г. Тула |
|
25 октября 2021 г. |
Дело N А68-5678/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 21.10.2021.
Постановление изготовлено в полном объеме 25.10.2021.
Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего судьи Сентюриной И.Г., судей Бычковой Т.В. и Егураевой Н.В., при ведении протокола судебного заседания секретарем Фокиной О.С., при участии в судебном заседании представителя обществу с ограниченной ответственностью "Жилищно - санитарное обслуживание" - Новикова А.В. (доверенность N 3 от 22.09.2021), представителя акционерного общества "ТНС энерго Тула" - Щербакова Д.А. (доверенность N 01-46/2021-ТНС от 31.12.2020), в отсутствие в судебном заседании третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, участвующего в деле, надлежащим образом извещенного о времени и месте судебного заседания, рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Жилищно - санитарное обслуживание" на решение Арбитражного суда Тульской области от 23.07.2021 по делу N А68-5678/2019 (судья Нестеренко С.В.), принятое по исковому заявлению акционерного общества "ТНС энерго Тула" (г. Тула, ИНН 7105037307, ОГРН 1067105008376) к обществу с ограниченной ответственностью "Жилищно - санитарное обслуживание" (г. Тула, ИНН 7107539479, ОГРН 1127154032950), третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора: акционерное общества "Тульские городские электрические сети", о взыскании задолженности на общедомовые нужды по договору на снабжение электрической энергией от 03.08.2018 N 71553700066 за период январь - февраль 2019 года, пени,
УСТАНОВИЛ:
акционерное общество "ТНС энерго Тула" обратилось в арбитражный суд с исковым заявлением к обществу с ограниченной ответственностью "Жилищно-санитарное обслуживание" о взыскании задолженности на общедомовые нужды по договору на снабжение электрической энергией N 71553700066 от 03.08.2018 за период январь - февраль 2019 года в размере 1 184 068 руб. 23 коп., пени в размере 18 382 руб. 45 коп., пени до момента фактического исполнения обязательств.
Определением арбитражного суда от 13.09.2019 г. для совместного рассмотрения заявленных однородных требований объединены в одно производство дела А68-5678/2019 (январь-февраль 2019) А68-8149/2019 (март 2019) А68-10758/2019 (апрель 2019), единому делу присвоен номер А68-5678/2019.
Заявлением об уточнении размера исковых требований в связи с погашением основного долга за период январь-апрель 2019 г. в размере 2 043 572,45 руб. истцом произведен перерасчет пени по состоянию на 27.11.2019 на сумму 135 378 руб. 14 коп.
Согласно части 1 статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) истец вправе при рассмотрении дела в арбитражном суде первой инстанции до принятия судебного акта, которым заканчивается рассмотрение дела по существу, изменить основание или предмет иска, увеличить или уменьшить размер исковых требований.
Суд, руководствуясь частью 1 статьи 49 АПК РФ, принял к рассмотрению уточненные исковые требования истца к ответчику отказ от исковых требований в связи с погашением основного долга за период январь-апрель 2019 г. в размере 2 043 572,45 руб. и о взыскании пени по состоянию на 27.11.2019 на сумму 135 378 руб. 14 коп.
Решением Арбитражного суда Тульской области от 23.07.2021 с учетом определения от 20.10.2021 об исправлении опечатки суд принял отказ от исковых требований в части взыскания задолженности за период январь - апрель 2019 г. в размере 2 043 572 руб. 45 коп. Производство по делу в части взыскания задолженности за период январь - апрель 2019 г. в размере 2 043 572 руб. 45 коп. прекращено. С общества с ограниченной ответственностью "Жилищно-санитарное строительство" в пользу акционерного общества "ТНС энерго Тула" взысканы пени по состоянию на 27.11.2019 года в размере 135 378 рублей 14 коп., расходы по уплате государственной пошлины в размере 33 895 рублей, почтовые расходы в размере 383 руб. 50 коп. В пользу акционерного общества "ТНС энерго Тула" из бюджета возвращена государственная пошлина в размере 17 589 рублей.
Определением от 201.2021 судом первой инстанции исправлена опечатка в резолютивной части решения от 22.07.2021, а также решения, изготовленного в полном объеме от 23.07.2021 по делу N А68-5678/2019, указано наименование ответчика - общество с ограниченной ответственностью "Жилищно-санитарное обслуживание".
Не согласившись с решением Арбитражного суда Тульской области от 23.07.2021, ответчик обратился в Двадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой о его отмене. В обоснование поданной апелляционной жалобы указывает на отсутствие оснований для принятия показаний ОДПУ, переданных посредством системы АИИС КУЭ, а также на отсутствие оснований для осуществления расчетов по показаниям ИПУ, представленным истцом в материалы дела.
АО "ТНС энерго Тула" и АО "ТГЭС" представили отзывы, в которых возражали против доводов апелляционной жалобы, просили оставить обжалуемое решение без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании представитель ответчика просил решение суда первой инстанции отменить, а апелляционную жалобу - удовлетворить.
Представитель истца просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Иные лица, участвующие в деле, извещенные надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, представителей для участия в судебном заседании не направили.
Дело рассмотрено в отсутствие иных лиц, участвующих в деле, в соответствии со статьями 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Обжалуемый судебный акт проверен судом апелляционной инстанции в порядке статей 266 и 268 АПК РФ в пределах доводов апелляционной жалобы.
Изучив доводы апелляционной жалобы, Двадцатый арбитражный апелляционный суд считает, что апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, между обществом с ограниченной ответственностью "Жилищно-санитарное обслуживание" и акционерным обществом "ТНС энерго Тула" заключен договор на энергоснабжение N 71553700066 от 03.08.2018 на содержание общего имущества многоквартирных домов, находящихся в управлении ответчика.
В соответствии с условиями Договора АО "ТНС энерго Тула" за период с 01.11.2018 по 28.02.2019 была поставлена, а ООО "ЖСО" принята электрическая энергия в размере 554403 кВт*ч, что подтверждается ежемесячными актами съема показаний электрической энергии, актами приема-передачи электрической энергии, счетами-фактурами, актами-сверки.
Однако ООО "ЖСО" не исполнил свои обязательства по оплате фактически потребленной электрической энергии за период январь - апрель 2019 года в размере 2 043 572 руб. 45 коп. (с учетом уточнений требований).
Поставленная электроэнергия принята ответчиком в полном объёме в связи с чем, у ответчика перед истцом образовалась задолженность по оплате за поставленную в спорный период электрическую энергию.
Указанные обстоятельства явились основанием для обращения истца с настоящими требованиями в суд.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции правомерно руководствовался следующим.
Согласно ст. 539 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединённую сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
Частью 9.1 статьи 156 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) установлено, что плата за содержание жилого помещения включает в себя плату за холодную воду, горячую воду, отведение сточных вод, электрическую энергию, потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме, при условии, что конструктивные особенности многоквартирного дома предусматривают возможность потребления соответствующей коммунальной услуги при содержании общего имущества, определяемой в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 23.11.2019 N 1498 "О внесении изменения в Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме" (далее - Постановление N 1498) предусмотрено внесение в постановление Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов" (вместе с "Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов") (далее - Правила N 354), а также в постановление Правительства РФ от 13.08.2006 N 491 "Об утверждении Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность", изменений, в соответствии с которыми расходы на оплату холодной воды, горячей воды, электрической энергии, сточных вод, используемых в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, включаются в размер платы за содержание жилого помещения в случаях, когда многоквартирный дом находится в управлении Управляющей организации, товарищества собственников жилья, жилищного кооператива, жилищно-строительного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива.
С 01.01.2017 организации, управляющие многоквартирным домом на основании пункта 21.1 постановления Правительства РФ от 14.02.2012 N 124 "О правилах, обязательных при заключении договоров снабжения коммунальными ресурсами" (вместе с "Правилами, обязательными при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями"), приобретают у ресурсоснабжающих организаций коммунальные ресурсы, используемые в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, путем заключения договоров рееурсоснабжения на покупку коммунальных ресурсов, используемых в целях предоставления коммунальных услуг потребителям в многоквартирном доме и в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме.
Постановлением N 1498 предусмотрено, что объем коммунальных ресурсов, используемых в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, подлежащий ежемесячной оплате исполнителем, определяется исходя из разницы между объемом коммунальных ресурсов, определенных по показаниям общедомовых приборов учета коммунальных ресурсов, и объемом коммунальных услуг, подлежащих оплате потребителями коммунальных услуг в соответствии с Правилами N 354 по следующей формуле, Vд = уодпу - Vпотр, a при отсутствии общедомовых приборов учета - исходя из нормативов потребления коммунальных ресурсов, используемых в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, а также тарифов, установленных в соответствии с федеральным законом.
Согласно пункту 40 Правил N 354 потребитель коммунальных услуг в многоквартирном доме, вне зависимости от выбранного способа управления этим домом в составе платы за коммунальные услуги, должен отдельно оплачивать коммунальные услуги, предоставленные потребителю в жилом или в нежилом помещении, и коммунальные услуги, потребляемые в процессе использования общего имущества в многоквартирном доме.
Таким образом, законодательно закреплено, что при наличии управляющей организации собственники имеют право вносить непосредственно ресурсоснабжающей организации только плату за коммунальные услуги, оплата же содержания жилья в состав платы которой входит, в том числе оплата энергии, потребляемой при содержании общего имущества в многоквартирном доме, должна производиться исключительно в адрес управляющей организации.
Согласно п. 1 ст. 544 ГК РФ оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учёта энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
Довод ответчика об отсутствии оснований считать объем электрической энергии по данным АИИС КУЭ был предметом рассмотрения в суде области и правомерно отклонен им.
Исходя из п. 4.1. приложения N 1 к договору на энергоснабжение N 71553700066 от 03.08.2018 объем (количество) электрической энергии, подлежащей оплате покупателем в отношении дома, оборудованного ОДПУ, определяется на оснований показаний указанного прибора учета за расчетный период.
Расчетным периодом для осуществления расчетов потребителей с гарантирующим поставщиком является календарный месяц. Расчетным месяцем считается период с 26 числа текущего месяца по 25 число следующего месяца (пункт 79 Основных положений N 442).
Таким образом, суд первой инстанции правомерно указал, что контррасчет пени и неустойки ответчика не учитывает весь объем поставленной электроэнергии на общедомовые нужды за период январь-апрель 2019 года.
Довод ответчика об отсутствии в расчете истца корректировок на количество зарегистрированных граждан правомерно отклонен судом первой инстанции с учетом следующего.
В жилых помещениях, в которых отсутствует ИПУ, либо не переданы показания с ИПУ более 3-х месяцев, истцом предоставлен расчет по количеству проживающих.
Сведения по количеству проживающих направлялись ответчиком 18.02.2019, 25.02.2020, 05.03.2020.
В сведениях от 18.02.2019 не по всем жилым помещениям имеется информация о количестве зарегистрированных, а по которым имеется, не указана дата изменения количества зарегистрированных.
Сведения от 25.02.2020 и от 05.03.2020 были переданы без указания даты изменения количества зарегистрированных, следовательно, определить период, в котором следует учесть полученные сведения, не представляется возможным. К тому же по большей части помещений потребителями были переданы показания приборов учета и произведен перерасчет.
Некорректность предоставленных сведений о показаниях индивидуальных приборов учета ответчиком не установлена, доказательств свидетельствующих о том, что переданные потребителями показания в спорном периоде неверны, ответчиком не предоставлена.
Также судом первой инстанции правомерно учтено, что в случае если при проведении проверки потребителя управляющей организацией (ответчиком) будут установлены расхождения между показаниями прибора учета, то в соответствии с пунктом 61 Правил N 354 исполнитель коммунальной услуги обязан произвести перерасчет такому потребителю, а также вправе требовать произвести корректировку расчетов с ресурсоснабжающей организацией, однако, таких доказательств ответчиком также не предоставлено.
Кроме того, следует учесть, что в силу п. 81(2) Правил N 354 прибор учета считается вышедшим из строя, в том числе при истечении сроков поверки прибора учета.
В п. 80(2) Правил N 354 в редакции Постановления Правительства РФ от 21.12.2020 N2184 предусмотрено, что установка индивидуальных, общих (квартирных) приборов учета электрической энергии в многоквартирном доме и допуск их к эксплуатации, в случае если по состоянию на 1 апреля 2020 г. или ранее прибор учета электрической энергии отсутствовал, истек срок его эксплуатации или он вышел из строя, должны быть осуществлены гарантирующим поставщиком до 31 декабря 2023 г., а в случае если по состоянию на 1 апреля 2020 г. или ранее истек интервал между поверками прибора учета, то поверка прибора учета или установка нового прибора учета должны быть осуществлены гарантирующим поставщиком до 31 декабря 2021 г. С даты истечения интервала между поверками приборов учета электрической энергии и до даты проведения поверки соответствующего прибора учета его показания используются для определения объемов потребления коммунальной услуги по электроснабжению в порядке, установленном абзацем вторым пункта 80(1) настоящих Правил. В случае если в результате поверки прибора учета электрической энергии в порядке, установленном законодательством Российской Федерации об обеспечении единства измерений, не подтверждено его соответствие метрологическим требованиям, то объем потребления коммунальной услуги по электроснабжению должен быть пересчитан за указанный период в порядке, предусмотренном пунктом 59 настоящих Правил, исходя из среднемесячных показаний прибора учета электрической энергии или норматива потребления.
Следовательно, показания приборов учета, у которых истек межповерочный интервал, в том числе до 01 апреля 2020 г., применяются в коммерческом учета, если не будет доказано, что приборы учета не соответствуют предъявляемым к ним требованиям. Таким доказательств, ответчиком также не предоставлено.
Руководствуясь изложенным, у суда первой инстанции отсутствовали основания признать контррасчет ответчика на сумму задолженности размере 1 647 908 руб. 33 коп. и пени за просрочку платежа по состоянию на 29.10.2019 в размере 78 538 руб. 42 коп. обоснованным.
При рассмотрении спора в суде первой инстанции ответчиком погашена основная задолженность в сумме 2 043 572 руб. 45 коп., что послужило основанием для отказа истца от иска в указанной части и прекращения производства по делу.
Кроме долга, истец также просил взыскать с ответчика предусмотренные абзацем 10 пункта 2 статьи 37 Федерального закона "Об электроэнергетике" пени в сумме 135 378 рублей 14 копеек, рассчитав их размер с 16.02.2019 по состоянию на 27.11.2019.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции правомерно руководствовался положениями абзаца 10 пункта 2 статьи 37 Федерального закона "Об электроэнергетике", в соответствии с которым управляющие организации, приобретающие электрическую энергию для целей предоставления коммунальных услуг, теплоснабжающие организации (единые теплоснабжающие организации), организации, осуществляющие горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, в случае несвоевременной и (или) неполной оплаты электрической энергии уплачивают гарантирующему поставщику пени в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки начиная со дня, следующего за днем наступления установленного срока оплаты, по день фактической оплаты, произведенной в течение шестидесяти календарных дней со дня наступления установленного срока оплаты, либо до истечения шестидесяти календарных дней после дня наступления установленного срока оплаты, если в шестидесятидневный срок оплата не произведена. Начиная с шестьдесят первого дня, следующего за днем наступления установленного срока оплаты, по день фактической оплаты, произведенной в течение девяноста календарных дней со дня наступления установленного срока оплаты, либо до истечения девяноста календарных дней после дня наступления установленного срока оплаты, если в девяностодневный срок оплата не произведена, пени уплачиваются в размере одной стосемидесятой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки. Начиная с девяносто первого дня, следующего за днем наступления установленного срока оплаты, по день фактической оплаты пени уплачиваются в размере одной стотридцатой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки.
Доводы жалобы об отсутствии оснований для принятия показаний ОДПУ, переданных посредством системы АИИС КУЭ, а также отсутствие оснований для осуществления расчетов по показаниям ИПУ, представленным истцом в материалы дела, подлежат отклонению на основании следующего.
AO "THС энерго Тула" в спорный период осуществляло поставку электрической энергии, в том числе, на содержание общедомового имущества в многоквартирные жилые дома, находившиеся в управлении ответчика, ответчиком факт потребления не оспаривается. При этом оплату Энергоресурса ответчик своевременно и в полном объеме не произвел.
Ответчиком не оспаривается факт, что многоквартирные жилые дома, в отношении которых истцом заявлены требования о взыскании задолженности за отпущенную электроэнергию, находились в его управлении, потребляя электрическую энергию в том числе на общедомовые нужды.
В силу п. 1 ст. 544 ГК РФ, оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
В соответствии с п. п. 136,137 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных постановлением Правительства РФ от 04.05.2012 N 442 (далее - Основные положения) в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений, определение объема потребления электрической энергии (мощности) на розничных рынках осуществляется на основании данных, полученных с использованием расчетных приборов учета электрической энергии, в том числе включенных в состав измерительных комплексов, систем учета.
При этом под системой учета понимается совокупность измерительных комплексов, связующих и вычислительных компонентов, устройств сбора и передачи данных, программных средств, предназначенная для измерения, хранения, удаленного сбора и передачи показаний приборов учета по одной и более точек поставки.
В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 26.03.2003 г. N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" под интеллектуальной системой учета электрической энергии (мощности) понимается совокупность функционально объединенных компонентов и устройств, предназначенная для удаленного сбора, обработки, передачи показаний приборов учета электрической энергии обеспечивающая информационный обмен, хранение показаний приборов учета электрической энергии, удаленное управление ее компонентами, устройствами и приборами учета электрической энергии, не влияющее на результаты измерений, выполняемых приборами учета электрической энергии, а также предоставление информации о результатах измерений, данных о количестве и иных параметрах электрической энергии в соответствии с правилами предоставления доступа к минимальному набору функций интеллектуальных систем учета электрической энергии.
При этом, дистанционная передача показаний приборов учета в такой Системе производится посредством автоматизированной системы коммерческого учета электроэнергии (АСКУЭ).
Также стоит учесть, что в силу ст. 155 Постановления Правительства РФ от 04.05.2012 N 442 "О функционировании розничных рынков электрической энергии" определено, что лицами, ответственными за снятие показаний расчетного прибора учета, являются в том числе и сетевые организации в отношении приборов учета, присоединенных к интеллектуальным системам учета электрической энергии.
Таким образом, в расчетах объемов потребленной ответчиком электрической энергий используются показания общедомовых приборов учета предоставляются гарантирующему поставщику сетевой организацией в порядке информационного обмена участников розничного рынка электроэнергии, осуществляемого для целей расчетов за оказанные услуги.
Как следует из материалов дела и не оспаривается сторонами, спорные МКД оснащены интеллектуальными общедомовыми приборами учета ПСЧ-4ТМ.05-МК и Квант ST2000. Данные ОДНУ включены в автоматизированную информационно-измерительную систему коммерческого учета электрической энергии (АИИС КУЭ), посредством которой осуществляется снятие и передача показаний.
АО "ТГЭС" по запросу суда первой инстанции представило в материалы дела сведения и документы, подтверждающие расчётность ОДПУ и соответствие системы АИИС КУЭ требованияv действующего законодательства (том 6, л. д. 133 - 135, том 7, л. д. 99 - 100).
Более того, судом области установлено, что между Ответчиком в Истцом заключен договор на энергоснабжение N 71553700066 от 03.08.2018, в том числе в отношении точек поставки по спорным МКД (в соответствующих периодах). Пунктом 4.1.4 названного договора предусмотрено подключение общедомовых приборов учета к АИИС КУЭ. Вместе с тем, в соответствии с п. 4.1 приложения N 1 к договору, объем (количество) электрической энергии, подлежащей оплате покупателем в отношении дома, оборудованного ОДПУ, определяется на оснований показаний указанного прибора учета за расчетный период.
При изложенных обстоятельствах, оснований подвергать сомнению показания, переданные в отношении спорных МКД посредством АИИС КУЭ, не имеется.
Представленные ответчиком сведения показаний приборов учета не соответствуют нормам материального права, в том числе и цитируемых, т.к. были составлены лицами, полномочия которых на снятие показаний и составление таких актов установить не представлялось возможным.
Кроме того, само по себе различие в представленных показаниях общедомовых приборов учета не свидетельствует о недостоверности показаний, поскольку снятие производилось в разное время.
Согласно подп. "ж" п. 31, подп. "к(1)" п. 33 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных, домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 (далее Правила предоставления коммунальных услуг) в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений, потребитель при наличии индивидуального, общего (квартирного) или комнатного прибора учета вправе ежемесячно снимать его показания и передавать полученные показания исполнителю или уполномоченному им лицу не позднее даты, установленной договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг.
В свою очередь, подпунктом "ж" п. 31 Правила N 354, установлено, что исполнитель обязан принимать от потребителей показания индивидуальных, общих (квартирных), комнатных приборов учета, в том числе способами, допускающими возможность удаленной передачи сведений о показаниях приборов учета (телефон, государственная информационная система жилищно- коммунального хозяйства, сеть Интернет и др.), й использовать показания, полученные не позднее 25-го числа расчетного месяца, при расчете размера платы за коммунальные услуги за тот расчетный период, за который были сняты показания, а также проводить проверки состояния указанных приборов учета и достоверности предоставленных потребителями сведений об их показаниях, а также в случаях, предусмотренных пунктами "г" - "ж" пункта 17 настоящих Правил, передавать, в том числе с использованием государственной информационной системы жилищно-коммунального хозяйства, полученные от Потребителей показания индивидуальных, общих (квартирных), комнатных приборов учета управляющей организации, товариществу или кооперативу, осуществляющим управление многоквартирным домом.
Как подтверждается материалами дела, от потребителей в адрес Гарантирующего поставщика поступили сведения о показаниях приборов учета, установленных у потребителей, согласно которым расход электрической энергии по данным потребителям в спорных периодах имеют определенные цифровые значения, показания приборов учета на конец расчетного периода соответствует показаниями приборов учета на начало расчетного периода тем самым формируется объём. Данные показания были переданы УК в рамках рассматриваемого спора.
Некорректность представленных сведений о показаниях приборов учета Ответчиком не установлена, каких-либо надлежащих доказательств, свидетельствующих о том, что переданные потребителями показания приборов учета являются неверными, Ответчиком в нарушении ст. 65 й 9 АПК РФ в материалы дела.также не представлено.
Необходимо обратить внимание, что указанный правоприменительный подход сформирован при рассмотрении дел со схожими правоотношениями, а именно Постановление Арбитражного суда Центрального округа N Ф 10-4031/2020 по делу А35-4495/2019.
Кроме того, по смыслу п.п. 80(1), 80(2) вышеназванных Правил, приборы учета электрической энергии, в том числе те, у которых истек межповерочный интервал, должны быть поверены или заменены Истцом до 31.12.2021. В то же время, до указанной даты показания таких приборов учета принимаются и используются для определения объемов потребления коммунальной услуги по электроснабжению.
Таким образом, индивидуальные приборы учета, показания которых, использованы истцом для расчета объемов потребления коммунальной услуги по электроснабжению в спорном периоде, фактически признаются расчетными в силу требований законодательства.
Довод жалобы о непредставлении истцом актов допуска ИПУ электроэнергии в эксплуатацию не может служить основанием для отклонения их показаний, в том числе с учетом того, что до 28.12.2018 в силу п. 80 Правил предоставления коммунальных услуг, п. 152 Основные положений, лицом, непосредственно осуществлявшим допуск в эксплуатацию индивидуальных приборов учета электрической энергии, являлся исполнитель коммунальных услуг в лице управляющей организации, ТСЖ, жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива. Следовательно, акты допуска в эксплуатацию, составленные в отношении ИПУ, введенных в эксплуатацию до указанной выше даты, должны находиться именно у ответчика как исполнителя коммунальных услуг.
Кроме того, как пояснили представители в суде второй инстанции часть приборов учета была установлена ранее мая 2012 года, то есть в период действия Основных положений N 530.
В соответствии с абзацем вторым пункта 36 Основных положений N 442 документом о допуске в эксплуатацию прибора учета электрической энергии является акт допуска прибора учета в эксплуатацию, составленный в соответствии с разделом X настоящего документа, а если допуск в эксплуатацию прибора учета был осуществлен до вступления в силу настоящего документа, то документ, который подтверждал факт допуска в эксплуатацию прибора учета, установленного в отношении соответствующей точки поставки, и был подписан гарантирующим поставщиком (энергосбытовой, энергоснабжающей организацией) и (или) сетевой организацией.
Факт наличия приборов учета в составе электросетевого оборудования в многоквартирных жилых домах, находящихся в управлении ответчика, подтверждается актами разграничения балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности, подписанными в том числе и ответчиком без замечаний и возражений.
Таким образом, учитывая, что спорные приборы учета устанавливались в МКД, находящихся в управлении ответчика, до мая 2012 года, довод ответчика о нерасчетности ОДПУ со ссылкой на отсутствие актов введения приборов учета в эксплуатацию, сделан без учета Основных положений N 530, которые не содержали обязательного условия о составлении акта о введении приборов учета в эксплуатацию. Указанный подход изложен в Постановлении Арбитражного суда Центрального округа от 12.02.2021 N Ф10-5059/2020 по делу N А62-4469/2018.
Таким образом, доводы заявителя в апелляционной жалобе не опровергают установленные судом первой инстанции обстоятельства и не влияют на существо принятого судебного акта, а выражают лишь несогласие с ними, дают иную правовую оценку установленным обстоятельствам и по существу сводятся к переоценке доказательств, положенных в обоснование содержащихся в обжалуемом судебном акте выводов, в связи с чем не являются основанием для его отмены.
При таких обстоятельствах, суд апелляционной инстанции считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным.
Нарушений норм процессуального права, являющихся согласно ч. 4 ст. 270 АПК РФ безусловным основанием для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Руководствуясь статьями 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Тульской области от 23.07.2021 по делу N А68-5678/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме. В соответствии с пунктом 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба подается через суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
И.Г. Сентюрина |
Судьи |
Т.В. Бычкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А68-5678/2019
Истец: АО "ТНС Энерго Тула"
Ответчик: ООО "ЖИЛИЩНО-САНИТАРНОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ", ООО "ЖСО"
Третье лицо: АО "ТГЭС"