город Ростов-на-Дону |
|
27 октября 2021 г. |
дело N А53-10685/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 22 октября 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 27 октября 2021 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Фахретдинова Т.Р.,
судей Глазуновой И.Н., Илюшина Р.Р.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Варавиной Е.Н.,
при участии:
от ответчика: представитель Воликова И.Н. по доверенности от 11.01.2021,
от третьего лица: представитель Четвергов С.В. по доверенности от 17.11.2020.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционные жалобы:
Министерства обороны Российской Федерации
и ФГКУ "Северо-Кавказское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации
на решение Арбитражного суда Ростовской области от 11.08.2021 по делу N А53-10685/2021 по иску НО Ставропольского края "Фонд капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов" к ФГКУ "Северо-Кавказское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации при участии третьего лица Министерства обороны Российской Федерации о задолженности по взносам на капитальный ремонт
УСТАНОВИЛ:
некоммерческая организация Ставропольского края "Фонд капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов" обратилась в Арбитражный суд Ростовской области с иском к федеральному государственному казенному учреждению "Северо-Кавказское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации о взыскании 198040 руб. 16 коп. задолженности по взносам на капитальный ремонт.
Решением от 11.08.2021 иск удовлетворен частично, с ответчика в пользу истца взыскано 110041 руб. 48 коп. задолженности, 3856 руб. судебных расходов по уплате государственной пошлины. В удовлетворении остальной части иска отказано.
Ответчик и третье лицо обжаловали решение суда в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, просил решение отменить.
Жалоба учреждения мотивирована следующим.
Возложение обязанности и по уплате взносов за капитальный ремонт на оперативного управляющего является необоснованным. Ответчик не является лицом, обязанным уплачивать взносы на капитальный ремонт, Министерство обороны Российской Федерации, как представитель собственника и главный распорядитель денежных средств, не передавало обязанность собственника по оплате взносов на капитальный ремонт ФГКУ "Северо-Кавказское ТУИО" Минобороны России. Учреждение не финансируется для оплаты взносов в фонд капитального ремонта.
Третье лицо в жалобе указывает, что материалы дела не содержат доказательств направления ответчику и получения им ежемесячно платежных документов с расчетом платы по уплате взносов на капитальный ремонт или общего платежного документа с подобным расчетом. В отсутствие доказательств направления платежных документов, ответственность за просрочку в оплате не может быть отнесена на ответчика.
В судебном заседании представитель ответчика поддержал доводы апелляционной жалобы, дал пояснения по существу спора.
Представитель третьего лица поддержал доводы апелляционной жалобы, дал пояснения по существу спора.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
Как следует из материалов дела, согласно данным ЕГРН, квартиры N 45, 47, 48, 49, 50, 51, 52, 54, 55, 56 в многоквартирном доме, расположенном по адресу: Ставропольский край, г. Буденновск, дом 11 находятся в собственности Министерства обороны Российской Федерации и в оперативном управлении Федерального государственного казенного учреждения "Северо-Кавказское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации.
Указанный многоквартирный дом включен в региональную программу "Капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Ставропольского края, с 01.01.2015.
За спорные помещения в период с 01.01.2015 по апрель 2021 не вносились взносы на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, в связи с чем образовалась задолженность в сумме 198040 руб. 16 коп.
В адрес учреждения направлена претензия с требованием об оплате задолженности, которая оставлена учреждением без удовлетворения.
В связи с ненадлежащим исполнением учреждением обязательства по оплате взносов на капитальный ремонт, некоммерческая организация Ставропольского края "Фонд капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов" обратилась в арбитражный суд с иском.
Статьей 210 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что собственник несет бремя содержания, принадлежащего ему, имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Согласно статье 249 Гражданского кодекса Российской Федерации, каждый участник долевой собственности обязан соразмерно своей доле участвовать в уплате налогов, сборов и иных платежей по общему имуществу, а также в издержках по его содержанию и сохранению.
В силу статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме (крыши, подвалы, лифтовое и инженерное оборудование и т.д.).
Доля в праве общей собственности на общее имущество в многоквартирном доме собственника помещения в этом доме пропорциональна размеру общей площади указанного помещения.
По смыслу статей 39, 158 Жилищного кодекса Российской Федерации собственник помещения обязан участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения взносов на капитальный ремонт.
В соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации плата, за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя взнос на капитальный ремонт.
Собственники помещений в многоквартирном доме обязаны уплачивать ежемесячные взносы на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме (часть 1 статьи 169 Жилищного кодекса Российской Федерации).
В соответствии с пунктом 3 статьи 170 Жилищного кодекса Российской Федерации собственники помещений в многоквартирном доме вправе выбрать один из следующих способов формирования фонда капитального ремонта: 1) перечисление взносов на капитальный ремонт на специальный счет в целях формирования фонда капитального ремонта в виде денежных средств, находящихся на специальном счете (далее - формирование фонда капитального ремонта на специальном счете); 2) перечисление взносов на капитальный ремонт на счет регионального оператора в целях формирования фонда капитального ремонта в виде обязательственных прав собственников помещений в многоквартирном доме в отношении регионального оператора (далее - формирование фонда капитального ремонта на счете регионального оператора).
Исходя из выбранного способа формирования фонда капитального ремонта, денежные средства собственников жилых помещений аккумулируются на счетах регионального оператора либо на специальном счете собственников помещений многоквартирного дома.
Частью 7 статьи 170 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что в случае, если собственники помещений в многоквартирном доме в срок, установленный частью 5 настоящей статьи, не выбрали способ формирования фонда капитального ремонта или выбранный ими способ не был реализован в установленный частью 5 настоящей статьи срок, орган местного самоуправления принимает решение о формировании фонда капитального ремонта в отношении такого дома на счете регионального оператора.
Региональная программа капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Ставропольского края, на 2014-2043 годы, утверждена Постановлением Правительства Ставропольского края от 29 мая 2014 года N 225-п.
Согласно части 3 статьи 169 Жилищного кодекса Российской Федерации (в ред. Федерального закона от 28.12.2013 N 417-ФЗ), обязанность по уплате взносов на капитальный ремонт возникает у собственников помещений в многоквартирном доме по истечении восьми календарных месяцев, если более ранний срок не установлен законом субъекта Российской Федерации, начиная с месяца, следующего за месяцем, в котором была официально опубликована утвержденная региональная программа капитального ремонта, в которую включен этот многоквартирный дом.
Размер платы за капитальный ремонт является простой операцией по умножению тарифа на площадь жилых помещений и количество месяцев.
Согласно пункту 3 статьи 158 Жилищного кодекса Российской Федерации, обязанность по оплате расходов на капитальный ремонт многоквартирного дома распространяется на всех собственников помещений с момента возникновения права собственности на помещения в этом доме.
Взносы на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах представляют собой обязательные платежи собственников помещений в таких домах, предусмотренные - в силу публичной значимости соответствующих отношений - Жилищным кодексом Российской Федерации в целях финансового обеспечения организации и проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах для поддержания их в состоянии, соответствующем санитарным и техническим требованиям.
Данная позиция сформирована в постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 12.04.2016 N 10-П.
Обязательство собственника помещения в здании по оплате расходов по содержанию и ремонту общего имущества возникает в силу закона и не обусловлено наличием договорных отношений и заключением государственного (муниципального) контракта.
Согласно данным ЕГРН квартиры N 45, 47, 48, 49, 50, 51, 52, 54, 55, 56 в многоквартирном доме, расположенном по адресу: Ставропольский край, г. Буденновск, дом N 11 находятся в собственности Министерства обороны Российской Федерации.
Между тем, на указанные квартиры также зарегистрировано в установленном порядке право оперативного управления Федерального государственного казенного учреждения "Северо-Кавказское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации. На квартиры N 45, 47 - с 22.05.2019, N 48, 49, 50, 51, 52, 54, 55, 56 - с 21.05.2019.
В силу абзаца пятого пункта 1 статьи 216 Гражданского кодекса Российской Федерации право оперативного управления относится к вещным правам лиц, не являющихся собственниками.
В этой связи право оперативного управления на недвижимое имущество возникает с момента его государственной регистрации (пункт 5 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав").
Статьями 296, 298 Гражданского кодекса Российской Федерации, определяющими права и обязанности собственника и учреждения в отношении имущества, находящегося в оперативном управлении, не предусмотрено сохранение обязанности собственника по содержанию переданного в оперативное управление имущества, поэтому собственник, передав во владение имущество на данном ограниченном вещном праве, возлагает на него и обязанности по его содержанию.
В соответствии с пунктом 4 постановления Правительства Российской Федерации от 05.01.1998 N 3 "О порядке закрепления и использования находящихся в федеральной собственности административных зданий, строений и нежилых помещений" эксплуатация государственными органами и организациями закрепленных за ними на праве оперативного управления или хозяйственного ведения административных зданий, сооружений и нежилых помещений осуществляется ими самостоятельно за счет средств, выделяемых по смете, и (или) иных разрешенных источников.
Таким образом, обладатели права оперативного управления с момента его возникновения (регистрации) обязаны нести расходы на содержание общего имущества.
Аналогичная правовая позиция изложена в определениях Верховного Суда Российской Федерации от 13.10.2015 N 304-ЭС15-6285, от 28.11.2017 N 305-ЭС17-10430 и пункте 27 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 3 (2019), утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 27.11.2019.
Как установлено судом первой инстанции, доказательства того, что Минобороны России обязанность по оплате взносов на капитальный ремонт по спорным помещениям исполняет самостоятельно, суду, несмотря на истребование данных доказательств в определении, не представлены. Более того, представители Министерства обороны пояснили, что лицом, обязанным по уплате взносов на капитальный ремонт после передачи в оперативное управление квартир, является учреждение (ответчик).
Таким образом, именно учреждение как владелец спорных помещений должно нести расходы на содержание помещений, в том числе в части уплаты взносов в фонд капитального ремонта.
При этом отсутствие финансирования на эти цели не отменяет обязанности по несению расходов на содержание имущества.
Судом первой инстанции проверен расчет задолженности, представленный истцом, учтено, что в иске заявлен период с 01.01.2015 по 01.03.2021.
Между тем, из расчета истца следует, что расчет исковых требований произведен по состоянию на 01.03.2021, но за период 01.01.2015 - 30.04.2021 (в графе март 2021 проставлены 0). В связи с чем судом произведен перерасчет за период по 30.04.2021, с учетом обязанности учреждения оплачивать взносы на капитальный ремонт с даты регистрации права оперативного управления на помещения.
Возражений относительно произведенного судом перерасчета ответчиком и третьим лицом не заявлено, контррасчеты не представлены.
Так же судом обоснованно указано, что отсутствие счетов на оплату не является основанием для освобождения ответчиков от своевременного внесения таких платежей. Ответчик, являясь собственником нежилого помещения в многоквартирном доме, при той степени заботы и осмотрительности, которая предполагается в гражданских правоотношениях, должен был знать об обязанности по оплате взносов за капитальный ремонт и, как следствие, своевременно вносить указанные платежи. Доказательства принятия ответчиками всех мер для надлежащего исполнения своих обязательств в материалы дела не представлены.
Возражениями заявителя, изложенными в жалобе, не опровергаются выводы суда первой инстанции. Несогласие с оценкой имеющихся в деле доказательств и с толкованием судом первой инстанции норм материального права, подлежащих применению в деле, не свидетельствует о том, что судом допущены нарушения, не позволившие всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Учитывая, что все обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения спора, судом установлены и подтверждены представленными в материалы дела доказательствами, оснований для иных выводов по существу спора у суда апелляционной инстанции не имеется.
Процессуальных нарушений, влекущих безусловную отмену судебного акта на основании части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом первой инстанции допущено не было.
При таких обстоятельствах апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению, а понесенные по ней судебные расходы распределяются в соответствии с нормами статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ростовской области от 11.08.2021 по делу N А53-10685/2021 оставить без изменения, апелляционные жалобы - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в срок, не превышающий двух месяцев.
Председательствующий |
Т.Р. Фахретдинов |
Судьи |
И.Н. Глазунова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А53-10685/2021
Истец: МИНИСТЕРСТВО ОБОРОНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, НЕКОММЕРЧЕСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ СТАВРОПОЛЬСКОГО КРАЯ "ФОНД КАПИТАЛЬНОГО РЕМОНТА ОБЩЕГО ИМУЩЕСТВА МНОГОКВАРТИРНЫХ ДОМОВ"
Ответчик: ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ "СЕВЕРО-КАВКАЗСКОЕ ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ИМУЩЕСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ" МИНИСТЕРСТВА ОБОРОНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Третье лицо: Министерство обороны Российской Федерации