г. Самара |
|
26 октября 2021 г. |
Дело N А65-9413/2021 |
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе
судьи Буртасовой О.И., без вызова сторон,
рассмотрев апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Производственно-коммерческая фирма "Алиса" на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 19 июля 2021 года принятое путем подписания судьей резолютивной части (мотивированное решение изготовлено 23.08.2021) по делу N А65-9413/2021 (судья Абдуллаев А.Г.) рассмотренному в порядке упрощенного производства
по иску общества с ограниченной ответственностью "Гринта", г. Казань (ОГРН 1161650054719, ИНН 1650326509) к обществу с ограниченной ответственностью "Производственно-коммерческая фирма "Алиса", Елабужский район (ОГРН 1091650007690, ИНН 1650194637) о взыскании суммы долга в размер 217 527 руб. 72 коп., расходов по оплате государственной пошлины в размере 7 351 руб.,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Гринта" (далее - истец), обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан с исковым заявлением к обществу с ограниченной ответственностью "Производственно-коммерческая фирма "Алиса" (далее по тексту - ответчик), о взыскании суммы долга в размер 217 527 руб. 72 коп.
Дело рассматривается в порядке упрощенного производства по правилам, предусмотренным главой 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 19 июля 2021 года принятым путем подписания судьей резолютивной части иск удовлетворен. ответчика в пользу истца взыскано 217 527 руб. 72 коп. задолженности по оплате оказанных услуг по обращению с ТКО, 7 351 руб. в возмещение расходов по оплате государственной пошлины.
Мотивированное решение изготовлено 23.08.2021.
Не согласившись с принятым судебным актом, ответчик обратился с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение Арбитражного суда Республики Татарстан от "19"июля 2021 г. по делу N А65-9413/2021 о взыскании задолженности полностью и принять новый судебный акт, отказав в удовлетворении исковых заявлений в полном объеме.
В качестве доводов апелляционной жалобы ее заявитель ссылается на неполное выяснение судом обстоятельств, имеющих значение для дела, нарушение норм материального и процессуального права.
В обоснование апелляционной жалобы ответчик ссылался на то, что подписанные истцом в одностороннем порядке акты не являются доказательством оказания услуг. Договор в адрес ответчика не направлялся, также не направлялись документы об оказании услуг, счета на оплату оказанных услуг в связи с чем заявитель считает, что истцом нарушены условия типового договора. Направив документы о якобы оказанных услугах за период 2019-2020 год лишь в 2021 году Истец лишил Ответчика возможности опровергнуть факт оказания услуг либо иным образом проверить данное обстоятельство.
Информация о принятии апелляционной жалобы к производству, движении дела размещена арбитражным судом на официальном сайте Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда в сети Интернет по адресу: www.11aas.arbitr.ru в соответствии с порядком, установленным статьей 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом о принятии жалобы к производству и необходимости предоставления отзыва в установленный судом срок 23.09.2021, а также о том, что постановление будет принято судьей единолично без вызова сторон и без проведения судебного заседания в двухмесячный срок со дня поступления жалобы в суд апелляционной инстанции путем направления определения и размещения информации в Картотеке арбитражных дел на общедоступном сайте в сети интернет: http://kad.arbitr.ru.
От истца поступили возражения на апелляционную жалобу, в которых просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.
С учетом разъяснений, содержащихся в пунктах 47, 49 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 18 апреля 2017 года N 10 "О некоторых вопросах применения судами положений Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации об упрощенном производстве" апелляционная жалоба рассмотрена судьей единолично без осуществления протоколирования и без составления резолютивной части постановления.
Апелляционная жалоба рассматривается в порядке, установленном главной 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Законность и обоснованность судебного решения, принятого по делу Арбитражным судом Республики Татарстан, проверена Одиннадцатым арбитражным апелляционным судом в соответствии с требованиями статей 268 - 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В соответствии с ч. 1 ст. 24.6 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее по тексту - Федеральный закон N 89-ФЗ) сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов на территории субъекта Российской Федерации обеспечиваются одним или несколькими региональными операторами в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами и территориальной схемой обращения с отходами.
Согласно ч. 4 ст. 24.6 Федерального закона N 89-ФЗ юридическому лицу присваивается статус регионального оператора и определяется зона его деятельности на основании конкурсного отбора, который проводится уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
По результатам конкурсного отбора, проведенного Министерством строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Республики Татарстан, общество с ограниченной ответственностью "Гринта" признано региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами по Восточной зоне деятельности регионального оператора на территории Республики Татарстан.
Таким образом, общество с ограниченной ответственностью "Гринта" является региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами по Восточной зоне деятельности регионального оператора на территории Республики Татарстан, в которую входят 22 муниципальных района Республики Татарстан
В соответствии с п. 4 ст. 24.7 Федерального закона от 24.06.1998 N 89- ФЗ "Об отходах производства и потребления" собственники ТКО обязаны заключить договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются твердые коммунальные отходы и находятся места их накопления.
Согласно п. 8 (17) Постановления Правительства РФ от 12.11.2016 N 1156 "Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 25 августа 2008 г. N 641" 20.12.2018 г. Ответчиком было опубликовано предложение о заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами и текст типового договора на официальном сайте http://greenta.su/. 28.12.2018 Истцом было размещено предложение о заключении договора в форме публичной оферты о заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами в газетах "Ватаным Татарстан" и "Республика Татарстан".
Пунктом 8 (1) Постановления N 1156 от 12.11.2016 установлено, что региональный оператор осуществляет обращение с ТКО на основании договоров, заключенных с собственниками, владельцами либо уполномоченными законом лицами зданий, строений, помещений, в которых образуются ТКО. Основанием для заключения договора на оказание услуг по обращению с ТКО в силу пункта 8 (4) Постановления N 1156 от 12.11.2016 г., является заявка потребителя или его законного представителя в письменной форме на заключение такого договора, подписанная потребителем или лицом, действующим от имени потребителя на основании доверенности (далее - заявка потребителя), либо предложение регионального оператора о заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами.
Согласно пунктам 8 (11) и 8 (12) Постановления N 1156 от 12.11.2016 потребитель в течение 15 рабочих дней со дня поступления 2 экземпляров проекта договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами обязан их подписать и направить 1 экземпляр договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами региональному оператору либо направить мотивированный отказ от подписания указанного проекта договора с приложением к нему предложений о внесении изменений в такой проект в части, не противоречащей законодательству Российской Федерации. Иначе договор считается заключенным на условиях типового договора по цене, указанной региональным оператором в указанном проекте договора, направленном в соответствии с пунктом 8 (10) Постановления N 1156 от 12.11.2016.
На основании статьи 426 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) публичный договор является одним из видов договоров, в соответствии с которым одна сторона принимает на себя обязательство по оказанию услуг в отношении неопределенного круга лиц, обратившимся с запросом на предоставление данных услуг.
Публичный договор не требует оформления на бумаге и его последующего подписания сторонами, обладает юридической силой в силу совершения сторонами определенных действий, указывающих на волеизъявление вступить в договорные отношения. Публикация (размещения) текста публичного договора на официальном сайте компании, является публичным предложением (офертой) компании, адресованное широкому кругу лиц с целью оказания определенных видов услуг.
Из пункта 2 информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 05.05.1997 N 14 "Обзор практики разрешения споров, связанных с заключением, изменением и расторжением договоров" следует, что незаключение сторонами договора в письменной форме не освобождает лиц, обязанных заключить договор на оказание услуг по обращению с ТКО с Региональным оператором, от оплаты соответствующих услуг с даты начала их фактического исполнения.
Следовательно, между истцом и ответчиком заключен типовой договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами N МУБП-021211 от 01.01.2019, по которому истец взял на себя обязательства принимать твердые коммунальные отходы в объеме и в месте, которые определены в договоре и обеспечить их транспортировку, обработку, обезвреживание, захоронение, а ответчик - указанные услуги принять и оплатить.
Согласно п. 4 договора дата начала оказания услуг по обращению с ТКО - 01.01.2019.
Стоимость услуг определена п.5 договора и определяется единым тарифом на услугу регионального оператора - 439 руб. 03 коп. за 1 куб.м.
В соответствии п. 6 договора (с учетом протокола разногласий) потребитель оплачивает услуги в срок до 10-го числа месяца, следующего за расчетным.
Во исполнение условий договора, за период с 01.01.2019 по 31.12.2020 истец оказал ответчику услуги по вывозу ТКО, о чем свидетельствуют подписанные со стороны истца акты оказанных услуг.
Обязательства по оплате ответчиком не исполнены.
Претензии N ЮО-463 от 15.03.2021 и NЮО-634/4 от 08.04.2021, направленные истцом в адрес ответчика с требованием оплатить долг, оставлены последним без удовлетворения, что в свою очередь послужило основанием для обращения истца в суд с иском к ответчику.
Признав требования обоснованными, суд первой инстанции удовлетворил иск. Повторно рассмотрев дело, апелляционный суд не усматривает оснований для отмены обжалуемого судебного акта в связи со следующим.
Как верно установлено судом первой инстанции, правовое регулирование спорных правоотношений предусмотрено нормами главы 39 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Частью 1 ст. 779 ГК РФ предусмотрено, что по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги.
На основании части 1 статьи 781 ГК РФ заказчик обязан оплатить оказанные ему услуги в сроки и в порядке, которые указаны в договоре возмездного оказания услуг.
Удовлетворяя иск, суд первой инстанции исходил из доказанности факта оказания истцом услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, признав правильным расчет истца, произведенный исходя из нормативов накопления ТКО.
Приведенные в апелляционной жалобе доводы о том, что договор между сторонами не был заключен и услуги не оказывались, были заявлены ответчиком в ходе рассмотрения дела судом первой инстанции, судом таким доводам дана надлежащая оценка, и данные доводы правомерно отклонены в силу следующего.
Незаключение сторонами договора в письменной форме не освобождает лиц, обязанных заключить договор на оказание услуг по обращению с ТКО с Региональным оператором, от оплаты соответствующих услуг с даты начала их фактического исполнения (пункт 2 информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 05.05.1997 N 14 "Обзор практики разрешения споров, связанных с заключением, изменением и расторжением договоров", пункт 3 статьи 438, статья 781 ГК РФ). Аналогичные выводы содержатся в Постановлении Арбитражного суда Поволжского округа от 28 мая 2021 г. Ф06-4595/21 по делу N А65-20817/2020.
Согласно Постановлению Правительства РФ от 12.11.2016 N 1156 потребитель в течение 15 рабочих дней со дня размещения региональным оператором предложения о заключении договора на оказание услуг по обращению с ТКО направляет региональному оператору заявку. В случае, если потребитель не направил региональному оператору заявку, то договор считается заключенным на условиях типового договора и вступившим на 16-й рабочий день после размещения региональным оператором предложения о заключении указанного договора на своем официальном сайте в информационнотелекоммуникационной сети "Интернет".
В соответствии с вышеуказанными нормами на условиях типовой формы, между истцом и ответчиком был заключен договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами N МУБП-021211 от 01.01.2019, по условиям которого, истец взял на себя обязательства принимать твердые коммунальные отходы в объеме и в месте, которые определены в договоре и обеспечить их транспортировку, обработку, обезвреживание, захоронение, а ответчик - указанные услуги принять и оплатить. В пункте 4 договора стороны установили дату начала оказания услуг: с 01.01.2019.
В силу своей публичности договор с региональным оператором в зоне деятельности считается заключенным 01.01.2019 вне зависимости от соблюдения формальных условий его заключения и подписи потребителя. Вне зависимости от даты заключения договора услуги регионального оператора согласно действующему законодательству Российской Федерации, оказываемые потребителю, подлежат оплате с 01.01.2019.
Ссылка ответчика о наличии между сторонами только договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами N ПКБП-000137 не относится к существу рассматриваемого спора.
Доводы о том, что односторонние акты не являются доказательством оказания услуг, направлены только в 2021 г. не могут повлечь отмену обжалуемого решения.
Из материалов дела следует, что акты оказанных услуг направлялись истцом в адрес ответчика, и их получение ответчиком не оспаривается.
При этом доказательств направления истцу мотивированных возражений по поводу качества, объемов и стоимости оказанных услуг, указанных в спорных актах, ответчик не представил.
Как следует из пункта 14 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 51 от 24.01.2000 "Обзор практики разрешения споров по договору строительного подряда" (которое подлежит применению в данном случае по аналогии), односторонний акт приемки результата работ является доказательством исполнения подрядчиком обязательства по договору, и при отказе заказчика от оплаты на суд возлагается обязанность рассмотреть доводы заказчика, обосновывающие его отказ от подписания акта приемки результата работ.
Исследовав и оценив представленные сторонами в обоснование своих доводов и возражений документы, суд первой апелляционной инстанции считает, что мотивы отказа ответчика от подписания спорных актов являются необоснованными, в связи с чем оснований для признания их недействительными не имеется.
Таким образом, представленные истцом односторонние акты являются надлежащими доказательствами, удостоверяющими факт оказания истцом услуг ответчику в период с 01.01.2019 по31.12.2020.
По существу, доводы заявителя апелляционной жалобы повторяют возражения ответчика, заявленные в суде первой инстанции, однако не опровергают их и не содержат фактов, которые не были бы проверены, или не учтены судом при рассмотрении дела, и имели бы значение для вынесения судебного акта по существу, влияли бы на его обоснованность и законность либо опровергли выводы суда, в связи с чем, признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными.
Каких-либо новых обстоятельств, которые могли бы повлиять на законность и обоснованность судебного акта, в апелляционной инстанции не установлено.
Суд первой инстанции оценил все имеющиеся в деле доказательства в их совокупности, установил имеющие значение для дела обстоятельства, сделал правильные выводы из установленных фактических обстоятельств о взаимоотношениях сторон.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по уплате государственной пошлины по апелляционной жалобе подлежат отнесению на заявителя жалобы.
Руководствуясь статьями 101, 110, 268 - 271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 19 июля 2021 года принятое путем подписания судьей резолютивной части (мотивированное решение изготовлено 23.08.2021) по делу N А65-9413/2021 рассмотренному в порядке упрощенного производства, оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа.
Судья |
О.И. Буртасова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А65-9413/2021
Истец: ООО "Гринта", ООО "Гринта", г.Казань
Ответчик: ООО "ПКФ Алиса", Елабужский район
Третье лицо: Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд