город Томск |
|
27 октября 2021 г. |
Дело N А45-867/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 25 октября 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 27 октября 2021 года.
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Кривошеиной С. В.
судей Бородулиной И. И., Павлюк Т. В.
при ведении протокола судебного заседания секретарем Волковой Т. А. с использованием средств аудиозаписи в онлайн-заседании рассмотрел апелляционную жалобу Государственной жилищной инспекции Новосибирской области (N 07АП-9244/2021) на решение Арбитражного суда Новосибирской области от 03.08.2021 по делу N А45-867/2021 (судья Пахомова Ю.А.) по заявлению товарищества собственников жилья "ЦКДО - Депутатская" (ОГРН 1025402467420, ИНН 5406238437, 630099, г. Новосибирск, ул. Депутатская, 48) к Государственной жилищной инспекции Новосибирской области (ОГРН 1055406102223, 630007, г. Новосибирск, Красный пр-т, 18) о признании незаконным и отмене предписания N08-03-003/1789-1 от 16.12.2020.
При участии в деле третьего лица: общества с ограниченной ответственностью "Актуаль".
В судебном заседании принимают участие:
От заявителя: Адылов М. Ф. по дов. от 17.02.2021, диплом,
От заинтересованного лица: Коновалова Т. Н. по дов. от 11.01.2021, диплом,
От третьего лица: без участия,
УСТАНОВИЛ:
товарищество собственников жилья "ЦКДО - Депутатская" (далее - заявитель, ТСЖ) обратилось в Арбитражный суд Новосибирской области с заявлением к Государственной жилищной инспекции Новосибирской области (далее - заинтересованное лицо, ГЖИ НСО, Инспекция) о признании незаконным и отмене предписания N 08-03-003/1789-1 от 16.12.2020.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, судом привлечено общества с ограниченной ответственностью "Актуаль" (далее - третье лицо).
Решением Арбитражного суда Новосибирской области от 03.08.2021 заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с указанным решением, Инспекция обратилась в Седьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
В обоснование апелляционной жалобы ее податель указывает, что в рамках осуществления Инспекцией положения об исковой давности, предусмотренные статьей 196 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), не применяются; судом не были установлены какие-либо нарушения прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности при вынесении оспариваемого предписания.
В порядке статьи 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) от ТСЖ поступил отзыв на апелляционную жалобу, в котором заявитель не соглашается с доводами апеллянта, считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным.
От третьего лица отзыв на апелляционную жалобу не поступил.
В порядке части 1 статьи 266, части 2, 3 статьи 156 АПК РФ суд рассмотрел апелляционную жалобу в отсутствие представителя третьего лица.
В судебном заседании представитель Инспекции поддержал доводы апелляционной жалобы, а представитель ТСЖ - доводы отзыва.
Проверив материалы дела в порядке статьи 268 АПК РФ, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, заслушав представителей заявителя и заинтересованного лица, суд апелляционной инстанции считает решение суда первой инстанции не подлежащим отмене по следующим основаниям.
Согласно материалам дела, в ГЖИ из прокуратуры Новосибирской области поступило требование о проведении в отношении заявителя проверки по соблюдению обязательных требований за период с января 2014 года по ноябрь 2020 года.
В период с 10.12.2020 по 16.12.2020 на основании приказа Инспекции в отношении ТСЖ "ЦКДО-Депутатская" проведена внеплановая документарная проверка.
По результатам проверки составлен акт проверки N 08-02-003/1789 от 16.12.2020 и выдано предписание N08-03-003/1789-1 от 16.12.2020, которым на ТСЖ "ЦКДО - Депутатская" возложена обязанность по:
1) устранению нарушений в части начисления размера платы за коммунальную услугу по электроэнергии, потребленную на общедомовые нужды за период с января 2014 года по февраль 2016 года, путем осуществления начислений размера платы по нежилому помещению ООО "Актуаль" не выше объема потребления коммунальной услуги, рассчитанного исходя из норматива потребления коммунальной услуги в соответствии с п. 44 Правил N 354;
2) устранению нарушений в части начисления размера платы за коммунальную услугу по электроэнергии, потребленную на общедомовые нужды за период с марта 2016 года по декабрь 2016 года по нежилому помещению ООО "Актуаль", путем осуществления начисления с учетом пропорционального распределения объема потребления коммунальной услуги по электроэнергии, потребленной на общедомовые нужды, между всеми жилыми и нежилыми помещениями многоквартирного дома, в соответствии с п. 44 Правил N 354;
3) устранению нарушений по нежилому помещению ООО "Актуаль" за период с января 2017 года по ноябрь 2020 года в части начисления размера платы за коммунальный ресурс по электроэнергии, потребленной при содержании общего имущества в многоквартирном доме, путем осуществления начисления размера платы, исходя из объема потребления коммунальных ресурсов, определяемого по показаниям коллективного (общедомового) прибора учета, в соответствии с п. 29 Правил N 491 и ч. 9.2 ст. 156 ЖК РФ и с учетом пропорционального распределения объема потребления коммунальной услуги по электроэнергии между всеми жилыми и нежилыми помещениями многоквартирного дома;
4) прекратить нарушение по нежилому помещению ООО "Актуаль" в части начисления размера платы за коммунальный ресурс по электроэнергии, потребленной при содержании общего имущества в многоквартирном доме, путем осуществления начисления размера платы, исходя из объема потребления коммунальных ресурсов, определяемого по показаниям коллективного (общедомового) прибора учета, в соответствии с п. 29 Правил N 491 и ч. 9.2 ст. 156 ЖК РФ и с учетом пропорционального распределения объема потребления коммунальной услуги по электроэнергии между всеми жилыми и нежилыми помещениями многоквартирного дома.
Заявитель считая, что предписание N 08-03-003/1789/1 от 16.12.2020 является незаконным и нарушает его права в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, обратился в суд с настоящим заявлением.
Принимая обжалуемое решение, суд первой инстанции правомерно исходил из следующих обстоятельств.
Из положений статьи 13 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), части 1 статьи 198, части 2 статьи 201 АПК РФ, пункта 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации, Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой ГК РФ" следует, что основанием для принятия решения суда о признании оспариваемого ненормативного акта недействительным, решения, действий (бездействия) незаконными являются одновременно как их несоответствие закону или иному правовому акту, так и нарушение указанным актом, решением, действиями (бездействием) прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
Согласно ч. 1,2 ст. 39 Жилищного Кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ), собственники помещений в многоквартирном доме несут бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме. Доля обязательных расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме, бремя которых несет собственник помещения в таком доме, определяется долей в праве общей собственности на общее имущество в таком доме указанного собственника.
В соответствии с ч. 1 ст. 158 ЖК РФ собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание жилого помещения, взносов на капитальный ремонт.
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов" (далее - Правила N354) потребитель - собственник помещения в многоквартирном доме, жилого дома, домовладения, а также лицо, пользующееся на ином законном основании помещением в многоквартирном доме, жилым домом, домовладением, потребляющее коммунальные услуги.
Согласно пункту 40 Правил N 354, потребитель коммунальных услуг в многоквартирном доме (за исключением коммунальной услуги по отоплению) вне зависимости от выбранного способа управления многоквартирным домом в составе платы за коммунальные услуги отдельно вносит плату за коммунальные услуги, предоставленные потребителю в жилом или в нежилом помещении, и плату за коммунальные услуги, потребляемые в процессе использования общего имущества в многоквартирном доме (далее -коммунальные услуги, предоставленные на общедомовые нужды).
До 01.01.2017, согласно пункту 44 Правил N 354, размер платы за коммунальную услугу, предоставленную на общедомовые нужды в многоквартирном доме, оборудованном коллективным (общедомовым) прибором учета (далее - ОДПУ), за исключением коммунальной услуги по отоплению, определялся исходя из показаний ОДПУ.
При этом, распределяемый в соответствии с формулами 1 1 - 1 4 приложения N 2 Правил N 354 между потребителями объем коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды за расчетный период, не может превышать объема коммунальной услуги, рассчитанного исходя из нормативов потребления соответствующего коммунального ресурса в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, за исключением случаев, если общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме, проведенным в установленном порядке принято решение о распределении объема коммунальной услуги в размере превышения объема коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, определенного исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета, над объемом, рассчитанным, исходя из нормативов потребления коммунального ресурса в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, между всеми жилыми и нежилыми помещениями пропорционально размеру общей площади каждого жилого и нежилого помещения.
Судом установлено, что общая площадь помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме расположенном по адресу: ул. Депутатская, д. 48, г. Новосибирск, составляет 1002,2 кв. м, жилая площадь помещений составляет 3620,50 кв.м, площадь нежилых помещений многоквартирного дома составляет 7907,7 кв. м. Итого площадь жилых и нежилых помещений составляет 11528,2 кв. м. Многоквартирный дом имеет 14 этажей.
Согласно реестру членов товарищества собственников жилья, площадь помещений многоквартирного дома, принадлежащая членам ТСЖ "ЦКДО-Депутатская" составляет 9634,8 кв. м. Площадь нежилого помещения ООО "Актуаль" составляет 307,40 кв.м.
ТСЖ "ЦКДО-Депутатская" предоставлен протокол общего собрания членов ТСЖ "ЦКДО-Депутатская" от 24.03.2016 N б/н согласно которому, 7-м вопросом повестки дня принято решение о распределении объема коммунальной услуги в размере превышения объема коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, определенного исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета, над объемом, рассчитанным исходя из нормативов потребления коммунального ресурса в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, между всеми жилыми и нежилыми помещениями пропорционально размеру общей площади каждого жилого и нежилого помещения.
В связи с чем, до 24.03.2016 начисление размера платы за коммунальную услугу по электроэнергии, потребленную на общедомовые нужды, должно осуществляться и не может превышать объема коммунальной услуги, рассчитанного, исходя из нормативов потребления соответствующего коммунального ресурса в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, а с 24.03.2016 с учетом превышения нормативов потребления соответствующего коммунального ресурса.
Согласно приказу департамента по тарифам Новосибирской области от 15.08.2012 N 168-ЭЭ "Об утверждении нормативов потребления коммунальной услуги по электроснабжению на территории Новосибирской области" норматив для 13-ти этажного и выше многоквартирного дома, оборудованного индивидуальным тепловым пунктом составляет 4,384 Квт.ч., не оборудованного индивидуальным тепловым пунктом составляет 3,38 Квт.ч. в месяц на 1 кв.м. общей площади помещений входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме.
Согласно техническому паспорту, подвал оборудован тепловым пунктом.
В письме АО "Новосибирскэнергосбыт" N ОРЭ-02896/20 от 31.01.2020 указан расход коммунальной услуги по электроэнергии, потребленной на общедомовые нужды за период с января 2014 по декабрь 2019 года.
Инспекцией в ходе проверке установлено, что ТСЖ "ЦКДО-Депутатская" по нежилому помещению ООО "Актуаль" осуществляло начисление размера платы за коммунальную услугу по электроэнергии, потребленную на общедомовые нужды (путем указания в платежных документах "возмещение затрат по электроэнергии МОП", "возмещение затрат по электроэнергии ОДН") в период с января 2014 года по февраль 2016 года свыше объема потребления коммунальной услуги, рассчитанного исходя из норматива потребления коммунальной услуги, а в период с марта 2016 года по декабрь 2016 года начисления осуществлялись без учета пропорционального распределения объема потребления коммунальной услуги по электроэнергии, потребленной на общедомовые нужды между всеми жилыми и нежилыми помещениями многоквартирного дома, что привело к завышению объема коммунальной услуги на нежилое помещение ООО "Актуаль" и является нарушением пункта 44 Правил N 354.
В соответствии с пунктом 29 Правила N 491 и частей 9.1, 9.2 статьи 156 ЖК РФ, с 01.01.2017 плата за содержание жилого помещения включает в себя плату за холодную воду, горячую воду, отведение сточных вод, электрическую энергию, потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме, при условии, что конструктивные особенности многоквартирного дома предусматривают возможность потребления соответствующей коммунальной услуги при содержании общего имущества, определяемую в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Размер расходов граждан в составе платы за содержание жилого помещения на оплату холодной воды, горячей воды, отведения сточных вод, электрической энергии, потребляемых при выполнении минимального перечня необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме услуг и работ, определяется исходя из нормативов потребления соответствующих видов коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном федеральным законом.
В соответствии с пунктом 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 26.12.2016 N 1498 "О вопросах предоставления коммунальных услуг и содержания общего имущества в многоквартирном доме", приказами департамента по тарифам Новосибирской области от 22.05.2017 N 215-В (холодное и горячее водоснабжение, водоотведение) и 216-ЭЭ (электроэнергия) с 01.06.2017 утверждены новые нормативы потребления холодной, горячей воды, отведения сточных вод, электрической энергии в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме.
При этом размер платы не должен превышать нормативов потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, установленных департаментом по тарифам Новосибирской области.
При последующих включениях размер указанных расходов на оплату коммунальных ресурсов, потребляемых при содержании общего имущества в многоквартирном доме, определяется исходя из нормативов потребления соответствующих видов коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном федеральным законом. В случае если перечень работ по содержанию общего имущества превышает минимальный перечень, общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме вправе принять решение о включении в плату за содержание жилого помещения расходы на приобретение объема коммунальных ресурсов, потребляемых при содержании общего имущества в многоквартирном доме, с учетом превышения нормативов потребления соответствующих видов коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме.
К проверке ТСЖ "ЦКДО-Депутатская" предоставлены протоколы общих собраний членов ТСЖ "ЦКДО-Депутатская" от 14.02.2017, от 16.04.2018, от 13.02.2019, от 05.03.2020, в соответствии с которыми начисления размера платы необходимо определять исходя из объема потребления коммунальных ресурсов, определяемого по показаниям коллективного (общедомового) прибора учета.
Инспекцией в ходе проверке установлено, что ТСЖ "ЦКДО-Депутатская" по нежилому помещению ООО "Актуаль" за период с января 2017 года по ноябрь 2020 года осуществляло начисление размера платы за коммунальный ресурс по электроэнергии, потребленный при содержании общего имущества в многоквартирном доме (путем указания в платежных документах "возмещение затрат по электроэнергии МОП", "возмещение затрат по электроэнергии ОДН", "электроэнергия на сод. ОИ") без учета пропорционального распределения объема потребления коммунального ресурса по электроэнергии, между всеми жилыми и нежилыми помещениями многоквартирного дома, что привело к завышению объема коммунальной услуги на нежилое помещение ООО "Актуаль" и является нарушением пункта 29 Правила N 491 и части 9.2 статьи 156 ЖК РФ.
Между тем, заявитель считает незаконным предписание Инспекции о проведении перерасчета платы за коммунальные услуги за период более чем три года, предшествующих проверки.
Признавая обоснованными доводы заявителя, суд первой инстанции правомерно исходил из следующего.
Согласно части 1 статьи 155 ГК РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится ежемесячно до десятого числа месяца, следующего за истекшим месяцем, если иной срок не установлен договором управления многоквартирным домом либо решением общего собрания членов товарищества собственников жилья, жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива, созданного в целях удовлетворения потребностей граждан в жилье в соответствии с федеральным законом о таком кооперативе.
В силу пункта 1 статьи 196 ГК РФ общий срок исковой давности составляет три года со дня, определяемого в соответствии со статьей 200 данного Кодекса.
Из анализа пункта 1 статьи 200 ГК РФ следует, что если законом не установлено иное, течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать об уплате денежных средств или о нарушении своего права и о том, кто является надлежащим ответчиком по иску о защите этого права.
Как верно отметил суд первой инстанции, содержащееся в предписании гражданско-правовое требование, связанное с перерасчетом платы за коммунальный ресурс в рассматриваемом случае облачено в форму предписания государственного органа, носящего обязательный характер.
Руководствуясь правовой позицией, изложенной в определении Верховного Суда Российской Федерации от 16.04.2018 N 309-КГ18-2786, суд первой инстанции указал, что в данном случае по существу контролирующий орган обязывает произвести начисление платы за период, превышающий срок исковой давности.
Доводы Инспекции о том, что в рамках осуществления инспекцией государственного жилищного надзора положения об исковой давности, предусмотренные ст. 196 ГК РФ не подлежат применению, отклоняются, поскольку в результате выполнения предписания и перерасчета, связанного с излишним начислением платы, происходит ее возврат, при этом заявитель лишается возможности использовать меры защиты, предоставленные гражданским законодательством, что может свидетельствовать о нарушении его прав и законных интересов.
В соответствии с правовой позицией Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 26.02.2015 N 305-КГ14-2126 по делу N А40-49533/2013, гражданско-правовое требование к исполнителю договора, касающееся возврата полученных им денежных средств за выполненные по договору работы, не может быть обличено в форму предписания государственного органа, носящего обязательный характер, неисполнение которого влечет публично-правовые санкции для исполнителя.
Оспариваемое предписание содержит требование о перерасчете размера платы за период с января 2014 года по январь 2017 года, в связи с чем суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о его незаконности.
В целом доводы, изложенные в апелляционной жалобе, повторяют позицию апеллянта по делу, являлись предметом полного и всестороннего рассмотрения и оценки судом первой инстанции, не опровергают выводы суда, положенные в основу принятого решения, выражают лишь несогласие с ними, в связи с чем не могут служить основанием для отмены судебного акта.
Ссылка подателя жалобы на судебную практику не может быть принята апелляционным судом во внимание при рассмотрении настоящего дела, так как какого-либо преюдициального значения для настоящего дела не имеет, принята судами по конкретным делам, фактические обстоятельства которых отличны от фактических обстоятельств настоящего дела.
Оснований для отмены решения суда первой инстанции, в том числе и безусловных, установленных частью 4 статьи 270 АПК РФ, у апелляционного суда не имеется.
Руководствуясь статьями 258, 268, 271, пунктом 1 статьи 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Новосибирской области от 03.08.2021 по делу N А45-867/2021 оставить без изменения, а апелляционную жалобу Государственной жилищной инспекции Новосибирской области - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления его в законную силу, путем подачи кассационной жалобы через Арбитражный суд Новосибирской области.
Председательствующий |
С. В. Кривошеина |
Судьи |
И. И. Бородулина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А45-867/2021
Истец: Товарищество Собственного Жилья "Цкдо - Депутатская"
Ответчик: ГОСУДАРСТВЕННАЯ ЖИЛИЩНАЯ ИНСПЕКЦИЯ НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ
Третье лицо: ООО "Актуаль", Седьмой арбитражный апелляционный суд
Хронология рассмотрения дела:
26.09.2022 Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда N 07АП-9244/2021
28.03.2022 Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа N Ф04-77/2022
27.10.2021 Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда N 07АП-9244/2021
03.08.2021 Решение Арбитражного суда Новосибирской области N А45-867/2021