г. Москва |
|
28 октября 2021 г. |
Дело N А41-22527/21 |
Резолютивная часть постановления объявлена 27 октября 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 28 октября 2021 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Боровиковой С.В.
судей: Пивоваровой Л.В., Погонцева М.И.,
при ведении протокола судебного заседания: Малофеевой Ю.В.,
при участии в заседании:
от Комитета имущественных и земельных отношений Администрации городского округа Подольск (ИНН: 5036154780, ОГРН: 1155074010288,)- Архипова А.К. представитель по доверенности от 21.12.20 г.;
от Акционерного общества "Транснефть-Верхняя Волга" (ИНН: 5260900725, ОГРН: 1025203014748)- Осташкин Н.А. представитель по доверенности от 16.12.19 г.;;
рассмотрев в судебном заседании апелляционные жалобы Комитета имущественных и земельных отношений Администрации городского округа Подольск и АО "Транснефть-Верхняя Волга"на решение Арбитражного суда Московской области от 06 сентября 2021 года по делу N А41-22527/21
по заявлению Комитета имущественных и земельных отношений Администрации городского округа Подольск к Акционерному обществу "Транснефть-Верхняя Волга" о взыскании задолженности по договору аренды земельного участка,
УСТАНОВИЛ:
Комитет имущественных и земельных отношений Администрации городского округа Подольск (далее - Комитет) обратился в Арбитражный суд Московской области с иском к Акционерному обществу "Транснефть-Верхняя Волга" (далее - АО "Транснефть-Верхняя Волга" ) о взыскании суммы задолженности по договору аренды земельного участка с кадастровым номером 50:27:0020727:240 от 15.03.2018 N 24 Ю/18 за период с 15.03.2020 по 15.12.2020 в размере 39,21 руб., пени за период с 17.03.2020 по 16.11.2020 в размере 3,29 руб. (т. 1 л.д. 2- 9).
Решением Арбитражного суда Московской области от 06 сентября 2021 года по делу N А41-22527/21 в удовлетворении требований отказано (т. 2 л.д. 22-24).
Не согласившись с указанным судебным актом, Комитет и АО "Транснефть-Верхняя Волга" обратились в Десятый арбитражный апелляционный суд с апелляционными жалобами, полагая, что судом не полностью исследованы обстоятельства, имеющие значение для дела, а так же неправильно применены нормы процессуального права.
Законность и обоснованность принятого судом первой инстанции решения проверены Арбитражным апелляционным судом в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В судебном заседании арбитражного апелляционного суда представитель истца доводы, изложенные в апелляционной жалобе поддержал, просил обжалуемый акт отменить. Возражал против жалобы ответчика.
Представитель ответчика доводы, изложенные в своей апелляционной жалобе поддержал, просил обжалуемый акт изменить. Возражал против жалобы истца.
Выслушав объяснения представителей истца и ответчика, исследовав и оценив в совокупности все имеющиеся в материалах дела письменные доказательства, арбитражный апелляционный суд находит апелляционные жалобы не подлежащими удовлетворению.
Как усматривается из материалов дела, 15.03.2018 года между истцом (далее - арендодатель) и ответчиком (далее - арендатор) заключен Договор аренды земельного участка N 24 Ю/18 (далее - договор аренды), по условиям которого в аренду ответчику с 15.03.2018 по 14.02.2021 предоставлен земельный участок, площадью 47 кв.м, с кадастровым номером 50:27:0020727:240, расположенный по адресу: Московская область, г.о. Подольск, категория земель - земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения, вид разрешенного использования - трубопроводный транспорт.
Размер арендной платы определяется в соответствии со ст. 14 Закона Московской области от 07.06.1996 г. N 23/96-ОЗ "О регулировании земельных отношений в Московской области" (Приложение N 1 к договору аренды). Размер арендной платы определяется по формуле: Апл = Аб x Кд x Пкд x Км x S, где: Аб - базовый размер арендной платы; Кд - коэффициент, учитывающий вид разрешенного использования земельного участка; Пкд - корректирующий коэффициент; Км - коэффициент, учитывающий местоположение земельного участка на территории муниципального образования; S - площадь арендуемого земельного участка.
Арендная плата вносится ежеквартально не позднее 15 числа последнего месяца текущего квартала (п. 3.3 договора аренды).
За нарушение сроков внесения арендной платы арендатор уплачивает арендодателю пени в размере 0,05 % от неуплаченной суммы за каждый день просрочки (п. 5.3 договора аренды).
Дополнительным соглашением от 19.10.2020 года установлено, что договор аренды заключается на срок с 15.03.2018 по 13.09.2023.
Согласно расчету истца, по договору аренды земельного участка от 15.03.2018 N 24 Ю/18 у ответчика образовалась задолженность по арендной плате за период с 15.03.2020 по 15.12.2020 в размере 39,21 руб., не оплачены пени за период с 17.03.2020 по 16.11.2020 в размере 3,29 руб.
В целях досудебного урегулирования спора, истцом в адрес ответчика была направлена претензия от 15.12.2020 года N 31/1394-отв, в которой истец предложил оплатить сумму задолженности и пени. Факт направления претензии подтверждается списком внутренних почтовых отправлений с отметкой Почты России, а также имеющимся в материалах дела ответом на претензию N ТВВ-А21-04/5616.
Указанное обстоятельство и послужило основанием для обращения истца в суд с настоящим иском, поскольку претензия направленная ответчику оставлена последним без удовлетворения.
Отказывая в удовлетворении требований, суд первой инстанции исходил из того, что оснований для удовлетворения требований не имеется..
Оспаривая решение суда первой инстанции по мотивам, изложенным в апелляционной жалобе, истец и ответчик указывают, что решение суда необоснованное.
Апелляционный суд не может согласиться с доводами апелляционной жалобы в силу следующего.
Согласно статьям 309, 310 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями договора и требованиями закона, при этом односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются.
В соответствии с положениями статьи 606 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору аренды (имущественного найма) арендодатель (наймодатель) обязуется предоставить арендатору (нанимателю) имущество за плату во временное владение и пользование или во временное пользование.
В силу статьи 614 Гражданского кодекса Российской Федерации арендатор обязан своевременно вносить плату за пользование имуществом (арендную плату). Порядок, условия и сроки внесения арендной платы определяются договором аренды.
В силу п.1 ст. 614 ГК РФ, арендатор обязан своевременно вносить плату за пользование имуществом (арендную плату).
Пунктом 4 статьи 39.7 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что размер арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и предоставленные для размещения объектов, предусмотренных подпунктом 2 статьи 49 данного Кодекса, а также для проведения работ, связанных с пользованием недрами, не может превышать размер арендной платы, рассчитанный для соответствующих целей в отношении земельных участков, находящихся в федеральной собственности.
К объектам, предусмотренным подпунктом 2 статьи 49 Земельного кодекса Российской Федерации, относятся объекты систем электро-, газоснабжения, объекты систем теплоснабжения, объекты централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения федерального, регионального или местного значения. Нормативным правовым актом, устанавливающим размер арендной платы за земельные участки, находящиеся в федеральной собственности, являются Правила определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации, установленные Постановлением Правительства РФ от 16.07.2009 N 582 (далее - Правила N 582).
Согласно пункту 5 названных Правил, арендная плата рассчитывается в соответствии со ставками арендной платы либо методическими указаниями по ее расчету, утвержденными Министерством экономического развития Российской Федерации (далее - Минэкономразвития), в отношении земельных участков, которые предоставлены без проведения торгов для размещения, в частности, линий электропередачи, линий связи, в том числе линейно-кабельных сооружений, трубопроводов и иных объектов, используемых в сфере тепло-, водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод, гидроэлектростанций, тепловых станций и других электростанций, обслуживающих их сооружений и объектов, объектов электросетевого хозяйства и иных определенных законодательством Российской Федерации об электроэнергетике объектов электроэнергетики.
Минэкономразвития России во исполнение данного пункта Правил N 582 издало Приказ от 14.01.2011 года N 9 "Об утверждении ставок арендной платы в отношении земельных участков, находящихся в собственности Российской Федерации и предоставленных (занятых) для размещения газопроводов и иных трубопроводов аналогичного назначения, их конструктивных элементов" (далее - Приказ N 9), которым утвердило ставку арендной платы в размере 1,79 руб. за кв.м в отношении земельных участков, находящихся в собственности Российской Федерации и предоставленных (занятых) для размещения объектов Единой системы газоснабжения, газопроводов и иных трубопроводов аналогичного назначения, их конструктивных элементов и сооружений, являющихся неотъемлемой технологической частью указанных объектов.
Приказом Минэкономразвития России от 06.09.2018 N 478 "Об утверждении ставок арендной платы в отношении земельных участков, находящихся в собственности Российской Федерации, расположенных на территории Российской Федерации и предоставленных без проведения торгов для размещения нефтепроводов, нефтепродуктопроводов, их конструктивных элементов и сооружений, являющихся неотъемлемой технологической частью указанных объектов" (далее - Приказ N 478) в отношении земельных участков, находящихся в собственности Российской Федерации, расположенных на территории Российской Федерации и предоставленных без проведения торгов для размещения нефтепроводов, нефтепродуктопроводов, их конструктивных элементов и сооружений, являющихся неотъемлемой технологической частью указанных объектов, установлена ставка арендной платы в размере 27,81 руб. за кв.м. Приказ N 478 начал своё действие с 09.10.2018.
Согласно сведениям из ЕГРН земельный участок с кадастровым номером 50:27:0020727:240 имеет вид разрешенного использования - трубопроводный транспорт. Как следует из Выписки из реестра субъектов естественных монополий в топливно-энергетическом комплексе, в отношении которых осуществляется государственное регулирование и контроль, Акционерное общество "Транснефть-Верхняя Волга" является субъектом естественной монополии по транспортировке нефти и нефтепродуктов по магистральным трубопроводам.
Таким образом, с учетом представленных в материалы доказательств, судом установлено, что на земельном участке размещен объект трубопроводного транспорта. Начисление арендной платы по договору аренды от 24.04.2017 N 2343 в соответствии с Законом Московской области от 07.06.1996 N 23/96-ОЗ "О регулировании земельных отношений в Московской области", исходя из формулы: Апл = Аб x Кд x Пкд x Км x S, где: Аб - базовый размер арендной платы; Кд - коэффициент, учитывающий вид разрешенного использования земельного участка; Пкд - корректирующий коэффициент; Км - коэффициент, учитывающий местоположение земельного участка на территории муниципального образования; S - площадь арендуемого земельного участка, не соответствует требованиям статьи 39.7 Земельного кодекса Российской Федерации.
Аналогичная правовая позиция изложена в Определении Верховного Суда Российской Федерации от 23.11.2017 N 305-ЭС17-12788, пункте 18 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 1 (2018) (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 28.03.2018).
В этой связи истец не вправе требовать от ответчика внесения арендной платы, превышающей ставки, установленные Приказом Минэкономразвития от 14.01.2011 года N 9, Приказом Минэкономразвития России от 06.09.2018 N 478.
На основании изложенного, судом произведен перерасчет арендной платы за 2018 год, согласно которому размер арендной платы, подлежащей уплате в 2018 году составляет 348,56 руб. (47,84 руб. за период с 15.03.2018 по 08.10.2018, 300,72 руб. за период с 09.10.2018 по 31.12.2018).
Ответчиком за 2018 года оплачено 1 712,30 руб., что подтверждается представленными в материалы дела платежными поручениями N 249173 от 18.06.2018 на сумму 634,78 руб., N 280935 от 03.12.2018 на сумму 542,43 руб., N 269716 от 24.12.2018 на сумму 535,09 руб.
Письмом от 29.07.2019 N 31/3014-4исх истец уведомил ответчика об установлении ежегодной арендной платы в размере 1 307,07 руб., ежеквартальной арендной платы - 326,77 руб.
Ответчиком за 2019 год оплачено 1 396,97 руб., что подтверждается представленными в материалы дела платежными поручениями N 299539 от 19.03.2019 на сумму 535,10 руб., N 315493 от 13.06.2019 на сумму 535,10 руб., N 337134 от 07.11.2019 на сумму 326,77 руб.
Письмом от 20.02.2020 N 31/1154-4исх истец уведомил ответчика об изменении арендной платы на размер уровня инфляции и установлении ежегодной арендной платы в размере 1 346,28 руб., ежеквартальной арендной платы - 336,57 руб.
Ответчиком за 2020 год оплачено 1217,17 руб., что подтверждается представленными в материалы дела платежными поручениями N 365052 от 05.03.2020 на сумму 236,87 руб., N 388478 от 23.07.2020 на сумму 326,77 руб., N 405477 от 26.10.2020 на сумму 246,67 руб., N 407872 от 16.11.2020 на сумму 406,86 руб.
Всего за период с 2018 по 2020 гг. сумма арендной платы с учетом применения положений Приказов Минэкономразвития N 9, N 478, а также с учетом изменения арендной платы на размер уровня инфляции в 2020 году сумма арендной платы, подлежащей уплате, составляет 3 001,91 руб.
Ответчиком всего оплачено 4 326,44 руб.
С учетом произведенных ответчиком платежей за спорный период суд приходит к выводу о наличии на стороне арендатора переплаты по арендной плате, в связи с чем оснований для удовлетворения исковых требований о взыскании задолженности и пеней не имеется.
В связи с изложенным, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу, что исковые требования не подлежат удовлетворению.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе ответчика отклоняются по следующим основаниям.
Коэффициент (индекс) инфляции отражает изменение во времени стоимости товаров, работ и услуг и призван приводить размер арендной платы в соответствие с текущим уровнем инфляции и системой цен (апелляционное определение Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Российской Федерации от 30.05.2018 N 81- АПГ18-4).
Согласно пункту 2 Правил N 582 размер арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в собственности Российской Федерации и расположенных на территории Российской Федерации, в расчете на год определяется федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими в отношении таких земельных участков полномочия собственника (далее - федеральные органы исполнительной власти), если иное не установлено федеральными законами, одним из следующих способов: а) на основании кадастровой стоимости земельных участков; б) по результатам торгов, проводимых в форме аукциона; в) в соответствии со ставками арендной платы либо методическими указаниями по ее расчету, утвержденными Министерством экономического развития Российской Федерации; г) на основании рыночной стоимости земельных участков, определяемой в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.
Пунктом 8 Правил N 582 установлено, что при заключении договора аренды земельного участка федеральные органы исполнительной власти предусматривают в таком договоре случаи и периодичность изменения арендной платы за пользование земельным участком.
При этом арендная плата ежегодно, но не ранее чем через год после заключения договора аренды земельного участка, изменяется в одностороннем порядке арендодателем на размер уровня инфляции, установленный в федеральном законе о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период, который применяется ежегодно по состоянию на начало очередного финансового года начиная с года, следующего за годом, в котором заключен указанный договор аренды.
В случае расчета арендной платы на основании кадастровой стоимости земельного участка (в соответствии с пп. "а" п. 2 Правил N 582) федеральные органы исполнительной власти предусматривают в таком договоре возможность изменения арендной платы в связи с изменением кадастровой стоимости земельного участка. При этом арендная плата подлежит перерасчету по состоянию на 1 января года, следующего за годом, в котором произошло изменение кадастровой стоимости. В этом случае индексация арендной платы с учетом размера уровня инфляции, указанного в п. 8 Правил N 582, не проводится (п. 9 Правил N 582).
Согласно п. 10 Правил N 582, если арендная плата рассчитывается на основании рыночной стоимости земельного участка (по способу, указанному в пп. "г" Правил N 582), федеральные органы исполнительной власти предусматривают в договоре аренды возможность изменения арендной платы в связи с изменением рыночной стоимости земельного участка, но не чаще чем 1 раз в год.
При этом арендная плата подлежит перерасчету по состоянию на 1 января года, следующего за годом, в котором была проведена оценка, осуществленная не более чем за 6 месяцев до перерасчета арендной платы. В случае изменения рыночной стоимости земельного участка размер уровня инфляции, указанный в п. 8 Правил N 582, не применяется.
В силу разъяснений, изложенных в вопросе 6 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 2 (2015), утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 26.06.2015, из содержания пунктов 8, 9 и 10 Правил следует, что в рамках существующего правового механизма регулирования размера арендной платы за земельные участки ее изменение может производиться в связи с изменением размера уровня инфляции, установленного в федеральном законе о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период (пункт 8 Правил), и в связи с изменением кадастровой или рыночной стоимости земельного участка (пункты 9 и 10 Правил).
Учитывая, что арендная плата за земли публичной собственности является ценой регулируемой, то есть определяемой в установленном законом порядке соответствующим уполномоченным исполнительным органом, принимая во внимание понятие и значение такой экономической категории как уровень (индекс) инфляции и установленную обязательностью ежегодного увеличения размера арендной платы за предоставленные в аренду земельные участки, на которых расположены здания и сооружения, на значение уровня инфляции, установленное федеральным законом о федеральном бюджете на очередной год, суд приходит к выводу о правильном применении истцом уровня инфляции, установленного в федеральном законе о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период.
При изложенных обстоятельствах апелляционный суд считает, что выводы суда первой инстанции основаны на полном и всестороннем исследовании материалов дела, при правильном применении норм действующего законодательства.
Оснований для переоценки выводов суда первой инстанции, сделанных при рассмотрении настоящего спора по существу, апелляционным судом не установлено.
Нарушений норм процессуального права, являющихся безусловным основанием к отмене судебного акта, судом первой инстанции не допущено. Оснований для изменения обжалуемого судебного акта не имеется.
Руководствуясь статьями 266, 268, п. 1 ст. 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 06 сентября 2021 года по делу N А41-22527/21 оставить без изменения, апелляционные жалобы - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции в срок, не превышающий двух месяцев со дня его вступления в законную силу.
Председательствующий |
С.В. Боровикова |
Судьи |
Л.В. Пивоварова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-22527/2021
Истец: Комитет имущественных и земельных отношений Администрации городского округа Подольск
Ответчик: АО "ТРАНСНЕФТЬ -ВЕРХНЯЯ ВОЛГА"
Третье лицо: Филиал - Володарское районное нефтепродуктопроводное управление