г. Москва |
|
28 октября 2021 г. |
Дело N А40-6397/21 |
Резолютивная часть постановления объявлена 21 октября 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 28 октября 2021 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Т.Б.Красновой,
судей: |
В.А.Свиридова, Ж.В.Поташовой, |
при ведении протокола |
секретарем судебного заседания Н.А. Третяком, |
рассмотрев в открытом судебном заседании в зале N 15 апелляционную жалобу Управления Росреестра по Москве
на решение Арбитражного суда города Москвы от 03.08.2021 по делу N А40-6397/21
по заявлению ООО "Перовская база"
к Управлению Росреестра по Москве
3-и лица: 1) Департамент городского имущества города Москвы 2) ООО "Дэкта"
о признании незаконным решения,
при участии:
от заявителя: |
Заказнов Ю.Ю. по дов. от 30.04.2021; |
от ответчика: |
Клименко Н.А. по дов. от 11.01.2021; |
от третьих лиц: |
1) не явился, извещен; 2) не явился, извещен; |
УСТАНОВИЛ:
ООО "Перовская база" (далее - заявитель, Общество) обратилось в Арбитражный суд г.Москвы с заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве (далее - ответчик, Управление) о признании незаконным решения Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве от 22.03.2021, оформленного уведомлением N КУВД-001/2020-28434603/1 об отказе в государственной регистрации изменений, внесенных в Договор долгосрочной аренды земельного участка N М-03-020700 от 21.08.2013 (с учетом принятого судом изменения предмета спора).
Решением Арбитражного суда города Москвы от 03.08.2021 заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с вынесенным судебным актом, ответчик обратился в Девятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просил решение суда отменить, вынести по делу новый судебный акт.
В судебном заседании представитель ответчика поддержал доводы апелляционной жалобы.
Представитель заявителя считает решение суда законным и обоснованным, просит отказать в удовлетворении апелляционной жалобы.
Представители третьих лиц, извещенных надлежащим образом о месте и времени судебного заседания, не явились.
Законность и обоснованность принятого решения проверены апелляционным судом в соответствии со статьями 266, 268 АПК РФ.
Суд апелляционной инстанции, изучив материалы дела, исследовав и оценив имеющиеся в материалах дела доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, пришел к следующим выводам.
Как следует из материалов дела, на основании Договора долгосрочной аренды земельного участка N М-03-020700 от 21.08.2003 с множественностью лиц на стороне арендатора (далее - "Договор") заявитель ООО "Перовская база" и третье лицо ООО "Дэкта" арендуют земельный участок с кадастровым номером 77:03:0006007:16, общей площадью 11 167 кв.м., находящийся в собственности г. Москвы, расположенный по адресу: г. Москва, ул. Плеханова, д. 15.
Договор зарегистрирован 23.10.2003 Учреждением юстиции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним на территории г. Москвы, регистрационный округ N 01/05, номер регистрации 77-01/05-550/2003-938.
Как указывает заявитель, на протяжении нескольких лет арендодатель - Департамент городского имущества города Москвы - отказывался вносить изменения в Договор в части исключения из него указания о предоставлении земельного участка для эксплуатации помещений под оптово-розничную торговлю, хотя единственный из трех арендаторов, кому земельный участок предоставлялся для этих целей - ООО "Калининская продбаза" - ликвидирован. 14.08.2017 г. в ЕГРН внесена запись регистрации об исключении его из Договора, а остальные арендаторы торговлю на земельном участке никогда не вели и не ведут.
В связи с этим ООО "Перовская база" и ООО "Дэкта" обратились с иском в арбитражный суд об изменении Договора.
Вступившим в законную силу решением Арбитражного суда г. Москвы от 04.02.2020 г. по делу N А40-269083/19-23-2035 Договор аренды земельного участка N М-03-020700 от 21.08.2003 изменен: из пункта 1.1 Договора исключено указание о предоставлении земельного участка для эксплуатации помещений под оптово-розничную торговлю.
10.12.2020 заявитель через МФЦ подал заявление в Управление N КУВД N 001/2020-28434603 о государственной регистрации этих изменений, внесенных в Договор арбитражным судом. В качестве документа - основания к заявлению приложена копия указанного решения Арбитражного суда г. Москвы от 04.02.2020 с отметкой о вступлении в законную силу 14.07.2020 г.
Согласно уведомлению Отдела государственной регистрации недвижимости нежилого назначения Управления от 22.12.2020 N КУВД-001/2020-28434603/1 осуществление регистрационных действий приостановлено, в связи с тем, что в реестровое дело не представлено соглашение сторон сделки об изменении Договора, совершенное в той же форме, что и договор, то есть в письменной форме.
Уведомлением N КУВД-001/2020-28434603/1 от 22.03.2021 ответчик отказал заявителю в государственной регистрации изменений, внесенных в Договор долгосрочной аренды земельного участка N М-03-020700 от 21.08.2013.
Полагая, что решение Управления нарушает законные права и интересы заявителя, Общество обратилось в арбитражный суд с указанными выше требованиями.
Суд первой инстанции пришел к выводу, что оспариваемое решение Управления является незаконным и нарушает права и законные интересы заявителя.
Апелляционная коллегия соглашается с выводами суда и не усматривает оснований для их переоценки.
Согласно части l статьи 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном этим Кодексом.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, для признания ненормативного акта недействительным, решения и действия (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
При рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности (часть 4 статьи 200 указанного Кодекса).
В силу части 1 статьи 65, части 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания указанных обстоятельств, а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо.
Отношения, связанные с осуществлением государственной регистрации прав на недвижимое имущество, регулируются Федеральным законом от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон N 218-ФЗ).
Частью 1 статьи 14 указанного Закона N 218-ФЗ предусмотрено, что государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляется на основании заявления за исключением установленных им случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном им порядке.
В силу пункта 2 части 4 статьи 18 Закона N 218-ФЗ к заявлению должны быть приложены документы, являющиеся основанием для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав. Такими документами являются документы, которые подтверждают наличие, возникновение, переход, прекращение права или ограничение права и обременение объекта недвижимости (часть 2 статьи 14).
В соответствии с частью 1 статьи 21 Закона N 218-ФЗ документы, устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение, ограничение права и обременение недвижимого имущества и представляемые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре недвижимости.
Указанные документы должны содержать описание недвижимого имущества и, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, вид регистрируемого права, в установленных законодательством Российской Федерации случаях должны быть нотариально удостоверены, заверены печатями, должны иметь надлежащие подписи сторон или определенных законодательством Российской Федерации должностных лиц.
Согласно части 5 статьи 18 Закона N 218-ФЗ не допускается истребование у заявителя дополнительных документов, если представленные им документы отвечают требованиям статьи 21 настоящего Федерального закона и требованиям принятых в соответствии с настоящим Федеральным законом нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, если иное не установлено настоящим Федеральным законом или иными федеральными законами.
В силу части 2 статьи 1 Закона N 218-ФЗ ЕГРН является сводом достоверных систематизированных сведений об учтенном в соответствии с указанным Законом недвижимом имуществе, о зарегистрированных правах на такое недвижимое имущество, основаниях их возникновения, правообладателях, а также иных установленных в соответствии с настоящим Законом сведений.
В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 29 Закона N 218-ФЗ государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав включают в себя проведение правовой экспертизы документов, представленных для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, на предмет наличия или отсутствия установленных настоящим Федеральным законом оснований для приостановления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав либо для отказа в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.
Согласно пункту 5 части 1 статьи 26 Закона N 218-ФЗ осуществление государственной регистрации прав приостанавливается по решению государственного регистратора прав в случае, если не представлены документы, необходимые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.
В соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 14 Закона N 218-ФЗ основаниями для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав являются договоры и другие сделки в отношении недвижимого имущества, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте расположения недвижимого имущества на момент совершения сделки.
Согласно пункту 5 части 2 статьи 14 Закона N 218-ФЗ основаниями для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав являются также вступившие в законную силу судебные акты.
Пунктом 2 статьи 450, пунктом 2 статьи 452 Гражданского кодекса РФ предусмотрена возможность изменения условий договора по решению суда.
В соответствии с пунктами 2, 4 статьи 451 Гражданского кодекса РФ, если стороны не достигли соглашения о приведении договора в соответствие с существенно изменившимися обстоятельствами суд вправе в исключительных случаях по требованию заинтересованной стороны изменить договор по этому основанию.
Согласно пункту 3 статьи 453 Гражданского кодекса РФ при изменении или расторжении договора в судебном порядке обязательства считаются измененными или прекращенными с момента вступления в законную силу решения суда об изменении или о расторжении договора.
В соответствии с частью 1 статьи 16 АПК РФ вступившие в законную силу судебные акты арбитражного суда являются обязательными для органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, должностных лиц и граждан и подлежат исполнению на всей территории Российской Федерации.
Как установлено судом, представление на государственную регистрацию заверенной судом копии решения Арбитражного суда г.Москвы от 04.02.2020 по делу N А40-269083/19-23-2035 с отметкой о вступлении в законную силу подтверждается выданной МФЦ описью документов, принятых для государственной регистрации. Управлением данное обстоятельство не оспаривается.
Таким образом, суд первой инстанции пришел к верному выводу, что требование Управления представить на регистрацию письменное соглашение сторон об изменении Договора не основано на законе.
Кроме того, суд правильно указал, что письмом от 09.06.2021 N 33-5-46849/21-(0)-1 Департамент отказал заявителю в заключении дополнительного соглашения к договору аренды земельного участка, требование ответчика предоставить подписанное сторонами договора дополнительное соглашение является неисполнимым.
Обжалуемое решение регистрирующего органа создает препятствия в реализации права заявителя на уменьшение и пересчет налоговых платежей, которые начисляются в повышенном размере в связи с тем, что вид разрешенного использования земельного участка предусматривает ведение торговли, которой в действительности не имеется. Государственная регистрация изменений Договора аренды земельного участка является составляющей частью работы по исключению из ЕГРН сведений о торговле на земельном участке с кадастровым номером 77:03:0006007:16.
Учитывая изложенное, суд апелляционной инстанции поддерживает вывод суда первой инстанции о том, что решение Управления от 22.03.2021, оформленное уведомлением N КУВД-001/2020-28434603/1 об отказе в государственной регистрации изменений, внесенных в Договор долгосрочной аренды земельного участи N М-03-020700 от 21.08.2013, не имеет под собой правового основания.
Совокупность условий, необходимых для удовлетворения заявленных требований, в данном случае установлена.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, основаны на ошибочном толковании норм права, свидетельствуют о несогласии с выводами суда первой инстанции, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, повлияли бы на их обоснованность и законность либо опровергли выводы суда.
При указанных обстоятельствах апелляционный суд признает обжалуемое решение суда по настоящему делу законным и обоснованным, принятым с учетом фактических обстоятельств, материалов дела и действующего законодательства.
Нарушений норм процессуального права, являющихся безусловным основанием к отмене судебного акта, в соответствии с частью 4 статьи 270 АПК РФ, судом первой инстанции не допущено.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 03.08.2021 по делу N А40-6397/21 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
Т.Б.Краснова |
Судьи |
В.А.Свиридов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-6397/2021
Истец: ООО "ПЕРОВСКАЯ БАЗА"
Ответчик: УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ, КАДАСТРА И КАРТОГРАФИИ ПО МОСКВЕ
Третье лицо: ДЕПАРТАМЕНТ ГОРОДСКОГО ИМУЩЕСТВА ГОРОДА МОСКВЫ, ООО "ДЭКТА"