г. Владивосток |
|
28 октября 2021 г. |
Дело N А51-2090/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 27 октября 2021 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 28 октября 2021 года.
Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Е.Л. Сидорович,
судей А.В. Пятковой, Т.А. Солохиной,
при ведении протокола секретарем судебного заседания О.Н. Мамедовой,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Викинг",
апелляционное производство N 05АП-6194/2021
на решение от 02.08.2021
судьи Н.Н. Куприяновой
по делу N А51-2090/2021 Арбитражного суда Приморского края
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Викинг" (ИНН 2536174242, ОГРН 1062536045439)
к Дальневосточному таможенному управлению (ИНН 2540015492, ОГРН 1022502268887)
о признании незаконными решений Дальневосточного таможенного управления от 19.11.2020 о внесении изменений в сведения, заявленные в декларациях на товары,
при участии в заседании:
от заявителя - Жедкович Д.В. по доверенности от 03.02.2020, сроком действия на 3 года, паспорт, диплом (регистрационный номер 2001/ЮФ-1571);
от ответчика - Костенко А.Е. по доверенности от 25.12.2020, сроком действия до 31.12.2021, служебное удостоверение, диплом (регистрационный номер 06-1074),
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Викинг" (далее - заявитель, декларант, общество, ООО "Викинг") обратилось в Арбитражный суд Приморского края с заявлением к Дальневосточному таможенному управлению (далее - ответчик, таможенный орган, ДВТУ) о признании незаконными решений от 19.11.2020 года о внесении изменений в сведения, заявленные в декларациях на товары N ,N 10702030/130318/0003821, 10702030/200318/0004456, 10702030/200318/0004457, 10702030/230318/0004778, 10702030/230318/0004783, 10702030/230318/0004808, 10702030/200418/0006883, 10702030/200418/0006884, 10702030/280418/0007251, 10702030/030518/0007432, 10702030/030518/0007467, 10702030/030518/0007469, 10702030/080518/0007766, 10702030/080518/0007767, 10702070/160718/0097877, 10702070/250718/0103282, 10702070/260718/0104154, 10702070/010818/0107787, 10702070/030818/0109427, 10702070/100818/0113894, 10702070/100818/0113917, 10702070/160818/0117621, 10702070/070918/0130980, 10702070/210918/0140118.
Решением Арбитражного суда Приморского края от 02.08.2021 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, ООО "Викинг" обратилось в Пятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда от 02.08.2021 отменить, принять по делу новый судебный акт.
В обоснование своей правовой позиции общество ссылается на то, что в ходе проверки таможенному органу были представлены доказательства оплаты товара по цене, согласованной сторонами сделки в коммерческих и товаросопроводительных документах, что подтверждает правомерность определения обществом стоимости товаров по первому методу. Настаивает на отсутствии доказательств, свидетельствующих о заявлении обществом недостоверных сведений о таможенной стоимости товаров. Полагает, что представленные таможенным органом документы в виде "неофициального перевода" не могут являться допустимыми доказательствами, учитывая также то, что они не легализованы в установленном порядке. Апеллянт полагает, что арбитражным судом, при принятии обжалуемого решения, в полном объеме проигнорированы положения действующего законодательства, позиция вышестоящих судов, регламентирующие порядок определения таможенной стоимости. Общество указывает, что материалы камеральной таможенной проверки, судебного дела, не содержат сведений, подтверждающих согласование сторонами сделки цены товара, указанной таможенным органом в обжалуемых решениях. Следовательно, при таких обстоятельствах определение таможенной стоимости по методу стоимости сделки с ввозимыми товарами, принятое таможенным органом по результатам камеральной таможенной проверки, не основано на законе.
Через канцелярию суда от Дальневосточного таможенного управления поступил письменный отзыв на апелляционную жалобу.
Представитель апеллянта поддерживает доводы апелляционной жалобы с учетом представленных дополнительных письменных пояснений, просит отменить решение суда первой инстанции по основаниям, изложенным в апелляционной жалобе.
В судебном заседании представитель ДВТУ на доводы апелляционной жалобы возражал, обжалуемое решение считает законным и обоснованным, просил оставить его без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Из материалов дела коллегия апелляционного суда установила следующее.
ООО "Викинг" (покупатель) заключен с компанией "FRIGORIFICO CONCEPCION S.A." (Парагвай, Продавец) контракт от 12.01.2016 N 24/PY20 с соглашением о внесении изменений от 11.03.2016 N 11/03/16 к контракту, дополнительными соглашениями к контракту от 09.04.2018 N 09/04/18, от 11.11.2019 N 11/11/19; на поставку на условиях CFR Владивосток, CFR Восточный, CFR Находка мяса и мясных продуктов, замороженных для реализации и переработки. Общая сумма контракта 35 000 000 (тридцать пять миллионов) долларов США. Срок действия контракта до 28.02.2021.
Страна происхождения, страна отправления товаров - Парагвай (PY). Отправителями товара выступали компании "FRIGORIFICO NORTE S.A.", "JBS PARAGUAY S.A.", "FRIGOMERC S.A.", "FRIGORIFICO CONCEPCION S.A.".
В счет исполнения контракта, приложений от 29.11.2017 N 2017/4747/5222, от 28.11.2017 N 17 0012, от 30.11.2017 N 17411/426, от 29.11.2017 N 5222, от 01.12.2017 N 2017/5235-5238, от 11.12.2017 N 40911/912/921, от 21.03.2018 N 18178, от 06.04.2018 N 2018/1570, от 23.04.2018 N PO/4615/25/26/79/81, от 07.05.2018 N PO/4624/78/80 к контракту ООО "ВИКИНГ" ввезены на таможенную территорию ЕАЭС на условиях поставки CFR Владивосток и помещены под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления по декларациям на товары (далее - ДТ) N 10702030/130318/0003821, N10702030/200318/0004456, N10702030/200318/0004457, N10702030/230318/0004778, N10702030/230318/0004783, N10702030/230318/0004808, N10702030/200418/0006883, N10702030/200418/0006884, N10702030/280418/0007251, N10702030/030518/0007432, N10702030/030518/0007467, N10702030/030518/0007469, N10702030/080518/0007766, N10702030/080518/0007767, N10702070/160718/0097877, N10702070/250718/0103282, N10702070/260718/0104154, N10702070/010818/0107787, N10702070/030818/0109427, N10702070/100818/0113894, N10702070/100818/0113917, N10702070/160818/0117621, N10702070/070918/0130980, N10702070/210918/0140118 товары "Прочее мясо крупного рогатого скота, мороженное_", "Пищевые мясные субпродукты_."; определив таможенную стоимость товаров по первому методу таможенной оценки "по стоимости сделки с ввозимыми товарами" исходя из цены, указанной в инвойсах, которая была принята Таможенным органом.
В обоснование сведений, указанных в представленных ДТ, обществом в Таможенный орган были представлены в формализованном виде: контракт от 12.01.2016 N 24/PY20 с дополнениями, приложениями; инвойсы; коносаменты; сертификаты о происхождении формы "А", выданные Министерством промышленности и торговли Республики Парагвай, содержащие сведения о получателе товаров (ООО "Викинг"), отправителе (экспортере) товаров, о наименовании, количестве товаров, номерах контейнеров, реквизитах (дата, номер) инвойсов; лицензии Минпромторга; ветеринарные сертификаты на каждую партию товаров.
В соответствии со статьей 332 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза (приложение N 1 к Договору о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза) (далее - ТК ЕАЭС) ДВТУ с 11.03.2020 провело камеральную таможенную проверку в отношении ООО "Викинг" (акт камеральной таможенной проверки N10700000/210/160920/А000012 от 16.09.2020). В ходе анализа документов, представленных ООО "Викинг" при таможенном декларировании товаров по ДТ N 10702070/010818/0107787, установлено, что ООО "Викинг" представило в формализованном виде инвойс от 22.05.2018 N 005-012-0000382, в котором в качестве продавца товаров указана компания "JBS PARAGUAY S.A." (Парагвай), которая является отправителем товаров по указанной поставке.
В целях проверки достоверности документов и сведений о товарах, задекларированных ООО "Викинг" по проверяемым ДТ, ООО "Викинг" письмом ДВТУ от 11.03.2020 N 15-01-13/04060 направлено требование о представлении документов и (или) сведений при камеральной таможенной проверке, в ответ на которое ООО "ВИКИНГ" письмом от 29.05.2020 б/н информировало, что контракты N 229/2018, 101/2017, 105/2017, 110/2017, 115/2017, 116/2017, 1302/2017, 40911-1, 40911-2, 40912-140921-1, 1322/2017,1470/2017, 121/2018, 1272/2017; заказы, поручения на экспорт, отгрузочные листы, приложения N PO/4624-1, PO/4624-2, PO/4626-1, PO/4626-2, PO/4625-1, PO/4680, 18178, 20174958, 20174961, 20175013, 20175031, 20175148, 20175215, 20175218, 20175219, 20175220, 20175221, 20175222, 20181570, 17411, 17425, 17426, FRINOR170004-3, FRINOR170004-4, 17441; прайс-листы изготовителя на поставленные товары; договоры по перевозке товаров до места прибытия на таможенную территорию Евразийского экономического союза, договоры страхования международной перевозки товаров представлены быть не могут, в связи с тем, что указанные документы обществом не оформлялись и в его распоряжении отсутствуют.
Письмом от 29.05.2020 б/н ООО "Викинг" представлены копии следующих документов:
- контракта от 12.01.2016 N 24/PY20 с приложениями от 29.11.2017 N 2017/4747/5222, от 28.11.2017 N 17 0012, от 30.11.2017 N 17411/426, от 29.11.2017 N 5222, от 01.12.2017 N 2017/5235-5238, от 11.12.2017 N40911/912/921, от 21.03.2018 N 18178, от 06.04.2018 N 2018/1570, от 23.04.2018 N PO/4615/25/26/79/81, от 07.05.2018 N PO/4624/78/80 к контракту от 12.01.2016 N 24/PY20;
- проверяемых деклараций на товары с приложением коносаментов и инвойсов в неформализованном виде, аналогичных представленным ООО "Викинг" при таможенном декларировании товаров, за исключением инвойса от 22.05.2018 N 005-012-0000382, в котором в качестве продавца товаров указана компания "FRIGORIFICO CONCEPCION S.A.";
- ведомости банковского контроля по контракту с уникальным номером 16010007/1623/0056/2/1 по состоянию на 25.03.2020, содержащей сведения о проверяемых декларациях на товары, представленных в качестве подтверждающих документов (сведения о фактурной стоимости товаров соответствуют аналогичным сведениям, заявленным ООО "Викинг" в указанных ДТ) и платежах по контракту от 12.01.2016 N 24/PY20 в сумме 16 848 640,53 долларов США. Сальдо расчетов по контракту составило 1,85 долларов США; карточек счета 41.1 за период с 13.03.2018 по 28.03.2018, счетов-фактур, товарных накладных, платежных поручений, подтверждающих постановку на учет, дальнейшую реализацию в полном объеме товаров, задекларированных по ДТ N 10702030/130318/0003821, 10702030/200318/0004456 (в ходе проверки указанные документы запрошены выборочно, в связи с большим объемом документов); карточек счета 60 с контрагентом "FRIGORIFICO CONCEPCION S.A." в разрезе инвойсов с приложением заявлений ООО "Викинг" на перевод иностранной валюты в адрес компании "NORIDANE FOODS A/S", Копенгаген, Дания (с указанием назначения платежа - за мясные продукты по контракту от 12.01.2016 N24/PY20) и выписок по валютному счету.
ГУТКПВТ ФТС России письмами от 10.10.2019 N 23-20/62744 "О проведении таможенного контроля после выпуска товаров", от 25.02.2020 N 23-21/10433 "О направлении дополнительных материалов в отношении ООО "Викинг", ГУБК ФТС России письмом от 18.03.2020 N 07-190/1770 "О направлении документов" в распоряжение ДВТУ представлены заверенные в установленном порядке копии:
- документов в отношении проверяемых товаров (инвойсов от 06.12.2017 N 001-002-0001440, от 20.12.2017 N 001-002-0001443, N001- 002-0001446, N001-002-0001449, N001-002-0001460, N001-002-0001469, от 22.12.2017 N 003-011-0000942, от 29.12.2017 N 001-002-0001463, 001-002-0001473, N001-002-0001477, от 27.12.2017 N 003-011-0001019, 003-011-0001020, от 28.12.2017 N 001-002-0017650, 001-002-0017660, от 02.01.2018 N 003-011-0001047, от 05.01.2018 N 001-002-0017822, 001-002-0001481, N01-002-0001488, 001-002-0001489, от 09.01.2018 N 001-002-0017686, от 15.01.2018 N 001-002-0001505, 001-002-0001510, 001-002-0001511, от 24.01.2018 N 001-002-0018013, 001-002-0018018, 001-002-0018023, от 19.04.2018 N 001-002-0019057, от 03.05.2018 N 005-012-0000306, от 04.05.2018 N 001-002-0001760, от 08.05.2018 N 003-014-0000239, 001-004-0007368, от 09.05.2018 N 002-004-0006053, от 10.05.2018 N 002-004-0006047, от 21.05.2018 N 002-004-0006077, от 22.05.2018 N 005-012-0000382, от 04.06.2018 N 001-004-0007470, от 02.07.2018 N 001- 004-0007551; сертификатов о происхождении формы "А" от 16.01.2018 N С-000163123, С-0000163147, NС-0000163152, от 18.01.2018 N С0000163195, от 31.01.2018 NС-0000163553, от 19.01.2018 N Е-0000129140, Е-0000129141, от 26.01.2018 N Е-0000129607, от 29.01.2018 N С0000163469, NС-0000163470, от 02.02.2018 N С-0000163584, от 05.02.2018 N Е-0000130137, от 08.02.2018 N С-0000163730, от 13.02.2018 N С-0000163838, С-0000163843, от 14.02.2018 N С-0000163847, от 27.02.2018 N С-0000164151, С-0000164144, от 01.03.2018 N Е0000131561, от 02.03.2018 N Е-0000131624, С-0000164287, от 05.03.2018 N Е-0000131754, от 08.03.2018 N Е-0000132008, от 22.03.2018 NЕ0000132906, Е-0000132908, от 30.04.2018 N Е-0000135384, от 28.05.2018 N Е-0000136993, от 30.05.2018 N Е-0000137183, от 31.05.2018 NЕ-0000137249, от 07.06.2018 N С-0000166769, от 13.06.2018 N Е-0000138026, от 21.06.2018 N Е-0000138572, от 26.06.2018 NЕ-0000138893, от 04.07.2018 N Е-0000139479, от 19.07.2018 NЕ-0000140395 с переводом на русский язык), полученных с использованием портала Единого экспортного окна Министерства промышленности и торговли Республики Парагвай (далее - Портал);
- письма ФТС России от 28.03.2019 N 16-31/18253 "О направлении документов" с приложением письма Представителя ФТС России в Аргентине от 14.03.2019 N 01-08/21 "О направлении документов из Парагвая", содержащего ответ Министерства промышленности и торговли Республики Парагвай от 07.03.2019 N 0019, подтверждающий официальный статус Портала и соответствие размещаемых на Портале документов оригиналам документов, выдаваемых фирмами-экспортерами Парагвая.
В ходе совокупного сопоставительного анализа имеющихся в материалах таможенной проверки документов установлено, что полученные с использованием Портала в рамках международного таможенного сотрудничества инвойсы:
1) от 06.12.2017 N 001-002-0001440, от 29.12.2017 N 001-002-0001463, 001-002-0001473, 001-002-0001477, от 20.12.2017 N 001-002-0001443, 001-002-0001446, 001-002-0001449, 001-002-0001460, 001-002-0001469, от 05.01.2018 N 001-002-0001481, 001-002-0001488, 001-002-0001489, от 15.01.2018 N 001-002-0001505, 001-002-0001510, 001-002-0001511, от 04.05.20218 N 001-002-0001760 выставлены обществу с ограниченной ответственностью "Викинг" компанией "FRIGORIFICO NORTE S.A." (Парагвай), заявленной ООО "ВИКИНГ" при таможенном декларировании по ДТ N 10702030/130318/0003821, 10702030/200318/0004456, 10702030/230318/0004778, 10702030/230318/0004783, 10702030/230318/0004808, 10702030/030518/0007432, 10702030/080518/0007766, 10702030/080518/0007767, 10702070/160718/0097877 в качестве производителя и отправителя (экспортера) товаров (на условиях FOB Асунсьон (Парагвай));
2) от 27.12.2017 N 003-011-0001019, 003-011-0001020, от 22.12.2017 N 003-011-0000942, от 02.01.2018 N 003-011-0001047, от 22.05.2018 N 005-012-0000382, 08.05.2018 N 003-014-0000239, от 03.05.2018 N 005-012-0000306 выставлены обществу с ограниченной ответственностью "Викинг" компанией "JBS PARAGUAY S.A." (Парагвай), заявленной ООО "Викинг" при таможенном декларировании по ДТ N 10702030/280418/0007251, N10702030/030518/0007469, N10702070/010818/0107787, N10702070/100818/0113917 в качестве отправителя (экспортера) товаров (на условиях CFR Владивосток);
3) от 10.05.2018 N 002-004-0006047, от 21.05.2018 N 002-004-0006077, от 09.05.2018 N 002-004-0006053, 08.05.2018 N 001-004-0007368, от 04.06.2018 N 001-004-0007470, от 02.07.2018 N 001-004-0007551 выставлены обществу с ограниченной ответственностью "Викинг" компанией "FRIGOMERC S.A." (Парагвай), заявленной ООО "Викинг" при таможенном декларировании по ДТ N10702070/260718/0104154, N10702070/030818/0109427, N10702070/100818/0113894, N10702070/160818/0117621, N10702070/070918/0130980, N10702070/210918/0140118 в качестве отправителя (экспортера) товаров (на условиях CFR Владивосток);
4) от 28.12.2017 N 001-002-0017650, 001-002-0017660, от 05.01.2018 N 001-002-0017822, от 09.01.2018 N 001-002-0017686, от 24.01.2018 N 001-002-0018013, 001-002-0018018, 001-002-0018023, от 19.04.2018 N 001-002-0019057, выставлены обществу с ограниченной ответственностью "ВИКИНГ" компанией "FRIGORIFICO CONCEPCION S.A." (Парагвай) при таможенном декларировании по ДТ N 10702030/200318/0004457, N10702030/200418/0006883, N10702030/200418/0006884, N10702030/030518/0007467, N10702070/250718/0103282 в качестве производителя и отправителя товаров (на условиях CFR Владивосток); идентифицируются с партиями товаров, задекларированными ООО "Викинг" по проверяемым ДТ, а также с инвойсами, представленными ООО "Викинг" при таможенном декларировании и в ходе камеральной таможенной проверки:
- по реквизитам инвойсов (номер и дата);
- по покупателю товаров (ООО "Викинг");
- наименованию и количеству товаров (вес нетто, количество мест);
- номерам контейнеров, пломб;
- наименованию транспортного средства (судна);
- по условиям поставки, за исключением товаров, задекларированных по ДТ N 10702030/130318/0003821, N 10702030/200318/0004456, N 10702030/230318/0004778, N 10702030/230318/0004783, N 10702030/230318/0004808, N 10702030/030518/0007432, N 10702030/080518/0007766, N 10702030/080518/0007767, N 10702070/160718/0097877;
- по реквизитам сертификатов о происхождении формы "А", в которых инвойсы указаны в качестве основания выдачи сертификатов Министерством промышленности и торговли Республики Парагвай;
5) имеют отличия в цене за единицу товара и общей стоимости товаров, номере договора (контракта).
Сведения о товарах, содержащиеся в представленных ГУТКПВТ, ГУБК ФТС России инвойсах от 06.12.2017 N 001-002-0001440, от 20.12.2017 N 001-002-0001443, 001-002-0001446, 001-02-0001449, 001-002-0001460, 001-002-0001469, от 22.12.2017 003-011-0000942, от 29.12.2017 N 001-002-0001463, 001-002-0001473, 001-002-0001477, от 27.12.2017 N 003-011-0001019, 003-011-0001020, от 28.12.2017 N 001-002-0017650, N001-002-0017660, от 02.01.2018 N 003-011-0001047, от 05.01.2018 N 001-002-0017822, 001-002-0001481, 001-002-0001488, 001-002-0001489, от 09.01.2018 N 001-002-0017686, от 15.01.2018 N 001-002-0001505, 001-002-0001510, 001-002-0001511, от 24.01.2018 N 001-002-0018013, 001-002-0018018, 001-002-0018023, от 19.04.2018 N 001-002-0019057, от 03.05.2018 N 005-012-0000306, от 04.05.2018 N 001-002-0001760, от 08.05.2018 N 003-014-0000239, 001-004-0007368, от 09.05.2018;
N 002-004-0006053, от 10.05.2018 N 002-004-0006047, от 21.05.2018 N 002-004-0006077, от 22.05.2018 N 005-012-0000382, от 04.06.2018 N 001-004-0007470, от 02.07.2018 N 001-004-0007551 позволяют однозначно идентифицировать их с товарами, задекларированными ООО "Викинг" по ДТ N 10702030/130318/0003821, N10702030/200318/0004456, N10702030/200318/0004457, N10702030/230318/0004778, N10702030/230318/0004783, N10702030/230318/0004808, N10702030/200418/0006883, N10702030/200418/0006884, N10702030/280418/0007251, N10702030/030518/0007432, N10702030/030518/0007467, N10702030/030518/0007469, N10702030/080518/0007766, N10702030/080518/0007767, 10702070/160718/0097877, N10702070/250718/0103282, N10702070/260718/0104154, N10702070/010818/0107787, N10702070/030818/0109427, N10702070/100818/0113894, N10702070/100818/0113917, N10702070/160818/0117621, N10702070/070918/0130980, N10702070/210918/0140118, и свидетельствуют о фактических обстоятельствах сделки.
По результатам проведенной проверки заявленной обществом таможенной стоимости, посчитав, что сведения, использованные Декларантом при заявлении таможенной стоимости товара, не основаны на достоверной, количественно определенной и документально подтвержденной информации, таможенный орган после выпуска товаров по спорным ДТ приняла решения от 19.11.2020 о внесении изменений (дополнений) в сведения, указанные в спорных ДТ, и доначислила декларанту таможенные платежи с учетом скорректированной таможенной стоимости.
Не согласившись с принятыми решениями о внесении изменений (дополнений) в сведения, указанные в спорных ДТ, посчитав их незаконными и нарушающими права и законные интересы ООО "Викинг" в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, общество обратилось в суд с настоящим заявлением.
Исследовав материалы дела, проверив в порядке статей 266-271 АПК РФ правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, арбитражный суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта на основании следующего.
Согласно части 1 статьи 198, части 4 статьи 200, частям 2 и 3 статьи 201 АПК РФ для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов и их должностных лиц необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствия оспариваемого ненормативного правового акта, решений и действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В статье 104 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза (ТК ЕАЭС) установлено, что товары подлежат таможенному декларированию при их помещении под таможенную процедуру.
В декларации на товары указываются сведения о заявляемой таможенной процедуре, о таможенной стоимости товаров (величина, метод определения таможенной стоимости товаров) и о документах, подтверждающих сведения, заявленные в декларации на товары, указанных в статье 108 ТК ЕАЭС (подпункты 1, 4, 9, пункта 1 статьи 106 ТК ЕАЭС).
В силу пункта 8 статьи 111 ТК ЕЭАС с момента регистрации таможенная декларация становится документом, свидетельствующим о фактах, имеющих юридическое значение.
На основании пунктов 9, 10 статьи 38 ТК ЕАЭС таможенная стоимость товаров и сведения, относящиеся к ее определению, должны основываться на достоверной, количественно определяемой и документально подтвержденной информации. Определение таможенной стоимости товаров не должно быть основано на использовании произвольной или фиктивной таможенной стоимости товаров.
Основой таможенной стоимости ввозимых товаров должна быть в максимально возможной степени стоимость сделки с этими товарами в значении, определенном статьей 39 ТК ЕАЭС (пункт 15 статьи 38 ТК ЕАЭС).
Система оценки ввозимых товаров для таможенных целей, установленная Таможенным кодексом и основанная на статье VII ГАТТ 1994, исходит из их действительной стоимости - цены, по которой такие или аналогичные товары продаются или предлагаются для продажи при обычном ходе торговли в условиях полной конкуренции, определяемой с использованием соответствующих методов таможенной оценки. При этом согласно пункту 15 статьи 38 Таможенного кодекса за основу определения таможенной стоимости в максимально возможной степени должна приниматься стоимость сделки с ввозимыми товарами (первый метод определения таможенной стоимости) (Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 26.11.2019 N 49 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике в связи с вступлением в силу Таможенного кодекса Евразийского экономического союза" (далее - Постановление Пленума ВС РФ N 49).
Как следует из пункта 1 статьи 39 ТК ЕАЭС, таможенной стоимостью ввозимых товаров является стоимость сделки с ними, то есть цена, фактически уплаченная или подлежащая уплате за эти товары при их продаже для вывоза на таможенную территорию Союза и дополненная в соответствии со статьей 40 ТК ЕАЭС, при выполнении следующих условий: отсутствуют ограничения в отношении прав покупателя на пользование и распоряжение товарами, за исключением ограничений, которые: ограничивают географический регион, в котором товары могут быть перепроданы; существенно не влияют на стоимость товаров; установлены актами органов Союза или законодательством государств-членов; продажа товаров или их цена не зависит от каких-либо условий или обязательств, влияние которых на цену товаров не может быть количественно определено; никакая часть дохода или выручки от последующей продажи, распоряжения иным способом или использования товаров покупателем не причитается прямо или косвенно продавцу; покупатель и продавец не являются взаимосвязанными лицами, или покупатель и продавец являются взаимосвязанными лицами таким образом, что стоимость сделки с ввозимыми товарами приемлема для таможенных целей в соответствии с пунктом 4 настоящей статьи.
Одним из правил таможенной оценки является наделение таможенных органов правом убеждаться в достоверности декларирования таможенной стоимости исходя из действительной стоимости ввозимых товаров, которое реализуется в том числе посредством проведения проверок.
Согласно пунктам 1, 2 статьи 331 ТК ЕАЭС таможенная проверка - форма таможенного контроля, проводимая таможенным органом после выпуска товаров с применением иных установленных настоящим Кодексом форм таможенного контроля и мер, обеспечивающих проведение таможенного контроля, предусмотренных настоящим Кодексом, в целях проверки соблюдения лицами международных договоров и актов в сфере таможенного регулирования и (или) законодательства государств-членов о таможенном регулировании. Таможенная проверка заключается в сопоставлении сведений, заявленных в таможенной декларации и (или) содержащихся в представленных таможенным органам документах, и (или) иных сведений, представленных таможенному органу или полученных им в соответствии с настоящим Кодексом или законодательством государств-членов, с документами и (или) данными бухгалтерского учета и отчетности, со счетами и иной информацией, полученной в порядке, установленном настоящим Кодексом или законодательством государств-членов.
На основании пункта 1 статьи 332 ТК ЕАЭС камеральная таможенная проверка проводится путем изучения и анализа сведений, содержащихся в таможенных декларациях и (или) коммерческих, транспортных (перевозочных) и иных документах, представленных проверяемым лицом при совершении таможенных операций и (или) по требованию таможенных органов, документов и сведений государственных органов государств-членов, а также других документов и сведений, имеющихся у таможенных органов и касающихся проверяемого лица.
Статьей 112 ТК ЕАЭС предусмотрено принятие таможенным органом решения о внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные в таможенной декларации, настоящего Кодекса, при завершении проверки таможенных, иных документов и (или) сведений.
Процедура по внесению изменений в сведения таможенной декларации урегулирована Порядком N 289, согласно пункту 11 которого к основаниям для внесения изменений в таможенную декларацию относятся также случаи, выявления по результатам проведенного таможенного контроля (в том числе в связи с обращением) или иного вида государственного контроля (надзора), осуществляемого таможенными органами в пределах своей компетенции в соответствии с законодательством государств-членов необходимости внесения дополнений в сведения, заявленные в ДТ (подпункт 2б").
Согласно материалам дела, в том числе, контракта от 12.01.2016 с соглашением о внесении изменений от 11.03.2016 к контракту, дополнительными соглашениями к контракту от 09.04.2018, от 11.11.2019, инвойсов, стороны внешнеторговых сделок достигли договоренностей о поставке на условиях CFR Владивосток, CFR Восточный, CFR Находка мяса и мясных продуктов, замороженных для реализации и переработки, заявленных к таможенному оформлению по спорным ДТ. Указанная декларантом в ДТ таможенная стоимость товаров была принята таможенным органом, товар выпущен в соответствии с заявленной таможенной процедурой.
Между тем, в рамках таможенной проверки, управлением было выявлено несоответствие заявленных обществом сведений, влияющих на таможенную стоимость товаров.
Из разъяснений пункта 10 действовавшего на дату спорного декларирования Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 12.05.2016 N 18 "О некоторых вопросах применения судами таможенного законодательства" (далее - Постановление Пленума ВС РФ N 18), а также из пункта 13 ныне действующего Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 26.11.2019 N 49 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике в связи с вступлением в силу Таможенного кодекса Евразийского экономического союза" (далее - Постановление Пленума ВС РФ N 49) следует, что при разрешении споров, касающихся правильности определения таможенной стоимости ввозимых товаров, судам следует учитывать, какие признаки недостоверного определения таможенной стоимости были установлены таможенным органом и нашли свое подтверждение в ходе проведения таможенного контроля.
Материалами дела подтверждается, что в рассматриваемом случае основанием для сомнений в достоверности заявленной таможенной стоимости послужили сведения, полученные ФТС России в рамках международного взаимодействия Управления таможенного сотрудничества Федеральной налоговой службы Российской Федерации с таможенной службой Аргентины в рамках действия Соглашения о сотрудничестве и взаимопомощи в таможенных делах, заключенного 14.11.1997 Правительством Российской Федерации и Правительством Аргентинской Республики, а также с Министерством промышленности и торговли Республики Парагвай и с использованием портала Единого экспортного окна Министерства промышленности и торговли Республики Парагвай через представителя ФТС России в Аргентине.
В частности, представленные ФТС России инвойсы идентифицируются с аналогичными представленными обществом при таможенном декларировании товаров сведениями: по реквизитам (номер и дата); наименованию и количеству товара (вес нетто, количество мест); номерам контейнеров, условиям поставки; по реквизитам сертификатов формы "А", в которых инвойсы указаны в качестве основания выдачи сертификатов в Республике Парагвай, содержали иные сведения о цене поставленных покупателю товаров.
В инвойсах, представленных обществом, цена за одну единицу товара указана в размере 3,40 долл. США, тогда как в инвойсах, полученных с использованием портала Единого экспортного окна Министерства промышленности и торговли Республики Парагвай, цена за одну единицу товара указана от 4,50 до 4,70 долл. США. Расхождения по цене товара выявлены по всем товарам, поставленным по спорным ДТ.
Отклоняя возражения апеллянта о необходимости легализации полученных таможней сведений, коллегия исходит из следующего.
Действительно, согласно части 1 статьи 255 АПК РФ документы, выданные, составленные или удостоверенные по установленной форме компетентными органами иностранных государств вне пределов Российской Федерации по нормам иностранного права в отношении российских организаций и граждан или иностранных лиц, принимаются арбитражными судами Российской Федерации при наличии легализации указанных документов или проставлении апостиля, если иное не установлено международным договором Российской Федерации.
Между тем, по смыслу абзацев 3-5 пункта 39 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27.06.2017 N 23 "О рассмотрении арбитражными судами дел по экономическим спорам, возникающим из отношений, осложненных иностранным элементом", легализация иностранного документа необходима для подтверждения источника происхождения доказательства в арбитражном процессе, но не исключает проверки со стороны суда с целью установления правильности содержащихся в нем сведений. В случаях, предусмотренных международными договорами Российской Федерации о правовой помощи, арбитражный суд вправе принимать иностранные официальные документы без консульской легализации.
При этом арбитражный суд также принимает иностранные документы, без их легализации в случаях, предусмотренных Гаагской Конвенцией, отменяющей требования легализации иностранных официальных документов от 05.10.1961 (далее по тексту - Конвенция).
В силу статьи 1 Конвенции ее действие не распространяется на документы, совершенные дипломатическими и консульскими агентами, а также на административные документы, имеющие отношение к коммерческой или таможенной операции, что имеется в данном случае.
Как усматривается из материалов дела, представителем ФТС России в Аргентинской Республике был направлен запрос в адрес Управления внешней торговли Министерства промышленности и торговли Республики Парагвай относительно статуса Портала Единого Окна для Экспортеров (VUE).
Согласно ответу Генерального директора Управления внешней торговли Министерства промышленности и торговли Республики Парагвай от 07.03.2019 (л.д. 64, том 1) документы, размещаемые на Портале, соответствуют оригиналам документов, выдаваемых фирмам-экспортерам.
По изложенному, полученные документы от Министерства промышленности и торговли Республики Парагвай правомерно использовались таможенным органом при проверке заявленной декларантом стоимости товаров по спорной поставке.
Кроме того, ФТС России, а также Представительства (представители) таможенной службы Российской Федерации за рубежом осуществляют международную деятельность в соответствии с порядком, определенным "международными договорами и актами в сфере таможенного регулирования, входящими в право Евразийского экономического союза, и (или) законодательством государств-членов" (согласно Решению Коллегии Евразийской экономической комиссии от 27.03.2018 N 42 "Об особенностях проведения таможенного контроля таможенной стоимости товаров, ввозимых на таможенную территорию Евразийского экономического союза"), а именно, международными договорами Российской Федерации о сотрудничестве и взаимной помощи в таможенных делах, а также Положением об организации и порядке осуществления международной деятельности ФТС России, утвержденным приказом ФТС России от 27.09.2012 N 1948, определяющим основные принципы организации, координации и контроля международной деятельности ФТС России, распределение полномочий в сфере ведения международной деятельности и организацию ее планирования.
Так, согласно подпункту "в" пункта 2 статьи 2 Соглашения о сотрудничестве и взаимопомощи в таможенных делах, заключенного 14.11.1997 Правительством Российской Федерации и Правительством Аргентинской Республики, стороны через свои таможенные службы в соответствии с условиями настоящего Соглашения по запросу оказывают друг другу содействие в предоставлении информации для использования в целях применения и соблюдения таможенного законодательства.
Аналогичное Соглашение заключено 10.12.2019 между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Парагвай о сотрудничестве и взаимной помощи в таможенных делах.
Стороны этого Соглашения также осуществляют обмен информацией в целях обеспечения соблюдения положений настоящего Соглашения.
Согласно названным соглашениям указанные таможенные службы по собственной инициативе или по запросу представляет таможенной службе государства другой Стороны информацию, способствующую проведению таможенного контроля за достоверностью сведений о товарах, представляемых при декларировании товаров, в том числе о таможенной стоимости товаров и их классификации в соответствии с товарной номенклатурой.
Кроме того, относительно легализации документов МИД Российской Федерации разъяснил, что в соответствии с признанной мировой практикой документы, в действительности имеющие прямое отношение к коммерческим или таможенным операциям, не являются предметом легализации (письмо МИД России от 25.10.2012 N 33085/пд).
Довод общества на несоответствие обстоятельств определения таможенной стоимости по методу стоимости сделки с ввозимыми товарами, принятое таможенным органом по результатам камеральной таможенной проверки, поскольку, по мнению апеллянта, материалы камеральной таможенной проверки, судебного дела, не содержат сведений, подтверждающих согласование сторонами сделки цены товара, указанной таможенным органом в обжалуемых решениях судебной коллегией отклоняется.
Указание декларанта на обстоятельство фактической оплаты поставок по цене, согласованной в представленных им коммерческих документах на товар, критически оценивается коллегией суда, так как названная цена не может быть сопоставима с суммами, обозначенными в инвойсах, полученных таможней в рамках международного сотрудничества.
Соответственно, при их несовпадении нельзя достоверно утверждать, что цена товаров подтверждена обществом должным образом.
Учитывая указанные обстоятельства, суд считает, что таможенный орган правомерно пришел к выводу о том, что заявленные обществом при декларировании товаров сведения и представленные к таможенному оформлению документы могут являться недостоверными либо должным образом не подтверждены.
Оценивая корректировку таможенной стоимости товара по спорным ДТ с применением в рамках метода по стоимости сделки ввозимыми товарами, суд следует установленным статье 38 ТК ЕАЭС правилам определения таможенной стоимости товара, учитывая, что отсутствие в представленном декларантом в ходе таможенного оформления спорных товаров в пакете документов достоверного документального подтверждения определения величины задекларированной в спорной ДТ таможенной стоимости не позволяло взять за основу величину задекларированной изначально стоимости рассматриваемых внешнеэкономических сделок. В то же время сомнений в формировании структуры таможенной стоимости у таможенного управления не возникло.
Корректировка таможенной стоимости произведена таможней в рамках первого метода таможенной оценки с определением стоимостной основы задекларированных заявителем товаров с применением действительных цен партий товаров, указанных в полученных в рамках международного сотрудничества инвойсах, что не противоречит положениям статей 38, 39 ТК ЕАЭС.
В связи с указанным, у таможенного органа имелись законные основания для внесения изменений в спорные ДТ, поэтому принятые им по итогам таможенного контроля решений от 19.11.2020 соответствуют статье 112 ТК ЕАЭС и Порядку N 289.
При таких условиях, суд первой инстанции, руководствуясь частью 3 статьи 201 АПК РФ, правомерно отказал в удовлетворении требований заявителя.
В силу изложенного, решение арбитражного суда по существу спора соответствует примененным судом нормам права, регулирующим спорные правоотношения, и установленным фактическим обстоятельствам спора
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ безусловными основаниями для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Следовательно, оснований для отмены обжалуемого решения арбитражного суда и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
На основании статьи 110 АПК РФ расходы по уплате государственной пошлины по апелляционной жалобе в размере 1 500 рублей относятся на заявителя.
Руководствуясь статьями 258, 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Приморского края от 02.08.2021 по делу N А51-2090/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Приморского края в течение двух месяцев.
Председательствующий |
Е.Л. Сидорович |
Судьи |
А.В. Пяткова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А51-2090/2021
Истец: ООО "Викинг"
Ответчик: Дальневосточное таможенное управление