г. Санкт-Петербург |
|
27 октября 2021 г. |
Дело N А56-118132/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 20 октября 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 27 октября 2021 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Зотеевой Л.В.,
судей Протас Н.И., Третьяковой Н.О.,
при ведении протокола судебного заседания Новоселовой В.В.,
при участии:
от заявителя: Тетерюкова О.С. по доверенности от 11.01.2021;
от ответчика: Муштаев Д.В. по доверенности от 30.12.2020;
от ЖСК N 1017: Шиловский С.В. по доверенности от 01.02.2019;
от ООО "Жилкомсервис N 1 Выборгского района": не явился, извещен;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-29945/2021) Государственной жилищной инспекции Санкт-Петербурга на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 27.06.2021 по делу N А56-118132/2020, принятое
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Прокси"
к Государственной жилищной инспекции Санкт-Петербурга
3-е лицо: общество с ограниченной ответственностью "Жилкомсервис N 1 Выборгского района"; жилищно-строительный кооператив N 1017
об оспаривании распоряжения,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Прокси" (далее - Общество, ООО "Управляющая компания "Прокси") обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании недействительным распоряжения Государственной жилищной инспекции Санкт-Петербурга (далее - ответчик, Инспекция) от 22.12.2020 N 3694-рл об отказе во внесении изменений в реестр лицензий субъекта Российской Федерации - Санкт-Петербург.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены жилищно-строительный кооператив N 1017 (далее - Кооператив) и общество с ограниченной ответственностью "Жилкомсервис N 1 Выборгского района" (далее - ООО Жилкомсервис N 1 Выборгского района").
Решением суда от 27.06.2021 заявленные Обществом требования удовлетворены, оспариваемое распоряжение признано недействительным.
Не согласившись с вынесенным решением, Инспекция обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит отменить обжалуемое решение, принять по делу новый судебный акт. По мнению подателя жалобы, оспариваемое распоряжение является законным, обоснованным и вынесенным в соответствии с нормами права и на основании представленных Обществом документов. Также Инспекция указывает, что собственники либо их представитель в орган, осуществляющий ведение государственного кадастра, с заявлением об учете отдельных частей МКД не обращались, договоры с ресурсоснабжающими организациями заключены ЖСК N 1017 в отношении всего дома в целом (квартиры 1-455).
В судебном заседании представитель Инспекции жалобу поддержал; представитель Общества выразил несогласие с доводами апелляционной жалобы, представил письменный отзыв; представитель ЖСК N 1017 поддержал доводы жалобы Инспекции.
ООО "Жилкомсервис N 1 Выборгского района" извещено надлежащим образом о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, в судебное заседание своих представителей не направило, что в силу статей 156 и 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не препятствует рассмотрению апелляционной жалобы.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены в апелляционном порядке.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, Общество 09.12.2021 обратилось в Инспекцию с заявлением N 08-11-26069/20-0-0 о внесении изменений в реестр лицензий субъекта Российской Федерации - Санкт-Петербург в отношении многоквартирного дома расположенного по адресу: Санкт-Петербург, ул. Асафьева, д. 12, корп. 1, лит. А (кв. 233-455).
К заявлению приложен протокол от 08.12.2020 N 1, в соответствии с которым выбран способ управления МКД ООО "Управляющая компания "Прокси", договор управления, условия которого утверждены решением общего собрания, реестр собственников, заключивших договор управления МКД.
Инспекцией 22.12.2020 вынесено распоряжение об отказе во внесении изменений в реестр лицензий N 3694-рл на основании подпунктов "а", "е" пункта 5 Порядка и сроков внесения изменений в реестр лицензий субъекта Российской Федерации, утвержденных приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 25 декабря 2015 N 938/пр (далее - Порядок, Порядок N 938/пр), а именно:
в нарушение подпункта "а" пункта 2 Порядка - в заявлении Общества указан адрес МКД: Санкт-Петербург, ул. Асафьева, д. 12, корп. 1, лит. А (кв. 233-455), однако согласно сведениям, содержащимся в региональной геоинформационной системе и в Федеральной информационной адресной системе Федеральной налоговой службы, учтен единый многоквартирный дом с адресом: Санкт-Петербург, ул. Асафьева, д. 12, корп. 1, лит. А;
в нарушение подпункта "е" пункта 5 Порядка - решение общего собрания имеет признаки ничтожности (решение принято при отсутствии необходимого кворума).
Не согласившись с вынесенным распоряжением, Общество оспорило его в судебном порядке.
Суд первой инстанции с учетом обстоятельств дела и состоявшихся судебных актов по делу N N А56-46237/2019, признал оспариваемое распоряжение недействительным.
Исследовав материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителей сторон, суд апелляционной инстанции полагает решение суда первой инстанции подлежащим отмене в силу следующего.
На основании статей 161 и 162 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) надлежащее содержание общего имущества в зависимости от способа управления многоквартирным домом обеспечивается собственниками помещений, в том числе путем заключения договора управления домом с управляющей организацией.
Способ управления многоквартирным домом выбирается на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме и может быть выбран и изменен в любое время на основании его решения. Решение общего собрания о выборе способа управления является обязательным для всех собственников помещений в многоквартирном доме (часть 3 статьи 161 ЖК РФ).
В силу части 1 статьи 192 ЖК РФ деятельность по управлению многоквартирными домами осуществляется управляющими организациями на основании лицензии на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, выданной органом государственного жилищного надзора на основании решения лицензионной комиссии субъекта Российской Федерации (далее - лицензионная комиссия).
В соответствии с частью 2 статьи 195 ЖК РФ каждым субъектом Российской Федерации ведется соответствующий реестр лицензий, содержащий раздел, который включает в себя сведения об адресе многоквартирного дома или адресах многоквартирных домов, деятельность по управлению которыми осуществляет лицензиат.
Согласно части 2 статьи 198 ЖК РФ в случае изменения перечня многоквартирных домов, деятельность по управлению которыми осуществляет лицензиат, в связи с заключением, прекращением, расторжением договора управления многоквартирным домом лицензиат в течение трех рабочих дней со дня заключения, прекращения, расторжения указанного договора обязан разместить эти сведения на официальном сайте для раскрытия информации, а также направить их в орган государственного жилищного надзора.
Частью 3 статьи 198 ЖК РФ предусмотрено, что орган государственного жилищного надзора после получения сведений, указанных в части 2 настоящей статьи, вносит изменения в реестр лицензий субъекта Российской Федерации.
Порядок и сроки внесения изменений в реестр лицензий субъекта Российской Федерации утверждены приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 25.12.2015 N 938/пр (далее - Порядок).
В соответствии с пунктом 2 Порядка N 938/пр изменения в реестр вносятся органом государственного жилищного надзора на основании решения органа государственного жилищного надзора, принятого в соответствии с частями 3, 3.1, 5 - 5.4 статьи 198 ЖК РФ либо на основании представленного лицом, осуществляющим деятельность по управлению многоквартирным домом (далее - заявитель), заявления о внесении изменений в реестр.
К заявлению о внесении изменений в реестр прилагаются в числе прочего следующие документы: а) копия протокола и решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме о выборе способа управления многоквартирным домом управляющей организацией и заключении с ней договора управления МКД либо об изменении способа управления МКД или расторжении договора управления в случае проведения такого собрания, за исключением случая представления в орган государственного жилищного надзора подлинников указанных документов в соответствии с частью 1 статьи 46 ЖК РФ; в) копия договора управления, условия которого утверждены решением общего собрания собственников помещений в МКД (Пункт 3 Порядка N 938/пр).
В соответствии с пунктом 5 и 7 Порядка N 938/пр органом государственного жилищного надзора осуществляется проверка заявления и документов, на основании которой принимается одно из следующих решений: а) о внесении изменений в реестр; б) об отказе во внесении изменений в реестр и возврате заявления и документов; в) о приостановлении рассмотрения заявления.
Основания внесения изменений, отказа внесения изменений, а также приостановления рассмотрения заявления содержатся в пунктах 8, 9, 10 Порядка N 938/пр.
В силу части 9 статьи 161 ЖК РФ многоквартирный дом может управляться только одной управляющей организацией.
В рассматриваемом случае судом первой инстанции установлено, что Общество 09.12.2020 обратилось в Инспекцию с заявлением о внесении изменений в реестр лицензий Санкт-Петербурга в отношении части МКД по адресу: Санкт-Петербург, ул. Асафьева, д. 12, корп. 1, лит. А (квартиры N N 233-455).
Инспекция установила, что в соответствии с данными региональной информационной системы МКД по указанному адресу является единым объектом недвижимости со сквозной нумерацией квартир N N 1-455, в связи с чем сочла заявление Общества не соответствующим подпунктам "а", "е" пункта 5 Порядка N 938/пр.
Суд нашел данные выводы Инспекции необоснованными, в связи с чем признал недействительным распоряжение.
Вместе с тем, по мнению апелляционной коллегии, судом первой инстанции не учтено следующее.
Оспариваемое распоряжение от 22.12.2020 N 3694-рл выносилось Инспекцией на основании заявления и приложенных к нему документов (копии протокола общего собрания от 08.12.2020 N 1 (5 листов); реестра собственников, заключивших договор управления в многоквартирном доме (14 листов); договора управления, условия которого утверждены решением общего собрания (13 листов).
Инспекция на основании сведений региональной геоинформационной системы и Федеральной информационной адресной системы Федеральной налоговой службы установила, что на территории Санкт-Петербурга учтён единый многоквартирный дом по адресу: Санкт-Петербург, Асафьева ул., д.12, корп.1, лит. А (квартиры 1-455).
Пунктом 29 Правил присвоения, изменения и аннулирования адресов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 19.11.2014 N 1221 (далее - Правила), установлено, что с заявлением об изменении адреса многоквартирного дома в орган местного самоуправления от имени собственников помещений в многоквартирном доме вправе обратиться представитель таких собственников, уполномоченный на подачу такого заявления принятым в установленном законодательством Российской Федерации порядке решением общего собрания указанных собственников.
Перечень документов, которые необходимо приложить к заявлению, определены пунктом 34 Правил.
Решение об изменении адреса части многоквартирного жилого дома может быть принято органом местного самоуправления после раздела объекта и постановки каждого дома на кадастровый учет.
При этом законодательно определённым источником информации об объекте недвижимости является Единый государственный реестр недвижимости, ведение которого осуществляет Росреестр.
Постановка на учет и снятие с учета объекта недвижимости, а также кадастровый учет в связи с изменением уникальных характеристик объекта недвижимости или любых указанных в пунктах 7,13-20, 25 - 29 части 2 статьи 7 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" сведений, кадастровый учет в связи с изменением сведений, указанных в пункте 9 части 2 статьи 7 настоящего Федерального закона, или сведений, указанных в пункте 21 части 2 статьи 7 настоящего Федерального закона, осуществляются, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, на основании заявления о кадастровом учете и необходимых в соответствии с настоящим Федеральным законом для осуществления такого учета документов, представленных заявителем или представленных в порядке межведомственного информационного взаимодействия (далее - необходимые для кадастрового учета документы). Форма указанного заявления устанавливается органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений.
Доказательства того, что собственники МКД либо их представитель обращались в орган, осуществляющий ведение государственного кадастра с заявлением об учете отдельных частей МКД, в материалы дела не представлены.
Кроме того, согласно сведениям из ГИС ЖКХ, а также информации, указанной администрацией Выборгского района Санкт-Петербурга, договоры ресурсоснабжения по адресу: Санкт-Петербург, ул. Асафьева ул., д. 12, корп. 1, лит. А заключены ресурсоснабжающими организациями с ЖСК N 1017.
Ссылка суда первой инстанции на судебный акт по делу А56-46237/2019 является необоснованной.
Действительно в рамках дела установлено, что МКД по адресу: г. Санкт-Петербург, ул. Асафьева, д. 12 корп. 1 вводился в эксплуатацию отдельными очередями, которые в совокупности представляют единый объект недвижимости - многоквартирный дом со сквозной нумерацией квартир. Указанный дом имел два строительных адреса: Шувалово-Озерки, квартал 11, корп. 36 (всего в доме 232 квартиры) и Шувалово-Озерки, квартал 11, корп. 35 (всего в доме 223 квартиры) и каждый из корпусов имеет свои отдельные инженерные сети, подача коммунальных ресурсов в них осуществляется самостоятельно по отдельным договорам с энергоснабжающими организациями.
Однако дело N А56-46237/2019 не являются преюдициальным, поскольку Инспекция в указанном споре участия не принимала.
О вынесенных судебных актах Инспекция узнала лишь при обращении Общества в арбитражный суд в рамках настоящего дела. При обращении в Инспекцию за внесением изменений в реестр лицензий решение по делу А56-46237/2019 Обществом не прикладывалось.
Кроме того, выводы суда по делу N А5646237/2017 не влияют на законность выданного Инспекцией оспариваемого распоряжения, так как порядок внесения изменений в лицензии по управлению МКД утвержден приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 25.12.2015 N 938/пр и несоблюдение установленного порядка влечет отказ во внесении таких изменений.
После выполнения собственниками МКД условий по разделению многоквартирного дома на несколько объектов недвижимости и их государственной регистрации, Общество не лишено возможности повторно обратиться в Инспекцию с заявлением на внесение изменений в реестр лицензий на основании протокола общего собрания собственников МКД.
Следует также согласиться с доводами Инспекции о том, что на сегодняшний день в реестр лицензий внесена запись об управлении МКД по адресу: г. Санкт-Петербург, ул. Асафьева, д. 12 корп. 1 ЖСК N 1017, и в силу действующего законодательства МКД не может управляться двумя управляющими компаниями.
При таких обстоятельствах следует признать обоснованными выводы Инспекции, положенные в основу оспариваемого распоряжения, а распоряжение соответствующим нормам действующего законодательства.
В связи с чем решение суда первой инстанции, как основанное на неправильном применении норм материального права, подлежит отмене с вынесением нового судебного акта об отказе в удовлетворении заявления.
Руководствуясь пунктом 2 статьи 269, статьями 270-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 27 июня 2021 года по делу N А56-118132/2020 отменить.
В удовлетворении заявления обществу с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Прокси" отказать.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Л.В. Зотеева |
Судьи |
Н.И. Протас |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-118132/2020
Истец: ООО "Управляющая компания "Прокси"
Ответчик: А56-70893/2020, ГОСУДАРСТВЕННАЯ ЖИЛИЩНАЯ ИНСПЕКЦИЯ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА
Третье лицо: Государственная жилищная инспекция, Жилкомсервис N1 Выборгского района, ЖИЛИЩНО-СТРОИТЕЛЬНЫЙ КООПЕРАТИВ N 1017