционерного общества "СМУ Нефтехим" на решение Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 10.06.2021 по делу N А75-3284/2021 (судья Голубева Е.А.), принятое по заявлению акционерного общества "СМУ Нефтехим" (ОГРН 1028600618650, ИНН 8602049047, адрес: 628401, Ханты-Мансийский автономный округ - Югра, г. Сургут, ул. Рационализаторов, д. 12/1, офис 2-2) к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 9 по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре (ОГРН 1048600010140, ИНН 8601018550, адрес: 628681, Ханты-Мансийский автономный округ - Югра, г. Мегион, ул. Ленина, 7), при участии в деле в качестве заинтересованных лиц Управления Федеральной налоговой службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре (ОГРН 1048600009622, ИНН 8601024258, адрес: 628011, Ханты-Мансийский автономный округ - Югра, г. Ханты-Мансийск, ул. Дзержинского, 2), Инспекции Федеральной налоговой службы по городу Сургуту Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (ОГРН 1048602093011, ИНН 8602200058, адрес: 628402, Ханты-Мансийский автономный округ - Югра, г. Сургут, ул. Геологическая, 2), о признании незаконным решения от 07.09.2020 N 1,
при участии в судебном заседании представителей:
от Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 9 по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре - Даукшес В.О. по доверенности от 08.05.2020 сроком действия два года;
от Управления Федеральной налоговой службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре - Даукшес В.О. по доверенности от 08.05.2020 сроком действия два года;
УСТАНОВИЛ:
акционерное общество "СМУ Нефтехим" (далее - АО "СМУ Нефтехим", общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 9 по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре (далее - МИФНС России N 9 по ХМАО-Югре, инспекция, налоговый орган) о признании незаконным решения от 07.09.2020 N 1.
К участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены Управление Федеральной налоговой службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре (далее - УФНС России по ХМАО-Югре, Управление), Инспекция Федеральной налоговой службы по городу Сургуту Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (далее - ИФНС России по г. Сургуту ХМАО-Югре).
Решением Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 10.06.2021 по делу N А75-3284/2021 в удовлетворении требований отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, общество обратилось в Восьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
В обоснование апелляционной жалобы ее податель настаивает на нарушении налоговым органом норм статьи 101 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ), необоснованном продлении сроков проведения проверки.
В письменном отзыве УФНС России по ХМАО-Югре просит оставить решение суда первой инстанции без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
От МИФНС России N 9 по ХМАО-Югре поступил отзыв на апелляционную жалобу, который судом апелляционной не принимается, поскольку отсутствуют доказательства его направления лицам, участвующим в деле (часть 1 статьи 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, далее - АПК РФ).
От АО "СМУ Нефтехим" поступило ходатайство о привлечении к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, временного управляющего общества Бурмистрова Р.В.
АО "СМУ Нефтехим", ИФНС России по г. Сургуту ХМАО-Югре, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного заседания, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, ходатайства об отложении слушания по делу не заявили, в связи с чем суд апелляционной инстанции рассмотрел апелляционную жалобу в порядке статьи 156 АПК РФ в отсутствие представителей указанных лиц по имеющимся в деле доказательствам.
В заседании суда апелляционной инстанции, проведенном с использованием систем видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, представитель инспекции и Управления возражал против удовлетворения ходатайства общества.
В пункте 43 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2012 N 35 "О некоторых процессуальных вопросах, связанных с рассмотрением дел о банкротстве" разъяснено, что суд, рассматривающий иски имущественного характера, истцом или ответчиком по которым является должник, по своей инициативе или по ходатайству временного управляющего либо должника привлекает временного управляющего к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне должника (статья 51 АПК РФ).
Суд апелляционной инстанции отмечает, что определением Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 29.04.2021 по делу N А75-20500/2020 в отношении АО "СМУ Нефтехим" введена процедура наблюдения на шесть месяцев, временным управляющим общества утвержден Бурмистров Р.В.
В рамках дела N А75-20500/2020 ИФНС России по г. Сургуту ХМАО-Югре обратилась в суд с заявлением включении в реестр требований кредиторов должника задолженности в размере 216 774 494 руб. Требование налогового органа основано на решении о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения от 07.09.2020 N 1, которое оспаривается в рамках настоящего дела N А75-3284/2021.
Определением Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 22.08.2021 по делу N А75-20500-3/2020 на основании ходатайства ИФНС России по г. Сургуту ХМАО-Югре производство по заявлению ИФНС России по г. Сургуту ХМАО-Югре о включении в реестр требований кредиторов требования в размере 216 774 494 руб. приостановлено до вступления в законную силу судебного акта, завершающего рассмотрение Арбитражным судом Ханты-Мансийского автономного округа - Югры дела N А75-3284/2021.
Таким образом, о рассмотрении настоящего дела временный управляющий общества извещен, препятствия к участию при рассмотрении дела N А75-3284/2021 у временного управляющего общества отсутствовали, соответственно, указанное лицо не было лишено возможности представлять какие-либо пояснения.
Правовых и фактических оснований для вынесения отдельного определения о привлечении к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, временного управляющего общества Бурмистрова Р.В. и отложения рассмотрения жалобы апелляционный суд не усматривает.
В судебном заседании представитель инспекции и Управления поддержал доводы, изложенные в отзыве УФНС России по ХМАО-Югре на апелляционную жалобу, просил оставить решение без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Рассмотрев материалы дела, апелляционную жалобу, отзыв на нее, заслушав представителя инспекции и Управления, суд апелляционной инстанции установил следующие обстоятельства.
Как следует из материалов дела, на основании решения заместителя начальника МИФНС России по крупнейшим налогоплательщикам Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (с 30.04.2019 на основании приказа ФНС России от 21.02.2019 N ММВ-7- 4/81 "О структуре Управления Федеральной налоговой службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре" и приказа Управления от 26.02.2019 N 02-40/035@ "О реорганизационно-штатных мероприятиях в УФНС России по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре" переименована в МИФНС России N 9 по ХМАО-Югре) о проведении выездной налоговой проверки от 28.12.2017 N 22 проведена выездная налоговая проверка АО "СМУ Нефтехим" по вопросу правильности исчисления и своевременности уплаты налогов, сборов за период с 01.01.2014 по 31.12.2016.
В ходе проверки инспекция пришла к выводу о создании АО "СМУ Нефтехим" видимости сделок, формальных условий по взаимоотношениям с фиктивными контрагентами (ООО "МФО "ФПГ Альянс", ООО "ЛенСтройГрупп", ООО "ПромСтройТехМонтаж", ООО "СтройКонсалт", ООО "ТрансСервис", ООО "ТрейдГранд", "Аверс-С", ООО "СФ Антарекс", ООО "КапиталСтрой", ООО "ПрофЭлит", ООО "Трейд-Сервис", ООО "Тритон"), основной целью которых являлось завышение налоговых вычетов по НДС в рамках исполнения договорных отношений и занижение налоговой базы по налогу на прибыль с последующим возмещением денежных средств из бюджета, что отражено в акте проверки от 14.12.2018 N 26.
Не согласившись с выводами, изложенными в акте проверки, налогоплательщиком в порядке пункта 5 статьи 101.4 НК РФ представлены возражения).
На основании решения от 25.02.2019 инспекцией проведены дополнительные мероприятия налогового контроля.
По результатам проведения дополнительных мероприятий налогового контроля инспекцией составлены дополнения к акту проверки от 12.04.2019.
Рассмотрение акта проверки и материалов выездной налоговой проверки неоднократно откладывалось как по инициативе инспекции, так и по инициативе самого налогоплательщика, а также в связи с ограничениями, введенными постановлением Правительства Российской Федерации от 02.04.2020 N 409 (с соответствующими изменениями) и постановлением Губернатора Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 10.07.2020 N 92.
Материалы выездной налоговой проверки рассмотрены инспекцией 07.09.2020 при участии представителя налогоплательщика, по результатам рассмотрения составлен протокол.
Рассмотрев материалы выездной налоговой проверки с учетом представленных обществом возражений и дополнительных документов, инспекцией принято решение от 07.09.2020 N 1 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения. Согласно решению обществу доначислены суммы НДС в размере 128 591 021 руб., начислены пени по НДС в сумме 56 099 141 руб.; доначислены суммы налога на прибыль организаций в размере 21 214 068 руб., начислены пени по налогу на прибыль организаций в сумме 7 462 197 руб., общество привлечено к ответственности по пунктам 1, 3 статьи 122 НК РФ в сумме 2 407 919 руб. в связи неполной уплатой налога на прибыль организаций; доначислены суммы транспортного налога в размере 69 965 руб., начислены пени по транспортному налогу в сумме 30 987 руб., общество привлечено к ответственности по пункту 1 статьи 122 НК РФ в сумме 798 руб. в связи неполной уплатой транспортного налога; также обществу начислены пени в сумме 898 398 руб. за несвоевременную уплату НДФЛ. Размер штрафа определен с учетом применения обстоятельств, смягчающих ответственность.
Обществом направлена в УФНС России по ХМАО-Югре апелляционная жалоба от 26.11.2020 (том 8 л.д. 133-146).
Решением Управления от 29.01.2021 N 07-15/01221@ апелляционная жалоба общества оставлена без удовлетворения (том 3 л.д. 98-115).
Полагая, что решение инспекции от 07.09.2020 N 1 не соответствует налоговому законодательству и нарушает права и законные интересы налогоплательщика, АО "СМУ Нефтехим" обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
10.06.2021 Арбитражным судом Ханты-Мансийского автономного округа - Югры принято решение, являющееся предметом апелляционного обжалования по настоящему делу.
Проверив в порядке статей 266, 268 АПК РФ законность и обоснованность решения суда первой инстанции, суд апелляционной инстанции не находит оснований для его отмены или изменения.
В соответствии с пунктом 1 статьи 198 АПК РФ, частью 4 статьи 200 АПК РФ и пунктом 6 постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" условиями принятия арбитражным судом решения о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов является наличие одновременно двух обязательных условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
Согласно статье 57 Конституции Российской Федерации, пункту 1 статьи 3, подпункту 1 пункта 1 статьи 23 и статье 45 НК РФ налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги в срок, установленный законодательством о налогах и сборах.
Статьей 52 НК РФ предусмотрено, что налогоплательщик самостоятельно исчисляет сумму налога, подлежащую уплате за налоговый период, исходя из налоговой базы, налоговой ставки и налоговых льгот.
В соответствии с пунктом 1 статьи 45 НК РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налогов, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах.
Из положений главы 21 НК РФ следует, что налог на добавленную стоимость представляет собой изъятие в бюджет части добавленной стоимости, создаваемой на всех стадиях производства, и определяется как разница между суммами налога, полученного исходя из стоимости реализованных товаров (услуг), и суммами налога, уплаченного поставщику за данные товары (услуги).
В соответствии с пунктом 1 статьи 247 НК РФ объектом налогообложения по налогу на прибыль организаций признается прибыль, полученная налогоплательщиком. Прибылью для российских организаций, не являющихся участниками консолидированной группы налогоплательщиков, признаются полученные доходы, уменьшенные на величину произведенных расходов, которые определяются в соответствии с главой 25 НК РФ.
Согласно пункту 7 статьи 3 НК РФ в сфере налоговых отношений действует презумпция добросовестности налогоплательщиков. Обязанность по доказыванию факта недобросовестности и представлению соответствующих доказательств возлагается на налоговый орган.
Поскольку вычет расходов из налогооблагаемой прибыли влечет уменьшение размера налоговой обязанности и является формой налоговой выгоды, обоснованность получения этой выгоды может являться предметом оспаривания по основаниям, связанным со злоупотреблением правом, и подлежит оценке судом с учетом необходимости реализации в правоприменительной практике таких публично значимых целей, вытекающих из положений пунктов 1 и 3 статьи 3 НК РФ, как поддержание стабильности налоговой системы, стимулирование участников оборота к вступлению в договорные отношения преимущественно с контрагентами, ведущими реальную хозяйственную деятельность и уплачивающими налоги, обеспечение нейтральности налогообложения по отношению ко всем плательщикам, которые действовали осмотрительно в хозяйственном обороте и не участвовали в уклонении от налогообложения.
Согласно сформированному Верховным Судом Российской Федерации в определениях от 19.08.2015 N 305-КГ15-9089, от 13.11.2015 N 305-КГ15-14956 подходу налогоплательщику может быть отказано в праве на уменьшение налогооблагаемой прибыли на сумму произведенных затрат и налоговых вычетов по НДС в случае, если из совокупности обстоятельств, установленных налоговым органом, следует, что первичные учетные документы, представленные обществом в обоснование понесенных затрат и применения им вычетов по налогу на добавленную стоимость, не свидетельствуют о реальности хозяйственных отношений заявителя с названными контрагентами, направлены на создание фиктивного документооборота с целью получения необоснованной налоговой выгоды в виде уменьшения налогооблагаемой базы по налогу на прибыль организаций и незаконного возмещения сумм налога на добавленную стоимость из бюджета.
Применение налоговых вычетов НДС не допускается, если налогоплательщик участвовал в согласованных с иными лицами действиях, направленных на неправомерное уменьшение налоговой обязанности за счет искусственного наращивания стоимости товаров (работ, услуг) без формирования источника вычета (возмещения) налога, или во всяком случае, если ему было известно о действиях иных лиц, уклоняющихся от уплаты НДС в процессе обращения товаров (работ, услуг) (пункт 34 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 2 (2021), утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 30.06.2021).
Из содержания оспоренного решения следует, что основанием для доначисления НДС, налога на прибыль, соответствующих сумм пеней и штрафов послужили выводы инспекции о нарушении обществом пункта 1 статьи 54.1 НК РФ в результате умышленных действий, выразившихся в сознательном искажении сведений о фактах хозяйственной жизни, об объектах налогообложения, подлежащих отражению в налоговом и (или) бухгалтерском учете, налоговой отчетности налогоплательщика, по взаимоотношениям с контрагентами ООО "ТрейдГранд", "Аверс-С", ООО "СФ Антарекс", ООО "КапиталСтрой", ООО "Тритон", ООО "МФО "ФПГ Альянс", ООО "ЛенСтройГрупп", ООО "ПромСтройТехМонтаж", ООО "ПрофЭлит", ООО "ТрансСервис", ООО "ТрейдСервис".
Доказательств, опровергающих выводы инспекции, изложенные в оспариваемом решении, заявителем не представлено; мотивированных доводов относительно необоснованности доначисления НДС, налога на прибыль, соответствующих сумм пеней и штрафов, а также транспортного налога обществом в заявлении и апелляционной жалобе не приведено (статьи 9, 65 АПК РФ).
Оценив представленные в материалы дела доказательства, суд первой инстанции пришел к выводу о законности оспариваемого решения инспекции.
Проанализировав материалы дела в порядке статьи 71 АПК РФ, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для несогласия с выводами суда первой инстанции в данной части.
При обращении в суд общество, не оспаривая по существу выводы инспекции о совершении налоговых правонарушений в проверяемом периоде, ссылается на нарушение налоговым органом норм статьи 101 НК РФ, неоднократное продление сроков рассмотрения материалов налоговой проверки.
Доводы общества правомерно отклонены судом первой инстанции по следующим основаниям.
Согласно пункту 1 статьи 101 НК РФ материалы налоговой проверки, в ходе которых были выявлены нарушения законодательства о налогах и сборах, а также представленные проверяемым лицом (его представителем) письменные возражения по указанному акту должны быть рассмотрены руководителем (заместителем руководителя) налогового органа, проводившего налоговую проверку. По результатам их рассмотрения руководителем (заместителем руководителя) налогового органа в течение 10 дней со дня истечения срока, указанного в пункте 6 статьи 100 НК РФ, принимается одно из решений, предусмотренных пунктом 7 указанной статьи, или решение о проведении дополнительных мероприятий налогового контроля. Срок рассмотрения материалов налоговой проверки и вынесения соответствующего решения может быть продлен, но не более чем на один месяц.
Из материалов дела следует, что уполномоченным должностным лицом инспекции принимались решения о продлении срока рассмотрения материалов налоговой проверки, об отложении рассмотрения материалов налоговой проверки, в том числе 25.01.2019 N 1/22, 25.02.2019 N 2/22, 27.12.2019 N 1/22, 28.06.2019 N 2/22, 29.07.2019 N 3/22, 29.08.2019 N 3/22, 30.09.2019 N 4/22, 31.10.2019 N 5/22, 02.11.2019 N 6/22, 27.12.2019 N 1/22, 27.01.2020 N 7/22, 27.02.2020 N 10/22, 27.03.2020 N 9/22, 27.04.2020 N 10/22, 29.05.2020 N 11/22, 06.07.2020 N 12/22, 14.07.2020 N 13/22, 28.07.2020 N 14/22, 03.08.2020 N 15/22, 07.08.2020 N 16/22, 13.08.2020 N 17/22, 25.08.2020 N 18/22.
Согласно позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 20.04.2017 N 790-О, нарушение налоговым органом сроков рассмотрения материалов налоговой проверки не препятствует ему в принятии того или иного итогового решения и не может само по себе предрешать его законность, что не позволяет признать такое процессуальное нарушение в качестве безусловного основания для отмены итогового решения налогового органа по смыслу пункта 14 статьи 101 НК РФ.
В рассматриваемом случае неоднократное отложение рассмотрения акта и материалов выездной налоговой проверки обусловлено необходимостью исследования представляемых самим обществом дополнительных документов в течение длительного периода, в том числе и 07.09.2020, а также необходимостью обеспечения права общества на представление возражений. При этом общество не ссылается на конкретные документы и информацию, запрошенные и полученные инспекцией за пределами срока, отведенного для проведения налоговой проверки, и используемые налоговым органом в качестве доказательственной базы при вынесении оспариваемого решения без ознакомления с их результатами налогоплательщика.
Довод о безосновательном затягивании налоговым органом налоговой проверки не соответствует действительности, так как материалами дела подтверждается, что на дату на отложения рассмотрения материалов у налогового органа имелись на то объективные причины, обусловленные, в том числе, представлением обществом дополнительных документов, а также ходатайствами самого налогоплательщика и ограничениями, введенными на территории Российской Федерации и Ханты-Мансийского автономного округа - Югры.
Так, представленными в материалы дела доказательствами подтверждается, что акт налоговой проверки от 14.12.2018 N 26 с извещением от 21.12.2018 N 10-14/09655 о времени и месте рассмотрения материалов налоговой проверки вручены 21.12.2018 представителю общества Панской Е.В., действующей на основании доверенности от 11.01.2018 N 11. Дата рассмотрения материалов проверки согласно извещению назначена на 25.01.2019.
В присутствии представителей общества 25.01.2019 рассмотрены материалы налоговой проверки, письменные возражения, представленные письмом от 17.01.2019 N 5/Т (вх. от 18.01.2019 N 00303), и документы, дополнительно представленные обществом, о чем составлен протокол рассмотрения материалов налоговой проверки от 25.01.2019 N 03-10/11. В связи с необходимостью исследования значительного количества документов (1220 листов), представленных обществом с возражениями, инспекцией принято решение от 25.01.2019 N 1/21 о продлении срока рассмотрения материалов налоговой проверки.
Дата рассмотрения материалов проверки согласно извещению от 13.02.2019 N 10-14/00736 назначена на 25.02.2019, извещение получено налогоплательщиком по телекоммуникационным каналам связи (далее - ТКС) 15.02.2019.
В присутствии представителей общества 25.02.2019 рассмотрены материалы налоговой проверки, письменные возражения от 17.01.2019 N 5/Т (вх. от 18.01.2019 N 00303) и документы, представленные обществом, о чем составлен протокол рассмотрения материалов налоговой проверки от 25.02.2019 N 03-10/19. Кроме того, инспекцией на основании пункта 6 статьи 101 НК РФ вынесено решение от 25.02.2019 N 1/22 о проведении дополнительных мероприятий налогового контроля в срок до 26.03.2019.
Решение о проведении дополнительных мероприятий налогового контроля получено 25.02.2019 представителем общества Панской Е.В., действующей на основании доверенности от 11.01.2018 N 11.
Дополнение к акту налоговой проверки от 12.04.2019, составленное инспекцией по результатам дополнительных мероприятий налогового контроля, а также извещение от 19.04.2019 N 10-14/02019 вручены 19.04.2019 представителю общества Шахназову Э.К., действующему на основании доверенности от 18.04.2019 N 12.
Дата рассмотрения материалов проверки согласно извещению назначена на 29.05.2019.
Без участия представителей общества, надлежащим образом извещенного о времени и месте рассмотрения материалов налоговой проверки, 29.05.2019 рассмотрены материалы налоговой проверки, письменные возражения налогоплательщика от 17.01.2019 N 5/Т (вх. от 18.01.2019 N 00303) и документы, представленные обществом, что подтверждается протоколом от 29.05.2019 N 03-09/48. По результатам рассмотрения указанных документов инспекцией вынесено решение от 27.12.2019 N 1/22 об отложении рассмотрения материалов налоговой проверки в связи с неявкой лица, участие которого необходимо для их рассмотрения, согласно которому рассмотрение материалов проверки назначено на 28.06.2019. Решение направлено по ТКС 31.05.2019 и получено обществом 31.05.2019.
В присутствии представителя общества Иеске В.Н., действующего на основании доверенности от 28.06.2019 N 27, 28.06.2019 инспекцией рассмотрены материалы налоговой проверки, письменные возражения налогоплательщика от 17.01.2019 N 5/Т (вх. от 18.01.2019 N 00303) и документы, представленные обществом, о чем составлен протокол от 28.06.2019 N 03-09/50 и вынесено решение от 28.06.2019 N 2/22 о продлении срока рассмотрения материалов налоговой проверки.
Как указывает налоговый орган, основанием для вынесения решения о продлении срока рассмотрения материалов налоговой проверки явились следующие обстоятельства:
- неполучение инспекцией документов по дополнительным мероприятиям налогового контроля к моменту рассмотрения;
- устное ходатайство представителя общества о продлении сроков рассмотрения материалов налоговой проверки, что отражено в протоколе от 28.06.2019 N 03-09/50.
Новая дата рассмотрения материалов проверки согласно извещению от 28.06.2019 N б/н назначена на 29.07.2019. Указанное извещение направлено 28.06.2019 в адрес общества по ТКС.
Из представленных в материалы дела доказательств следует, что 29.07.2019 без участия представителей общества рассмотрены материалы налоговой проверки, письменные возражения от 17.01.2019 N 5/Т (вх. от 18.01.2019 N 00303) и документы, представленные обществом, о чем составлен протокол от 29.07.2019 N 03-09/56 и вынесено решение от 29.07.2019 N 3/22 о продлении срока рассмотрения материалов налоговой проверки.
Основанием для вынесения решения о продлении срока рассмотрения материалов налоговой проверки явилось обращение общества от 26.07.2019 о продлении срока для предоставления документов.
Новая дата рассмотрения материалов проверки согласно извещению от 06.08.2019 N 09-22/01562 назначена на 29.08.2019, извещение получено обществом по ТКС 07.08.2019.
Без участия представителей общества 29.08.2019 рассмотрены материалы проверки, о чем составлен протокол от 29.08.2019 N 03-09/61 и вынесено решение от 29.08.2019 N 3/22 о продлении срока рассмотрения материалов налоговой проверки. Основанием для вынесения решения о продлении срока рассмотрения материалов налоговой проверки явилось обращение общества от 28.08.2019 N 188/Т о продлении срока рассмотрения материалов проверки.
Кроме того, обществом перед рассмотрением материалов налоговой проверки 27.08.2019 представлены дополнительные документы письмами от 26.08.2019 N 186/Т.
Дата рассмотрения материалов проверки согласно извещению от 29.08.2019 N 09-22/01780 назначена на 30.09.2019, извещение получено обществом 02.09.2019 по ТКС.
В присутствии представителя общества Иеске В.Н. 30.09.2019 рассмотрены материалы проверки, о чем составлен протокол от 30.09.2019 N 03-09/63 и вынесено решение от 30.09.2019 N 4/22 (том 4 л.д. 50) о продлении срока рассмотрения материалов налоговой проверки. Основанием для вынесения решения о продлении срока рассмотрения материалов налоговой проверки явилось обращение общества от 09.09.2019 N 205/Т о продлении срока рассмотрения материалов проверки.
Кроме того, обществом в рамках рассмотрения материалов налоговой проверки 30.09.2019 представлены дополнительные документы письмом от 30.09.2019 N 264.
Новая дата рассмотрения материалов проверки согласно извещению от 30.09.2019 N 09-22/02177 назначена на 31.10.2019, извещение получено представителем общества Иеске В.Н.
В присутствии представителя общества Иеске В.Н. 31.10.2019 рассмотрены материалы проверки, о чем составлен протокол от 31.10.2019 N 03-09/65 и вынесено решение от 31.10.2019 N 5/22 о продлении срока рассмотрения материалов налоговой проверки. Основанием для вынесения решения о продлении срока рассмотрения материалов налоговой проверки явилось предоставление обществом 31.10.2019 дополнительных документов письмом от 31.10.2019 N 272.
Дата рассмотрения материалов проверки согласно извещению от 31.10.2019 N 09-22/02598 назначена на 02.12.2019. Извещение получено представителем общества Иеске В.Н.
В присутствии представителя общества Иеске В.Н. 02.12.2019 рассмотрены материалы проверки, о чем составлен протокол от 02.12.2019 N 03-09/67 и вынесено решение от 02.12.2019 N 6/22 о продлении срока рассмотрения материалов налоговой проверки. Основанием для вынесения решения о продлении срока рассмотрения материалов налоговой проверки явилось предоставление обществом 02.12.2019 дополнительных документов письмом от 02.12.2019 N б/н.
Дата рассмотрения материалов проверки согласно извещению от 02.12.2019 N 09-22/02904 назначена на 27.12.2019. Извещение получено представителем общества Иеске В.Н.
Без участия представителей общества 27.12.2019 рассмотрены материалы проверки, о чем составлен протокол от 27.12.2019 N 03-09/69 и вынесено решение от 27.12.2019 N 1/22 об отложении рассмотрения материалов налоговой проверки (проверки полноты исчисления и уплаты налогов в связи с совершением сделок между взаимозависимыми лицами) в связи с неявкой лица, участие которого необходимо для их рассмотрения.
Основанием для вынесения указанного решения явилось также обращение общества от 26.12.2019 N 252/С с ходатайством об отложении рассмотрения материалов проверки.
Дата рассмотрения материалов проверки согласно извещению от 27.12.2019 N 09-22/03261 назначена на 27.01.2020. Извещение получено обществом 27.01.2020 по ТКС.
В присутствии представителей общества Левченко И.А., действующего на основании доверенности от 27.11.2019 N б/н, Панской Е.В., действующей на основании доверенности от 11.01.2018 N 11, 27.01.2020 рассмотрены материалы проверки, о чем составлен протокол от 27.01.2020 N 03-09/01 и вынесено решение от 27.01.2020 N 7/22 о продлении срока рассмотрения материалов налоговой проверки.
Основанием для вынесения решения об отложении срока рассмотрения материалов налоговой проверки явилось ходатайство общества, заявленное в ходе рассмотрения материалов налоговой проверки, о предоставлении возможности на подготовку и представление документов, что отражено в протоколе рассмотрения материалов проверки от 27.01.2020 N 03-09/01.
Дата рассмотрения материалов проверки согласно извещению от 27.01.2020 N 09-22/00289 назначена на 27.02.2020, извещение получено обществом 28.01.2020 по ТКС.
В присутствии представителя общества Иеске В.Н. 27.02.2020 рассмотрены материалы проверки, о чем составлен протокол от 27.02.2020 N 03-09/02 и вынесено решение от 27.02.2020 N 8/22 о продлении срока рассмотрения материалов налоговой проверки.
Основанием для вынесения указанного решения явилось ходатайство общества, заявленное в ходе рассмотрения материалов налоговой проверки, о предоставлении возможности на подготовку и представление документов, что отражено в протоколе рассмотрения материалов проверки от 27.02.2020 N 03-09/2.
Дата рассмотрения материалов проверки согласно извещению от 27.02.2020 N 09-22/00602 назначена на 27.03.2020, извещение получено представителем общества Иеске В.Н.
В присутствии представителя общества Иеске В.Н. 27.03.2020 рассмотрены материалы проверки, о чем составлен протокол от 27.03.2020 N 03-09/03 и вынесено решение от 27.03.2020 N 9/22 о продлении срока рассмотрения материалов налоговой проверки. Основанием для вынесения решения об отложения срока рассмотрения материалов налоговой проверки явилось ходатайство общества, заявленное в ходе рассмотрения материалов налоговой проверки, о предоставлении возможности на подготовку и представление документов, что отражено в протоколе рассмотрения материалов проверки от 27.03.2020 N 03-09/03. Кроме того, обществом перед рассмотрением материалов налоговой проверки письмом от 26.03.2020 N 19/С представлены дополнительные документы.
Дата рассмотрения материалов проверки согласно извещению от 27.03.2020 N 09-22/00990 назначена на 27.04.2020, извещение получено представителем общества Иеске В.Н.
Без участия представителей общества 27.04.2020 рассмотрены материалы проверки, о чем составлен протокол от 27.04.2020 N 03-09/04 и вынесено решение от 27.04.2020 N 10/22 о продлении срока рассмотрения материалов налоговой проверки.
Основанием для вынесения решения о продлении срока рассмотрения материалов налоговой проверки явился Указ Президента Российской Федерации от 02.04.2020 N 239 "Об объявлении в Российской Федерации нерабочих дней" с 02.04.2020 по 30.04.2020, а также обращение общества от 27.04.2020 N 36 о переносе даты рассмотрения материалов налоговой проверки.
Дата рассмотрения материалов проверки согласно извещению от 27.04.2020 N 09-22/б/н назначена на 27.05.2020, извещение получено обществом 29.04.2020 по ТКС.
Без участия представителей общества 27.05.2020 рассмотрены материалы проверки, о чем составлен протокол от 27.05.2020 N 03-09/05 и вынесено решение от 29.05.2020 N 11/22 о продлении срока рассмотрения материалов налоговой проверки. Основанием для вынесения решения о продлении срока рассмотрения материалов налоговой проверки явились изменения, внесенные постановлением Правительства Российской Федерации от 30.05.2020 N 792 в пункты 3, 4 постановления Правительства Российской Федерации от 02.04.2020 N 409 "О мерах по обеспечению устойчивого развития экономики".
Дата рассмотрения материалов проверки согласно извещению от 02.06.2020 N 09-22/01585 назначена на 01.07.2020, извещение получено обществом 05.06.2020 по ТКС.
Без участия представителей общества 01.07.2020 рассмотрены материалы проверки, о чем составлен протокол от 01.07.2020 N 03-09/06 и вынесено решение от 06.07.2020 N 12/22 о продлении срока рассмотрения материалов налоговой проверки. Основанием для вынесения решения о продлении срока рассмотрения материалов налоговой проверки явилось постановление Губернатора Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 04.07.2020 N 88 "О дополнительных мерах по предотвращению завоза и распространения новой коронавирусной инфекции, вызванной COVID-19, в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре", а также обращение общества от 01.07.2020 N б/н о переносе даты рассмотрения материалов налоговой проверки.
Дата рассмотрения материалов проверки согласно извещению от 07.07.2020 N 09-22/01938, назначена на 14.07.2020, извещение получено обществом 08.07.2020 по ТКС.
Без участия представителей общества 14.07.2020 рассмотрены материалы проверки, о чем составлен протокол от 14.07.2020 N 03-09/06/1 и вынесено решение от 14.07.2020 N 13/22 о продлении срока рассмотрения материалов налоговой проверки. Основанием для вынесения указанного решения явилось постановление Губернатора Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 10.07.2020 N 92 "О дополнительных мерах по предотвращению завоза и распространения новой каронавирусной инфекции, вызванной COVID-19, в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре", а также обращение общества от 14.07.2020 N б/н о переносе даты рассмотрения материалов налоговой проверки.
Дата рассмотрения материалов проверки согласно извещению от 14.07.2020 N 09-22/1987 назначена на 28.07.2020, извещение получено обществом 28.07.2020 по ТКС.
Без участия представителей общества 28.07.2020 рассмотрены материалы проверки, о чем составлен протокол от 28.07.2020 N 03-09/07 и вынесено решение от 28.07.2020 N 14/22 о продлении срока рассмотрения материалов налоговой проверки. Основанием для вынесения решения о продлении срока рассмотрения материалов налоговой проверки явилось обращение общества от 27.07.2020 N б/н о переносе даты рассмотрения материалов налоговой проверки и предоставление налогоплательщиком письмом от 23.07.2020 N 167 дополнительных документов.
Дата рассмотрения материалов проверки согласно извещению от 27.07.2020 N 09-22/02103 назначена на 03.08.2020, извещение получено обществом по ТКС.
Без участия представителей общества 03.08.2020 рассмотрены материалы проверки, о чем составлен протокол от 03.08.2020 N 03-09/07/1 и вынесено решение от 03.08.2020 N 15/22 о продлении срока рассмотрения материалов налоговой проверки. Основанием для вынесения решения о продлении срока рассмотрения материалов налоговой проверки явилось обращение общества от 31.07.2020 о переносе даты рассмотрения материалов налоговой проверки.
Дата рассмотрения материалов проверки согласно извещению от 03.08.2020 N 09-22/02190 назначена на 07.08.2020, извещение получено обществом 03.08.2020 по ТКС.
Без участия представителей общества 07.08.2020 рассмотрены материалы проверки, о чем составлен протокол от 07.08.2020 N 03-09/07/2 и вынесено решение от 07.08.2020 N 16/22 о продлении срока рассмотрения материалов налоговой проверки. Основанием для вынесения решения о продлении срока рассмотрения материалов налоговой проверки явилось обращение общества от 06.08.2020 о переносе даты рассмотрения материалов налоговой проверки.
Дата рассмотрения материалов проверки согласно извещению от 07.08.2020 N 09-22/02251 назначена на 13.08.2020, извещение обществом по ТКС не получено.
13.08.2020 представители общества не явились, что подтверждается протоколом от 13.08.2020 N 03-09/07/3. Инспекцией вынесено решение от 13.08.2020 N 17/22 о продлении срока рассмотрения материалов налоговой проверки. Основанием для вынесения указанного решения явилось обращение общества от 12.08.2020 о переносе даты рассмотрения материалов налоговой проверки.
Дата рассмотрения материалов проверки согласно извещению от 13.08.2020 N 09-22/02300 назначена на 25.08.2020, извещение получено обществом 14.08.2020 по ТКС.
Без участия представителей общества 25.08.2020 рассмотрены материалы проверки, о чем составлен протокол от 25.08.2020 N 03-09/07/4 и вынесено решение от 25.08.2020 N 18/22 о продлении срока рассмотрения материалов налоговой проверки. Основанием для вынесения решения о продлении срока рассмотрения материалов налоговой проверки явилось обращение общества от 18.08.2020 о переносе даты рассмотрения материалов налоговой проверки.
Дата рассмотрения материалов проверки согласно извещению от 25.08.2020 N 09-22/02404 назначена на 07.09.2020, извещение получено обществом 25.08.2020 по ТКС.
Кроме того, инспекцией направлялось письмо от 11.08.2020 N 09-22/02281 в адрес налогоплательщика с предложением о принятии участия в рассмотрении материалов налоговой проверки путем проведения видеоконференцсвязи. Ответ обществом не представлен.
Налогоплательщику направлено письмо от 21.08.2020 N 09-22/02376, в котором указано на намеренное продление сроков рассмотрения материалов выездной налоговой проверки, а также на факты непредставления документов на запросы инспекции (в части представления информации (документов) для рассмотрения вопроса о применении обеспечительных мер).
Кроме того, налоговый орган письмами от 25.08.2020 N 09-22/02404, от 26.08.2020 N 09-22/02409 сообщил о дате и времени рассмотрения материалов налоговой проверки и предложил провести рассмотрение материалов налоговой проверки по адресу нахождения налогового органа, проводившего налоговую проверку, и адресу налогового органа, по месту нахождения общества (ИФНС России по г. Сургуту).
Общество письмом от 02.09.2020 просило провести рассмотрение в 14 час. 00 мин. в г. Мегионе.
При участии представителя общества Иеске В.Н., действующего на основании доверенности от 01.12.2017 N 8, инспекцией 07.09.2020 рассмотрены материалы проверки, о чем составлен протокол рассмотрения материалов налоговой проверки от 07.09.2020 N 03-09/08.
Обществом в день рассмотрения материалов налоговой проверки письмом от 07.09.2020 представлены дополнительные документы.
По результатам рассмотрения материалов налоговой проверки, возражений на акт налоговой проверки и представленных обществом документов инспекцией вынесено оспариваемое решение, которое вручено 14.09.2020 представителю общества Иеске В.Н., действующему на основании доверенности от 14.09.2020 N 15.
Принимая во внимание вышеизложенные обстоятельства, суд апелляционной инстанции поддерживает вывод суда первой инстанции о том, что при продлении сроков рассмотрения материалов налоговой проверки инспекцией не были нарушены требования НК РФ, влекущие возможность признания решения налогового органа недействительным.
Инспекцией обеспечено право АО "СМУ Нефтехим" на представление соответствующих возражений, пояснений и документов для объективной оценки доводов общества при вынесении оспариваемого решения при привлечении общества к налоговой ответственности.
Довод общества о том, что налоговым органом не принималось решение о проведении дополнительных мероприятий налогового контроля, опровергается представленной в материалы дела копией решения от 25.02.2019 N 1/22, которая была вручена 15.02.2019 представителю общества Панской Е.В., действующей на основании доверенности от 11.01.2018 N б/н.
В свою очередь дополнения к акту налоговой проверки от 12.04.2019 вручены 19.04.2019 представителю общества Шахназову Э.К., о чем свидетельствует его подпись в соответствующей графе.
Также представителем общества Иеске В.Н., действующем на основании доверенности от 28.06.2019 N 27, осуществлено ознакомление с материалами налоговой проверки и дополнительных мероприятий налогового контроля, о чем свидетельствует подпись представителя в протоколе ознакомления от 28.06.2019.
Обществом не оспаривались решение о проведении дополнительных мероприятий налогового контроля, дополнения к акту налоговой проверки, не заявлены доводы о недействительности выводов инспекции, сделанных на основании материалов, полученных в ходе проведения дополнительных мероприятий налогового контроля.
Кроме того, нарушение налоговым органом сроков рассмотрения материалов проверки и принятия итогового решения не являются существенными нарушениями процедуры рассмотрения материалов налоговой проверки.
Таким образом, инспекцией соблюдена процедура рассмотрения материалов налоговой проверки при вынесения оспариваемого решения.
Доводы АО "СМУ Нефтехим" о том, что продление сроков рассмотрения материалов проверки нарушает его имущественные права, так как в соответствии со статьей 75 НК РФ на сумму недоимки, указанную в решении инспекции, обществу начисляются пени за весь период рассмотрения материалов проверки, признаны судом апелляционной инстанции несостоятельными, исходя из следующего.
В соответствии с пунктом 1 статьи 45 НК РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога на прибыль организаций по консолидированной группе налогоплательщиков исполняется ответственным участником этой группы, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный в соответствии с настоящим Кодексом.
Согласно пункту 1 статьи 75 НК РФ пеней признается установленная данной статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.
Каких-либо исключений по начислению (не начислению) пеней статья 75 НК РФ не содержит. При этом налогоплательщик в целях избежания начисления пеней имеет право в силу части 1 статьи 45 НК РФ добровольно перечислить своевременно не уплаченные налоги как в момент проведения выездной налоговой проверки, так и после составления акта до вынесения решения по результатам выездной налоговой проверки.
Таким образом, в рассматриваемом случае начисление пеней непосредственно связано с несвоевременной уплатой налогов в бюджет. До фактической уплаты налога в бюджет налогоплательщик неправомерно пользуется этими денежными средствами, причиняя тем самым потери бюджету, при этом, извлекая для себя незаконные преимущества путем неосновательного сбережения имущества, что влечет, соответственно, его обязанность компенсировать потери бюджету в полном объеме.
Конституционный Суд Российской Федерации неоднократно отмечал (постановление от 17.12.1996 N 20-П, определение от 08.02.2007 N 381-О-П), что по смыслу статьи 57 Конституции Российской Федерации налоговое обязательство состоит в обязанности налогоплательщика уплатить определенный налог, установленный законом; неуплата налога в срок должна быть компенсирована погашением задолженности по налоговому обязательству, полным возмещением ущерба, понесенного государством в результате несвоевременного внесения налога, поэтому к сумме собственно не внесенного в срок налога (недоимки) законодатель вправе добавить дополнительный платеж - пеню как компенсацию потерь государственной казны в результате недополучения налоговых сумм в срок.
Таким образом, по результатам проведения проверки АО "СМУ Нефтехим" инспекцией правомерно доначислены пени на сумму своевременно неуплаченных налогов.
Суд апелляционной инстанции, исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства применительно к статье 112 НК РФ, не установил наличие иных смягчающих ответственность общества обстоятельств.
Доводов, основанных на доказательственной базе, которые бы опровергали выводы суда первой инстанции, влияли бы на законность и обоснованность решения суда первой инстанции, апелляционная жалоба не содержит.
Нормы материального права применены арбитражным судом первой инстанции правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ в любом случае основаниями для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено. Следовательно, оснований для отмены обжалуемого решения арбитражного суда не имеется, апелляционная жалоба заявителя удовлетворению не подлежит.
Судебные расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы в соответствии со статьей 110 АПК РФ относятся на общество.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьёй 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 10.06.2021 по делу N А75-3284/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
Н.Е. Иванова |
Судьи |
О.Ю. Рыжиков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А75-3284/2021
Истец: АО "СМУ НЕФТЕХИМ", Восьмой Арбитражный Апелляционный суд
Ответчик: МЕЖРАЙОННАЯ ИНСПЕКЦИЯ ФЕДЕРАЛЬНОЙ НАЛОГОВОЙ СЛУЖБЫ N 9 ПО ХАНТЫ-МАНСИЙСКОМУ АВТОНОМНОМУ ОКРУГУ - ЮГРЕ, Межрайонная инспекция Федерьной налоговой службы N 9 по Ханты-Мансийскому автономному округу-Югре
Третье лицо: МИФНС N6 по ХМАО-Югре, ИНСПЕКЦИЯ ФЕДЕРАЛЬНОЙ НАЛОГОВОЙ СЛУЖБЫ ПО Г. СУРГУТУ ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА - ЮГРЫ, Межрайонная инспекция федеральной налоговой службы N 6 по ХМАО, УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ НАЛОГОВОЙ СЛУЖБЫ ПО ХАНТЫ-МАНСИЙСКОМУ АВТОНОМНОМУ ОКРУГУ - ЮГРЕ