город Ростов-на-Дону |
|
28 октября 2021 г. |
дело N А01-423/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 21 октября 2021 года.
Полный текст постановления изготовлен 28 октября 2021 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Филимоновой С.С.,
судей Ефимовой О.Ю., Сурмаляна Г.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Струкачевой Н.П.,
при участии:
от администрации муниципального образования город Краснодар: посредством системы веб-конференции ИС "Картотека арбитражных дел" представитель Пирогова О.В. по доверенности от 20.12.2020, паспорт,
от Департамента по надзору в строительной сфере Краснодарского края: посредством системы веб-конференции ИС "Картотека арбитражных дел" представитель Строева В.В. по доверенности от 03.09.2020, паспорт, конкурсный управляющий ООО "Кубань Строй Стандарт" Кульчицкий П.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу администрации муниципального образования город Краснодар
на решение Арбитражного суда Республики Адыгея
от 13.08.2021 по делу N А01-423/2021
по заявлению администрации муниципального образования город Краснодар; департамента строительства администрации муниципального образования г. Краснодар
к заинтересованному лицу обществу с ограниченной ответственностью "Кубань Строй Стандарт"
при участии третьих лиц общества с ограниченной ответственностью "СтройГарант"; общества с ограниченной ответственностью "Строй-Альянс"; Департамента по надзору в строительной сфере Краснодарского края
о взыскании денежных средств,
УСТАНОВИЛ:
администрация муниципального образования город Краснодар (далее - администрация) и Департамент строительства администрации муниципального образования город Краснодар (далее - департамент) обратились в Арбитражный суд Республики Адыгея с исковым заявлением к обществу с ограниченной ответственностью "КубаньСтройСтандарт" о взыскании 425 330 287 рублей 36 копеек.
Решением Арбитражного суда Республики Адыгея от 13.08.2021 исковое заявление оставлено без удовлетворения.
Не согласившись с принятым судебным актом, администрация муниципального образования город Краснодар обжаловала его в порядке, определенном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В апелляционной жалобе администрация просит решение суда первой инстанции отменить, исковые требования удовлетворить. Администрация полагает, что судом первой инстанции при рассмотрении данного спора не в полном объеме применены нормы действующего законодательства, а также не в полном объеме выяснены все обстоятельства дела, имеющие необходимое значение для полного и всестороннего рассмотрения спора по существу. В частности, при вынесении обжалуемого решения, суд первой инстанции пришел к неправомерным выводам о том, что ответчик не является получателем субсидии, в связи с чем, на стороне ООО "КраснодарСтройСтандарт" не возникло неосновательного обогащения; стоимость выявленного имущества ответчика в рамках дела о банкротстве не покрывает расходы на окончание строительства. Судом также неправомерно указано, что основания для взыскания неосновательного обогащения либо возврата субсидии отсутствуют, поскольку субсидия была использована ее получателем по целевому назначению. Ссылка суда на то обстоятельство, что реализация имущества в рамках дела о банкротстве предусматривает поэтапное снижение стоимости реализуемого имущества (публичное предложение), в результате чего реальная стоимость имущества при продаже будет существенно ниже рыночной, а часть имущества может не заинтересовать претендентов, по мнению администрации, преждевременна и несостоятельна. Кроме того, является ошибочным вывод суда о том, что нормативные акты, регулирующие взаимоотношения между потенциальным получателем субсидии (претендентом) и уполномоченным органом не содержат требования об обязательном сообщении застройщиком сведений о принадлежащем ему имуществе. В целом, судом дана неверная оценка заявленным требованиям администрации, в том числе, ввиду отсутствия доказательств, подтверждающих, что за счет стоимости выявленного имущества, принадлежащего должнику, возможно было покрыть расходы на окончание строительства, так как стоимость указанного имущества, по данным конкурсного управляющего, составляет 45 513 000 руб.
Департамент по надзору в строительной сфере Краснодарского края в отзыве поддержал доводы апелляционной жалобы администрации.
ООО "КубаньСтройСтандарт" с доводами жалобы не согласилось по основаниям, изложенным в отзыве, просило решение оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании представители администрации и Департамента по надзору в строительной сфере Краснодарского края поддержали доводы апелляционной жалобы, иные участвующие в деле лица явку не обеспечили, апелляционная жалоба рассмотрена в порядке статьи 156 АПК РФ.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, отзывов, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, в целях реализации дополнительных мер по защите прав пострадавших участников строительства в рамках реализации Закона Краснодарского края от 2018 N 3792-КЗ "О дополнительных мерах по защите прав пострадавших участников строительства многоквартирных домов на территории Краснодарского края и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Краснодарского края", в период 2019-2020 годы муниципальному образованию город Краснодар из бюджета Краснодарского края выделены субсидии на софинансирование расходных обязательств по созданию условий для жилищного строительства в целях финансового обеспечения (возмещения) затрат (части затрат) юридических лиц в связи с выполнением работ, оказанием услуг по завершению строительства проблемных объектов высокой степени готовности.
Цели и условия предоставления и расходования субсидий местным бюджетам муниципальных образований Краснодарского края из краевого бюджета, критерии отбора муниципальных образований Краснодарского края для предоставления указанных субсидий и их распределение между муниципальными образованиями Краснодарского края устанавливаются нормативным правовым актом главы администрации (губернатора) Краснодарского края.
В соответствии с подпунктом 1.2 пункта 1 приложения N 8 к приложению N 2 к постановлению главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 16.11.2015 N 1038 "Об утверждении государственной программы Краснодарского края "Комплексное и устойчивое развитие Краснодарского края в сфере строительства и архитектуры" субсидии предоставляются в целях софинансирования расходных обязательств, возникающих при выполнении полномочий органов местного самоуправления муниципальных образований Краснодарского края по финансовому обеспечению (возмещению) затрат (части затрат) юридических лиц в связи с выполнением работ, оказанием услуг по завершению строительства проблемных объектов высокой степени готовности с учетом расходных обязательств муниципальных образований Краснодарского края, софинансируемых из краевого бюджета.
Виды расходов, которые принимаются для определения объема финансирования, необходимого для завершения строительства проблемного объекта, устанавливаются соответствующим приказом департамента строительства Краснодарского края.
Приказом департамента строительства Краснодарского края от 17.01.2019 N 10 (далее - Приказ N 10) утверждён Порядок определения объемов финансирования, необходимого для завершения строительства проблемного объекта.
Постановлением администрации муниципального образования город Краснодар от 20.09.2019 N 4171 "О реализации части 6 статьи 2 Закона Краснодарского края от 04.05.2018 N 3792-КЗ "О дополнительных мерах по защите прав пострадавших участников строительства многоквартирных домов на территории Краснодарского края и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Краснодарского края" (далее - постановление N 4171) определены порядок обеспечения участия муниципального образования город Краснодар в отборе муниципальных образований Краснодарского края для предоставления субсидии из бюджета Краснодарского края на софинансирование расходных обязательств муниципальных образований Краснодарского края по созданию условий для жилищного строительства в целях финансового обеспечения (возмещения) затрат (части затрат) юридических лиц в связи с выполнением работ, оказанием услуг по завершению строительства проблемных объектов высокой степени готовности (далее - Порядок участия в отборе), а также порядок предоставления субсидий юридическим лицам в целях финансового обеспечения (возмещения) затрат (части затрат) в связи с выполнением работ, оказанием услуг по завершению строительства проблемных объектов высокой степени готовности (далее - Порядок предоставления субсидий).
Порядком предоставления субсидий определены цели, порядок и условия предоставления субсидии в целях финансового обеспечения (возмещения) затрат (части затрат) в связи с выполнением работ, оказанием услуг по завершению строительства проблемных объектов высокой степени готовности (далее - субсидия).
В соответствии с подпунктом 6.6 пункта б Порядка участия в отборе для предоставления субсидии на завершение строительства проблемного объекта он должен соответствовать установленным признакам.
Из материалов дела следует, что в целях осуществления завершения строительства проблемных объектов высокой степени готовности "16-ти этажный с техническим и подвальным этажами 3-секционный 525-квартирный жилой дом литер "1" и "16-ти этажный с техническим и подвальным этажами 2-секционный 350-квартирный жилой дом литер "2" по адресу: г. Краснодар, Прикубанский внутригородской округ, ул. Им Евгения Жигуленко, 3, расположенные на земельном участке с кадастровым номером 23:43:012001:12305 (далее - ЖК "Территория счастья") между администрацией, Казаряном Кареном Виленовичем, ООО "Специализированный застройщик "СпецСтройКубань" и ООО "КубаньСтройСтандарт" заключено соглашение о взаимодействии от 25.09.2019 (далее - Соглашение от 25.09.2019 (т.1, л.д. 50-52), которым выражена готовность сторон к сотрудничеству.
Во исполнение Соглашения от 25.09.2019 между ООО "СпецСтройКубань" и ООО "СТРОЙГАРАНТ" заключен договор от 04.10.2019 (т.1, л.д. 53-60) на выполнение функций Технического заказчика и осуществление строительного контроля объекта ЖК "Территория счастья". Выполнение работ по завершению строительства объекта капитального строительства производится на основании договора подряда N 1 от 04.10.2019 (т.1, л.д. 61-72), заключенного между ООО "СтройГарант" в лице Технического заказчика и ООО "Строй-Альянс".
В целях включения проблемного объекта ЖК "Территория счастья" для участия в отборе с соответствующими заявлениями от 07.10.2019 (т.1, л.д. 119-124) в департамент строительства Администрации муниципального образования город Краснодар обратилось ООО "Строй-Альянс" с приложением документов, предусмотренных пунктом 6 Порядка участия в отборе.
ООО "Специализированный застройщик "СпецСтройКубань", имея намерение принять на себя обязательства по обеспечению прав пострадавших участников строительства на квартиры, в целях получения заключения об объемах финансирования, необходимого для завершения строительства проблемного объекта ЖК "Территория счастья", обратилось в департамент строительства Краснодарского края.
По результатам рассмотрения заявления ООО "Специализированный застройщик "СпецСтройКубань" департамент строительства Краснодарского края вынес заключение от 04.10.2019 N 6 "Об объемах финансирования, необходимого для завершения строительства проблемного объекта", согласно которому комплектность документов, а также полнота и соответствие текстовых документов нормативным актам, которые в совокупности определяют дальнейшую возможность решения проблем дольщиков - соответствуют требованиям Приказа N 10.
Департаментом строительства администрации муниципального образования город Краснодар было подготовлено и направлено в департамент по надзору в строительной сфере Краснодарского края обращение главы муниципального образования город Краснодар от 25.09.2019 N 2100/01 с целью участия муниципального образования город Краснодар в отборе муниципальных образований Краснодарского края в целях предоставления субсидии из бюджета Краснодарского края в текущем финансовом году и (или) очередном финансовом году и плановом периоде.
Департаментом по надзору в строительной сфере Краснодарского края проведен отбор, по результатам которого между департаментом по надзору в строительной сфере Краснодарского края и администрацией муниципального образования город Краснодар заключено соглашение о предоставлении субсидии из краевого бюджета бюджету муниципального образования город Краснодар от 28.01.2020 N б/н (т. 1, л.д. 36-49).
В свою очередь ООО "СТРОЙГАРАНТ" в департамент строительства администрации муниципального образования город Краснодар (уполномоченный орган по предоставлению субсидий) направлены соответствующие заявления о предоставлении субсидии в целях финансового обеспечения (возмещения) затрат (части затрат) в связи с выполнением работ, оказанием услуг по завершению строительства ЖК "Территория счастья" с приложением документов, предусмотренных пунктом 8 Порядка предоставления субсидий (т. 1, л.д. 135-140).
На основании предоставленных ООО "СТРОЙГАРАНТ" документов между Департаментом строительства администрации муниципального образования город Краснодар и ООО "СТРОЙГАРАНТ" заключены следующие соглашения о предоставлении субсидий: N 7 от 13.12.2019 (т. 1, л.д. 77-82), N 8 от 13.12.2019 (т. 1, л.д. 83-88), N 12 от 12.03.2020 (т. 1, л.д. 89-94), N 13 от 27.04.2020 (т. 1, л.д. 95-100), N 16 от 16.06.2020 (т. 1, л.д. 101-106), N 19 от 27.07.2020 (т.1, л.д. 107-112), N 21 от 21.09.2020 (т. 1, л.д. 113-118), в результате чего из бюджета предоставлена субсидия в общем размере 425 330 287 рублей 36 копеек, в частности за 2019 год в размере 177 585 500 рублей, за 2020 год в размере 247 744 787 рублей 36 копеек.
В настоящее время строительство ЖК "Территория счастья" завершено, выдано разрешение на ввод в эксплуатацию от 30.06.2020 N 23-RU2330600-5290-2020 (т.1, л.д. 73).
В тоже время решением Арбитражного суда Краснодарского края от 30 октября 2018 года по делу N А32-18443/2018-4/321Б ООО "КубаньСтройСтандарт" признано банкротом, введена применяемая в деле о банкротстве процедура конкурсного производства, конкурсным управляющим утвержден арбитражный управляющий Кульчицкий Павел Николаевич (регистрационный номер в реестре Ассоциации МСОПАУ N 469, ИНН 490900941930).
В рамках дела о несостоятельности (банкротстве) организована процедура торгов в форме открытого аукциона с закрытой формой подачи предложения о цене по реализации имущества должника ООО "КубаньСтройСтандарт". Согласно прилагаемого перечня имущества в собственности ООО "КубаньСтройСтандарт" имеются 5 квартир, расположенных по адресу: г. Краснодар, ул. им. Евгении Жигуленко N 3 и 17 квартир, расположенных по адресу: г. Краснодар, ул. им. Евгении Жигуленко N 3, корпус 1 общей стоимостью 45 513 000 рублей (т. 2, л.д. 31-36).
В связи с чем, администрация муниципального образования город Краснодар пришла к выводу, что ООО "КубаньСтройСтандарт" могло бы завершить строительство проблемного объекта ЖК "Территория счастья" за счет собственных и иных привлеченных (кредитных) средств и исполнить обязательства перед участниками долевого строительства вышеуказанного объекта, без получения денежных средств за счет выданной субсидии. Реализация указанного имущества, по мнению истцов, могла рассматриваться как источник поступлений для целей завершения строительства недостроенного объекта, а также осуществления расчетов с кредиторами по денежным требованиям.
При таких обстоятельствах, истцы считают, что полученная субсидия на завершение строительства вышеуказанного объекта могла быть использована на решение иных социальных задач.
Как указывают истцы, сведения о принадлежности недвижимого имущества ООО "КубаньСтройСтандарт" в заявлениях об участии в отборе и предоставлении субсидии отсутствовали. При этом одним из документов, на основании которых принято решение о предоставлении бюджетных денежных средств из бюджета Краснодарского края и бюджета муниципального образования город Краснодар на указанные цели, является, в частности, обращение конкурсного управляющего Кульчицкого П.Н., в котором указано, что у застройщика ООО "КубаньСтройСтандарт" отсутствует возможность завершения строительства указанных проблемных объектов, ввиду неудовлетворительного финансового состояния.
Таким образом, администрация муниципального образования город Краснодар полагает, что в результате недобросовестного поведения ООО "КубаньСтройСтандарт" были предоставлены и использованы субсидированные средства на завершение строительства указанных объектов, в то время как при надлежащем использовании имеющихся финансовых источников, ООО ""КубаньСтройСтандарт" могло завершить его строительство и удовлетворить требования участников долевого строительства.
В связи с изложенным истец полагает, что выделенные средства могут быть истребованы как неосновательное обогащение по правилам главы 60 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ).
В целях досудебного урегулирования спора, администрацией муниципального образования город Краснодар в адрес конкурсного управляющего ООО "КубаньСтройСтандарт" направлено претензионное письмо от 26.11.2020 N 1809/02 (т.1, л.д. 18-20) о возврате в бюджет муниципального образования город Краснодар денежных средств в объеме субсидий, предоставленных на выполнение работ, оказание услуг по завершению строительства проблемного объекта высокой степени готовности ЖК "Территория счастья" в размере 425 330 287 рублей 36 копеек. Данное письмо оставлено без ответа и без удовлетворения.
Указанные обстоятельства послужили основанием к обращению в суд с иском.
Бюджетным кодексом Российской Федерации (далее - БК РФ) установлен принцип адресности и целевого характера бюджетных средств, который предполагает выделение этих средств в распоряжение конкретных получателей с указанием цели их использования.
В соответствии с пунктом 1 статьи 78 БК РФ субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров (за исключением подакцизных товаров, кроме автомобилей легковых и мотоциклов, винодельческих продуктов, произведенных из выращенного на территории Российской Федерации винограда), выполнением работ, оказанием услуг.
Согласно пункту 2 части 2 статьи 78 БК РФ субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются из бюджета субъекта Российской Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов - в случаях и порядке, предусмотренных законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации о бюджетах территориальных государственных внебюджетных фондов и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации.
В силу пункта 3 статьи 78 БК РФ нормативные правовые акты, муниципальные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, должны определять: категории и (или) критерии отбора юридических лиц (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), индивидуальных предпринимателей, физических лиц - производителей товаров, работ, услуг, имеющих право на получение субсидий; цели, условия и порядок предоставления субсидий; порядок возврата субсидий в соответствующий бюджет в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении; порядок возврата в текущем финансовом году получателем субсидий остатков субсидий, не использованных в отчетном финансовом году, в случаях, предусмотренных соглашениями (договорами) о предоставлении субсидий; положения об обязательной проверке главным распорядителем (распорядителем) бюджетных средств, предоставляющим субсидию, и органом государственного (муниципального) финансового контроля соблюдения условий, целей и порядка предоставления субсидий их получателями.
Пунктом 3.1 статьи 78 БК РФ в случае нарушения получателями предусмотренных настоящей статьей субсидий условий, установленных при их предоставлении, соответствующие средства подлежат в порядке, определенном нормативными правовыми актами, муниципальными правовыми актами, предусмотренными пунктом 3, абзацем четвертым пункта 8 и пунктом 8.2 настоящей статьи, возврату в соответствующий бюджет бюджетной системы Российской Федерации.
В силу статьи 6 БК РФ юридические лица, получившие субсидии в порядке статьи 78 БК РФ, не считаются получателями бюджетных средств.
Участники бюджетного процесса несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации. Таким образом, правоотношения между органом, предоставляющим субсидию, и лицом, претендующим на получение субсидии (производителем товаров, работ, услуг), несмотря на то, что в большей степени регулируются нормами Бюджетного кодекса, не являются бюджетными правоотношениями. Следовательно, к отношениям сторон по исполнению условий соглашений о предоставлении субсидий, предоставленных на выполнение работ, оказание услуг по завершению строительства проблемного объекта высокой степени готовности ЖК "Территория счастья" могут быть применены нормы ГК РФ (пункт 2 статьи 306.1 БК РФ).
Согласно пункту 1 статьи 1102 ГК РФ лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных статьей 1109 указанного Кодекса.
Из приведённой нормы гражданского законодательства Российской Федерации следует, что иск о взыскании неосновательного обогащения может быть удовлетворён в случае получения денежных средств или их сбережения ответчиком в отсутствие предусмотренных в пункте 1 статьи 1102 ГК РФ оснований.
Как указано выше, постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 16.11.2015 N 1038 утверждена Государственная программа Краснодарского края "Комплексное и устойчивое развитие Краснодарского края в сфере строительства и архитектуры".
Кроме того, постановлением администрации муниципального образования город Краснодар от 20.09.2019 N 4171 "О реализации части 6 статьи 2 Закона Краснодарского края от 04.05.2018 N 3792-КЗ "О дополнительных мерах по защите прав пострадавших участников строительства многоквартирных домов на территории Краснодарского края и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Краснодарского края" утверждены Порядок обеспечения участия муниципального образования город Краснодар в отборе муниципальных образований Краснодарского края для предоставления субсидии из бюджета Краснодарского края на софинансирование расходных обязательств муниципальных образований Краснодарского края по созданию условий для жилищного строительства в целях финансового обеспечения (возмещения) затрат (части затрат) юридических лиц в связи с выполнением работ, оказанием услуг по завершению строительства проблемных объектов высокой степени готовности, а также Порядок предоставления субсидий юридическим лицам в целях финансового обеспечения (возмещения) затрат (части затрат) в связи с выполнением работ, оказанием услуг по завершению строительства проблемных объектов высокой степени готовности.
Данные нормативные акты регулируют взаимоотношения между потенциальным получателем субсидии (претендентом) и уполномоченным органом и не содержат требования об обязательном сообщении застройщиком сведений о принадлежащем ему имуществе.
Так, как следует из пункта 5 Порядка участия в отборе, в целях включения проблемного объекта в обращение главы муниципального образования город Краснодар для участия в отборе в уполномоченный орган с соответствующим заявлением вправе обратиться юридическое лицо (далее - претендент), которое на дату подачи заявления должно соответствовать следующим требованиям:
5.1. Не находиться в процессе реорганизации, ликвидации, банкротства.
5.2. Иметь намерение получить субсидию на завершение строительства проблемного объекта, соответствующего одновременно следующим признакам:
а) проблемный объект расположен в границах муниципального образования город Краснодар и включен в реестр проблемных объектов в соответствии со статьей 9 Закона N 3792-КЗ;
б) в целях подключения проблемного объекта к сетям инженерно-технического обеспечения имеются действующие технические условия, а также при наличии у претендента намерения получить субсидию на финансовое обеспечение расходов, связанных с подключением (технологическим присоединением) проблемного объекта к сетям инженерно-технического обеспечения, в отношении проблемного объекта заключены договоры на выполнение работ, оказание услуг по подключению (технологическому присоединению) проблемного объекта к сетям инженернотехнического обеспечения;
в) проблемный объект имеет степень готовности, равную или превышающую 65%, что подтверждается техническим планом объекта незавершенного строительства, составленным в соответствии с приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 18.12.2015 N 953 "Об утверждении формы технического плана и требований к его подготовке, состава содержащихся в нем сведений, а также формы декларации об объекте недвижимости, требований к ее подготовке, состава содержащихся в ней сведений", и, при наличии, выпиской из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект незавершенного строительства - проблемный объект;
г) объем финансирования, необходимый для завершения строительства проблемного объекта, подтвержден заключением департамента строительства Краснодарского края, выданным в порядке, установленном Приказом N 10;
д) в отношении проблемного объекта имеется действующее разрешение на строительство.
Из изложенного следует, что инициатором процесса выступает не застройщик, а претендент - лицо, претендующее на осуществление завершения строительства. При этом Порядок участия в отборе не наделяет застройщика правами, реализация которых может повлиять на решение по вопросу предоставления субсидии и не возлагает на него обязанности по предоставлению каких-либо сведений участникам указанного процесса.
В соответствии с пунктом 1.1 статьи 23.1 Федерального закона от 30.12.2004 N 214-ФЗ "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 214-ФЗ), единый реестр проблемных объектов представляет собой систематизированный перечень сведений о проблемных объектах. При этом под проблемными объектами понимаются многоквартирные дома и (или) иные объекты недвижимости, в отношении которых застройщиком более чем на шесть месяцев нарушены сроки завершения строительства (создания) многоквартирного дома и (или) иного объекта недвижимости и (или) обязанности по передаче объекта долевого строительства участнику долевого строительства по зарегистрированному договору участия в долевом строительстве либо застройщик признан банкротом и в отношении его открыто конкурсное производство в соответствии с Федеральным законом от 26 октября 2002 года N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - проблемные объекты).
Судом первой инстанции установлено, что решением Арбитражного суда Краснодарского края от 30 октября 2018 года по делу N А32-18443/2018-4/321Б ООО "КубаньСтройСтандарт" признано несостоятельным (банкротом), в отношении должника открыта процедура конкурсного производства, к делу применены правила параграфа 7 главы IX Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" о банкротстве застройщика.
Таким образом, объект незавершенного строительства правомерно находился в реестре проблемных объектов и соответствовал требованиям пункта 5 Порядка участия в отборе.
Все остальные критерии и правила отбора касаются претендента, то есть лица, имеющего намерение принять на себя обязательство по завершению строительства (пункты 5, 6 Порядка участия в отборе).
Согласно пункту 3.1.2 Соглашений о предоставлении субсидий уполномоченный орган осуществляет с органами муниципального финансового контроля в пределах установленной компетенции в соответствии с законодательством Российской Федерации проверку соблюдения Получателем и лицами, являющимися поставщиками (подрядчиками, исполнителями) по договору (соглашению), заключенному в целях исполнения обязательств по Соглашению условий, целей и порядка предоставления субсидий.
Пунктом 3.1.3 Соглашений о предоставлении субсидий установлено, что в случае нарушения Получателем условий, установленных при предоставлении субсидий, выявленного по фактам проверок, проведенных Уполномоченным органом и органом муниципального финансового контроля и (или) в случае недостижения Получателем показателей результативности требует возврата полученной субсидии.
В соответствии с пунктом 4.2 Соглашений о предоставлении субсидий Получатель несет ответственность за недостоверность представленных документов и нецелевое использование субсидий в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации и Краснодарского края.
Как следует из материалов дела и сторонами не оспаривается, наличие нарушений при подаче документов не выявлено, субсидия использована по целевому назначению, строительство завершено, выдано разрешение на ввод объекта в эксплуатацию от 30.06.2020 N 23-RU2330600-5290-2020.
Более того, указанные выше нормативные документы не ставят в зависимость возможность получения субсидии и наличие/отсутствие имущества или денежных средств у застройщика, не предусматривают обязанность застройщика сообщать кому-либо сведения о наличии имущества. Застройщик не может влиять даже на процесс формирования стоимости работ по завершению строительства.
Также судом учтено, что истцами не представлено доказательств, что ООО "КубаньСтройСтандарт" каким-либо образом скрывало наличие у него объектов недвижимости в собственности.
Суд отклонил доводы истцов о наличии у ООО "КубаньСтройСтандарт" реальной возможности осуществить завершение строительства за счет заемных средств, поскольку открытие в отношении общества процедуры конкурсного производства свидетельствует о его неплатежеспособности и невозможности исполнения им своих обязательств перед кредиторами.
При этом в материалах дела отсутствуют доказательства, подтверждающие, что за счет стоимости выявленного имущества, принадлежащего должнику, возможно было покрыть расходы на окончание строительства, так как стоимость указанного имущества, по оценке конкурсного управляющего на 30.12.2020, составляет 45 513 000 рублей.
Также суд исходил из того, что реализация имущества в рамках дела о банкротстве предусматривает поэтапное снижение стоимости реализуемого имущества (публичное предложение). С учетом данных обстоятельств, реальная стоимость имущества при продаже будет существенно ниже рыночной, часть имущества может и вовсе не заинтересовать претендентов.
Более того, ответчик не является получателем субсидии, в связи с чем на стороне ООО "КубаньСтройСтандарт" не возникло неосновательное обогащение.
Как указано в пункте 32 "Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 2 (2018)" (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 04.07.2018), в случае нецелевого использования бюджетной субсидии получатель субсидии обязан возвратить указанную сумму как неосновательное обогащение и уплатить на нее проценты в порядке, предусмотренном статьями 395 и 1107 ГК РФ. Тот факт, что денежные средства были израсходованы обществом не по целевому назначению, свидетельствует о возникновении на стороне лица, получившего субсидию, неосновательного обогащения. При этом не имеет правового значения то обстоятельство, что полученные денежные средства являлись бюджетными.
В рассматриваемом случае ООО "КубаньСтройСтандарт" не является получателем субсидии, субсидия была использована получателем субсидии по целевому назначению, и как следствие, основания для взыскания неосновательного обогащения либо возврата субсидии отсутствуют.
Целью Закона Краснодарского края от 04.05.2018 N 3792-КЗ "О дополнительных мерах по защите прав пострадавших участников строительства многоквартирных домов на территории Краснодарского края и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Краснодарского края" является социальная поддержка граждан, вложивших денежные средства в строительство многоквартирных домов, перед которыми застройщики не выполнили свои обязательства по завершению строительства многоквартирных домов на территории Краснодарского края.
Таким образом, субсидия выдана не в целях поддержки предприятия ООО "КубаньСтройСтандарт", а в целях реализации права граждан на жилье. Данная цель была достигнута, проблемный объект достроен, квартиры переданы участникам долевого строительства.
В соответствии с частью 1 статьи 64 и статей 71, 168 АПК РФ арбитражный суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения лиц, участвующих в деле, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения дела, на основании представленных доказательств.
Оценка требований и возражений сторон осуществляется судом с учетом положений статьи 65 АПК РФ о бремени доказывания, исходя из принципа состязательности сторон, согласно которому риск наступления последствий не совершения соответствующих процессуальных действий несут лица, участвующие в деле (часть 2 статьи 9 АПК РФ).
Истолковав вышеуказанные нормы применительно к рассматриваемому спору, а также исследовав конкретные обстоятельства настоящего дела и оценив относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности в соответствии с требованиями статьи 71 АПК РФ, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что требования Администрации муниципального образования город Краснодар и Департамента строительства администрации муниципального образования город Краснодар к ООО "КубаньСтройСтандарт" о взыскании 425 330 287 рублей 36 копеек не подлежат удовлетворению.
Судебная коллегия не усматривает оснований для переоценки указанных выводов суда первой инстанции.
Материалы дела свидетельствуют о том, что судом первой инстанции были полно и всесторонне исследованы фактические обстоятельства, а также представленные сторонами доказательства и доводы.
Произведя их оценку с соблюдением требований ст. 71 АПК РФ, суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение.
Фактов, которые могли бы повлиять на законность и обоснованность принятого судебного акта, апелляционная жалоба не содержит. В связи с этим доводы апеллянта признаются судебной коллегией несостоятельными и не могут служить основанием для отмены решения суда, поскольку сводятся только к несогласию с оценкой обстоятельств судом первой инстанции.
Нарушений или неправильного применения норм материального или процессуального права, являющихся в силу статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием к отмене или изменению решения, апелляционной инстанцией не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Адыгея от 13.08.2021 по делу N А01-423/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в срок, не превышающий двух месяцев со дня принятия настоящего постановления, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
С.С. Филимонова |
Судьи |
О.Ю. Ефимова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А01-423/2021
Истец: Администрация муниципального образования город Краснодар, Департамент строительства администрации муниципального образования г. Краснодар
Ответчик: ООО "Кубань Строй Стандарт", ООО "Кубань Строй Стандарт" в лице к.у. Кульчицкого П.Н.
Третье лицо: Департамент по надзору в строительной сфере Краснодарского края, ООО "СтроГарант", ООО "Строй-Альянс", ООО "СтройГарант", Кульчицкий Павел Николаевич
Хронология рассмотрения дела:
17.02.2022 Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-14254/2021
28.10.2021 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-17437/2021
13.08.2021 Решение Арбитражного суда Республики Адыгея N А01-423/2021
19.07.2021 Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-6458/2021
29.06.2021 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-11736/2021
29.04.2021 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-5725/2021