г. Челябинск |
|
15 февраля 2024 г. |
Дело N А34-12454/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 08 февраля 2024 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 15 февраля 2024 года.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Плаксиной Н.Г.,
судей Киреева П.Н., Калашника С.Е.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Козельской Е.М., рассмотрел в открытом судебном заседании с использованием систем видеоконференц-связи апелляционную жалобу Департамента имущественных и земельных отношений Курганской области на решение Арбитражного суда Курганской области от 14 декабря 2023 года по делу N А34-12454/2023.
В судебном заседании принял участие представитель Управления Федеральной антимонопольной службы по Курганской области - Чеботина М.П. (служебное удостоверение, доверенность от 28.12.2023, диплом).
Департамент имущественных и земельных отношений Курганской области (далее также - заявитель, Департамент) обратился в Арбитражный суд Курганской области с заявлением, в котором просит решение, вынесенное Управлением Федеральной антимонопольной службы по Курганской области (далее - заинтересованное лицо, Курганское УФАС России, Управление) по делу о нарушении законодательства о контрактной системе в сфере закупок от 23.06.2023 N 045/06/36-319/2023 отменить и прекратить производство по делу.
Судом первой инстанции в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Государственное казенное учреждение "Центр закупок и бухгалтерского учета Курганской области" (далее также - ГКУ "Центр закупок и бухгалтерского учета Курганской области"), общество с ограниченной ответственностью "Интрэк" (далее также - ООО "Интрэк").
Решением Арбитражного суда Курганской области от 14.12.2023 (резолютивная часть решения объявлена 11.12.2023) по делу N А34-12454/2023 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с вынесенным решением, Департамент (далее также - податель апелляционной жалобы, апеллянт) обратился в Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, апелляционную жалобу - удовлетворить.
В обоснование доводов апелляционной жалобы её податель указывает, что основаниями для принятия решения об отмене закупки являлись: режим чрезвычайной ситуации, введенный в связи с природными пожарами весной 2023 год; отзыв лимитов бюджетных обязательств, что подтверждается Распоряжением N 411, из содержания которого можно установить по каким именно план-графикам или закупкам будут отозваны лимиты бюджетных обязательств, поскольку указанный документ содержит графы с наименованием КБК.
Апеллянт обращает внимание, что заказчик имеет право заключить контракт только при наличии лимитов бюджетных обязательств. Единственным возможным вариантом действий Департамента, в сложившихся обстоятельствах, не нарушавшим положения законодательства Российской Федерации, была отмена закупок в соответствии с частью 1 статьи 36 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закон N 44-ФЗ, Закон о контрактной системе).
Однако ввиду отсутствия функционала ЕИС, позволяющего отменить закупку по истечению сроков в случае возникновения обстоятельств непреодолимой силы, Департамент был вынужден воспользоваться единственным доступным функционалом ЕИС, позволяющим предотвратить начало процедуры заключения контракта - формирование протокола отказа от заключения контракта.
Таким образом, несмотря на формальный выбор в качестве основания для принятия решения части 9 статьи 31 Законом о контрактной системе, Заказчиком была осуществлена именно отмена закупки ввиду возникновения обстоятельств непреодолимой силы, в соответствии с частью 1 статьи 36 Закона о контрактной системе.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично путём размещения указанной информации на официальном сайте Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда в сети Интернет.
В соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в отсутствие представителей Департамента имущественных и земельных отношений Курганской области, ГКУ "Центр закупок и бухгалтерского учета Курганской области" и ООО "Интрэк".
На основаниях и в порядке, предусмотренных статьей 153.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебное заседание арбитражного апелляционного суда проводилось с использованием систем видеоконференц-связи. Судом, организующим видеоконференц-связь, является Арбитражный суд Курганской области.
До начала судебного заседания от ГКУ "Центр закупок и бухгалтерского учета Курганской области" и Курганского УФАС России поступили отзывы на апелляционную жалобу, которые приобщены к материалам в порядке статьи 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В представленном отзыве на апелляционную жалобу ГКУ "Центр закупок и бухгалтерского учета Курганской области" поддержало доводы апеллянта.
Курганское УФАС России в отзыве на апелляционную жалобу и его представитель в судебном заседании отклонил изложенные в апелляционной жалобе доводы и просил арбитражный апелляционный суд оставить решение без изменения.
Законность и обоснованность судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в пределах доводов апелляционной жалобы.
Как следует из материалов дела, 03.06.2023 на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок (https://zakupki.gov.ru) опубликовано извещение N 0843500000223003320 о проведении запроса котировок в электронной форме на приобретение благоустроенного жилого помещения для детей-сирот и детей оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (р.п. Варгаши).
Размещение осуществлялось Уполномоченным учреждением - ГКУ "Центр закупок и бухгалтерского учета Курганской области".
Заказчик - Департамент имущественных и земельных отношений Курганской области.
Начальная (максимальная) цена контракта - 1 908 159 руб. Дата и время окончания срока подачи заявок: 09.06.2023 07:00 (МСК+2). Дата подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - 14.06.2023.
14.06.2023 в 16:08 (МСК+2) в извещении размещен протокол подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) (N 0843500000223003320), согласно которому по окончании срока подачи заявок на участие в закупке подана только одна заявка на участие в закупке.
По результатам электронной процедуры контракт заключается с участником, подавшим единственную заявку с идентификационным номером - 156. В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 52 Закона о контрактной системе, электронная процедура признана несостоявшейся.
15.06.2023 в 16:58 (МСК+2) заказчиком размещен протокол об отказе от заключения контракта от 15.06.2023 N ПОК20_1 (далее - Протокол).
Сформированный посредством функциональных сервисов ГИС ЕИС протокол содержит общую информацию: наименование объекта закупки - приобретение благоустроенного жилого помещения для детей-сирот и детей оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (р.п. Варгаши).
Наименование заказчика - Департамент имущественных и земельных отношений Курганской области.
Заявка - от 08.06.2023 N 156 19:05 (МСК+2).
Кроме того, формой Протокола предусмотрено обоснование решения: основание для принятия решения - "Участник закупки не соответствует требованиям, указанным в части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе (часть 9 статьи 31 Закона о контрактной системе).
19.06.2023 в Курганское УФАС России поступила жалоба ООО "Интрэк" на действия заказчика при осуществлении закупки путем проведения запроса котировок в электронной форме на приобретение благоустроенного жилого помещения для детей-сирот и детей оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (р.п. Варгаши) (извещение N 0843500000223003320).
Курганское УФАС России установило, что жалоба заявителя подана в надлежащий срок, а также соответствует требованиям, предусмотренным статьей 105 Закона о контрактной системе.
В жалобе заявитель указывает, что в период приема заявок на участие в закупке (извещение N 0843500000223003320) ООО "ИНТРЭК" подало заявку, соответствующую требованиям извещения об осуществлении закупки.
В протоколе подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) (N 0843500000223003320) от 14.06.2023 указано, что по результатам электронной процедуры контракт заключается с участником, подавшим единственную заявку с идентификационным номером заявки - 156 (ООО "ИНТРЭК"), в соответствии с пунктом 25 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе в порядке, установленном статьей 51 Закона о контрактной системе.
Однако, 15.06.2023 заказчиком опубликован протокол об отказе от заключения контракта с ООО "Интрэк", причина отказа: участник закупки не соответствует требованиям, указанным в части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе (часть 9 статьи 31 Закона о контрактной системе).
По итогам рассмотрения обращения и внеплановой проверки Комиссией Курганского УФАС России 23.06.2023 вынесено решение по делу N 045/06/36-319/2023, которым жалоба ООО "Интрэк" признана обоснованной; в действиях Департамента признано нарушение частей 9, 11 статьи 31, пункта 1 части 2 статьи 36 Закона о контрактной системе.
Полагая, что решение антимонопольного органа является незаконным, Департамент имущественных и земельных отношений Курганской области обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции пришёл к выводу о соответствии оспариваемого решения антимонопольного органа действующему законодательству и отсутствии нарушений прав и законных интересов Департамента.
Оценив повторно в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации все имеющиеся в деле доказательства в их совокупности, суд апелляционной инстанции считает, что выводы суда первой инстанции являются правильными, соответствуют обстоятельствам дела и действующему законодательству.
Из системного толкования части 1 статьи 198, части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации следует, что для признания недействительным ненормативного правового акта необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие оспариваемого акта закону или иному нормативному правовому акту и нарушение данным актом прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской деятельности и иной экономической деятельности.
При этом нарушение прав и законных интересов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности в силу статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации с учетом особенностей главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации должен доказать заявитель.
В соответствии с пунктом 7 части 1 статьи 1 Федерального закона N 44-ФЗ данный закон регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок, в части, касающейся, в том числе контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Согласно статьям 99, 105 Закона о контрактной системе, пункту 4 Положения о Федеральной антимонопольной службе, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 N 331, полномочия по осуществлению контроля в сфере закупок возложены на Федеральную антимонопольную службу, которая осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы.
Согласно пункту 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе контрольный орган в сфере закупок проводит внеплановую проверку в случае получения обращения участника закупки либо осуществляющих общественный контроль общественного объединения или объединения юридических лиц с жалобой на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, оператора электронной площадки или комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностных лиц контрактной службы, контрактного управляющего. Рассмотрение такой жалобы осуществляется в порядке, установленном главой Закона о контрактной системе. В случае, если внеплановая проверка проводится на основании жалобы участника закупки, по результатам проведения указанной проверки и рассмотрения такой жалобы принимается единое решение.
Согласно части 2 статьи 99 Закона о контрактной системе контроль в сфере закупок осуществляется, в том числе, в отношении заказчиков, комиссий по осуществлению закупок и их членов.
В силу постановления Правительства Российской Федерации от 26.08.2013 N 728 Федеральная антимонопольная служба является федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и согласование применения закрытых способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
Таким образом, решение принято уполномоченным органом.
Правоотношения, связанные с обеспечением государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок, регламентируются Законом о контрактной системе.
Согласно статье 7 Закона о контрактной системе, в Российской Федерации обеспечивается свободный и безвозмездный доступ к информации о контрактной системе в сфере закупок.
Открытость и прозрачность информации, указанной в части 1 настоящей статьи, обеспечиваются, в частности, путем ее размещения в единой информационной системе.
Информация, предусмотренная настоящим Федеральным законом и размещенная в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной.
Часть 1 статьи 8 Закона о контрактной системе, гласит что, контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
В соответствии с частью 2 статьи 8 Закона о контрактной системе, конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
В части 3 статьи 24 Закона о контрактной системе сказано, что для целей настоящего Федерального закона, электронный конкурс, электронный аукцион, электронный запрос котировок, закупка товара у единственного поставщика на сумму, предусмотренную частью 12 статьи 93 настоящего Федерального закона, считаются также электронными процедурами, а закрытый электронный конкурс, закрытый электронный аукцион - закрытыми электронными процедурами.
В соответствии с частью 1 статьи 50 Закона о контрактной системе, электронный запрос котировок начинается с размещения в единой информационной системе извещения об осуществлении закупки. Заявка на участие в закупке должна содержать информацию и документы, предусмотренные подпунктами "м" - "п" пункта 1, подпунктами "а" - "в" пункта 2, пунктом 3 или пунктом 4, пунктом 5 части 1 статьи 43 настоящего Федерального закона. Заявка также может содержать информацию и документы, предусмотренные подпунктом "д" пункта 2 части 1 статьи 43 настоящего Федерального закона.
В части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе, перечислен перечень сведений, которые должны быть указаны в извещении при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов.
В силу пункта 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает требование к участникам закупки о соответствии требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
14.06.2023 16:08 (МСК+2) в извещении размещен протокол подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) (N 0843500000223003320), согласно которому по окончании срока подачи заявок на участие в закупке подана только одна заявка на участие в закупке.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 52 Закона о контрактной системе, электронная процедура признана несостоявшейся.
По результатам электронной процедуры контракт заключается с участником, подавшим единственную заявку с идентификационным номером заявки - 156 (ООО "Интрэк"), в соответствии с пунктом 25 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе, в порядке, установленном статьей 51 Закона о контрактной системе.
15.06.2023 в 16:58 (МСК+2) Заказчиком размещен Протокол об отказе от заключения контракта от 15.06.2023 N ПОК20_1 (далее - Протокол).
Сформированный посредством функциональных сервисов ГИС ЕИС Протокол содержит общую информацию: наименование объекта закупки - приобретение благоустроенного жилого помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (р.п. Варгаши);
наименование заказчика - Департамент имущественных и земельных отношений Курганской области;
Заявка - от 08.06.2023 N 156 19:05 (МСК+2).
Кроме того, формой Протокола предусмотрено обоснование решения: основание для принятия решения - "Участник закупки не соответствует требованиям, указанным в части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе (часть 9 статьи 31 Закона о контрактной системе).
Факт - основание для принятия решения - Уменьшение бюджетных ассигнований и лимитов бюджетных обязательства на приобретение жилых помещений для обеспечения ими лиц из числа детей-сирот.
Реквизиты подтверждающих документов - Распоряжение Департамента финансов Курганской области от 14.06.2023 N 411".
К данному Протоколу прикреплен файл, содержащий скан-образ приказа Департамента имущественных и земельных отношений Курганской области от 15.06.2023 N 69-од об отмене закупок.
Как следует из пояснений, представителей заказчика и уполномоченного учреждения, факт несоответствия единственного участника с идентификационным номером заявки 156 заказчиком установлен не был.
При этом, по мнению Департамента, отмена закупки осуществлена исключительно, в связи обстоятельствами независящими от заказчика, а именно ввиду отзыва лимитов бюджетных обязательств, произведенных в целях реализации мер поддержки граждан, пострадавших от чрезвычайной ситуации и утративших в результате природных пожаров единственное жилье, вместе с тем, ввиду отсутствия технической возможности отменить закупку по истечении сроков, в случае возникновения обстоятельств непреодолимой силы, Департамент был вынужден воспользоваться единственным доступным функционалом ЕИС, формирование протокола отказа от заключения контракта.
В подтверждение своих доводов в материалы антимонопольного дела представлены скриншоты личных кабинетов заказчика и уполномоченного учреждения в ГИС ЕИС, записи действий, выполняемых в личном кабинете Уполномоченного учреждения, Заказчика, выполненные с помощью ГИС "Независимый регистратор".
Заявителем представлены скриншоты уведомлений, поступивших от электронной торговой площадки, поступивших в личный кабинет ООО "Интрэк" на площадке АО "Сбербанк-АСТ".
При проведении электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик не позднее чем за один рабочий день до даты окончания срока подачи заявок на участие в закупке формирует с использованием единой информационной системы извещение об отмене закупки, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает его в единой информационной системе. С момента размещения указанного извещения в единой информационной системе закупка считается отмененной. При проведении закрытых электронных процедур такое извещение не размещается на официальном сайте;
2) оператор электронной площадки, оператор специализированной электронной площадки не позднее одного часа с момента размещения в соответствии с пунктом 1 настоящей части в единой информационной системе извещения об отмене закупки возвращают участникам закупки поданные ими заявки на участие в закупке и направляют таким участникам уведомление о размещении в единой информационной системе извещения об отмене закупки (часть 2 статьи 36 Закона о контрактной системе).
Из материалов дела следует, что Уполномоченным учреждением 03.06.2023 в ЕИС размещено извещение об осуществлении запроса котировок в электронной форме N 0843500000223003320.
Дата и время окончания срока подачи заявок: 09.06.2023 07:00 (МСК+2).
Следовательно, отмена закупки могла быть произведена Департаментом только до 08.06.2023.
15.06.2023 в 16:58 (МСК+2) заказчиком размещен Протокол об отказе от заключения контракта от 15.06.2023 N ПОК20_1.
Таким образом, срок, предусмотренный в пункте 1 части 2 статьи 36 Закона о контрактной системе заказчиком нарушен.
По истечении сроков, предусмотренных статьей 36 Закона о контрактной системе, и до заключения контракта заказчик вправе отменить закупку только в случае возникновения обстоятельств непреодолимой силы (часть 1 статьи 36 Закона о контрактной системе).
В качестве обстоятельств непреодолимой силы заявителем указано на отзыв лимитов бюджетных обязательств вызванный необходимостью реализации мер поддержки граждан, пострадавших от чрезвычайной ситуации и утративших в результате природных пожаров единственное жилье.
Согласно разъяснениям, приведенным в пункте 8 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2016 N 7 "О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств", требование чрезвычайности подразумевает исключительность рассматриваемого обстоятельства, наступление которого не является обычным в конкретных условиях. Если иное не предусмотрено законом, обстоятельство признается непредотвратимым, если любой участник гражданского оборота, осуществляющий аналогичную с должником деятельность, не мог бы избежать наступления этого обстоятельства или его последствий. Не могут быть признаны непреодолимой силой обстоятельства, наступление которых зависело от воли или действий стороны обязательства, например, отсутствие у должника необходимых денежных средств, нарушение обязательств его контрагентами, неправомерные действия его представителей.
В соответствии с пунктом 3 статьи 401 Гражданского кодекса Российской Федерации обстоятельствами непреодолимой силы являются чрезвычайные и непредотвратимые при данных условиях обстоятельства.
Непредотвратимость означает, что любой участник гражданского оборота, осуществляющий аналогичную с должником деятельность, не мог бы избежать наступления этого обстоятельства или его последствий. Непредотвратимость должна быть объективной, а не субъективной.
К обстоятельствам непреодолимой силы можно отнести природную чрезвычайную ситуацию, явление общественной жизни.
Торгово-промышленная палата России включает в перечень обстоятельств непреодолимой силы стихийные бедствия (землетрясение, наводнение, ураган), пожар, массовые заболевания (эпидемии), забастовки, военные действия, теракты, диверсии, ограничения перевозок, запретительные меры государств, запрет торговых операций и другие обстоятельства, не зависящие от воли сторон договора (контракта) (пункт 1.3 Положения о порядке свидетельствования ТПП России обстоятельств непреодолимой силы, утвержденного Постановлением Правления ТПП России от 23.12.2015 N 173-14, пункт 1.3 Положения о свидетельствовании уполномоченными ТПП обстоятельств непреодолимой силы по договорам (контрактам), заключенным в рамках внутрироссийской экономической деятельности, утв. Постановлением Совета ТПП России от 24.06.2021 N 7-2).
При этом следует иметь в виду, что непреодолимой силой не признаются обстоятельства, наступление которых зависело от воли или действий стороны обязательства, в частности, отсутствие у должника необходимых денежных средств по общему правилу не является основанием для освобождения от ответственности за неисполнение обязательств. Однако если отсутствие необходимых денежных средств вызвано установленными ограничительными мерами, в частности запретом определенной деятельности, установлением режима самоизоляции и т.п., то оно может быть признано основанием для освобождения от ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств на основании статьи 401 Гражданского кодекса Российской Федерации. Освобождение от ответственности допустимо в случае, если разумный и осмотрительный участник гражданского оборота, осуществляющий аналогичную с должником деятельность, не мог бы избежать неблагоприятных финансовых последствий, вызванных ограничительными мерами.
Таким образом, отзыв бюджетных ассигнований областного бюджета на выполнение иных расходных обязательств, не относится к обстоятельствам непреодолимой силы.
Кроме того, из пояснений заказчика не следует, что лимиты бюджетных обязательств, которые отозваны у Департамента, были запланированы на осуществление спорной закупки.
Представителем заказчика в материалы антимонопольного дела представлена копия Распоряжения Департамента финансов Курганской области от 14.06.2023 N 411 "О внесении изменений в сводную бюджетную роспись областного бюджета".
Согласно данному Распоряжению в сводную бюджетную роспись областного бюджета в отношении Департамента имущественных и земельных отношений Курганской области внесены изменения с вида расходов "400" бюджетные ассигнования, предусмотренные Законом Курганской области "Об областном бюджете на 2023 год и плановый период 2024 и 2025 годов" бюджетные ассигнования уменьшены на 100 000 000 руб.
Суд первой инстанции правомерно указал, что данное распоряжение не содержит ссылок на то, по каким именно позициям плана-графика или закупкам будут отозваны лимиты бюджетных обязательств.
Также не представлено сведений об остатке денежных средств бюджета после исполнения названного Распоряжения, в том числе, доказательств, свидетельствующих об отсутствии возможности финансирования спорной закупки по причине не достаточного объема денежных средств, не представлено обоснования приоритета выбора в рассматриваемой части.
Учитывая изложенное, судом первой инстанции правомерно отклонены доводы о том, что отсутствие бюджетных ассигнований является обстоятельством непреодолимой силы в понимании Гражданского кодекса Российской Федерации, поскольку не содержит таких признаков как чрезвычайность и непредотвратимость.
Кроме того, режим чрезвычайной ситуации для населенных пунктов Курганской области отменен 16.05.2023.
В соответствии со сведениями ЕИС извещение N 0843500000223003320 размещено Уполномоченным учреждением 03.06.2023, то есть после отмены режима чрезвычайной ситуации на территории Курганской области.
Податель жалобы обращает внимание суда апелляционной инстанции, что приобретение жилых помещений в городе Кургане является приоритетным в связи с большой очередностью по отношению к другим муниципальным образованиям Курганской области.
Лица, участвующие в деле не оспаривают того, что обеспечение детей-сирот, зарегистрированных в г. Кургане может являться приоритетом для Департамента.
Между тем, Курганским УФАС России проведён анализ данных Единой информационной системы в сфере закупок Департаментом при участии уполномоченного учреждения (государственного казенного учреждения "Центр закупок и бухгалтерского учета Курганской области").
Так, в сентябре и октябре 2023 года были проведены закупочные процедуры с аналогичным объектом закупки - приобретение благоустроенного жилого помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (р.п. Варгаши).
Одновременно с конкурентными процедурами на приобретение жилья для детей сирот в р.п. Варгаши, которые были отмены в соответствии с приказом Департамента от 15.06.2023 N 69-од, Департаментом проводились и иные электронные процедуры по приобретению жилья для детей-сирот.
Уполномоченным учреждением 09.06.2023 размещено извещение N 0843500000223003595 о проведении запроса котировок на приобретение благоустроенного жилого помещения для детей-сирот и детей оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (р.п. Лебяжье), срок подачи заявок по этой процедуре - 19.06.2023.
09.06.2023 размещено извещение N 0843500000223003596, объект закупки - приобретение благоустроенного жилого помещения для детей-сирот и детей оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (р.п. Мишкино), окончание срока подачи заявок - 19.06.2023.
09.06.2023 размещено извещение N 0843500000223003597, объект закупки - приобретение благоустроенного жилого помещения для детей-сирот и детей оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (р.п. Мишкино), окончание срока подачи заявок - 19.06.2023.
09.06.2023 размещена закупка (извещение N 0843500000223003602) объект закупки - приобретение благоустроенного жилого помещения для детей-сирот и детей оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (Целинное), окончание срока подачи заявок - 19.06.2023.
09.06.2023 в ЕИС размещено извещение N 0843500000223003599, объект закупки-приобретение благоустроенного жилого помещения для детей-сирот и детей оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (г. Далматово), срок окончания подачи заявок - 19.06.2023.
09.06.2023 в ЕИС размещено извещение N 0843500000223003600, объект закупки - приобретение благоустроенного жилого помещения для детей-сирот и детей оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (г. Далматово), срок окончания подачи заявок - 19.06.2023.
09.06.2023 опубликовано извещение N 0843500000223003601, объектом закупки является приобретение благоустроенного жилого помещения для детей-сирот и детей оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (р.п. Юргамыш), срок окончания подачи заявок - 19.06.2023.
При отзыве лимитов бюджетных обязательств у Департамента имелась возможность отменить в соответствии с положениями статьи 36 Закона о контрактной системе указанные закупки, поскольку на дату издания приказа об отмене закупок - 15.06.2023 по всем этим процедурам не истек срок подачи заявок, следовательно, Заказчик имел возможность соблюсти требования как Бюджетного кодекса Российской Федерации и не принимать обязательства в отсутствии лимитов, так и не нарушать права потенциальных участников запроса котировок в соответствии с положениями Закона о контрактной системе.
Кроме того, по извещениям N 0843500000223003599, 0843500000223003600, 0843500000223003601 на дату окончания срока подачи заявок - не поступило ни одной заявки на участие в запросе котировок.
По 4 из 7 указанным закупкам были заключены контракты, которые исполнены, следовательно, денежные средства в адрес поставщиков перечислены. Департаментом были бы соблюдены сроки, прописанные в части 2 статьи 36 Закона о контрактной системе.
Доводы подателя жалобы о том, что единственным способом отмены закупки являлось принятие решения об отказе от исполнения контракта, судом апелляционной инстанции отклоняются.
Часть 1 статьи 36 Закона о контрактной системе, не содержит положений, регламентирующих основания для отказа от заключения контракта.
Как отмечалось судом ранее, положения обозначенной нормы регламентируют порядок иной процедуры - отмены закупки.
Согласно части 9 статьи 31 Закона о контрактной системе, отстранение участника закупки от участия в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) или отказ от заключения контракта с победителем определения поставщика (подрядчика, исполнителя) осуществляется в любой момент до заключения контракта, если заказчик или комиссия по осуществлению закупок обнаружит, что участник закупки не соответствует требованиям, указанным в части 1, частях 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) настоящей статьи, или предоставил недостоверную информацию в отношении своего соответствия указанным требованиям.
Частью 11 статьи 31 Закона о контрактной системе предусмотрено, что в случае отказа заказчика от заключения контракта с победителем определения поставщика (подрядчика, исполнителя) по основаниям, предусмотренным частями 9 и 10 настоящей статьи, заказчик не позднее одного рабочего дня, следующего за днем установления факта, являющегося основанием для такого отказа, формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе протокол об отказе от заключения контракта, содержащий информацию об идентификационном номере заявки на участие в закупке, поданной таким победителем, о факте, являющемся основанием для такого отказа, а также реквизиты документов, подтверждающих этот факт.
Указанный протокол в течение двух рабочих дней с даты его подписания направляется заказчиком данному победителю. При этом заказчик вправе заключить контракт с иным участником закупки, который предложил такие же, как и победитель такой закупки, цену контракта, сумму цен единиц товара, работы, услуги или предложение о цене контракта, сумме цен единиц товара, работы, услуги которого содержит лучшие условия по цене контракта, сумме цен единиц товара, работы, услуги, следующие после условий, предложенных победителем в порядке, установленном для заключения контракта в случае уклонения победителя закупки от заключения контракта. В случае отказа заказчика от заключения контракта с победителем определения поставщика (подрядчика, исполнителя) по основаниям, предусмотренным пунктом 2 части 10 настоящей статьи, победитель признается уклонившимся от заключения контракта.
Таким образом, отказ от заключения контракта может быть осуществлен только по основаниям, предусмотренным частью 9 статьи 31 Закона о контрактной системе, которых в данном случае не имелось, что подтверждается материалами дела, в том числе, содержанием заявки участника запроса котировок в электронной форме.
Функциональными возможностями личного кабинета ЕИС предусмотрена возможность отмены закупки по решению суда или в связи с выдачей предписания на основании решения комиссии контрольного органа в сфере закупок.
Отмена закупки заказчиком после рассмотрения заявок участников конкурентной процедуры невозможна без решения суда или предписания контрольного органа в сфере закупок.
Кроме того, суд апелляционной инстанции отмечает, что такой способ отмены определения поставщика (подрядчика, исполнителя) вводит участника закупки, а также электронную торговую площадку в заблуждение, поскольку такое основание отказа от заключения контракта не соответствует действительности.
На основании изложенного, суд апелляционной инстанции соглашается с выводами антимонопольного органа, поддержанными судом первой инстанции, о нарушении заказчиком части 9, 11 статьи 31, пункта 1 части 2 статьи 36 Закона о контрактной системе.
Доводы апелляционной жалобы фактически повторяют правовую позицию Департамента имущественных и земельных отношений Курганской области, изложенную в суде первой инстанции и сводятся к изложению обстоятельств, на которых он основывает свое заявление, указанные доводы были предметом исследования суда первой инстанции, им дана надлежащая оценка в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, оснований не согласиться с которой судебная коллегия не находит.
Совокупность условий, установленных частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, необходимых для признания ненормативного правового акта недействительным, отсутствует.
В случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт государственного органа соответствует закону или иному нормативному правовому акту и не нарушает права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования (часть 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Всем доказательствам, представленным сторонами, обстоятельствам дела, а также доводам, в том числе, изложенным в жалобах, суд первой инстанции дал надлежащую правовую оценку, оснований для переоценки выводов у суда апелляционной инстанции в силу статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не имеется.
Таким образом, решение суда является правильным, нарушений норм материального и процессуального права, ведущих к отмене судебного акта, не допущено, при рассмотрении дела судом установлена, исследована и оценена вся совокупность обстоятельств, имеющих значение для правильного разрешения спора.
Доводы апелляционной жалобы опровергаются материалами дела, им дана надлежащая оценка судом первой инстанции, в связи с чем они подлежат отклонению как неосновательные по приведенным выше мотивам.
Нарушений норм процессуального права, являющихся согласно части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены судебного акта, не установлено.
С учётом изложенного решение суда первой инстанции соответствует нормам материального и процессуального права, оснований для его отмены и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Судебные расходы распределяются между сторонами в соответствии с правилами, установленными статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В соответствии с подпунктом 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации Департамент имущественных и земельных отношений Курганской области освобождён от уплаты государственной пошлины при подаче апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьями 176, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Курганской области от 14 декабря 2023 года по делу N А34-12454/2023 оставить без изменения, апелляционную жалобу Департамента имущественных и земельных отношений Курганской области - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
Н.Г. Плаксина |
Судьи |
П.Н. Киреев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А34-12454/2023
Истец: Департамент имущественных и земельных отношений Курганской области
Ответчик: Управление Федеральной Антимонопольной службы по курганской области
Третье лицо: Государственное казенное учреждение "Центр закупок и бухгалтерского учета Курганской области", ООО "Интрэк", Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд