город Омск |
|
28 октября 2021 г. |
Дело N А46-6981/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 21 октября 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 28 октября 2021 года.
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Ивановой Н.Е.,
судей Рыжикова О.Ю., Шиндлер Н.А.,
при ведении протокола судебного заседания: секретарём Шнайдер Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-9671/2021) индивидуального предпринимателя Ширина Сергея Владимировича на решение Арбитражного суда Омской области от 05.07.2021 по делу N А46-6981/2021 (судья Яркова С. В.), принятое по заявлению индивидуального предпринимателя Ширина Сергея Владимировича (ИНН 551700522225, ОГРНИП 310554318800224) к Администрации Ленинского административного округа г. Омска (ИНН 5505012857, ОГРН 1035509001395, адрес: 644020, Омская область, г. Омск, пр-кт Карла Маркса, 62), при участии в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Администрации г. Омска (ИНН 5503047244, ОГРН 1025500757259, адрес: 644099, Омская область, г. Омск, ул. Гагарина, 34), о признании бездействия незаконным, об обязании заключить договор на новый срок,
при участии в судебном заседании представителей:
от индивидуального предпринимателя Ширина Сергея Владимировича - Саньков Виктор Николаевич по доверенности от 24.02.2021 сроком действия 1 год;
от Администрации Ленинского административного округа г. Омска - Терехова Наталья Владимировна по доверенности от 20.10.2021 N 7285/16-38;
от Администрации г. Омска - Морозан Екатерина Александровна по доверенности от 22.04.2021 N 03-1969 сроком действия 1 год,
УСТАНОВИЛ:
индивидуальный предприниматель Ширин Сергей Владимирович (далее - ИП Ширин С.В., предприниматель, заявитель) обратился в Арбитражный суд Омской области с заявлением к Администрации Ленинского административного округа г. Омска (далее - Администрация ЛАО г. Омска, заинтересованное лицо) о признании незаконным бездействия, выразившегося в незаключении на новый срок договора на размещение нестационарного торгового объекта (далее также НТО) по адресу: 644060, Омская область, г. Омск, ул. Гуртьева, д. 19 (N 649), площадью 10 кв.м, об обязании заключить договор на новый срок.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена Администрация г. Омска.
Решением Арбитражного суда Омской области от 05.07.2021 по делу N А46-6981/2021 в удовлетворении требований отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, предприниматель обратился в Восьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
В обоснование апелляционной жалобы ее податель обращает внимание на то, что судом первой инстанции неверно установлено место нахождения НТО; указывает на отсутствие доказательств, свидетельствующих об исключении торгового павильона из схемы размещения нестационарных торговых объектов (далее - схема размещения НТО).
В письменных отзывах Администрация ЛАО г. Омска и Администрация г. Омска просят оставить решение суда первой инстанции без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В заседании суда апелляционной инстанции представитель предпринимателя поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе, просил решение суда первой инстанции отменить, апелляционную жалобу - удовлетворить.
Представители Администраций поддержали доводы, изложенные в отзывах на апелляционную жалобу, просили оставить решение без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Рассмотрев материалы дела, апелляционную жалобу, отзывы на нее, заслушав представителей лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции установил следующие обстоятельства.
Как следует из материалов дела, 05.11.2015 между ИП Шириным С.В. и Администрацией ЛАО г. Омска заключен договор N 21-Б-493 на размещение нестационарного торгового объекта, расположенного по адресу: 644060, Омская область, г. Омск, ул. Гуртьева, д. 19 (N 649).
Договор заключен на основании распоряжения Администрации ЛАО г. Омска от 20.08.2015 "О размещении нестационарного торгового объекта на территории Ленинского административного округа города Омка без проведения аукциона по продаже права на заключение договора".
По условиям договора от 05.11.2015 N 21-Б-493 ИП Ширин С.В. принял место на размещение нестационарного торгового объекта площадью 10 кв.м сроком на 12 месяцев с 20.08.2015 по 20.08.2016.
Между сторонами 19.08.2016 подписано дополнительное соглашение к договору от 05.11.2015 N 21-Б-493, которым внесены изменения в условия договора, а именно: в подпункте 1.1 пункта 1 слова: "владелец принимает сроком на 12 месяцев с 20.08.2015 по 20.08.2016" заменены словами "владелец принимает сроком на 5 лет с 20.08.2015 по 19.08.2020".
Срок аренды по договору истек 19.08.2020.
Как указывает заявитель, ИП Ширин С.В. 10.07.2020 направил письмо в адрес Администрации ЛАО г. Омска о намерении продолжать размещать нестационарный торговый объект по адресу: Омская область, г. Омск, ул. Гурьева, д. 19. Ответ от Администрации Ленинского АО г. Омска не последовал.
На сайте Администрации г. Омска 18.03.2021 опубликовано постановление Администрации г. Омска "Об утверждении схемы размещения НТО на территории г. Омска". В данном постановлении отсутствовали сведения о спорном объекте, принадлежащем заявителю.
Полагая бездействие Администрации ЛАО г. Омска, выразившееся в незаключении на новый срок договора на размещение спорного НТО, незаконным, предприниматель обратился в суд с соответствующим заявлением.
05.07.2021 Арбитражным судом Омской области принято решение, являющееся предметом апелляционного обжалования по настоящему делу.
Проверив в порядке статей 266, 268 АПК РФ законность и обоснованность решения суда первой инстанции, суд апелляционной инстанции не находит оснований для его отмены.
В соответствии со статьей 29 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции.
Пунктом 1 статьи 39.36 ЗК РФ предусматривается, что размещение нестационарных торговых объектов на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании схемы размещения нестационарных торговых объектов в соответствии с Федеральным законом от 28.12.2009 N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон N 381).
Отношения, возникающие между органами государственной власти, органами местного самоуправления и хозяйствующими субъектами в связи с организацией и осуществлением торговой деятельности, а также отношения, возникающие между хозяйствующими субъектами при осуществлении ими торговой деятельности, регулируются Законом N 381-ФЗ, а также Правилами включения нестационарных торговых объектов, расположенных на земельных участках, в зданиях, строениях и сооружениях, находящихся в государственной собственности, в схему размещения нестационарных торговых объектов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 29.09.2010 N 772.
Так, пунктом 6 статьи 2 Закона N 381-ФЗ определено, что нестационарным торговым объектом является торговый объект, представляющий собой временное сооружение или временную конструкцию, не связанные прочно с земельным участком вне зависимости от присоединения или неприсоединения к сетям инженерно-технического обеспечения, в том числе передвижное сооружение.
Особенности размещения нестационарных торговых объектов установлены статьей 10 Закона N 381-ФЗ.
В соответствии с частью 1 статьи 10 Закона N 381-ФЗ размещение нестационарных торговых объектов на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в государственной собственности или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии со схемой размещения нестационарных торговых объектов с учетом необходимости обеспечения устойчивого развития территорий и достижения нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов.
Схема размещения нестационарных торговых объектов разрабатывается и утверждается органом местного самоуправления, определенным в соответствии с уставом муниципального образования, в порядке, установленном уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации (часть 3 статьи 10 Закона N 381-ФЗ).
В целях упорядочения размещения нестационарных торговых объектов на территории г. Омска в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Законом N 381-ФЗ принято постановление Администрации г. Омска от 23.12.2014 N 1812-п "О размещении нестационарных торговых объектов на территории города Омска" (далее - Порядок N 1812-п).
Согласно пункту 3 Порядка N 1812-п размещение нестационарных торговых объектов на территории г. Омска, расположенных на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в государственной собственности (в федеральной собственности или в собственности Омской области) и муниципальной собственности г. Омска, а также на земельных участках, расположенных на территории г. Омска, государственная собственность на которые не разграничена, производится в соответствии с утвержденной Администрацией г. Омска схемой размещения нестационарных торговых объектов на территории г. Омска.
В соответствии с пунктом 5 Порядка N 1812-п (в редакции, действовавшей на дату отказа) право на заключение договора на размещение нестационарных торговых объектов со специализацией "печатная продукция", а также торгово-остановочных комплексов, указанных в схеме размещения нестационарных торговых объектов, определяется по результатам торгов, проводимых в форме конкурса, на размещение иных нестационарных торговых объектов - по результатам торгов, проводимых в форме аукциона.
Данное требование не распространяется на размещение нестационарных торговых объектов, указанных в пунктах 24, 25, 27, подпункте 4 пункта 36 настоящего Порядка.
В силу пункта 24 Порядка N 1812-п право на заключение договора на размещение нестационарного торгового объекта без проведения аукциона предоставляется владельцам нестационарных торговых объектов, обладающим статусом юридического лица, индивидуального предпринимателя, в том числе индивидуального предпринимателя, применяющего специальный налоговый режим "Налог на профессиональный доход" (далее - индивидуальный предприниматель), или физического лица, применяющего специальный налоговый режим "Налог на профессиональный доход", в следующих случаях:
1) при наличии договора аренды земельного участка, действующего на момент обращения в уполномоченный орган для заключения договора на размещение нестационарного торгового объекта, место размещения которого предусмотрено схемой размещения нестационарных торговых объектов;
2) предоставления компенсационного места.
Основанием для заключения договора на размещение нестационарного торгового объекта без проведения аукциона по продаже права на заключение договора на размещение нестационарного торгового объекта является распорядительный акт уполномоченного органа о заключении договора на размещение нестационарного торгового объекта.
В течение 90 календарных дней с момента получения уведомления о расторжении договора аренды земельного участка, направленного Департаментом имущественных отношений Администрации города Омска, арендатор земельного участка имеет право обратиться в уполномоченный орган для заключения договора на размещение нестационарного торгового объекта. Договор на размещение нестационарного торгового объекта должен быть заключен в течение 10 рабочих дней с момента обращения арендатора земельного участка в уполномоченный орган при соблюдении условий, предусмотренных настоящим пунктом.
Согласно пункту 25 Порядка N 1812-п компенсационное место для размещения нестационарного торгового объекта предоставляется в соответствии с Порядком предоставления компенсационного места на размещение нестационарного торгового объекта на территории города Омска (далее - Порядок предоставления компенсационного места) согласно приложению N 4 к настоящему Порядку в случаях:
1) если нестационарный торговый объект, владелец которого имеет действующий договор аренды земельного участка, размещен в местах, не установленных схемой размещения нестационарных торговых объектов;
2) если нестационарный торговый объект попадает в зону проведения работ по ремонту, реконструкции, строительства линейных объектов, благоустройства территорий, строительства капитальных объектов, повлекших необходимость переноса нестационарного торгового объекта;
3) если торгово-остановочный комплекс, владелец которого имеет действующий договор на размещение нестационарного торгового объекта, размещен на остановочном пункте общественного пассажирского транспорта, в отношении которого департаментом транспорта Администрации города Омска принимается решение о переносе места остановки пассажирского транспорта для посадки - высадки пассажиров на отдельно взятом остановочном пункте общественного пассажирского транспорта (подтверждается соответствующим актом, приказом);
4) если торгово-остановочный комплекс, размещен на остановочном пункте общественного пассажирского транспорта, где фактическое количество пассажиров, ожидающих пассажирский транспорт на остановочном пункте общественного пассажирского транспорта, не превышает 100 человек за сутки в расчете на каждый из установленных торгово-остановочных комплексов (расчеты выполняются департаментом транспорта Администрации города Омска натурным обследованием или с применением технических средств фото-видеофиксации).
Согласно пункту 27 Порядка N 1812-п на территориях, прилегающих к объектам общественного питания в местах, установленных схемой размещения нестационарных торговых объектов, правообладатели объектов общественного питания имеют право на заключение договора на размещение нестационарного торгового объекта - веранды - без проведения аукциона по продаже права на заключение договора на размещение нестационарного торгового объекта.
Подпунктом 4 пункта 36 настоящего Порядка N 1812-п предусмотрено, что изменения в схему размещения нестационарных торговых объектов могут быть внесены в случае необходимости предоставления компенсационного места размещения нестационарного торгового объекта.
Таким образом, правом на заключение договора без проведения аукциона или конкурса имеют лица, с которыми ранее был заключен договор аренды земельного участка и включенные в схему, а также лица, с которыми ранее был заключен договор аренды земельного участка, но не включенные в схему в порядке предоставления компенсационного места.
Как указано выше, на основании договора на размещение НТО от 05.11.2015 N 21-Б-493 по адресу: 644060, Омская область, г. Омск, ул. Гуртьева, д. 19 размещен НТО, принадлежащий заявителю. Срок действия договора истек 19.08.2020.
До окончания срока действия договора предприниматель уведомил Администрацию ЛАО г. Омска о намерении заключить договор на размещение НТО на последующий срок, обращался с заявлением о продлении срока спорного договора (л.д. 57-58, 60-61).
Между тем в соответствии с пунктом 3.2.10 договора от 05.11.2015 N 21-Б-493 владелец по истечении срока действия договора, а также в случае его досрочного расторжения обязан освободить место размещения НТО, привести его в состояние, пригодное для дальнейшей эксплуатации, и передать уполномоченному органу по акту приема-передачи.
Пролонгация договора на размещение НТО ни Порядком N 1812-п, ни договором от 05.11.2015 N 21-Б-493 не предусмотрена.
Администрацией ЛАО г. Омска направлено уведомление от 19.05.2020 N Исх-АЛАО/2426/16-44 о прекращении договора в связи с истечением срока его действия и необходимости передачи места по акту приема-передачи в состоянии, пригодном для дальнейшего использования; в данном письме указано, что в случае неисполнения требований Администрацией округа будут приняты меры по принудительному выносу НТО в соответствии с постановлением Администрации г. Омска от 30.01.2014 N 95-п "Об утверждении положения о порядке выноса движимого имущества в городе Омске" (л.д. 62).
В письмах от 03.08.2020, 17.09.2020 Администрация ЛАО г. Омска отметила, что обязательства по передачи места предпринимателем не исполнены, кроме того, уведомила о том, что на заседании комиссии по рассмотрению обращений о внесении изменений в схему размещения НТО принято решение направить в Департамент городской экономической политики Администрации г. Омска предложение об исключении места размещения НТО по адресу: г. Омск, ул. Гуртьева, д. 19 из схемы размещения НТО ввиду того, что данное место расположено на расстоянии менее 15 м от здания (подпункт 3 пункта 18 Порядка N 1812-п) (л.д. 56, 59).
В соответствии с подпунктом 3 пункта 18 Порядка N 1812-п не допускается включать в схему размещения нестационарных торговых объектов места размещения, если противопожарное расстояние составляет менее 15 метров от других зданий и сооружений, за исключением иного противопожарного расстояния, определенного в соответствии с приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 24.04.2013 N 288 "Об утверждении свода правил СП 4.13130 "Системы противопожарной защиты. Ограничение распространения пожара на объектах защиты. Требования к объемно-планировочным и конструктивным решениям".
В связи с тем, что торговое место, принадлежащее ИП Ширину С.В., расположено ближе 15 м от других зданий и сооружений, включение указанного павильона в схему размещения НТО не согласовано.
Место предпринимателя N 218 исключено из схемы размещения НТО постановлением Администрации г. Омска от 11.09.2020 N 550-п "О внесении изменений в постановление Администрации г. Омска от 04.08.2014 N 1041-п".
Довод подателя жалобы об отсутствии доказательств, свидетельствующих об исключении торгового павильона из схемы размещения НТО, отклоняется судом апелляционной инстанции, поскольку самим предпринимателем в апелляционной жалобе подтверждено, что в схеме размещения НТО им не было обнаружено сведений о торговом павильоне, принадлежащем ИП Ширину С.В.
В материалы дела не представлены доказательства, подтверждающие наличие заключенного заявителем договора аренды земельного участка, на котором расположены принадлежащие предпринимателю торговые объекты.
Таким образом, учитывая установленные по делу фактические обстоятельства, принимая во внимание заключение договора на размещение НТО, а не на аренду земельного участка, у Администрации ЛАО г. Омска отсутствовали правовые основания для продления договора на размещение НТО.
При данных обстоятельствах арбитражный суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение.
Нормы материального права применены арбитражным судом первой инстанции правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ в любом случае основаниями для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено. Следовательно, оснований для отмены обжалуемого решения арбитражного суда не имеется, апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Судебные расходы по оплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы согласно статье 110 АПК РФ относятся на заявителя. Ходатайство о зачете в счет оплаты государственной пошлины при подаче апелляционной жалобы уплаченной государственной пошлины при подаче заявления удовлетворено, в связи с чем Арбитражному суду Омской области надлежит выдать ИП Ширину С.В. справку на возврат излишне уплаченной государственной пошлины, зачисленной в доход федерального бюджета платежным поручением от 15.04.2021 N 88 (л.д. 35), в размере 5550 руб.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьёй 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Омской области от 05.07.2021 по делу N А46-6981/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
С учётом осуществленного зачета государственной пошлины при подаче апелляционной жалобы Арбитражному суду Омской области выдать справку на возврат индивидуальному предпринимателю Ширину Сергею Владимировичу излишне уплаченной государственной пошлины, зачисленной в доход федерального бюджета платежным поручением N 88 от 15.04.2021, в размере 5550 руб.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
Н.Е. Иванова |
Судьи |
О.Ю. Рыжиков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А46-6981/2021
Истец: ИП ШИРИН СЕРГЕЙ ВЛАДИМИРОВИЧ
Ответчик: АДМИНИСТРАЦИЯ ЛЕНИНАСКОГО АДМИНИСТРАТИВНОГО ОКРУГА ГОРОДА ОМСКА, Администрация Ленинского административного округа города Омска
Третье лицо: Администрация города Омска