город Ростов-на-Дону |
|
26 октября 2021 г. |
дело N А32-37249/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 21 октября 2021 года.
Полный текст постановления изготовлен 26 октября 2021 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Филимоновой С.С.,
судей Ефимовой О.Ю., Соловьевой М.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Струкачевой Н.П.,
в отсутствие лиц, участвующих в деле,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Цель-Т" на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 03.09.2021 по делу N А32-37249/2021 по заявлению Управления внутренних дел по г. Сочи ГУ МВД России по Краснодарскому краю к заинтересованному лицу обществу с ограниченной ответственностью "Цель-Т" о привлечении к административной ответственности,
УСТАНОВИЛ:
Управление внутренних дел по г. Сочи Главного управления министерства внутренних дел России по Краснодарскому краю (далее - заявитель) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением о привлечении общества с ограниченной ответственностью "Цель-Т" г. Сочи, Краснодарский край (далее - заинтересованное лицо) к административной ответственности за нарушение, выразившееся в осуществлении лицензируемой деятельности с грубым нарушением лицензионных требований, ответственность за совершение которое предусмотрено частью 4 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 03.09.2021 общество с ограниченной ответственностью "Цель-Т" г. Сочи, Краснодарский край (ИНН 2320167556, ОГРН 1082366002730), расположенное по адресу: 354341, Краснодарский край, г. Сочи, Адлерский район, ул. Гастелло, д.29а (аптека) привлечено к административной ответственности по части 4 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях на основании протокола об административном правонарушении от 08.07.2021 N 21-097677, назначено наказание в виде административного штрафа в размере 100 000 (сто тысяч) рублей.
В апелляционной жалобе ООО "Цель-Т" просит решение суда первой инстанции отменить. В обоснование доводов апелляционной жалобы общество указывает, что судом не исследован вопрос о незначительном количестве находящегося в сейфе препарата; не приняты во внимание доводы о том, что в аптеке отсутствует журнал предметно-количественного учета, поскольку аптека не реализует препараты, подлежащие ПКУ; не установлена взаимосвязь с изменением законодательства и наличием в сейфе аптеки незначительных остатков препарата; не приняты во внимание доводы о том, что в связи с изменением законодательства препарат "Феназепам" был снят с реализации и убран в сейф для решения вопроса о возврате его поставщику либо его утилизации. При этом апеллянт указывает, само по себе осуществление деятельности с грубым нарушением условий (требований) лицензии не может служить основанием для привлечения к административной ответственности, если не установлено наличие последствий, предусмотренных в ч. 11 ст. 19 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности".
Отзыв на апелляционную жалобу в материалы дела не представлен.
Лица, участвующие в деле, представителей в судебное заседание не направили, о времени судебного заседания извещены надлежащим образом.
Суд апелляционной инстанции, руководствуясь положениями части 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, счел возможным рассмотреть апелляционную жалобу без участия не явившихся представителей лиц, участвующих в деле, уведомленных надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства.
Исследовав материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, ООО "Цель-Т" осуществляет медицинскую деятельность по адресу: Краснодарский край, г. Краснодар, ул. Кирова, д. 28, лит. Е, 1 эт., пом. N 14,15,17,18,19, на основании лицензии от 29.05.2018 N ЛО-23-02-005403, выданной министерством здравоохранения Краснодарского края.
06.07.2021 в период времени с 17 час. 10 мин. до 18 час. 50 мин., при проведении осмотра в рамках КУСП 16186 от 06.07.2021 аптеки, принадлежащей ООО "Цель-Т", расположенной по адресу: г. Сочи Адлерский район ул. Кирова, д. 28, литер Е, 1 2 этаж, помещения N 14,15,17,18,19 было обнаружено и изъято лекарственное средство "Феназепам" разными дозировками, которые не внесены в специальный журнал предметноколичественного учета (ПКУ) операций связанных с обращением лекарственных средств для медицинского применения.
06.07.2021 старшим оперуполномоченным ОКОН УВД по г. Сочи Перцевым В.С. составлен протокол осмотра принадлежащих юридическому лицу помещений, территорий и находящихся там вещей, документов с приложением фотоматериалов.
08.07.2021 старшим оперуполномоченным ОКОН УВД по г. Сочи Москвиным А.А. по факту выявленных нарушений составлен протокол N 20-097677 по ч. 4 си. 14.1 КоАП РФ.
В соответствии с частью 1 статьи 23.1 КоАП РФ, статьей 202 АПК РФ материалы дела об административном правонарушении направлены в Арбитражный суд Краснодарского края для рассмотрения заявления о привлечении общества к административной ответственности.
По правилам части 6 статьи 205 АПК РФ при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имелось ли событие административного правонарушения и имелся ли факт его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, имелись ли основания для составления протокола об административном правонарушении и полномочия административного органа, составившего протокол, предусмотрена ли законом административная ответственность за совершение данного правонарушения и имеются ли основания для привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого составлен протокол, а также определяет меры административной ответственности.
Согласно части 1 статьи 65 и части 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на соответствующий орган. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, в силу части 4 статьи 1.5 КоАП Российской Федерации толкуются в пользу этого лица.
Согласно статье 26.1 Кодекса по делу об административном правонарушении подлежат выяснению, в частности, следующие обстоятельства: наличие события правонарушения, лицо, совершившее противоправное действие (бездействие), виновность названного лица, обстоятельства, исключающие производство по делу, и иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела (часть 1 статьи 26.2 Кодекса).
Частью 5 статьи 205 АПК РФ по делам о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для составления протокола об административном правонарушении, возложена на административный орган, составивший протокол.
В силу статьи 71 АПК РФ арбитражный суд оценивает доказательства (на предмет относимости, допустимости, достоверности, достаточности и взаимной связи в их совокупности) по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.
Частью 4 статьи 14.1 КоАП РФ предусмотрено, что осуществление предпринимательской деятельности с грубым нарушением требований и условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией) - влечет наложение административного штрафа на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, в размере от четырех тысяч до восьми тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на должностных лиц - от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до двухсот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Согласно примечанию к названной статье понятие грубого нарушения устанавливается Правительством Российской Федерации в отношении конкретного лицензируемого вида деятельности.
Объектом данного правонарушения является государственный порядок при осуществлении лицензируемой деятельности.
Объективная сторона правонарушения характеризуется действием и выражается в грубом нарушении при осуществлении лицензируемого вида деятельности лицензионных требований и условий.
Объективную сторону правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 14.1 КоАП РФ, составляют действия по осуществлению предпринимательской деятельности с грубым нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией).
Субъектами данного правонарушения являются лица, осуществляющие лицензируемые виды предпринимательской деятельности и имеющие соответствующие лицензии.
С субъективной стороны правонарушения, предусмотренные данной статьей, могут быть совершены как умышленно, так и по неосторожности.
При этом необходимо учитывать, что возможность привлечения лица к административной ответственности обусловлена обязательным наличием вышеуказанных элементов состава административного правонарушения.
Отношения, возникающие между федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями в связи с осуществлением лицензирования отдельных видов деятельности, регулируются Федеральным законом от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Закон N 99-ФЗ).
Согласно Закону N 99-ФЗ лицензия - специальное разрешение на право осуществления юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем конкретного вида деятельности (выполнения работ, оказания услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности), которое подтверждается документом, выданным лицензирующим органом.
Статья 2 Закона N 99-ФЗ устанавливает, что лицензирование осуществляется в целях предотвращения ущерба правам, законным интересам, жизни или здоровью граждан.
При прохождении процедуры лицензирования лицензирующий орган выполняет проверку полноты и достоверности представленных соискателем лицензии документов, в том числе проверку соответствия соискателя лицензии лицензионным требованиям.
Под лицензионными требованиями понимается совокупность требований, которые установлены положениями о лицензировании конкретных видов деятельности, основаны на соответствующих требованиях законодательства Российской Федерации и направлены на обеспечение достижения целей лицензирования (пункт 7 статьи 3 Закона N 99-ФЗ).
Лицензирующий орган в случае установления в ходе проверки несоответствия соискателя лицензии лицензионным требованиям принимает решение об отказе в выдаче лицензии.
Следовательно, лицензионные требования направлены на обеспечение достижения целей лицензирования, то есть предотвращения ущерба правам, законным интересам, жизни или здоровью граждан.
Соблюдение лицензиатом лицензионных требований является задачами лицензирования (статья 2 Закона N 99-ФЗ).
В соответствии с пунктом 47 части 1 статьи 12 Закона N 99-ФЗ фармацевтическая деятельность относится к видам деятельности, на осуществление которых требуется лицензия.
Пунктом 6 Положения о лицензировании установлено, что осуществление фармацевтической деятельности с грубым нарушением лицензионных требований влечет ответственность, установленную законодательством Российской Федерации.
При этом под грубым нарушением понимается невыполнение лицензиатом одного из требований, предусмотренных пунктом 5 Положения о лицензировании.
Подпунктом "г" пункта 5 Положения о лицензировании определено, что для осуществления фармацевтической деятельности лицензиат должен соответствовать следующим лицензионным требованиям: соблюдение лицензиатом, осуществляющим розничную торговлю лекарственными препаратами для медицинского применения: аптечными организациями, индивидуальными предпринимателями, имеющими лицензию на осуществление фармацевтической деятельности, правил надлежащей аптечной практики лекарственных препаратов для медицинского применения, правил надлежащей практики хранения и перевозки лекарственных препаратов для медицинского применения, правил отпуска лекарственных препаратов для медицинского применения аптечными организациями, индивидуальными предпринимателями, имеющими лицензию на осуществление фармацевтической деятельности, правил отпуска наркотических средств и психотропных веществ, зарегистрированных в качестве лекарственных препаратов, лекарственных препаратов, содержащих наркотические средства и психотропные вещества, правил регистрации операций, связанных с обращением лекарственных средств для медицинского применения, включенных в перечень лекарственных средств для медицинского применения, подлежащих предметно-количественному учету в специальных журналах учета операций, связанных с обращением лекарственных средств для медицинского применения, правил ведения и хранения специальных журналов учета операций, связанных с обращением лекарственных средств для медицинского применения, требований части 6 статьи 55 Федерального закона от 12.04.2010 N 61-ФЗ "Об обращении лекарственных средств" (далее - Закон N 61-ФЗ) и установленных предельных размеров розничных надбавок к фактическим отпускным ценам производителей на лекарственные препараты, включенные в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов.
В соответствии с пунктом 4 Правил N 403н по рецептам, выписанным на рецептурных бланках формы N 148-1/у-88, отпускаются лекарственные препараты, включенные в перечень лекарственных средств для медицинского применения, подлежащих предметно-количественному учету, за исключением лекарственных препаратов, указанных в абзацах 1 и 3 пункта 4 Правил N 403н, и лекарственных препаратов, отпускаемых без рецепта.
По рецептам, выписанным на рецептурных бланках формы N 107-1/у, отпускаются иные лекарственные препараты, не указанные в абзацах 1, 3-9 пункта 4 Правил N 403н, за исключением лекарственных препаратов, отпускаемых без рецепта.
Отпуск лекарственных препаратов, не указанных в пункте 4 Правил N 403н, в соответствии с инструкциями по их медицинскому применению осуществляется по рецептам, за исключением лекарственных препаратов, отпускаемых без рецепта (пункт 5 Правил N 403н).
В соответствии с подпунктом 2 пункта 3 Правил регистрации аптечными организациями и индивидуальными предпринимателями, имеющими лицензию на фармацевтическую деятельность регистрация операций, связанных с обращением лекарственных средств (за исключением лекарственных средств, указанных в пункте 2 настоящих Правил), осуществляется в специальных журналах учета операций, связанных с обращением лекарственных средств, по форме согласно приложению N 2 к данным Правилам.
В силу пункта 7 Правил ведения и хранения специальных журналов поступление лекарственного средства отражается в журнале учета по каждому приходному документу в отдельности с указанием номера и даты. Расход лекарственного средства записывается ежедневно. Аптечные организации и индивидуальные предприниматели, имеющие лицензии на фармацевтическую деятельность, записывают ежедневный расход лекарственного препарата с указанием отдельно по рецептам, выписанным медицинским работникам, и по требованиям медицинских организаций.
Как указано ранее, в аптеке, принадлежащей ООО "Цель-Т", расположенной по адресу: г. Сочи Адлерский район ул. Кирова, д. 28, литер Е, 1 этаж, помещения N 14,15,17,18,19 было обнаружено и изъято лекарственное средство "Феназепам", разными дозировками, которые не внесены в специальный журнал предметно-количественного учета (ПКУ) операций связанных с обращением лекарственных средств для медицинского применения.
Протоколом осмотра от 06.07.2021 подтверждается, что учет лекарственного препарата "Феназепам" разными дозировками, подлежащих предметно-количественному учету (в том числе по каждому приходному документу в отдельности с указанием номера и даты) не ведется. Обществом не учтен расход лекарственного препарата "Феназепам".
Факт допущенного обществом нарушения подтверждается материалами дела, а именно: протоколом об административном правонарушении от 08.07.2021 N 20-097677, протоколом осмотра от 06.07.2021 с приложенными фотоматериалами.
Таким образом, административным органом доказано наличие в действиях ООО "Цель-Т" состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 14.1 КоАП РФ.
При изложенных обстоятельствах, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о том, что действия ООО "Цель-Т" повлекли возникновение угрозы причинения вреда охраняемым общественным правоотношениям (соблюдению прав человека и гражданина в области охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий), жизни и здоровью граждан, лицензионные требования ООО "Цель-Т" не выполнены.
Доводы ООО "Цель-Т" о том, что непосредственный отпуск лекарственных средств не осуществляется, поскольку препарат снят с реализации судом, не могут приняты во внимание, как не соответствующие нормам законодательства, регулирующим оборот лекарственных средств подлежащих предметно-количественному учету, независимо от факта его снятия с реализации.
Как следует из представленных административным органом в материалы дела документов, лекарственный препарат "Феназепам" обнаружен в аптечном пункте общества, в котором осуществляется реализация лекарственных препаратов. Обществом в материалы дела не представлено надлежащих доказательств легальности нахождения его в обороте (не представлены надлежащие документы, подтверждающие его приобретение). При этом само по себе хранение препарата в сейфе не свидетельствует о снятии его с учета.
Процессуальных нарушений при составлении протокола об административном правонарушении от 08.07.2021 допущено не было.
Срок давности привлечения к административной ответственности, установленный статьей 4.5 КоАП РФ, на момент рассмотрения дела в суде не истек.
Решение суда принято при соблюдении процессуальных прав привлекаемого к ответственности лица.
Суд не находит оснований для применения ч. 1 ст. 4.1.1 КоАП РФ и замене судебного штрафа на предупреждение, поскольку совершенное обществом правонарушение угрожает жизни и здоровью неограниченного круга лиц.
При изложенных обстоятельствах судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что в действиях ООО "Цель-Т" имеется состав административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Отклоняя доводы, изложенные в апелляционной жалобе, судебная коллегия отмечает, что какие-либо исключительные обстоятельства, послужившие причиной совершения ООО "Цель-Т" административного правонарушения отсутствуют, при том, что общество не могло не знать об установленных обязательных требованиях действующего законодательства. Существенная угроза охраняемым общественным отношениям также заключается в пренебрежительном отношении общества к исполнению установленной законом обязанности по получению разрешения (лицензии).
Доводы апелляционной жалобы, сводящиеся к иной, чем у суда первой инстанции оценке тех же обстоятельств дела и норм права, не опровергают правомерность и обоснованность выводов суда первой инстанции, не могут служить основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
Материалы дела свидетельствуют о том, что судом первой инстанции были полно и всесторонне исследованы фактические обстоятельства, а также представленные сторонами доказательства и доводы.
Фактические обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения настоящего спора, установлены судом первой инстанции на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств.
Нарушений процессуального права, являющихся основанием для безусловной отмены судебного акта в соответствии с частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не допущено.
Руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 03.09.2021 по делу N А32-37249/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в срок, не превышающий двух месяцев со дня принятия настоящего постановления, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
С.С. Филимонова |
Судьи |
О.Ю. Ефимова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-37249/2021
Истец: Врио заместителя начальника управления- начальника следственного управления УВД по г.Сочи Волкова А.В., ГУ Управление внутренних дел по г. Сочи МВД России по Краснодарскому Краю, УВД по городу Сочи
Ответчик: ООО "Цель-т"
Третье лицо: Министерство здравоохранения и социального развития РФ Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Краснодарскому краю