г. Москва |
|
14 февраля 2024 г. |
Дело N А40-46889/23 |
Резолютивная часть постановления объявлена 01 февраля 2024 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 14 февраля 2024 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Кораблевой М.С.,
судей Гончарова В.Я., Расторгуева Е.Б.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем с/з Ананиевым Х.Я.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу
акционерного общества "Институт "Оргэнергострой"
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 24 ноября 2023 года
по делу N А40-46889/23, принятое судьей Н.В. Орловой,
по иску Балтийско-арктического межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования
(ИНН: 5190129538, ОГРН: 1045100180388)
к акционерному обществу "Институт "Оргэнергострой"
(ИНН: 7705448228, ОГРН: 1027739481516)
третьи лица: акционерное общество "НИИ экологического и генерального проектирования", акционерное общество "Центр судоремонта "Звездочка"
о взыскании платы за негативное воздействие на окружающую среду
при участии в судебном заседании:
от истца представитель не явился, извещен,
от ответчика представитель не явился, извещен,
от третьих лиц представители не явились, извещены.
УСТАНОВИЛ:
Балтийско-арктическое межрегиональное управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (далее - истец) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с исковыми требованиями к акционерному обществу "Институт "Оргэнергострой" (далее - АО "Институт "Оргэнергострой", ответчик) о взыскании, с учетом принятых судом в порядке ч. 1 ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) уточнений, платы за негативное воздействие на окружающую среду в размере 110 475 540 рублей 48 копеек за 2021-й год.
Определениями Арбитражного суда города Москвы от 27.06.2023, от 31.08.2023, к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены акционерное общество "Центр судоремонта "Звездочка", акционерное общество "НИИ экологического и генерального проектирования".
Решением арбитражного суда первой инстанции от 24.11.2023 исковые требования удовлетворены в заявленном размере в связи с доказанностью истцом обстоятельств, на которые он сослался в обоснование своей позиции по иску.
Ответчик не согласился с принятым решением и обратился в Девятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просил обжалуемый судебный акт отменить и принять по делу новый судебный акт.
В обоснование доводов жалобы, заявитель ссылается на несоответствие выводов суда первой инстанции обстоятельствам, имеющим значение для дела.
Информация о принятии апелляционной жалобы вместе с соответствующим файлом размещена в информационно-телекоммуникационной сети Интернет на сайте Девятого арбитражного апелляционного суда (www.9aas.arbitr.ru) и Картотеке арбитражных дел по веб-адресу www.//kad.arbitr.ru/) в соответствии положениями части 6 статьи 121 АПК РФ.
В заседании суда апелляционной инстанции 01.02.2024 лица, участвующие в деле, своих представителей не направили.
Повторно рассмотрев дело в отсутствие не явившихся участников процесса по правилам статей 123, 156, 266, 268 АПК РФ, изучив доводы жалобы, исследовав и оценив представленные доказательства, Девятый арбитражный апелляционный суд не находит оснований для отмены или изменения решения Арбитражного суда города Москвы от 24.11.2023 на основании следующего.
Как установлено судом апелляционной инстанции, в соответствии со ст. 3 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (ФЗ "Об охране окружающей среды"), хозяйственная и иная деятельность юридических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе принципов, в том числе: платности природопользования.
Согласно п. 1 ст. 16 ФЗ "Об охране окружающей среды", плата за негативное воздействие на окружающую среду (HBOC) взимается, в том числе, за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными источниками, сбросы загрязняющих веществ в водные объекты, хранение, захоронение отходов производства и потребления (размещение отходов).
Как разъяснено в Определении Конституционного суда РФ от 10.12.2002 N 284-0 платежи за HBOC носят компенсационный характер и взимаются за предоставление субъектам хозяйственной и иной деятельности, оказывающей HBOC, права производить в пределах допустимых нормативов выбросы и сбросы загрязняющих веществ, размещать отходы и оказывать иные виды негативного воздействия.
Плата за негативное воздействие на окружающую среду подлежит зачислению в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации (п. 2 ст. 2 ФЗ "Об охране окружающей среды").
Согласно ст. 160.1 БК РФ, администратор доходов бюджета обладает бюджетными полномочиями, в том числе осуществляет контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью осуществления платежей в бюджет, осуществляет взыскание задолженности по платежам в бюджет.
Плата, исчисленная по итогам отчетного периода в порядке, установленном ст. 16.3 ФЗ "Об охране окружающей среды", с учетом корректировки ее размера, вносится не позднее 1-го марта года, следующего за отчетным периодом.
Статьей 16.3 ФЗ "Об охране окружающей среды" установлено, что в целях стимулирования юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих хозяйственную и (или) иную деятельность, к проведению мероприятий по снижению негативного воздействия на окружающую среду и внедрению наилучших доступных технологий, при исчислении платы за негативное воздействие на окружающую среду к ставкам такой платы применяются коэффициенты.
В соответствии с п.п. 1, 2 ст. 16.4 ФЗ "Об охране окружающей среды" плата за негативное воздействие на окружающую среду по итогам отчетного периода исчисляется лицами, обязанными вносить плату, самостоятельно путем умножения величины платежной базы по каждому загрязняющему веществу, включенному в перечень загрязняющих веществ, по классу опасности отходов производства и потребления на соответствующие ставки указанной платы с применением коэффициентов, установленных настоящей статьей, и суммирования полученных величин.
Ставки платы за негативное воздействие на окружающую среду устанавливают постановлением Правительства РФ от 03.03.2017 N 255 "Об исчислении и взимании платы за негативное воздействие на окружающую среду" (Правила N 255) и постановлением Правительства РФ от 13.09.2015 N 913 "О ставках платы за негативное воздействие на окружающую среду и дополнительных коэффициентах" за выброс загрязняющих веществ, сбросы загрязняющих веществ в отношении каждого загрязняющего вещества, включенного в перечень загрязняющих веществ, а также за размещение отходов производства и потребления по классу их опасности.
В силу п. 1 ст. 16.5 ФЗ "Об охране окружающей среды", контроль за правильностью исчисления платы за негативное воздействие на окружающую среду, полнотой и своевременностью ее внесения, осуществляется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Пунктом 4 Положения о Федеральной службе по надзору в сфере природопользования, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 30.07.2004 N 400, установлено, что Федеральная служба по надзору в сфере природопользования осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, общественными объединениями и другими организациями.
В свою очередь, плата за объекты негативного воздействия, расположенные на территории Мурманской области, взимается территориальным органом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования на территории Мурманской области, которым согласно п. 1 Положения о Балтийско-Арктическом межрегиональном управлении Федеральной службы по надзору в сфере природопользования, утвержденного приказом Росприроднадзора от 16.02.2022 N 96, является Балтийско-Арктическое межрегиональное управление Росприроднадзора.
В соответствии с п.п. 7.9, 7.18, 7.69 Положения, Управление осуществляет контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения платы, за прием деклараций о плате за негативное воздействие на окружающую среду и предъявляет в установленном законодательством Российской Федерации порядке иски, в том числе о возмещении вреда окружающей среде, причиненного в результате нарушения законодательства в области охраны окружающей среды, о взыскании платы за негативное воздействие на окружающую среду.
Приказом Росприроднадзора от N 454 "Об осуществлении территориальными органами Федеральной службы по надзору в сфере природопользования бюджетных полномочий главных администраторов доходов бюджетов бюджетной системы РФ" определено, что Управление является главным администратором доходов по начислению, учету и контролю за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью осуществления платежей за HBOC, а также осуществляет взыскание задолженности по платежам за HBOC.
Пунктом 37 Правил N 255 установлено, что контроль за исчислением платы осуществляется администратором таковой в течение 9 месяцев со дня приема декларации об оплате.
При проведении контроля за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью осуществления платежей в бюджет по декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду за 2021-й год, Управлением установлено, что ответчик, в нарушение перечисленных выше требований ст. 16.4 ФЗ "Об охране окружающей среды" в срок до 01.03.2022 в полном объеме не внесена плата за негативное воздействие на окружающую среду за размещение отходов производства и потребления за 2021-й год.
В связи с этим, плательщику выставлено требование N 10/04 от 28.04.2022 об уплате задолженности по плате за HBOC за указанный период, которое направлено письмом от 29.04.2022 N 10/3377.
Однако, ответчиком требование об оплате в полном объеме не исполнено, задолженность составляет 110 475 540 рублей 48 копеек. Поскольку доказательств обратного ответчиком в материалы дела не представлено, суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу об удовлетворении иска в заявленном размере.
Довод апелляционной жалобы ответчика о том, что истцом не учтен платеж на сумму 17 000 000 рублей, произведенный платежным поручением N 7911 от 09.03.2022, признается судом апелляционной инстанции необоснованным, поскольку данный платеж учтен истцом при расчете исковых требований, что подтверждается требованием от 28.04.2022 об уплате задолженности (л.д. 14), а также выписками из лицевого счета (л.д. 18, 20).
Ссылка заявителя о том, что подписанная декларация о плате за негативное воздействие на окружающую среду за 2021-й год истцом в материалы дела не представлена, отклоняется судом, как противоречащая материалам дела (л.д. 21-50). Так, указанный документ подписан электронной подписью, о чем свидетельствует соответствующая отметка.
Доводы заявителя, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем, признаются апелляционным судом несостоятельными и не могут служить основанием для отмены оспариваемого решения Арбитражного суда.
Нарушений норм процессуального права, являющихся безусловным основанием к отмене судебного акта, судом первой инстанции не допущено.
Поскольку заявителем не представлено доказательств уплаты государственной пошлины по апелляционной жалобе, государственная пошлина за рассмотрение апелляционной жалобы в размере 3 000 (трех тысяч) рублей подлежит взысканию с ответчика в федеральный бюджет.
Руководствуясь статьями 110, 176, 266 - 268, пунктом 1 статьи 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Москвы от 24 ноября 2023 года по делу N А40-46889/23 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Взыскать с акционерного общества "Институт "Оргэнергострой" (ИНН: 7705448228, ОГРН: 1027739481516) в доход федерального бюджета государственную пошлину по апелляционной жалобе в размере 3000 (три тысячи) рублей.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
М.С. Кораблева |
Судьи |
В.Я. Гончаров |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-46889/2023
Истец: БАЛТИЙСКО-АРКТИЧЕСКОЕ МЕЖРЕГИОНАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ
Ответчик: АО "ИНСТИТУТ "ОРГЭНЕРГОСТРОЙ"