город Омск |
|
28 октября 2021 г. |
Дело N А81-1912/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 21 октября 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 28 октября 2021 года.
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Рыжикова О.Ю.,
судей Ивановой Н.Е., Шиндлер Н.А.,
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Шнайднр Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-10604/2021) Администрации города Новый Уренгой на решение Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 29.07.2021 по делу N А81-1912/2021 (судья Кустов А.В.), принятое по заявлению индивидуального предпринимателя Климова Александра Владимировича (ОГРНИП 319890100008484, ИНН 890406820363) к Администрации города Новый Уренгой (ОГРН 1028900627172, ИНН 8904028004, адрес: 629309, Ямало-Ненецкий автономный округ, город Новый Уренгой, Советский микрорайон, дом 3) об оспаривании распоряжения от 15.02.2021 N108-рз "Об отказе ИП Климову А.В. в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории".
в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания,
УСТАНОВИЛ:
индивидуальный предприниматель Климов Александр Владимирович (далее по тексту - заявитель, предприниматель, ИП Климов А.В.) обратился в Арбитражный суд Ямало-Ненецкого автономного округа с заявлением к Администрации города Новый Уренгой (далее по тексту - заинтересованное лицо, Администрация) об оспаривании распоряжения от 15.02.2021 N 108-рз "Об отказе ИП Климову А.В. в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории".
Решением Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 29.07.2021 по делу N А81-1912/2021 заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с принятым судебным актом, Администрация обратилась в Восьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований заявителя.
В обоснование апелляционной жалобы ее податель, настаивая на законности оспариваемого распоряжения, указал на то, что при рассмотрении представленной предпринимателем схемы расположения земельного участка установлено, что в непосредственной близости с границами испрашиваемого земельного участка расположен жилой дом. Органу местного самоуправления не представилось возможным видоизменить схему расположения земельного участка таким образом, чтоб расположение участка соответствовало требованиям пункту 6 статьи 1.9 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ). Кроме того, в качестве цели использования испрашиваемого земельного участка предприниматель указал - под размещение слада, между тем санитарными правилами установлена санитарно-защитная зона в отношении складов минимум 50 м, в которой запрещено размещать жилые дома. Предпринимателем не были уточнены характеристики планируемого объекта.
Отзыв на апелляционную жалобу в материалы дела не поступил.
До начала судебного заседания от Администрации города Новый Уренгой поступило ходатайство о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствие его представителя, которое суд апелляционной инстанции счел необходимым удовлетворить.
Суд апелляционной инстанции также посчитал возможным рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие ИП Климова А.В., надлежащим образом извещенного о месте и времени судебного заседания.
На основании части 1 статьи 266, статьи 156 АПК РФ апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие неявившихся участников арбитражного процесса.
Суд апелляционной инстанции, изучив материалы дела, апелляционную жалобу, установил следующие обстоятельства.
ИП Климов А.В. 29.12.2020 обратился в Департамент имущественных отношений Администрации города Новый Уренгой с заявлением об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории в целях предоставления земельного участка по результатам аукциона, площадью 1 350 кв.м., расположенного по адресу: г. Новый Уренгой, р-н. Коротчаево под размещение склада.
Распоряжением заместителя главы Администрации города Новый Уренгой от 15.02.2021 N 108-рз заявителю отказано в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории по основаниям, указанным в подпункте. 3 пункта 16 статьи 11.10, пункта 6 статьи 11.9 ЗК РФ (образование земельного участка приведет к нарушению пункта 5.1 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 "Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов").
Полагая, что отказ Администрации не соответствует закону и нарушает права и законные интересы предпринимателя, последний обратился в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Принятое Арбитражным судом Ямало-Ненецкого автономного округа решение от 29.07.2021 является предметом апелляционного обжалования по настоящему делу.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в порядке статей 266, 268 АПК РФ, суд апелляционной инстанции не находит оснований для его отмены, исходя из следующего.
В соответствии с пунктом 1 статьи 11.2 ЗК РФ земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
В подпункте 3 пункта 1 статьи 11.3 ЗК РФ установлено, что образование земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии с утвержденной схемой расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, которая предусмотрена статьей 11.10 ЗК РФ.
Согласно пункту 2 статьи 11.3 ЗК РФ образование земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной собственности, допускается в соответствии с утвержденной схемой расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории при отсутствии утвержденного проекта межевания территории.
В соответствии с частью 1 статьи 11.10 ЗК РФ схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории представляет собой изображение границ образуемого земельного участка или образуемых земельных участков на кадастровом плане территории. В схеме расположения земельного участка указывается площадь каждого образуемого земельного участка и в случае, если предусматривается образование двух и более земельных участков, указываются их условные номера.
В силу части 2 статьи 11.10 ЗК РФ подготовка схемы расположения земельного участка осуществляется с учетом утвержденных документов территориального планирования, правил землепользования и застройки, проекта планировки территории, землеустроительной документации, положения об особо охраняемой природной территории, наличия зон с особыми условиями использования территорий, земельных участков общего пользования, территорий общего пользования, красных линий, местоположения границ земельных участков, местоположения зданий, сооружений (в том числе размещение которых предусмотрено государственными программами Российской Федерации, государственными программами субъекта Российской Федерации, адресными инвестиционными программами), объектов незавершенного строительства.
Таким образом, образование земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется, в том числе, в соответствии с утвержденной схемой расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, которая представляет собой изображение границ образуемого земельного участка, в схеме расположения земельного участка указывается площадь каждого образуемого земельного участка. При этом, подготовка схемы расположения земельного участка осуществляется с учетом утвержденных документов территориального планирования, правил землепользования и застройки, проекта планировки территории (часть 2 статьи 11.10 ЗК РФ).
Требования к подготовке схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, а также форма схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, подготовка которой осуществляется в форме документа на бумажном носителе утверждены приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 27.11.2014 N 762 "Об утверждении требований к подготовке схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории и формату схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории при подготовке схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории в форме электронного документа, формы схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, подготовка которой осуществляется в форме документа на бумажном носителе" (далее - Требования N 762).
Пунктом 4 Требований N 762 предусмотрено, что схема расположения земельного участка подготавливается на основе сведений государственного кадастра недвижимости об определенной территории (кадастрового плана территории). При подготовке схемы расположения земельного участка учитываются материалы и сведения: утвержденных документов территориального планирования; правил землепользования и застройки; проектов планировки территории; землеустроительной документации; положения об особо охраняемой природной территории; о зонах с особыми условиями использования территории; о земельных участках общего пользования и территориях общего пользования, красных линиях; о местоположении границ земельных участков, о местоположении зданий, сооружений (в том числе размещение которых предусмотрено государственными программами Российской Федерации, государственными программами субъекта Российской Федерации, адресными инвестиционными программами), объектов незавершенного строительства.
Схема расположения земельного участка утверждается решением исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления, уполномоченных на предоставление находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков, если иное не предусмотрено данным Кодексом (пункт 13 статьи 11.10 3К РФ).
Пунктом 16 статьи 11.10 ЗК РФ установлены основания для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка, одним из которых (подпункт 3 пункта 16 статьи 11.10 ЗК РФ) является разработка схемы расположения земельного участка с нарушением предусмотренных статьей 11.9 ЗК РФ требований к образуемым земельным участкам.
Приведенный в пункте 16 статьи 11.10 ЗК РФ перечень оснований для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка является исчерпывающими.
Пунктом 6 статьи 11.9 ЗК РФ предусмотрено, что образование земельных участков не должно приводить к вклиниванию, вкрапливанию, изломанности границ, чересполосице, невозможности размещения объектов недвижимости и другим препятствующим рациональному использованию и охране земель недостаткам, а также нарушать требования, установленные данным Кодексом, другими федеральными законами.
Согласно материалам дела, мотивом обращения предпринимателя с заявлением об утверждении схемы расположения земельного участка послужила необходимость его дальнейшего получения в пользование для размещения склада.
Пунктом 2 статьи 12 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" установлено, что при разработке нормативов градостроительного проектирования, схем территориального планирования, генеральных планов городских и сельских поселений, проектов планировки общественных центров, жилых районов, магистралей городов, решении вопросов размещения объектов гражданского, промышленного и сельскохозяйственного назначения и установления их санитарно-защитных зон, а также при проектировании, строительстве, реконструкции, техническом перевооружении, консервации и ликвидации промышленных, транспортных объектов, зданий и сооружений культурно-бытового назначения, жилых домов, объектов инженерной инфраструктуры и благоустройства и иных объектов должны соблюдаться санитарные правила.
В силу пункта 2.1 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 по своему функциональному назначению санитарно-защитная зона является защитным барьером, обеспечивающим уровень безопасности населения при эксплуатации объекта в штатном режиме.
В соответствии с постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 25.09.2007 N 74 "О введении в действие новой редакции санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 "Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов" (далее - Санитарные правила) санитарно-защитные зоны представляют собой специальную территорию с особым режимом использования, устанавливаемую вокруг объектов и производств, являющихся источником воздействия на среду обитания и здоровье человека, с целью уменьшения такого воздействия. Уменьшение санитарно-защитной зоны возможно при подтверждении расчетами на границе жилой застройки ожидаемого загрязнения атмосферного воздуха и акустическими расчетами соблюдения установленных гигиенических нормативов.
Согласно пункту 5.1 Санитарных правил в санитарно-защитной зоне не допускается размещать: жилую застройку, включая отдельные жилые дома, ландшафтно-рекреационные зоны, зоны отдыха, территории курортов, санаториев и домов отдыха, территории садоводческих товариществ и коттеджной застройки, коллективных или индивидуальных дачных и садово-огородных участков, а также другие территории с нормируемыми показателями качества среды обитания; спортивные сооружения, детские площадки, образовательные и детские учреждения, лечебно-профилактические и оздоровительные учреждения общего пользования.
В обоснование отказа предпринимателю в утверждение схемы расположения испрашиваемого земельного участка Администрация указала, что пункт 7.1.11 Санитарных правил устанавливает санитарно-защитную зону для материальных складов (класс V) - 50 м, в связи с чем, размещение склада (для которого испрашивается спорный земельный участок) потребует установление названной санитарно-защитной зоны. При этом в непосредственной близости с границами испрашиваемого земельного участка расположен жилой дом по адресу: г. Новый Уренгой, р-н Коротчаево, ул. Гагарина, д. 7.
Вместе с тем, такой отказ в утверждение схемы расположения испрашиваемого земельного участка нельзя признать обоснованным, поскольку из заявления предпринимателя следует, что он просил подготовить схему расположения земельного участка в соответствии с требованиями действующего законодательства, руководствуясь указанными в схемах ориентирами, прилагаемых к настоящему заявлению. Против утверждения иного варианта схемы расположения земельного участка, при условии сохранения месторасположения земельного участка и отклонения от предлагаемой площади земельного участка не более чем на 10%, не возражает.
По общему правилу подготовка схемы расположения земельного участка обеспечивается исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления, предусмотренными статьей 39.2 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей (пункт 3 статьи 11.10. ЗК РФ).
Однако в зависимости от целей образования земельного участка схему расположения земельного участка вправе подготовить граждане или юридические лица (пункты 4 - 8 статьи 11.10 ЗК РФ).
Подготовка схемы расположения земельного участка в целях его образования для проведения аукциона по продаже земельного участка или аукциона на право заключения договора аренды земельного участка может быть обеспечена гражданином или юридическим лицом, за исключением случаев образования земельного участка из земель или земельных участков, расположенных в границах субъектов Российской Федерации -городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга, Севастополя или в границах населенных пунктов (часть 5 статьи 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации).
Схема расположения земельного участка утверждается решением исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления, уполномоченных на распоряжение находящимися в государственной или муниципальной собственности земельными участками, если иное не предусмотрено названным Кодексом (часть 13 статьи 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации).
Статьей 39.11 ЗК РФ, регламентирующей подготовку и организацию аукциона по продаже земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, предусмотрено что образование земельного участка для его продажи или предоставления в аренду путем проведения аукциона по инициативе органа государственной власти или органа местного самоуправления и подготовка к проведению аукциона осуществляются путем подготовки и утверждения уполномоченным органом схемы расположения земельного участка в случае, если такой земельный участок предстоит образовать и отсутствует утвержденный проект межевания территории.
Из анализа указанных норм следует что в рассматриваемом случае именно Администрация является обязанным лицом по подготовке схемы расположения земельного участка, необходимого заявителю, так как подготовку схемы расположения земельного участка в целях его образования для проведения аукциона по продаже земельного участка или аукциона на право заключения договора аренды земельного участка до утверждения проекта межевания данной территории заинтересованное в предоставлении земельных участков лицо обеспечивать не вправе, что вытекает из пункта 5 статьи 11.10 ЗК РФ.
В связи с изложенным ссылка подателя жалобы на отсутствие у него обязанности по подготовке схемы расположения земельного участка несостоятельна.
Согласно пункту 6 статьи 39.11 Земельного кодекса Российской Федерации уполномоченный орган при наличии в письменной форме согласия лица, обратившегося с заявлением об утверждении схемы расположения земельного участка, вправе утвердить иной вариант схемы расположения земельного участка.
Вместе с тем, Администрация фактически уклонилась от выполнения возложенной на нее обязанности, переложив на предпринимателя обязанность по подготовке схемы при образовании земельного участка в границах населенного пункта в отсутствие утверждённого проекта межевания.
Кроме того, основанием для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка, послужил вывод Администрации о том, что заявитель испрашивает земельный участок для размещения материального склада класса V.
Вместе с тем из материалов дела не следует, что заявитель собирается разместить на земельном участке именно материальный склад класса V. При э том Администрацией не представлено доказательств, свидетельствующих о том, что предполагаемый к размещению объект, будет являться источником негативного воздействия на среду обитания и здоровье человека, а уровень создаваемого загрязнения за пределами промышленной площадки объекта будет превышать 0,1 ПДК и/или ПДУ.
При данных обстоятельствах суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что, удовлетворив заявленные предпринимателем требования, суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение.
Нормы материального права применены арбитражным судом первой инстанции правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ в любом случае основаниями для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено. Следовательно, оснований для отмены обжалуемого решения арбитражного суда и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Судебные расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы не распределяются, поскольку Администрация при подаче апелляционной жалобы государственную пошлину не платила и согласно подпункту 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации освобождена от ее уплаты.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 29.07.2021 по делу N А81-1912/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
О.Ю. Рыжиков |
Судьи |
Н.Е. Иванова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А81-1912/2021
Истец: ИП Климов Александр Владимирович
Ответчик: Администрация города Новый Уренгой
Третье лицо: Новоуренгойский городской суд Ямало-Ненецкого автономного округа