г. Тула |
|
26 октября 2021 г. |
Дело N А54-8590/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 19.10.2021.
Постановление изготовлено в полном объеме 26.10.2021.
Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Большакова Д.В., судей Стахановой В.Н. и Тимашковой Е.Н., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Акуловой О.Д., при участии в судебном заседании от заявителя - общества с ограниченной ответственностью "Рязанский завод кабельных конструкций" (г. Рязань, ОГРН 1076230005444, ИНН 6230058119) - Юшиной Ж.В. (доверенность от 17.03.2021), в отсутствие заинтересованного лица - управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Рязанской области (г. Рязань, ОГРН 1056204008706, ИНН 6234012450), рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Рязанский завод кабельных конструкций" к управлению Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Рязанской области о признании недействительным предписания должностного лица, уполномоченного осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор, от 23.08.2019 N 516-03,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Рязанский завод кабельных конструкций" (далее - ООО "РЗКК", общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Рязанской области с заявлением к управлению Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Рязанской области (далее - управление Роспотребнадзора по Рязанской области, управление) о признании недействительным предписания от 23.08.2019 N 516-03.
Решением Арбитражного суда Рязанской области от 19.02.2021 заявленные требования удовлетворены частично, предписание должностного лица управления, уполномоченного осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор, от 23.08.2019 N 516-03 признано недействительным в части пункта 5; в удовлетворении остальной части требований отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом в части отказа в удовлетворении заявленных требований, ООО "РЗКК" обжаловало его в апелляционном порядке.
Определением от 03.08.2021 Двадцатый арбитражный апелляционный суд перешел к рассмотрению дела по правилам, установленным Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации (далее - АПК РФ) для рассмотрения дела в арбитражном суде первой инстанции.
При этом апелляционный суд исходил из следующего.
Одним из доводов апелляционной жалобы являлся довод о том, что ООО "РЗКК" не было уведомлено ни о возобновлении производства по делу 01.12.2020, ни о времени и месте судебного заседания 17.02.2021, в связи с чем рассмотрение дела судом первой инстанции осуществлено в отсутствие ООО "РЗКК", которому о месте и времени судебного заседания известно не было, в связи с чем общество не смогло защитить свои права и законные интересы.
В силу части 1 статьи 268 АПК РФ при рассмотрении дела в порядке апелляционного производства арбитражный суд по имеющимся в деле и дополнительно представленным доказательствам повторно рассматривает дело.
Согласно части 6 статьи 268 АПК РФ вне зависимости от доводов, содержащихся в апелляционной жалобе, арбитражный суд апелляционной инстанции проверяет, не нарушены ли судом первой инстанции нормы процессуального права, являющиеся в соответствии с частью 4 статьи 270 данного Кодекса основанием для отмены решения арбитражного суда первой инстанции.
В соответствии с пунктом 7 части 4 статьи 270 АПК РФ основанием для отмены решения арбитражного суда первой инстанции в любом случае является, в том числе, рассмотрение дела в отсутствие кого-либо из участвующих в деле лиц, не извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания.
В силу части 1 статьи 121 АПК РФ лица, участвующие в деле, и иные участники арбитражного процесса извещаются арбитражным судом о принятии искового заявления или заявления к производству и возбуждении производства по делу, о времени и месте судебного заседания или совершения отдельного процессуального действия путем направления копии судебного акта в порядке, установленном указанным Кодексом, не позднее чем за пятнадцать дней до начала судебного заседания или совершения отдельного процессуального действия, если иное не предусмотрено Кодексом.
Пунктом 2 части 2 названной статьи установлено, что судебный акт, которым извещаются или вызываются участники арбитражного процесса, должен содержать, в том числе, время и место судебного заседания или проведения отдельного процессуального действия.
В силу статьи 147 АПК РФ возобновление производства по делу оформляется определением, в котором арбитражный суд должен указать на доказательства, подтверждающие устранение обстоятельств, вызвавших его приостановление, возобновить производство по делу, назначить дело к рассмотрению с указанием даты судебного заседания.
Частью 1 названной статьи предусмотрено, что копии определения направляются лицам, участвующим в деле. Направление определения осуществляется по общим правилам, установленным АПК РФ.
В соответствии с частью 4 статьи 121 АПК РФ судебные извещения, адресованные юридическому лицу, направляются арбитражным судом по месту нахождения юридического лица. Если иск вытекает из деятельности филиала или представительства юридического лица, такое извещение направляется также по месту нахождения этого филиала или представительства. Место нахождения юридического лица, его филиала или представительства определяется на основании выписки из единого государственного реестра юридических лиц.
На основании части 1 статьи 122 АПК РФ копия судебного акта направляется арбитражным судом по почте заказным письмом с уведомлением о вручении либо путем вручения адресату под расписку непосредственно в арбитражном суде или по месту нахождения адресата, а в случаях, не терпящих отлагательства, путем направления телефонограммы, телеграммы, по факсимильной связи или электронной почте либо с использованием иных средств связи.
Частью 1 статьи 123 АПК РФ предусмотрено, что лица, участвующие в деле, и иные участники арбитражного процесса считаются извещенными надлежащим образом, если к началу судебного заседания, совершения отдельного процессуального действия арбитражный суд располагает сведениями о получении адресатом копии определения о принятии искового заявления или заявления к производству и возбуждении производства по делу, направленной ему в порядке, установленном названным Кодексом, или иными доказательствами получения лицами, участвующими в деле, информации о начавшемся судебном процессе.
Частью 4 статьи 123 АПК РФ определено, что лица, участвующие в деле, и иные участники арбитражного процесса также считаются извещенными надлежащим образом арбитражным судом, если:
1) адресат отказался от получения копии судебного акта и этот отказ зафиксирован организацией почтовой связи или арбитражным судом;
2) несмотря на почтовое извещение, адресат не явился за получением копии судебного акта, направленной арбитражным судом в установленном порядке, о чем организация почтовой связи уведомила арбитражный суд;
3) копия судебного акта не вручена в связи с отсутствием адресата по указанному адресу, о чем организация почтовой связи уведомила арбитражный суд с указанием источника данной информации;
4) судебное извещение вручено уполномоченному лицу филиала или представительства юридического лица;
5) судебное извещение вручено представителю лица, участвующего в деле;
6) имеются доказательства вручения или направления судебного извещения в порядке, установленном частями 2 и 3 статьи 122 данного Кодекса.
Однако если при допущенных органом связи нарушениях Правил оказания услуг почтовой связи, утвержденных приказом Минкомсвязи России от 31.07.2014 N 234, судебное извещение не было получено стороной по делу по не зависящим от нее причинам, она не может считаться надлежаще извещенной.
Согласно сведениям из Единого государственного реестра юридических лиц (ЕГРЮЛ) местом нахождения ООО "РЗКК" является г. Рязань, 197 километр (окружная дорога), 2.
Из материалов дела следует, что определение суда о возобновлении производства по делу от 01.12.2020, направленное обществу по указанному адресу, не было получено адресатом и возвращено отправителю (идентификатор N 39000051276616, т. 2 л.д. 83).
В соответствии с пунктом 35 Правил оказания услуг почтовой связи, утвержденных приказом Минкомсвязи России от 31.07.2014 N 234, почтовое отправление или почтовый перевод возвращается по обратному адресу: а) по заявлению отправителя; б) при отказе адресата (его уполномоченного представителя) от его получения; в) при отсутствии адресата по указанному адресу; г) при невозможности прочтения адреса адресата; д) при обстоятельствах, исключающих возможность выполнения оператором почтовой связи обязательств по договору об оказании услуг почтовой связи, в том числе отсутствия указанного на отправлении адреса адресата.
Согласно пункту 11.10 приказа ФГУП "Почта России" от 07.03.2019 N 98-п "Об утверждении Порядка приема и вручения внутренних регистрируемых почтовых отправлений" (вместе с "Порядком приема и вручения внутренних регистрируемых почтовых отправлений (редакция N 2)" на каждое возвращаемое по обратному адресу регистрируемое почтовое отправление разряда "Судебное" почтовый работник оформляет ярлык ф. 20 и оформляет оболочку возвращаемого регистрируемого почтового отправления в порядке, представленном в приложении N 39 к данному Порядку (в числе прочего, проставляет в оболочке отметку о причине возврата).
На имеющемся в деле почтовом конверте (идентификатор N 39000051276616, т. 2 л.д. 83) не указана причина возвращения судебной корреспонденции в Арбитражный суд Рязанской области, вышеуказанные ярлык ф. 20 и оболочка не оформлены.
В связи с изложенным апелляционным судом в почтовое отделение АО "Почта России" направлен запрос о разъяснении причины, по которой заказное письмо N 39000051276616 было возвращено в адрес Арбитражного суда Рязанской области.
В ответ на указанный запрос от АО "Почта России" поступил ответ от 24.06.2021 N Ф62-08/844, в котором почтовый орган сообщил следующее.
Заказное письмо N 39000051276616, принятое 01.12.2020, поступило в отделение почтовой связи (далее - ОПС) Рязань 390011 03.12.2020, доставлялось по указанному на отправлении адресу, но не было вручено в связи с не розыском адресата. Почтовое отправление дослано 03.12.2020.
Заказное письмо N 39000051276616 поступило в Рязань ГСП 390918 04.12.2020, доставлялось по указанному на отправлении адресу, но не было вручено в связи с не розыском адресата. Почтовое отправление возвращено по истечении срока хранения и не розыском адресата 30.01.2021, вручено отправителю 01.02.2021.
В связи с неясностью полученного ответа Двадцатым арбитражным апелляционным судом 20.07.2021 в АО "Почта России" был направлен новый запрос, в котором суд просил представить письменные пояснения и разъяснить, что в вышеуказанном ответе N Ф62-08/844 означает "не розыск адресата": не розыск дома по адресу, указанному в почтовом отправлении N 39000051276616, или не розыск адресата в этом доме, другое.
Также судом была запрошена информация о том, была ли исполнена почтовым органом обязанность, предусмотренная пунктом 32 Правил оказания услуг почтовой связи, утвержденных приказом Минкомсвязи России от 31.07.2014 N 234, согласно которому извещения о регистрируемых почтовых отправлениях и почтовых переводах, если иное не определено договором между оператором почтовой связи и пользователем услугами почтовой связи, опускаются в соответствии с указанными на них адресами в ячейки абонентских почтовых шкафов, почтовые абонентские ящики, ячейки абонементных почтовых шкафов, почтовые шкафы опорных пунктов (в отношении заказного письма N 39000051276616).
В ответе на запрос от 30.07.2021 N Ф62-08/1137 почтовым органом сообщено следующее.
Заказное письмо разряда "судебное" N 39000051276616 было направлено в адрес ООО "РЗКК" на адрес: 390000, г. Рязань, 197 км (окружная дорога), д. 2.
Заказное письмо прибыло 02.12.2020 в ОПС 390018 Рязань. Данный адрес относится к обслуживанию ОПС 390011 Рязань, письмо было дослано 02.12.2020 в адресное ОПС. В связи с удаленностью адреса 197 км (окружная дорога), д. 2, доставка почтовой корреспонденции производится городской служебной почтой (ОПС 390018 Рязань).
Заказное письмо N 39000051276616 было дослано 03.12.2020 в ОПС 390018 Рязань. Доставлялось адресату 10.12.2020, но в связи с тем, что адрес 197 км (окружная дорога), д. 2 находится в промышленной зоне, имеющей обширную территорию, без указаний номеров строений и вывесок организаций, найти адресата и его почтовый абонентский ящик не удалось. Заказное письмо было возвращено в ОПС 390018 Рязань для хранения установленным порядком до обращения адресата.
Повторная попытка вручения была произведена 21.01.2021, по истечении срока хранения и не востребованности заказное письмо N 39000051276616 было возвращено по обратному адресу.
Операции "вручение" от 10.12.2020, от 21.12.2020 были проставлены ошибочно при обработке почтового отправления.
Позже сотрудниками ОПС 390018 Рязань было установлено, что ООО "РЗКК" арендует абонементный почтовый шкаф в ОПС 390023 Рязань, но заявление в ОПС 3900111 Рязань, ОПС 390018 Рязань на переадресацию корреспонденции подано не было.
Таким образом, сведения о надлежащем извещении ООО "РЗКК" о возобновлении производства по делу в предусмотренном статьями 122-123 АПК РФ порядке в материалах дела отсутствуют.
При этом 20.01.2021 в отсутствие представителей общества судебное разбирательство отложено судом первой инстанции, о чем вынесено протокольное определение, однако указанное определение сторонам не направлялось.
Имеющийся в материалах дела отчет об отслеживании отправления с почтовым идентификатором N 39000051276616 (т. 2 л.д. 77), согласно которому 10.12.2020 произошло вручение отправления адресату почтальоном, не может считаться надлежащим уведомлением ООО "РЗКК", поскольку, как следует из пояснений почтового органа, указанная отметка проставлена ошибочно при обработке почтового отправления, в то время как на момент объявления резолютивной части обжалуемого решения суд располагал сведениями о неполучении обществом копии определения о возобновлении производства по делу, поскольку почтовый конверт с отправлением вернулся в суд, а соответствующая отметка органа почтовой связи на нем отсутствовала.
При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что в рассматриваемом случае ООО "РЗКК" не может считаться извещенным надлежащим образом о возобновлении производства по делу и о времени и месте судебного разбирательства.
Поскольку из материалов дела усматривается наличие безусловных оснований для отмены судебного акта, предусмотренных пунктом 2 части 4 статьи 270 АПК РФ, апелляционный суд перешел к рассмотрению дела по правилам, установленным данным Кодексом для рассмотрения дела в суде первой инстанции, в соответствии с частью 6.1 статьи 268 АПК РФ.
Управлением Роспотребнадзора по Рязанской области заявлено ходатайство об отложении судебного разбирательства, мотивированное тем, что представитель управления не может явиться в судебное заседание 19.10.2021 по причине болезни.
Суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для удовлетворения заявленного ходатайства ввиду следующего.
Частью 3 статьи 158 АПК РФ предусмотрено, что в случае, если лицо, участвующее в деле и извещенное надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, заявило ходатайство об отложении судебного разбирательства с обоснованием причины неявки в судебное заседание, арбитражный суд может отложить судебное разбирательство, если признает причины неявки уважительными.
Арбитражный суд может отложить судебное разбирательство по ходатайству лица, участвующего в деле в связи с неявкой в судебное заседание его представителя по уважительной причине (часть 4 статьи 158 АПК РФ).
Согласно части 5 указанной нормы права арбитражный суд может отложить судебное разбирательство, если признает, что оно не может быть рассмотрено в данном судебном заседании, в том числе вследствие неявки кого-либо из лиц, участвующих в деле, других участников арбитражного процесса, в случае возникновения технических неполадок при использовании технических средств ведения судебного заседания, в том числе систем видеоконференц-связи, а также при удовлетворении ходатайства стороны об отложении судебного разбирательства в связи с необходимостью представления ею дополнительных доказательств, при совершении иных процессуальных действий.
Из изложенного следует, что отложение рассмотрения дела при заявленном ходатайстве одной из сторон, является правом суда, предоставленном законодательством для обеспечения возможности полного и всестороннего рассмотрения дела.
В данном случае управление Роспотребнадзора по Рязанской области извещено о времени и месте судебного заседания надлежащим образом, явка представителя управления в судебное заседание не признана судом обязательной, его правовая позиция изложена в отзывах на заявление, на апелляционную жалобу, доказательств невозможности обеспечить явку в судебное заседание иных представителей суду не представлено, равно как и не обоснована необходимость участия представителя совершением каких-либо процессуальных действий, которые могли бы повлиять на разрешение спора.
Учитывая изложенные обстоятельства, суд апелляционной инстанции оставляет заявленное управлением ходатайство без удовлетворения.
ООО "РЗКК" заявлено ходатайство об истребовании у управления Роспотребнадзора по Рязанской области следующих доказательств: наличия фактических зафиксированных технологических процессов производства электромонтажных изделий, при которых на ООО "РЗКК" используются канцерогенные вещества (материалы), их конкретный перечень с указанием конкретного наименования канцерогенных веществ, номеров CAS, а также наименование участков ООО "РЗКК", где эти вещества были идентифицированы на момент проверки с указанием номеров протоколов лабораторных исследований наличия канцерогенных веществ, которые были выявлены в ходе выездной внеплановой проверки; наличия несоответствующего требованиям действующего законодательства перечня профессий ООО "РЗКК", работники которых подлежат обязательным медицинским осмотрам онколога; наличия на ООО "РЗКК" профессий, которые в обязательном порядке подлежат информированию о работе с возможными канцерогенными факторами (пункт 1.1.2 "Канцерогены") с указанием конкретного пункта Приказа N 302н; наличия численных составов работников основного производства ООО "РЗКК", чья трудовая функция связана с производственными процессами, относящимися к группе 1б.
Кроме того, в ходатайствах от 05.10.2021 общество просило истребовать у управления Роспотребнадзора по Рязанской области следующие доказательства: документы, подтверждающие наличие фактических зафиксированных технологических процессов производства электромонтажных изделий, при которых на ООО "РЗКК" используются канцерогенные вещества (материалы), их конкретный перечень с указанием конкретного наименования канцерогенных веществ, номеров CAS, а также наименование участков ООО "РЗКК", где эти вещества были идентифицированы на момент проверки с указанием номеров протоколов лабораторных исследований наличия канцерогенных веществ, которые были выявлены в ходе выездной внеплановой проверки; а также документы, подтверждающие наличие на ООО "РЗКК" профессий, которые в обязательном порядке подлежат информированию о работе с возможными канцерогенными факторами (пункт 1.1.2 "Канцерогены") с указанием конкретного пункта Приказа Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 12.04.2011 N 302н "Об утверждении перечней вредных и (или) опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования), и Порядка проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда", где эти профессии обозначены; документы, подтверждающие конкретное количество работников мужского и женского пола из списочного числа работающих на ООО "РЗКК", чьи трудовые функции связаны с наличием загрязнения тела и спецодежды химическими веществами 3-го и 4-го классов опасности (16), а также документы, свидетельствующие, что химические вещества 3-го и 4-го классов опасности были идентифицированы на теле и спецодежде конкретных работников ООО "РЗКК" на момент проверки с указанием номеров протоколов лабораторных исследований наличия химических веществ 3-го и 4-го классов опасности, которые были выявлены в ходе выездной внеплановой проверки.
Суд, рассмотрев заявленные ходатайства об истребовании вышеназванных доказательств, не находит оснований для их удовлетворения.
Частью 1 статьи 67 АПК РФ предусмотрено, что арбитражный суд принимает только те доказательства, которые имеют отношение к рассматриваемому делу.
Заявляя ходатайства об истребовании вышеуказанных документов, общество, по сути, ставит под сомнение законность предписаний от 29.03.2019 N 203-03 и N 204-03, по результатам проверки исполнения которых управлением выдано оспариваемое предписание от 23.08.2019 N 516-03. Между тем, законность предписаний от 29.03.2019 N 203-03 и N 204-03 уже оценивалась Арбитражным судом Рязанской области в рамках дел N А54-3827/2019 и N А54-3828/2019. Кроме того, документы, явившиеся основанием для выдачи оспариваемого предписания (материалы проверки), представлены в материалы дела. Таким образом, оснований для удовлетворения заявленных ходатайств не имеется.
Как следует из материалов дела, управлением Роспотребнадзора по Рязанской области на основании распоряжения (приказа) руководителя управления от 25.02.2019 N 295 проведена плановая выездная проверка ООО "РЗКК" по адресу: г. Рязань, километр 197 километр (Окружная дорога), д. 2.
Проверка проведена в соответствии с утвержденным ежегодным планом проверок на 2019 год, размещенным на сайте Управления Роспотребнадзора по Рязанской области, период проведения проверки: с 04.03.2019 по 29.03.2019.
В ходе проведения проверки управлением выявлены следующие нарушения:
- отсутствуют знаки о запрете курения в местах общего пользования (туалетах);
- на предприятии не оборудовано место для курения;
- в санитарно-бытовых помещениях для работающих, занятых непосредственно на производстве, душевые на несколько душевых сеток (женские на 2 душевые сетки, мужские - на 2 и 3 душевые сетки) не оборудованы душевыми кабинами;
- не все рабочие обеспечены шкафами для хранения уличной одежды и спецодежды;
- не обеспечена стирка, чистка загрязненной спецодежды;
- место для приема пищи для работающих (мужчин), занятых непосредственно в производстве, а это в количестве не мене 30 человек, выделено в мужской гардеробной;
- нарушены требования к освещенности на рабочих местах;
- уровни ЭМП на рабочих местах пользователя персональными компьютерами и другими средствами информационно-коммуникативных технологий в диапазоне частот 5 Гц- 2кГц по напряженности превышают ПДУ-250 нТл;
- в разработанной программе производственного контроля за соблюдение санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий ООО "РЗКК" от 16.01.2018 нет полного перечня официально изданных санитарных правил и нормативов в соответствии с осуществляемой деятельностью предприятия, в графиках замеров факторов производственной среды нет полного перечня факторов производственной среды, а также объектов производственного кон6троля, представляющих потенциальную опасность для человека и среды его обитания, в отношении которых необходима организация лабораторных исследований и испытаний с указанием точек, в которых осуществляется отбор проб (проводятся лабораторные измерения, исследования и испытания);
- на предприятии используются производственные процессы, материалы, в ходе которых возможен контакт, либо выделение в воздух рабочей зоны канцерогеноопасных веществ (минеральные масла, древесная пыль). В разработанном на предприятии Санитарно-гигиеническом паспорте канцерогеноопасного производства отсутствуют указанные вещества. Паспорт составлен без учета требования МУ 2.2.9.2493-09 "Санитарно-гигиеническая паспортизация канцерогеноопасных организаций и формирование банков данных" в управление на согласование не представлен. Лица, поступающие на работу, а также работники предприятия, которые могут подвергнуться воздействию канцерогенного фактора, не информируются об опасности такого воздействия и мерах профилактики, регулярный лабораторный контроль за содержанием канцерогеноопасных веществ не обеспечен, работники, принятые на работу, связанную с воздействием канцерогенных факторов, не направляются на предварительные (при поступлении на работу) и периодические медицинские осмотры в установленном порядке (в список контингента работников, подлежащих предварительному и периодическому медицинскому осмотру не включены);
- обществом, имеющим 15 источников загрязнения атмосферы, из которых выбрасывается в атмосферный воздух 30 загрязняющих веществ, не обеспечено проведение лабораторных исследований за загрязнением атмосферного воздуха в зоне влияния выбросов предприятия в рамках производственного контроля.
По результатам проверки составлен акт от 29.03.2019 N 192-03 и обществу выдано предписание от 29.03.2019 N 203-03, в котором указано в срок до 25.07.2019:
1) представить откорректированную программу производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемиологических мероприятий от 2018 года, протоколы измерения, исследования;
2) представить протокол измерения освещенности;
3) представить протокол измерения ЭМП;
4) откорректировать Санитарно-гигиенический паспорт канцерогеноопасной организации в соответствии с требованиями МУ 2.2.9.2493-09 "Санитарно-гигиеническая паспортизация канцерогеноопасных организаций и формирование банков данных", паспорт согласовать в установленном порядке; обеспечить информирование лиц, поступающих на работу, а также работников предприятия, которые могут подвергнуться воздействию канцерогенного фактора, об опасности такого воздействия и мерах профилактики, внести коррективы в перечень контингентов, подлежащих предварительным и периодическим медицинским осмотрам, обеспечить регулярный лабораторный контроль за содержанием канцерогенных факторов на рабочих местах;
5) организовать и провести мероприятия по обеспечению централизованной стирки, чисти загрязненной спецодежды работников предприятия;
6) провести мероприятия по оборудованию душевых для работников, занятых непосредственно на производстве, открытыми или закрытыми душевыми кабинами;
7) провести мероприятия по оборудованию гардеробных достаточным количеством шкафов для хранения уличной одежды и спецодежды;
8) для работающих, занятых непосредственно в производстве, оборудовать комнату приема пищи (с учетом расчета численности работающих в смену);
9) обеспечить размещение знака о запрете курения для обозначения помещений и объектов, где курение табака запрещено;
10) провести мероприятия по оборудованию специальных мест на открытом воздухе для курения табака.
Предписанием от 29.03.2019 N 204-03 на общество возложена обязанность в срок не позднее 25.07.2019 обеспечить проведение лабораторных исследований за загрязнением атмосферного воздуха в зоне влияния выбросов предприятия в рамках производственного контроля и копию протокола лабораторных исследований воздуха представить в управление.
На основании распоряжения управления от 05.08.2019 N 1311 в отношении общества проведена внеплановая выездная проверка с целью контроля за исполнением предписаний от 29.03.2019 N 203-03 и N 204-03.
По результатам проверки составлен акт от 23.08.2019 N 602-03 и обществу выдано предписание от 23.08.2019 N 516-03, в котором заявителю в срок до 22.01.2020 указано устранить следующие нарушения:
1) представить откорректированную программу производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемиологических мероприятий от 2018 года, протоколы измерения, исследования;
2) откорректировать Санитарно-гигиенический паспорт канцерогеноопасной организации в соответствии с требованиями МУ 2.2.9.2493-09 "Санитарно-гигиеническая паспортизация канцерогеноопасных организаций и формирование банков данных", паспорт согласовать в установленном порядке; обеспечить информирование лиц, поступающих на работу, а также работников предприятия, которые могут подвергнуться воздействию канцерогенного фактора, об опасности такого воздействия и мерах профилактики, внести коррективы в перечень контингентов, подлежащих предварительным и периодическим медицинским осмотрам, обеспечить регулярный лабораторный контроль за содержанием канцерогенных факторов на рабочих местах;
3) провести мероприятия по оборудованию душевых для работников, занятых непосредственно на производстве, открытыми или закрытыми душевыми кабинами;
4) провести мероприятия по оборудованию гардеробных достаточным количеством шкафов для хранения уличной одежды и спецодежды;
5) для работающих, занятых непосредственно в производстве, оборудовать комнату приема пищи (с учетом расчета численности работающих в смену);
6) обеспечить проведение лабораторных исследований за загрязнением атмосферного воздуха в зоне влияния выбросов предприятия в рамках производственного контроля и копию протокола лабораторных исследований воздуха представить в управление.
Не согласившись с указанным предписанием, ООО "РЗКК" обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Выслушав представителей сторон, оценив представленные доказательства, арбитражный суд находит заявленные требования подлежащими удовлетворению частично. При этом суд исходит из следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200, частью 2 статьи 201 АПК РФ, пунктом 6 постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц необходимо наличие двух обязательных условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" в случае выявления при проведении проверки нарушений юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем обязательных требований или требований, установленных муниципальными правовыми актами, должностные лица органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, проводившие проверку, в пределах полномочий, предусмотренных законодательством Российской Федерации, обязаны выдать предписание юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю об устранении выявленных нарушений с указанием сроков их устранения.
В соответствии с Положением о Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 N 322 "Об утверждении Положения о Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека" Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор) является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, защиты прав потребителей и потребительского рынка.
При осуществлении государственного санитарно-эпидемиологического надзора Роспотребнадзор руководствуется законодательством в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в том числе Федеральным законом от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (далее - Закон N 52-ФЗ) и санитарными правилами, утвержденными и введенными в действие в установленном законом порядке.
Пунктом 2 статьи 50 Закона N 52-ФЗ предусмотрено право должностных лиц, осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор, при выявлении нарушения санитарного законодательства, выдавать гражданам и юридическим лицам предписания, обязательные для исполнения ими в установленные сроки, в том числе об устранении выявленных нарушений санитарных правил.
Таким образом, оспариваемое предписание вынесено уполномоченным органом и в пределах его компетенции.
Пунктом 1 статьи 2 Закона N 52-ФЗ установлено, что санитарно-эпидемиологическое благополучие населения обеспечивается посредством обязательного соблюдения гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами санитарных правил как составной части осуществляемой ими деятельности.
В силу статьи 32 Закона N 52-ФЗ производственный контроль, в том числе проведение лабораторных исследований и испытаний, за соблюдением санитарно-эпидемиологических требований и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий в процессе производства, хранения, транспортировки и реализации продукции, выполнения работ и оказания услуг, а также условиями труда осуществляется индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами в целях обеспечения безопасности и (или) безвредности для человека и среды обитания таких продукции, работ и услуг.
Производственный контроль осуществляется в порядке, установленном техническими регламентами или применяемыми до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов санитарными правилами, а также стандартами безопасности труда, если иное не предусмотрено федеральным законом (пункт 2 статьи 32 Закона N 52-ФЗ).
Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 13.07.2001 N 18 введены в действие СП 1.1.1058-01, определяющие порядок организации и проведения производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий и предусматривают обязанности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей по выполнению их требований.
Программа (план) производственного контроля составляется в произвольной форме и должна включать следующие данные:
- перечень официально изданных санитарных правил, методов и методик контроля факторов среды обитания в соответствии с осуществляемой деятельностью (пункт 3.1);
- перечень химических веществ, биологических, физических и иных факторов, а также объектов производственного контроля, представляющих потенциальную опасность для человека и среды его обитания (контрольных критических точек), в отношении которых необходима организация лабораторных исследований и испытаний, с указанием точек, в которых осуществляется отбор проб (проводятся лабораторные исследования и испытания), и периодичности отбора проб (проведения лабораторных исследований и испытаний) (пункт 3.3).
В силу пункта 4.1 СП 1.1.1058-01 производственный контроль осуществляется с применением лабораторных исследований, испытаний на промышленных предприятиях (объектов): рабочие места, производственные помещения, производственные площадки (территория), граница санитарно-защитной зоны, сырье для изготовления продукции, полуфабрикаты, новые виды продукции производственно-технического назначения, продукция пищевого назначения, новые технологические процессы (технологии производства, хранения, транспортирования, реализации и утилизации), отходы производства и потребления (сбор, использование, обезвреживание, транспортировка, хранение, переработка и захоронение отходов).
Производственный контроль включает лабораторные исследования и испытания факторов производственной среды (физические факторы: температура, влажность, скорость движения воздуха, тепловое излучение; неионизирующие электромагнитные поля (ЭМП) и излучения - электростатическое поле; постоянное магнитное поле (в т.ч. гипогеомагнитное); электрические и магнитные поля промышленной частоты (50 Гц); широкополосные ЭМП, создаваемые ПЭВМ; электромагнитные излучения радиочастотного диапазона; широкополосные электромагнитные импульсы; электромагнитные излучения оптического диапазона (в т.ч. лазерное и ультрафиолетовое); ионизирующие излучения; производственный шум, ультразвук, инфразвук; вибрация (локальная, общая); аэрозоли (пыли) преимущественно фиброгенного действия; освещение - естественное (отсутствие или недостаточность), искусственное (недостаточная освещенность, пульсация освещенности, избыточная яркость, высокая неравномерность распределения яркости, прямая и отраженная слепящая блесткость); электрически заряженные частицы воздуха - аэроионы; аэрозоли преимущественно фиброгенного действия (АПФД); химические факторы: смеси, в т.ч. некоторые вещества биологической природы (антибиотики, витамины, гормоны, ферменты, белковые препараты), получаемые химическим синтезом и/или для контроля которых используют методы химического анализа, вредные вещества с остронаправленным механизмом действия, вредные вещества 1-4 классов опасности; биологический фактор).
Периодичность производственного лабораторного контроля вредных факторов производственной среды может быть сокращена, но не более чем в два раза по сравнению с нормируемыми показателями на промышленных предприятиях (промышленных объектах) в случаях, если на них не отмечается в течение ряда лет, но не менее 5 лет, превышений ПДК и ПДУ по результатам лабораторных исследований и измерений, проведенных лабораториями, аккредитованными на техническую компетентность и независимость, и установления положительной динамики их санитарно-гигиенического состояния (проведение эффективных санитарно-оздоровительных мероприятий, подтверждаемых результатами исследований и измерений факторов производственной среды, отсутствия регистрации профессиональных заболеваний, массовых неинфекционных заболеваний и высокого уровня заболеваемости с временной утратой трудоспособности, кроме производственного контроля вредных веществ с остронаправленным механизмом действия, вредных веществ 1-4 классов опасности и случаев изменения технологии производства).
Из материалов дела усматривается, что в программу производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических мероприятий ООО "РЗКК" от 16.01.2018 (далее - Программа) не внесены коррективы в части перечня официально изданных санитарных правил и других нормативных документов в соответствии с осуществляемой деятельностью предприятия, полного перечня химических веществ, а также объектов производственного контроля, представляющих потенциальную опасность для человека и среды его обитания, в отношении которых необходима организация лабораторных исследований и испытаний с указанием точек, в которых осуществляется отбор проб и проводятся лабораторные измерения, исследования и испытания (ЭМП на рабочих местах, оборудованных персональными компьютерами, контроль за содержанием в воздухе рабочей зоны вредных веществ при проведении работ с использованием порошковых покрытий). В "Перечне имеющихся на предприятии официально изданных законов, приказов, санитарных правил" внесены документы, часть из которых уже отменены и действуют (например, СанПиН 2.2.4.1191-03, СанПиН 2.2.2776-10), а часть - не относится к деятельности ООО "РЗКК" (например, СанПиН 3.1.7.2615-10, СанПиН 3.2.3110-13, СанПиН 3.1.2952-11), при этом в перечне отсутствуют документы, выполнение требований которых необходимо при производственной деятельности предприятии (например, ГН 2.1.6.3492-17, СП 2.2.2.1327-03, СП 2.2.1.1312-03, СанПиН 2.2.4.3359-16).
В связи с изложенным в пункте 1 предписания от 23.08.2019 N 516-03 правомерно указано на необходимость обществу внести коррективы в Программу в части перечня официально изданных санитарных правил и других нормативных документов в соответствии с осуществляемой деятельностью предприятия, полного перечня химических веществ, а также объектов производственного контроля, представляющих потенциальную опасность для человека и среды его обитания, в отношении которых необходима организация лабораторных исследований и испытаний с указанием точек, в которых осуществляется отбор проб, и проводятся лабораторные измерения, исследования и испытания, обеспечить проведение производственного контроля на данных рабочих местах.
Законность предписания от 23.08.2019 N 516-03 в данной части подтверждается вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Рязанской области от 09.07.2020 по делу N А54-3828/2019, в котором сделан вывод о законности пункта 1 предписания от 29.03.2019 N 203-03.
Согласно статье 34 Закона N 52-ФЗ в целях предупреждения возникновения и распространения инфекционных заболеваний, массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) и профессиональных заболеваний работники отдельных профессий, производств и организаций при выполнении своих трудовых обязанностей обязаны проходить предварительные при поступлении на работу и периодические профилактические медицинские осмотры (далее - медицинские осмотры).
Порядок проведения обязательных медицинских осмотров, учета, ведения отчетности и выдачи работникам личных медицинских книжек определяется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим нормативно-правовое регулирование в сфере здравоохранения.
В соответствии с пунктами 3.1 - 3.3, 3.6, 3.8, 3.9 СанПиН 1.2.2353-08. Канцерогенные факторы и основные требования к профилактике канцерогенной опасности. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы (далее - СанПиН 1.2.2353-08) юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, деятельность организаций которых может привести к возникновению канцерогенной опасности, необходимо проводить мероприятия, направленные на устранение или уменьшение этой опасности. Действующие и проектируемые объекты, а также производственные процессы, использующие канцерогенные факторы, должны соответствовать требованиям настоящего документа, а также требованиям соответствующих санитарных правил.
Основным мероприятием является исключение возможности контакта человека с канцерогенными факторами в производственной и бытовой сферах. В случае невозможности устранения воздействия канцерогенных факторов, включенных в санитарные правила, организациями принимаются меры по снижению их воздействия на человека, включая установление ПДК или ПДУ с учетом канцерогенного эффекта в соответствии с критериями установления гигиенических нормативов. Обеспечивается регулярный контроль за их соблюдением. Периодичность контроля за содержанием канцерогенных веществ в различных средах устанавливается в соответствии с действующими нормативно-правовыми актами.
В рамках мероприятий социально-гигиенического мониторинга с целью обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия в канцерогеноопасных организациях проводится санитарно-гигиеническая паспортизация, по результатам которой формируется база данных о канцерогеноопасных организациях.
Лица, поступающие на работу, а также работники организации, которые могут подвергнуться воздействию производственного канцерогенного фактора, информируются об опасности такого воздействия и мерах профилактики, а также обеспечиваются средствами индивидуальной и коллективной защиты и санитарно-бытовыми помещениями в соответствии с требованиями действующего законодательства.
Работники, принятые на работу, связанную с воздействием канцерогенных факторов, подлежат предварительным (при поступлении на работу) и обязательным периодическим профилактическим медицинским осмотрам в установленном порядке.
В ходе проверки управлением проверки, по результатам которой обществу выдано предписание от 29.03.2019 N 203-03, установлено, что в обществе имеются производственные участки по обработке древесины (изготовление деревянных поддонов), нанесению порошкового покрытия; используются производственные процессы, материалы, в ходе которых возможен контакт либо выделение в воздух рабочей зоны канцерогеноопасных веществ.
В соответствии с СанПиН 1.2.2353-08 формальдегид, минеральные масла, древесная пыль отнесены к канцерогенным факторам, а производственные процессы, связанные с обработкой древесины, производство изделий из дерева, являются канцерогеноопасными производственными процессами.
В соответствии с пунктом 4.2 "МУ 2.2.9.2493-09.2.2.9. Состояние здоровья работающих в связи с состоянием производственной среды. Санитарно-гигиеническая паспортизация канцерогеноопасных организаций и формирование банков данных. Методические указания" (далее - МУ 2.2.9.2493-09) паспортизация проводится организациями в соответствии с положением СанПиН 1.2.2353-08; основанием для составления санитарно-гигиенического паспорта канцерогеноопасной организации (далее - паспорта) являются требования СанПиН 1.2.2353-08.
Однако санитарно-гигиенический паспорт канцерогенопасной организации, утвержденный директором ООО "РЗКК" 09.01.2019, не откорректирован в соответствии с требованиями МУ 2.2.9.2493-09 и не согласован в установленном порядке.
В паспорте отсутствуют такие канцерогеноопасные вещества как минеральные масла, древесная пыль. Разделы N N 1, 3.3, 4 составлены не по форме, установленной приложением 1 МУ 2.2.9.2493-09, отсутствуют предусмотренные сведения, не соблюдены требования по заполнению таблиц, отдельные графы не заполнены, не указан технологический процесс, при котором возможно выделение воздух рабочей зоны древесной пыли, являющейся канцерогеноопасной, не указано наименование канцерогенного вещества - минеральные масла, отсутствуют сведения нормативного документа на порошковую краску, не указаны все профессии (должности), в которых возможен контакт с канцерогенными веществами, и результаты контроля канцерогенных веществ в воздухе рабочей зоны, не учтены все производственные процессы, в ходе которых возможен контакт либо выделение в воздух рабочей зоны канцерогеноопасных веществ. Документы, подтверждающие информирование лиц, поступающих на работу, а также работников предприятия, которые могут подвергнуться воздействию канцерогенного фактора, об опасности такого воздействия и мерах профилактики, не представлены. Не внесены коррективы в перечень контингентов, подлежащих предварительным и периодическим медицинским осмотрам в соответствии с приказом Минздравсоцразвития России от 12.04.2011 N 302н "Об утверждении перечней вредных и (или) опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования), и Порядка проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда" (для лиц, работающих с канцерогенными факторами, - пункт 1.1.2 приложения N 1).
После истечения срока исполнения предписания (до 25.07.2019) общество дважды (21.08.2019 и 28.08.2019) направляло в управление санитарно-гигиенические паспорта канцерогеноопасной организации, однако, эти паспорта не соответствовали установленным требования, в связи с чем в письмах от 12.09.2019 N 8112-03 и N 8113-03 управление сообщило о необходимости их доработки (т. 1 л.д. 160-163).
С учетом изложенного, пункт 2 предписания от 23.08.2019 N 516-03 о необходимости обществу внести соответствующие коррективы в санитарно-гигиенический паспорт канцерогеноопасной организации, согласовать его в установленном законом порядке и обеспечить информирование лиц, поступающих на работу, а также работников общества об опасности воздействия канцерогенного фактора, является законным.
Законность предписания от 23.08.2019 N 516-03 в данной части подтверждается вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Рязанской области от 09.07.2020 по делу N А54-3828/2019, в котором сделан вывод о законности пункта 4 предписания от 29.03.2019 N 203-03.
Санитарные правила СП 2.2.1.1312-03 определяют обязательные гигиенические требования к проектированию, строительству, реконструкции и техническому перевооружению производственных объектов, обеспечивающие условия труда, необходимые для сохранения здоровья работающих, и охрану окружающей природной среды от воздействия техногенных факторов, и распространяются на все виды производственных объектов, вне зависимости от ведомственной принадлежности и форм собственности (пункт 1.2).
Аналогичные требования содержатся в "СП 44.13330.2011. Свод правил. Административные и бытовые здания. Актуализированная редакция СНиП 2.09.04-87".
Таким образом, требования вышеуказанных Санитарных правил и свода правил должны соблюдаться и при эксплуатации производственных объектов.
В состав санитарно-бытовых помещений входят гардеробные, душевые, умывальные, уборные, места для размещения полудушей, устройств питьевого водоснабжения, помещения для обогрева или охлаждения, обработки, хранения и выдачи спецодежды, сушки волос (феновые) (п. 5.4 СП 44.13330.2011).
Согласно пункту 5.6 СП 44.13330.2011 в гардеробных число отделений в шкафах или крючков вешалок для домашней и специальной одежды следует принимать равным списочной численности работающих, а уличной одежды - численности в двух смежных сменах.
В соответствии с п. 5.14 СП 44.13330.2011 душевые оборудуются открытыми душевыми кабинами. До 20% душевых кабин следует предусматривать закрытыми.
В ходе проверки, по результатам которой обществу выдано предписание от 29.03.2019 N 204-03, управлением установлено, что:
- в санитарно-бытовых помещениях для работающих, занятых непосредственно на производстве, душевые на несколько душевых сеток (женские на 2 душевые сетки, мужские - на 2 и 3 сетки) не оборудованы душевыми кабинами;
- мужская гардеробная для работающих, занятых непосредственно на производстве, оборудована шкафами для хранения уличной одежды и спецодежды в количестве 30 шт., из них 26 шкафов с 2 отделениями и 4 - с одним отделением. Согласно представленным личным карточкам учета и выдачи СИЗ и спецодежды, перечню должностей работников на 01.03.2019, количество работающих составляет не менее 50 человек.
Согласно штатному расписанию в обществе насчитывается 99 штатных ед. Количество работников - 99 человек.
Согласно личным карточкам учета и выдачи СИЗ и спецодежды, количество работающих мужчин, которые для защиты от загрязнения при проведении производственных процессов обеспечиваются спецодеждой, составляет не менее 50 человек.
При проведении проверки исполнения ранее выданного предписания управлением установлено, что обществом не проведены мероприятия по оборудованию душевых для работников, занятых непосредственно на производстве, открытыми или закрытыми душевыми кабинами, а также не проведены мероприятия по оборудованию гардеробных достаточным количеством (в соответствии со списочной численностью работающих) шкафов для хранения уличной одежды и спецодежды.
Таким образом, пункты 3, 4 предписания от 23.08.2019 N 516-03 являются законными.
Законность предписания от 23.08.2019 N 516-03 в данной части подтверждается вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Рязанской области от 09.07.2020 по делу N А54-3828/2019, в котором сделан вывод о законности пунктов 6, 7 предписания от 29.03.2019 N 203-03.
В соответствии с пунктами 5.51, 5.52 СП 44.13330.2011 при численности работающих в наиболее многочисленной смене до 30 чел. следует предусматривать комнату приема пищи.
Площадь комнаты приема пищи следует определять из расчета 1 кв.м на каждого посетителя дополнительно 1,65 кв.м на инвалида, пользующегося креслом-коляской, но не менее 12 кв.м. Комната приема пищи должна быть оборудована умывальником, стационарным кипятильником, электрической плитой, холодильником. При численности работающих до 10 чел. в смену вместо комнаты приема пищи следует предусматривать в гардеробной дополнительное место площадью 6 кв.м с установкой стола для приема пищи.
Проверкой, по результатам которой обществу выдано предписание от 29.03.2019 N 203-03, установлено, что место для приема пищи для работающих (мужчин), занятых непосредственно в производстве, а это в количестве не менее 30 человек, выделено в мужской гардеробной.
Проверкой исполнения ранее выданного предписания установлено, что комната приема пищи не оборудована.
Вместе с тем, вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Рязанской области от 09.07.2020 по делу N А54-3828/2019 пункт 8 предписания от 29.03.2019 N 203-03, в котором обществу было указано устранить вышеназванное нарушение, признан недействительным. Суд исходил из того, что в материалы дела не представлено достаточных доказательств факта вышеуказанного нарушения, притом что представителем общества указывалось на то, что в мужской и женской гардеробных выделены дополнительно к реально существующей комнате приема пищи специально оборудованные всем необходимым места для приема пищи сотрудниками основного производства.
При таких обстоятельствах, учитывая, что пункт 8 предписания от 29.03.2019 N 203-03 признан недействительным, а спорная проверка проводилась в целях выяснения исполнения данного предписания, то пункт 5 оспариваемого предписания от 23.08.2019 N 516-03 также подлежит признанию недействительным.
Согласно статье 20 Закона N 52-ФЗ атмосферный воздух в городских и сельских поселениях, на территориях промышленных организаций, а также воздух в рабочих зонах производственных помещений, жилых и других помещениях не должен оказывать вредное воздействие на человека.
Пунктом 1.5 Санитарных правил СП 1.1.1058-01 "Организация и проведение производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемиологических (профилактических) мероприятий" предусмотрено, что юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства, в том числе: осуществлять производственный контроль посредством проведения лабораторных исследований и испытаний, за соблюдением санитарных правил и проведением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий при выполнении работ и оказании услуг, а также при производстве, транспортировке, хранении и реализации продукции.
В соответствии с пунктом 2.2 СП 1.1.1058-01 целью производственного контроля является обеспечение безопасности и (или) безвредности для человека и среды обитания вредного влияния объектов производственного контроля путем должного выполнения санитарных правил, санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий, организации и осуществления контроля за их соблюдением.
Объектами производственного контроля являются производственные, общественные помещения, здания, сооружения, санитарно-защитные зоны, зоны санитарной охраны, оборудование, транспорт, технологическое оборудование, технологические процессы, рабочие места, используемые для выполнения работ, оказания услуг, а также сырье, полуфабрикаты, готовая продукция, отходы производства и потребления (пункт 2.3 СП 1.1.1058-01).
Согласно пункту 2.4 СП 1.1.1058-01 производственный контроль включает, в числе прочего, осуществление (организацию) лабораторных исследований и испытаний в случаях, установленных настоящими санитарными правилами и другими государственными санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами на границе санитарно-защитной зоны и в зоне влияния предприятия, на территории (производственной площадке), на рабочих местах с целью оценки влияния производства на среду обитания человека и его здоровье.
В соответствии с пунктом 2.5 СП 1.1.1058-01 номенклатура, объем и периодичность лабораторных исследований и испытаний определяются с учетом санитарно-эпидемиологической характеристики производства, наличия вредных производственных факторов, степени их влияния на здоровье человека и среду его обитания.
Лабораторные исследования и испытания осуществляются юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем самостоятельно либо с привлечением лаборатории, аккредитованной в установленном порядке.
В силу пункта 2.7 СП 1.1.1058-01 мероприятия по проведению производственного контроля осуществляются юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями.
Ответственность за своевременность организации, полноту и достоверность осуществляемого производственного контроля несут юридические лица, индивидуальные предприниматели.
Производственный контроль осуществляется с применением лабораторных исследований на промышленных предприятиях (объектах): рабочие места, производственные помещения, производственные площадки (территория), граница санитарно-защитной зоны, сырье для изготовления продукции, полуфабрикаты, новые виды продукции производственно-технического назначения, продукция пищевого назначения, новые технологические процессы (технологии производства, хранения, транспортирования, реализации и утилизации), отходы производства и потребления (сбор, использование, обезвреживание, транспортировка, хранение, переработка и захоронение отходов) (подпункт "а" пункта 4.1 СП 1.1.1058-01).
Производственный контроль включает лабораторные исследования и испытания факторов производственной среды, в том числе химических факторов: смеси, в том числе некоторые вещества биологической природы (антибиотики, витамины, гормоны, ферменты, белковые препараты), получаемые химическим синтезом и/или для контроля которых используют методы химического анализа, вредные вещества с остронаправленным механизмом действия, вредные вещества 1-4 классов опасности; биологический фактор.
Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 17.05.2001 N 14 утверждены "Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы", 2.1.6.1032-01 "Гигиенические требования к обеспечению качества атмосферного воздуха населенных мест" (далее - СанПиН 2.1.6.1032-01).
Разделом 1 СанПиН 2.1.6.1032-01 предусмотрено, что санитарные правила направлены на предотвращение неблагоприятного воздействия загрязнения атмосферного воздуха на здоровье населения и устанавливают обязательные гигиенические требования к обеспечению качества атмосферного воздуха населенных мест и соблюдению гигиенических нормативов при размещении, проектировании, строительстве, реконструкции (техническом перевооружении) и эксплуатации объектов, а также при разработке всех стадий градостроительной документации.
Соблюдение требований настоящих Санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.
Согласно пункту 2.1 СанПиН 2.1.6.1032-01 основой регулирования качества атмосферного воздуха населенных мест являются гигиенические нормативы - предельно допустимые концентрации (ПДК) атмосферных загрязнений химических и биологических веществ, соблюдение которых обеспечивает отсутствие прямого или косвенного влияния на здоровье населения и условия его проживания.
Для отдельных веществ допускается использование ориентировочных безопасных уровней воздействия (ОБУВ), для которых устанавливаются сроки их действия.
В соответствии с пунктом 4.1.1 указанных СанПиН юридические лица, имеющие источники выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, обязаны обеспечить проведение лабораторных исследований загрязнения атмосферного воздуха мест проживания населения в зоне влияния выбросов объекта.
Пунктом 5.1 СанПиН 2.1.6.1032-01 предусмотрено, что юридические лица, имеющие источники выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, должны обеспечивать проведение лабораторных исследований за загрязнением атмосферного воздуха в зоне влияния данного объекта.
Размещение постов наблюдения, перечень загрязняющих веществ, подлежащих контролю, методы их определения, а также периодичность отбора проб атмосферного воздуха согласовываются в установленном порядке (пункт 5.3 СанПиН 2.1.6.1032-01).
В силу пункта 5.4 СанПиН 2.1.6.1032-01 результаты производственного контроля за загрязнением атмосферного воздуха должны представляться в территориальные органы и учреждения государственной санитарно-эпидемиологической службы и другие органы в установленном порядке.
Проверкой, по результатам которой обществу выдано предписание от 29.03.2019 N 204-03, установлено, что ООО "РЗКК" имеет 15 источников загрязнения атмосферы, из которых выбрасывается в атмосферный воздух 30 загрязняющих веществ, из них газообразных и жидких - 19, твердых - 11.
Одно вещество 1 класса опасности - бенз/а/пирен, шесть веществ 2 класса опасности - марганец и его соединения, барий и его соли, серная кислота, фтора газообразные соединения, (хлорметил)оксиран, бутил-2-еноат, одиннадцать веществ 3 класса опасности - диЖелезо триоксид, азота диоксид, азота оксид, сажа, сера диоксид, диметилбензол, метилбензол, бутан-1-ол, проп-2-еновая кислота, взвешенные вещества, пыль неорганическая SiO2-70%, пять веществ 4 класса опасности - углерод оксид, этанол, бутилацетат, пропан-2-он, бензин, семь веществ с ОБУВ - натрий гидроксид, 2-Этоксиэтанол, керосин, масло минеральное, пыль абразивная, пыль древесная, триНатрий фосфат, 3 группы веществ, обладающих эффектом комбинированного вредного действия - серы диоксид + кислота серная, азота диоксид + серы диоксид, серы диоксид + фтористый водород.
Общий валовый выброс загрязняющих веществ в атмосферу от источников предприятия составляет 13,023271 т/год.
Основная доля валового выброса загрязняющих веществ приходится на диметилбензол (48,2%) и метилбензол (20,0%), что следует из экспертного заключения от 20.07.2018 N 082/18-П по проекту нормативов предельно допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферу.
Также управлением установлено, что предприятие относится к III категории по воздействию его выбросов на атмосферу и в соответствии с санитарной классификацией СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 "Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов" размер ориентировочной санитарно-защитной зоны для ООО "РЗКК" составляет 100 метров.
В нарушение указанных выше требований обществом не обеспечено проведение лабораторных исследований за загрязнением атмосферного воздуха в зоне влияния выбросов предприятия в рамках производственного контроля.
Вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Рязанской области от 12.09.2019 по делу N А54-3827/2019 обществу было отказано в признании недействительным предписания от 29.03.2019 N 204-03.
При проведении проверки исполнения указанного предписания управлением установлено, что предписание в установленный срок не исполнено, обществом не обеспечено проведение лабораторных исследований за загрязнением атмосферного воздуха в зоне влияния выбросов предприятия в рамках производственного контроля; копия протокола лабораторных исследований воздуха не представлена.
Представленные заявителем в материалы дела протоколы лабораторных испытаний/исследований атмосферного воздуха от 23.08.2019, от 06.09.2019, от 10.09.2019 (т. 3 л.д. 80-109) не свидетельствует об исполнении обществом в установленный срок до 25.07.2019 предписания от 29.03.2019 N 204-03; кроме того, данные протоколы составлены за пределами проверки исполнения указанного предписания, которая согласно акту проверки от 23.08.2019 N 602-03 проводилась в период с 12.08.2019 по 23.08.2019.
Таким образом, пункт 6 предписания от 23.08.2019 N 516-03, в котором обществу указано выполнить вышеназванные требования, является законным.
Довод заявителя о том, что управлением допущено нарушение требований пункта 8 части 2 статьи 20 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (в части участия в проведении проверок экспертов, экспертных организаций, состоящих в гражданско-правовых и трудовых отношениях с юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, в отношении которых проводятся проверки), несостоятелен.
Общество заключило договор на оказание услуг по проведению лабораторного контроля за загрязнением атмосферного воздуха в зоне влияния выбросов предприятия, что и подтверждено самим заявителем. Однако управлению в рамках проводимой внеплановой проверки по исполнению предписания не требовалось проведение замеров воздуха. Обществу для подтверждения исполнения пункта 6 предписания от 23.08.2019 N 516-03 было необходимо только представить данные о проведении лабораторных исследований за загрязнением атмосферного воздуха в зоне влияния выбросов предприятия в рамках производственного контроля.
Аргумент заявителя о том, что в ходе проведения спорной проверки им в управление были представлены необходимые корректировки в программу производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических мероприятий ООО "РЗКК" (т. 3 л.д. 110-121), отклоняется судом, так как в материалах дела не имеется соответствующего документального подтверждения, а управление данный факт отрицает.
Иные доводы заявителя в обоснование позиции о незаконности предписания от 23.08.2019 N 516-03 сводятся к несогласию с предписаниями от 29.03.2019 N 203-03 и N 204-03, законность которых уже оценивалась Арбитражным судом Рязанской области в рамках дел N А54-3827/2019 и N А54-3828/2019.
При таких обстоятельствах суд признает недействительным пункт 5 предписания управления от 23.08.2019 N 516-03, в удовлетворении остальной части заявленных требований следует отказать.
В силу абзаца второго части 6.1 статьи 268 АПК РФ в случае перехода к рассмотрению дела по правилам суда первой инстанции на отмену решения арбитражного суда первой инстанции указывается в постановлении, принимаемом арбитражным судом апелляционной инстанции по результатам рассмотрения апелляционной жалобы.
Таким образом, решение суда первой инстанции подлежит отмене с принятием нового судебного акта.
В силу статьи 110 АПК РФ судебные расходы по уплате государственной пошлины, понесенные при рассмотрении дела в судах первой и апелляционной инстанции, в размере 4500 рублей относятся на управление и подлежат взысканию в пользу заявителя.
Руководствуясь статьями 110, 167-170, 176, 266, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Рязанской области от 19.02.2021 по делу N А54-8590/2019 отменить.
Заявленные требования общества с ограниченной ответственностью "Рязанский завод кабельных конструкций" удовлетворить частично.
Признать недействительным пункт 5 предписания управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Рязанской области от 23.08.2019 N 516-03.
В удовлетворении остальной части заявленных требований отказать.
Взыскать с управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Рязанской области в пользу общества с ограниченной ответственностью "Рязанский завод кабельных конструкций" судебные расходы по уплате государственной пошлины в размере 4500 рублей.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме. В соответствии с частью 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба подается через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
Д.В. Большаков |
Судьи |
В.Н. Стаханова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А54-8590/2019
Истец: ООО "Рязанский завод кабельных конструкций"
Ответчик: Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Рязанской области
Третье лицо: АО Почтовое отделение "Почта России", УФПС Тверской области