г. Хабаровск |
|
28 октября 2021 г. |
А04-4486/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 27 октября 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 28 октября 2021 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Швец Е.А.
судей Сапрыкиной Е.И., Тищенко А.П.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Осадчей Н.П.
при участии в заседании:
от общества с ограниченной ответственностью "Медведи": Оськин М.Г., представитель по доверенности от 21.01.2021;
от Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Амурской области: Тарасюк Р.Г. по доверенности от 07.06.2021;
от третьих лиц: Управления Федеральной налоговой службы по Амурской области: Евнович М.В. по доверенности от 17.01.2021;
Моу Шаньюн: Арефьев В.Н. по доверенности от 01.02.2021;
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Амурской области
на решение от 13.07.2021
по делу N А04-4486/2021
Арбитражного суда
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Медведи"
к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Амурской области
о признании незаконными действий
третьи лица: управление Федеральной налоговой службы по Амурской области; учредитель общества с ограниченной ответственностью "Ифэн"-Моу Шаньюн
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Медведи" (далее - заявитель, общество, ООО "Медведи") обратилось в Арбитражный суд Амурской области с заявлением к межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Амурской области (далее - инспекция) о признании незаконными действия инспекции по внесению в Единый государственный реестр юридических лиц сведений об исключении ООО "Ифэн" (ИНН 2801240093 ОГРН 1182801003021) в связи с наличием в ЕГРЮЛ сведений о нем, в отношении которых внесена запись о недостоверности; об аннулировании в Едином государственном реестре юридических лиц запись N 2202800163355 от 27.11.2020, восстановив статус ООО "Ифэн" как действующего юридического лица.
Решением суда от 13.07.2021 заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с судебным актом, МИФНС России N 1 по Амурской области обжаловала его в апелляционном порядке. В обоснование жалобы приводит доводы о законности оспариваемых действий, поскольку запись об исключении организации из реестра юридических лиц внесена в соответствии с действующим законодательством при наличии на то оснований. Просит решение отменить, в удовлетворении заявления отказать.
УФНС России по Амурской области в представленных возражениях на жалобу, поддержало доводы последней.
В судебном заседании апелляционного суда представители налоговых органов настаивали на доводах, изложенных в апелляционной жалобе, просили решение отменить, жалобу удовлетворить.
Представитель общества в заседании суда выразил несогласие с доводами жалобы, просил оставить судебный акт в силе как законный и обоснованный.
Представитель учредителя ООО "Ифэн" - Моу Шаньюн поддержал правовую позицию ООО "Медведи", просил оставить решение суда без изменений, в удовлетворении жалобы отказать.
Изучив материалы дела, проверив обоснованность доводов жалобы и возражений на нее, выслушав участников процесса, Шестой арбитражный апелляционный суд установил следующее.
Из материалов дела следует, что ООО "Ифэн" зарегистрировано в качестве юридического лица 05.04.2018.
27.07.2020 межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Амурской области в отношении ООО "Ифэн" принято решение N 908 о предстоящем исключении недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ, а 27.11.2020 в ЕГРЮЛ внесена запись N 2202800163355 о прекращении юридического лица (исключении из ЕГРЮЛ юридического лица в связи с наличием в ЕГРЮЛ сведений о нем, в отношении которых внесена запись о недостоверности).
Полагая, что действия инспекции и принятые решения являются незаконными, затрагивают права и законные интересы ООО "Медведи", последнее обратилось в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.
Отношения в области государственной регистрации юридических лиц при их создании, реорганизации и ликвидации, при внесении изменений в их учредительные документы, а также в связи с ведением единого государственного реестра юридических лиц регулируются Гражданским кодексом Российской Федерации (далее - ГК РФ) и Федеральным законом от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей".
На основании пункта 2 статьи 51 ГК РФ данные государственной регистрации включаются в единый государственный реестр юридических лиц, открытый для всеобщего ознакомления.
Согласно части 2 статьи 1 Закона N 129-ФЗ государственная регистрация определяется как акт уполномоченного федерального органа исполнительной власти, осуществляемый посредством внесения в государственный реестр сведений о юридических лицах в соответствии с данным Законом.
Информация, содержащаяся в государственных информационных ресурсах, является официальной, поэтому государственные органы обязаны обеспечить достоверность и актуальность такой информации (часть 9 статьи 14 Федерального закона от 27.07.2006 N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации").
Принцип публичной достоверности содержащихся в государственном реестре сведений, защиты третьих лиц, чьи права и законные интересы могут быть нарушены использованием недостоверных сведений, обеспечивается уполномоченным органом посредством реализации предоставленных Законом N 129-ФЗ полномочий, в том числе предусмотренных статьей 11 данного Закона.
Состав содержащихся в ЕГРЮЛ сведений определен пунктом 1 статьи 5 Закона N 129-ФЗ и включает в себя, в том числе сведения об адресе юридического лица (подпункт "в").
Место нахождения юридического лица определяется местом его государственной регистрации на территории Российской Федерации путем указания наименования населенного пункта (муниципального образования) (пункт 2 статьи 54 ГК РФ).
Государственная регистрация юридического лица осуществляется по месту нахождения его постоянно действующего исполнительного органа, а в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа - иного органа или лица, уполномоченных выступать от имени юридического лица в силу закона, иного правового акта или учредительного документа, если иное не установлено законом о государственной регистрации юридических лиц.
По смыслу действующего законодательства место нахождения юридического лица имеет существенное значение, в том числе при определении места исполнения обязательств, уплаты налогов, подсудности споров. Недостоверность сведений об адресе (месте нахождения) юридического лица затрагивает экономические интересы неопределенного круга лиц, которые могут вступить в отношения с хозяйствующим субъектом.
В соответствии с пунктом 4.2 статьи 9 Закона N 129-ФЗ на регистрирующий орган возложены полномочия по проверке достоверности сведений, включенных (включаемых) в ЕГРЮЛ, в случае возникновения обоснованных сомнений в их достоверности.
Перечень случаев, в которых инспекция может проводить мероприятия по проверке достоверности сведений, включаемых в ЕГРЮЛ, содержится в приложении N 1 к Приказу ФНС России от 11.02.2016 N ММВ-7-14/72@ (далее - Приказ N ММВ-7-14/72@, Основания проведения контрольных мероприятий).
По правилам пункта 18 Приказа N ММВ-7-14/72@ в случае, если по результатам проведения проверки достоверности сведений, включенных в ЕГРЮЛ, установлена недостоверность содержащихся в указанном реестре сведений, предусмотренных подпунктами "в", "д", "л" пункта 1 статьи 5 Закона о государственной регистрации, регистрирующий орган в порядке, установленном пунктом 6 статьи 11 Закона N 129-ФЗ, направляет юридическому лицу, недостоверность сведений о котором установлена, а также его учредителям (участникам) и лицу, имеющему право действовать без доверенности от имени указанного юридического лица, уведомление о необходимости представления в регистрирующий орган достоверных сведений.
В течение тридцати дней с момента направления уведомления о недостоверности юридическое лицо обязано сообщить в регистрирующий орган в порядке, установленном Законом N 129-ФЗ, соответствующие сведения или представить документы, свидетельствующие о достоверности сведений, в отношении которых регистрирующим органом направлено уведомление о недостоверности.
В случае непредставления юридическим лицом таких сведений в срок, установленный пунктом 6 статьи 11 Закона N 129-ФЗ, регистрирующий орган вносит в ЕГРЮЛ запись о недостоверности содержащихся в ЕГРЮЛ сведений о юридическом лице (пункт 18 Приказа N ММВ-7-14/72@).
Согласно положениям подпункта б пункта 5 статьи 21.1 Закона N 129-ФЗ наличие в ЕГРЮЛ сведений, в отношении которых внесена запись об их недостоверности, в течение более чем шести месяцев с момента внесения такой записи, является основанием для исключения юридического лица из ЕГРЮЛ в соответствии с предусмотренным порядком статьи 21.1 Закона N 129-ФЗ.
В соответствии с пунктом 1 статьи 21.1 Закона N 129-ФЗ юридическое лицо, которое в течение последних двенадцати месяцев, предшествующих моменту принятия регистрирующим органом соответствующего решения, не представляло документы отчетности, предусмотренные законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, и не осуществляло операций хотя бы по одному банковскому счету, признается фактически прекратившим свою деятельность (далее - недействующее юридическое лицо). Такое юридическое лицо может быть исключено из единого государственного реестра юридических лиц в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом.
Данная норма также продублирована в статье 64.2 ГК РФ, согласно которой считается фактически прекратившим свою деятельность и подлежит исключению из единого государственного реестра юридических лиц в порядке, установленном законом о государственной регистрации юридических лиц, юридическое лицо, которое в течение двенадцати месяцев, предшествующих его исключению из указанного реестра, не представляло документы отчетности, предусмотренные законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, и не осуществляло операций хотя бы по одному банковскому счету (недействующее юридическое лицо).
Из материалов дела следует, что в ходе контрольных мероприятий по установлению фактического местонахождения ООО "Ифэн" сотрудниками инспекции был установлен факт отсутствия нахождения общества по месту регистрации, указанному в ЕГРЮЛ, что послужило основанием для внесения записи об исключении ООО "Ифэн" в связи с наличием в ЕГРЮЛ сведений о нем, в отношении которых внесена запись о недостоверности.
Между тем, налоговым органом не учтено, что на момент принятия решения и внесения спорной записи ООО "Ифэн" имело гражданско-правовые обязательства перед ООО "Медведи" в рамках заключенных между сторонами договоров субаренды N 002 от 01.07.2019, N 003/2020 от 01.06.2020.
Кроме того, согласно пояснениям представителя учредителя ООО "Ифэн" - Моу Шаньюн, общество фактически продолжает свою деятельность, что подтверждается договором аренды от 21.06.2018 земельного участка с кадастровым номером 28:14:010801:19, в соответствии с которым общество планирует заниматься сельским хозяйством на арендуемом земельном участке (срок аренды 49 лет).
Вместе с тем, в связи с введением ограничительных мер и закрытием границы с Китаем, общество испытывает определенные трудности при осуществлении деятельности, но прекращать свою деятельность общество не намерено.
Более того, согласно обращению ООО "Ифэн" от 10.12.2020 в налоговый орган, общество просит восстановить статус общества как действующего юридического лица, при этом из указанного обращения следует, что в декабре 2019 Генеральный Директор (Учредитель) ООО "Ифэн" Моу Шаньюн покинул пределы России в Китай для продления визы. На сегодняшний день вернуться в РФ с новыми документами Моу Шаньюн не может на основании распоряжения Правительства РФ N 635р от 16.03.2020 г. (решение о временном ограничении выезда в РФ иностранных граждан); руководитель организации не имеет гражданства РФ и проживает за границей (КНР).
Документы, в печатной форме, отправленные в адрес ООО "Ифэн" никто получить не может, поэтому они (документы) возвращаются адресату.
При этом, организация получает информацию по телекоммуникационным каналам связи и ведет коммерческую деятельность (запросы и уведомления из ИФНС, ФСС, ПФРФ полученные через Астрал ДВ обработаны и отправлены ответы).
02.07.2019 в МИФНС Росси по Амурской области N 1 в соответствии с пунктом 2 статьи 17 Закона N 129-ФЗ, для внесения в ЕГРЮЛ изменений, касающихся сведений о ЮЛ в регистрирующий орган представлено заявление по форме Р14001 о внесении изменений места нахождения ООО "Ифэн". В заявлении подтверждается, что вносимые изменения соответствуют установленным законодательством РФ требования и содержащиеся в заявлении сведения достоверны.
Так же судом установлено, что по счету общества осуществляются операции, общество представляет в налоговый орган отчетность.
Таким образом, доводы налогового органа о том, что общество является недействующим юридическим лицом, в настоящем случае, по мнению суда несостоятельны.
Учитывая, что фактически общество не прекратило осуществления своей деятельности, суд первой инстанции пришел к правильным выводам о том, что решение о предстоящем исключении его из ЕГРЮЛ принято по формальным основаниям, действия по исключению юридического лица из ЕГРЮЛ нарушают права и законные интересы общества, в связи с чем правомерно удовлетворил заявленные требования.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела, либо влияли на обоснованность и законность оспариваемого решения суда, либо опровергали выводы суда первой инстанции.
При таких обстоятельствах арбитражный суд апелляционной инстанции находит доводы апелляционной жалобы несостоятельными, а обжалуемое решение суда законным и обоснованным, вынесенным на основании объективного и полного исследования обстоятельств и материалов дела, с учетом норм действующего законодательства.
Нарушений норм процессуального права, предусмотренных в части 4 статьи 270 АПК РФ и являющихся безусловными основаниями для отмены судебного акта, судом первой инстанции не допущено.
Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Амурской области от 13.07.2021 по делу N А04-4486/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Дальневосточного округа в течение двух месяцев со дня его принятия через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
Е.А. Швец |
Судьи |
Е.И. Сапрыкина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А04-4486/2021
Истец: ООО "Медведи"
Ответчик: Межрайонная ИФНС России N1 по Амурской области
Третье лицо: ООО "Ифэн", Управление Федеральной налоговой службы по Амурской области