27 октября 2021 г. |
Дело N А79-9559/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 26.10.2021.
Полный текст постановления изготовлен 27.10.2021.
Первый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Гущиной А.М.,
судей Белышковой М.Б., Москвичевой Т.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Никитиной С.С.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления Федеральной антимонопольной службы по Чувашской Республике-Чувашии на решение Арбитражного суда Чувашской Республики-Чувашии от 01.09.2021 по делу N А79-9559/2020,
принятое по заявлению Министерства транспорта и дорожного хозяйства Чувашской Республики о признании недействительными решения и предписания Управления Федеральной антимонопольной службы по Чувашской Республике-Чувашии от 24.09.2020 N 021/10/18.1-1040/2020,
при участии в деле третьих лиц: общества с ограниченной ответственностью "ТМК1", индивидуального предпринимателя Николаева Сергея Геннадьевича, общества с ограниченной ответственностью "ТМК-1" и общества с ограниченной ответственностью "Единая транспортная карта".
В судебное заседание представители лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенные о дате, времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, не явились.
Изучив материалы дела, Первый арбитражный апелляционный суд установил следующее.
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Чувашской Республике-Чувашии (далее - Управление, антимонопольный орган) 21.09.2020 поступила жалоба общества с ограниченной ответственностью "ТМК1" (далее - ООО "ТМК1") на действия Министерства транспорта и дорожного хозяйства Чувашской Республики (далее - Министерство) по необоснованному отказу от возможности участия в получении перевозочной деятельности по маршруту N 125 "Цивильск (ДКП г. Цивильск) - Чебоксары ("Роща").
Так, протоколом N 2 заседания комиссии Министерства по выдаче краткосрочных свидетельств на право осуществления перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом по маршруту регулярных перевозок по второму этапу-рассмотрению заявок от 17.09.2020, опубликованным 19.09.2020, комиссия решила не допустить заявку "ТМК1", в связи с представлением недостоверной информации, а именно: в представленной справке от 25.05.2020 N 56 общества с ограниченной ответственностью "Единая транспортная карта" (далее - ООО "ЕТК") в составе заявки ООО "ТМК1" содержатся сведения о терминалах безналичной оплаты, планируемых к использованию на маршруте N 125 "Цивильск (ДКП г. Цивильск) - Чебоксары ("Роща"). Комиссия Министерства посчитала, что указанные терминалы используются на муниципальных маршрутах в городе Чебоксары Чувашской Республики N 24, 20, 26.
По результатам рассмотрения жалобы комиссия Управления решением от 24.09.2020 N 021/10/18.1-1040/2020 признала жалобу ООО "ТМК1" обоснованной и выдала предписание от 24.09.2020 N 021/10/18.1-1040/2020, согласно которому Министерству необходимо в срок до 19.10.2020 устранить допущенные нарушения, согласно вынесенного по результатам рассмотрения жалобы ООО "ТМК1" решения, путем отмены протокола N 2 заседания комиссии по выдаче краткосрочных свидетельств на право осуществления перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом по маршруту регулярных перевозок по второму этапу-рассмотрению заявок от 17.09.2020, а также повторного рассмотрения поступивших заявлений перевозчиков на право осуществления перевозок по маршруту N 125 "Цивильск" (ДКП г. Цивильск) - Чебоксары ("Роща").
Министерство обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными решения и предписания Управления от 24.09.2020 N 021/10/18.1-1040/2020.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены ООО "ТМК1", индивидуальный предприниматель Николаев Сергей Геннадьевич (далее - ИП Николаев С.Г.), общество с ограниченной ответственностью "ТМК-1" и ООО "ЕТК".
Решением от 01.09.2021 Арбитражный суд Чувашской Республики - Чувашии удовлетворил заявленные Министерством требования.
Управление обратилось в арбитражный суд с апелляционной жалобой, в которой просило решение суда отменить.
Заявитель апелляционной жалобы поясняет, что из содержания пункта 4.6 Правил организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом по межмуниципальным маршрутам регулярных перевозок в Чувашской Республике, утвержденных постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 14.12.2016 N 534 (далее - Правила), усматривается, что решение о несоответствии заявления и прилагаемых к нему документов требованиям, установленным пунктом 4.4 Правил, принимается комиссией в день поступления заявления и прилагаемых к нему документов.
Как считает Управление, до рассмотрения жалобы ООО "ТМК1" по существу карты маршрута не могли быть выданы, поскольку выдача карт маршрута после получения уведомления антимонопольного органа о приостановлении всех действий неправомерна.
Заявитель жалобы считает, что в действующем законодательстве понятие "приостановление торгов" отсутствует, следовательно, необходимо руководствоваться общими нормами Гражданского кодекса Российской Федерации и Федерального закона от 13.07.2015 N 220-ФЗ "Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 220-ФЗ).
Министерство в отзыве на апелляционную жалобу просило решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Иные лица, участвующие в деле, отзывы на апелляционную жалобу в суд не направили.
Апелляционная жалоба рассмотрена в порядке статей 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле.
Проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе, отзыве на апелляционную жалобу, Первый арбитражный апелляционный суд считает, что обжалуемый судебный акт подлежит оставлению без изменения по следующим основаниям.
По правилам статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции) антимонопольный орган рассматривает, в частности, жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов или в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Федеральный закон N 223-ФЗ), за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
При рассмотрении жалобы по существу комиссия антимонопольного органа рассматривает обжалуемые акты и (или) действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии, уполномоченного органа и (или) организации, осуществляющей эксплуатацию сетей. В случае, если в ходе рассмотрения жалобы комиссией антимонопольного органа установлены иные нарушения в актах и (или) действиях (бездействии) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии, уполномоченного органа и (или) организации, осуществляющей эксплуатацию сетей, комиссия антимонопольного органа принимает решение с учетом всех выявленных нарушений (часть 17 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции).
Согласно части 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по результатам рассмотрения жалобы по существу комиссия антимонопольного органа принимает решение о признании жалобы обоснованной или необоснованной и в случае, если жалоба признана обоснованной, либо в случае установления иных не являющихся предметом обжалования нарушений (нарушений порядка организации и проведения торгов, заключения договоров по результатам торгов или в случае признания торгов несостоявшимися, нарушений порядка осуществления в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, являющихся субъектами градостроительных отношений, процедур, включенных в исчерпывающие перечни процедур в сферах строительства) принимает решение о необходимости выдачи предписания, предусмотренного пунктом 3.1 части 1 статьи 23 настоящего Федерального закона.
Таким образом, по правилам статьи 18.1 Закона о защите конкуренции жалоба может быть подана в случае обжалования порядка размещения информации о проведении торгов либо порядка подачи заявок на участие в торгах.
Порядок выдачи свидетельств об осуществлении перевозок регламентируется положениями статьи 19 Федерального закона N 220-ФЗ.
Общим принципом предоставления заинтересованному лицу государственного и муниципального имущества, права на использование такого имущества, права на получение дохода от выполнения работ, оказания услуг государственным и муниципальным органам, является принцип получения такого права на основании конкурентных процедур.
В сфере пассажирских перевозок данное правило урегулировано статьями 19, 21-24 Федерального закона N 220-ФЗ, где говорится о проведении открытого конкурса, предметом которого является право на получение свидетельства об осуществлении перевозок по одному или нескольким маршрутам регулярных перевозок.
Между тем, частью 3 статьи 19 Федерального закона N 220-ФЗ предусмотрено, что без проведения открытого конкурса свидетельство об осуществлении перевозок по муниципальному маршруту регулярных перевозок, межмуниципальному маршруту регулярных перевозок или смежному межрегиональному маршруту регулярных перевозок и карты соответствующего маршрута выдаются в случае, если они предназначены для осуществления регулярных перевозок: 1) после наступления предусмотренных пунктом 1 и 2 части 1 статьи 29 Закона обстоятельств и до начала осуществления регулярных перевозок в соответствии с новым свидетельством об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок, выданным по результатам проведения открытого конкурса; 2) по маршруту регулярных перевозок, установленному в целях обеспечения транспортного обслуживания населения в условиях чрезвычайной ситуации.
В силу части 6 статьи 19 Федерального закона N 220-ФЗ без проведения открытого конкурса свидетельство об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок и карты маршрута регулярных перевозок выдаются один раз на срок, который не может превышать сто восемьдесят дней, в день наступления обстоятельств, которые явились основанием для их выдачи.
Из приведенных положений норм права следует, что открытый конкурс не проводится в случаях, когда выдача свидетельства об осуществлении регулярных перевозок и карты маршрута имеет временный характер. Такой временный характер связан с конкретными обстоятельствами: наличие чрезвычайной ситуации, либо аннулирование лицензии перевозчика или прекращение действия ранее выданного свидетельства в силу решения суда.
Как установлено судом первой инстанции по материалам дела, в рассматриваем случае 17.09.2020 Министерство на своем официальном сайте разместило извещение о приёме заявок на право осуществления перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом по межмуниципальным маршрутам регулярных перевозок с 22.09.2020.
Согласно указанному извещению Министерство предлагает осуществлять перевозки пассажиров и багажа автомобильным транспортом по межмуниципальному маршруту до 180 дней с 22.09.2020:
Лот N 1. Автобусный маршрут N 125 Цивильск (ДКП г. Цивильск) -Чебоксары ("Роща"): (характеристика транспортных средств: автобусы малого, среднего класса, 3,4 экологического класса, 18 ед. (в т.ч. 2 рзв).
Время отправления из начального остановочного пункта: ежедневно: 6-10, 6-30, 6-50, 7-10, 7-30, 7-50, 8- 10, 8-30, 8-50, 9-10, 9-30, 9-50, 10-10, 10-30, 10-50, 11-10, 11-30, 11-50, 12-10, 12-30, 12-50, 13-10, 13-30, 13-50, 14-10, 14-30, 14-50, 15-10, 15-30, 15-50, 16-10, 16-30, 16-50, 17-10, 17-30, 17-50, 18-10, 18-30, 18-50, 19-10, 19-30, 19-50.
Время отправления из конечного остановочного пункта: 6-05, 6-25, 6-45, 7-05, 7-25, 7-45, 8-05, 8-25, 8-45, 9-05, 9-25, 9-45, 10-05, 10-25, 10-45, 11-05, 11-25, 1145, 12-05, 12-25, 12-45, 13-05, 13-25, 13-45, 14-05, 14-25, 14-45, 15-05, 15-25, 15-45, 16-05, 16-25, 16-45, 17-05, 17-25, 17-45, 18-05, 18-30.
Протяженность маршрута - 43,1 км.
Промежуточные остановочные пункты: ДКП г. Цивильск - Черемушки - Кирпичный завод - Табанары - Красная Горка - Янзакасы - Завод костной муки -Байсубаково - Клычево - Абашево - Чиршкасы - Сирмапоси - Кугеси (а/д М-7 "Волга") - Сельхозтехника - Мясокомбинат - Альгешево - ул. Ашмарина -Питомник -Пригородный автовокзал - Ярмарка - ТК "Центральный" - Дворец детского (юношеского) творчества - Филармония - Театр оперы и балета - ул. Афанасьева -ОАО "Элара" - Чебоксары ("Роща").
Для получения права на осуществление регулярных перевозок по межмуниципальному маршруту регулярных перевозок в соответствии с краткосрочным свидетельством перевозчик или его уполномоченный представитель представляет в уполномоченный орган определенный перечень документов.
Порядок определения юридического лица, индивидуального предпринимателя, участников договора простого товарищества, которым свидетельство об осуществлении перевозок по межмуниципальному маршруту регулярных перевозок и карты межмуниципального маршрута регулярных перевозок выдаются без проведения открытого конкурса на право осуществления перевозок по нерегулируемым тарифам по межмуниципальным маршрутам регулярных перевозок в случаях, предусмотренных частью 3 статьи 19 Федерального закона N 220-ФЗ определен в разделе IV Правил.
В силу пункта 4.6 Правил для рассмотрения заявлений создается комиссия. Положение о комиссии и ее состав утверждаются Министерством. Комиссия принимает решение о соответствии или несоответствии заявления и прилагаемых к нему документов требованиям, установленным пунктом 4.4 настоящих Правил.
Согласно пункту 4.7 Правил юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю или уполномоченному участнику договора простого товарищества, в отношении которого комиссией принято решение о соответствии заявления и прилагаемых к нему документов требованиям, установленным пунктом 4.4 настоящих Правил, и заявление которого подано и зарегистрировано ранее других заявлений, в день наступления обстоятельств, предусмотренных частью 3 статьи 19 Федерального закона, Министерством выдаются свидетельство об осуществлении перевозок по межмуниципальному маршруту регулярных перевозок и карты межмуниципального маршрута регулярных перевозок без проведения открытого конкурса.
Иным юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям или уполномоченным участникам договора простого товарищества, представившим заявление, Министерством направляется уведомление о результатах рассмотрения заявлений в течение трех рабочих дней со дня выдачи указанных свидетельства и карт маршрута.
Из положений вышеуказанных Правил и приведенных пунктов раздела IV Правил усматривается, что при выдаче свидетельств без проведения конкурса не утверждается конкурсная документация, не устанавливаются какие-либо критерии оценки и сопоставления заявлений. По результатам рассмотрения заявления и документов Министерство выдает свидетельство и карты маршрута без проведения открытого конкурса. Если заявлений подано несколько, то они выдаются перевозчику, заявление которого поступило ранее других заявлений, без оценки последующих заявлений.
Таким образом, порядок выдачи свидетельства об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок и карты маршрута регулярных перевозок на срок до 180 дней проводится без проведения открытого конкурса, и, следовательно, жалобы на указанный порядок не подлежат рассмотрению в порядке статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, согласно пункту 1 части 1 которой антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов или в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися.
Следовательно, Управление необоснованно применило положения статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, рассмотрев жалобу ООО "ТМК1" в порядке данной статьи.
Поскольку проведение торгов для Министерства не являлось обязательным, у Министерства были все основания для выдачи свидетельств и карт маршрута без проведения открытого конкурса, что в свою очередь лишает антимонопольный орган права рассматривать жалобы на указанные действия Министерства в порядке статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, в связи с чем рассмотрение дела по такой жалобе подлежало прекращению на основании части 21 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции.
В части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции установлено, что федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, организациям, участвующим в предоставлении государственных или муниципальных услуг, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия).
Согласно части 8 статьи 44 Закона о защите конкуренции по результатам рассмотрения заявления, материалов антимонопольный орган принимает одно из следующих решений:
1) о возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства;
2) об отказе в возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства;
3) о выдаче предупреждения в соответствии со статьей 39.1 настоящего Федерального закона.
Антимонопольный орган принимает решение об отказе в возбуждении дела в случае, если признаки нарушения антимонопольного законодательства отсутствуют (пункт 2 части 9 статьи 44 Закона о защите конкуренции).
Антимонопольный орган пришел к выводу, что информация, предоставленная ООО "ТМК1" в заявлении к Министерству на право получения возможности осуществления перевозочной деятельности по маршруту N 125 "Цивильск (ДКП г. Цивильск) - Чебоксары ("Роща") относительно наличия терминалов для безналичной оплаты проезда является достоверной, а действия конкурсной комиссии по недопуску заявки ООО "ТМК1" незаконными.
Между тем, комиссия Министерства, принимая решение о соответствии или несоответствии о намерении и прилагаемых к нему документов требованиям, установленным пунктом 4.4. Правил, ограничена теми транспортными средствами и терминалами, которые указал заявитель (перевозчик) в своем заявлении. Руководствуясь представленными ООО "ТМК1" документами, комиссия Министерства не имела оснований считать представленные ООО "ТМК1" сведения достоверными и выдать ему свидетельство и карты маршрута. В этой связи Министерством обоснованно было рассмотрено следующее заявление ИП Николаева С.Г.
Управление указывает на нарушение Министерством части 18 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, выразившееся в выдаче им ИП Николаеву С.Г. карт маршрута после получения уведомления антимонопольного органа от 21.09.2020 N ВК/7254/20.
Так, в Управление поступила жалоба ООО "ТМК 1" на действия Министерства по необоснованному отказу от возможности участия в получении перевозочной деятельности по маршруту N 125 "Цивильск (ДКП г. Цивильск) - Чебоксары ("Роща") 21.09.2020.
В этот же день - 21.09.2020 в письме N ВК/7254/20 антимонопольный орган указал, что на основании части 18 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции со дня направления уведомления, предусмотренного частью 11 настоящей статьи, торги приостанавливаются до рассмотрения жалобы на действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии по существу.
В случае принятия жалобы к рассмотрению организатор торгов, которому в порядке, установленном частью 11 настоящей статьи, направлено уведомление, не вправе заключать договор до принятия антимонопольным органом решения по жалобе. Договор, заключенный с нарушением требования, установленного настоящим пунктом, является ничтожным (часть 19 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции).
Согласно информации, предоставленной ИП Николаевым С.Г., Министерством по маршруту N 125 "Цивильск (ДКП г. Цивильск) - Чебоксары ("Роща") выданы карты маршрута ИП Николаеву С.Г. со сроком действия с 22 сентября 2020 года по 20 марта 2021 года.
При этом, в нарушение части 1 статьи 65 и части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации Управление не представило доказательства своевременного направления Министерству письма от 21.09.2020 N ВК/7254/20, в том числе посредством электронного документооборота.
Антимонопольный орган утверждает, что вышеназванное уведомление было направлено в адрес Министерства по электронной почте mintrans_info@cap.ru21.09.2020 13:56:00 (из истории СЭД).
Однако, из материалов дела с очевидностью не усматривается получение этого уведомления Министерством ранее 21.09.2020 - даты выдачи карт маршрута ИП Николаеву С.Г.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что решение Управления и предписание от 24.09.2020 N 021/10/18.1-1040/2020 не соответствуют требованиям действующего законодательства и нарушают права и законные интересы Министерства.
Суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены судебного акта и удовлетворения апелляционной жалобы Управления по приведенным в ней доводам.
Доводы апелляционной жалобы не опровергают законность выводов суда первой инстанции.
Арбитражный суд Чувашской Республики - Чувашии полно и всесторонне выяснил обстоятельства, имеющие значение для дела, выводы суда соответствуют обстоятельствам дела, нормы материального права применены правильно.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены судебного акта, судом первой инстанции не допущено.
Управление от уплаты государственной пошлины освобождено.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Первый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Чувашской Республики-Чувашии от 01.09.2021 по делу N А79-9559/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу Управления Федеральной антимонопольной службы по Чувашской Республике-Чувашии - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня принятия.
Председательствующий судья |
А.М. Гущина |
Судьи |
М.Б. Белышкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А79-9559/2020
Истец: Министерство транспорта и дорожного хозяйства Чувашской Республики
Ответчик: Управление Федеральной антимонопольной службы по Чувашской Республике - Чувашии
Третье лицо: ИП Николаев Сергей Геннадьевич, ООО "Единая Транспортная карта", Первый арбитражный апелляционный суд, ООО "Первая Транспортная Медиакомпания"