г. Тула |
|
25 октября 2021 г. |
Дело N А09-2131/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 19.10.2021.
Постановление изготовлено в полном объеме 25.10.2021.
Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Большакова Д.В., судей Стахановой В.Н. и Тимашковой Е.Н., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Акуловой О.Д., в отсутствие заявителя - акционерного общества "Стрела" (Брянская область, Суземский район, пос. Суземка, ОГРН 1023202935755, ИНН 3228002924), заинтересованного лица - департамента природных ресурсов и экологии Брянской области (г. Брянск, ОГРН 1023202748964, ИНН 3201003920), надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу департамента природных ресурсов и экологии Брянской области на решение Арбитражного суда Брянской области от 11.08.2021 по делу N А09-2131/2021 (судья Копыт Ю.Д.),
УСТАНОВИЛ:
акционерное общество "Стрела" (далее - АО "Стрела", общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Брянской области с заявлением (с учетом уточнения) к департаменту природных ресурсов и экологии Брянской области (далее - департамент) о признании незаконным отказа во внесении изменений в лицензию БРН 50889 ВЭ от 28.05.2004 на право пользования участком недр местного назначения, расположенным вблизи пгт. Суземка Суземского района Брянской области, оформленного письмом от 29.12.2020 N 7899-ДПРи.
Решением Арбитражного суда Брянской области от 11.08.2021 заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с принятым судебным актом, департамент обжаловал его в апелляционном порядке.
Общество возражало против удовлетворения апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в отзыве.
Проверив в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), законность судебного акта, Двадцатый арбитражный апелляционный суд приходит к выводу об отсутствии оснований для его отмены в связи со следующим.
Как следует из материалов дела, АО "Стрела" осуществляет деятельность, связанную с добычей пресных подземных вод для хозяйственно-питьевых и производственно-технических нужд.
На основании договора от 08.08.2001 о предоставлении земельного участка в пользование на условиях аренды на срок 49 лет с правом выкупа в собственность АО "Стрела" использует для производственных целей земельный участок, расположенный вблизи пгт. Суземка Суземского района Брянской области, общей площадью 5654 кв.м (поделенный на 2 участка: водозабор N 1 и водозабор N 2, кадастровые номера участков: 32:24:561113:0001, 32:24:561113:0002).
С 28.05.2004 АО "Стрела" имеет лицензию БРН 50889 ВЭ на право пользования участком недр местного значения, расположенным вблизи пгт. Суземка Суземского района Брянской области, с целью добычи пресных подземных вод в объеме 34,0 тыс. куб.м/год, сроком действия - до 22.12.2020.
Департаментом 22.15.2015 внесены изменения в условия пользования недрами согласно лицензии БРН 50889 ВЭ от 28.05.2004, в соответствии с которыми недропользователь обязан был разработать и утвердить в установленном порядке проект организации зон санитарной охраны водозаборных скважин.
Проект организации зон санитарной охраны водозабора, разработанный АО "Стрела" в 2016 году, был передан в управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Брянской области для получения заключения на соответствие требованиям СанПиН 2.1.4.1110-02.
По результатам проверки проекта организации зон санитарной охраны водозабора АО "Стрела" выдано экспертное заключение ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Брянской области" и экспертно-эпидемиологическое заключение управления Роспотребнадзора по Брянской области, на основании которых проект организации зон санитарной охраны водозабора АО "Стрела" утвержден приказом департамента от 23.03.2017 N 219.
Поскольку срок пользования участком недр продлевается по инициативе пользователя недр в случае необходимости завершения поисков и оценки или разработки месторождения полезных ископаемых либо выполнения ликвидационных мероприятий, АО "Стрела" 21.12.2020 обратилось в департамент с заявлением о внесении изменений в лицензию.
В письме от 29.12.2020 N 7899-ДПРи департамент отказал АО "Стрела" во внесении изменений в лицензию на пользование недрами, указав, что проект организации зон санитарной охраны водозаборных скважин был разработан АО "Стрела" и утвержден с нарушением условий лицензии.
Не согласившись с данным отказом, общество обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Рассматривая спор по существу и удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции обоснованно руководствовался следующим.
В силу части 1 статьи 198, части 4 статьи 200 АПК РФ и пункта 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов и органов местного самоуправления необходимо наличие двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
Отношения, возникающие в области геологического изучения, использования и охраны недр, разработки технологий геологического изучения, разведки и добычи трудноизвлекаемых полезных ископаемых, использования отходов добычи полезных ископаемых и связанных с ней перерабатывающих производств, специфических минеральных ресурсов (рапы лиманов и озер, торфа, сапропеля и других), подземных вод, включая попутные воды (воды, извлеченные из недр вместе с нефтью, газом и газовым конденсатом (углеводородное сырье), и вод, использованных пользователями недр для собственных производственных и технологических нужд, регулируются Законом Российской Федерации от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах" (далее - Закон N 2395-1).
В силу статьи 1.2 Закона N 2395-1 вопросы владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водными и другими природными ресурсами находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Недра в границах территории Российской Федерации, включая подземное пространство и содержащиеся в недрах полезные ископаемые, энергетические и иные ресурсы, являются государственной собственностью.
Согласно статьям 7 и 11 Закона N 2395-1 предоставление недр в пользование оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии - документом, удостоверяющим право владельца пользования участком недр в определенных границах в соответствии с указанной целью в течение установленного срока при соблюдении лицензиатом заранее оговоренных условий.
Участки недр предоставляются в пользование на определенный срок или без ограничения срока.
Статьей 10 Закона N 2395-1 установлены сроки пользования участками недр. Срок пользования участком недр продлевается по инициативе пользователя недр в случае необходимости завершения поисков и оценки или разработки месторождения полезных ископаемых либо выполнения ликвидационных мероприятий при условии отсутствия нарушений условий лицензии данным пользователем недр.
Статьей 12 Закона N 2395-1 определено, что условия пользования недрами, предусмотренные в лицензии, сохраняют свою силу в течение оговоренных в лицензии сроков либо в течение всего срока ее действия. Изменение этих условий допускается при согласии пользователя недр и органов, предоставивших лицензию, либо в случаях, установленных законодательством.
Согласно положению о департаменте природных ресурсов и экологии Брянской области, утвержденному указом губернатора Брянской области от 29.03.2016 N 283, департамент является исполнительным органом государственной власти Брянской области, участвующим в проведении государственной политики Брянской области и осуществляющим государственное управление в сфере охраны окружающей среды, использования и охраны водных объектов, в сфере недропользования, охраны воспроизводства и использования объектов животного мира и водных биологических ресурсов, за исключением находящихся на особо охраняемых природных территориях федерального значения.
Указанным положением также определен перечень полномочий и функций департамента в сфере регулирования отношений недропользования, в том числе:
- распоряжение совместно с Российской Федерацией единым государственным фондом на территории Брянской области, формирование региональных перечней полезных ископаемых, относимых к общераспространенным полезным ископаемым, и предоставление права пользования участками недр местного значения;
- оформление и проведение государственной регистрации, а также выдача лицензий на пользование участками недр местного значения;
- установление порядка пользования участками недр местного значения;
- участие в определении условий пользования месторождениями полезных ископаемых;
- организация и осуществление регионального государственного надзора за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр в отношении участков недр местного значения.
Приказом департамента природных ресурсов и экологии Брянской области от 24.03.2016 N 147 утвержден административный регламент по исполнению государственных функций по осуществлению выдачи, оформления и регистрации лицензий на пользование недрами, внесению изменений и дополнений в лицензии на пользование участками недр (далее - Административный регламент).
Пунктом 2.8 Административного регламента определен исчерпывающий перечень для отказа в предоставлении государственной услуги: наличие в представленных документах недостоверной и (или) неполной информации; волеизъявление заявителя, выраженное в письменной форме, об отзыве заявки; неуплата государственной пошлины; наличие нарушений лицензионных требований и условий за время действия лицензии (для продления срока лицензии); отсутствие у субъекта предпринимательской деятельности права пользования участком недр, возникшего по основаниям, предусмотренным статьей 10.1 Закона N 2395-1; в том случае, если переоформление лицензии не отвечает условиям и требованиям, установленным Законом N 2395-1 и принятыми в соответствии с ним иными нормативными правовыми актами; заявителем не представлены и не могут быть представлены доказательства того, что он обладает или будет обладать квалифицированными специалистами, необходимыми финансовыми и техническими средствами для эффективного и безопасного проведения работ.
Отказывая АО "Стрела" во внесении изменений в лицензию БРН 50889 ВЭ от 28.05.2004, департамент в письме от 29.12.2020 N 7899-ДПРи сослался на допущенные обществом нарушения лицензионных требований (подпункт 5 пункта 2.8 Административного регламента), выразившиеся в разработке обществом и утверждении с нарушением условий лицензии проекта зон санитарной охраны водозаборных скважин.
При этом, как следует из материалов дела, проект организации зон санитарной охраны водозабора АО "Стрела" утвержден приказом департамента от 23.03.2017 N 219.
Из текста названного приказа не усматривается факта фиксирования департаментом нарушения АО "Стрела" порядка организации проведения санитарной охраны зон водозабора. Какие-либо документальные доказательства, подтверждающие факт уведомления в период с 2016 года по 2020 год департаментом общества о допущенных последним нарушениях условий лицензии, административным органом не представлены.
Таким образом, утверждая проект организации зон санитарной охраны водозабора АО "Стрела", представленный с нарушением срока, департамент не предпринял мер по факту нарушения обществом лицензионных требований.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 12.05.1998 N 14-П, определениях от 14.12.2000 N 244-0, от 05.07.2001 N 130-О, от 07.02.2002 N 16-О, свобода предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности может быть ограничена федеральным законом лишь в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны и безопасности государства; при этом применяемые ограничительные меры должны соответствовать характеру совершенного правонарушения, размеру причиненного вреда, степени вины правонарушителя и не должны подавлять экономическую самостоятельность и инициативу граждан и юридических лиц, чрезмерно ограничивать право каждого на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности.
В рассматриваемом случае апелляционная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что департаментом допущен формальный подход при рассмотрении заявления общества о внесении изменений в лицензию на право пользования участком недр местного назначения. Допущенное АО "Стрела" нарушение не лишает его права на пользование участком недр, притом что, как обоснованно указал суд, добываемая вода используется предприятием на хозяйственно-питьевые нужды, пожаротушение, а также для проведения технологических процессов.
С учетом изложенного, апелляционный суд поддерживает позицию суда о том, что оспариваемый отказ департамента во внесении изменений в лицензию БРН 50889 ВЭ от 28.05.2004 не соответствует закону и нарушает права и законные интересы заявителя как недропользователя, гарантированные ему нормами действующего законодательства.
Фактические обстоятельства, имеющие существенное значение для разрешения спора, установлены судом на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, им дана надлежащая правовая оценка. Оснований для их переоценки у суда апелляционной инстанции не имеется. Нормы материального права применены правильно.
Нарушений норм процессуального права, влекущих по правилам части 4 статьи 270 АПК РФ безусловную отмену судебного акта, апелляционным судом не установлено.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Брянской области от 11.08.2021 по делу N А09-2131/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме. В соответствии с частью 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба подается через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
Д.В. Большаков |
Судьи |
В.Н. Стаханова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А09-2131/2021
Истец: АО "Стрела"
Ответчик: Депатамент природных ресурсов и экологии Брянской области