15 февраля 2024 г. |
Дело N А83-16839/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 8 февраля 2024 года.
Полный текст постановления изготовлен 15 февраля 2024 года.
Двадцать первый арбитражный апелляционный суд в составе: | |||
председательствующего судьи |
|
Ольшанской Н.А., |
|
судей |
|
Кузняковой С.Ю., |
|
|
|
Марусина В.А., |
при ведении протокола судебного заседания секретарем Каримовым А.А.,
при участии в судебном заседании:
от Нестеренко Наталии Викторовны - Макаренко А.П. представитель по доверенности от 04.09.2023 N 82/157-н/82-2023-6-318,
от Нестеренко Елены Александровны - Макаренко А.П. представитель по доверенности от 04.09.2023 N 82/157-н/82-2023-6-319,
от Управления Федеральной налоговой службы по Республике Крым - Сорокина О.Н. представитель по доверенности от 11.09.2023 N 06-20/10839,
от Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 9 по Республике Крым - Сорокина О.Н. представитель по доверенности от 11.01.2024 N 06/02-28,
в отсутствие надлежаще извещенных о времени и месте судебного заседания представителей: Общества с ограниченной ответственностью "Крымсибкорпорейшн", Бачурина А. Л.;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Нестеренко Наталии Викторовны, Нестеренко Елены Александровны на решение Арбитражного суда Республики Крым от 14.11.2023 по делу N А83-16839/2023 по заявлению Нестеренко Наталии Викторовны, Нестеренко Елены Александровны к Управлению Федеральной налоговой службы по Республике Крым, Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 9 по Республике Крым о признании незаконным решений,
УСТАНОВИЛ:
Нестеренко Наталия Викторовна, Нестеренко Елена Александровна обратились в Арбитражный суд Республики Крым с заявлением к Управлению Федеральной налоговой службы по Республике Крым, Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 9 по Республике Крым (далее - налоговый орган, регистрирующий орган) о признании незаконным и необоснованным ответа Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 9 по Республике Крым от 27.09.2022 N 05-23/016415 и ответа Управления Федеральной налоговой службы по Республике Крым от 14.03.2023 N 07-21/00403-35а; просили обязать Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы N 9 по Республике Крым исправить техническую ошибку в Едином государственном реестре юридических лиц, исключив сведения о должности Нестеренко Наталии Викторовны в Обществе с ограниченной ответственностью "Крымсибкорпорейшн" в качестве руководителя юридического лица, внесенные согласно записи за государственным регистрационным номером 2199112040191 от 22.01.2019.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, суд привлек Общество с ограниченной ответственностью "Крымсибкорпорейшн", Бачурина А. Л.
Решением Арбитражного суда Республики Крым от 14.11.2023 в удовлетворении требований отказано.
Не согласившись с указанным решением, Нестеренко Н.В., Нестеренко Е.А. обратились в Двадцать первый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой указывают на нарушение судом норм материального и процессуального права, просят решение суда первой инстанции отменить, принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований в полном объеме.
В обоснование апелляционной жалобы указывают, что суд необоснованно оставил без внимания доводы о том, что суд первой инстанции не рассмотрел всю информацию, предоставленную заявителями. Заявители считают, что приговор мирового судьи в отношении Нестеренко Н.В. не имеет преюдициального значения. Кроме того, при подаче заявления Нестеренко Н.В. в заявлении по форме N Р14001 в графу 3.4 не вносила сведений. Кроме того, суд первой инстанции, разрешая спор, не исследовал обстоятельства невозможности выполнения со стороны Нестеренко Н.В. полномочий единоличного исполнительного органа.
В представленном отзыве Межрайонная ИФНС России N 9 по Республике Крым изложила свои возражения по доводам апелляционной жалобы, считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, просит оставить его без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В судебное заседание Общество с ограниченной ответственностью "Крымсибкорпорейшн", Бачурин А. Л. представителей не направили, извещены надлежащим образом о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы, что в силу части 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не препятствует рассмотрению апелляционной жалобы.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что обжалуемый судебный акт отмене либо изменению не подлежит.
Как следует из материалов дела и установил суд первой инстанции, согласно сведениям Единого государственного реестра юридических лиц ООО "Крымсибкорпорейшн" является действующим юридическим лицом, зарегистрированным ИФНС России по г. Симферополю 16.01.2015 (ОГРН 1159102027578).
15 января 2019 года заявитель Нестеренко Н.В. в регистрирующий орган представила заявление по форме N Р14001, на основании которого 22.11.2019 регистрирующий орган внес запись за государственным регистрационным номером 2199112040191 о Нестеренко Н.В. как о руководителе постоянно действующего исполнительного органа вместо Нестеренко А.Л. (умершего).
20 сентября 2022 года участники Общества "Крымсибкорпорейшн" Нестеренко Н.В. и Нестеренко Е.А. обратились в Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы N 9 по Республике Крым с заявлением об исправлении технической ошибки в Едином государственном реестре юридических лиц.
Ответом от 27.09.2022 N 05-23/016415 Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 9 по Республике Крым не нашла оснований для исправления технической ошибки, отметив что, согласно которому в Единый государственный реестр юридических лиц внесена запись за государственным регистрационным номером 2199112362689 от 27.11.2019 о недостоверности сведений в отношении Нестеренко Наталии Викторовны как о лице, имеющем право без доверенности действовать от имени юридического лица Общества "Крымсибкорпорейшн".
25 февраля 2023 года участниками Общества "Крымсибкорпорейшн" Нестеренко Н.В. и Нестеренко Е.А. подана жалоба в Управление Федеральной налоговой службой по Республике Крым на ответ Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службой N 9 по Республике Крым от 27.09.2022 года N 05-23/016415.
На момент обращения участниками юридического лица являются три физических лица:
- Бачурин Александр Леонидович с размером доли уставного капитала 20% номинальной стоимостью 11 211,0 руб.;
- Нестеренко Елена Александровна с размером доли уставного капитала 12,5% номинальной стоимостью 2 802,75 руб.;
- Нестеренко Наталья Викторовна с размером доли уставного капитала 37,5% номинальной стоимостью 8 408,25 руб.
14.03.2023 за N 07-21/00403-35а Управлением Федеральной налоговой службы Республике Крым вынесено решение, согласно которому жалоба оставлена без удовлетворения.
Не согласившись с указанными ответами заинтересованных лиц, Нестеренко Наталия Викторовна и Нестеренко Елена Александровна обратились в Арбитражный суд Республики Крым с настоящим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявлений, суд первой инстанции верно исходил из следующего.
В силу положений части 1 статьи 65, части 3 статьи 189 и части 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200, частями 2 и 3 статьи 201 АПК РФ и пунктом 6 постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
При этом отношения, связанные с государственной регистрацией юридических лиц при их создании, реорганизации и ликвидации, при внесении изменений в их учредительные документы, государственной регистрацией физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей, регулируются Федеральным законом от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Закон N 129-ФЗ).
Согласно пункту 4 статьи 5 Закона N 129-ФЗ записи вносятся в государственные реестры на основании документов, представленных при государственной регистрации. Каждой записи присваивается государственный регистрационный номер, и для каждой записи указывается дата внесения ее в соответствующий государственный реестр. При несоответствии указанных в пунктах 1 и 2 данной статьи сведений государственных реестров сведениям, содержащимся в документах, представленных при государственной регистрации, сведения, указанные в пунктах 1 и 2 этой статьи, считаются достоверными до внесения в них соответствующих изменений.
В силу пункта 3 статьи 5, статья 11 Закона N 129-ФЗ решение о государственной регистрации, принятое регистрирующим органом, является основанием внесения соответствующей записи в соответствующий государственный реестр, при этом в случае изменения содержащихся в государственных реестрах сведений ранее внесенные сведения сохраняются.
При этом оспаривание фактов государственной регистрации ЕГРЮЛ осуществляется в соответствии с главой 24 Кодекса, которая регулирует порядок рассмотрения дел об оспаривании ненормативных правовых актов, действий (бездействия) государственных органов.
Абзацем 5 пункта 1 статьи 4 Закона N 129-ФЗ установлено, что внесение исправлений в сведения, включенные в записи государственных реестров на электронных носителях, не соответствующие сведениям, содержащимся в документах, на основании которых внесены такие записи (исправление технической ошибки), осуществляется в соответствии с Порядком, утвержденным приказом Министерства финансов Российской Федерации от 30.10.2017 N 165н (далее - Порядок N 165н).
В соответствии с пунктом 10 Порядка N 165н установлено, что технические ошибки в сведениях, включенных в записи ЕГРЮЛ или ЕГРИП, исправляются по решению территориальных органов ФНС России, на которые возложены полномочия по государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, в срок не более пяти рабочих дней со дня обнаружения территориальным органом ФНС России технической ошибки в сведениях, включенных в записи ЕГРЮЛ или ЕГРИП, или получения заявления от любого заинтересованного лица о наличии такой технической ошибки.
Пунктами 11 и 12 Порядка N 165н установлено, что техническая ошибка в сведениях, включенных в записи ЕГРЮЛ или ЕГРИП, исправляется путем внесения в ЕГРЮЛ или ЕГРИП новой записи со ссылкой на запись, содержащую сведения, в которых допущена техническая ошибка. Не позднее трех рабочих дней, следующих за днем истечения срока, установленного пунктом 10 указанного Порядка, территориальный орган ФНС России, исправивший техническую ошибку в сведениях, включенных в записи ЕГРЮЛ или ЕГРИП, в письменной форме информирует заинтересованное лицо, направившее заявление о наличии технической ошибки в сведениях, включенных в записи ЕГРЮЛ или ЕГРИП, об исправлении такой технической ошибки или об отсутствии указанной в заявлении технической ошибки в сведениях, включенных в записи ЕГРЮЛ или ЕГРИП (в случае если сведения, включенные в записи ЕГРЮЛ или ЕГРИП на электронных носителях, соответствуют сведениям, содержащимся в документах, на основании которых внесены такие сведения).
Из системного толкования изложенных положений Закона N 129-ФЗ и Порядка N 165н следует, что под "технической ошибкой" понимается несоответствие сведений, включенных в записи государственных реестров на электронных носителях, записям, содержащимся в документах, на основании которых внесены такие записи в реестр на электронных носителях; в свою очередь, соответствие таковых сведений сведениям, содержащимся в документах, на основании которых внесены данные сведения в записи ЕГРЮЛ или ЕГРИП, свидетельствует об отсутствии технической ошибки.
В силу пункта 2 статьи 17 Закона N 129-ФЗ для внесения в единый государственный реестр юридических лиц изменений, касающихся сведений о юридическом лице, но не связанных с внесением изменений в учредительные документы юридического лица, в регистрирующий орган представляется подписанное заявителем заявление о внесении изменений в единый государственный реестр юридических лиц по форме, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. В заявлении подтверждается, что вносимые изменения соответствуют установленным законодательством Российской Федерации требованиям и содержащиеся в заявлении сведения достоверны. В предусмотренных Федеральным законом "Об обществах с ограниченной ответственностью" случаях для внесения в единый государственный реестр юридических лиц изменений, касающихся перехода доли или части доли в уставном капитале общества с ограниченной ответственностью, представляются документы, подтверждающие основание перехода доли или части доли.
В регистрирующий орган представляется подписанное заявителем заявление о внесении изменений в государственный реестр по форме Р14001 "Заявление о государственной регистрации изменений, вносимых в Едином государственном реестре юридических лиц".
Обязанность указания достоверной информации возложена Законом N 129-ФЗ на заявителя (пункт 2 статьи 17, статья 25), при этом регистрирующий орган не вправе требовать представление других документов, кроме документов, установленных Законом N 129-ФЗ (пункт 4 статьи 9).
Суд первой инстанции установил, что Нестеренко Н.В. 15.01.2019 обратилась в регистрирующий орган с заявлением по форме N Р14001, согласно которому заявитель просит внести изменения в сведения, содержащиеся в ЕГРЮЛ, о лице, имеющим право без доверенности действовать от имени юридического лица ООО "Крымсибкорпорейшн" (т.2, л.51-55).
Из заявления следует, что изменению подлежат сведения, содержащееся в ЕГРЮЛ о лице, имеющем право без доверенности действовать от имени Общества "Крымсибкорпорейшн", а именно: прекращение полномочий генерального директора Нестеренко А.Л. (стр. 2 заявления в поле 1 листа "К" указана цифра "2") и возложение на Нестеренко Н.В. полномочий лица, имеющего право без доверенности действовать (стр. 2 заявления в поле 1 листа "К" указана цифра "2").
При этом, в пункте 3.4 на стр. 3 заявления в поле 1 листа "К" заявитель не указал наименование должности - соответствующая строка заявителем Нестеренко Н.В. не заполнена. В тоже время в пункте 1 листа Р (сведения о заявителе) указано значение "01" - руководитель постоянно действующего исполнительного органа.
22 ноября 2019 года налоговым органом внесена запись за государственным регистрационным номером 2199112040191, которой в отношении Нестеренко Н.В. внесена запись как о руководителе постоянно действующего исполнительного органа.
В соответствии со статьей 40 Федерального закона от 08.02.1998 N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью" (далее - Закон N 14-ФЗ) в качестве единоличного исполнительного органа общества может выступать только физическое лицо, за исключением случая, предусмотренного статьей 42 настоящего Федерального закона.
В соответствии с пунктом 4 статьи 32 Закона N 14-ФЗ руководство текущей деятельностью общества осуществляется единоличным исполнительным органом общества или единоличным исполнительным органом общества и коллегиальным исполнительным органом общества.
В соответствии с пунктом 14.1 статьи 14 Устава ООО "Крымсибкорпорейшн" руководство текущей деятельностью Общества осуществляет лицо, осуществляющее функции единоличного исполнительного органа - генеральный директор, который избирается общим собранием участников Общества на 5 (пять) лет с правом досрочного переизбрания.
Суд верно признал, что само по себе отсутствие в заявлении от 15.01.2019 наименования должности (в контексте статьи 40 Закона N 14-ФЗ - генеральный директор, президент и другие) не препятствует внесению записи о единоличном исполнительном органе общества как руководителе постоянно действующего исполнительного органа.
Поэтому заявление от 22.09.2022 N 015927 Нестеренко Н.В., Нестеренко Е.А. об исправлении технической ошибки в обозначении должности лица, имеющего право без доверенности действовать от имени юридического лица, регистрирующий орган оставил без исполнения при наличии оснований.
Ответственность за достоверность представляемых сведений возложена на заявителей (пункт 1 статьи 25 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей").
На основании вышеизложенного суд первой инстанции пришел к верному выводу о соответствии записи в реестре сведениям содержащихся в документах, на основании которых внесены данные сведения, что свидетельствует об отсутствии технической ошибки и отсутствия необходимости в ее исправления.
Также апелляционный суд отмечает, что согласно выписке из ЕГРЮЛ на основании заявления Нестеренко Н.В. в отношении лица, имеющего право действовать без доверенности от имени юридического лица ООО "Крымсибкорпорейшн" внесена запись о недостоверности от 27.11.2019 за ГРН 2199112362689.
В силу части 1 статьи 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обращение в арбитражный суд должно быть обусловлено необходимостью защиты нарушенных прав и иметь цель их восстановления.
Учитывая, что заявители Нестеренко Н.В., Нестеренко Е.А. не указали, каким образом отказ в исправлении технической ошибки и решение УФНС России по Республики Крым от 14.03.2023 приведет к восстановлению их прав и законных интересов, суд первой инстанции пришел к верному выводу об отказе в удовлетворении заявленных требований.
По результатам повторного рассмотрения дела в порядке апелляционного производства апелляционная коллегия приходит к выводу, что оснований для удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены принятого судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
В соответствии с частью 4 статьи 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается, в связи с чем вопрос о распределении судебных расходов по данному делу судом не разрешается.
Руководствуясь частью 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцать первый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Крым от 14.11.2023 по делу N А83-16839/2023 оставить без изменения, апелляционную жалобу Нестеренко Наталии Викторовны, Нестеренко Елены Александровны - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Арбитражный суд Центрального округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления в законную силу, путем подачи кассационной жалобы через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
Н.А Ольшанская |
Судьи |
С.Ю. Кузнякова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А83-16839/2023
Истец: Нестеренко Елена Александровна, Нестеренко Наталия Викторовна
Ответчик: МЕЖРАЙОННАЯ ИНСПЕКЦИЯ ФЕДЕРАЛЬНОЙ НАЛОГОВОЙ СЛУЖБЫ N9 ПО РЕСПУБЛИКЕ КРЫМ, УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ НАЛОГОВОЙ СЛУЖБЫ ПО РЕСПУБЛИКЕ КРЫМ
Третье лицо: Бачурин Александр Леонидович, ООО "Крымсибкорпорейшн"