г. Москва |
|
28 октября 2021 г. |
Дело N А41-67387/20 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14 октября 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 28 октября 2021 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Коновалова С.А.,
судей Виткаловой Е.Н., Пивоваровой Л.В.,
при ведении протокола судебного заседания: Решетниковой Е.А.,
при участии в заседании:
от Администрации Раменского городского округа Московской области: Гуляева И.Н., по доверенности от 16.12.2020;
от ТУ ФАУГИ в МО: не явились, извещены;
от Управления Росреестра по Московской области: не явились, извещены;
от Федеральной службы охраны Российской Федерации: не явились, извещены,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Администрации Раменского городского округа Московской области на решение Арбитражного суда Московской области от 16 марта 2021 года по делу N А41-67387/20 по иску Администрации Раменского городского округа Московской области к ТУ ФАУГИ в МО, третьи лица: Управление Росреестра по Московской области, Федеральная служба охраны Российской Федерации, о признании права собственности отсутствующим,
УСТАНОВИЛ:
Администрация Раменского городского округа Московской области обратилась в суд с исковым заявлением к ТУ ФАУГИ в МО со следующими требованиями:
Признать отсутствующим зарегистрированное право собственности РФ на земельный участок с кадастровым номером: 50:23:0070215:67 общей площадью 22705 кв.м., местоположение: обл. Московская, р-н Раменский, дп. Удельная, земельный участок расположен в северо-западной части кадастрового квартала.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Управление Росреестра по Московской области и Федеральная служба охраны Российской Федерации.
Решением Арбитражного суда Московской области от 16 марта 2021 года по делу N А41-67387/20 в удовлетворение исковых требований Администрации Раменского городского округа Московской области отказано.
Не согласившись с указанным решением, Администрация Раменского городского округа Московской области обжаловало его в апелляционном порядке.
Администрация направила в судебное заседание своего представителя, который поддержал доводы апелляционной жалобы.
Ответчик и третьи лица своих представителей в судебное заседание не направили.
Дело рассмотрено в соответствии со ст. ст. 121 - 124, 153, 156 АПК РФ в отсутствие представителей лиц, извещенных надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела (в том числе публично путем размещения информации на официальном сайте суда www.10aas.arbitr.ru), но не явившихся в заседание и не направивших своих представителей.
Рассмотрев дело в порядке ст. 268 АПК РФ, исследовав материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции полагает обжалуемое решение подлежащим отмене.
Как следует из материалов дела, на территории Раменского городского округа Московской области расположен земельный участок с кадастровым номером 50:23:0070215:67, площадью 22 705 кв. м, вид разрешенного использования - под воинскую часть, категория земель - земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения, расположенный по адресу: Мосоквская область, Раменский район, дп. Удельная.
Согласно вписке из ЕГРН правообладателем земельного участка является Российская Федерации.
Как указывает истец, нахождение в федеральной собственности спорного земельного участка, на котором расположены многоквартирные дома с элементами озеленения и благоустройства нарушает права и интересы собственников, а также истца.
Изложенные обстоятельства послужили основанием для обращения истца в суд с рассматриваемыми требованиями.
Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции указал, что удовлетворение требований лица, не владеющего спорным имуществом, не способно повлечь реальное восстановление его прав, что является самостоятельным основанием для отказа в иске о признании права отсутствующим.
Между тем, суд первой инстанции не учел следующее.
На основании пункта 1 статьи 214 Гражданского кодекса Российской Федерации государственной собственностью в Российской Федерации является имущество, принадлежащее на праве собственности Российской Федерации (федеральная собственность), и имущество, принадлежащее на праве собственности субъектам Российской Федерации - республикам, краям, областям, городам федерального значения, автономной области, автономным округам (собственность субъекта Российской Федерации). Земля и другие природные ресурсы, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц либо муниципальных образований, являются государственной собственностью (пункт 2 статьи 214 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В соответствии с пунктом 2 статьи 16 Земельного кодекса Российской Федерации разграничение государственной собственности на землю на собственность Российской Федерации (федеральную собственность), собственность субъектов Российской Федерации и собственность муниципальных образований (муниципальную собственность) осуществляется в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации и федеральными законами.
Правовые основы разграничения государственной собственности на землю были определены Федеральным законом от 17.07.2001 N 101-ФЗ "О разграничении государственной собственности на землю" (действовавшим до 01.07.2006), согласно пункту 2 статьи 2 которого, основанием для государственной регистрации права собственности на земельные участки Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований являлись акты Правительства Российской Федерации об утверждении перечней земельных участков, на которые соответственно у Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований возникает право собственности при разграничении государственной собственности на землю.
В соответствии со статьей 3 Федерального закона N 101-ФЗ, основанием для внесения земельных участков в перечень земельных участков, на которые у Российской Федерации возникает право собственности, является включение этих земельных участков в состав: земель лесного фонда, земель особо охраняемых природных территорий федерального значения, земель обороны и безопасности; земель сельскохозяйственного назначения; земель населенных пунктов; земель промышленности, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики и космического обеспечения, энергетики и иного назначения; земель природоохранного, рекреационного и историко-культурного назначения; земель водного фонда, если на этих земельных участках располагается недвижимое имущество, находящееся в федеральной собственности; эти земельные участки предоставлены органу государственной власти Российской Федерации, его территориальному органу, а также государственному унитарному предприятию, государственному учреждению, другой некоммерческой организации, которые созданы органами государственной власти Российской Федерации; на этих находящихся в государственной собственности земельных участках располагается приватизированное недвижимое имущество, находившееся до его приватизации в собственности Российской Федерации; под поверхностью этих земельных участков находятся участки недр федерального значения; земель запаса, если на них располагается недвижимое имущество, находящееся в федеральной собственности, или приватизированное недвижимое имущество, находившееся до его приватизации в собственности Российской Федерации.
Статьей 3.1 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" предусмотрено, что в целях разграничения государственной собственности на землю к федеральной собственности относятся: земельные участки, занятые зданиями, строениями, сооружениями, находящимися в собственности Российской Федерации; земельные участки, предоставленные органам государственной власти Российской Федерации, их территориальным органам, а также казенным предприятиям, государственным унитарным предприятиям или некоммерческим организациям, созданным федеральными органами государственной власти; земельные участки, находящиеся на праве постоянного (бессрочного) пользования, праве аренды, праве безвозмездного пользования у государственных академий наук, у организаций, находившихся в ведении государственных академий наук до дня вступления в силу Федерального закона от 27.09.2013 N 253-ФЗ "О Российской академии наук, реорганизации государственных академий наук и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", а также у государственных учреждений, входящих в структуру Российской академии наук; земельные участки, предоставленные в аренду Государственной компании "Российские автомобильные дороги" федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере дорожного хозяйства; иные предусмотренные федеральными законами земельные участки и предусмотренные федеральными законами земли.
Изданные Правительством Российской Федерации до 1 июля 2006 года акты об утверждении перечней земельных участков, на которые соответственно у Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований возникает право собственности при разграничении государственной собственности на землю, являются основанием для государственной регистрации права собственности соответственно Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований на такие земельные участки (пункт 5 статьи 3.1 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ).
В соответствии с пунктом 2 статьи 3.3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется:
- органом местного самоуправления городского округа в отношении земельных участков, расположенных на территории городского округа, за исключением случаев, предусмотренных настоящим пунктом;
- органом местного самоуправления поселения в отношении земельных участков, расположенных на территории поселения, при наличии утвержденных правил землепользования и застройки поселения, за исключением случаев, предусмотренных настоящим пунктом;
- органом местного самоуправления муниципального района в отношении земельных участков, расположенных на территории поселения, входящего в состав этого муниципального района, при отсутствии утвержденных правил землепользования и застройки поселения, а также в отношении земельных участков, расположенных на межселенных территориях муниципального района;
- органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга, Севастополя в отношении земельных участков, расположенных в границах указанных субъектов, если законами указанных субъектов не установлено, что данные полномочия осуществляются органами местного самоуправления внутригородских муниципальных образований субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга, Севастополя;
- федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере дорожного хозяйства, в случае предоставления земельных участков для размещения автомобильных дорог федерального значения;
- федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению федеральным имуществом, в случае, предусмотренном пунктом 12 статьи 3.4 настоящего Федерального закона;
- органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в случае предоставления земельных участков для размещения автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения.
Согласно положениям статьи 1 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" государственная регистрация прав на недвижимое имущество - юридический акт признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определенного лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества (далее - государственная регистрация прав).
Из материалов дела усматривается, что на спорном земельном участке расположены три многоквартирных дома (N N 41,42,43, ул. Горячева п. Удельная Раменского городского округа), в состав которых входят, в том числе, жилые помещения, являющиеся муниципальной собственностью Раменского городского округа.
Определением от 10 июня 2021 года Десятым арбитражным апелляционным судом по делу N А41-67387/20 назначена экспертиза, ее проведение поручено экспертам ООО Группа Компаний "Эксперт" Чистякову Д.А. и Тарасову Ю.В.
Перед экспертами был поставлен следующий вопрос:
Определить площадь, конфигурацию, поворотные точки земельного участка, необходимого для обслуживания и эксплуатации многоквартирных жилых домов, расположенных на земельном участке с кадастровым номером: 50:23:0070215:67 общей площадью 22 705 кв.м., местоположение: Московская обл., р-н Раменский, дп. Удельная, земельный участок расположен в северо-западной части кадастрового квартала.
Результат отобразить на картографической основе.
В материалы дела представлено экспертное заключение, согласно которому установлено, что для обслуживания и эксплуатации многоквартирных жилых домов, расположенных на земельном участке с кадастровым номером: 50:23:0070215:67 общей площадью 22 705 кв.м., местоположение: Московская обл., р-н Раменский, дп. Удельная, земельный участок расположен в северо-западной части кадастрового квартала необходим земельный участок с кадастровым номером: 50:23:0070215:67 общей площадью 22 705 кв.м. и в границах, учтенных в ЕГРН.
Согласно части 1 статьи 16 Федерального закона N 189-ФЗ от 29.12.2004 "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" и части 1 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности земельный участок с элементами озеленения и благоустройства, на котором расположен многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества. Таким образом, земельный участок, на котором расположен многоквартирный дом (далее-МКД), а также расположенные на этом участке объекты, предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства МКД (придомовая территория), относятся к общему имуществу собственников помещений в доме. Соответственно, поддержание придомовой территории в надлежащем состоянии является частью работ по содержанию и ремонту общего имущества многоквартирного дома.
Согласно нормам Жилищного кодекса РФ (ст. 161, ст.162) обязанности по содержанию придомовой территории в зависимости от способа управления МКД возлагаются на собственников помещений МКД, управляющую компанию, товарищество собственников жилья, жилищные, жилищно-строительные кооперативы или иные специализированные потребительские кооперативы. Кроме того, к полномочиям органов местного самоуправления относится среди прочего, организация благоустройства территории городского округа (ст. 16 Федерального закона N 131-ФЗ от 06.10.2003), в том числе благоустройство дворов, содержание проездов, строительство и содержание детских площадок на дворовых территориях.
В связи с чем, нахождение в федеральной собственности спорного земельного участка, на котором расположены многоквартирные дома с элементами озеленения и благоустройства, противоречит вышеназванным нормам жилищного законодательства.
По смыслу ст. 17 - 19 ЗК РФ одним из оснований возникновения права собственности того или иного публично-правового образования является разграничение государственной собственности на землю.
Правовое регулирование разграничения государственной собственности на землю до 01.07.2006 г. было определено Федеральным законом от 17.07.2001 N 101-ФЗ "О разграничении государственной собственности на землю" (далее - Закон N 101-ФЗ). Согласно ч. 2 ст. 2 данного Закона основанием государственной регистрации права собственности на земельные участки Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований являлись акты Правительства Российской Федерации об утверждении перечней земельных участков, на которые соответственно у Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований возникает право собственности при разграничении государственной собственности на землю, а также вступившие в законную силу судебные решения по спорам, связанным с разграничением государственной собственности на землю. Федеральным законом от 17.04.2006 N 53-ФЗ Закон N 101-ФЗ признан утратившим силу, а в Закон N 137-ФЗ введена ст. 3.1, которой закреплен нормативный механизм разграничения государственной собственности на землю, состоящий в том, что определенное государственное имущество признается собственностью конкретного публичного образования в силу закона (то есть без проведения каких-либо административных процедур передачи участков) в соответствии в перечисленными в указанной норме критериями.
Из Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 2 (2020), утвержденного Президиумом Верховного Суда РФ 22.07.2020, следует, что закрепленные законодателем критерии для разграничения публичной земли, прежде всего, касаются земельных участков, на которых расположены объекты недвижимости или которые по своему назначению необходимы органам власти того или иного уровня, а также отдельным (названным в законе лицам) в целях выполнения ими своих функций. В отношении незастроенных публичных участков или участков, не предоставленных лицам, указанным в ст. 3.1 Закона N 137-ФЗ, разграничение права государственной собственности на дату вступления в силу данной нормы не произошло.
На спорном земельном участке отсутствуют здания и строения, находящиеся в собственности Российской Федерации, право постоянного (бессрочного) пользования земельного участка прекращено.
На указанном земельном участке расположены многоквартирные жилые дома в связи с чем, требуется его надлежащее содержание.
Таким образом, земельный участок выбыл из ведения Российской Федерации, отсутствуют правовые основания для разграничения государственной собственности на спорный земельный участок, в связи с чем, полномочия по распоряжению земельным участком в силу прямого указания закона принадлежат Администрации как органу местного самоуправления.
Наличие зарегистрированного права собственности Российской Федерации на спорный земельный участок препятствует осуществлению этих полномочий, в том числе по содержанию земельного участка в рамках имеющихся полномочий, размещению объектов благоустройства.
На основании изложенного, обжалуемое решение подлежит отмене, а исковые требования - удовлетворению.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 2 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Московской области от 16 марта 2021 года по делу N А41-67387/20 отменить.
Признать отсутствующим зарегистрированное право собственности Российской Федерации на земельный участок с кадастровым номером 50:23:0070215:67 общей площадью 22 705 кв.м., расположенный по адресу, Московская обл., Раменский р-н, д.п. Удельная, земельный участок расположен в северо-западной части кадастрового квартала.
Перечислить с депозитного счета Десятого арбитражного апелляционного суда 170 000 руб. (сто семьдесят тысяч рублей) на расчетный счет 40702810502060002012 ООО Группа Компаний "Эксперт" (ИНН 5040082256/КПП 504001001), открытый в ПАО "Банк Уралсиб", г. Москва, БИК - 044525787, кор. счет 30101810100000000787, согласно счету N 06/2021/50 от 17.08.2021.
Взыскать с ТУ Росимущества в Московской области (ИНН 7716642273) в пользу Администрации Раменского г.о. Московской области (ИНН 5040164477) 170 000 руб. в возмещение расходов по проведению судебной экспертизы.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Московского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через суд первой инстанции.
Председательствующий |
С.А. Коновалов |
Судьи |
Е.Н. Виткалова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-67387/2020
Истец: АДМИНИСТРАЦИЯ РАМЕНСКОГО ГОРОДСКОГО ОКРУГА МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ, ФСО РОССИИ
Ответчик: Территориальное управление Росимущества в МО
Третье лицо: ООО Группа Компаний "Эксперт, Управление Росреестра по Московской области