г. Саратов |
|
26 октября 2021 г. |
Дело N А12-18429/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 21 октября 2021 года.
Полный текст постановления изготовлен 26 октября 2021 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Цуцковой М.Г.,
судей Дубровиной О.А., Котляровой А.Ф.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Фадеевой Ж.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу государственного казенного учреждения Волгоградской области "Управление капитального строительства" на решение Арбитражного суда Волгоградской области от 24 августа 2021 года по делу N А12-18429/2020
по исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью "Газпром межрегионгаз Волгоград" (ИНН 3445045202, ОГРН 1023403844441)
к государственному казенному учреждению Волгоградской области "Управление капитального строительства" (ОГРН: 1123460005789, ИНН: 3445127712)
с участием в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований в отношении спора Хохловой В.Н., Фискова А.А., Думбоянова А.А., Конобевцевой Э.Ю., Тиханьчиковой М.Н., Умаровой Е.А., Кащук В.А., Печаткиной А.А., Рахматыллаевой А.И., Смятского А.А., Власенковой Ж.Ю., Бурмистровой А.Р., Айткалиевой А.А., Черковской А.Г.,Аккузовой Н.А., Рамазановой Ю.А., Кошкиной А.С., Симоновой А.Н., Москаленко Ю.В.,Айткалиевой Г.А., Шамова А.Н., Михай С.И., Селиверстовой М.Л., Филоновой Д.А., Долговой С.С., Михалевой Е.С., Сильченко С.А., Григорьевой Е.А., Коломейцевой А.М., Москвина А.В., Карпушиной В.А.,Герасимовой Д.Д., Васильевой С.В., Овчаренко А.Ю., Лишенко Ф.Р., Карповой Е.А., Артюхова Р.В., Кондрамашева Д.А., Варанкиной Д.В., Головцовой А.Ю., Фещенко М.А., Колганова В.В., Администрации Волгоградской области, Управления Федерального казначейства по Волгоградской области, Комитета строительства Волгоградской области,
о взыскании долга,
в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле, извещенных о времени и месте судебного заседания надлежащим образом в соответствии со статьей 186 АПК РФ,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Газпром межрегионгаз Волгоград" обратилось в суд с иском к Государственному казенному учреждению Волгоградской области "Управление капитального строительства" о взыскании 12062,23 руб. основного долга за поставленный газ в марте-апреле 2020 г., а также расходов по оплате государственной пошлины.
Решением Арбитражного суда Волгоградской области от 02.11.2020, оставленным без изменения постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.01.2021, в удовлетворении иска отказано.
Постановлением Арбитражного суда Поволжского округа от 05.04.2021 решение и постановление суда апелляционной инстанции отмены, дело направлено на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
Отменяя судебные акты, суд округа указал, что выводы судов двух инстанций в обжалуемых судебных актах о том, что обязанность по внесению платы за потребленный ресурс непосредственно ресурсоснабжающей организации возложена на нанимателей указанных помещений специализированного жилищного фонда, не соответствуют положениям действующего законодательства и сделаны без исследования всех обстоятельств дела и условий договоров найма.
Судами при рассмотрении настоящего спора, не рассматривался статус ответчика - ГКУ ВО "УКС" в рамках правоотношений с истцом, не исследовались его функции, обязательства как владельца помещений на праве оперативного управления (собственником которых является Волгоградская область) и в части оплаты коммунальных ресурсов, в связи с чем вывод судов об отсутствии оснований для удовлетворения исковых требований является преждевременным, принятые по настоящему делу судебные акты подлежат отмене, дело - направлению на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
При новом рассмотрении дела суду необходимо учесть вышеизложенное, установить обстоятельства, входящие в предмет исследования, правильно применить нормы материального и процессуального права, и вынести законное и обоснованное решение по существу спора.
В соответствии с частью 2.1 статьи 289 Арбитражного процессуального кодекса российской Федерации, указания арбитражного суда кассационной инстанции, в том числе толковании закона, изложенные в его постановлении об отмене решения, судебного приказа, постановления арбитражных судов первой и апелляционной инстанций, обязательны для арбитражного суда, вновь рассматривающего дело.
По результатам повторного рассмотрения дела решением Арбитражного суда Волгоградской области от 24 августа 2021 года по делу N А12-18429/2020 с Государственного казенного учреждения Волгоградской области "Управление капитального строительства" (ОГРН: 1123460005789, ИНН: 3445127712) в пользу общества с ограниченной ответственностью "Газпром межрегионгаз Волгоград" (ИНН 3445045202, ОГРН 1023403844441) взыскано 12062,23 руб. основного долга, а также расходы по оплате государственной пошлины в размере 2000 руб.
Государственное казенное учреждение Волгоградской области "Управление капитального строительства" обратилось с апелляционной жалобой, в которой просило решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт, которым отказать удовлетворении исковых требований в полном объеме.
В соответствии со статьей 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации от общества с ограниченной ответственностью "Газпром межрегионгаз Волгоград" поступил отзыв на апелляционную жалобу, в котором общество просит оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились. О месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом в соответствии со статьей 186 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд считает возможным рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие надлежащим образом извещенных лиц, участвующих в деле.
Проверив законность обжалуемого судебного акта в соответствии со статьей 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), судебная коллегия установила следующие обстоятельства.
ГКУ "УКС" на праве оперативного управления принадлежат жилые помещения (квартиры), расположенное по адресу: г. Волгоград, ул. 70-летия Победы,8-53, ул. 70-летия Победы,10 кв.84.53,854, Волгоградская область, г. Урюпинск, ул. 2-й Микрорайон,9-26, г. Урюпинск, ул. 2-й Микрорайон,9-26, Волгоградская область, г. Урюпинск, ул. 2-й Микрорайон,9-26, Волгоградская область, р.п.Быково, ул. Спортивная, 14/2, 2-й Микрорайон,9-26, Волгоградская область, Светлоярский район, п. Пионерский,10-29, Волгоградская область, г. Волжский, ул. Карбышева,110 кв. 237, 301, 325, 376, 263, 298, 379, 385, 362, 243, 245, 261, 278, 279, 315,3 418, 322,334,337,339,377,380,386,388,391,394,400,404 г. Волгоград, ул. 35-я Гвардейская, 42-90, г. Волгоград, ул. Им. Старшего лейтенанта Токарева,1-105, Волгоградская область, Даниловский, район, р.п Даниловка, ул. Мордвинцева,34а-9, Волгоградская область, г. Жирновск, ул. Коммунистическая,10-14, Волгоградская область г. Котово, ул. Свердова,28 кв. 76,92, Волгоградская область, г. Волжский, ул. Карбышева,112 кв. 7.
ООО "Газпром межрегионгаз Волгоград" направило в адрес ГКУ ВО "УКС" оферту - контракты поставки газа N 09-5-61042/20 и N 09-5-60988/20 для обеспечения газоснабжением жилых помещений специализированного жилого фонда, находящихся в управлении ГКУ ВО "УКС" с началом действия Контракта с 01.03.2020. и с 01.02.2020 соответственно.
Однако договоры на поставку коммунального ресурса между истцом и ответчиком в письменной форме не заключены.
Вместе с тем истец, как ресурсоснабжающая организация, в марте-апреле 2020 г. осуществлял поставку коммунального ресурса - газа в помещения по вышеуказанным адресам.
В свою очередь, ответчик обязательства оплаты потреблённого в марте-апреле 2020 г. природного газа не исполнил, задолженность истца составляет 12062,23 руб.
28.05.2020 ООО "Газпром межрегионгаз Волгоград" направило в адрес ГКУ ВО "УКС" претензию с требованием погашения долга (т. 1, л.д. 58-61).
Неисполнение требования претензии послужило основанием для обращения истца в суд с иском.
Арбитражный суд Волгоградской области, руководствуясь статьями 329, 332, 539, 541, 544 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее по тексту - ГК РФ), оценив в порядке статей 67, 68, 71 АПК РФ фактические обстоятельства дела, представленные сторонами в материалы дела доказательства, установив факт ненадлежащего исполнения ответчиком обязательств оплаты поставленного истцом природного газа, пришёл к выводу о том, что обязанность по оплате потребленного в спорный период (март 2020 года) нанимателями природного газа лежит на ответчике, как уполномоченном в силу закона, лице на распоряжение спорными квартирами, которому в свою очередь наниматели оплачивают потребленными ими коммунальные ресурсы.
Ответчик, обжалуя постановленный судебный акт, указывает, что ГКУ "УКС" не наделено статусом управляющей организации в отношении спорных жилых помещений специализированного жилищного фонда, и в правоотношениях по поставке коммунальных ресурсов не участвует как исполнитель коммунальных услуг. Истец поставлял коммунальный ресурс в жилые помещения дома, которыми управляет ответчик на праве оперативного управления. При этом ГКУ "УКС" исполнителем коммунальных услуг не является и не закупает коммунальные ресурсы для предоставления их жильцам. Судом первой инстанции, в обжалуемом решении, вопреки выводам суда кассационной инстанции вышеуказанные обстоятельства не исследовались, оценка действительности государственных контрактов поставки газа N 09-5-61042/20 и N 09-5-60988/20 и его действия в рамках правового института публичной оферты дана не была.
Проверив в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения арбитражным судом норм материального и соблюдение норм процессуального права, соответствие выводов суда о применении норм права установленным им по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам и, исходя из доводов апелляционной жалобы и возражений относительно нее, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения жалобы в силу следующего.
В соответствии со ст. 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Согласно ст. 214 ГК РФ имущество, находящееся в государственной собственности, закрепляется за государственным предприятием и учреждением во владение, пользование, распоряжение.
В силу положений ст. 296 ГК РФ учреждение и казенное предприятие, за которыми имущество закреплено на праве оперативного управления, владеют, пользуются этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, назначением этого имущества и, если иное не установлено законом, распоряжаются этим имуществом с согласия собственника этого имущества.
Право оперативного управления, предоставляя его субъектам правомочия но владению и пользованию имуществом, также возлагает на них обязанности по его содержанию и оплате коммунальных услуг.
Плата за коммунальные услуги включает в себя плату и за газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах).
Статья 153 ЖК РФ предусматривает обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги. Согласно п. 5 ч. 2, ч. 3 ст. 153 ЖК РФ обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги возникает у собственника помещения с момента возникновения права собственности на такое помещение с учетом правила, установленного ч. 3 ст. 169 настоящего Кодекса.
Согласно выпискам из Единого государственного реестра недвижимости о переходе прав на объект недвижимости все квартиры специализированного жилого фонда принадлежат ГКУ ВО "УКС" на праве оперативного управления.
В соответствии с уставом ГКУ ВО "УКС" владеет, пользуется имуществом, находящимся в государственной собственности Волгоградской области.
Также, согласно уставу, иным видом деятельности ГКУ ВО "УКС", не являющимся основным, является заключение договоров найма жилых помещений специализированного жилищного фонда, заключение договоров, связанных с техническим обслуживанием, содержанием и ремонтом жилых помещений специализированного жилищного фонда, а также выполнение функций наймодателя жилых помещений специализированного жилищного фонда, а одним из основных видов деятельности ГКУ ВО "УКС" является заключение гражданско-правовых договоров.
Жилые помещения являются областной собственностью (специализированный жилой фонд), переданной на праве оперативного управления ГКУ ВО "УКС". Соответственно, ГКУ ВО "УКС" обязано нести бремя содержания имущества, в том числе оплачивать потреблённые коммунальные ресурсы.
Согласно п. 1.1 Устава ГКУ ВО "УКС" является государственным казенным учреждением, осуществляющим государственные полномочия и функции Министерства строительства Волгоградской области в сфере строительства, модернизации, реконструкции и капитального ремонта объектов для государственных нужд Волгоградской области, финансовое обеспечение деятельности которого осуществляется за счет средств соответствующего бюджета на основании бюджетной сметы.
Функции и полномочия учредителя Учреждения осуществляет Министерство строительства (в настоящее время Комитет строительства).
При этом, как установлено судом и не оспорено сторонами, в спорный период договоры газоснабжения с нанимателями жилых помещений непосредственно с ресурсоснабжающей организацией заключены не были.
Пунктом 3 информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.02.1998 N 30 "Обзор практики разрешения споров, связанных с договором энергоснабжения" разъяснено, что отсутствие договорных отношений с организацией, от которой лицо получает энергию, не освобождает его от обязанности возместить данной организации стоимость отпущенной энергии.
Как верно отмечено судом, в отсутствие письменного договора поставки газа между истцом и ответчиком сложились фактические договорные отношения, подлежащие регулированию статьями 539 - 548 ГК РФ.
Согласно статье 539 ГК РФ по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
В соответствии с пунктом 1 статьи 548 ГК РФ правила, предусмотренные статьями 539 - 547 настоящего Кодекса, применяются к отношениям, связанным со снабжением газом через присоединенную сеть, если иное не установлено законом или иными правовыми актами.
Согласно статье 544 ГК РФ оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
Признавая ответчика ответственной стороной за оплату потреблённого в указанный период природного газа, суд первой инстанции обоснованно исходил из следующего.
В соответствии с частью 7.5 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации (действующей с 03.04.2018) в случаях, предусмотренных статьёй 157.2 настоящего Кодекса, плата за коммунальные услуги вносится собственниками помещений в многоквартирном доме и нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного либо муниципального жилищного фонда в данном доме соответствующей ресурсоснабжающей организации.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 157.2 Жилищного кодекса Российской Федерации при принятии общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме решения, предусмотренного пунктом 4.4 части 2 статьи 44 настоящего Кодекса, при управлении многоквартирным домом управляющей организацией коммунальные услуги собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме предоставляются ресурсоснабжающей организацией в соответствии с заключенными с каждым собственником помещения в многоквартирном доме договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг.
Договор, содержащий положения о предоставлении коммунальных услуг, между собственником помещения в многоквартирном доме и ресурсоснабжающей организацией заключается на неопределенный срок в соответствии с типовыми договорами, утверждёнными Правительством Российской Федерации. Заключение договора в письменной форме не требуется (часть 6 статьи 157.2 Жилищного кодекса Российской Федерации).
В силу пункта 1 части 7 статьи 157.2 Жилищного кодекса Российской Федерации договор, содержащий положения о предоставлении коммунальных услуг, между собственником помещения в многоквартирном доме и ресурсоснабжающей организацией считается заключённым со всеми собственниками помещений в многоквартирном доме одновременно в случае, предусмотренном пунктом 1 части 1 настоящей статьи, с даты, определённой в решении общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, предусмотренном пунктом 4.4 части 2 статьи 44 настоящего Кодекса. По решению ресурсоснабжающей организации указанный срок может быть перенесён, но не более чем на три календарных месяца. О таком решении ресурсоснабжающая организация уведомляет лицо, по инициативе которого было созвано данное собрание, не позднее пяти рабочих дней со дня получения копий решения и протокола общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме в порядке, предусмотренном частью 1 статьи 46 настоящего Кодекса.
Положения настоящей статьи также распространяются на отношения с участием лиц, указанных в пунктах 1, 1.1, 3, 4, 6, 7 части 2 статьи 153 Жилищного кодекса Российской Федерации, в том числе с участием нанимателя жилого помещения по договору социального найма; нанимателя жилого помещения по договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования; нанимателя жилого помещения по договору найма жилого помещения государственного или муниципального жилищного фонда.
Основанием заключения договора социального найма является принятое с соблюдением требований Жилищного кодекса Российской Федерации решение органа местного самоуправления о предоставлении жилого помещения гражданину, состоящему на учёте в качестве нуждающегося в жилом помещении (части 3 и 4 статьи 57, статья 63 Жилищного кодекса Российской Федерации). Указанное решение может быть принято и иным уполномоченным органом в случаях, предусмотренных федеральным законом, Указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации (пункт 6 статьи 12, пункт 5 статьи 13, части 3, 4 статьи 49 Жилищного кодекса Российской Федерации).
В Жилищный кодекс Российской Федерации внесен специальный раздел IV "Специализированный жилищный фонд", который определяет виды жилых помещений специализированного жилищного фонда, их назначение, а также основания предоставления специализированных жилых помещений.
Специализированный жилищный фонд - совокупность предназначенных для проживания отдельных категорий граждан и предоставляемых по правилам раздела IV настоящего Кодекса жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов (пункт 2 части 3 статьи 19 ЖК РФ).
В силу пункта 8 части 1 и части 3 статьи 92 ЖК РФ к жилым помещениям специализированного жилищного фонда относятся, в том числе, жилые помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Специализированные жилые помещения не подлежат отчуждению, передаче в аренду, внаем, за исключением передачи таких помещений по договорам найма, предусмотренным настоящим разделом.
Порядок и требования отнесения жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов к специализированному жилищному фонду установлены Правилами отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонду, а также типовых договоров найма специализированных жилых помещений, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 26.01.2006 N 42 (далее - Правила N 42).
Пунктом 3 названных Правил N 42 предусмотрено, что отнесение жилых помещений к специализированному жилищному фонду не допускается, если жилые помещения заняты по договорам социального найма, найма жилого помещения, находящегося в государственной или муниципальной собственности жилищного фонда коммерческого использования, аренды, а также, если имеют обременения прав на это имущество.
Договоры социального найма жилых помещений государственного и муниципального фондов и договор найма специализированного жилищного фонда различны по своей правовой природе, основаниям возникновения и основаниям прекращения.
Части 1 и 3 статьи 100 ЖК РФ определяют, что по договору найма специализированного жилого помещения собственник такого помещения (действующий от его имени уполномоченный орган государственной власти или уполномоченный орган местного самоуправления) или уполномоченное им лицо (наймодатель) обязуется передать нанимателю жилое помещение за плату во владение и пользование для временного проживания в нем.
В договоре найма указываются предмет договора, права и обязанности сторон по пользованию специализированным жилым помещением.
В системной взаимосвязи вышеназванных норм права, прямые договорные отношения на предоставление коммунальной услуги ресурсоснабжающей организацией с нанимателями специализированного жилищного фонда законодательством не предусмотрены.
Пунктом 11 Правил N 354 установлено, что условия предоставления коммунальных услуг нанимателю определяются в договоре найма, в том числе договоре социального найма, договоре найма специализированного жилого помещения, договоре найма жилого помещения, находящегося в частной собственности, - для нанимателя жилого помещения по такому договору.
Согласно пункту 12 Правил N 354 собственник жилого помещения, выступающий наймодателем жилого помещения, в целях обеспечения предоставления нанимателям коммунальных услуг того вида, предоставление которых возможно с учетом степени благоустройства жилого помещения, заключает с исполнителем договор, содержащий положения о предоставлении коммунальных услуг, из числа договоров, указанных в пунктах 9 и 10 настоящих Правил; в частности, договоров электроснабжения, газоснабжения, отопления и т.д.
Как усматривается из материалов дела, приказами Комитета строительства Волгоградской области спорные объекты включены в специализированный жилищный фонд Волгоградской области для детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей.
Согласно пункту 2.4.2 Устава ГКУ ВО "УКС", учреждение выполняет функции наймодателя жилых помещений специализированного жилищного фонда Волгоградской области, в том числе заключение договоров найма жилых помещений специализированного жилищного фонда Волгоградской области; принятия решений по разрешению регистрации граждан специализированном жилищном фонде Волгоградской области; заключение договоров, связанных с техническим обслуживанием, содержанием и ремонтом жилых помещений специализированного жилого фонда Волгоградской области.
На основании приказов ГКУ "УКС" между учреждением (наймодатель) и гражданами из категории детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей (наниматели), заключены договоры найма жилого помещения специализированного жилищного фонда, в том числе, на спорные жилые помещения по вышеназванным адресам, по условиям которых спорные объекты переданы во владение и пользование для временного проживания в нем.
Плата взыскивается за газ, поставленный в помещения, в период действия данных договоров.
Из содержания самих договоров найма жилого помещения специализированного жилищного фонда следует, что наниматель обязан своевременно вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги (обязательные платежи).
Обязанность вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги возникает с момента заключения договора (подпункт 6 пункта 8 договора).
При этом обязанности самого наймодателя включают его обязательство обеспечивать предоставление нанимателю коммунальных услуг (подпункт 7 пункта 15 договора), предусмотрено право наймодателя требовать своевременного внесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги (подпункт 1 пункта 14 договора).
В системной взаимосвязи вышеназванных норм права, апелляционный суд пришел к выводу, что прямые договорные отношения на предоставление коммунальной услуги ресурсоснабжающей организацией с нанимателями специализированного жилищного фонда, законодательством не предусмотрены.
Исходя из перечисленных норм права, в правоотношениях по поставке коммунальных ресурсов в специализированный жилищный фонд участвуют наймодатель (ГКУ ВО "УКС"), как исполнитель коммунальных услуг и ресурсоснабжающая организация, как поставщик газа. Абонентом (потребителем) но договору поставки газа и, как следствие, лицом, обязанным оплатить коммунальные ресурсы является наймодатель. В свою очередь, потребители коммунальных услуг оплачивают эти услуги исполнителю (иаймодателю).
Указанный порядок расчетов прямо предусмотрен условиями договоров найма специализированного жилого помещения заключенных между наймодателем ГКУ ВО "УКС" и нанимателями.
Согласно ч. 3 ст. 69 АПК РФ вступившее в законную силу решение суда общей юрисдикции по ранее рассмотренному гражданскому делу обязательно для арбитражного суда, рассматривающего дело, по вопросам об обстоятельствах, установленных решением суда общей юрисдикции и имеющих отношение к лицам, участвующим в деле.
Решения Ворошиловского районного суда в отношении третьих лиц по настоящему делу не имеют преюдициального значения при рассмотрении настоящего дела, так как, во-первых они были вынесены после спорного периода, во-вторых предметом рассмотрения указанных гражданских дел являлся отказ ООО "Газпром межрегионгаз Волгоград" в заключении договоров поставки газа с конкретными гражданами (а не взыскание задолженности за потребленные услуги), в-третьих в рамках рассмотрения указанных гражданских дел круг юридически значимых для настоящего дела обстоятельств не был установлен судами, не рассматривался статус ответчика в рамках рассмотрения правоотношений с истцом, с третьими лицами, не исследовались положения договоров найма специализированного жилого фонда, регулирующие отношения наймодателя (ГКУ ВО "УКС") и нанимателя (третьи лица по делу).
Согласно представленным в материалы дела договорам найма жилого помещения специализированного жилищного фонда Волгоградской области для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, указанные жилые помещения заселены, граждане пользуются указанными помещениями, что не отрицалось ни истцом, ни ответчиком. Срок действия данных договоров определен в пять лет.
Условиями договоров найма жилого помещения специализированного жилищного фонда определено, что наниматель обязан своевременно вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги, которая возникает у него с момента заключения договора, а наймодатель в свою очередь имеет право требовать своевременного внесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги.
При таком положении, суд первой инстанции пришел к правильному выводу, что ответчик является покупателем коммунального ресурса с соответствующими правами и обязанностями, в том числе, - обязанностью по оплате потребленного природного газа.
Аналогичный правовой подход содержится в постановлении Арбитражного суда Поволжского округа по делу N А12-7018/2020, А12-45051/2019, N А12-46500/2019, постановлениях Двенадцатого арбитражного апелляционного суда по делу N А12-10920/2020, N А12-13798/2020.
Доводы апелляционной жалобы о том, что ГКУ "УКС" предпринимает меры по расторжению договоров социального найма, судебной коллегией отклоняются, как не имеющие правового значения при рассмотрении настоящего спора.
Возражений по расчету задолженности, примененных тарифах ответчиком не заявлено. Судом расчет проверен, признан правильным.
В нарушение требований ст. 65 АПК РФ, доказательств погашения задолженности в размере 12062,23 руб., а равно доказательств наличия долга в ином (меньшем) размере, суду ответчиком не представлено, в связи с чем исковые требования удовлетворены правомерно.
Таким образом, по результатам рассмотрения апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к выводу, что судом первой инстанции правильно определен круг обстоятельств, имеющих значение для разрешения спора и подлежащих исследованию, проверке и установлению по делу; правильно применен материальный закон, регулирующий спорные правоотношения; дана оценка всем имеющимся в материалах дела доказательствам с соблюдением требований части 2 статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу ч. 4 ст. 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены решения суда первой инстанции судом апелляционной инстанции не установлено.
Решение Арбитражного суда Волгоградской области от 24 августа 2021 года по делу N А12-18429/2020 подлежит оставлению без изменения, апелляционная жалоба государственного казённого учреждения Волгоградской области "Управление капитального строительства" - без удовлетворения.
Поскольку ГКУ ВО "Управление капитального строительства" не освобождено от уплаты государственной пошлины в соответствии с подпунктом 1.1 пункта 1 статьи 333.37 НК РФ, расходы на оплату государственной пошлины за рассмотрение апелляционный жалобы в порядке статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд относит на ответчика.
Руководствуясь статьями 110, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Волгоградской области от 24 августа 2021 года по делу N А12-18429/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Взыскать с государственного казённого учреждения Волгоградской области "Управление капитального строительства" (ОГРН 1123460005789, ИНН 3445127712) в доход федерального бюджета государственную пошлину за рассмотрение апелляционной жалобы в размере 3 000 руб. 00 коп.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
М.Г. Цуцкова |
Судьи |
О.А. Дубровина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А12-18429/2020
Истец: ООО "ГАЗПРОМ МЕЖРЕГИОНГАЗ ВОЛГОГРАД"
Ответчик: ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ "УПРАВЛЕНИЕ КАПИТАЛЬНОГО СТРОИТЕЛЬСТВА"
Третье лицо: АДМИНИСТРАЦИЯ ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ, Айткалиева А.А., Айткалиева Г.А., Аккузова Н.А., Артюхов Р.В., Бурмистрова А.Р., Варанкина Д.В., Васильева С.В., Власенкова Ж.Ю., Герасимова Д.Д., Головцова А.Ю., Григорьева Е.А., Долгова С.С., Думбоянов А.А, Казначейство России в лице Управления Федерального казначейства по Волгоградской области, Карпова Е.А., Карпушин В.А., Кащук В.А., Колганов В.В., Коломейцева А.М., КОМИТЕТ СТРОИТЕЛЬСТВА ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ, Кондрамашев Д.А., Конобевцева Э.Ю, Кошкина А.С., Лишенко Ф.Р., Михай С.И., Михалева Е.С., Москаленко Ю.В., Москвин А.В., Овчаренко А.Ю., Печаткина А.А, Рамазанова Ю.А., Рахматыллаева А.И., Селиверстова М.Л., Сильченко С.А., Симонов А.Н., Смятский А.А., Тиханьчикова М.Н, Умарова Е.А., Фещенко М.А., Филонова Д.А., Фисков А.А., Хохлова В.Н., Черковская А.Г., Шамов А.Н.
Хронология рассмотрения дела:
24.12.2021 Постановление Арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-13332/2021
26.10.2021 Постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда N 12АП-8863/2021
24.08.2021 Решение Арбитражного суда Волгоградской области N А12-18429/20
05.04.2021 Постановление Арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-2313/2021
15.01.2021 Постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда N 12АП-11048/20
02.11.2020 Решение Арбитражного суда Волгоградской области N А12-18429/20