г. Москва |
|
28 октября 2021 г. |
Дело N А40-89257/21 |
Резолютивная часть постановления объявлена 27 октября 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 28 октября 2021 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Ж.В.Поташовой,
судей: |
В.А.Свиридова, И.А.Чеботаревой, |
при ведении протокола |
секретарем судебного заседания Н.А. Третяком, |
рассмотрев в открытом судебном заседании в зале N 15 апелляционную жалобу Центральной акцизной таможни
на решение Арбитражного суда города Москвы от 21.07.2021 по делу N А40-89257/21 (139-655)
по заявлению ООО "РОЯЛ ТРЕЙД"
к Центральной акцизной таможне
о признании незаконным решения,
при участии:
от заявителя: |
не явился, извещен; |
от ответчика: |
не явился, извещен; |
УСТАНОВИЛ:
ООО "Роял Трейд" (заявитель, декларант, Общество) обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с заявлением о признании незаконным решения Центральной акцизной таможни (ответчик, таможня, ЦАТ) от 15.03.2021 N 13-12/06594, о возложении обязанности на Центральную акцизную таможню в тридцатидневный срок с даты вступления решения в законную силу, устранить допущенные нарушения прав и законных интересов зааявителя в установленном законом порядке, путем внесения изменений Центральной акцизной таможней в сведения об исчисленном и уплаченном утилизационном сборе в ТПО и возврата (зачета) излишне уплаченного утилизационного сбора в общем размере 9 477 000 руб. на Единый лицевой счет ООО "Роял Трейд", администрирование которого осуществляют таможенные органы РФ (с учетом принятых судом первой инстанции уточнений требований в порядке ст. 49 АПК РФ).
Решением суда от 21.07.2021 признано незаконным и отменено решение Центральной акцизной таможни от 15.03.2021 N 13-12/06594, признано незаконным и отменено. Суд обязал Центральную акцизную таможню в течение тридцати дней с момента вступления решения суда в законную силу устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя путем внесения изменений Центральной акцизной таможней в сведения об исчисленном и уплаченном утилизационном сборе в ТПО и возврата (зачета) излишне уплаченного утилизационного сбора в общем размере 9477000 руб. на Единый лицевой счет ООО "Роял Трейд", администрирование которого осуществляют таможенные органы РФ.
Не согласившись с принятым судом решением, ЦАТ обратилась в Девятый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит его отменить как принятое с нарушением норм материального и процессуального права.
Стороны в судебное заседание не явились. Суд рассмотрел дело в порядке ст.ст. 123 и 156 АПК РФ в их отсутствие.
Законность и обоснованность решения проверены в соответствии со ст. ст. 266 и 268 АПК РФ.
Сроки, предусмотренные ч. 4 ст. 198 АПК РФ, суд первой инстанции обоснованно счел соблюденными.
В соответствии с ч. 4 ст. 200 АПК РФ, ст. 13 Гражданского кодекса Российской Федерации, п. 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" в круг обстоятельств, подлежащих установлению при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных актов, действий (бездействия) госорганов входят проверка соответствия оспариваемого акта закону или иному нормативному правовому акту, проверка факта нарушения оспариваемым актом действием (бездействием) прав и законных интересов заявителя, а также соблюдение срока на подачу заявления в суд.
Принимая оспариваемое решение, суд первой инстанции, вопреки доводам апелляционной жалобы, полно и всесторонне исследовал имеющие значение для правильного рассмотрения дела обстоятельства, правильно применил и истолковал нормы материального и процессуального права.
Как следует из материалов дела, в ноябре 2020 года в отношении каждого ввозимого нового грузового транспортного средства по ДТ N N 10009100/241120/0131267 (товар N 1, ТПО N N 10009100/021220/ЭО-0744876, 10009100/021220/ЭО-0744874, 10009100/021220/ЭО-0744872, 10009100/021220/ЭО-0744870, 10009100/021220/ЭО-0744866, 10009100/021220/ЭО-0744863, 10009100/021220/ЭО-0744862, 10009100/021220/ЭО-0744860, 10009100/021220/ ЭО-0744859), 10009100/261120/0132568 (товар N 1, ТПО N N 10009100/041220/ЭО-0749213, 10009100/041220/ЭО-0749214, 10009100/041220/ЭО-0749216, 10009100/041220/ЭО-0749231, 10009100/041220/ЭО-0749233, 10009100/041220/ЭО-0749236, 10009100/041220/ЭО-0749239, 10009100/041220/ЭО-0749242, 10009100/041220/ЭО-0749244) в соответствии с требованиями Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее -Федеральный закон N 89-ФЗ) и Постановления Правительства РФ N1291 от 26.12.2013 "Об утилизационном сборе в отношении колесных транспортных средств (шасси) и прицепов к ним и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации" обществом был представлен на таможенный пост Акцизный специализированный (ЦЭД) Центральной акцизной таможни расчет утилизационного сбора и произведены соответствующие платежи, выданы таможенные приходные ордера (ТПО).
Так. по указанным ДТ декларант оплатил утилизационный сбор в размере 945 000 рублей за каждое транспортное средство, в подтверждение чего Обществу таможней выданы таможенные приходные ордера (ТПО) N 10009100/021220/ЭО-0744876, 10009100/021220/ЭО-0744874, 10009100/021220/ЭО-0744872, 10009100/021220/ЭО-0744870, 10009100/021220/ЭО-0744866, 10009100/021220/ЭО-0744863, 10009100/021220/ЭО-0744862, 10009100/021220/ЭО-0744860, 10009100/021220/ЭО-0744859, 10009100/041220/ЭО-0749213, 10009100/041220/ЭО-0749214, 10009100/041220/ЭО-0749216, 10009100/041220/ЭО-0749231, 10009100/041220/ЭО-0749233, 10009100/041220/ЭО-0749236, 10009100/041220/ЭО-0749239, 10009100/041220/ЭО-0749242, 10009100/041220/ЭО-0749244, каждый на сумму 945 000 руб.
При первоначальном расчете утилизационного сбора перед его уплатой по вышеуказанным транспортным средствам заявителем применена базовая ставка в размере 150000 руб. и коэффициент расчета суммы утилизационного сбора в размере 6,3, установленный Постановлением Правительства РФ от 26.12.2013 N 1291 (в редакции изменений, действовавший на день уплаты утилизационного сбора) в отношении новых грузовых транспортных средств (автосамосвалов) категории N 1, N 2, N 3, полной массы свыше 20 тонн, но не более 50 тонн.
Полную массу для расчета утилизационного сбора в отношении каждого транспортного средства декларант изначально рассчитал из сведений фактической массы транспортных средств (далее - ФМТ), их грузоподъемности, массы водителя и разрешенного количества пассажиров в совокупности образующих такой показатель, как: разрешенная максимальная масса (далее - РММ), что составило: 41 тонна по транспортным средствам SHACMAN модели SX3318DT366, SX33186T366, заявленным в ДТ, 31 тонна по транспортным средствам SHACMAN модель SX3258DR384, заявленным в ДТ.
После выпуска товаров в соответствии с заявленной таможенной процедурой выпуска для внутреннего потребления декларант счел, что в отношении задекларированных по перечисленным таможенным декларациям названных товаров при определении их категории и подлежащих применению коэффициента уплаты утилизационного сбора обществом ошибочно использовался суммарный показатель фактической массы ТС, их технической характеристики грузоподъемность
и массы водителя и разреше
нного количества пассажиров, в совокупности образующих такой показатель, как: разрешенная максимальная масса (РММ), в результате чего в первоначальном расчете сумм утилизационного сбора коэффициент расчета суммы утилизационного сбора применен Обществом ошибочно, т.к. должны были браться за основу расчета сведения о фактической массе транспортных средств, то есть массы без нагрузки, указанные в графах 38
вес нетто
, а не сведения о разрешенной максимальной массе транспортных средств, указанной в ДТ, что составило:19,5 тонн по транспортным средствам SHACMAN модели SX3318DT366, SX33186T366, заявленным в ДТ, 15 тонн по транспортным средствам SHACMAN моделей SX3258DR384, заявленным в ДТ.
В результате чего, в отношении транспортных средств, заявленных в вышеуказанных ДТ должен применяться коэффициент 2,79 как для новых грузовых транспортных средств (автосамосвалов) полной массой от 12 до 20 тонн, что привело к излишней уплате утилизационного сбора в размере 9477000 руб. (945000-418500=526500 рублей х 18 = 9477000 руб.).
Таким образом, поскольку ни Правила N 1291, ни Перечень N 1291 не содержат указаний на необходимость определения полной массы транспортного средства как суммарного показателя фактической массы транспортного средства и его грузоподъемности, и при декларировании вышеуказанных товаров, примененная ООО "Роял Трейд" для расчета утилизационного сбора масса транспортных средств определена как арифметическая сумма фактической массы транспортных средств согласно сведениям граф 38 спорных деклараций, значения грузоподъемности и значения массы водителя и пассажиров, в сумме полученное цифровое значение массы каждого из спорных транспортных средств по указанным в прилагаемом заявлении ДТ составило больше 20 тонн, но не более 50 тонн, в связи с чем декларант при расчете суммы утилизационного сбора ошибочно применил коэффициент 6,3.
Заявитель подал 16 февраля 2021 года в Центральную акцизную таможню заявление о внесении изменений в сведения об исчисленных и уплаченных платежах (утилизационного сбора) в ТПО N N 10009100/021220/ЭО-0744876, 10009100/021220/ЭО-0744874, 10009100/021220/ЭО-0744872, 10009100/021220/ЭО-0744870, 10009100/021220/ЭО-0744866, 10009100/021220/ЭО-0744863, 10009100/021220/ЭО-0744862, 10009100/021220/ЭО-0744860, 10009100/021220/ЭО-0744859, 10009100/041220/ЭО-0749213, 10009100/041220/ЭО-0749214, 10009100/041220/ЭО-0749216, 10009100/041220/ЭО-0749231, 10009100/041220/ЭО-0749233, 10009100/041220/ЭО-0749236, 10009100/041220/ЭО-0749239, 10009100/041220/ЭО-0749242, 10009100/041220/ЭО-0749244 и осуществлении возврата (зачета) на ЕЛС излишней уплаты утилизационного сбора по вышеуказанным ДТ (ТПО) в общем размере 9 477 000 рублей (исх. N РТ-7 от 28.12.2020, вх. ЦАТ N 08762 от 1 6.02.2021), приобщив к заявлению документы, подтверждающие исчисление и уплату утилизационного сбора: декларации на товары, платежные поручение на перечисление рассматриваемого сбора на счет Федерального казначейства, выданные таможенным органом третьи экземпляры ТПО с суммой фактически исчисленного и уплаченного в последствии утилизационного сбора; документы, позволяющие определить ошибочную уплату утилизационного сбора: уточненный новый расчет суммы утилизационного сбора, подлежащего уплате в отношении каждого транспортного средства, и сводную таблицу расчета уплаченного сбора как разницы между первоначальными расчетами и уточненными расчетами, из которой наглядно виден размер излишне уплаченного утилизационного сбора в разрезе по каждому транспортному средству, ранее приложенные "ошибочные" первоначальные расчеты уплаты утилизационного сбора, а также копии международных транспортных накладных, подтверждающие фактическую массу транспортных средств (без нагрузки), копии ОТТС, копии технических параметров на регистрацию транспортных средств, выданных заводом-изготовителем по ТС, подтверждающие фактическую массу ТС (без нагрузки).
Решением, изложенным в письме Центральной акцизной таможни от 15.03.2021 N 1312/06594 "По вопросу возврата излишне уплаченного утилизационного сбора" таможенный орган оставил заявление без удовлетворения, указав, что основания для признания утилизационного сбора излишне уплаченным отсутствуют.
Заявитель с указанным решением таможенного органа не согласился, в связи с чем обратился в суд с настоящим заявлением.
Удовлетворяя требования ООО "Роял Трейд", суд первой инстанции обосновано исходил из следующего.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, ООО "Роял Трейд" в октябре-ноябре 2020 года ввезло на территорию России товары: автотранспортные средства - грузовые автомобили самосвалы марки Shacman категории N3, в том числе повышенной проходимости G, в целях таможенного оформления которых нами были поданы в Центральную Акцизную таможню (АКЦИЗНЫЙ СПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫЙ ТАМОЖЕННЫЙ ПОСТ (ЦЕНТР ЭЛЕКТРОННОГО ДЕКЛАРИРОВАНИЯ)) следующие ДТ N N 10009100/241120/0131267 (товар N1, ТПО NN 10009100/021220/ЭО-0744876, 10009100/021220/ЭО-0744874, 10009100/021220/ЭО-0744872, 10009100/021220/ЭО-0744870, 10009100/021220/ЭО-0744866, 10009100/021220/ЭО-0744863, 10009100/021220/ЭО-0744862, 10009100/021220/ЭО-0744860, 10009100/021220/ ЭО-0744859), 10009100/261120/0132568 (товар N1, ТПО N N 10009100/041220/ЭО-0749213, 10009100/041220/ЭО-0749214, 10009100/041220/ЭО-0749216, 10009100/041220/ЭО-0749231, 10009100/041220/ЭО-0749233, 10009100/041220/ЭО-0749236, 10009100/041220/ЭО-0749239, 10009100/041220/ЭО-0749242, 10009100/041220/ЭО-0749244).
Расчет уплаты утилизационного сбора и обращение о списании денежных средств с ЕЛС для уплаты утилизационного сбора по вышеуказанным товарам было направлено одновременно с декларированием товаров по каналам ЭД и заявлено в 44 графе вышеуказанных деклараций под соответствующим кодом 09999.
Выпуск товара по вышеуказанным ДТ осуществлен в ноябре 2020, товары помещены под таможенную процедуру выпуск для внутреннего потребления. В последствии по указанным транспортным средствам был списан утилизационный сбор по ТПО N N 10009100/021220/ЭО-0744876, 10009100/021220/ЭО-0744874, 10009100/021220/ЭО-0744872, 10009100/021220/ЭО-0744870, 10009100/021220/ЭО-0744866, 10009100/021220/ЭО-0744863, 10009100/021220/ЭО-0744862, 10009100/021220/ЭО-0744860, 10009100/021220/ЭО-0744859, 10009100/041220/ЭО-0749213, 10009100/041220/ЭО-0749214, 10009100/041220/ЭО-0749216, 10009100/041220/ЭО-0749231, 10009100/041220/ЭО-0749233, 10009100/041220/ЭО-0749236, 10009100/041220/ЭО-0749239, 10009100/041220/ЭО-0749242, 10009100/041220/ЭО-0749244.
В соответствии с пунктом 1 статьи 24.1 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон N 89-ФЗ в редакции на дату возникновения спорных правоотношений) за каждое колесное транспортное средство (шасси), каждую самоходную машину, каждый прицеп к ним (далее - транспортное средство), ввозимые в Российскую Федерацию или произведенные, изготовленные в Российской Федерации, за исключением транспортных средств, указанных в пункте 6 настоящей статьи, уплачивается утилизационный сбор в целях обеспечения экологической безопасности, в том числе для защиты здоровья человека и окружающей среды от вредного воздействия эксплуатации транспортных средств, с учетом их технических характеристик и износа.
Утилизационный сбор - это особый вид обязательного платежа, введенный в Российской Федерации в развитие постановления Правительства Российской Федерации от 31.12.2009 N 1194 "О стимулировании приобретения новых автотранспортных средств взамен вышедших из эксплуатации и сдаваемых на утилизацию, а также по созданию в Российской Федерации системы сбора и утилизации вышедших из эксплуатации автотранспортных средств", основной целью которого является обеспечение экологической безопасности. Из анализа законодательства Российской Федерации в рассматриваемой сфере правоотношений следует, что по своей сути утилизационный сбор призван компенсировать трудоемкость самой утилизации, ее стоимость и экологический вред, который в данном случае наносит транспортное средство.
Пунктом 3 статьи 24.1 Закона N 89-ФЗ к плательщикам утилизационного сбора отнесены, в том числе, лица, которые осуществляют ввоз транспортного средства в Российскую Федерацию.
Порядок взимания утилизационного сбора (в том числе порядок его исчисления, уплаты, взыскания, возврата и зачета излишне уплаченных или излишне взысканных сумм этого сбора), а также размеры утилизационного сбора и порядок осуществления контроля за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты утилизационного сбора в бюджет Российской Федерации устанавливаются Правительством Российской Федерации. Взимание утилизационного сбора осуществляется уполномоченными Правительством Российской Федерации федеральными органами исполнительной власти (пункт 4 статьи 24.1 Закона N 89-ФЗ).
Виды и категории колесных транспортных средств, в отношении которых уплачивается утилизационный сбор, определены постановлением Правительства Российской Федерации от 26.12.2013 N 1291 "Об утилизационном сборе в отношении колесных транспортных средств и шасси и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации" (в редакции изменений, внесенных Постановлениями Правительства РФ от 12.05.2020 N 659) (Постановление N 1291).
Этим же постановлением утверждены "Правила взимания, исчисления, уплаты и взыскания утилизационного сбора в отношении колесных транспортных средств и шасси, а также возврата и зачета излишне уплаченных или излишне взысканных сумм этого сбора" (Правила).
В соответствии с пунктом 5 Правил утилизационный сбор исчисляется плательщиком самостоятельно в соответствии с Перечнем видов и категорий колесных транспортных средств и шасси, в отношении которых уплачивается утилизационный сбор, а также размеров утилизационного сбора (далее - Перечень).
В соответствии с примечанием 3 к Перечню N 1291 размер утилизационного сбора на категорию (вид) колесного транспортного средства равен произведению базовой ставки и коэффициента, предусмотренного для конкретной позиции.
Согласно разделу II названного Перечня и примечания 6 к нему (в редакции, действующей на дату таможенного оформления) базовая ставка для расчета суммы утилизационного сбора в отношении транспортных средств, выпущенных в обращение на территории Российской Федерации, категорий N 1, N 2, N 3, в том числе повышенной проходимости категории G, а также специализированных транспортных средств, составляет 150000 руб.
Таким образом, Перечень служит целям исчисления размера утилизационного сбора, подлежащего уплате за колесное транспортное средство (шасси), в том числе применения соответствующего коэффициента расчета суммы утилизационного сбора.
В разделе 2 Перечня приведены коэффициенты расчета утилизационного сбора в отношении транспортных средств, выпущенных в обращение на территории Российской Федерации, категории 1,
2,
3, в том числе повышенной проходимости категории G. При этом для определения категории транспортного средства и применяемого ей коэффициента расче
та суммы утилизационного сбора используется, согласно формулировке Перечня, термин -
полная масса ТС
.
Так, в период выпуска заявленных товаров по ДТ N N 10009100/241120/0131267 (товар N 1, ТПО N N 10009100/021220/ЭО-0744876, 10009100/021220/ЭО-0744874, 10009100/021220/ЭО-0744872, 10009100/021220/ЭО-0744870, 10009100/021220/ЭО-0744866, 10009100/021220/ЭО-0744863, 10009100/021220/ЭО-0744862, 10009100/021220/ЭО-0744860, 10009100/021220/ ЭО-0744859), 10009100/261120/0132568 (товар N1, ТПО NN10009100/041220/ЭО-0749213, 10009100/041220/ЭО-0749214, 10009100/041220/ЭО-0749216, 10009100/041220/ЭО-0749231, 10009100/041220/ЭО-0749233, 10009100/041220/ЭО-0749236, 10009100/041220/ЭО-0749239, 10009100/041220/ЭО-0749242, 10009100/041220/ЭО-0749244) в свободное обращение на территорию Российской Федерации с начислением и уплатой утилизационного сбора действовали коэффициенты расчета суммы уплаты утилизационного сбора, установленные Перечнем N 1291 в редакции изменений действующих на дату уплаты утилизационного сбора, в соответствии с которыми в отношении новых грузовых транспортных средств, с даты выпуска которых прошло менее 3 лет, полной массы свыше 12 тонн, но не более 20 тонн подлежал применению коэффициент 2,79; в отношении новых грузовых транспортных средств (автосамосвалов) полной массой свыше 20 тонн, но не более 50 тонн, подлежал применению коэффициент 6,3.
Таким образом, для правильного расчета суммы утилизационного сбора и, в частности, для правильного определения коэффициента следует использовать значение полной массы транспортного средства, понятие которого в Постановлении N 1291 отсутствует.
В соответствии с пунктом 5 статьи 24.1 Закона N 89-ФЗ при установлении размера утилизационного сбора учитываются год выпуска транспортного средства, его масса и другие физические характеристики, оказывающие влияние на затраты в связи с осуществлением деятельности по обращению с отходами, образовавшимися в результате утраты таким транспортным средством своих потребительских свойств.
Согласно дополнительному примечанию 3 к группе 87 "Средства наземного транспорта, кроме железнодорожного или трамвайного подвижного состава, и их части и принадлежности" ТН ВЭД ЕАЭС "полная масса транспортного средства" означает дорожную массу, указанную производителем как максимальная проектная масса транспортного средства, равную сумме собственной массы транспортного средства, максимальной массы груза, массы водителя и массы полного топливного бака.
Определение понятия "полная масса" в отношении грузовых машин также отсутствует в Техническом регламенте Таможенного союза 018/2011 "О безопасности колесных транспортных средств", утвержденном решением Комиссии Таможенного союза от 09.12.2011. В соответствии с пунктом 6 Технического регламента Таможенного союза 018/2011 "О безопасности колесных транспортных средств", утвержденного Решением Комиссии Таможенного союза от 09.12.2011 N 877 (ТР ТС 018/2011), под разрешенной максимальной массой понимается установленная настоящим техническим регламентом или иными нормативными правовыми актами в зависимости от конструктивных особенностей максимальная масса транспортного средства; а под технически допустимой максимальной массой - установленная изготовителем максимальная масса транспортного средства со снаряжением, пассажирами и грузом, обусловленная его конструкцией и заданными характеристиками.
Из пункта 37 Положения о паспортах транспортных средств и паспортах шасси транспортных средств, утвержденного приказом МВД России, Минпромэнерго России, Минэкономразвития России от 23.06.2015 N 496/192/134, следует в строке 14 "Разрешенная максимальная масса, кг" указывается цифровое значение массы снаряженного транспортного средства с грузом, водителем и пассажирами, установленной организацией или предпринимателем в качестве максимально допустимой.
Совокупный анализ названных норм права показывает, что значения, приведенные в Товарной номенклатуре, подлежат применению к группе 87 ТН ВЭД ЕАЭС, а термины ТР ТС 018/2011 - в целях использования настоящего Регламента.
Правила N 1291 и Перечень N 1291 не содержат определение "полная масса транспортного средства", равно как не содержат отсылочной нормы к положениям Товарной номенклатуры и ТР ТС 018/2011 в целях определения значения "полная масса транспортного средства".
Соответственно, юридическое значение для целей применения статьи 24 Закона N 89-ФЗ и Порядка N 1291 и исчисления размера утилизационного сбора могут иметь физические характеристики транспортного средства, оказывающие влияние на затраты в связи с осуществлением деятельности по обращению с отходами, образовавшимися в результате утраты им потребительских свойств, устанавливаемые Правительством Российской Федерации.
При этом, грузоподъемность транспортного средства, в отличие от массы транспортного средства, не является физической характеристикой, а относится к техническим характеристикам автомобиля.
Следовательно, именно фактическая масса грузового автомобиля без учета его грузоподъемности необходима для расчета суммы утилизационного сбора, имея в виду, что влияние такого параметра, как масса, на процесс утилизации транспортных средств носит объяснимый характер.
Утвержденный Правительством Российской Федерации порядок исчисления утилизационного сбора не содержит нормы, предписывающей определять размер утилизационного сбора в отношении транспортных средств с учетом такой их технической характеристики, как грузоподъемность, в дополнение к указ анной изготовителем массе самого транспортного средства.
В силу положений Перечня N 1291 в целях определения коэффициента, необходимого для расчета суммы утилизационного сбора, имеет значение именно полная масса транспортного средства.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной Постановлениях от 31.05.2016 N 14-П, от 05.03.2013 N 5-П, от 14.05.2009 N8-П, от 28.02.2006 N 2-П, на отношения по взиманию утилизационного сбора распространяется общий для всех обязательных платежей принцип формальной определенности, нашедший свое закрепление в пункте 6 статьи 3 Налогового кодекса Российской Федерации и состоящий в том, что правила их взимания должны быть сформулированы ясным образом, чтобы обязанность по уплате могла быть исполнена правильно каждым плательщиком и не зависела от усмотрения контролирующих органов.
Таким образом, все существенные элементы юридического состава утилизационного сбора, в том числе его базовая ставка, коэффициент и порядок исчисления, должны быть установлены законом и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации.
При этом обязательные в силу закона публичные платежи в бюджет, не являющиеся налогами и не подпадающие под данное Налоговым кодексом Российской Федерации (Налоговый кодекс) определение сборов и не указанные в нем в качестве таковых, но по своей сути представляющие собой именно фискальные сборы, не должны выводиться из сферы действия статьи 57 Конституции Российской Федерации и развивающих ее правовых позиций об условиях надлежащего установления налогов и сборов, конкретизированных законодателем применительно к сборам, в частности, в пункте 3 статьи 17 Налогового кодекса, которая приобретает тем самым универсальный характер.
Таким образом, порядок исчисления утилизационного сбора в отношении грузовых транспортных средств категории N 1. N 2, N 3, в том числе повышенной проходимости G, не содержит нормы, предписывающей определять размер сбора в отношении транспортных средств с учетом такой их технической характеристики как грузоподъемность в сумме с указанной изготовителем массой или фактической массой транспортного средства, массой водителя и массой полного топливного бака и других технических жидкостей.
В силу пункта 5 статьи 24.1 Закона об отходах производства и потребления при установлении размера утилизационного сбора учитываются год выпуска транспортного средства, его масса и другие физические характеристики, оказывающие влияние на затраты в связи с осуществлением деятельности по обращению с отходами, образовавшимися в результате утраты таким транспортным средством своих потребительских свойств.
Суд отмечает, что такая техническая характеристика транспортного средства, как грузоподъемность, а также величина массы водителя и допустимого количества пассажиров не может влиять на затраты в связи с осуществлением деятельности по обращению с отходами, образовавшимися в результате утраты таким транспортным средством своих потребительских свойств. Именно масса транспортного средства, прочность и масса материалов, из которых оно изготовлено, необходимы для расчета суммы утилизационного сбора, так как только эти параметры будут влиять на процесс утилизации. Грузоподъемность, в отличие от массы, не является физической характеристикой. Ни грузоподъе
мность
, ни масса водителя и допустимого количества пассажиров утилизации сами по себе не подлежат.
Утвержденный Правительством Российской Федерации порядок исчисления (в ред. от 26.05.2016) утилизационного сбора не содержит нормы, предписывающей определять размер сбора с учетом такой их технической характеристики как грузоподъемность в дополнение к указанной изготовителем массе единицы Техники.
Следовательно, именно масса единицы Техники, необходима для расчета суммы утилизационного сбора.
Данный вывод соответствует правовой позиции сформулированной в Определении Верховного Суда РФ от 26.12.2017 по делу N 305-КГ17-12383, которое направлено на конкретность, ясность и недвусмысленность нормативных установлений относительно элементов состава расчета утилизационного сбора и на неправомерность расширительного толкования порядка исчисления сбора при рассмотрении дел судами по спорам с правоотношениями, основанными на расчете такого сбора.
Таким образом, расчет размера утилизационного сбора исходя из технически допустимой максимальной массы, которая должна определяться как эксплуатационная масса + грузоподъемность, является ошибочным. Норма права, предписывающая определять размер утилизационного сбора в отношении самосвалов и погрузчиков с учетом такой их технической характеристики, как грузоподъемность в дополнение к эксплуатационной массы, отсутствует.
Расширительное истолкование понятия "максимально допустимая техническая масса" в отношении самоходных машин способно приводить к двукратному изменению размера утилизационного сбора.
Таким образом, суд первой инстанции пришел к верному выводу, что при расчете размера утилизационного сбора грузоподъемность машины учитываться не должна.
Вопреки доводам таможенного органа, в настоящем случае имелись основания для аннулирования ранее выданных ТПО и выдачей новых ТПО с иным размером утилизационного сбора в связи с излишней уплаты утилизационного сбора ДТ N N 10009100/241120/0131267 (товар N 1, ТПО N N 10009100/021220/ЭО-0744876, 10009100/021220/ЭО-0744874, 10009100/021220/ЭО-0744872, 10009100/021220/ЭО-0744870, 10009100/021220/ЭО-0744866, 10009100/021220/ЭО-0744863, 10009100/021220/ЭО-0744862, 10009100/021220/ЭО-0744860, 10009100/021220/ЭО-0744859), 10009100/261120/01 32568 (товар N 1, ТПО NN10009100/041220/ЭО-0749213, 10009100/041220/ЭО-0749214, 10009100/041220/ЭО-0749216, 10009100/041220/ЭО-0749231, 10009100/041220/ЭО-0749233, 10009100/041220/ЭО-0749236, 10009100/041220/ЭО-0749239, 10009100/041220/ЭО-0749242, 10009100/041220/ЭО-0749244) в общем размере 9 477 000 рублей, исходя из расчета суммы подлежащего уплате утилизационного сбора, с применением коэффициента 2,79
Согласно п. 30 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 12.05.2016 N 18 "О некоторых вопросах применения судами таможенного законодательства", в случае признания судом незаконным решения таможенного органа, влияющего на исчисление таможенных платежей, либо отказа (бездействия) таможенного органа во внесении изменений в декларацию на товар и (или) в возврате таможенных платежей, в целях полного восстановления прав плательщика на таможенные органы в судебном акте возлагается обязанность по возврату из бюджета излишне уплаченных (взысканных) платежей.
С учетом изложенного, суд первой инстанции правомерно обязал Центральную акцизную таможню устранить допущенные нарушения прав и законных интересов ООО "Роял Трейд" путем возврата излишне уплаченного утилизационного сбора в течение тридцати дней с даты вступления решения в законную силу.
Судом апелляционной инстанции рассмотрены все доводы апелляционной жалобы, однако они не опровергают выводы суда, положенные в основу решения, и не могут служить основанием для отмены решения и удовлетворения апелляционной жалобы.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Руководствуясь ст. ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 21.07.2021 по делу N А40-89257/21 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
Ж.В. Поташова |
Судьи |
В.А. Свиридов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-89257/2021
Истец: ООО "РОЯЛ ТРЕЙД"
Ответчик: ЦЕНТРАЛЬНАЯ АКЦИЗНАЯ ТАМОЖНЯ