город Омск |
|
26 октября 2021 г. |
Дело N А75-6722/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 21 октября 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 26 октября 2021 года.
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Рыжикова О.Ю.,
судей Ивановой Н.Е., Шиндлер Н.А.,
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Шнайдер Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-10679/2021) Администрации города Сургута на решение Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 23.07.2021 по делу N А75-6722/2021 (судья Заболотин А.Н.), принятое по заявлению акционерного общества "Югорская территориальная энергетическая компания - Региональные сети" (ОГРН 1078601003788, ИНН 8601033125, адрес: 628011, Ханты-Мансийский автономный округ - Югра, город Ханты-Мансийск, улица Привольная, дом 15) к Администрации города Сургута (ОГРН 1028600603525, ИНН 8602020249, адрес: 628408, Ханты-Мансийский автономный округ - Югра, город Сургут, улица Энгельса, дом 8) о признании незаконным отказа в выдаче разрешения, а также об обязании устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя,
при участии в судебном заседании представителя акционерного общества "Югорская территориальная энергетическая компания - Региональные сети" - Абрамовой Марины Рамильевны по доверенности от 11.11.2021 N 02/21.
УСТАНОВИЛ:
акционерное общество "Югорская территориальная энергетическая компания - Региональные сети" (далее - заявитель, общество, АО "ЮТЭК-Региональные сети") обратилось в Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры с заявлением к администрации муниципального образования городской округ Сургут Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (далее - ответчик, Администрация) о признании незаконным отказа в выдаче разрешения на размещение линии электропередач классом напряжения до 35 кВ, а также связанные с ними трансформаторные подстанции, для размещения которых не требуется разрешения на строительство (строительство 2 KЛ - 10кВ от ячейки N 11 РП 10 кВ 143 до опоры N BЛ -10 кВ фидер N 11 "Виктория" г Сургут) на часть земельного участка с кадастровым номером N 86:14:00000000: ЗУ 1 площадью 3761 кв. м, выраженном в письме от 17.02.2021, а также об обязании устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.
Решением Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 23.07.2021 по делу N А75-6722/2021 заявленные требования удовлетворены, признан незаконным отказ Администрации в выдаче разрешения на размещение линии электропередач классом напряжения до 35 кВ, а также связанные с ними трансформаторные подстанции, для размещения которых не требуется разрешения на строительство (строительство 2 KЛ - 10кВ от ячейки N11 РП 10 кВ 143 до опоры N BЛ - 10 кВ фидер N11 "Виктория" г Сургут) на часть земельного участка с кадастровым номером N 86:14:00000000: ЗУ 1 площадью 3761 кв.м, выраженном в письме от 17.02.2021, обязав Администрацию выдать АО "ЮТЭК-Региональные сети" разрешение на размещение указанного объекта в течение 15 календарных дней с даты вступления настоящего решения суда в законную силу. Этим же решением с Администрации в пользу Общества взысканы судебные расходы, связанные с уплатой государственной пошлины в размере 3000 руб.
Не согласившись с принятым судебным актом, Администрация обратилась в Восьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований заявителя.
В обоснование апелляционной жалобы ее податель указал на то, что испрашиваемые Обществом земли для размещения линий электропередач трансформаторных подстанций находятся в составе и границах территории общего пользования, имеющей особый правовой режим использования, установленный утвержденным документом территориального планирования муниципального образования; заявитель вправе обратится за получением разрешения на производство земляных работ и после этого проложить линию электропередачи подземным путем.
Обществом представлен письменный отзыв на апелляционную жалобу, в котором заявитель не согласился с доводами подателя апелляционной жалобы.
В судебном заседании представитель Общества возразил на доводы апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в письменном отзыве, просил оставить решение суда первой инстанции без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Администрация, надлежащим образом уведомленная о месте и времени рассмотрения дела в порядке апелляционного производства, явку своего представителя в судебное заседание не обеспечила, в связи с чем апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие неявившегося участника арбитражного процесса в порядке статьи 156, части 1 статьи 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Суд апелляционной инстанции, изучив материалы дела, апелляционную жалобу, отзыв, заслушав представителя заявителя, установил следующие обстоятельства.
В рамках реализации технологического присоединения энергопринимающих устройств, расположенных на территории ПСК N 26 "Виктория" к электрическим сетям АО "ЮТЭК - Региональные сети", Общество 04.02.2021 направило в адрес комитета по земельным отношениям Администрации заявление N 01-04/0799 о выдаче разрешения на размещение линий электропередач классом напряжения до 35 кВ включительно, а также связанные с ними трансформаторные подстанции, распределительные пункты и иное предназначенное для осуществления передачи электрической энергии оборудование, для размещения которых не требуется разрешения на строительство, с наименованием объекта "Технологическое присоединение к электрической сети 10/0,4 кВ АО "ЮТЭК-Региональные сети" объекта ПСК N 26 электрической сети 10/0,4 кВ АО "ЮТЭК-Региональные сети" объекта ПСК N 26 "Виктория", расположенного по адресу Тюменская область, ХМАО-Югра, город Сургут сроком на 15 лет, с условным номером N 86:10:01010000:6782/чзу площадью 140 кв.м.
В ответ на указанное заявление Администрации направила в адрес заявителя уведомление от 17.02.2021 N 01-02-1212/1 об отказе в выдаче разрешения на размещение упомянутого объекта на землях площадью 140 кв.м. При этом Администрация указала, что испрашиваемые земли находятся в составе и границах территории общего пользования, имеющей особый правовой режим использования, установленный утвержденным документом территориального планирования муниципального образования, а именно в пределах границы объекта "Дорога автомобильная от улицы Автомобилистов до СОТ "Виктория" и Дорога автомобильная по улице Автомобилистов" в связи с чем, предоставление земельного участка не возможно.
АО "ЮТЭК - Региональные сети" считая, что указанный отказ Администрации не соответствует закону, а также нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской деятельности, обратилось с соответствующим заявлением в арбитражный суд.
Принятое Арбитражным судом Ханты-Мансийского автономного округа - Югры решение от 23.072021 является предметом апелляционного обжалования по настоящему делу.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в порядке статей 266, 268 АПК РФ, суд апелляционной инстанции не находит оснований для его отмены, исходя из следующего.
В соответствии с частью 2 статьи 11 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) органы местного самоуправления осуществляют управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.
Одним из таких случаев использования указанных земель и земельных участков без их предоставления и установления сервитутов согласно подпункту 6 пункта 1 статьи 39.33 ЗК РФ является размещение нестационарных торговых объектов, рекламных конструкций, а также иных объектов, виды которых устанавливаются Правительством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 2 названной нормы использование земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в целях, указанных в подпунктах 1 - 5 и 7 пункта 1 данной статьи, осуществляется на основании разрешений уполномоченного органа.
Для случая же, предусмотренного подпунктом 6 пункта 1 статьи 39.33 ЗК РФ, разрешение на использование земельного участка не требуется.
При этом пунктом 3 статьи 39.36 ЗК РФ установлено, что виды объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов, публичного сервитута (за исключением объектов, указанных в пунктах 1 и 2 данной статьи), устанавливаются Правительством Российской Федерации. Порядок и условия размещения указанных объектов устанавливаются нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации.
Перечень видов объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов, утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 03.12.2014 N 1300.
В Перечень N 1300 в том числе, включены линии электропередачи классом напряжения до 35 кВ, а также связанные с ними трансформаторные подстанции, распределительные пункты и иное предназначенное для осуществления передачи электрической энергии оборудование, для размещения которых не требуется разрешения на строительство.
Спорный объект, о размещении которого Обществом были заявлены требования о выдаче разрешения, соответствует указанным критериям, что заинтересованным лицом не оспаривается.
Порядок размещения объектов, предусмотренных пунктом 6 статьи 39.33 ЗК РФ, определен в статье 39.36 ЗК РФ, согласно которой предусмотренные Перечнем N 1300 объекты размещаются в порядке и на условиях, установленных нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, к полномочиям которых относятся, в том числе установление платы за размещение указанных объектов.
На территории Ханты-Мансийского автономного округа - Югры такой порядок определен постановлением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 19.06.2015 N 174-п (далее - Порядок N 174-п).
Размещение объектов на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитута, публичного сервитута осуществляется на основании соответствующего разрешения, выданного исполнительным органом государственной власти автономного округа или органом местного самоуправления муниципального образования автономного округа, уполномоченным на предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности (пункт 2 Порядка N 174-п).
Для получения разрешения на размещение объектов заинтересованное лицо либо его представитель подает в уполномоченный орган заявление о выдаче разрешения в свободной форме.
Пунктами 5 и 6 Порядка N 174-п определены содержание указанного заявления и документы, которые прилагаются к заявлению.
Пунктом 10 Порядка N 174-п определены основания для отказа в выдаче разрешения. В выдаче разрешения может быть отказано, если:
- заявление подано с нарушением требований, установленных пунктами 5, 6 Порядка N 174-п;
- земельный участок, на использование которого испрашивается разрешение, предоставлен в собственность, аренду, постоянное (бессрочное) пользование, безвозмездное пользование юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю или гражданину либо в отношении него (испрашиваемых земель) заключено соглашение об установлении сервитута, принято решение об установлении публичного сервитута;
- на земли или земельный участок, на использование которых испрашивается разрешение, ранее выдано разрешение другому физическому или юридическому лицу;
- размещение объектов не соответствует правовому режиму использования земель или земельных участков, установленному документами территориального планирования;
- земельный участок, на использование которого испрашивается разрешение, является предметом аукциона, извещение о проведении которого размещено в соответствии с пунктом 19 статьи 39.11 ЗК РФ.
В силу пункта 11 Порядка N 174-п в решении об отказе в выдаче разрешения указывается основание отказа, предусмотренное пунктом 10 Порядка N 174-п.
Согласно письму 17.02.2021 основанием для отказа в выдаче Обществу разрешения послужил вывод Администрации о том, что размещение испрашиваемого объекта не соответствует правовому режиму использования земель или земельных участков, установленному документами территориального планирования, польку испрашиваемые земли находятся в составе и границах территории общего пользования, имеющей особый правовой режим использования.
Оценив, в соответствии со статьями 67, 68, 71 АПК РФ имеющиеся в материалах деле документы, суд апелляционной инстанции находит правильным вывод суда первой инстанции о незаконности основания для отказа в выдаче Обществу испрашиваемого разрешения, исходя из следующего.
В соответствии с пунктом 2 статьи 7 ЗК РФ в Российской Федерации земли должны использоваться в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.
Согласно пункту 12 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее ГрК РФ) территории общего пользования - это территории, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц (в том числе площади, улицы, проезды, набережные, береговые полосы водных объектов общего пользования, скверы, бульвары).
В соответствии с пунктом 12 статьи 85 ЗК РФ земельные участки общего пользования, занятые площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими объектами, могут включаться в состав различных территориальных зон.
В силу пункта 2 статьи 7 ЗК РФ определение видов разрешенного использования земельных участков, а также описание деятельности, допускаемой на земельных участках в соответствии с такими видами разрешенного использования, осуществляется на основании Классификатора видов разрешенного использования земельных участков.
Указанный классификатор в спорный период времени утвержден приказом Минэкономразвития России от 01.09.2014 N 540 (далее - Классификатор). Его действие прекращено с 04.04.21 в связи с изданием приказа Росреестра от 10.11.2020 N П/0412.
Таким образом, учитывая что заявление подано Обществом 04.02.2021, а отказ датирован 17.02.2021, применению подлежит Классификатор, утвержденный приказом Минэкономразвития России от 01.09.2014 N 540.
Согласно кодам 12.0.1 и 12.0.2 Классификатора содержание видов разрешенного использования земельных участков общего пользования включает в себя, размещение объектов улично-дорожной сети: автомобильных дорог, трамвайных путей и пешеходных тротуаров в границах населенных пунктов, пешеходных переходов, бульваров, площадей, проездов, велодорожек и объектов велотранспортной и инженерной инфраструктуры размещение придорожных стоянок (парковок) транспортных средств в границах городских улиц и дорог, а также некапитальных сооружений, предназначенных для охраны транспортных средств.
Примечанием N 2 к Классификатору установлено, что содержание видов разрешенного использования, перечисленных в Классификаторе, допускает без отдельного указания в Классификаторе размещение и эксплуатацию линейного объекта (кроме железных дорог общего пользования и автомобильных дорог общего пользования федерального и регионального значения), размещение защитных сооружений (насаждений), объектов мелиорации, антенно-мачтовых сооружений, информационных и геодезических знаков, если федеральным законом не установлено иное.
Аналогичные положения содержаться и в Классификаторе, утвержденном приказом Росреестра от 10.11.2020 N П/0412.
Примечание N 2 к Классификатору следует понимать как дополнение к любому из видов разрешенного использования, указанного в Классификаторе, если иное прямо не запрещено федеральным законом.
В силу подпункта 10.1 пункта 1 ГрК РФ линия электропередач, классом напряжения до 35 кВ является линейным объектом.
Таким образом, размещение линейных объектов, виды которых аналогичны объектам, включенным в Порядок N 1300, допускается на земельных участках с любым видом разрешенного использования без дополнительного кадастрового учета изменений в части разрешенного использования земельного участка. При этом данное положение применимо ко всем категориям земель, в том числе и к землям общего пользования, за исключением случаев, когда размещение некоторых видов линейных объектов запрещено правовым режимом определенной категории земель (например, режимом особо охраняемых природных территорий (пункт 7 статьи 95 ЗК РФ).
Действующее законодательство не препятствует использованию земель или земельных участков общего пользования в порядке, установленном главой V.6 ЗК РФ, в целях размещения отдельных видов объектов, указанных в Порядке N 1300, в том числе линий электропередачи классом напряжения до 35 кВ, а также связанных с ними трансформаторных подстанций, для размещения которых не требуется разрешения на строительство.
В соответствии с генеральным планом муниципального образования городской округ город Сургут, а также постановлением Администрации города от 20.03.2020 N 1865 "Об утверждении корректировки проекта межевания и проекта планировки (в части красных линий) территории улично-дорожной сети города Сургута" испрашиваемые Обществом земли расположены на территории ограниченной красными линиями и предназначенной для размещения объектов транспортной инфраструктуры местного значения - автомобильной дороги "улица Автомобилистов" и автомобильной дороги "Дорога автомобильная от улицы Автомобилистов до СОТ "Виктория".
Учитывая особенности генерального плана муниципального образования городской округ город Сургут АО "ЮТЭК - Региональные сети" направило в муниципальное казенной учреждение "Дирекция дорожно-транспортного и жилищно-коммунального комплекса" запрос N 01-04/7108 от 09.10.2020 о получении разрешения на производство работ в районе расположения автомобильной дороги улица Автомобилистов, в ответ на которое получило согласование N 50-02-4247/0 от 16.10.2020 на производство строительно-монтажных работ по технологическому присоединению ПСК "Виктория".
Таким образом, АО "ЮТЭК - Региональные сети" получено согласие на размещение объектов электросетевого хозяйства со стороны дорожной службы, в ведении которой находятся вопросы содержания и использования дорог на территории г. Сургута.
С учетом вышеизложенного утверждение Администрации о том, что размещение и эксплуатация линейного объекта не возможна в границах территории и общего пользования не основано на законе и отказ Администрации от 17.02.2021 в выдаче разрешения на размещение линейного объекта противоречит вышеупомянутым нормам права и нарушает права и законные интересы заявителя поскольку препятствуют ему в исполнении своих обязательств по технологическому присоединению объекта ПСК N 26 "Виктория".
Доводы Администрации о необходимости в рассматриваемом случае обратится в Департамент архитектуры и строительства Администрации для получения разрешения на производство земляных работ на спорном земельном участке не основаны на положениях федерального и регионального законодательства, в связи с чем не могут быть приняты во внимание.
Доводы апелляционной жалобы о возможности размещения линейного объекта на иных смежных земельных участках несостоятельны, поскольку Порядок N 174-п не предусматривает необходимость обосновывать способ и место размещения линий электропередач классом напряжения до 35 Кв за исключением случаев, когда такое размещение прямо запрещено законом. Администрацией не представлено доказательств, свидетельствующих о том, что в рассматриваемом случае имеются какие-либо ограничения или запреты, препятствующие размещению конкретного линейного объекта на испрашиваемом земельном участке.
По смыслу части 1 статьи 30 ГрК РФ правила землепользования и застройки территорий призваны обеспечивать не только права и законные интересы землепользователей, но и защищаемые законом права и интересы иных физических и юридических лиц, а также публичные интересы, связанные, в частности, с устойчивым развитием территорий муниципальных образований, улучшением инвестиционной привлекательности соответствующих территорий и т.п., которые могут вступать в объективное противоречие с интересами собственников.
Задача органов муниципальных образований при разработке правил и порядка землепользования состоит не в обеспечении приоритета прав администрации муниципального образования, как собственника земельных участков в ущерб иным интересам, а в согласовании этих прав и интересов, в установлении между ними разумного и справедливого баланса.
В рассматриваемом случае доводы подателя жалобы не могут быть признаны обоснованными, так как, не опровергая выводов суда первой инстанции, сводятся к несогласию с оценкой установленных судом обстоятельств по делу, что не может рассматриваться в качестве основания для отмены судебного акта.
При таких обстоятельствах решение суда первой инстанции является законным и обоснованным.
Неправильного применения судом норм процессуального права, являющихся в соответствии с частью 4 статьи 270 АПК РФ безусловным основанием для отмены принятого судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Таким образом, оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции по приведенным в апелляционной жалобе доводам не имеется.
Судебные расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы не распределяются, поскольку Администрация при подаче апелляционной жалобы государственную пошлину не платила и согласно подпункту 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации освобождена от ее уплаты.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 23.07.2021 по делу N А75-6722/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
О.Ю. Рыжиков |
Судьи |
Н.Е. Иванова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А75-6722/2021
Истец: АО "ЮГОРСКАЯ ТЕРРИТОРИАЛЬНАЯ ЭНЕРГЕТИЧЕСКАЯ КОМПАНИЯ-РЕГИОНАЛЬНЫЕ СЕТИ"
Ответчик: АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДА СУРГУТА