город Ростов-на-Дону |
|
25 октября 2021 г. |
дело N А32-20009/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 22 октября 2021 года.
Полный текст постановления изготовлен 25 октября 2021 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Емельянова Д.В.,
судей Ефимовой О.Ю., Соловьевой М.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Рымарь Р.В.,
при участии:
от АО "НЭСК-электросети": Макропуло К.Э. по доверенности N 09.НС-27/21-318 от 28.06.2021,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу акционерного общества "НЭСК-электросети"
на решение Арбитражного суда Краснодарского края
от 06.09.2021 по делу N А32-20009/2021
по заявлению акционерного общества "НЭСК-электросети" (ИНН 2308139496, ОГРН 1072308013821)
к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю
при участии третьего лица: Рожко О.В.
о признании незаконным и отмене постановления по делу об административном правонарушении,
УСТАНОВИЛ:
АО "НЭСК-электросети" (далее - юридическое лицо, общество) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю (далее - административный орган, антимонопольный орган, Управление) от 09.04.2021 о наложении штрафа по делу об административном правонарушении N 023/04/9.21-6352/2020, о признании незаконным и отмене представления об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 06.09.2021 по делу N А32-20009/2021 отказано в удовлетворении заявленных требований.
Не согласившись с решением суда от 06.09.2021, АО "НЭСК-электросети" обратилось в Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит обжалуемое решение отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении требований.
Апелляционная жалоба мотивирована тем, что исполнение обязательств по технологическому присоединению в срок до 28.10.2020 представлялось невозможным по независящим от АО "НЭСК-электросети" обстоятельствам, в связи с объявлением 11.03.2020 Всемирной организацией здравоохранения пандемии новой коронавирусной инфекции. Общество указывает на отсутствие в бездействии общества состава правонарушения. Также общество указывает на незаконность представления УФАС России по Краснодарскому краю об обязании общества осуществить мероприятия по технологическому присоединению объекта Рожко А.В. согласно пункту 10 технических условий к договору.
В судебном заседании представитель АО "НЭСК-электросети" доводы апелляционной жалобы поддержал в полном объеме, просил решение суда первой инстанции отменить.
Иные лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представителей в судебное заседание не направили.
Суд апелляционной инстанции, руководствуясь положениями части 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, счел возможным рассмотреть апелляционную жалобу без участия лиц, участвующих в деле, надлежаще извещенных о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет.
Законность и обоснованность решения 06.09.2021 проверяется Пятнадцатым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителя заявителя, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, в Краснодарское УФАС России поступила жалоба Рожко О.В. (вх. от 02.11.2020 N 13606) на действия АО "НЭСК-электросети" (сетевая организация), в которой Рожко О.В. просила привлечь к ответственности сотрудников АО "НЭСК-электросети", обязать общество выполнить мероприятия по технологическому присоединению объекта Рожко О.В. у сетям в соответствии с техническими условиями N 3-31-19-1820.
03.11.2020 в адрес АО "НЭСК-электросети" направлено уведомление N 33758/6 о составлении 30.11.2020 в 11 час. 20 мин. протокола.
30.11.2020 АО "НЭСК-электросети" в адрес УФАС России по Краснодарскому краю направлено заявление N 09НС-08/9600 об отложении составления протокола в связи с необходимостью предоставления обществом запрошенных сведений.
Определением от 30.11.2020 УФАС России по Краснодарскому краю возбуждено дело об административном правонарушении N 023/04/9.21-6352/2020, рассмотрение дела назначено на 28.12.2020 в 14 час. 20 мин.
28.12.2020 с сопроводительным письмом N 09НС-08/10525 АО "НЭСК-электросети" в адрес УФАС России по Краснодарскому краю направлены документы.
28.12.2020 заместителем руководителя УФАС России по Краснодарскому краю Войченко Е.Г. принято определение о продлении срока проведения расследования по делу административном правонарушении N 023/04/9.21-6352/2020 до 28.01.2021, а также определение об отложении составления протокола об административном правонарушении N 023/04/9.21-6352/2020.
28.01.2021 заместителем руководителя УФАС России по Краснодарскому краю Войченко Е.Г. в отсутствие надлежащим образом уведомленного АО "НЭСК-электросети", а также потерпевшей стороны Рожко О.В. составлен протокол по делу N 023/04/9.21-6352/2020 о совершении АО "НЭСК-электросети" правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 9.21 КоАП РФ, принято определение о назначении времени и места рассмотрения дела об административном правонарушении N 023/04/9.21-6352/2020 на 11.02.2021 на 11 час. 00 мин.
11.02.2021 заместителем руководителя УФАС России по Краснодарскому краю Войченко Е.Г. принято определение о продлении срока рассмотрения дела об административном правонарушении N 023/04/9.21-6352/2020 до 11.03.2021, определении об отложении рассмотрении дела об административном правонарушении N 023/04/9.21-6352/2020 на 11.02.2021 на 11 час. 00 мин.
11.03.2021 заместителем руководителя УФАС России по Краснодарскому краю Войченко Е.Г. принято определение о продлении срока рассмотрения дела об административном правонарушении N 023/04/9.21-6352/2020 до 09.04.2021, определении об отложении рассмотрении дела об административном правонарушении N 023/04/9.21-6352/2020 на 09.04.2021 на 10 час. 20 мин.
09.04.2021 заместителем руководителя УФАС России по Краснодарскому краю Войченко Е.Г. принято постановление о наложении штрафа по делу об административном правонарушении N 023/04/9.21-6352/2020, которым управление признало АО "НЭСК-электросети" виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ и назначении наказания в виде административного штрафа в размере 600 000 руб.
Также 09.04.2021 заместителем руководителя УФАС России по Краснодарскому краю Войченко Е.Г. вынесено представление об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ, установленного постановлением Краснодарского УФАС России от 09.04.2021 по делу N 023/04/9.21-6352/2020, которым управление обязало АО "НЭСК-электросети" устранить допущенное нарушение, осуществить мероприятия для технологического присоединения объекта Рожко О.В. согласно разделу 10 ТУ к договору от 28.10.2019 N 3-31-19-1820, о принятых мерах сообщить письменно в Краснодарское УФАС России в течение одного месяца со дня получения настоящего представления, приложением соответствующих документов.
Не согласившись с постановлением и представлением контролирующего органа, общество обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании постановления и представления незаконными, и их отмене.
При рассмотрении дела суд первой инстанции обоснованно руководствовался следующим.
В силу положений статьи 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела. При рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме.
По делу об административном правонарушении подлежат выяснению такие обстоятельства как наличие события административного правонарушения, виновность лица в совершении административного правонарушения, обстоятельства, смягчающие и отягчающие административную ответственность, характер и размер ущерба, причиненного административным правонарушением, причины и условия совершения административного правонарушения, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела (статья 26.1 КоАП РФ).
Согласно пункту 2 статьи 211 АПК РФ основаниями для принятия решения суда о признании ненормативного акта государственного органа о привлечении к административной ответственности незаконным являются несоответствие акта или порядка его принятия закону, либо отсутствие оснований для привлечения к административной ответственности, либо оспариваемый акт принят органом или должностным лицом с превышением полномочий.
Частью 1 статьи 9.21 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение субъектом естественной монополии правил (порядка обеспечения) недискриминационного доступа или установленного порядка подключения (технологического присоединения) к магистральным нефтепроводам и (или) магистральным нефтепродуктопроводам, электрическим сетям, тепловым сетям, газораспределительным сетям или централизованным системам горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения, либо нарушение собственником или иным законным владельцем объекта электросетевого хозяйства правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии, либо препятствование собственником или иным законным владельцем водопроводных и (или) канализационных сетей транспортировке воды по их водопроводным сетям и (или) транспортировке сточных вод по их канализационным сетям.
В соответствии с ч. 2 ст. 9.21 КоАП РФ повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 настоящей статьи влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей либо дисквалификацию на срок до трех лет; на юридических лиц - от шестисот тысяч до одного миллиона рублей.
Объектом данного правонарушения являются общественные отношения, возникающие в сфере эксплуатации сетей и систем энергоснабжения.
Объективную сторону правонарушения составляет несоблюдение виновным лицом при оказании услуг по передаче электрической энергии требований нормативных актов.
АО "НЭСК-электросети" включено в реестр субъектов естественных монополий, в отношении которых осуществляется государственное регулирование и контроль по виду услуг - услуги по передаче электрической энергии.
Правовые основы экономических отношений в сфере электроэнергетики, полномочия органов государственной власти на регулирование этих отношений, основные права и обязанности субъектов электроэнергетики при осуществлении деятельности в сфере электроэнергетики и потребителей электрической энергии определены Федеральным законом от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" (далее - Закон N 35-ФЗ).
В силу части 1 статьи 26 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" (далее - Закон N 35-ФЗ), технологическое присоединение к объектам электросетевого хозяйства энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам осуществляется в порядке, предусмотренном Правилами N 861 и носят однократный характер.
Процедура технологического присоединения установлена постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 N 861 "Об утверждении Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям" (далее - Правила N 861).
Правилами N 861 определен порядок технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии к электрическим сетям, регламентирована процедура присоединения энергопринимающих устройств к электрическим сетям сетевой организации (далее - технологическое присоединение), определены существенные условия договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям (далее - договор), установлены требования к выдаче технических условий, в том числе индивидуальных, для присоединения к электрическим сетям (далее - технические условия), критерии наличия (отсутствия) технической возможности технологического присоединения и особенности технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей посредством перераспределения присоединенной мощности между юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями.
На основании пункта 3 Правил N 861, сетевая организация обязана выполнить в отношении любого обратившегося к ней лица мероприятия по технологическому присоединению при условии соблюдения им настоящих Правил и наличии технической возможности технологического присоединения. Независимо от наличия или отсутствия технической возможности технологического присоединения на дату обращения заявителя сетевая организация обязана заключить договор с лицами, указанными в пунктах 12.1, 14 и 34 настоящих Правил.
В силу пункта 6 Правил N 861 технологическое присоединение осуществляется на основании договора, заключаемого между сетевой организацией и физическим лицом в сроки, установленные данными Правилами.
Как следует из материалов дела, между Рожко О.В. и АО "НЭСК-электросети" заключен договор от 28.10.2019 N 3-3119-1820 об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям (далее - договор), по условиям которого сетевая организация обязалась осуществить технологическое присоединение энергопринимающих устройств объекта заявителя, расположенного по адресу: г. Анапа, ул. Магнолии, д. 3, кад. N 23:37:0101049:170 (далее - объект) к электрическим сетям, а заявитель обязуется оплатить услуги по технологическому присоединению.
В соответствии с пунктом 5 договора срок выполнения мероприятий по технологическому присоединению составляет 1 год со дня заключения договора.
Рожко О.В. исполнены обязательства, предусмотренные пунктом 11 технических условий к договору, что подтверждается актом о выполнения технических условий от 09.10.2020 (т. 1 л.д. 85-86), а также чеками-ордерами от 28.10.2019 на сумму 1 554,38 руб., на сумму 4 663,15 руб., на сумму 3 108,78 руб., подтверждающие оплату за технологическое присоединение по объекту.
Таким образом, в срок до 28.10.2020 АО "НЭСК-электросети" должно было осуществить мероприятия по технологическому присоединению объекта заявителя согласно пп. "б" п. 16 Правил технологического присоединения и п. 5 договора.
Поскольку факт несоблюдения обществом требований Правил N 861 по технологическому присоединению подтверждается представленными в материалы дела доказательствами, отсутствуют доказательства наличия обстоятельств, препятствующих обществу в соблюдении установленных сроков технологического присоединения, суд первой инстанции пришел к верному выводу о наличии в деянии общества состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ.
Доводы апелляционной жалобы общества о том, что отсутствует состав правонарушения, так как судом первой инстанции не учтено, что распространение новой коронавирусной инфекции (СОVID-19) и введенные санитарно-эпидемиологическое меры свидетельствуют о наличии обстоятельств непреодолимой силы и освобождают общество от ответственности не принимаются.
Как указал Президиум Верховного Суда РФ от 21.04.2020 "Обзор по отдельным вопросам судебной практики, связанным с применением законодательства и мер по противодействию распространению на территории Российской Федерации новой коронавирусной инфекции (COVID-19) N 1" признание распространения новой коронавирусной инфекции обстоятельством непреодолимой силы не может быть универсальным для всех категорий должников, независимо от типа их деятельности, условий ее осуществления, в том числе региона, в котором действует организация, в силу чего существование обстоятельств непреодолимой силы должно быть установлено с учетом обстоятельств конкретного дела (в том числе срока исполнения обязательства, характера неисполненного обязательства, разумности и добросовестности действий должника и т.д.).
При указанных обстоятельствах, исходя из системной, логической и совокупной оценки представленных лицами, участвующими в деле, доказательств, суд первой инстанции обоснованно указал, что применительно к доводам о наличии обстоятельств непреодолимой силы обществом не доказано наличие причинно-следственной связи между возникшими обстоятельствами и невозможностью либо задержкой исполнения обязательств по договору, равно как и не доказано добросовестное принятие обществом разумно ожидаемых мер для предотвращения (минимизации) возможных рисков.
Доказательств, однозначно и безусловно свидетельствующих о наличии причинно-следственной связи между возникшими обстоятельствами (распространение коронавирусной инфекции) и невозможностью либо задержкой исполнения обязательств по договору обществом, в материалах дела не имеется.
АО "НЭСК-электросети" на постоянной основе осуществляет деятельность в сфере энергетики, в связи с чем отнесено к категории непрерывно действующих организаций. В соответствии с подп. 1 п. 1 постановления главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 31.03.2020 N 185 "О введении ограничительных мероприятий (карантина) на территории Краснодарского края" гражданам разрешалось следовать к месту (от места) осуществления деятельности, которая не приостановлена.
Общество, заключив с потребителем публичный договор, возложило на себя обязательства по исполнению условий данного договора в срок до 28.10.2020.
Таким образом, материалами дела об административном правонарушении подтверждается, что со стороны АО "НЭСК-электросети" нарушен срок осуществления мероприятий по технологическому присоединению объекта, предусмотренный подп. "б" п. 16 Правил технологического присоединения N 861 и п. 5 Договора.
АО "НЭСК-электросети" включено в Реестр субъектов естественных монополий, в отношении которых осуществляется государственное регулирование и контроль по виду услуг - услуги по передаче электрической энергии.
Общество, как лицо, занимающее доминирующее положение и являющееся владельцем объектов электросетевого хозяйства, допустившее нарушение правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и установленного порядка подключения (технологического присоединения), является субъектом правонарушения, ответственность за которое установлена частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ.
Имея возможность для соблюдения установленных законом требований по проведению мероприятий по технологическому присоединению, общество не приняло необходимых мер по соблюдению публично-правовой обязанности.
На основании изложенного в действиях АО "НЭСК-электросети", выразившихся в нарушении требований подп. "б" п. 16 Правил технологического присоединения, установлены признаки правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 9.21 КоАП РФ.
АО "НЭСК-электросети" не оспаривает того, что на момент принятия обжалуемого постановления заявитель ранее уже был привлечен к аналогичной ответственности по ст. 9.21 КоАП РФ.
Обстоятельств, исключающих наличие состава административного правонарушения в деяниях общества, судом не установлено.
Учитывая изложенное, суд, исследовав материалы дела, установил, что доказательств, свидетельствующих о нарушении административным органом порядка применения административного наказания, в материалах дела не имеется; при принятии оспариваемого постановления административным органом не допущено существенных нарушений порядка применения административного наказания, являющихся безусловными основаниями для признания незаконным и отмены оспариваемого постановления; доказательств, свидетельствующих об обратном, в материалах дела не имеется и суду представлено не было.
Оспариваемое постановление принято в пределах срока давности привлечения к ответственности, установленного ст. 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях; при принятии оспариваемого постановления применен минимальный размер санкции, предусмотренной ч. 2 ст. 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Доказательств, исключающих наличие у общества, как хозяйствующего субъекта, объективной возможности по своевременному и надлежащему принятию мер, направленных на недопущение совершения правонарушения, в материалах дела не имеется.
Суд апелляционной инстанции полагает, что назначенное обществу судом первой инстанции наказание в минимальном размере санкции части 2 статьи 9.21 КоАП РФ соответствует тяжести совершенного правонарушения и направлено на достижение целей, предусмотренных частью 1 статьи 3.1 КоАП РФ.
Обстоятельств, исключающих привлечение общества к административной ответственности (в том числе предусмотренных статьей 2.9 КоАП РФ), судом не установлено, равно суд не усматривает оснований для применения положений 3.4, 4.1.1 КоАП РФ.
При таких обстоятельствах, требование заявителя о признании недействительным представления от 09.04.2021 об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения, установленного постановлением от 09.04.2021 о наложении штрафа по делу об административном правонарушении N 023/04/9.21-6352/2020, которое по своей сути является актом антимонопольного органа, принятым по итогам рассмотренной жалобы, установления состава административного правонарушения и направленным на устранение выявленных нарушений, является необоснованным и удовлетворению не подлежит; доказательств неисполнимости названного представления в материалах дела не имеется и суду представлено не было; напротив, существо и содержание оспариваемого представления позволяет сделать вывод о том, что оно фактически было направлено не устранение выявленных нарушений, фактически свидетельствовало о возложении на заявителя обязанности совершить мероприятия, направленные на устранение выявленных нарушений в отношении Рожко О.В.
Следовательно, представление соответствует требованиям ст. 29.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Доводы апелляционной жалобы, сводящиеся к иной, чем у суда, оценке доказательств, не могут служить основаниями для отмены обжалуемого судебного акта, так как они не опровергают правомерность выводов арбитражного суда и не свидетельствуют о неправильном применении норм материального и процессуального права.
Суд первой инстанции выполнил требования статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, полно, всесторонне исследовал и оценил представленные в деле доказательства и принял законный и обоснованный судебный акт.
Нарушений или неправильного применения норм материального или процессуального права, являющихся в силу статьи 270 АПК РФ основанием к отмене или изменению обжалуемого судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 06.09.2021 по делу N А32-20009/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Д.В. Емельянов |
Судьи |
О.Ю. Ефимова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-20009/2021
Истец: АО "НЭСК -электросети", АО "НЭСК-электросети"
Ответчик: Управление Федеральной антимонопольной службы по Кк, Управление Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю
Третье лицо: Рожко О В