г. Владимир |
|
27 октября 2021 г. |
Дело N А39-6668/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 20.10.2021.
Постановление в полном объеме изготовлено 27.10.2021.
Первый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего судьи Москвичевой Т.В.,
судей Гущиной А.М., Кастальской М.Н.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Борзовой Э.Н.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Межрегионального территориального управления Федерального агентства по Управлению государственным имуществом в Республике Мордовия, Республике Марий Эл, Чувашкой Республике и Пензенской области на решение Арбитражного суда Республики Мордовия от 23.08.2021 по делу N А39-6668/2021, принятое по заявлению администрации городского округа Саранск о признании недействительным решения Межрегионального территориального управления Федерального агентства по Управлению государственным имуществом в Республике Мордовия, Республике Марий Эл, Чувашкой Республике и Пензенской области от 12.04.2021 N13-ИВ/4729.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы, явку полномочного представителя в судебное заседание не обеспечили.
Изучив материалы дела, Первый арбитражный апелляционный суд установил следующее.
Администрация городского округа Саранск (далее по тексту - Администрация) в соответствии со статьями 39.30 и 39.31 Земельного кодекса Российской Федерации обратилась в Межрегиональное территориальное управление Федерального агентства по Управлению государственным имуществом в Республике Мордовия, Республике Марий Эл, Чувашкой Республике и Пензенской области (далее по тексту- Управление) с заявлением о передаче земельного участка с кадастровым номером 13:23:1004132:135 площадью 6 937 кв. м, расположенного по адресу: Республика Мордовия, г. Саранск, ул. Терешковой, д. 65, из федеральной собственности в муниципальную собственность.
Вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Республики Мордовия от 26.01.2021 по делу N А39-5707/2020 бездействие Управления, выразившегося в не рассмотрении в срок заявления Администрации от 10.09.2020 N 3859-ОГ признано незаконным. Суд обязал Управление не позднее чем в течение одного месяца с момента вступления судебного акта в законную силу принять и направить заявителю решение о безвозмездной передаче земельного участка с кадастровым номером 13:23:1004132:135 площадью 6937 кв. м, расположенного по адресу: Республика Мордовия, г. Саранск, ул. Терешковой, д. 65, из федеральной собственности в муниципальную собственность городского округа Саранск или решение об отказе в безвозмездной передаче вышеуказанного земельного участка из федеральной собственности в муниципальную собственность городского округа Саранск.
Управление во исполнение данного решения суда письмом от 12.04.2021 N 13-ИВ/4729 отказало в безвозмездной передаче в муниципальную собственность земельного участка с кадастровым номером 13:23:1004132:135 площадью 6937 кв. м, расположенного по адресу: Республика Мордовия, г. Саранск, ул. Терешковой, д. 65.
Не согласившись с указанным решением, Администрация обратилась в Арбитражный суд Республики Мордовия с заявлением о признании его недействительным и об обязании Управления принять решение о безвозмездной передаче из федеральной собственности в муниципальную собственность городского округа Саранск земельного участка с кадастровым номером 13:23:1004132:135 площадью 6937 кв. м, расположенного по адресу: Республика Мордовия, г. Саранск, ул. Терешковой, д. 65.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен Воронин Алексей Геннадьевич.
Решением от 23.08.2021 заявленные требования удовлетворены.
В апелляционной жалобе Управление ссылается на нарушение норм материального права.
Указывает, что в целях исключения земельных участков, не подлежащих безвозмездной передаче в муниципальную собственность, и согласно статье 39.30 Земельного кодекса Российской Федерации Управлением сделаны запросы в Фонд РЖС и субъектам естественных монополий о потребности в спорном земельном участке (исх. от 20.11.2020 N 13-ИВ/13288, от 20.11.2020 N 13-ИВ/13289). Согласно реестру субъектов естественных монополий, размещенному на официальном сайте http://fas.gov.ru/, в Республике Мордовия зарегистрирована 71 организация. Между тем, ответы на запрос до настоящего времени поступили не от всех организаций. По мнению Управления, поскольку принятие территориальным органом того или иного решения непосредственно зависит от отсутствия в потребности субъектов естественных монополий в спорном земельном участке, передать земельный участок из федеральной собственности в муниципальную собственность не представляется возможным.
Администрация и Воронин А.Г. отзывы на апелляционную жалобу в установленный законом срок не представили.
Проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе, Первый арбитражный апелляционный суд не усмотрел оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
В силу подпункта 1 пункта 1 статьи 39.30 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки, находящиеся в федеральной собственности, за исключением участков, указанных в пункте 2 этой статьи, подлежат безвозмездной передаче по заявлению предусмотренных пунктом 1 статьи 39.31 кодекса лиц, в собственность поселений, генеральные планы и правила землепользования и застройки которых утверждены в порядке, установленном Градостроительным кодексом Российской Федерации, если такие участки расположены на территориях соответствующих поселений.
В соответствии со статьей 39.31 Земельного кодекса Российской Федерации передача находящегося в федеральной собственности земельного участка осуществляется по заявлению о передаче земельного участка, направляемому, в том числе, главой муниципального образования. Заявление о передаче земельного участка подается в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий полномочия собственника имущества (пункт 1).
Указанный орган не позднее чем в течение одного месяца со дня поступления заявления обязан принять и направить заявителю решение о безвозмездной передаче земельного участка из федеральной собственности в муниципальную собственность или решение об отказе в безвозмездной передаче этого земельного (пункт 5).
Решение об отказе в передаче земельного участка принимается при наличии следующих оснований (пункт 7): 1) земельный участок, предусмотренный заявлением о передаче земельного участка, не подлежит передаче в соответствии с пунктом 2 статьи 39.30 Земельного кодекса Российской Федерации; 2) в заявлении не указан кадастровый номер земельного участка либо к этому заявлению не приложены утвержденный проект межевания территории, в границах которой расположен такой земельный участок, или схема расположения земельного участка в случае, если такой земельный участок предстоит образовать; 3) имеются основания для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка, предусмотренные пунктом 16 статьи 11.10 Кодекса; 4) земельный участок, предусмотренный заявлением о передаче земельного участка, предоставлен федеральному органу государственной власти, его территориальному органу, федеральному казенному предприятию, федеральному государственному предприятию, федеральному государственному учреждению, созданной Российской Федерацией некоммерческой организации и отсутствуют предусмотренные статьями 45-47 Кодекса основания для прекращения права постоянного (бессрочного) пользования, права безвозмездного пользования таким земельным участком, расторжения договора аренды такого земельного участка или договора безвозмездного пользования таким земельным участком.
Исходя из статьи 9 Земельного кодекса Российской Федерации, Положения о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 N 432, Федеральное агентство по управлению государственным имуществом (далее - Росимущество) является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции в области приватизации и полномочия собственника, в том числе права акционера, в сфере управления имуществом Российской Федерации. Оно осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы и подведомственные организации во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями (пункты 1, 4).
Согласно пункту 1 Положения о МТУ Росимущества, утвержденного приказом Федерального агентства по управлению государственным имуществом N 460 от 19.12.2016, МТУ Росимущества осуществляет функции по управлению федеральным имуществом, по организации продажи приватизируемого федерального имущества, по реализации имущества, арестованного во исполнение судебных решений или актов органов, которым предоставлено право принимать решения об обращении взыскания на имущество, а также по реализации конфискованного, движимого бесхозяйного, изъятого и иного имущества, обращенного в собственность государства в соответствии с законодательством Российской Федерации, по оказанию государственных услуг и правоприменительные функции в сфере имущественных и земельных отношений на территории Республики Мордовия, Республики Марий Эл, Чувашской Республики и Пензенской области.
Согласно статье 39.2. Земельного кодекса Российской Федерации предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9-11 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - уполномоченный орган).
Порядок безвозмездной передачи земельного участка, находящегося в федеральной собственности, в муниципальную собственность или в собственность субъекта Российской Федерации установлен в статье 39.31 Земельного кодекса Российской Федерации.
Согласно части 5 статьи 39.31 Земельного кодекса Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий полномочия собственника имущества, не позднее чем в течение одного месяца со дня поступления заявления о передаче земельного участка обязан принять и направить заявителю решение о безвозмездной передаче земельного участка из федеральной собственности в муниципальную собственность или в собственность субъекта Российской Федерации (далее в настоящей главе -решение о передаче земельного участка) или решение об отказе в безвозмездной передаче земельного участка из федеральной собственности в муниципальную собственность или в собственность субъекта Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 9 части 2 статьи 39.30 Земельного кодекса Российской Федерации не подлежат передаче в муниципальную собственность или в собственность субъекта Российской Федерации в соответствии с настоящей статьей земельные участки, предназначенные для размещения объектов, предусмотренных государственными программами или инвестиционными программами субъектов естественных монополий.
Как следует из материалов дела, Администрация направила заявление, соответствующее требованиям законодательства по форме и содержанию, в Управление 10.09.2020 (N 3859-ОГ).
Управление, в качестве основания для отказа в безвозмездной передаче в муниципальную собственность спорного земельного участка в письме от 12.04.2021 N 13-ИВ/4729 указало, что с целью выяснения обстоятельств о наличии препятствий, указанных в пункте 2 статьи 39.30 Земельного кодекса Российской Федерации, для передачи земельного участка с кадастровым номером 13:23:1004132:135 в муниципальную собственность направлялись запросы в уполномоченные органы, однако до настоящего времени Управление не располагает полной информацией об отсутствии потребности субъектов естественных монополий в спорном земельном участке.
В соответствии с пунктом 9 части 2 статьи 39.30 Земельного кодекса Российской Федерации не подлежат передаче в муниципальную собственность или в собственность субъекта Российской Федерации в соответствии с настоящей статьей земельные участки, предназначенные для размещения объектов, предусмотренных государственными программами или инвестиционными программами субъектов естественных монополий.
Между тем из оспариваемого письма, а также из апелляционной жалобы следует, что Управлению не известно о наличии потребности субъектов естественных монополий в спорном земельном участке.
Более того, из материалов дела следует, что письмом от 15.12.2020 N 19928-аа АО "ДОМ.РФ" сообщил о том, что спорный земельный участок не включен органами государственной власти в перечни земельных участков, целесообразных к вовлечению в оборот.
При изложенных обстоятельствах суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу об отсутствии у Управления предусмотренных законодательством оснований для отказа в безвозмездной передаче в муниципальную собственность вышеуказанного земельного участка.
Таким образом, Арбитражный суд Республики Мордовия полно выяснил обстоятельства, имеющие значение для дела, его выводы соответствуют обстоятельствам дела, нормы материального права применены правильно, нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены судебного акта, не допущено, в связи с чем апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 268, 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Мордовия от 23.08.2021 по делу N А39-6668/2021 оставить без изменения.
Апелляционную жалобу Межрегионального территориального управления Федерального агентства по Управлению государственным имуществом в Республике Мордовия, Республике Марий Эл, Чувашкой Республике и Пензенской области оставить без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня принятия.
Председательствующий судья |
Т.В. Москвичева |
Судьи |
А.М. Гущина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А39-6668/2021
Истец: Администрация городского округа Саранск
Ответчик: Межрегиональное территориальное управление Федерального агенства по управлению государственным имуществом в Республике Мордовия, Республике Марий Эл, Чувашской Республике и Пензенской области
Третье лицо: Воронин Алексей Геннадьевич