г. Санкт-Петербург |
|
26 октября 2021 г. |
Дело N А56-43709/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 19 октября 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 26 октября 2021 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Семеновой А.Б.
судей Горбачевой О.В., Зотеевой Л.В.
при ведении протокола судебного заседания: Хариной И.С.
при участии:
от заявителя: Титова А.В. по доверенности от 23.07.2021
от заинтересованного лица: Дмитриева Т.С. по доверенности от 05.10.2021
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-30211/2021) ЖСК "ЦДС" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 15.07.2021 по делу N А56-43709/2021, принятое
по заявлению ЖСК "ЦДС"
к Комитету государственного жилищного надзора и контроля Ленинградской области
об оспаривании предписания
УСТАНОВИЛ:
Жилищно-строительный кооператив "Центр долевого строительства" (ОГРН: 5067847114990, адрес: 197198, Санкт-Петербург, пр-кт Добролюбова, д. 8, лит. А, пом. 1-Н, оф. 715; далее - заявитель, Кооператив, ЖСК "ЦДС") обратился в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением к Комитету государственного жилищного надзора и контроля Ленинградской области (ОГРН: 1147847555107, адрес: 191311, Санкт-Петербург, ул. Смольного, д. 3; далее - заинтересованное лицо, Комитет) об оспаривании предписания N 38 от 26.02.2021.
Решением от 15.07.2021 суд первой инстанции в удовлетворении заявленных требований отказал.
Не согласившись с решением суда, ЖСК "ЦДС" обратилось в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда, принять по делу новый судебный акт. В обоснование апелляционной жалобы Кооператив указывает на неисполнимость вынесенного в его адрес предписания
В судебном заседании представитель Кооператива поддержал доводы апелляционной жалобы, представитель Комитета возражал против удовлетворения апелляционной жалобы по мотивам, изложенным в отзыве.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены в апелляционном порядке.
Как установлено материалами дела, на основании распоряжения от 20.01.2021 N 38 Комитетом в отношении ЖСК "ЦДС" проведена внеплановая документарная проверка, по результатам которой установлен факт нарушений лицензионных требований, а именно:
- ЖСК "ЦДС" не представлены протоколы общего собрания (конференции) членов ЖСК "ЦДС" от 26.06.2017 N N 10, 11 предусмотренный частью 4 статьи 117 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ);
- Не подтверждена законность избрания делегатов высшего органа управления кооператива (конференции), что предусмотрено статьями 115-117 ЖК РФ, пунктом 8.16 устава ЖСК "ЦДС";
- Не представлены документы, удостоверяющие личность инициатора конференции, копия, оригиналы для ознакомления;
- Не представлены документы, подтверждающие вступление инициатора в члены ЖСК "ЦДС";
- Не представлен реестр членов ЖСК "ЦДС";
- Не представлен реестр вручения членам ЖСК "ЦДС" уведомлений о проведении 26.06.2017 конференции (или документы, подтверждающие иной способ уведомления о проведении конференции)
- Не представлен список членов ЖСК "ЦДС", присутствовавших на конференции;
- Не представлены доверенности (или их копии) или иные документы (их копии), удостоверяющие полномочия представителей членов ЖСК "ЦДС", присутствовавших на конференции;
- Не представлены документы, подтверждающие соблюдение порядка созыва конференции ЖСК "ЦДС".
26.02.2021 Комитетом вынесено Предписание N 38 об обязании предоставить протокол конференции ЖСК "ЦДС" от 26.06.2017 N 10, 11 с приложениями, обеспечить подтверждение законности избрания делегатов конференции ЖСК. Срок исполнения до 31.05.2021.
Не согласившись с вынесенным предписанием, Кооператив обратился в арбитражный суд с заявлением.
Суд первой инстанции пришел к выводу о законности предписания Комитета, в связи с чем в удовлетворении заявленных требований отказал.
Исследовав материалы дела, доводы апелляционной жалобы и отзыва на апелляционную жалобу, выслушав представителей сторон, суд апелляционной инстанции приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены решения суда в виду следующего.
В соответствии со статьей 20 ЖК РФ, Положением о комитете, утвержденным постановлением правительства Ленинградской области от 10.01.2014 N 1, комитет имеет право в рамках осуществления полномочий по государственному региональному жилищному надзору осуществлять проверку соблюдения требований законодательства при проведении и оформлении результатов общего собрания (конференции) членов жилищно-строительных кооперативов.
Указанная проверка проводится в виде документарной проверки путем исследования протокола общего собрания с обязательными приложениями.
В соответствии с частью 1 статьи 7 ЖК РФ в части распространения требований об оформлении общих собраний собственников помещений в многоквартирных домах, на общие собрания членов (конференций) ЖСК, в соответствии с п. 19 Требований к оформлению протоколов общих собраний, утвержденных приказом Минстроя России от 25.12.2015 N 937/пр и действовавших до 04.03.2019, п. 20 Требований к оформлению протоколов общих собраний, утвержденных приказом Минстроя России от 28.01.2019 N 44/пр и действующих с 04.03.2019, обязательными приложениями к протоколу общего собрания являются:
а) реестр собственников помещений в многоквартирном доме, содержащий сведения о собственниках всех помещений в многоквартирном доме с указанием фамилии, имени, отчества (последнее - при наличии) собственников - физических лиц, полного наименования и ОГРН собственников - юридических лиц, номера принадлежащих им на праве собственности помещений в многоквартирном доме (при наличии), реквизиты документов, подтверждающих их право собственности на указанные помещения, сведения о форме собственности в отношении каждого из указанных помещений, сведения о площади каждого помещения в многоквартирном доме и о доле в праве собственности на такие помещения, принадлежащей каждому из их собственников;
б) копия текста сообщения о проведении общего собрания;
в) документы (копии документов), подтверждающие направление, вручение сообщения о проведении общего собрания собственникам помещений в многоквартирном доме либо его размещение в помещении данного дома, определенном решением общего собрания и доступном для всех собственников помещений в данном доме, или в системе в соответствии с частью 4 статьи 45, частью 2 и 3 статьи 47.1 ЖК РФ;
г) списки присутствующих и приглашенных лиц;
д) документы (их копии), удостоверяющие полномочия представителей присутствующих и приглашенных лиц;
е) документы, рассмотренные общим собранием в соответствии с повесткой дня общего собрания;
ж) письменные решения (бюллетени) собственников помещений и их представителей, принявших участие в проведенном общем собрании, которые должны содержать сведения, позволяющие идентифицировать лиц, заполнивших их (для физических лиц - сведения, предусмотренные подпунктом "а" пункта 13 Требований, для юридических лиц - сведения, предусмотренные подпунктом "б" пункта 13 настоящих Требований), дату их заполнения, а также сведения о волеизъявлении собственников помещений и их представителей.
Из материалов дела следует и судом первой инстанции установлено, что согласно пункту 1.1 Устава, ЖСК создано как добровольное объединение граждан на основе членства в целях удовлетворения потребностей участников, осуществляемое путем объединения его членами паевых взносов.
Пунктом 8.1 Устава предусмотрено формирование Конференции ЖСК, являющейся высшим органом управления (ч. 1, 2 ст. 116 ЖК РФ). Таким образом, конференция ЖСК является высшим органом управления ЖСК.
Конференция ЖСК вправе рассматривать вопросы, отнесенные к компетенции общего собрания членов ЖСК в соответствии со ст. 116 ЖК РФ, включая утверждение взносов на содержание общего имущества собственников в МКД, принятие решения об утверждении Устава ЖСК, о ликвидации или реорганизации ЖСК, избрании членов Правления ЖСК и др.
При таких обстоятельствах конференция ЖСК принимаемыми решениями оказывает значительное влияние, обеспечивая принятие решений по вопросам управления МКД, которые затрагивают интересы как членов ЖСК, так и собственников помещений, не являющихся членами ЖСК.
Делегаты Конференции ЖСК избираются общим собранием членов ЖСК из числа членов ЖСК по представлению Председателя Правления ЖСК до момента, когда число членов ЖСК превысит 50 членов (п. 8.17 Устава ЖСК).
Конференция ЖСК созывается Правлением ЖСК по собственной инициативе, по заявленному в Правление требованию Председателя Правления, Ревизора ЖСК, группы членов ЖСК численностью не менее 1/2 от общего числа членов ЖСК (п. 8.9.1 Устава ЖСК).
Согласно пункту 2 Порядка передачи копий решений и протоколов общих собраний собственников помещений в многоквартирных домах в уполномоченные органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие государственный жилищный надзор, утвержденного Приказом Минстроя России от 25.12.2015 N 937/пр, действовавшего до 04.03.2019, правление жилищно-строительного кооператива обязано направить копии решений и протоколов общего собрания собственников помещений, представленных им в соответствии с частью 1 статьи 46 ЖК РФ, лицом, инициировавшим общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме (далее - копии решений, протокола), в орган государственного жилищного надзора субъекта Российской Федерации, на территории которого находится многоквартирный дом, собственники помещений в котором проводили общее собрание.
Согласно пункту 3 указанного Порядка, Передача копий решений, протокола осуществляется в течение пяти дней с момента получения правлением жилищно-строительного кооператива от лица, инициировавшего общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме, данных копий. Передача копий решений, протокола должна осуществляться способами, позволяющими подтвердить факт и дату ее получения органом государственного жилищного надзора, а также путем размещения в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства (далее - система) электронных образов решений, протокола в электронной форме.
С 11.01.2018 направлению в Комитет подлежат подлинники таких решений и протоколов.
Судом первой инстанции установлено, что в Комитет протоколы общего собрания (конференции) членов ЖСК "ЦДС" от 26.06.2017 N N 10, 11 представлены не были.
Доказательств размещения в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства копии протокола в материалы дела не представлено.
Довод подателя апелляционной жалобы о неисполнимости предписания Комитета ввиду того, что подлинники протоколов, а также истребуемых приложений к ним не сохранились, рассмотрен судом первой инстанции и обоснованно им отклонен.
Как правомерно указал суд первой инстанции, специальных сроков хранения протоколов общих собраний (конференций) жилищно-строительных кооперативов действующим законодательством не предусмотрено, в связи с чем при решении данного вопроса надлежит руководствоваться законодательством об архивном деле.
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 4 и ч. 3 ст.6 Федерального закона от 22.10.2004 N 125-ФЗ "Об архивном деле в Российской Федерации" приказом Минкультуры России от 25.08.2010 N 558 утвержден Перечень управленческих архивных документов, образующихся в процессе деятельности государственных органов, органов местного самоуправления и организаций, с указанием сроков хранения (действовал до 17.02.2020), в соответствии с п. 18 которого протоколы общих собраний пайщиков, собраний, сходов граждан подлежат постоянному хранению.
Указанный приказ действовал в период проведения конференции ЖСК от 26.06.2017 и оформления ее результатов.
В настоящее время сроки хранения таких документов также определены как постоянные на основании п. 18 Приказа Росархива от 20.12.2019 N 236 "Об утверждении Перечня типовых управленческих архивных документов, образующихся в процессе деятельности государственных органов, органов местного самоуправления и организаций, с указанием сроков их хранения".
Состав технической и иной документации на многоквартирный дом закреплен в пунктах 24, 26 Правил N 491, а также в пунктах 1.5.1, 1.5.3 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Госстроя Российской Федерации от 27.09.2003 N 170.
Из буквального прочтения подпункта д(3) пункта 26 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491, усматривается, что в состав иных документов, связанных с управлением многоквартирным домом, включаются также оригиналы решений и протоколов общих собраний собственников помещений в многоквартирном доме.
В соответствии с пунктом 27 Правил N 491 ответственные лица обязаны в установленном законодательством Российской Федерации порядке принимать, хранить и передавать техническую документацию на многоквартирный дом и иные документы, вносить в них необходимые изменения, связанные с управлением общим имуществом.
Истребование данных документов осуществляется в целях защиты прав и законных интересов собственников помещений в МКД, членов ЖСК, поскольку в случае выявления соответствующих нарушений комитет на основании ст. 20 ЖК РФ имеет право обратиться в суд с требованием о признании решений конференции ЖСК недействительными.
Суд апелляционной инстанции считает необходимым указать на то, что отсутствие документации на дом у управляющей организации не освобождает ее от исполнения обязанности по хранению технической и иной документации и передаче ее надзорному органу. В случае отсутствия необходимой документации управляющая организация обязана за свой счет восстановить утраченную документацию.
При изложенных обстоятельствах, суд первой инстанции обоснованно отказал в удовлетворении заявленного Кооперативом требования.
Доводы апелляционной жалобы отклоняются апелляционным судом, как несостоятельные, необоснованные и не опровергающие правомерные выводы суда первой инстанции, изложенные в обжалуемом решении.
Принимая во внимание, что судом правильно установлены обстоятельства дела, в соответствии со статьей 71 АПК РФ исследованы и оценены имеющиеся в деле доказательства, применены нормы материального права, подлежащие применению в данном споре, и нормы процессуального права при рассмотрении дела не нарушены, обжалуемое решение суда является законным и обоснованным и отмене не подлежит.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 15 июля 2021 года по делу N А56-43709/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу Жилищно-строительного кооператива "Центр долевого строительства" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
А.Б. Семенова |
Судьи |
О.В. Горбачева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-43709/2021
Истец: Жилищно-строительный кооператив "Центр Долевого строительства"
Ответчик: КОМИТЕТ ГОСУДАРСТВЕННОГО ЖИЛИЩНОГО НАДЗОРА И КОНТРОЛЯ ЛЕНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ