г. Санкт-Петербург |
|
28 октября 2021 г. |
Дело N А42-4687/2021 |
Судья Тринадцатого арбитражного апелляционного суда Зотеева Л.В.,
рассмотрев без вызова сторон апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-30599/2021) Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Мурманску на решение Арбитражного суда Мурманской области от 14.08.2021 по делу N А42-4687/2021, рассмотренному в порядке упрощенного производства
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Сива"
к Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Мурманску
об отмене постановления о привлечении к административной ответственности,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Сива" (далее - заявитель, Общество, ООО "Сива") обратилось в Арбитражный суд Мурманской области с заявлением к инспекции Федеральной налоговой службы по г. Мурманску (далее - Инспекция, налоговый орган) о признании незаконным и изменении в части назначенного наказания постановления от 12.05.2021 N 51902111100285800005 о привлечении Общества к административной ответственности по части 1 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" (далее - КоАП РФ) с назначением наказания в виде штрафа в размере 18 573,17 руб.
Дело рассмотрено в порядке упрощенного производства на основании главы 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Решением от 02.08.2021, принятым в виде резолютивной части, суд первой инстанции признал незаконным и отменил оспариваемое постановление Инспекции; мотивированное решение по делу изготовлено судом первой инстанции 14.08.2021.
Не согласившись с решением суда, Инспекция обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда, принять по делу новый судебный акт. Податель жалобы указывает на отсутствие оснований для признания совершенного Обществом административного правонарушения малозначительным.
В силу части 1 статьи 272.1 АПК РФ апелляционная жалоба рассмотрена в суде апелляционной инстанции без вызова сторон по имеющимся в деле доказательствам.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, налоговым органом проведены проверочные мероприятия за соблюдением валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования ООО "Сива" по вопросу исполнения положений части 2 статьи 14 Федерального закона от 10.12.2003 N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле" (далее - Закон N 173-ФЗ) при осуществлении выплат работникам (нерезидентам) заработной платы в валюте РФ.
На основании представленных документов установлено, что Общество привлекло к трудовой деятельности физических лиц - граждан иностранных государств Абдуллаева Азара Вугара оглы (трудовой договор от 18.10.2019), Абдурахманову Хилолу Закировну (трудовой договор от 04.10.2019), Ахмаджанова Ботиржона Убайдуллаевича (трудовой договор от 18.10.2019), Ахрори Саидахмада (трудовой договор от 04.02.2019), Боборохимова Махамадюсупа (трудовой договор от 25.03.2019), Гуломалиеву Савсан Гуломалиевну (трудовой договор от 19.09.2019), Дусчанову Мукаддам Батировну (трудовой договор от 06.06.2019), Матробову Азизмо Косумовну (трудовой договор от 19.09.2019).
15.11.2019 в рамках исполнения договоров указанным физическим лицам Обществом осуществлена выплата заработной платы в общей сумме 24 764,22 руб. в наличной форме через кассу Общества, что подтверждается платежной ведомостью от 15.11.2019 N 60.
Привлеченные Обществом к работе иностранные граждане - физические лица на момент выдачи наличных денежных средств не являлись гражданами Российской Федерации, не имели вида на жительство в Российской Федерации согласно ответу на запрос УМВД России по Мурманской области от 16.02.2021 N 80/5-2120.
В результате проверки соблюдения валютного законодательства, проведенной налоговым органом в отношении ООО "Сива", выявлено нарушение положений части 2 статьи 14 Закона N 173-ФЗ, выразившееся в выплате работникам (нерезидентам) из кассы наличными денежными средствами заработной платы в валюте Российской Федерации.
Результаты проверки отражены в акте проверки соблюдения валютного законодательства от 29.04.2021 N 519020210090005.
По факту выявленного нарушения должностным лицом Инспекции 29.04.2021 в отношении Общества составлен протокол N 51902111100285800002 об административном правонарушении по части 1 статьи 15.25 КоАП РФ.
Постановлением Инспекции от 12.05.2021 N 51902111100285800005 о назначении административного наказания Общество привлечено к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 15.25 КоАП РФ, в виде административного штрафа в размере 18 573,17 руб.
Не согласившись с указанным постановлением, Общество оспорило его в судебном порядке.
Суд первой инстанции пришел к выводу о наличии в действиях заявителя состава вмененного правонарушения, не установил нарушения процедуры привлечения к административной ответственности, вместе с тем усмотрел основания для признания совершенного правонарушения малозначительным, в связи с чем признал незаконным и отменил оспариваемое постановление.
Проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права, а также соответствие выводов суда обстоятельствам дела и представленным доказательствам, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены судебного акта в силу следующего.
Частью 1 статьи 15.25 КоАП РФ установлена административная ответственность за осуществление незаконных валютных операций, то есть валютных операций, запрещенных валютным законодательством Российской Федерации или осуществленных с нарушением валютного законодательства Российской Федерации, включая, в том числе, осуществление валютных операций, расчеты по которым произведены, минуя счета в уполномоченных банках или счета (вклады) в банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, в случаях, не предусмотренных валютным законодательством Российской Федерации.
Правовые основы и принципы валютного регулирования и валютного контроля в Российской Федерации, полномочия органов валютного регулирования, а также права и обязанности резидентов и нерезидентов в отношении владения, пользования и распоряжения валютными ценностями, права и обязанности нерезидентов в отношении владения, пользования и распоряжения валютой Российской Федерации и внутренними ценными бумагами, права и обязанности органов валютного контроля и агентов валютного контроля установлены в Законе N 173-ФЗ.
В соответствии с частью 9 статьи 1 Закона N 173-ФЗ к валютным операциям относится отчуждение резидентом в пользу нерезидента валюты Российской Федерации на законных основаниях, а также использование валюты Российской Федерации в качестве средства платежа.
Как следует из пунктов 6 и 7 части 1 статьи 1 Закона N 173-ФЗ, иностранные граждане, которых нельзя отнести к лицам, постоянно проживающим в Российской Федерации на основании вида на жительство, предусмотренного законодательством Российской Федерации, являются нерезидентами.
Таким образом, выплата заработной платы юридическим лицом - резидентом Российской Федерации нерезиденту подпадает под понятие валютной операции.
Права и обязанности резидентов при осуществлении валютных операций установлены статьей 14 Закона N 173-ФЗ, согласно которой, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, расчеты при осуществлении валютных операций производятся юридическими лицами - резидентами через банковские счета в уполномоченных банках, порядок открытия и ведения которых устанавливается Центральным банком Российской Федерации, а также переводами электронных денежных средств.
Исчерпывающий перечень случаев, когда юридические лица-резиденты могут осуществлять расчеты с физическими лицами - нерезидентами без использования банковских счетов в уполномоченных банках, предусмотрен частью 2 статьи 14 Закона N 173-ФЗ.
Как установлено в пункте 2.2 Инструкции Банка России от 30.05.2014 N 153-И "Об открытии и закрытии банковских счетов, счетов по вкладам (депозитам), депозитных счетов", физическим лицам для совершения операций, не связанных с предпринимательской деятельностью или частной практикой, открываются текущие счета.
В силу пункта 3.2 указанной Инструкции для открытия текущего счета физическому лицу - иностранному гражданину или лицу без гражданства помимо иных документов представляется миграционная карта и (или) документ, подтверждающий право иностранного гражданина или лица без гражданства на пребывание (проживание) в Российской Федерации, в случае, если их наличие предусмотрено законодательством Российской Федерации.
Таким образом, возможность выплаты юридическим лицом - резидентом физическому лицу - нерезиденту заработной платы в наличной валюте Российской Федерации, минуя счет в уполномоченном банке, открытый в указанном порядке, валютным законодательством Российской Федерации не предусмотрена.
В силу статьи 25 Закона N 173-ФЗ резиденты и нерезиденты, нарушившие положения актов валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Факт правонарушения (осуществление Обществом незаконной валютной операции, выразившейся в выплате иностранным гражданам наличными средствами заработной платы в валюте Российской Федерации, минуя банковские счета в уполномоченных банках) установлен налоговым органом и судом первой инстанции, подтверждается материалами дела (в том числе платежной ведомостью от 15.11.2019 N 60, трудовыми договорами), и Обществом по существу не оспаривается. Указанные обстоятельства образуют объективную сторону состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 15.25 КоАП РФ.
В соответствии с частью 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых названным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Доказательства невозможности соблюдения Обществом требований валютного законодательства в силу чрезвычайных событий и обстоятельств, которые оно не могло предвидеть и предотвратить, равно как и доказательства принятия Обществом необходимых и своевременных мер, направленных на недопущение правонарушения при соблюдении той степени заботливости и осмотрительности, которая от него требовалась, в материалы дела не представлены, что свидетельствует о наличии вины Общества во вмененном правонарушении применительно к части 2 статьи 2.1 КоАП РФ.
Таким образом, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о наличии в действиях Общества состава административного правонарушения, ответственность за которое установлена частью 1 статьи 15.25 КоАП РФ.
Судом апелляционной инстанции проверено соблюдение процедуры привлечения Общества к административной ответственности и не выявлено существенных нарушений, являющихся безусловным основанием для признания оспариваемого постановления незаконным. Оспариваемое постановление вынесено в пределах срока давности, установленного статьей 4.5 КоАП РФ.
Вместе с тем, суд первой инстанции, исходя из конкретных обстоятельств дела и характера общественных отношений, на которые посягает нарушитель, а также учитывая отсутствие пренебрежительного отношения Общества к исполнению своих публично-правовых обязанностей, с учетом положений статьи 2.9 КоАП РФ, пункта 18.1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях", посчитал возможным применить статью 2.9 КоАП РФ и освободить заявителя от административной ответственности.
Оценив представленные доказательства, учитывая характер и степень общественной опасности правонарушения, обстоятельства его совершения (выплаты производились в валюте Российской Федерации и на территории Российской Федерации; выплата денежных средств зафиксирована документально, уплачены налоги (иное инспекцией не установлено); иностранные граждане, которым произведены спорные выплаты, временно проживали на территории Российской Федерации; в настоящее время Обществом выплачивается заработная плата всем работникам-нерезидентам на банковские карты в рамках зарплатного проекта в ПАО "ВТБ"), а также в отсутствие доказательств причинения существенного вреда государству и обществу допущенным заявителем нарушением, суд апелляционной инстанции соглашается с выводом суда первой инстанции о возможности квалификации совершенного правонарушение как малозначительного, в связи с чем не находит правовых основании для переоценки выводов суда первой инстанции.
Доводы подателя жалобы о том, что оснований для признания правонарушения малозначительным не имелось, подлежат отклонению, поскольку законодателем предоставлено право суду самостоятельно в каждом конкретном случае определять признаки малозначительности правонарушения исходя из общих положений и принципов законодательства об административных правонарушениях.
Доказательств наступления каких-либо неблагоприятных последствий в результате совершения административного правонарушения Инспекцией не представлено.
Нарушений или неправильного применения норм материального или процессуального права судом первой инстанции не допущено, в связи с чем оснований для отмены решения суда и удовлетворения апелляционной жалобы Инспекции не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьями 271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Мурманской области от 14 августа 2021 года по делу N А42-4687/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Мурманску - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Судья |
Л.В. Зотеева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А42-4687/2021
Истец: ООО "СИВА"
Ответчик: ИНСПЕКЦИЯ ФЕДЕРАЛЬНОЙ НАЛОГОВОЙ СЛУЖБЫ ПО Г. МУРМАНСКУ