г. Чита |
|
27 октября 2021 г. |
Дело N А19-12549/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 25 октября 2021 года.
Полный текст постановления изготовлен 27 октября 2021 года.
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Ломако Н.В.,
судей Никифорюк Е.О., Сидоренко В.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Лю-фа-хуан Д.А., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Государственного учреждения - Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации на решение Арбитражного суда Иркутской области от 16 августа 2021 года по делу N 19-12549/2021 по заявлению Государственного учреждения - Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации (ОГРН 1033801046003, ИНН 3808096980) к Федеральному казенному учреждению "Исправительная колония N 24 с особыми условиями хозяйственной деятельности Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний по Красноярскому краю" (ИНН 3816031979, ОГРН 1203800008400) о взыскании 33000 руб.,
в отсутствие в судебном заседании лиц, участвующих в деле,
УСТАНОВИЛ:
Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Тайшетском районе Иркутской области (далее - Пенсионный фонд) обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с требованием о взыскании с Федерального казенного учреждения "Исправительная колония N 24 с особыми условиями хозяйственной деятельности Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний по Красноярскому краю" (далее - ФКУ ИК-24 ОУХД ГУФСИН России по Красноярскому краю, учреждение, страхователь) финансовой санкции за нарушение законодательства об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования в размере 33000 руб.
На основании части 1 статьи 48 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд первой инстанции произвел замену стороны по настоящему делу - Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Тайшетском районе Иркутской области на правопреемника Государственное учреждение - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Иркутской области (ОПФР по Иркутской области).
Решением Арбитражного суда Иркутской области от 16 августа 2021 года заявленные требования удовлетворены частично. Взыскано с Федерального казенного учреждения "Исправительная колония N 24 с особыми условиями хозяйственной деятельности Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний по Красноярскому краю" 6100 руб. финансовых санкций за непредставление в установленный срок сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования с зачислением в соответствующий бюджет. В удовлетворении остальной части заявленных требований отказано.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, Государственное учреждение - Отделение Пенсионного Фонда Российской Федерации обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение Арбитражного суда Иркутской области от 16 августа 2021 года по делу N 19-12549/2021 в части отказа во взыскании финансовой санкции в размере 2500 рублей отменить, принять в данной части новый судебный акт.
Как следует из апелляционной жалобы, поскольку страхователем представлены дополняющие формы СЗВ-Стаж после установленного законодательством срока за отчетный период на застрахованных лиц, отсутствующих в исходных сведениях, привлечение учреждения к ответственности является обоснованным.
В материалы дела письменный отзыв относительно доводов апелляционной жалобы не поступал.
О месте и времени судебного заседания лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом в порядке, предусмотренном главой 12 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Информация о времени и месте судебного заседания по апелляционной жалобе размещена на официальном сайте апелляционного суда в сети "Интернет" 29.09.2021.
Лица, участвующие в деле, представителей в судебное заседание не направили, извещены надлежащим образом. Руководствуясь пунктами 2, 3 статьи 156, пунктом 1 статьи 123 АПК РФ, суд считает возможным рассмотреть жалобу в отсутствие надлежащим образом извещенных лиц, участвующих в деле.
Согласно части 5 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если в порядке апелляционного производства обжалуется только часть судебного акта, арбитражный суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность судебного акта только в обжалуемой части, если при этом лица, участвующие в деле, не заявят возражений.
В пункте 27 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30.06.2020 N 12 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде апелляционной инстанции" разъяснено, что при применении части 5 статьи 268 АПК РФ необходимо иметь в виду, что если заявителем подана жалоба на часть судебного акта, суд апелляционной инстанции в судебном заседании выясняет мнение присутствующих в заседании лиц относительно того, имеются ли у них возражения по проверке только части судебного акта, о чем делается отметка в протоколе судебного заседания.
Отсутствие в данном судебном заседании лиц, извещенных надлежащим образом о его проведении, не препятствует суду апелляционной инстанции в осуществлении проверки судебного акта в обжалуемой части.
При непредставлении лицами, участвующими в деле, указанных возражений до начала судебного разбирательства суд апелляционной инстанции начинает проверку судебного акта в оспариваемой части и по собственной инициативе не вправе выходить за пределы апелляционной жалобы, за исключением проверки соблюдения судом норм процессуального права, приведенных в части 4 статьи 270 АПК РФ.
В связи с тем, что стороны не настаивали на проверке решения суда первой инстанции в полном объеме, возражения в суд до начала судебного заседания не поступили, законность и обоснованность решения суда первой инстанции проверена судом апелляционной инстанции только в обжалуемой заявителем апелляционной жалобы части.
Изучив материалы дела, суд апелляционной инстанции приходит к следующему.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, Учреждением в Пенсионный фонд по месту учета 02.03.2020 г. представлены сведения, необходимые для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе государственного пенсионного страхования в Российской Федерации, формы СЗВ-СТАЖ (исходная) за отчетный период 2019 г.
В ходе проведения сверки двух видов отчетности по форме СЗВ-СТАЖ и по форме СЗВ-М за отчетные периоды 2019 года, представленных ФКУ ИК-24 ОУХД ГУФСИН России по Красноярскому краю, Пенсионным фондом выявлено, что количество застрахованных лиц, указанных в формах СЗВ-М, представленных за периоды 2019 г., не соответствует количеству застрахованных лиц, отраженных в сведениях по форме СЗВСТАЖ за 2019 год.
Уведомлением, направленным в адрес учреждения 12.10.2020 г. исх. N 3932, страхователю было предложено устранить выявленные ошибки и расхождения.
Указанное уведомление получено учреждением 16.10.2020, о чем свидетельствует информация об отслеживании почтовых отправлений на сайте "Почта России".
Во исполнение полученного уведомления ФКУ ИК-24 ОУХД ГУФСИН России по Красноярскому краю по телекоммуникационным каналам связи в дополнение к представленным сведениям представлены сведения, необходимые для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе государственного пенсионного страхования в Российской Федерации, по форме СЗВ-СТАЖ (дополняющая) за 2019 г. 21.10.2020 г. на 5 застрахованных лиц, 27.10.2020 г. на 52 застрахованных лица, 16.11.2020 г. на 2 застрахованных лица, 19.11.2020 г. на 5 застрахованных лиц и 20.11.2020 г. на 2 застрахованных лица, в отношении которых ранее сведения по форме СЗВ-СТАЖ (исходная) не представлялись.
Поскольку дополнительные сведения за 2019 г. на лиц, в отношении которых ранее сведения по форме СЗВ-СТАЖ (исходная) не представлялись, учреждение представило после установленного законом срока для представления отчетности за указанный период, Пенсионный фонд пришел к выводу о несвоевременном представлении страхователем сведений, предусмотренных пунктом 2 статьи 11 Федерального закона от 01.04.1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования".
По результатам проверки представленных сведений УПФР в Тайшетском районе Иркутской области составлены акты от 23.12.2020 г. N 048S18200039169, N 048S18200039170, N 048S18200039171, N 048S18200039172, N 048S18200039173, N 048S18200039174, N 048S18200039175 на основании которых вынесены решения от 03.02.2021 г. N 048S19210002299, N 048S19210002300, N 048S19210002301, N 048S19210002302, N 048S19210002303, N 048S19210002304, N 048S19210002305 о привлечении ФКУ ИК-24 ОУХД ГУФСИН России по Красноярскому краю к ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования.
Указанными решениями учреждение привлечено к ответственности, предусмотренной абзацем 3 статьи 17 Федерального закона от 01.04.1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (далее - Федеральный закон от 01.04.1996 г. N 27-ФЗ) за непредставление страхователем в установленный срок сведений, предусмотренных пунктом 2 статьи 11 настоящего Федерального закона в виде штрафа в общей сумме 33000 руб.
Требованиями от 03.03.2021 г. N 048S01210004794, N 048S01210004795, N 048S01210004796, N 048S01210004797, N N 048S01210004798, N N 048S01210004799, N N 048S01210004800 об уплате финансовых санкций за совершение правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования, направленными в адрес учреждения, страхователю было предложено в срок до 23.03.2021, уплатить финансовые санкции.
Неисполнение ФКУ ИК-24 ОУХД ГУФСИН России по Красноярскому краю в установленный срок требований от 03.03.2021 г. N 048S01210004794, N 048S01210004795, N 048S01210004796, N 048S01210004797, N N 048S01210004798, N N 048S01210004799, N N 048S01210004800 явилось основанием для обращения Пенсионного фонда в соответствии со ст.17 Федерального закона от 01.04.1996 г. N 27-ФЗ в суд с настоящим заявлением.
Решением Арбитражного суда Иркутской области заявленные требования удовлетворены частично.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, Отделение Пенсионного фонда обратилось в суд апелляционной инстанции.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, рассмотрев дело в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, проанализировав доводы апелляционной жалобы, изучив материалы дела, проверив правильность применения норм материального и процессуального права, пришел к следующим выводам.
Отказывая в удовлетворении в части взыскания финансовой санкции за несвоевременное представление сведений по форме СЗВ-Стаж "доп" за 2019 год на 5 застрахованных лиц в размере 2500 рублей, суд первой инстанции правильно руководствовался следующими нормами права.
В силу ст.1 Федерального закона Российской Федерации "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" от 01.04.1996 г. N 27-ФЗ (далее Федеральный закон от 01.04.1996 г. N 27-ФЗ) ФКУ ИК-24 ОУХД ГУФСИН России по Красноярскому краю является страхователем.
Как следует из положений статьи 11 Закона N 27-ФЗ, страхователи представляют в органы Пенсионного фонда Российской Федерации по месту их регистрации сведения об уплачиваемых страховых взносах на основании данных бухгалтерского учета, а сведения о страховом стаже - на основании приказов и других документов по учету кадров.
Пунктом 2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ определено, что страхователь ежегодно не позднее 1 марта года, следующего за отчетным годом (за исключением случаев, если иные сроки предусмотрены настоящим Федеральным законом), представляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, заключивших договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах начисляются страховые взносы) сведения, указанные в данной статье, в том числе: страховой номер индивидуального лицевого счета; фамилию, имя и отчество; дату приема на работу (для застрахованного лица, принятого на работу данным страхователем в течение отчетного периода) или дату заключения договора гражданско-правового характера, на вознаграждение по которому в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы; дату увольнения (для застрахованного лица, уволенного данным страхователем в течение отчетного периода) или дату прекращения договора гражданско-правового характера, на вознаграждение по которому в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы; периоды деятельности, включаемые в стаж на соответствующих видах работ, определяемый особыми условиями труда, работой в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях; другие сведения, необходимые для правильного назначения страховой пенсии и накопительной пенсии; суммы пенсионных взносов, уплаченных за застрахованное лицо, являющееся субъектом системы досрочного негосударственного пенсионного обеспечения; периоды трудовой деятельности, включаемые в профессиональный стаж застрахованного лица, являющегося субъектом системы досрочного негосударственного пенсионного обеспечения; документы, подтверждающие право застрахованного лица на досрочное назначение страховой пенсии по старости.
Постановлением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации "Об утверждении формы "Сведения о страховом стаже застрахованных лиц (СЗВ-СТАЖ)" N 3п от 11.01.2017 утверждена форма "Сведения о страховом стаже застрахованных лиц (СЗВ-СТАЖ)".
В разделе 2 Сведений о страховом стаже застрахованных лиц указывается отчетный период, которым в силу пункта 2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ признается календарный год, а в разделе 3 указывается тип сведений: 1) исходная форма - впервые подается страхователем о застрахованных лицах за данный отчетный период; 2) дополняющая - представляются на застрахованных лиц, данные по которым, представленные в форме с типом "Исходная", не учтены на индивидуальных лицевых счетах из-за содержащейся в них ошибки; 3) назначение пенсии - представляются на застрахованных лиц, которым для установления пенсии необходимо учесть период работы календарного года, срок представления отчетности за который не наступил.
Согласно статье 17 Закона об индивидуальном (персонифицированном) учете за непредставление страхователем в установленный срок либо представление им неполных и (или) недостоверных сведений, предусмотренных пунктами 2 - 2.2 статьи 11 настоящего Федерального закона, к такому страхователю применяются финансовые санкции в размере 500 рублей в отношении каждого застрахованного лица.
Статьей 16 Закона об индивидуальном (персонифицированном) учете установлена обязанность органов Пенсионного фонда Российской Федерации осуществлять контроль за правильностью представления страхователями сведений, определенных настоящим Федеральным законом, в том числе по их учетным данным.
Таким образом, для привлечения страхователя к ответственности на основании абзаца 3 статьи 17 Закона об индивидуальном (персонифицированном) учете необходимо доказать, что страхователь, имея обязанность по представлению органам Пенсионного фонда сведений индивидуального (персонифицированного) учета, не исполнил данную обязанность либо исполнил ее ненадлежащим образом, представив в фонд сведения с нарушением установленного срока либо неполные (недостоверные) сведения, не позволяющие вести индивидуальный (персонифицированный) учет.
Из материалов дела следует и заявителем не оспаривается, что исходные формы СЗВ-СТАЖ за 2019 год представлены страхователем в установленный срок.
Сведения по типу формы "Дополняющая" 2019 год, которые ранее не были представлены в исходной форме, учреждение представило 21.10.2020 г., 27.10.2020 г., 16.11.2020 г., 19.11.2020 г. и 20.11.2020 г.
В соответствии с положениями Федерального закона N 27-ФЗ, Инструкции "О порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах", утвержденной приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 21.12.2016 N766н (далее - Инструкция), страхователь имеет право дополнять и уточнять (исправлять) ранее представленные в Пенсионный фонд сведения в отношении застрахованных лиц.
При этом статьей 17 Закона N 27-ФЗ не установлен срок, в течение которого страхователь самостоятельно может выявить ошибку или неполноту в представленных в пенсионный фонд сведениях, до их обнаружения пенсионным фондом, и представить в пенсионный фонд достоверные сведения (уточненные/исправленные).
Пунктом 37 Инструкции о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах, утвержденной Приказом Минтруда России от 21 декабря 2016 г. N 766н (далее - Инструкция) установлено, что при обнаружении в представленных страхователем индивидуальных сведениях ошибок и (или) их несоответствия индивидуальным сведениям, имеющимися у Пенсионного фонда Российской Федерации, а также несоответствия их формам и форматам, установленным Пенсионным фондом Российской Федерации, страхователю вручается уведомление об устранении в течение пяти рабочих дней имеющихся ошибок и несоответствий лично под расписку, или уведомление направляется по почте заказным письмом или передается в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи.
Уведомление должно содержать сведения об ошибках и (или) несоответствиях представленных индивидуальных сведений индивидуальным сведениям, имеющимся у Пенсионного фонда Российской Федерации, несоответствиях формам и форматам, установленным Пенсионным фондом Российской Федерации (протокол проверки).
В случае направления уведомления по почте заказным письмом датой вручения этого уведомления считается шестой день, считая с даты отправления заказного письма.
Страхователь в течение пяти рабочих дней со дня получения уведомления территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации о представлении соответствующих исправлений представляет в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации уточненные индивидуальные сведения.
В случае представления страхователем уточненных (исправленных) индивидуальных сведений в течение пяти рабочих дней со дня получения уведомления об устранении имеющихся расхождений, к такому страхователю финансовые санкции не применяются (пункт 39 Инструкции).
Согласно материалам настоящего дела, основаниями для привлечения страхователя к ответственности послужили выводы Пенсионного фонда о представлении ФКУ ИК-24 ОУХД ГУФСИН России по Красноярскому краю дополняющих форм СЗВ-СТАЖ за 2019 год за пределами установленного пунктом 2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ срока.
Пенсионный фонд ссылается на направление страхователю уведомления об устранении выявленных нарушений, которое направлялось страхователю заказным письмом по почте 12.10.2020 г. Указанное уведомление, согласно информации об отслеживании почтовых отправлений на сайте "Почта России, получено учреждением 16.10.2020.
Тем самым, в силу положений п. 37 Инструкции о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах, соответствующие исправления страхователь должен был представить в Пенсионный фонд в течение пяти рабочих дней со дня получения уведомления, т.е. 23.10.2020 г.
Судом первой инстанции установлено и материалами дела подтверждается, что сведения по форме СЗВ-СТАЖ "Дополняющая" за 2019 год в отношении 5 застрахованных лиц представлены ФКУ ИК-24 ОУХД ГУФСИН России по Красноярскому краю 21.10.2020 г., следовательно, они представлены в пределах установленного законодательством пятидневного срока.
Доводы Отделения Пенсионного фонда со ссылкой на Инструкцию N 211н о том, что дополнительное представление сведений на застрахованных лиц, в отношении которых не были представлены сведения в срок, является не исправлением ошибок в ранее представленных сведениях, а дополнительным представлением сведений с нарушением срока, подлежит отклонению, как противоречащий статье 15 Федерального закона N 27-ФЗ, которая предоставляет право страхователю дополнять и уточнять переданные им сведения о застрахованных лицах.
Право страхователя на исправление отчетности предусмотрено Федеральным законом N 27-ФЗ. В противном случае у страхователя отсутствовал бы стимул к своевременному и самостоятельному выявлению ошибок и их исправлению в представленных им сведениях персонифицированного учета. При этом форма отчетности предусматривает представление сведений как единого документа в целом по страхователю в разрезе застрахованных лиц, а не представление отдельной формы отчетности на каждое застрахованное лицо.
Кроме того, положения Инструкции N 211н не могут быть применены к отношениям, возникшим до ее вступления в силу.
Как указал Конституционный Суд РФ, общим (основным) принципом действия закона во времени является распространение его на отношения, возникшие после введения его в действие. Вместе с тем законодатель вправе распространить новые нормы на факты и порожденные ими правовые последствия, которые возникли до введения соответствующих норм в действие, то есть придать закону обратную силу (Определение Конституционного Суда РФ от 18.01.2005 N 7-О).
При этом, исходя из закрепленного в части 1 статьи 54 Конституции Российской Федерации принципа, закон, устанавливающий или отягчающий ответственность, обратной силы не имеет.
Учитывая, что у Пенсионного фонда отсутствовали правовые основания для взыскания штрафных санкций в размере 2500 рублей, суд первой инстанции правомерно отказал в удовлетворении заявленных требований.
При указанных обстоятельствах суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы, доводы которой проверены в полном объеме, но не могут быть учтены как не влияющие на законность и обоснованность принятого по делу судебного акта.
Суд апелляционной инстанции приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы.
Настоящее постановление выполнено в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, в связи с чем, направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте суда в сети "Интернет".
По ходатайству указанных лиц копии постановления на бумажном носителе могут быть направлены им в пятидневный срок со дня поступления соответствующего ходатайства заказным письмом с уведомлением о вручении или вручены им под расписку.
Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Иркутской области от 16 августа 2021 года по делу N 19-12549/2021 в обжалуемой части оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в течение двух месяцев с даты принятия через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
Н.В. Ломако |
Судьи |
Е.О. Никифорюк |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А19-12549/2021
Истец: ГУ ОТДЕЛЕНИЕ ПЕНСИОННОГО ФОНДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ, ГУ Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Тайшетском районе Иркутской области
Ответчик: Федеральное казенное учреждение "Исправительная колония N 24 с особыми условиями хозяйственной деятельности Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний по Красноярскому краю