27 октября 2021 г. |
Дело N А84-1670/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 22 октября 2021 года.
В полном объеме постановление изготовлено 27 октября 2021 года.
Двадцать первый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего судьи Чертковой И.В., судей Зарубина А.В., Мунтян О.И.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Логуновым К.В.,
при участии представителей:
от Департамента экономического развития города Севастополя - Плешко Евгении Константиновны по доверенности от 29.12.2020 N 41,
от общества с ограниченной ответственностью "Аксиома" - Федотенко Александра Николаевича по доверенности от 17.05.2021,
от Управления Федеральной налоговой службы по городу Севастополю - Груниной Надежды Александровны по доверенности от 23.11.2020 N 01-55/49,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Аксиома" на решение Арбитражного суда города Севастополя от 17 мая 2021 года по делу N А84-1670/2021 (судья Ражков Р.А.),
по иску Правительства Севастополя к обществу с ограниченной ответственностью "Аксиома" о расторжении договора,
при участии третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, Департамента экономического развития города Севастополя, Управления Федеральной налоговой службы по городу Севастополю,
УСТАНОВИЛ:
Правительство Севастополя обратилось в Арбитражный суд города Севастополя с исковым заявлением к обществу с ограниченной ответственностью "Аксиома" (далее - ООО "Аксиома", общество) о расторжении договора N 195 от 03.10.2016 об условиях деятельности в свободной экономической зоне на территории города федерального значения Севастополя.
Решением Арбитражного суда города Севастополя от 17 мая 2021 года исковые требования удовлетворены. Расторгнут договор N 195 от 03.10.2016 об условиях деятельности в свободной экономической зоне на территории города федерального значения Севастополя, заключенный между Правительством Севастополя и ООО "Аксиома". Взысканы с ООО "Аксиома" в доход федерального бюджета 6 000 рублей государственной пошлины.
Не согласившись с указанным решением суда, ООО "Аксиома" обратилось в Двадцать первый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой.
В обоснование апелляционной жалобы общество указывает, что ответчик обязательства по договору выполняет своевременно и в полном объеме, в том числе направлял ежеквартальные отчеты, осуществлял капитальные вложения, создал рабочие места. Кроме того, ООО "Аксиома" ссылается на отсутствие у общества информации о проведении проверки, поскольку фактический адрес общества не совпадает с юридическим адресом. В связи с чем, по мнению общества у суда первой инстанции не имелось оснований для удовлетворения требований Правительства.
От Правительства Севастополя поступил письменный отзыв на апелляционную жалобу с обоснованием своей правовой позиции, который приобщен судом к материалам дела.
От Департамента экономического развития города Севастополя поступил письменный отзыв на апелляционную жалобу с обоснованием своей правовой позиции, который приобщен судом к материалам дела.
От Управления Федеральной налоговой службы по городу Севастополю поступили письменные пояснения на апелляционную жалобу с обоснованием своей правовой позиции, которые приобщены судом к материалам дела.
Представитель ООО "Аксиома" в судебном заседании апелляционной инстанции поддержал апелляционную жалобу в полном объеме по изложенным в ней доводам.
Представитель Правительства Севастополя в судебном заседании суда апелляционной инстанции 10.08.2021 возражал против доводов апелляционной жалобы.
Представители Департамента экономического развития города Севастополя и Управления Федеральной налоговой службы по городу Севастополю возражали против удовлетворения апелляционной жалобы.
При рассмотрении дела судом апелляционной инстанции в порядке и пределах, предусмотренных статьями 266, 268 АПК РФ, установлено следующее.
Как следует из материалов дела, 03.10.2016 между Правительством Севастополя (уполномоченный орган) и ООО "Аксиома" (участник) заключен договор об условиях деятельности в свободной экономической зоне на территории города федерального значения Севастополя N 195 (далее - договор).
Предметом договора является осуществление участником предпринимательской и иной деятельности в свободной экономической зоне, в соответствии с условиями договора, с применением особого режима осуществления предпринимательской и иной деятельности в свободной экономической зоне, а также таможенной процедуры свободной таможенной зоны (пункт 1.1 договора).
Согласно пункту 2.1.2 договора уполномоченный орган обязуется в день заключения договора направить в Министерство экономического развития РФ копию настоящего договора для внесения в единый реестр участников свободной экономической зоны записи о включении участника в указанный реестр.
В соответствии с пунктом 1.3 договора результатом деятельности участника является создание населению и юридическим лицам современных услуг связи на территории города Севастополя и развитие современного телекоммуникационного предприятия.
Пунктом 1.4 договора определен общий объем капитальных вложений участника в размере не менее 3 179 252,00 руб., которые будут направлены на приобретение оборудования и установку серверного обеспечения.
Согласно пункту 2.3.3 договора участник в ходе выполнения мероприятий, предусмотренных инвестиционной декларацией, обязуется осуществить капитальные вложения согласно следующим этапам, не позднее ниже указанных сроков:
1-й этап - 2016 год, приобретение стационарного, транспортного оборудования связи и установка оборудования для программного, серверного обеспечения на сумму не менее 198 002,00 руб.;
2-й этап - 2017 год, приобретение стационарного, транспортного оборудования связи и установка оборудования для программного, серверного обеспечения на сумму не менее 1 541 250,00 руб.;
3-й этап - 2018 год, приобретение стационарного, транспортного оборудования связи и установка оборудования для программного, серверного обеспечения на сумму не менее 1 440 000,00 руб.
В первые три года с момента заключения настоящего договора участник обязуется осуществить капитальные вложения в сумме не менее 3 179 252, 00 руб. (пункт 2.3.4 договора).
Кроме того, в пункте 2.3.6 договора стороны указали условия реализации инвестиционной декларации:
- выполнить цель задекларированного инвестиционного проекта (п.2.3.6.1);
- осуществлять в рамках реализации инвестиционного проекта деятельность в свободной экономической зоне согласно задекларированным видам деятельности (п.2.3.6.2);
- осуществить капитальные вложения по каждому из видов деятельности, которые были задекларированы в рамках инвестиционного проекта и определены пунктом 1.2 данного договора (п.2.3.6.3);
- реализовать инвестиционный проект на территории города федерального значения Севастополя (п.2.3.6.4);
- выполнить объем капитальных вложений, планируемых в рамках инвестиционного проекта, в соответствии с задекларированными сроками (п.2.3.6.5);
- создать не менее 15 (пятнадцати) рабочих мест (п.2.3.6.6);
- обеспечить выплату заработной платы персоналу в размере не менее задекларированной средней заработной платы в сумме 20 000,00 руб. в месяц при условии обязательного соблюдения установленного законом минимального размера оплаты труда (п.2.3.6.7).
В соответствии с пунктом 2.3.9 договора участник обязан ежеквартально не позднее 20-го числа представлять ежеквартальный отчёт о деятельности участника на территории свободной экономической зоны.
В силу пункта 3.2 договора настоящий договор заключается на срок существования свободной экономической зоны, до 31.12.2039.
В пункте 4.4.5 договора предусмотрено, что в случае расторжения договора по решению суда при установлении в ходе контроля за выполнением участником условий настоящего договора следующих фактов:
- неосуществление участником капитальных вложений в объеме и сроки, которые предусмотрены настоящим договором (п.4.4.5.1);
- занижение участником объема капитальных вложений по сравнению с объемом, предусмотренным договором (п. 4.4.5.2);
- осуществление участником в свободной экономической зоне предпринимательской деятельности, не предусмотренной договором (п. 4.4.5.3);
- неосуществление участником мероприятий, предусмотренных инвестиционной декларацией (п.4.4.5.4);
- нарушение иных условий реализации инвестиционной декларации (п. 4.4.5.5).
Согласно пункту 5.1 договора за неисполнение либо ненадлежащее исполнение сторонами принятых на себя обязательств по настоящему договору стороны несут ответственность согласно законодательству РФ.
Все документы в связи с настоящим договором должны составляться в письменной форме и вручаться сторонами друг другу под подпись или направляться по почте ценным письмом, с описью вложения, с уведомлением о вручении по адресу корреспонденции в РФ другой стороны (пункт 7.6 договора).
Во исполнение условий договора, 14.10.2016 в отношении ООО "Аксиома" в единый реестр участников свободной экономической зоны на территории города федерального значения Севастополя внесена соответствующая запись с регистрационным номером 92Б2016000194.
Департаментом экономического развития города Севастополя 11.06.2020 обществу по юридическому адресу заказным письмом с уведомлением (почтовый идентификатор N 29902943052861) направлено письменное уведомление за исх. N 1840/01-15-01.3-16/02/20 о проведении проверки в отношении ООО "Аксиома" с указанием документов, необходимых для ее проведения.
Указанное письмо вернулось Департаменту с отметкой "истек срок хранения".
По состоянию на 29.06.2020 запрашиваемая документация в адрес Департамента не поступила.
Департаментом экономического развития города Севастополя, как органом контроля по функционированию свободной экономической зоны, на основании приказа Департамента N 111 от 21.06.2020 проведена документарная проверка в отношении ООО "Аксиома" по соблюдению условий деятельности в свободной экономической зоне, закрепленных в договоре N 195 от 03.10.2016.
По результатам проверки Департаментом составлен акт от 08.07.2020 N 166/ДП-195/20, согласно которому ООО "Аксиома" допущены нарушения пунктов 2.3.3, 2.3.4, 2.3.6.6, 2.3.6.7 договора, а именно: участником не осуществлялись капитальные вложения по договору, участником не создавались новые рабочие места и не обеспечена выплата среднемесячной заработной платы персоналу в размере 20 000 руб. Документов, подтверждающих заявленные в отчете общества за I квартал 2020 года сведения, ООО "Аксиома" не представлено.
На основании вышеуказанного акта Департаментом 08.07.2020 составлено в отношении ООО "Аксиома" предписание N 65/ПР166/ДП-195/20 об устранении выявленных нарушений в срок до 09.10.2020.
По истечении указанного срока, в адрес Правительства или Департамента документы, подтверждающие выполнение обществом обязательств, установленных пунктами 2.3.3, 2.3.4, 2.3.6.6, 2.3.6.7 договора, не поступали.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения в суд с иском о расторжении соответствующего договора.
Суд первой инстанции пришел к выводу, что материалами дела подтверждается факт существенного нарушения ответчиком условий договора, что является основанием для расторжения последнего, и поскольку обществом не представлено документов, подтверждающих как соблюдение условий договора, так и мер, предпринятых к реализации инвестиционного проекта, удовлетворил исковые требования Правительства Севастополя.
Заслушав пояснения представителей сторон, обсудив доводы апелляционной жалобы, исследовав в совокупности материалы дела, суд апелляционной инстанции, пришел к выводу, что обжалуемое решение суда первой инстанции подлежит отмене по следующим основаниям.
В целях обеспечения устойчивого социально-экономического развития, привлечения инвестиций в развитие действующих и создание новых производств, развития транспортной и иных инфраструктур, туризма, сельского хозяйства и санаторно-курортной сферы, а также повышения уровня и качества жизни граждан, в соответствии с Законом N 377-ФЗ на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя устанавливается особый правовой режим, определенный в статье 2 данного Федерального закона, и регулируются отношения, возникающие в связи с созданием, функционированием и прекращением функционирования свободной экономической зоны в Республике Крым и городе федерального значения Севастополе.
Статьёй 13 Федерального закона N 377-ФЗ предусмотрено, что участник свободной экономической зоны вправе осуществлять предпринимательскую и иную деятельность в свободной экономической зоне с применением особого режима осуществления предпринимательской и иной деятельности в свободной экономической зоне, а также таможенной процедуры свободной таможенной зоны в соответствии с договором об условиях деятельности в свободной экономической зоне. Лицо приобретает статус участника свободной экономической зоны со дня внесения в единый реестр участников свободной экономической зоны записи о включении в единый реестр участников свободной экономической зоны.
Положениями статьи 13 Закона N 377-ФЗ закреплены императивные условия прекращения права участника свободной экономической зоны осуществлять предпринимательскую и иную деятельность с применением особого режима осуществления предпринимательской и иной деятельности со дня внесения в единый реестр участников свободной экономической зоны записи об исключении участника свободной экономической зоны из указанного реестра.
Согласно части 4 статьи 14 Федерального закона N 377-ФЗ (в редакции, действовавшей на момент получения обществом статуса участника СЭЗ) при установлении в ходе контроля за выполнением участником СЭЗ условий договора об условиях деятельности в свободной экономической зоне факта занижения объема капитальных вложений по сравнению с их объемом, предусмотренным указанным договором, осуществления в свободной экономической зоне предпринимательской деятельности, не предусмотренной указанным договором, или нарушения других условий реализации инвестиционной декларации, предусмотренных указанным договором, высший исполнительный орган государственной власти Республики Крым или высший исполнительный орган государственной власти города федерального значения Севастополя вправе потребовать в судебном порядке расторжения такого договора.
Таким образом, установление компетентным органом фактов нарушений условий договора и реализации инвестиционной декларации в части осуществления капитальных вложений, обязательств по созданию новых рабочих мест, выплаты заработной платы определенного размера являются достаточными основаниями для расторжения договора в судебном порядке.
Статьями 8, 10, 11 Федерального закона N 377-ФЗ регламентированы полномочия высшего исполнительного органа государственной власти Республики Крым или высшего исполнительного органа государственной власти города федерального значения Севастополя, из которых следует, что по решению высшего исполнительного органа государственной власти Республики Крым или высшего исполнительного органа государственной власти города федерального значения Севастополя отдельные полномочия, отнесенные к их компетенции настоящим Федеральным законом, могут быть переданы органам исполнительной власти Республики Крым и органам исполнительной власти города федерального значения Севастополя соответственно.
Контроль, с установлением определенных целей за выполнением участниками свободной экономической зоны условий договоров об условиях деятельности в свободной экономической зоне делегирован Законом высшему исполнительному органу государственной власти города федерального значения Севастополь в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (статьи 14.1, 14.2 Федерального закона N 377-ФЗ).
Распоряжением Правительства Севастополя от 23.11.2017 N 550-РП "О координации вопросов организации и функционирования свободной экономической зоны на территории города федерального значения Севастополя, полномочиях на подписание договоров об условиях деятельности в свободной экономической зоне и признании утратившими силу распоряжений Правительства Севастополя от 16.09.2016 N 513-РП, от 06.07.2017 N 297-РП" на Департамент экономического развития города Севастополя возложены полномочия по управлению СЭЗ на территории Севастополя и контролю выполнения обязательств инвесторов по заключенным договорам.
Приказом Минэкономразвития России от 11.08.2016 N 509 утверждён Порядок осуществления контроля за выполнением участниками СЭЗ условий договора об условиях деятельности в СЭЗ (далее - Порядок контроля), которым установлены условия и порядок осуществления контроля за участником свободной экономической зоны (основания, периодичность плановых, внеплановых проверок, меры реагирования, полномочия контрольных органов, условия прекращения действия договора и, соответственно, исключения участника СЭЗ из реестра участников СЭЗ).
В пункте 4.4.5 договора предусмотрено, что в случае расторжения договора по решению суда при установлении в ходе контроля за выполнением участником условий настоящего договора следующих фактов:
- неосуществление участником капитальных вложений в объеме и сроки, которые предусмотрены настоящим договором (п.4.4.5.1);
- занижение участником объема капитальных вложений по сравнению с объемом, предусмотренным договором (п. 4.4.5.2);
- осуществление участником в свободной экономической зоне предпринимательской деятельности, не предусмотренной договором (п. 4.4.5.3);
- неосуществление участником мероприятий, предусмотренных инвестиционной декларацией (п.4.4.5.4);
- нарушение иных условий реализации инвестиционной декларации (п. 4.4.5.5).
Правительство Севастополя полагая, что обществом нарушены условия договора от 03.10.2016 N 195, обратилось в суд с требованием о расторжении данного договора.
Оспаривая решение, ООО "Аксиома" указывает, что ответчик обязательства по договору выполняет своевременно и в полном объеме, в том числе направлял ежеквартальные отчеты, осуществлял капитальные вложения, создал рабочие места.
Кроме того, в апелляционной жалобе ООО "Аксиома" ссылается на отсутствие у общества информации о проведении проверки, поскольку фактический адрес общества не совпадает с юридическим адресом.
Согласно пп. 1, 2 ст. 450 ГК РФ изменение и расторжение договора возможны по соглашению сторон, если иное не предусмотрено Кодексом, другими законами или договором. По требованию одной из сторон договор может быть изменен или расторгнут по решению суда только при существенном нарушении договора другой стороной либо в иных случаях, предусмотренных Кодексом, другими законами или договором.
Как явствует из подпунктов 2.3.3, 2.3.4,2.3.6.6, 2.3.6.7 пункта 2.3 договора, общество приняло обязательства в первые три года с момента заключения договора осуществить капитальные вложения в сумме не менее 3 179 252,00 руб., а также создать не менее 15 рабочих мест, обеспечить выплату заработной платы персоналу в размере не менее задекларированной средней заработной платы в сумме 20 000,00 руб. в месяц.
В подтверждение выполнения условий договора ООО "Аксиома": осуществления участником капитальных вложений и создания рабочих мест представлены приказы о приеме работников на работу, штатное расписание, реестры о выплате заработной платы персоналу, договор от 11.08.2017 N 131/01 и платежные поручения об оплате по договору, договор поставки от 04.08.2017 N 360079 и платежные поручения об оплате по договору, накладная от 17.11.2017, накладная N21-01960012655, договор N757-ТР на предоставление технологического ресурса от 24.05.2017, акты сдачи-приемки оборудования от 04.12.2017, от 01.07.2017, акт приема в эксплуатацию сети документальной электросвязи ООО "Аксиома" в части выполнения установленных требований к сетям и средствам связи для проведения оперативно-розыскных мероприятий от 10.10.2019.
Представленными доказательствами подтверждается, что обществом в рамках реализации инвестиционного проекта осуществлены инвестиционные затраты, связанные с приобретением оборудования - цифровая аналоговая головная станция. Капитальные вложения, осуществленные участником в 2017 - 2019 годах, соответствуют целям инвестиционного проекта и составляют 4 774,00 руб. при минимальном размере 3 179 252,00 руб., что свидетельствует о выполнении обществом условий, установленных подпунктом 2.3.4 пункта 2.3 договора.
В соответствии с условиями подпункта 2.3.6.6 пункта 2.3 договора общество обязалось создать не менее 15 рабочих мест.
Однако, из условий договора нельзя сделать вывод о том, что обязательства по созданию новых рабочих мест возникают в первые три года с момента заключения договора, поскольку договор не содержит ограничений по периоду времени, в течение которого должны быть созданы новые рабочие места.
Из анализа представленных в материалы дела доказательств явствует, что среднемесячный доход на одного работника общества превышает минимальный размер, установленный подпунктом 2.3.6.7 пункта 2.3 договора, что свидетельствует о выполнении участником условий договора в части выплаты заработной платы персоналу в указанный период.
Указанные обстоятельства подтверждаются также Департаментом экономического развития города Севастополя в письме от 22.07.21 N 2322/01-15-01.3-16/02/21.
С учетом изложенного, основания для расторжения договора N 195 от 03.10.2016 об условиях деятельности в свободной экономической зоне на территории города федерального значения Севастополя отсутствуют.
На основании изложенного апелляционный суд приходит к выводу о том, что исковое требование Правительства Севастополя о расторжении договора N 195 от 03.10.2016 об условиях деятельности в свободной экономической зоне на территории города федерального значения Севастополя не подлежит удовлетворению, принятое по делу решение подлежит отмене на основании пункта 1 части 1 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в связи неполным выяснением обстоятельств, имеющих значение для дела.
Согласно части 1 статьи 110 АПК РФ судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.
В соответствии с частью 3 статьи 271 АПК РФ в постановлении арбитражного суда апелляционной инстанции указывается на распределение судебных расходов, в том числе расходов, понесенных в связи с подачей апелляционных жалоб.
Руководствуясь статьями 110, 268, 269, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцать первый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Севастополя от 17 мая 2021 года по делу N А84-1670/2021 отменить.
Принять по делу новый судебный акт.
В удовлетворении исковых требований отказать.
Взыскать с Правительства Севастополя в пользу общества с ограниченной ответственностью "Аксиома" судебные расходы по уплате государственной пошлины в связи с рассмотрением апелляционной жалобы в размере 3000 руб.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, установленном статьей 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
И.В. Черткова |
Судьи |
А.В. Зарубин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А84-1670/2021
Истец: Правительство Севастополя
Ответчик: ООО "Аксиома"
Третье лицо: ДЕПАРТАМЕНТ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ГОРОДА СЕВАСТОПОЛЯ, УФНС России по г. Севастополю