г. Санкт-Петербург |
|
28 октября 2021 г. |
Дело N А56-8437/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 21 октября 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 28 октября 2021 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Горбачевой О.В.
судей Будылевой М.В., Загараевой Л.П.
при ведении протокола судебного заседания: секретарем судебного заседания Снукишкис И.В.
при участии:
от истца (заявителя): Цыденов С,П. - доверенность от 13.04.2021
от ответчика (должника): Кошечкина И.Б. - доверенность от 12.04.2021
от 3-го лица: 1) не явился. извещен 2) Быканова К.А. - доверенность от 11.01.2021
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-29132/2021) акционерного общества "НОВАЯ ГОЛЛАНДИЯ" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 22.07.2021 по делу N А56-8437/2021(судья Чекунов Н.А.), принятое
по иску акционерного общества "НОВАЯ ГОЛЛАНДИЯ"
к акционерному обществу "НОВЫЙ РЕГИСТРАТОР"
3-е лицо: 1. Инспекция Федеральной налоговой службы по Выборгскому району Ленинградской области; 2. Управление Федеральной налоговой службы по Ленинградской области
о взыскании
Акционерное общество "Новая Голландия" (адрес: 187420, г Сясьстрой, Ленинградская обл, Волховский р-н, ул Заводская, 1, ОГРН: 1094702000942; далее - Истец) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с исковым заявлением к акционерному обществу "Новый регистратор" (адрес: 107023, Москва, улица Буженинова, дом 30 строение 1, эт/пом/ком 2/VI/32; далее - Ответчик) о взыскании убытков в размере 2 842 615,55 руб., причиненных ненадлежащим исполнением обязательств по договору N 407/ф на оказание услуг по ведению реестра владельцев ценных бумаг от 30.09.2014, упущенной выгоды в виде неполученных доходов в сумме 56 518,70 руб.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора привлечены Инспекция Федеральной налоговой службы по Выборгскому району Ленинградской области, Управление Федеральной налоговой службы по Ленинградской области.
Решением суда первой инстанции от 23.07.2021 в удовлетворении требований отказано.
В апелляционной жалобе истец, ссылаясь на неправильное применение судом первой инстанции норм материального права и несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела, просит решение суда первой инстанции отменить и удовлетворить исковые требования.
В судебном заседании представитель истца доводы жалобы поддержал, настаивал на ее удовлетворении.
Представитель ответчика с жалобой не согласился по основаниям, изложенным в отзыве, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения.
Представитель Инспекции и УФНС по ЛО в судебном заседании заявил ходатайство о замене стороны по делу, ссылаясь на реорганизацию налоговых органов.
В соответствии с пунктом 1 статьи 48 АПК РФ в случаях выбытия одной из сторон в спорном или установленном судебным актом арбитражного суда правоотношении (реорганизация юридического лица, уступка требования, перевод долга, смерть гражданина и другие случаи перемены лиц в обязательствах) арбитражный суд производит замену этой стороны ее правопреемником и указывает на это в судебном акте. Правопреемство возможно на любой стадии арбитражного процесса. На замену стороны ее правопреемником или на отказ в этом арбитражным судом указывается в соответствующем судебном акте, который может быть обжалован (часть 2 статьи 48 АПК РФ).
В соответствии со статьей 57 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) реорганизация юридического лица (слияние, присоединение, разделение, выделение, преобразование) может быть осуществлена по решению его учредителей (участников) или органа юридического лица, уполномоченного на то учредительным документом.
В силу пункта 2 статьи 58 ГК РФ, при присоединении юридического лица к другому юридическому лицу к последнему переходят права и обязанности присоединенного юридического лица.
Согласно абзацу 2 пункта 26 Постановления Пленума Верховного суда РФ от 23.06.2015 г. "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", при присоединении юридического лица к другому юридическому лицу к последнему переходят все права и 3 А56-10241/2021 обязанности присоединяемого юридического лица в порядке универсального правопреемства вне зависимости от составления передаточного акта. Факт правопреемства может подтверждаться документом, выданным органом, осуществляющим государственную регистрацию юридических лиц, в котором содержатся сведения из ЕГРЮЛ о реорганизации общества, к которому осуществлено присоединение, в отношении прав и обязанностей юридических лиц, прекративших деятельность в результате присоединения, и документами юридических лиц, прекративших деятельность в результате присоединения, определяющими соответствующие права и обязанности, в отношении которых наступило правопреемство.
Как следует из представленных документов в соответствии с приказами Федеральной налоговой службы от 16.02.2021 N ЕД-7-12/142 "О проведении мероприятий по модернизации организованной структуры Федеральной налоговой службы" и от 21.05.2021 N ЕД-7-4/517 "О структуре Управления Федеральной налоговой службы по Ленинградской области", а также приказом Управления ФНС по Ленинградской области от 22.06.2021 N 01-04-01/056 "Об установлении предельной численности инспекций ФНС России межрайонного уровня Ленинградской области" Инспекция ФНС России по Выборгскому району Ленинградской области реорганизована путем присоединения к Межрайонной ИФНС России N 10 по Ленинградской области. В ЕГРЮЛ внесены записи о прекращении деятельности Инспекция ФНС России по Выборгскому району Ленинградской области в связи с реорганизацией путем присоединения. Поскольку факт универсального правопреемства документально подтвержден, апелляционный суд считает заявленное ходатайство подлежащим удовлетворению.
Законность и обоснованность решения суда первой инстанции проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела 30.09.2014 между истцом и Акционерное общество "Объединенная регистрационная компания" (правопредшественник ответчика) заключен договор N 407/ф на оказание услуг по ведению реестра владельцев ценных бумаг, по условиям которого ответчик принял на себя обязательства по ведению и хранению реестра владельцев ценных бумаг истца, а истец - производить оплату оказанных услуг в соответствии с условиями договора.
Ответчик является профессиональным участником рынка ценных бумаг, имеющим лицензию на осуществление деятельности по ведению реестра, выданную ФСФР России, является держателем реестра владельцев ценных бумаг истца, осуществляющим функции Регистратора на основании Договора на оказание услуг по ведению реестра владельцев именных ценных бумаг от 30.09.2014.
Регистратор осуществляет свою деятельность на основании Гражданского Кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 22.04.1996 N 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг" (далее - Федеральный закон "О рынке ценных бумаг"), Федерального закона от 26.12.1995 N 208-ФЗ "Об акционерных обществах" (далее - Федеральный закон "Об акционерных обществах"). Порядка открытия и ведения держателями реестров владельцев ценных бумаг лицевых и иных счетов, утвержденного Приказом ФСФР России от 30.07.2013 N 13-65/пз-н (далее - "Порядок открытия и ведения лицевых и иных счетов"), Положения Банка России от 27.12.2016 N 572-П "О требованиях к осуществлению деятельности по ведению реестра владельцев ценных бумаг".
Ответчиком, как держателем реестра ценных бумаг - Регистратором, на основании п. 6.1 ст. 4.1 Федерального закона от 24.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" был сформирован перечень акционерных обществ для передачи в ФНС России с целью внесения юридических лиц в Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства по состоянию на 01.07.2020 г. Но, ввиду технической ошибки при формировании данных регистратор не включил в Перечень акционерных обществ сведения об истце.
Истец, при выявлении данного факта в августе 2020 направил в адрес ФНС России письма о внесении изменений (правок) в ранее предоставленные Регистратором сведения в перечень акционерных обществ с целью внесения сведений об АО "Новая Голландия" в Единый реестр субъектов среднего и малого предпринимательства.
13.09.2020 получен отказ.
14.10.2020 Управлением ФНС России по Ленинградской области в адрес истца был направлен ответ, в соответствии с которым истцу отказано во включении в реестра, поскольку по состоянию на 14.10.2020 реестродержателем не предоставлены сведения в отношении истца.
Соответствующие сведения направлены в налоговый орган 05.11.2020.
В ноябре 2020 Акционерное общество "Новая Голландия" было включено в Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства.
Предусмотренные Федеральным законом от 01.04.2020 N 102-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 102-ФЗ) пониженные тарифы страховых взносов в отношении части выплат в пользу физического лица, определяемой по итогам каждого календарного месяца как превышение над величиной минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало расчетного периода, применяются для плательщиков страховых взносов, признаваемых субъектами МСП в соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 209-ФЗ).
Таким образом, плательщики страховых взносов вправе применять пониженные тарифы страховых взносов, установленные Федеральным законом N 102-ФЗ, при условии внесения сведений о них в реестр субъектов малого и среднего предпринимательства (далее - МСП) с 1-го числа месяца, в котором сведения о них внесены в реестр МСП, но не ранее чем с 1 апреля 2020 года.
Истец, ссылаясь на то обстоятельство, что ответчик в нарушение условий договора и требований действующего законодательства, не предоставил сведения об Акционерное общество "Новая Голландия" в ФНС России в срок до 05.07.2020, что повлекло обязанность по уплате страховых взносов без применения пониженных тарифов, обратился в арбитражный суд с иском о взыскании с реестродержателя убытков в сумме 2 842 615,55 рублей, составляющих размер уплаченных страховых взносов за период август - октябрь 2020 года без применения пониженного тарифа. Кроме того, истец заявил требования о взыскании с ответчика убытков в виде упущенной выгоды в размере 56 518,70 рублей, составляющих неполученные проценты, при условии направления денежных средств в сумме 2 842 615,55 рублей на депозит под ставку 5%.
Суд первой инстанции отказал истцу в удовлетворении исковых требований.
Апелляционный суд, исследовав материалы дела, проанализировав доводы апелляционной жалобы не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции.
В силу положений пункта 3 статьи 1, пункта 3 статьи 307 Гражданского кодекса при установлении, осуществлении и защите гражданских прав и при исполнении гражданских обязанностей участники гражданских правоотношений должны действовать добросовестно. В частности, при исполнении обязательства и после его прекращения стороны обязаны действовать добросовестно, учитывая права и законные интересы друг друга, взаимно оказывая необходимое содействие для достижения цели обязательства, а также предоставляя друг другу необходимую информацию.
На основании пункта 1 статьи 393 ГК РФ должник обязан возместить кредитору убытки, причиненные неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательства, где под убытками согласно пункту 2 статьи 15 Гражданского кодекса понимается, в том числе реальный ущерб - расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества.
Возмещение убытков в полном размере означает, что в результате их возмещения кредитор должен быть поставлен в положение, в котором он находился бы, если бы обязательство было исполнено надлежащим образом (пункт 2 статьи 393 Гражданского кодекса).
Как разъяснено в абзаце первом пункта 12 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", по делам о возмещении убытков истец обязан доказать, что ответчик является лицом, в результате действий (бездействия) которого возник ущерб, а также факты нарушения обязательства или причинения вреда, наличие убытков.
При установлении причинной связи между нарушением обязательства и убытками необходимо учитывать, в частности, то, к каким последствиям в обычных условиях гражданского оборота могло привести подобное нарушение. Если возникновение убытков, возмещения которых требует кредитор, является обычным последствием допущенного должником нарушения обязательства, то наличие причинной связи между нарушением и доказанными кредитором убытками предполагается. Должник, опровергающий доводы кредитора относительно причинной связи между своим поведением и убытками кредитора, не лишен возможности представить доказательства существования иной причины возникновения этих убытков (абзацы второй и третий пункта 5 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2016 N 7 (редакция от 22.06.2021) "О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств").
Из приведенных положений закона и разъяснений Пленума Верховного Суда Российской Федерации вытекает, что применение такой меры гражданско-правовой ответственности как возмещение убытков допустимо при любом умалении имущественной сферы участника оборота, в том числе выразившемся в увеличении его налогового бремени по обстоятельствам, которые не должны были возникнуть при надлежащем (добросовестном) исполнении обязательств другой стороной договора.
Принцип добросовестности предполагает, что исполняющее обязательство лицо, учитывая права и законные интересы контрагента, должно воздерживаться от поведения, вступающего в противоречие с установленными государством обязательными требованиями к ведению соответствующей деятельности и способно негативно повлиять на имущественную сферу контрагента.
Указанные правовые подходы изложены в определении Верховного Суда Российской Федерации от 09.09.2021 N 302-ЭС21-5294.
Таким образом, для возложения ответственности в виде взыскания убытков, в том числе в виде уплаченных страховых взносов, истец должен доказать, что контрагентом нарушены обязательства, определенные гражданско-правовым договором.
В рассматриваемом случае условиями договора от 30.09.2014 N 407/ф на оказание услуг по ведению реестра владельцев ценных бумаг, не предусмотрена обязанность ответчика по предоставлению сведений в ФНС для формирования реестра МСП, что подтверждает отсутствие факта нарушения ответчиком гражданского правового обязательства, вытекающего из указанного договора.
Условия отнесения хозяйственных обществ, хозяйственных партнерств, производственных кооперативов, потребительских кооперативов, крестьянских, (фермерских) хозяйств и индивидуальных предпринимателей к субъектам малого и среднего предпринимательства определены в статье 4 Федерального закона от 24.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" (далее - Закон N 209-ФЗ).
Положения подпункта 1 пункта 5 статьи 4.1 Закона N 209-ФЗ предусматривают присвоение статуса и категории субъекта малого и среднего предпринимательства юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, соответствующим условиям, установленным частью 1.1 статьи 4 Закона N 209-ФЗ, на основании сведений, имеющихся у уполномоченного органа по состоянию на 1 июля текущего календарного года.
Согласно статье 4 Федерального закона N 209-ФЗ юридические лица и индивидуальные предприниматели для отнесения к категории субъекта МСП должны соответствовать следующим условиям:
1) соблюдение требований к структуре уставного (складочного) капитала юридического лица (доля участия крупных компаний и иностранных юридических лиц в уставном капитале субъектов МСП ограничена размером в 49%; доля участия Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, общественных или религиозных организаций (объединения), благотворительных и иных фондов (за исключением инвестиционных фондов) не должна превышать 25%);
2) средняя численность работников за предшествующий календарный год не должна превышать следующих предельных значений: до 15 человек - микропредприятия; до 100 человек - малые предприятия; до 250 человек - средние предприятия;
3) доход, полученный от осуществления предпринимательской деятельности за предшествующий календарный год, не должен превышать следующих предельных значений: до 120 млн рублей - микропредприятия; до 800 млн рублей - малые предприятия; до 2 млрд рублей - средние предприятия.
Таким образом, в силу ст. 4 Федерального закона N 209-ФЗ юридические лица подлежат включению в единый реестр МСП исходя из соответствия конкретным критериям, наличие или отсутствие которых находится вне пределов ответственности реестродержателя.
В силу пункта 2 статьи 4.1 Закона N 209-ФЗ ведение единого реестра возложено на федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору за соблюдением законодательства о налогах и сборах - на Федеральную налоговую службу Российской Федерации.
В соответствии с Федеральным законом N 209-ФЗ сведения о юридических лицах и об индивидуальных предпринимателях, отвечающих условиям отнесения к субъектам МСП, установленным статьей 4 Федерального закона N 209-ФЗ, вносятся в реестр ежегодно 10 августа текущего календарного года на основе сведений, имеющихся у уполномоченного органа по состоянию на 1 июля текущего календарного года, а также сведений, представленных в ФНС России в соответствии с частями 6 - 6.2, 6.4, 6.5 статьи 4.1 Федерального закона N 209-ФЗ.
В соответствии с Федеральным законом N 209-ФЗ сформирован реестр МСП, ведение которого осуществляется ФНС России. Реестр МСП сформирован на основании сведений, находящихся в распоряжении ФНС России и поступающих в рамках предоставления налоговой отчетности, в том числе сведений о среднесписочной численности работников и о доходе, полученном от осуществления предпринимательской деятельности за предшествующий календарный год, и обеспечивает автоматическое присвоение статуса субъекта МСП хозяйствующим субъектам.
Концепцией формирования реестра МСП предусматривается внесение в реестр МСП сведений о юридических лицах и об индивидуальных предпринимателях, отвечающих условиям отнесения к субъектам МСП, установленным статьей 4 Федерального закона N 209-ФЗ.
В соответствии с Федеральным законом N 209-ФЗ сведения о юридических лицах и об индивидуальных предпринимателях, отвечающих условиям отнесения к субъектам МСП, установленным статьей 4 Федерального закона N 209-ФЗ, вносятся в реестр ежегодно 10 августа текущего календарного года на основе сведений, имеющихся у уполномоченного органа по состоянию на 1 июля текущего календарного года, а также сведений, представленных в ФНС России в соответствии с частями 6 - 6.2, 6.4 статьи 4.1 Федерального закона N 209-ФЗ.
Содержащиеся в реестре сведения о юридических лицах, об индивидуальных предпринимателях исключаются из реестра 10 августа текущего календарного года в случае, если такие юридические лица, индивидуальные предприниматели не представили в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах сведения о среднесписочной численности работников за предшествующий календарный год и (или) налоговую отчетность, позволяющую определить величину дохода, полученного от осуществления предпринимательской деятельности за предшествующий календарный год, либо такие юридические лица, индивидуальные предприниматели перестали отвечать условиям, установленным статьей 4 Федерального закона N 209-ФЗ.
Таким образом, для цели формирования реестра МСП используется единый подход, направленный на обеспечение дисциплины налогоплательщиков при сдаче налоговой отчетности.
В силу статьи 4 Федерального закона N 209-ФЗ акционерные общества, помимо соответствия условиям по среднесписочной численности работников за предшествующий календарный год и по доходу, полученному от осуществления предпринимательской деятельности за предшествующий календарный год (пункты 2 и 3 статьи 4 Федерального закона N 209-ФЗ), должны соответствовать одному из требований, установленных подпунктами "а" - "д" пункта 1 части 1.1 статьи 4 Федерального закона N 209-ФЗ.
При этом сведения об акционерных обществах, соответствующих одному из требований, установленных вышеуказанными подпунктами "а" - "д", представляются в Федеральную налоговую службу держателями реестров акционеров акционерных обществ, в составе сведений о которых в Едином государственном реестре юридических лиц содержатся сведения о соответствующем держателе реестра акционеров акционерных обществ, во исполнение части 6.1 статьи 4.1 Федерального закона N 209-ФЗ ежегодно в период с 1 по 5 июля по состоянию на 1 июля текущего календарного года.
Соответствующие изменения внесены Федеральным законом от 03.08.2018 N 313-ФЗ, согласно которому часть 6.1 статьи 4.1 Федерального закона N 209-ФЗ изложена в следующей редакции: в целях ведения Единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства держатели реестров акционеров акционерных обществ, которые созданы до 1 декабря года, предшествующего текущему календарному году, и в составе сведений о которых в Едином государственном реестре юридических лиц содержатся сведения о соответствующем держателе реестра акционеров акционерных обществ, ежегодно до 5 июля представляют в уполномоченный орган перечень акционерных обществ, соответствующих условиям, установленным подпунктом "а" пункта 1 части 1.1 статьи 4 указанного Федерального закона (за исключением условий, установленных абзацем третьим указанного подпункта).
Указанный перечень формируется держателями реестров акционеров акционерных обществ на основании имеющихся у них данных, содержащихся в списках лиц, имеющих право участвовать в годовом общем собрании акционеров соответствующего акционерного общества, проведенном в текущем календарном году.
Статьей 6 Федерального закона N 102-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 102-ФЗ) установлено, что в период с 1 апреля 2020 года до 31 декабря 2020 года для плательщиков страховых взносов, признаваемых субъектами малого или среднего предпринимательства в соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2007 года N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 209-ФЗ), в отношении части выплат в пользу физического лица, определяемой по итогам каждого календарного месяца как превышение над величиной минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало расчетного периода, применяются пониженные тарифы страховых взносов: на обязательное пенсионное страхование - 10% как в пределах установленной предельной величины базы для исчисления страховых взносов по данному виду страхования, так и свыше установленной предельной величины, на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством - в размере 0%, на обязательное медицинское страхование - в размере 5 процентов.
Согласно статье 3 Федерального закона N 209-ФЗ субъекты малого и среднего предпринимательства - это хозяйствующие субъекты (юридические лица и индивидуальные предприниматели), отнесенные в соответствии с условиями, установленными Федеральным законом N 209-ФЗ, к малым предприятиям, в том числе к микропредприятиям и средним предприятиям, сведения о которых внесены в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства (далее - реестр МСП).
Таким образом, плательщики страховых взносов вправе применять пониженные тарифы страховых взносов, установленные Федеральным законом N 102-ФЗ, при условии внесения сведений о них в реестр МСП.
Указанные плательщики страховых взносов вправе применять пониженные тарифы страховых взносов с 1-го числа месяца, в котором сведения о них внесены в реестр МСП, но не ранее чем с 1 апреля 2020 года.
В случае исключения плательщиков страховых взносов из реестра МСП пониженные тарифы страховых взносов не применяются с 1-го числа месяца, в котором плательщики страховых взносов были исключены из реестра МСП.
В рамках настоящего дела установлено, что истец в течение 2020 года соответствовал всем критериям, установленным статьей 4 Федерального закона N 209-ФЗ. Исключение 10.08.2020 истца из реестра МСП обусловлено исключительно отсутствием в предоставленных держателем реестра перечне сведений об истце. Указанные обстоятельства подтверждены письменными отзывами Инспекции и Управления ФНС России по Ленинградской области.
Вместе с тем, отсутствие в перечне, представленном держателем реестра акционеров акционерных обществ в ФНС РФ, сведений об Акционерном обществе "Новая Голландия" обусловлены технической ошибкой и не могут быть квалифицированы в качестве нарушения контрагентом гражданско-правового обязательства по договору.
Кроме того, материалами дела установлено, что ответчик 06.07.2020 в интересах контрагентов разместил на сайте сервис, позволяющий акционерным обществам самостоятельно проверить факт направления перечня для формирования реестра МСП. Вместе с тем, истец самостоятельную проверки сведений не осуществил.
Обращение истца в инспекцию по месту налогового учета и Управление ФНС России по Ленинградской области, а также их отказы во внесении изменений в реестр МСП не могут быть приняты в качестве доказательств, поскольку указанные органы не являются уполномоченными лицами на ведение соответствующего реестра, а вхождение инспекции и управления в единую системы налоговых органов не свидетельствует о делегировании ФНС РФ соответствующих полномочий указанным лицам.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что в рассматриваемом случае со стороны истца не доказан факт нарушения ответчиком обязательств по договору N 407/ф на оказание услуг по ведению реестра владельцев ценных бумаг.
Кроме того, апелляционный суд считает необходимым отменить, что истцом также не доказан факт наличия убытков, поскольку обязанность по уплате страховых взносов определена Налоговым кодексом РФ и ее исполнение не может быть признано убытками юридического лица. Так же следует отметить, что при условии соответствия Акционерного общества "Новая Голландия" критериям отнесения к субъектам малого и среднего предпринимательства, истец не лишен возможности обращения в уполномоченный орган с уточненными расчетами и заявлением о возврате/зачете образовавшейся переплаты по страховым взносам.
Таким образом, исходя из того, что иск о взыскании убытков может быть удовлетворен только при наличии самих убытков, факта неисполнения или ненадлежащего исполнения ответчиком договорного обязательства и причинно-следственной связи между таким бездействием ответчика и возникшими у истца убытками, суд пришел к обоснованному выводу о недоказанности истцом наличия указанной совокупности условий для взыскания убытков, и поскольку факты нарушения ответчиком обязательства или причинения вреда истцом не доказаны, наличие убытков и их размер истцом не подтвержден, оснований для удовлетворения иска как в части взыскания разницы между страховыми тарифами в сумме 2 842 615,55 рублей, так и упущенной выгоды в сумме 56 518,70 рублей.
Принимая во внимание, что дело рассмотрено судом первой инстанции полно и всесторонне, нормы материального и процессуального права не нарушены, выводы суда о применении норм права соответствуют установленным по делу обстоятельствам и имеющимся доказательствам, у апелляционной инстанции не имеется правовых оснований для отмены принятого решения.
Руководствуясь статьями 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Заменить Инспекцию ФНС России по Выборгскому району Ленинградской области на Межрайонную Инспекцию ФНС России N 10 по Ленинградской области в порядке процессуального правопреемства.
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 23.07.2021 по делу N А56-8437/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
О.В. Горбачева |
Судьи |
М.В. Будылева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-8437/2021
Истец: АО "НОВАЯ ГОЛЛАНДИЯ"
Ответчик: АО "НОВЫЙ РЕГИСТРАТОР"
Третье лицо: Инспекция Федеральной налоговой службы по Выборгскому району ленинградской области, Управление Федеральной налоговой службы по Ленинградской области