город Томск |
|
27 октября 2021 г. |
Дело N А03-14991/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 20.10.2021.
Постановление изготовлено в полном объеме 27.10.2021.
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Аюшева Д.Н.,
судей: Колупаевой Л.А.,
Назарова А.В.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Арышевой М.С., рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу (N 07АП-9103/2021) индивидуального предпринимателя Хасановой Клары Загитовны на решение от 23.07.2021 Арбитражного суда Алтайского края по делу N А03-14991/2020 (судья Пашкова Е.Н.)
по иску акционерного общества "Эко - комплекс" (656023, Алтайский край, Барнаул город, Космонавтов проспект, дом 16, ОГРН 1132223004165, ИНН 2223592509)
к индивидуальному предпринимателю Хасановой Кларе Загитовне (ОГРНИП 304222312600332, ИНН 222300146926)
о взыскании денежных средств,
при участии в судебном заседании:
от истца: Егорова В.С., доверенность от 01.01.2021,
от ответчика: Вебер Д.В., доверенность от 01.08.2021,
УСТАНОВИЛ:
акционерное общество "Эко - комплекс" (далее - АО "Эко - комплекс") обратилось к индивидуальному предпринимателю Хасановой Кларе Загитовне (далее - Хасанова К.З., предприниматель) с иском, уточненным в порядке ст. 49 АПК РФ, о взыскании 191 125 руб. 46 коп. долга, 15 952 руб. 35 коп. пени за период с 11.03.2019 по 05.04. 2020 и за период с 01.01.2021 по 18.06.2021.
Решением от 31.05.2021 Арбитражного суда Новосибирской области исковые требования удовлетворены в полном объеме.
Не согласившись с решением, предприниматель в апелляционной жалобе просит его отменить, отказать в удовлетворении исковых требований. В обоснование указано следующее: решение подлежит отмене ввиду несоответствия выводов суда фактическим обстоятельствам дела.
АО "Эко - комплекс" в отзыве просит в удовлетворении апелляционных жалоб отказать, решение суда оставить без изменения как соответствующее законодательству.
В судебном заседании представитель ответчика поддержал апелляционную жалобу по изложенным в ней доводам. Представитель истца возражал против удовлетворения апелляционной жалобы, настаивал на оставлении решения суда без изменения.
В приобщении к материалам дела приложенных к апелляционной жалобе дополнительных доказательств отказано, поскольку заявитель не обосновал объективную невозможность получения и представления указанных документов при рассмотрении дела в суде первой инстанции с учетом длительности судебного разбирательства.
Согласно части 2 статьи 268 АПК РФ дополнительные доказательства принимаются арбитражным судом апелляционной инстанции только, если лицо, участвующее в деле, обосновало невозможность их представления в суд первой инстанции по причинам, не зависящим от него.
Пунктом 29 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30.06.2020 N 12 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде апелляционной инстанции" разъяснено, что поскольку арбитражный суд апелляционной инстанции на основании статьи 268 АПК РФ повторно рассматривает дело по имеющимся в материалах дела и дополнительно представленным доказательствам, то при решении вопроса о возможности принятия новых доказательств, в том числе приложенных к апелляционной жалобе или отзыву на апелляционную жалобу, он определяет, была ли у лица, представившего доказательства, возможность их представления в суд первой инстанции или заявитель не представил их по независящим от него уважительным причинам.
К числу уважительных причин, в частности, относятся: необоснованное отклонение судом первой инстанции ходатайств лиц, участвующих в деле, об истребовании дополнительных доказательств, о назначении экспертизы; наличие в материалах дела протокола, аудиозаписи судебного заседания, оспариваемых лицом, участвующим в деле, в части отсутствия в них сведений о ходатайствах или об иных заявлениях, касающихся оценки доказательств.
Признание доказательства относимым и допустимым само по себе не является основанием для его принятия арбитражным судом апелляционной инстанции.
В суде первой инстанции ходатайство об отложении судебного заседания для представления дополнительных документов истец не заявлял.
Как следует из материалов дела спорные обстоятельства, в подтверждение которых представлены дополнительные доказательства, включены в предмет доказывания суда первой инстанции, в судебных заседаниях обсуждались, а потому стороны, действующие добросовестно и разумно, обязаны были совершить все требующиеся от них процессуальные действия по доказыванию в суде первой инстанции.
В удовлетворении ходатайства ответчика об истребовании доказательств, отложении судебного заседания отказано, ввиду отсутствия правовых оснований.
Кроме того, данные ходатайства, мотивы которых изложены на нескольких страницах, однако основанные на обстоятельствах, известных ответчику еще при рассмотрении дела в суде первой инстанции, заявлены лишь за один день до судебного заседания, без заблаговременного раскрытия перед процессуальным оппонентом, что свидетельствует о фактическом намерении стороны сорвать судебное заседание. По указанной причине апелляционный суд отклоняет данные ходатайства на основании части 5 статьи 159 АПК РФ.
Выслушав представителей сторон, изучив доводы апелляционной жалобы, отзыва, исследовав материалы дела, проверив в соответствии со статьей 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность и обоснованность решения, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
Из материалов дела следует, что АО "ЭКО-Комплекс" является региональным оператором по обращению с ТКО на территории Барнаульской зоны Алтайского края. Начало деятельности регионального оператора установлено с 15 декабря 2018 г.
Ответчику на праве собственности принадлежит несколько нежилых помещений: -нежилое помещение - служебные помещения офисов N 1 и N 2 в подвале жилого дома литер А, назначение нежилое, общей площадью 182.6 кв.м., расположенное по адресу: г. Барнаул, ул. Балтийская, д.61 (л.д. 73 т.1); -нежилое помещение магазина промышленных товаров (Н5) с входным узлом на 1- м этаже жилого дома с пристройкой лит АА2, назначение нежилое, общей площадью 52,4 кв.м., расположенное по адресу: г. Барнаул, ул. Георгиева, д.44 (л.д. 74 т.1); -нежилое помещение магазина на 1-ом этаже жилого дома лит А., общей площадью 109,4 кв.м., расположенное по адресу: г. Барнаул, ул. Попова, д.43 (л.д. 75 т.1); -нежилое помещение Н3 (магазин), расположенное на 1-ом этаже жилого дома лит. А, площадью 50,8 кв.м., находящееся по адресу: г. Барнаул, ул. Северо - Западная, д. 58а (л.д. 76 т.1); -нежилое помещение, общей площадью 275,4 кв.м., подвал, находящееся по адресу: г. Барнаул, пр. Красноармейский, д. 81, пом. Н-6 (л.д. 77 т.1); -нежилое помещение (Н3) на 1-ом этаже жилого дома литер А, площадью 105.5 кв.м., находящееся по адресу: г. Барнаул, ул. Солнечная Поляна, д.7 (л.д. 78 т.1). Кроме того, Хасанова К.З. является собственником павильона, размещенного на основании договора с администрацией Ленинского района по адресу: г. Барнаул, ул. Юрина, Докучаевский ряд (л.д. 79 т.1).
Ссылаясь на то, что в период с февраля 2019 г. по май 2021 г. ООО "Эко - Комплекс" оказало услуги по вывозу ТКО на сумму 191 125 руб. 46 коп., претензий от 21.07.2020 потребовало оплатить задолженность (л.д.12 т.1).
Неисполнение указанного требования послужило основанием для обращения истца в арбитражный суд с настоящим иском.
Суд первой инстанции в отсутствие доказательств оплаты задолженности, признал исковые требования обоснованными.
Апелляционный суд поддерживает выводы суда первой инстанции, при этом исходит из следующего.
Согласно пункту 4 статьи 24.7 Закона N 89-ФЗ собственники твердых коммунальных отходов заключают договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются твердые коммунальные отходы и находятся места их сбора.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 24.06.1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее Закон N89-ФЗ) региональный оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами - оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами - юридическое лицо, которое обязано заключить договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с собственником твердых коммунальных отходов, которые образуются и места сбора которых находятся в зоне деятельности регионального оператора.
Статьей 24.7 Закона N 89-ФЗ предусмотрено, что региональный оператор заключает договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с собственниками твердых коммунальных отходов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.
Пункт 4 статьи 24.7 Закона N 89-ФЗ закрепляет, что собственники твердых коммунальных отходов обязаны заключить договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются твердые коммунальные отходы и находятся места их накопления.
При этом договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами является публичным для регионального оператора.
Поскольку товарищество не обратилось к региональному оператору с заявкой на заключение договора в порядке, предусмотренном пунктами 8(4), 8(5) Правил N 1156, в силу пункта 8(17) Правил N1156 договор считается заключенным на условиях типового договора.
В силу части 1 статьи 779 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги. Заказчик обязан оплатить оказанные ему услуги в сроки и в порядке, которые указаны в договоре возмездного оказания услуг (часть 1 статьи 781 ГК РФ).
Согласно статье 783 ГК РФ к договору возмездного оказания услуг применяются общие положения о подряде и бытовом подряде, если это не противоречит статьям 779 - 782 ГК РФ, а также особенностям предмета договора возмездного оказания услуг.
По смыслу статей 711 и 779 ГК РФ, предъявляя требования о взыскании с заказчика стоимости оказанных услуг (выполненных работ), исполнитель должен доказать факт оказания услуг и их стоимость. Отказ заказчика от оплаты фактически оказанных ему услуг не допускается (статьи 309, 310 ГК РФ).
Частью 1 статьи 24.7 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон N 89-ФЗ) предусмотрено, что региональные операторы заключают договоры на оказание услуг по обращению с ТКО с собственниками ТКО, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации. Договор на оказание услуг по обращению с ТКО является публичным для регионального оператора.
По договору на оказание услуг по обращению с ТКО региональный оператор обязуется принимать ТКО в объеме и в местах (на площадках) накопления, которые определены в этом договоре, и обеспечивать их транспортирование, обработку, обезвреживание, захоронение в соответствии с законодательством Российской Федерации, а собственник ТКО обязуется оплачивать услуги регионального оператора по цене, определенной в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора (пункт 2 статьи 24.7 Закона N 89-ФЗ).
В силу части 2 статьи 24.6 Закона N 89-ФЗ сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение ТКО осуществляются в соответствии с правилами обращения с ТКО, утвержденными Правительством Российской Федерации.
Правилами N 1156 установлены порядок осуществления сбора, транспортирования, обработки, утилизации, обезвреживания и захоронения ТКО. Разделом I(1) Правил N 1156 урегулирован порядок заключения договора на оказание услуг по обращению с ТКО.
Законом установлены правила отбора региональных операторов, зоны деятельности которых охватывают всю территорию субъекта Российской Федерации и не пересекаются, на собственников ТКО возложена обязанность заключить договор с региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются ТКО (пункты 4, 9 статьи 24.6, пункт 4 статьи 24.7 Закона N 89-ФЗ, Правила проведения уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации конкурсного отбора региональных операторов по обращению с ТКО, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 05.09.2016 N 881 (далее - Правила N 881), Правила N 1156).
Услуга регионального оператора по обращению с ТКО относится к регулируемым видам деятельности (пункты 1, 4 статьи 24.8 Закона N 89-ФЗ). Установленный тариф, рассчитываемый на основе долгосрочных параметров и необходимой валовой выручки (далее - НВВ), должен компенсировать экономически обоснованные расходы регионального оператора на реализацию производственных и инвестиционных программ, разрабатываемых на основании территориальной схемы в области обращения с ТКО, содержащей, в числе прочего, данные о нахождении всех источников образования ТКО на территории субъекта Российской Федерации (статья 13.3, пункты 2, 6 статьи 24.9, пункт 1 статьи 24.13 Закона N 89-ФЗ, абзацы двадцатый, двадцать второй пункта 2, подпункт "а" пункта 6, раздел XI Основ ценообразования в области обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30.05.2016 N 484, разделы VI, VI.I Методических указаний по расчету регулируемых тарифов в области обращения с ТКО, утвержденных приказом Федеральной антимонопольной службы от 21.11.2016 N 1638/16).
Образование ТКО является закономерным и неотъемлемым результатом процесса жизнедеятельности человека (определение Верховного Суда Российской Федерации от 26.02.2016 N 309-ЭС15-13978), следовательно, по общему правилу функционирование любого субъекта гражданского оборота неизбежно вызывает формирование отходов.
Заключение конкретного договора на оказание услуг по обращению с ТКО с региональным оператором происходит по заявке (инициативе) собственника ТКО (пункты 8(4) - 8(16) постановления N 1156), и если таковая не направлена, то договор считается заключенным на условиях типового договора и вступившим в силу на 16-й рабочий день после размещения региональным оператором предложения о заключении указанного договора на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (пункт 8(17) постановления N 1156).
На основании пункта 8(14) Правил N 1156 региональный оператор в течение 10 рабочих дней со дня получения указанных в пункте 8(11) настоящих Правил мотивированного отказа и предложений рассматривает их, а также принимает меры по урегулированию разногласий. В случае, если разногласия по проекту договора на оказание услуг по обращению с ТКО урегулированы полностью, региональный оператор направляет потребителю для подписания указанный проект договора с учетом урегулированных разногласий в срок, предусмотренный абзацем первым настоящего пункта. В случае, если разногласия по проекту договора на оказание услуг по обращению с ТКО урегулированы частично, региональный оператор направляет потребителю для подписания указанный проект договора, составленный в соответствии с Типовым договором и с учетом урегулированных разногласий, в срок, предусмотренный абзацем первым настоящего пункта.
При этом для эффективного вовлечения в договорные правоотношения по обращению с ТКО всех собственников данных отходов для собирания НВВ регионального оператора, определенной тарифным органом, и в исключение из общего правила, установленного пунктом 2 статьи 438 ГК РФ, в пунктах 8(12), 8(15), 8(17) постановления N 1156 содержится фикция заключения конкретного договора на условиях типового договора для случаев: (1) уклонения потребителя от заключения конкретного договора; (2) неурегулирования возникших у сторон разногласий по его условиям; (3) ненаправления потребителем в установленный срок заявки на заключение конкретного договора и необходимых для этого документов.
Отличительной особенностью абонентского договора является то, что плата заказчиком осуществляется не за фактическое оказание услуг или выполнение работ, а за предоставление ему возможности в любой момент в течение определенного периода воспользоваться согласованными услугами (работами). Подобная плата является фиксированной и может осуществляться как единовременно, так и периодическими платежами. Поэтому условие об обязанности абонента вносить платежи или предоставлять иное исполнение по такому договору независимо от того, было ли затребовано им соответствующее исполнение от исполнителя, является существенным условием абонентского договора.
Иными словами, отсутствие доказательств фактического оказания услуг региональным оператором не является препятствием к удовлетворению иска о взыскании абонентской платы, если собственник ТКО в этот период не требовал исполнения. Равным образом, невозможен возврат уплаченной абонентской платы в случае не востребования исполнения в соответствующий период, так как данная плата вносится не за услуги непосредственно, а за право их затребовать в необходимом абоненту объеме (пункт 2 статьи 429.4 ГК РФ, пункт 33 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25.12.2018 N 49 "О некоторых вопросах применения общих положений Гражданского кодекса Российской Федерации о заключении и толковании договора").
По смыслу раздела I(1) постановления N 1156 инициатива вступления в обязательство по обращению с ТКО, а также его исполнению должна исходить от собственника ТКО. Равным образом, именно собственник ТКО инициирует необходимость заезда машины регионального оператора на свою площадку.
Если такая инициатива не проявлена, то это, во-первых, не освобождает собственника ТКО от внесения абонентской платы региональному оператору, во-вторых, также и не свидетельствует о неоказании услуг региональным оператором, а, напротив, может говорить о неконтролируемом вывозе собственником своих ТКО на общедоступные площадки (в контейнеры) иных лиц, откуда ТКО попадают к региональному оператору иным путем.
По расчету истца за период с февраля 2019 г. по май 2021 г. ООО "Эко - Комплекс" оказало услуги по вывозу ТКО на сумму 191 125 руб. 46 коп., в том числе: нежилое помещение по ул. Балтийская, 61 - 49 577 руб. 68 коп.; нежилое помещение по ул. Георгиева, 44 - 14 227 руб. 12 коп.; нежилое помещение по пр. Красноармейский, 81 - 73 895 руб. 32 коп.; нежилое помещение по ул. Попова, 43 - 29 703 руб. 21 коп.; нежилое помещение по ул. Северо - Западная, 58А - 13 792 руб. 70 коп.; нежилое помещение по ул. Солнечная Поляна. 7 - 3 723 руб. 52 коп.; нежилое помещение по ул. Юрина, 299 - 6 205 руб. 85 коп., всего - 191 125 руб. 40 коп.
Доводов в части неправильно примененных нормативов накопления твердых коммунальных отходов или регулируемых тарифов апелляционная жалоба не содержит.
Требования истца основаны на представленных в материалах дела актах установления категории потребителей ТКО, квитанции об оплате товара по спорным адресам. Согласно п.1 ст.2 Федерального закона от 28.12.2009 N 381-ФЗ (ред. от 30.12.2020) "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации", торговая деятельность (далее также - торговля) - вид предпринимательской деятельности, связанный с приобретением и продажей товаров.
Таким образом, на основании нормативов накопления твердых коммунальных отходов, утвержденных решением управления Алтайского края по государственному регулированию цен и тарифов от 19.10.2017 N 215, к указанным объектам должен быть применен норматив из раздела "Предприятия торговли".
В силу того, что по спорным адресам осуществляется торговля именно непродовольственными товарами, что следует из актов установления категории потребителей и не оспаривается ответчиком, к данным объектам применим только норматив "промтоварный магазин".
В силу пункта 1 статьи 329 ГК РФ исполнение обязательств может обеспечиваться неустойкой, залогом, удержанием имущества должника, поручительством, банковской гарантией, задатком и другими способами, предусмотренным законом или договором.
В соответствии с пунктом 1 статьи 330 ГК РФ неустойкой (штрафом, пеней) признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности, в случае просрочки исполнения.
Пунктом 22 типового договора предусмотрено, что в случае неисполнения либо ненадлежащего исполнения потребителем обязательств по оплате настоящего договора, региональный оператор вправе потребовать от потребителя уплаты неустойки в размере 1/130 ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации, установленной на день предъявления соответствующего требования от суммы задолженности за каждый день просрочки.
За нарушение ответчиком согласованных сроков оплаты истцом начислена неустойка в размере 15 952 руб. 35 коп. пени за период с 11.03.2019 по 05.04. 2020 и за период с 01.01.2021 по 18.06.2021. Расчет неустойки судом проверен и принят, ответчиком не оспорен.
При изложенных обстоятельствах, принятое арбитражным судом первой инстанции решение является законным и обоснованным, судом полно и всесторонне исследованы имеющиеся в материалах дела доказательства, им дана правильная оценка, нарушений норм материального и процессуального права не допущено. Основания для отмены решения суда первой инстанции, предусмотренные статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не установлены.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы относятся на подателя жалобы.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции,
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 23.07.2021 Арбитражного суда Алтайского края по делу N А03-14991/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя Хасановой Клары Загитовны - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления его в законную силу путем подачи кассационной жалобы через Арбитражный суд Алтайского края.
Председательствующий |
Д.Н. Аюшев |
Судьи |
Л.А. Колупаева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А03-14991/2020
Истец: АО "ЭКО-Комплекс"
Ответчик: Хасанова Клара Загитовна
Третье лицо: Администрация Ленинского района г. Барнаула
Хронология рассмотрения дела:
12.05.2023 Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда N 07АП-9103/2021
15.04.2022 Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа N Ф04-225/2022
27.10.2021 Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда N 07АП-9103/2021
23.07.2021 Решение Арбитражного суда Алтайского края N А03-14991/20