г. Вологда |
|
25 октября 2021 г. |
Дело N А05-5721/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18 октября 2021 года.
В полном объёме постановление изготовлено 25 октября 2021 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Докшиной А.Ю., судей Болдыревой Е.Н. и Селивановой Ю.В., при ведении протокола секретарем судебного заседания Михайловой Р.А.,
при участии от администрации муниципального образования "Красноборский муниципальный район" Архангельской области Тороповой Е.Ф. по доверенности от 15.10.2021,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу администрации муниципального образования "Красноборский муниципальный район" Архангельской области на решение Арбитражного суда Архангельской области от 02 августа 2021 года по делу N А05-5721/2021,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "ЭкоИнтегратор" (ОГРН 1187746816608, ИНН 7743274766; адрес: 163046, Архангельская область, город Архангельск, улица Поморская, дом 45, помещение 1-Н; далее - ООО "ЭкоИнтегратор", общество) обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с заявлением о признании незаконным бездействия администрации муниципального образования "Красноборский муниципальный район" Архангельской области (ОГРН 1022901353859, ИНН 2914000230; адрес: 165430, Архангельская область, Красноборский район, село Красноборск, улица Гагарина, дом 7а; далее - администрация), выразившегося в непринятии мер по созданию (оборудованию) площадки временного накопления в селе Верхняя Уфтюга Верхнеуфтюгского сельского поселения Красноборского муниципального района Архангельской области, об обязании ответчика в течение шести месяцев с даты вступления решения суда в законную силу создать (оборудовать) площадку временного накопления в селе Верхняя Уфтюга Верхнеуфтюгского сельского поселения Красноборского муниципального района Архангельской области с целью временного складирования твердых коммунальных отходов (далее - ТКО) сроком не более чем 11 месяцев для их дальнейших обработки, утилизации, обезвреживания, размещения.
Решением Арбитражного суда Архангельской области от 02 августа 2021 года заявленные требования удовлетворены: бездействие администрации признано незаконным, на ответчика возложена обязанность в течение шести месяцев с даты вступления решения суда в законную силу устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя путем создания (оборудования) площадки временного накопления на спорной территории для временного складирования ТКО. Также названным судебным актом с администрации в пользу общества взысканы расходы по уплате государственной пошлины в размере 3 000 руб., обществу из федерального бюджета возвращена излишне уплаченная государственная пошлина в сумме 6 000 руб.
Администрация с решением суда не согласилась и обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований. В обоснование жалобы ссылается на неполное выяснение судом обстоятельств, имеющих значение для дела. Указывает на то, что осуществлению мероприятий по оборудованию (созданию) площадки накопления ТКО в селе Верхняя Уфтюга препятствует неисполнение обществом обязанности по вывозу ТКО со спорного земельного участка на полигон ТКО села Красногорск. Полагает, что обществом не доказан факт бездействия администрации.
Представитель администрации в судебном заседании поддержал доводы и требования апелляционной жалобы.
Общество в отзыве на апелляционную жалобу с изложенными в ней доводами не согласилось, просило решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Заявитель надлежащим образом извещен о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представителя в суд не направил, в связи с этим дело рассмотрено в его отсутствие в соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Заслушав объяснения представителя администрации, исследовав доказательства по делу, проверив законность и обоснованность решения суда, изучив доводы жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для ее удовлетворения.
Как следует из материалов дела, с 01.01.2020 общество является региональным оператором по обращению с ТКО на территории Архангельской области на основании соглашения от 29.10.2019, заключенного с Министерством природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области (далее - соглашение).
Предметом данного соглашения является организация региональным оператором деятельности по обращению с ТКО, а именно сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение ТКО на территории Архангельской области, являющейся зоной деятельности Региональною оператора.
Описание границы зоны деятельности Регионального оператора приведены в приложении 1 к настоящему соглашению.
В силу пункта 2.2 соглашения региональный оператор осуществляет сбор, транспортирование, обработку, утилизацию, обезвреживание, захоронение ТКО самостоятельно или с привлечением операторов по обращения с ТКО.
Согласно подпункту 3 пункта 3.2 соглашения региональный оператор обязан обеспечить своевременный и бесперебойный сбор, транспортирование, обработку, утилизацию, обезвреживание, захоронение ТКО, образованных в зоне деятельности Регионального оператора, безопасным способом для населения и окружающей среды Архангельской области в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами, территориальной схемой обращения с отходами, графиком сбора и транспортирования ТКО.
В соответствии с Территориальной схемой обращения с отходами, в том числе с ТКО, на территории Архангельской области, утвержденной постановлением правительства Архангельской области от 11.04.2017 N 144-пп (далее - Территориальная схема), потоки ТКО, образованных в сельских поселениях Алексеевское (правый берег), Белослудское, Верхнеуфтюгское, Куликовское, Телеговское (правый берег), Черевковское (правый берег) Красноборского муниципального района Архангельской области, подлежат направлению на площадку временного накопления "Верхняя Уфтюга", откуда в дальнейшем они транспортируются на полигон села Красноборск (приложение N В1 "Перспективная логистическая модель (схема потоков ТКО на период 2019-2030 годов)" к Территориальной схеме).
В таблице 36 пункта 9.3 Территориальной схемы в 2020 году предусмотрен вывод из эксплуатации и подготовка к рекультивации свалки "Верхняя Уфтюга" с одновременным вводом в эксплуатацию площадки временного накопления "Верхняя Уфтюга" мощностью 0,85 тысяч тонн в год.
Постановлением администрации от 14.01.2020 N 12 (с изменениями, внесенными постановлениями от 23.07.2020 N 409 и от 08.12.2020 N 722) определена площадка временного накопления "Верхняя Уфтюга" на земельной участке с кадастровым номером 29:08:093501:8. Однако указанная площадка по состоянию на дату обращения общества с заявлением в суд первой инстанции только определена, но не оборудована в соответствии с требованиями пункта 1 статьи 13.4 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон N 89-ФЗ), пунктов 216, 220, 221 санитарных правил и норм СанПиН 2.1.3684-21 "Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий", утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.01.2021 N 3 (далее - СанПиН 2.1.3684-21) и пункта 2.3 приложения А11 "Планируемые технологические решения" Территориальной схемы обращения с ТКО.
Посчитав, что администрацией допущено бездействие, выразившееся в непринятии мер по созданию (оборудованию) площадки временного накопления в селе Верхняя Уфтюга Верхнеуфтюгского сельского поселения Красноборского муниципального района Архангельской области (на площадке отсутствуют твердое покрытие, изоляция, укрытие (навес), участок не оборудован ограждением, системой сбора ливнестоков или водонепроницаемой тарой), общество обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Суд первой инстанции удовлетворил заявленные требования, при этом обоснованно исходил из следующего.
На основании статьи 210 Гражданского кодекса Российскоц Федерации (далее - ГК РФ) собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
В силу статьи 42 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны использовать земельные участки способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту; соблюдать при использовании земельных участков требования экологических, санитарно-эпидемиологических, противопожарных и иных правил, нормативов; не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы.
В целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по защите земель от водной и ветровой эрозии, селей, подтопления, заболачивания, вторичного засоления, иссушения, уплотнения, загрязнения химическими веществами, в том числе радиоактивными, иными веществами и микроорганизмами, загрязнения отходами производства и потребления и другого негативного воздействия (подпункт 2 пункта 2 статьи 13 ЗК РФ).
В силу пункта 1 статьи 24.6 Закона N 89-ФЗ сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов на территории субъекта Российской Федерации обеспечиваются одним или несколькими региональными операторами в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами и территориальной схемой обращения с отходами.
Согласно пункту 4 Правил обращения с твердыми коммунальными отходами", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 N 1156, обращение с ТКО на территории субъекта Российской Федерации обеспечивается региональными операторами в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, и территориальной схемой обращения с отходами (далее - схема обращения с отходами) на основании договоров на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, заключенных с потребителями.
Региональный оператор осуществляет сбор, транспортирование, обработку, утилизацию, обезвреживание, захоронение ТКО или с привлечением операторов по обращению с ТКО.
Пунктом 3 СанПин 2.1.3684-21 предусмотрено, что на территориях городских и сельских поселений в соответствии с территориальной схемой обращения с отходами должны быть обустроены контейнерные площадки для накопления твердых коммунальных отходов или системы подземного накопления ТКО с автоматическими подъемниками для подъема контейнеров (далее - контейнерные площадки) и (или) специальные площадки для накопления крупногабаритных отходов.
Пунктом 215 СанПин 2.1.3684-21 определены основные способы накопления и хранения отходов производства в зависимости от их физико-химических свойств:
на производственных территориях на открытых площадках или в специальных помещениях (в цехах, складах, на открытых площадках, в резервуарах, емкостях);
на производственных территориях предприятий по переработке и обезвреживанию отходов (в амбарах, хранилищах, накопителях, площадках для обезвоживания илового осадка от очистных сооружений), а также на промежуточных (приемных) пунктах сбора и накопления, в том числе терминалах, железнодорожных сортировочных станциях, в речных и морских портах;
вне производственной территории - на специально оборудованных сооружениях, предназначенных для размещения (хранения и захоронения) отходов (полигоны, шламохранилища, в том числе шламовые амбары, хвостохранилища, отвалы горных пород).
На основании пункта 216 СанПин 2.1.3684-21 накопление отходов допускается только в специально оборудованных местах накопления отходов, соответствующих требованиям Санитарных правил.
Пунктами 220, 221, 222, 223 СанПин 2.1.3684-21 определено, что при накоплении отходов во временных складах, на открытых площадках без тары (навалом, насыпью) или в негерметичной таре должны соблюдаться следующие условия:
временные склады и открытые площадки должны располагаться по отношению к жилой застройке в соответствии с требованиями к санитарно-защитным зонам;
поверхность отходов, накапливаемых насыпью на открытых площадках или открытых приемниках-накопителях, должна быть защищена от воздействия атмосферных осадков и ветров (укрытие брезентом, оборудование навесом);
поверхность площадки должна иметь твердое покрытие (асфальт, бетон, полимербетон, керамическая плитка).
Согласно пункту 14 части 1 статьи 15 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения муниципального района относятся участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению ТКО на территориях соответствующих муниципальных районов.
Положениями абзаца первого пункта 2 статьи 8 Закона N 89-ФЗ также определено, что к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов в области обращения с ТКО относится в том числе создание и содержание мест (площадок) накопления ТКО.
В данном случае апелляционная жалоба администрации основана лишь на доводах об отсутствии нарушения с её стороны сроков по обустройству указанной площадки временного накопления ТКО, а также невозможности её обустройства до вывоза уже накопленных на ней отходов региональным оператором, то есть обществом.
При этом в обоснование данных доводов администрация в жалобе сослалась только на документы, датированные после принятия судом первой инстанции обжалуемого решения, приобщении которых судом апелляционной инстанции отказано на основании части 2 статьи 268 АПК РФ, поскольку заявителем не обоснована невозможность получения и, соответственно, представления таких документов в материалы настоящего дела до рассмотрения спора по существу судом первой инстанции.
В свою очередь, по имеющимся в деле доказательством судом установлены следующие обстоятельства.
Постановлением администрации от 14.01.2020 N 12 определено место вывоза ТКО с территории населенных пунктов муниципального образования "Куликовское", муниципального образования "Верхнеуфтюгское", муниципального образования "Белослудское", населенного пункта поселка Дябрино муниципального образования "Алексеевское" - площадка временного накопления отходов (площадка площадью 11544 м2 (58,01 м х 199 м), расположенная на земельном участке с кадастровым номером 29:08:093501:8, местоположение установлено относительно ориентира, расположенного за пределами участка, ориентир "жилой дом", участок находится примерно в 650 м от ориентира по направлению на север, почтовый адрес ориентира: Архангельская область, Красноборский район, село Верхняя Уфтюга, улица Молодежная, дом 16а.
Срок эксплуатации площадки временного накопления отходов 6 месяцев с момента вступления в силу данного постановления.
Определено накопление отходов на площадке производить в соответствии с Правилами обращения с ТКО, утвержденными правительством Российской Федерации, и Порядком накопления (в том числе раздельного накопления) ТКО, утвержденных органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
Согласно Территориальной схеме обращения с ТКО данные отходы подлежат направлению на площадку временного накопления "Верхняя Уфтюга", откуда в дальнейшем они транспортируются на полигон села Красноборск (приложение N В1 "Перспективная логистическая модель (схема потоков ТКО на период 2019-2030 годов)" к Территориальной схеме обращения с ТКО.
В таблице 36 пункта 9.3 Территориальной схемы обращения с ТКО предусмотрен в 2020 году вывод из эксплуатации и подготовка к рекультивации свалки "Верхняя Уфтюга" с одновременным вводом в эксплуатацию площадки временного накопления "Верхняя Уфтюга" мощностью 0,85 тысяч тонн в год.
Таким образом, согласно положениям Территориальной схемы обращения с ТКО мероприятия по созданию (обустройству) площадки временного накопления ТКО в селе Верхняя Уфтюга Верхнеуфтюгского сельского поселения Красноборского муниципального района Архангельской области должны были быть выполнены администрацией еще в 2020 году.
Доказательств, достоверно опровергающих доводы заявителя о наличии у администрации достаточного времени для принятия исчерпывающих мер по исполнению своих обязательств по созданию спорной площадки временного накопления ТКО, подателем жалобы в материалы дела не предъявлено, так же как не представлено доказательств невозможности постепенного создания (оборудования по частям) спорной площадки накопления ТКО в соответствии с требованиями законодательства при наличии на ней ТКО.
В частности, апеллянтом не представлено доказательств, достоверно свидетельствующих о том, что исполнение возложенных ан администрацию обязательств по оборудованию спорной площадки стало невозможным исключительно вследствие невывоза региональным оператором уже накопленных на ней отходов.
Напротив, как следует из содержания апелляционной жалобы, администрация указывает, что реализация мероприятий по обустройству площадки накопления отходов возможна после разработки проектно-сметной документации, которая, однако, ответчиком в материалы дела также не представлена.
Апеллянтом документально не опровергнут довод заявителя о том, что региональный оператор не получал каких-либо уведомлений от администрации о готовности последней приступить к работам по обустройству площадки временного накопления и необходимости вывоза для этого ТКО и недопущения в период проведения строительно-монтажных работ их складирования.
При этом подателем жалобы не отрицается тот факт, что вывоз ТКО, складированных региональным оператором на спорной площадке с 01.01.2020, осуществляется им регулярно в течение 11 месяцев при наличии транспортной доступности с ближайшим полигоном размещения ТКО в селе Красноборск Красноборского муниципального района Архангельской области, то есть накопление и вывоз ТКО имеет непрерывный характер.
Судом установлено, что оспариваемым бездействием нарушаются права заявителя, поскольку постановлением Северного межрегионального управления Росприроднадзора от 31.03.2021 N 06-02-08/2021 общество привлечено к административной ответственности по части 1 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Как следует из указанного постановления, 01.02.2021 государственным инспектором Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Архангельской области произведен осмотр площадки складирования ТКО села Верхняя Уфтюга Красноборского района. В ходе осмотра установлено, что площадка складирования отходов расположена в непосредственной близости от села Верхняя Уфтюга Красноборского района. Координаты объекта 61°38895, 46°37103. На площадке размещены в основном бытовые отходы, имеются и строительные отходы, картонные тары от пищевых продуктов.
Также в постановлении указано, что площадка накопления отходов по факту не оборудована, но на ней складируются ТКО. Проектная документация на временную площадку накопления отходов не разработана. В соответствии с постановлением администрации от 14.01.2020 N 12 и от 23.07.2020 N 409 данное место было только определено.
В данном случае, как верно отмечено судом в обжалуемом решении, ответчиком не представлено каких-либо доказательств объективной невозможности надлежащего создания и обустройства площадки временного накопления в селе Верхняя Уфтюга Верхнеуфтюгского сельского поселения Красноборского муниципального района Архангельской области и, как следствие, неисполнимости заявленных обществом требований.
Наличие у регионального оператора права предложить к реализации собственные проекты строительства и модернизации объектов обработки, перегрузки и размещения отходов не заменяет и не исключает собой установленную Законом N 89-ФЗ обязанность ответчика по созданию и содержанию мест (площадок) накопления ТКО (пункты 1 и 2 статьи 8), к которым в силу пункта 4.2 раздела 4 Территориальной схемы обращения с ТКО отнесена также площадка временного накопления.
Затраты на организацию и обустройство спорной площадки временного накопления в селе Верхняя Уфтюга Верхнеуфтюгского сельского поселения Красноборского муниципального района Архангельской области предусмотрены Программой комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры муниципального образования "Красноборский муниципальный район", утвержденной постановлением администрации от 17.11.2020 N 674.
Кроме того, отсутствие или недостаточность в бюджете муниципального образования "Красноборский муниципальный район" денежных средств не освобождает ответчика от решения вопросов местного значения, отнесенных к его компетенции.
Также судом учтено, что согласно приложению 7 к муниципальной программе "Программа комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры в Красноборском муниципальном районе 2020-2030 годы" в пункте 2 Перечня мероприятий в сфере обращения с ТКО включено проектирование и обустройство площадки временного накопления ТКО в селе Верхняя Уфтюга (объем финансирования 600 тыс. руб. в 2021 году).
Ссылка подателя жалобы на постановление Правительства Российской Федерации от 12.10.2020 N 1657 "О единых требованиях к объектам обработки, утилизации, обезвреживания, размещения твердых коммунальных отходов", пунктом 3 которого установлен срок для приведения действующих на дату вступления его в законную силу объектов в соответствие с установленными им требованиями до 01.01.2026, не может быть принята во внимание, так как спорная площадка является объектом накопления ТКО, а не их обработки, утилизации, обезвреживания, размещения.
Следовательно, положения названного постановление не подлежат применению в отношении спорной площадки.
Доводы администрации о нарушении судом первой инстанции требований части 5 статьи 201 АПК РФ, выразившемся в неуказании в резолютивной части решения перечисленных в этой части сведений, опровергаются содержанием резолютивной части названного решения. При этом неуказание в резолютивной части названия закона или иного нормативного правового акта, на соответствие которым проверено оспариваемое бездействие администрации, не свидетельствует о принятии судом неправильного решении по существу спора, поскольку нормативные акты, на соответствие которых проверено оспариваемое бездействие, приведены в мотивировочной части обжалуемого судебного акта.
При таких обстоятельствах заявленные требования правомерно удовлетворены судом первой инстанции.
Материалы дела исследованы судом первой инстанции полно и всесторонне, выводы суда соответствуют имеющимся в деле доказательствам, нормы материального права применены правильно, нарушений норм процессуального права не допущено.
Доводы апелляционной жалобы не опровергают выводов суда, а лишь выражают несогласие с ними, поэтому не могут являться основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
С учетом изложенного апелляционная инстанция приходит к выводу о том, что спор разрешен в соответствии с требованиями действующего законодательства, основания для отмены решения суда, а также для удовлетворения апелляционной жалобы отсутствуют.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Архангельской области от 02 августа 2021 года по делу N А05-5721/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации муниципального образования "Красноборский муниципальный район" Архангельской области - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
А.Ю. Докшина |
Судьи |
Е.Н. Болдырева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А05-5721/2021
Истец: ООО "Экоинтегратор"
Ответчик: администрация муниципального образования "Красноборский муниципальный район" Архангельской области