город Воронеж |
|
21 октября 2021 г. |
Дело N А08-355/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14 октября 2021 года.
В полном объеме постановление изготовлено 21 октября 2021 года.
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Малиной Е.В.,
судей Протасова А.И.,
Аришонковой Е.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Киреевой Е.П.,
при участии:
от общества с ограниченной ответственностью "БЛИЦ": Кашкарова Е.Н. - представитель по доверенности от 11.01.2021, сроком на три года, предъявлен диплом о наличии высшего юридического образования по специальности "Юриспруденция", паспорт РФ;
от ИФНС России по г. Белгороду: Кушнарев Н.И. - представитель по доверенности от 01.10.2021 N 234, предъявлен диплом о наличии высшего юридического образования по специальности "Юриспруденция", паспорт РФ;
рассмотрев в открытом судебном заседании путем использования системы видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Белгородской области апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "БЛИЦ" на решение Арбитражного суда Белгородской области от 07.04.2021 по делу N А08-355/2021 по заявлению общества с ограниченной ответственностью "БЛИЦ" к ИФНС России по г. Белгороду о признании незаконным решения налогового органа,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Блиц" (далее - заявитель, Общество, налогоплательщик) обратилось в арбитражный суд с заявлением к ИФНС России по г. Белгороду (далее - налоговый орган, Инспекция) о признании незаконным решения налогового органа N 1573 от 08.09.2020 об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.
Решением Арбитражного суда Белгородской области от 07.04.2021 по делу N А08-355/2021 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с вынесенным судебным актом, ссылаясь на его незаконность и необоснованность, ООО "БЛИЦ" обратилось в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт.
Мотивируя требования апелляционной жалобы, общество ссылается на неправомерность применения налоговым органом при исчислении налога на имущество в отношении объекта - здание с кадастровым номером 31:16:01240278:521 кадастровой стоимости в размере 111 637 242,62 руб., поскольку фактически нежилого здания площадью 2 668,3 кв.м. по состоянию на 01.01.2018 не существовало. Налоговым органом не учтено, что в процессе преобразования здания с кадастровым номером 31:16:01240278:521 в 2017 году в отношении указанного объекта недвижимости обществом осуществлялась реконструкция путем сноса и возведения нового здания согласно этапам строительства и введения в эксплуатацию в 2 этапа. После завершения 1 этапа реконструкции уже преобразованного здания были введены в эксплуатацию подвал и 1 этаж здания, общей площадью 1 812,8 кв.м. Второй этаж не был введен в эксплуатацию состоянию на 01.01.2018, в связи с чем не мог использоваться в коммерческих целях для извлечения прибыли. Общество указывает, что после получения разрешения на ввод в эксплуатацию от 26.12.2017 N RU31-301000-127-2017 оно незамедлительно обратилось в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Белгородской области с соответствующим заявлением для проведения процедуры учета изменений в отношении объекта недвижимости после проведения 1 этапа реконструкции, вместе с тем сведения об изменениях в отношении нежилого здания с кадастровым номером в ЕГРН 31:16:01240278:521, по независящим от Общества причинам не были внесены по состоянию на 01.01.2018, изменения в ЕГРН были внесены только 09.01.2018.
Ссылаясь на положения ст. 374 НК РФ, позицию Верховного суда РФ, изложенную в Определении от 20.09.2018 N 305-КГ18-9064, общество связывает возникновение обязанности по исчислению и уплате налога на имущество исключительно с наличием реально существующих объектов недвижимости, способных приносить экономическую выгоду его владельцу, указывая, что само по себе наличие в государственном кадастровом учете сведений об объекте недвижимости в рассматриваемом случае не может служить основанием для взимания налога.
ИФНС России по г. Белгороду полагает правомерным исчисление налога на имущество исходя из кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере 111 637 242,62 руб., поскольку последующие изменения площади объекта недвижимости, которые произошли 26.12.2017 с площади с "2 668,3 кв.м." на "1 812,8 кв.м." внесены обществом в ЕГРН только 09.01.2018. В связи с чем в силу положений п.15 ст. 378.2 НК РФ изменение кадастровой стоимости объекта налогообложения в течение налогового периода не учитывается при определении налоговой базы в этом периоде.
Изучив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в апелляционной жалобе и в отзыве на нее, судебная коллегия приходит к выводу о наличии оснований для отмены судебного акта.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, инспекцией проведена камеральная налоговая проверка представленного обществом 06.11.2019 уточненного налогового расчета по налогу на имущество за 3 месяца 2018 года (кор. N 3 - т. 3 л.д.171-176), по результатам проверки которого составлен акт проверки от 20.02.2020 N 2137 (т. 2 л.д. 127-133) и вынесено решение N 1573 об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, которым Обществу доначислен налог на имущество организаций в размере 174 028 руб. и пени в размере 24 066,46 руб. (т. 1 л.д. 26-38).
Основанием для доначисления спорных сумм налога и пени послужили выводы налогового органа о занижении налогоплательщиком налоговой базы и как следствие занижение суммы исчисленного авансового платежа по причине неверного применения кадастровой стоимости объекта недвижимого имущества с кадастровым номером 31:16:01240278:521.
Так, при исчислении налога на имущество организаций Общество применило кадастровую стоимость объекта недвижимости с кадастровым номером 31:16:01240278:521 в размере 75 844 542,75 руб. (строка 020 стр. 003 раздела 3 декларации), между тем налоговый орган полагал необходимым применять кадастровую стоимость в размере 111 637 242,62 руб.
Не согласившись с названным решением, Общество обратилось в Управление Федеральной налоговой службы по Белгородской области с апелляционной жалобой.
Решением Управления Федеральной налоговой службы по Белгородской области от 15.12.2020 Обществу отказано в удовлетворении жалобы (т. 1 л.д. 49-54).
Считая решение налогового органа незаконным и нарушающим его права и законные интересы, общество обратилось в суд за судебной защитой.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции обосновал свои выводы тем, что положениями главы 30 НК РФ не предусмотрено исчисление налога по кадастровой стоимости, отличной от кадастровой стоимости по состоянию на 1 января налогового периода (2018 года) в случае изменения характеристик в течение года, следовательно налоговый орган при доначислении налога на имущество организаций правомерно исчислил налог с кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере 111 637 242,62 руб., которая подтверждена сведениями Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Белгородской области, кадастровая стоимость. Доводы общества о необходимости при исчисления авансового платежа за 1 квартал 2018 г. применять кадастровую стоимость объекта в размере 75 844 542,75 руб. отклонены судом, поскольку данные изменения внесены в ЕГРН 09.01.2018.
Между тем, судом первой инстанции не были учтено следующее:
Глава 30 "Налог на имущество организаций" Налогового кодекса устанавливает, что плательщиками налога признаются организации, имеющие имущество, признаваемое объектом налогообложения (пункт 1 статьи 373).
В соответствии с п. 1 и п. 2 ст. 372 НК РФ налог на имущество организаций устанавливается настоящим Кодексом и законами субъектов Российской Федерации, вводится в действие в соответствии с настоящим Кодексом законами субъектов Российской Федерации и с момента введения в действие обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.
Устанавливая налог, законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации определяют налоговую ставку в пределах, установленных настоящей главой, порядок и сроки уплаты налога.
В силу ст. 373 НК РФ налогоплательщиками налога признаются организации, имеющие имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 374 настоящего Кодекса.
Пунктом 1 статьи 374 НК РФ (в редакции, действующей в спорный период) предусмотрено, что объектами налогообложения для российских организаций признается движимое и недвижимое имущество (в том числе имущество, переданное во временное владение, в пользование, распоряжение, доверительное управление, внесенное в совместную деятельность или полученное по концессионному соглашению), учитываемое на балансе в качестве объектов основных средств в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета, если иное не предусмотрено статьями 378, 378.1 и 378.2 настоящего Кодекса.
Согласно п. 2 ст. 375 НК РФ (в редакции, действующей в спорный период) налоговая база в отношении отдельных объектов недвижимого имущества определяется как их кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года налогового периода в соответствии со статьей 378.2 настоящего Кодекса.
В соответствии с положениями статьи 378.2 НК РФ налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, как кадастровая стоимость имущества в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения:
1) административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них;
При этом торговым центром (комплексом) признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий: 1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания; 2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения).
2) нежилые помещения, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.
Уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу определяет на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 настоящей статьи, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость.
Как следует из материалов дела, ООО "Блиц" на праве собственности принадлежали два нежилых помещения: нежилое помещение с кадастровым номером 31:16:0124024:8465, общей площадью 703,6 кв.м. (этаж: N 3) (собственность, 31-31-/001-31/001/100/2015-388/2 от 17.06.2015 года), назначение: нежилое; и нежилое помещение с кадастровым номером 31:16:0124024:8466 (условный номер 31:16:0124028:0002:001833-00/001:1001/А/1018), общей площадью 1964,7 кв.м. (этаж: N подвал, 1-й этаж, 2-й этаж) (собственность, 31-31-01/002/2012-363 от 28.02.2012 года), назначение: нежилое.
Указанные два нежилых помещения были расположены на 4-х земельных участках принадлежащих ООО "Блиц" на праве собственности по адресу: г. Белгород, ул. Губкина, 44в:
- земельный участок (N 1) с кадастровым номером 31:16:0124028:2, общей площадью 520 кв.м., вид разрешённого использования - для эксплуатации пристроенного нежилого здания культурно-развлекательного назначения (молодежный центр);
- земельный участок(N 2) с кадастровым номером 31:16:0124028:20, общей площадью 449 кв.м, вид разрешённого использования - для эксплуатации нежилого здания (складское);
- земельный участок(N 3) с кадастровым номером 31:16:0124028:519, общей площадью 84 кв.м., вид разрешённого использования - для эксплуатации здания культуры и спорта;
- земельный участок (N 4) с кадастровым номером 31:16:0124028:520, общей площадью 157 кв.м., вид разрешённого использования - для эксплуатации здания культуры и спорта.
Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2017 был утвержден распоряжением Департамента имущественных и земельных отношений Белгородской области от 29.11.2016 N 472-р.
На момент утверждения данного перечня объекты недвижимости, принадлежащие обществу, с кадастровыми номерами: 31:16:0124024:8465, 31:16:0124024:8466 в данный Перечень включены не были.
Включение данных объектов в указанный перечень произведено распоряжением Департамента имущественных и земельных отношений Белгородской области от 27.12.2016 N 472-р "О внесении изменений в распоряжение департамента от 29.11.2016 N416-р".
При этом, в 2017 году ООО "Блиц" было принято решение о преобразовании существующих нежилых помещений с кадастровым номером 31:16:0124024:8465 и с кадастровым номером 31:16:0124024:8466 в нежилое отдельно стоящее здание путем полного демонтажа (сноса) существующих строений нежилых помещений и возведение нового строения - здания под торговый центр.
Демонтаж нежилых помещений произведен подрядной организацией ООО "Вектор" на основании Договора подряда N 3/03-2017 от 06.03.2017.
После демонтажа нежилых помещений ООО "Блиц" было получено Разрешение на строительство RU31-301000-325-2017 от 18.08.2017, которым обществу разрешена реконструкция нежилого здания под торговый центр в два этапа : 1 этап -подвал, 1 этаж; 2 этап- 2 этаж.
В пункте 3 Разрешения на строительство были указаны следующие объекты: кадастровые номера земельных участков: 31:16:0124028:2; 31:16:0124028:20, 31:16:0124028:519, 31:16:0124028:520; кадастровый квартал: 31:16:0124028, кадастровые номера реконструируемого объекта капитального строительства: 31:16:0124024:8465 и 31:16:0124028: 0002:001833-00/001:1001/А/1018 (кадастровый номер 31:16:0124024:8466).
Для выполнения строительных работ по реконструкции был заключен договор выполнения строительных работ по реконструкции объекта N 04/2017 от 25.04.2017 г.
Демонтированные нежилые помещения ООО "Блиц" не исключало из ЕГРН.
Возведение нового строения (реконструкция) проводилось в существующих границах пятна застройки нежилых помещений и в существующих границах земельных участках.
Как пояснил налогоплательщик, при получении разрешения на строительство им были запрошены сведения из ЕГРН.
Согласно полученным сведениям из Единого государственного реестра недвижимости (ЕГРН) было установлено, что ЕГРН содержит сведения о том, что нежилые помещения с кадастровыми номерами 31:16:0124024:8465 и 31:16:0124024:8466 (в отношении которых проводилась реконструкция) расположены в пределах объекта недвижимости многоквартирного дома с кадастровым номером 31:16:0124024:7632.
Для внесения в ЕГРН достоверных сведений о нежилых помещениях, а именно сведений об объекте, в пределах которого они расположены, в соответствии с требованиями ФЗ N 218 "О государственной регистрации недвижимости" ООО "Блиц" необходимо было преобразовать нежилые помещения с кадастровыми номерами 31:16:0124024:8465 и 31:16:0124024:8466 путем их объединения.
На основе технической документации на два нежилых помещения, экспертного заключения, полученных ответов на запросы и решения Правообладателя о преобразовании нежилых помещений в нежилое здание от 20.11.2017 был подготовлен технический план от 01.12.2017 в связи с образованием здания расположенного по адресу: г. Белгород, ул. Губкина, 44в. В заключении кадастрового инженера указано, что технический план подготовлен в связи с образованием здания по адресу Губкина, 44в в результате преобразования двух нежилых помещений с кадастровыми номерами 31:16:0124024:8465 и 31:16:0124024:8466. Назначение здания - Нежилое здание.
В связи с чем фактически образование нежилого здания путем преобразовании в виде объединения двух нежилых помещений было произведено на основании имеющейся технической документации.
В связи с чем нежилое здание общей площадью 2668,3 кв.м. (общая площадь которого составляла сумму площадей нежилых помещений (703,6 кв.м. + 1964,7 кв.м.), образованное и полученное в результате преобразования путем объединения двух нежилых помещений с кадастровыми номерами 31:16:0124024:8465 общей площадью 703,6 кв.м. и 31:16:0124024:8466 общей площадью 1964,7 кв.м. было внесено в ЕГРН 19.12.2017
В последующем нежилое здание с назначением - нежилое здание, общей площадью 2668,3 кв.м. с кадастровым номером 31:16:0124028:521 внесено в ЕГРН 19.12.2017 на основании заявления о постановке на кадастровый учет объекта недвижимости от 08.12.2017 (запись о регистрации 31:16:0124028:521-31/001/2017-1).
При этом право собственности на нежилые помещения с кадастровыми номерами 31:16:0124024:8465 общей площадью 703,6 кв.м. и 31:16:0124024:8466 общей площадью 1964,7 кв.м., за ООО "Блиц" как правообладателем, были прекращены и исключены из ЕГРН.
26.12.2017 ООО "Блиц" обратилось в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Белгородской области с заявлением о государственном учете изменений в отношении уже образованного нежилого здания общей площадью 2668,3 кв.м. с кадастровым номером 31:16:0124028: 521.
В связи с произведенной реорганизацией двух самостоятельных объектов недвижимости в торговый центр (один объект) распоряжением Департамента имущественных и земельных отношений Белгородской области от 31.10.2018 N 445-р "О внесении изменений в распоряжение департамента от 29.11.2016 N41 б-р" из Перечня на 2017 исключены объекты с кадастровыми номерами: 31:16:0124024:8465, 31:16:0124024:8466 (действие данного распоряжение применено с 01.01.2017).
Межведомственной комиссией по вопросам формирования Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость на заседании 20.09.2018, установлено, что нежилые помещения, принадлежащие обществу, в 2017 году не использовались в коммерческих целях, так как были полностью демонтированы и снесены. За период с мая по декабрь 2017 года осуществлялось новое строительство двумя этапами, в результате которых на месте нежилых помещений образовалось нежилое здание.
В связи чем распоряжением Департамента имущественных и земельных отношений Белгородской области от 31.10.2018 N 446-р "О внесении изменений в распоряжение департамента от 29.11.2017 N428-р" из Перечня на 2018 объект с кадастровым номером 31:16:0124024:8466 исключен, а объект с кадастровым номером 31:16:0124024:8465 заменен на номер 31:16:01240278:521. Согласно п.4 абзац 2 и 3 п. 1 настоящего распоряжения применяется с 01.01.2018.
Таким образом, по состоянию на 19.12.2017, 01.01.2018, в сентябре 2018 в Перечне на 2017-2018 были указаны объекты с кадастровыми номерами: 31:16:0124024:8465, 31:16:0124024:8466.
По состоянию на 31.10.2018 в Перечень внесены изменения: в Перечне на 2018 указан объект с кадастровым номером: 31:16:01240278:521 площадью 2668,3 кв.м..
Между тем, несмотря на включение объекта недвижимого имущества с кадастровым номером: 31:16:01240278 в Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, судом апелляционной инстанции установлено, что в отношении нежилых помещений, с кадастровыми номерами 31:16:0124024:8465 и 31:16:0124024:8466 налогоплательщиком фактически проводилась реконструкция объекта недвижимого имущества путем полного демонтажа (сноса) существующих строений нежилых помещений и возведение нового строения - здания под торговый центр. Реконструкция проводилась в 2 этапа.
- 1-й этап строительства (реконструкции) проводился в период с апреля по декабрь 2017 года (подготовительные работы и само строительство),
- 2-й этап строительства (реконструкции) проводился в период с января по апрель 2018 года.
Соответственно и ввод в эксплуатацию осуществлялся в 2 этапа:
в указанный период времени выдано разрешение на ввод объекта в эксплуатацию N RU31-301000-127-2017 от 26.12.2017 (Реконструкция нежилого Здания с кадастровым номером 31:16:0124028:521.под торговый центр (1 этап: подвал, 1 этаж).
- 1-й этап строительства (реконструкции) был введен 26.12.2017. В соответствии с Разрешением на ввод объекта в эксплуатацию N RU31-301000-127-2017 от 26.12.2017 года было введено уже стоящее на кадастровом учете Нежилое Здание с кадастровым номером 31:16:0124028:521 общей площадью 1812,8 кв.м.
- 2-й этап строительства (реконструкции) был введен 11.04.2018 Разрешением на ввод объекта в эксплуатацию N RU31-301000-014-2018 от 11.04.2018.
Итого после двух этапов реконструкции площадь Нежилого Здания с кадастровым номером 31:16:0124028:521 составляла 2835,6 кв.м. (при объединении она составляла 2668,3 кв.м.)
При этом, по состоянию на 01.01.2018 было введено в эксплуатацию из нежилого здания общей площадью 2668,3 кв.м. только первый этаж и подвал площадью 1812,8 кв.м. с кадастровой стоимостью 75 844 542,75 руб.
Действительно из писем Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Белгородской области от 25.12.2019 N 2.16-11/16047 и от 30.06.2020 N 2.16-11/7402 следует, что кадастровая стоимость объекта недвижимости с кадастровым номером 31:16:0124028:521 по состоянию на 01.01.2018 составляет 111 637 242,62 руб. Указанный объект недвижимости был внесен в ЕГРН 19.12.2017 на основании заявления Общества о постановке на государственный кадастровый учет объекта недвижимости от 08.12.2017 с площадью 2 668,3 кв. м.
Между тем, несмотря на регистрацию указанного объекта в ЕГРН по состоянию на 01.01.2018, фактически объектом, который мог быть использован обществом в коммерческих целях являлся объект площадью 1812,8 кв.м., что подтверждается заявлением о государственном учете изменений объекта недвижимости от 26.12.2017, были внесены изменения о площади с "2 668,3 кв. м" на "1 812,8 кв. м".
Второй этаж данного объекта недвижимого имущества был введен только 11.04.2018, что подтверждается разрешением на ввод объекта в эксплуатацию N RU31-301000-014-2018 от 11.04.2018.
Фактически первоначально существующие объекты недвижимости бли полностью снесены и возведен новый объект.
Согласно положениям статей 374 и 378.2 НК РФ во взаимосвязи необходимым условием для налогообложения налогом на имущество организаций объекта, включенного в перечень объектов недвижимого имущества, облагаемых по кадастровой стоимости, является учет его на балансе в качестве объекта основных средств, если иное не предусмотрено статьями 378 и 378.1 НК РФ.
Как следует из материалов дела, спорный объект, исходя из его экономической сущности, должен был быть принят к учету как основное средство на 01.01.2018, то есть на 1 января года налогового периода.
Как установлено апелляционным судом при рассмотрении настоящего дела, в бухгалтерском учете ООО "Блиц" в связи с демонтажем (сносом) отражены:
- нежилое помещение с кадастровым номером 31:16:0124024:8466 нежилое помещение с кадастровым номером 31:16:0124024:8466 (условный номер 31:16:0124028:0002:001833-00/001:1001 /А/1018), общей площадью 1964,7 кв.м. было снято с учета как основное средство 13.03.2017 года, что подтверждается Актом о списании объекта основных средств N 00000000002 от 13.03.2017,
- нежилое помещение с кадастровым номером 31:16:0124024:8465 было снято с учета как основанное средство 13.03.2017 года, что подтверждается Актом о списании объекта основных средств N 00000000002 от 13.03.2017.
В бухгалтерском учете, нежилое Здание с кадастровым номером 31:16:01240278:521 общей площадью 1812,8 кв.м. было принято к учету как основное средство 26.12.2017, что подтверждается Актом о приеме - передаче здания (сооружения) N 00000000009 от 26.12.2017 после 1-го этапа строительства (реконструкции) 26.12.2017.
После 2-го этапа строительства (реконструкции) было принято к учету как основное средство 1022,8 кв.м., что подтверждается Актом о приеме - передаче здания (сооружения) N 00000000001 от 24.04.2018.
Нежилое Здание с кадастровым номером 31:16:01240278:521 общей площадью 2835,6 кв.м. было принято к учету как основное средство 10.01.2019, что подтверждается Актом о приеме - передаче здания (сооружения) N 00000000001 от 10.01.2019.
Таким образом, данными бухгалтерского учета ООО "Блиц" не подтверждается наличие по состоянию на 01.01.2018 объекта с кадастровым номером 31:16:01240278:521 площадью 2 835,6 кв. м.
Апелляционный суд полагает, что в данном случае судом первой инстанции не была учтена подлежащая применению позиция Верховного Суда РФ, изложенная в Определении от 20.09.2018 N 305-КГ18-9064, и пункте 31 "Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 4 (2018)" (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 26.12.2018), где отмечено, что если у организации нет имущества, то и объекта налогообложения по налогу на имущество у нее тоже нет. Право на вещь не может существовать в отсутствие самой вещи.
В рассматриваемом случае, как следует из акта N 2 приемки законченного строительством объекта приемочной комиссией от 05.02.2018 г. 2 этап реконструкции торгового центра площадью 1022,8 кв.м., осуществлен 05.02.2018, разрешение на ввод в эксплуатацию выдано 11.04.2018.
В связи с чем в спорный период времени 2 этаж спорного объекта не мог использоваться обществом по назначению ввиду приемки оконченного строительства только 05.02.2018 г.
Суд отмечает, что законодательство о налогах и сборах связывает обязанность по исчислению и уплате налога на имущество организаций с наличием у налогоплательщика реально существующих объектов недвижимости, способных приносить экономические выгоды его владельцу и потому, признаваемых частью активов налогоплательщика - объектами основных средств.
Уплата налога со стоимости недвижимости выступает в этом случае одной из составляющих бремени содержания имущества, которое лежит на собственнике, а само по себе наличие в государственном кадастровом учете сведений об объекте недвижимости и его принадлежности налогоплательщику не может служить основанием для взимания налога при отсутствии облагаемого имущества в действительности.
Судом апелляционной инстанции установлено, что по состоянию на 01.01.2018 объект недвижимого имущества с кадастровым номером 31:16:0124028:521, который мог использоваться обществом как торговый центр, фактически имел площадь 1812,8 кв.м. и кадастровую стоимость 75 844 542,75 руб.
Ссылки налогового органа на то, что факт уничтожения объекта недвижимости обществом документально не подтвержден, апелляционной коллегией не принимаются, исход из следующего.
Судом установлено, что ООО "Блиц" в 2017 году проводило реконструкцию объекта путем полного демонтажа существующих нежилых помещений и строительство нежилого Здания.
Проект организации работ по сносу или демонтажу объекта капитального строительства (ПОД) был разработан проектной организацией и входит в состав Проектной документации по Реконструкции нежилого Здания под торговый центр под ул. Губкина 44 в г. Белгород, а именно раздел 7 "Проект организации работ по сносу или демонтажу объекта капитального строительства" ТОМ 7 шифр 03/1008/2016-ПОД.
Кроме того, в рамках проведения камеральной налоговой проверки, в ответ на Требование ИФНС РФ по г. Белгороду за N 16706 о предоставлении документов от 29.06.2020 (по пунктам 4,5,6,7,8,9 Требования N 16706) ООО "Блиц" предоставляло в ИФНС РФ по г. Белгороду Проект организации демонтажа 03/1008/2016-ПОД (пункт 5 Требования N 16706 от 29.06.2020 год). Ответ за N 46 от 20.07.2020 на требование N 16706 был направлен налоговому органу по телекоммуникационным каналам связи (далее - ТКС) 20.07.2020 и получен ответчиком 20.07,2020.
При этом, при выездном обследовании указанных объектов недвижимости установлено, что в 2017 г. указанные объекты не использовались для коммерческих целей, поскольку были полностью демонтированы и снесены. За период с мая 2017 г. по декабрь 2017 г. осуществлялось новое строительство двумя этапами, в результате которого на месте нежилых помещений образовалось нежилое здание. Указанное подтверждается выпиской из протокола заседания областной межведомственной комиссией от 20.09.2018 г.
Доводы ИФНС по г. Белгороду о том, что действия ООО "Блиц" по срокам введения в эксплуатацию 2-го этапа строительства, были направлены на получение налоговой выгоды, не подтверждены материалами дела. Указание налогового органа на то, что завершение реконструкции подтверждается датой составления Технического плана, является необоснованным и противоречащим действующему законодательству РФ.
Исходя из ч. 1 ст. 55 ГрК РФ подтверждением того, что реконструкция объекта была выполнена в полном объеме согласно разрешению на строительство и проектной документации является Разрешение на ввод объекта в эксплуатацию. И именно с получением застройщиком Разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, реконструкция считается завершенной.
Кроме того, в соответствии с часть 2 статьи 8 и пунктом 6 части 5 статьи 14 Федеральный закон "О государственной регистрации недвижимости" от 13.07.2015 N 218-ФЗ кадастровый учет изменений после реконструкции здания осуществляется регистрирующим органом после того как реконструированное здание введено в эксплуатацию и на основании Разрешения на ввод объекта в эксплуатацию.
Изложенное согласуется с выработанным в судебной практике подходом к толкованию и применению положений главы 30 "Налог на имущество организаций" Налогового кодекса, который состоит в том, что обязанность по исчислению и уплате налога связана с наличием у налогоплательщика реально существующих объектов имущества, способных приносить экономические выгоды его владельцу и потому признаваемых частью активов налогоплательщика - объектами основных средств (определения Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации от 20.09.2018 N 305-КГ18-9064, от 24.10.2018 N 305-КГ18-12600).
Общество пояснило, что нежилые помещения с кадастровыми номерами 31:16:0124024:8465 и 31:16:0124024:8466 в 2016 и 2017 году не отражались в налоговом учете, так как указанные нежилые помещения не отвечали критериям, относящим их к объектам недвижимого имущества, налоговая база по которым определяется как их кадастровая стоимость.
После преобразования путем объединения нежилых помещений 31:16:0124024:8465 и 31:16:0124024:8466 в Нежилое Здание назначение - нежилое Здание с кадастровым номером 31:16:0124028:521 внесено в ЕГРН 19.12.2017 на основании заявления о постановке на кадастровый учет объекта недвижимости от 08.12.2017, и внесена запись о регистрации 31:16:0124028:521-31/001/2017-1.
И только после государственной регистрации внесения учета изменений (этажности, площади и назначения - с нежилого на торговое) в отношении нежилого Здания с кадастровым номером 31:16:0124028:521 и внесения сведения в ЕГРН 09.01.2018. Здание с кадастровым номером 31:16:0124028:521 стало с назначением нежилое здание под торговый центр- т.1 л.д. 91.
По состоянию на 19.12.2017 помещение с кадастровым номером 31:16:0124028:521 имело назначение - нежилое ( т.1 л.д.97).
Следовательно, только после 09.01.2018 объект недвижимости Нежилое Здание назначение - нежилое Здание с кадастровым номером 31:16:0124028:521 стало попадать под объект налогообложения и отражаться в налоговом учете ООО "Блиц".
Таким образом, с учетом изложенного, апелляционная коллегия приходит к выводу, что в рассматриваемом случае у Инспекции отсутствовали законные основания для доначисления заявителю налога на имущество организаций в размере 174 028 руб. и пеней в размере 24 066,46 руб. по этому налогу. Оспариваемое решение Инспекции, которым произведены указанные доначисления, не соответствует Налоговому кодексу Российской Федерации, нарушает права и законные интересы заявителя и на основании части 2 статьи 201 АПК РФ подлежит признанию недействительным. С учетом изложенного, решение Арбитражного суда Белгородской области от 07.04.2021 по делу N А08-355/2021 подлежит отмене, а апелляционная жалоба общества с ограниченной ответственностью "БЛИЦ" удовлетворению.
Судебные расходы за рассмотрение дела в арбитражном суде первой и апелляционной инстанциях в виде государственной пошлины в сумме 4500 руб. по правилам ст. 110 АПК РФ подлежат возмещению ООО "БЛИЦ" за счет налогового органа.
Руководствуясь статьями 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "БЛИЦ" удовлетворить.
Решение Арбитражного суда Белгородской области от 07.04.2021 по делу N А08-355/2021 отменить.
Признать недействительным решение ИФНС России по г. Белгороду N 1573 от 08.09.2020 об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.
Взыскать с ИФНС России по г. Белгороду (ИНН 3123021768, ОГРН 1043107046531) в пользу общества с ограниченной ответственностью "БЛИЦ" (ИНН 3123044878, ОГРН 1023101656236) судебные расходы в виде оплаченной госпошлины в размере 4500 руб. (за рассмотрение дела в суде первой и апелляционной инстанции).
Постановление вступает в законную силу со дня принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Арбитражный суд Центрального округа в двухмесячный срок через арбитражный суд первой инстанции согласно части 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
Е.В. Малина |
Судьи |
А.И. Протасов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А08-355/2021
Истец: ООО "БЛИЦ"
Ответчик: Инспекция Федеральной налоговой службы по г. Белгороду