г. Челябинск |
|
28 октября 2021 г. |
Дело N А07-1727/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 27 октября 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 28 октября 2021 года.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Соколовой И.Ю.,
судей Жернакова А.С., Томилиной В.А.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Анисимовой С.П., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Бижбулякводоканалсервис" на решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 03.08.2021 по делу N А07-1727/2021.
В заседании принял участие представитель Прокуратуры Республики Башкортостан - Смолина Елена Валентиновна (служебное удостоверение).
Прокуратура Республики Башкортостан (далее - истец, Прокуратура) обратилась в Арбитражный суд Республики Башкортостан с исковым заявлением к обществу с ограниченной ответственностью "Бижбулякводоканалсервис" (далее - ответчик, общество, ООО "Бижбулякводоканалсервис"), Администрации муниципального района Бижбулякский район (далее - ответчик, Администрация) о признании торгов и договора аренды от 20.04.2020 N 10/20 недействительными, о применении последствий недействительности сделки.
Судом первой инстанции к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Комитет по управлению собственностью Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан по Бижбулякскому району (далее - Комитет, третье лицо), Министерство земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан (далее - Министерство, третье лицо),
Решением Арбитражного суда Республики Башкортостан от 03.08.2021 исковые требования удовлетворены.
С вынесенным решением не согласился ответчик, обжаловав его в апелляционном порядке. В апелляционной жалобе ООО "Бижбулякводоканалсервис" (далее также - податель жалобы, апеллянт) просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований.
В обоснование доводов апелляционной жалобы ее податель указывает, что Прокуратура Республики Башкортостан не представила в материалы дела надлежащие и относимые доказательства, свидетельствующие о нарушении оспариваемым договором аренды публичных интересов, а также прав и охраняемых законом интересов третьих лиц.
Основным видом деятельности ответчика является забор, очистка и распределение воды. У ответчика находятся на техническом обслуживании системы водопроводов общей протяженностью 114 км. в 24 населенных пунктах в пределах административных границ Бижбулякского района Республики Башкортостан, в радиусе от 10 до 45 км. от административного центра района - села Бижбуляк, 30 водонапорных башен и емкостей, 9 водозаборных каптажей. Среднесписочная численность обслуживаемого ответчиком населения муниципального района составляет 9515 человек. Также на обслуживании находятся муниципальные учреждения района: 10 школ, коррекционная школа-интернат в с.Михайловка, 6 детских садов, 15 клубов и домов досуга, 2 музея, 18 фельдшерско-акушерских пунктов, 2 сельские врачебные амбулатории. Обществом за период обслуживания построено 3100 м. новых и отремонтировано более 11000 м. ветхих участков водопроводов, произведена реконструкция систем водопроводов на скважинах и каптажах с заменой консольных насосов на насосы марки ЭЦВ, установлены 5 новых водонапорных башен и произведен капитальный ремонт 19 водонапорных башен, на всех водозаборах смонтирована автоматика управления погружными насосами, на 2-х из них смонтированы станции управления погружными насосами.
Оспариваемый договор аренды в отношении объектов водоснабжения и водоотведения был заключен для реализации социально значимой цели - бесперебойного водоснабжения населения и организаций на территории муниципального района Бижбулякский район Республики Башкортостан. В иске не указано каким образом в результате удовлетворения иска будет обеспечена защита публичных интересов.
Принимая решение об удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции в резолютивной части указал нечеткие и неконкретные формулировки, способные вызвать затруднения при его исполнении либо делающие его неисполнимым. В отсутствие идентифицирующих признаков спорного имущества (полного наименования, адреса, кадастрового номера и иных характеристик), обжалуемое решение не соответствует требованию исполнимости судебного акта.
Прокуратурой представлен отзыв на апелляционную жалобу, в котором выражено несогласие с доводами жалобы.
Определением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.10.2021 в целях представления сторонами дополнительных доказательств по делу рассмотрение апелляционной жалобы было отложено и назначено к рассмотрению на 11 часов 50 минут 27.10.2021.
Определением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.10.2021 в составе суда произведена замена, судьи Аникин И.А. и Колясникова Ю.С., находящиеся в очередном отпуске, заменены судьей Жернаковым А.С. и судьей Томилиной ВА. Рассмотрение дела начато с самого начала.
Во исполнение определения суда от 06.10.2021 Прокуратурой представлены письменные пояснения, копии справки-пояснений Администрации от 20.10.2021, договора аренды муниципального имущества без права выкупа от 20.04.2020 N 10/20, свидетельства о государственной регистрации права от 28.10.2015 на объект права: водопроводные сети с. Сухоречка и кадастрового паспорта, разрешения на ввод объекта в эксплуатацию объекта (водопроводные сети с. Сухоречка), свидетельства о государственной регистрации права от 15.03.2016 на объект права: водопровод, расположенный по адресу: Республика Башкортостан, Бижбулякский район, с. Исякаево и кадастрового паспорта, разрешения на ввод объекта в эксплуатацию объекта: водопровод, расположенный по адресу: Республика Башкортостан, Бижбулякский район, с. Исякаево, свидетельства о государственной регистрации права от 15.03.2016 на объект права: водопровод, расположенный по адресу: Республика Башкортостан, Бижбулякский район, с. Новый Биктяш и кадастрового паспорта, справки Администрации об утере разрешения на ввод в эксплуатацию объекта от 24.02.2016 N 02-RU-03512311-19-2019, приобщенные к материалам дела на основании абз. 2 части 2 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Администрацией представлены копия выписки из реестра муниципального имущества муниципального района Бижулякского района Республики Башкортостан, справка-пояснение N 1999 от 20.10.2021, приобщенные к материалам дела на основании абз. 2 части 2 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в судебное заседание, за исключением представителя истца, не явились.
С учетом мнения представителя истца в соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в отсутствие неявившихся лиц.
В судебном заседании представитель истца возражал против доводов апелляционной жалобы, просил судебный акт оставить без изменения.
Законность и обоснованность судебного акта проверяются арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, 03.03.2020 Администрацией муниципального района Бижбулякский район Республики Башкортостан издано постановление N 03/135 "О проведении аукциона по продаже права аренды муниципального имущества" (л.д.21) и утверждена аукционная документация от 05.03.2020 (л.д. 23-29) по аукциону на право заключения договора аренды муниципального имущества муниципального района Бижбулякский район Республики Башкортостан на водопроводные сети сел Сухоречка, Исякаево и Новый Биктяш организована процедура торгов в форме открытого аукциона на право заключения договора аренды на лот N 1 (водопроводные сети с. Сухоречка, введены в эксплуатацию 23.12.2014 N RU-03512314-14), лот N 2 (водопроводные сети с. Исякаево, введены в эксплуатацию 24.02.2016 N 02-RU03512311-20-2016), лот N 3 (водопроводные сети с. Новый Биктяш, введены в эксплуатацию 24.02.2016 N 02-RU03512311 -20-2016).
06.03.2020 на сайте https://torgi.gov.ru размещена аукционная документация и извещение о проведении торгов в форме открытого аукциона N 060320/0159152/01 (л.д. 41-45) на право заключения договора аренды на лот N 1 (водопроводные сети с. Сухоречка, введены в эксплуатацию 23.12.2014 N RU- 03512314-14), лот N 2 (водопроводные сети с. Исякаево, введены в эксплуатацию 24.02.2016 N 02-RU03512311-20-2016), лот N 3 (водопроводные сети с. Новый Биктяш, введены в эксплуатацию 24.02.2016 N 02-RU03512311- 20-2016).
В соответствии с протоколом рассмотрения заявок на участие в аукционеN 060320/0159152/01 по трем вышеназванным лотам была подана одна заявка обществом "Бижбулякводоканалсервис", в связи с чем принято решении о заключении договора аренды с единственным лицом, подавшим заявку (л.д. 52-53).
20.04.2020 между Администрацией муниципального района Бижбулякский район Республики Башкортостан в лице председателя Комитета по управлению собственностью Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан по Бижбулякскому району (арендодатель) и обществом с ограниченной ответственностью "Бижбулякводоканалсервис" (арендатор) заключен договор аренды муниципального имущества без права выкупа N 10/20 (л.д. 14-19).
Согласно пункту 1.2 договора и приложению N 1 к договору, предметом аренды являются водопроводные сети сел Сухоречка, Исякаево и Новый Биктяш Бижбулякского района Республики Башкортостан.
В соответствии с пунктом 1.3 договора срок его действия установлен с 20.04.2020 по 19.04.2025.
Имущество передано арендатору по акту приема-передачи от 20.04.2020 (л.д. 18).
23.04.2020 проведена государственная регистрация права аренды в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Башкортостан за N 02:12:000000:12297-02/147/2020-1 (л.д.20).
Представлением об устранении нарушений законодательства о муниципальной собственности от 06.07.2020 районный прокурор потребовал устранить нарушения, допущенные при проведении торгов и заключении вышеназванного договора аренды (л.д. 76-77).
Полагая, что договор аренды заключен нарушением установленной процедуры торгов, не соответствует требованиям статьи 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон N 135-ФЗ), статьи 41.1 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (далее - Закон о водоснабжении и водоотведении), Федерального закона от 21.07.2005 N 115-ФЗ "О концессионных соглашениях" (далее - Закон о концессионных соглашениях), нарушает публичные интересы и охраняемые законом интересы третьих лиц, в связи с чем является недействительной сделкой в силу статьи 168 Гражданского кодекса Российской Федерации, Прокуратура обратилась в арбитражный суд с настоящим иском в порядке статьи 52 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
При удовлетворении заявленных требований суд первой инстанции установил, что оспариваемый договор аренды был заключен в нарушение порядка проведения обязательных в соответствии с законодательством Российской Федерации торгов.
Так, по лоту N 1 торги проведены в форме открытого аукциона, тогда как в силу части 3 статьи 41.1 Закона о водоснабжении и водоотведении, если срок, определяемый как разница между датой ввода в эксплуатацию данного объекта (лот N 1 введен в эксплуатацию 23.12.2014) и датой опубликования извещения о проведении конкурса (извещение об аукционе размещено 06.03.2020), превышает пять лет, передача прав владения и (или) пользования таким объектом должна быть осуществлена только по концессионному соглашению, которое заключается путем проведения конкурса на право заключения концессионного соглашения.
По лотам N N 2 и 3 торги проведены в форме открытого аукциона, тогда как в силу статьи 41.1 Закона о водоснабжении и водоотведении заключение договоров аренды в отношении объектов водоснабжения осуществляется только путем проведения торгов в форме конкурса. При этом, в нарушение требований части 24 статьи 41.1 Закона о водоснабжении и водоотведении ООО "Бижбулякводоканалсервис" организатору торгов, то есть Администрации муниципального района Бижбулякский район Республики Башкортостан, не представлены документы, подтверждающие заключение договора поставки электрической энергии и банковской гарантии, обеспечивающей исполнение обязательств по оплате поставляемой по данному договору электрической энергии (мощности).
Оценив совокупность имеющихся в деле доказательств, на основании статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия пришла к выводу об отсутствии оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
В соответствии с частями 1, 2 статьи 449 Гражданского кодекса Российской Федерации основанием для признания торгов недействительными является, в том числе, нарушение установленного законом порядка проведения торгов. Признание торгов недействительными влечет недействительность договора, заключенного с лицом, выигравшим торги.
В соответствии с пунктом 1 статьи 166 Гражданского кодекса Российской Федерации сделка недействительна по основаниям, установленным законом, в силу признания ее таковой судом (оспоримая сделка) либо независимо от такого признания (ничтожная сделка).
Согласно пункту 1 статьи 168 Гражданского кодекса Российской Федерации за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи или иным законом, сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта, является оспоримой, если из закона не следует, что должны применяться другие последствия нарушения, не связанные с недействительностью сделки.
Сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта и при этом посягающая на публичные интересы либо права и охраняемые законом интересы третьих лиц, ничтожна, если из закона не следует, что такая сделка оспорима или должны применяться другие последствия нарушения, не связанные с недействительностью сделки (пункт 2 статьи 168 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Применительно к названным нормам под публичными интересами, в частности, следует понимать интересы неопределенного круга лиц, обеспечение безопасности жизни и здоровья граждан, а также обороны и безопасности государства, охраны окружающей природной среды. Сделка, при совершении которой был нарушен явно выраженный запрет, установленный законом, является ничтожной, как посягающей на публичные интересы (пункт 75 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации").
На основании части 1 статьи 52 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в арбитражный суд с иском о признании недействительными сделок, совершенных органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, государственными и муниципальными унитарными предприятиями, государственными учреждениями, а также юридическими лицами, в уставном капитале (фонде) которых есть доля участия Российской Федерации, доля участия субъектов Российской Федерации, доля участия муниципальных образований.
В пункте 10 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 23.03.2012 N 15 "О некоторых вопросах участия прокурора в арбитражном процессе" разъяснено, что, предъявляя иск о признании недействительной сделки или применении последствий недействительности ничтожной сделки, совершенной лицами, названными в абзацах 2 и 3 части 1 статьи 52 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, прокурор обращается в арбитражный суд в интересах публично-правового образования.
В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" заключение договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, не закрепленного на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, может быть осуществлено только по результатам проведения конкурсов или аукционов на право заключения этих договоров, за исключением предоставления указанных прав на такое имущество государственным и муниципальным учреждениям.
Указанный порядок заключения договоров не распространяется на имущество, распоряжение которым осуществляется в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации о концессионных соглашениях (часть 2 статьи 17.1 Закона N 135-ФЗ).
К числу объектов концессионного соглашения пункты 10, 11 части 1 статьи 4 Федерального закона от 21.07.2005 N 115 "О концессионных соглашениях" относят объекты по производству, передаче и распределению электрической и тепловой энергии; системы коммунальной инфраструктуры и иные объекты коммунального хозяйства, в частности, объекты тепло-, газо- и энергоснабжения, централизованные системы горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельные объекты таких систем.
Частью 1 статьи 41.1 Закона о водоснабжении и водоотведении предусмотрено, что передача прав владения и (или) пользования централизованными системами горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельными объектами таких систем, находящимися в государственной или муниципальной собственности, осуществляется по договорам аренды таких систем и (или) объектов, которые заключаются в соответствии с требованиями гражданского законодательства, антимонопольного законодательства Российской Федерации и принятых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации с учетом установленных настоящим Федеральным законом особенностей, или по концессионным соглашениям, заключенным в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о концессионных соглашениях, за исключением случая, предусмотренного частью 1 статьи 9 названного закона.
В силу части 2 статьи 41.1 Закона о водоснабжении и водоотведении осуществление полномочий по организации в границах поселения, городского округа водоснабжения населения и водоотведения посредством передачи прав владения и (или) пользования централизованными системами горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельными объектами таких систем, находящимися в муниципальной собственности, реализуется по договорам их аренды или по концессионным соглашениям, за исключением случаев передачи прав владения, пользования, распоряжения такими системами и (или) объектами в соответствии с законодательством Российской Федерации о приватизации.
Частью 3 статьи 41.1 Закона о водоснабжении и водоотведении закреплено, что в случае, если срок, определяемый как разница между датой ввода в эксплуатацию хотя бы одного объекта из числа объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения или одной системы из числа таких систем, одного отдельного объекта таких систем, находящегося в государственной или муниципальной собственности, и датой опубликования извещения о проведении конкурса, превышает пять лет либо дата ввода в эксплуатацию хотя бы одного такого объекта или одной такой системы, одного отдельного объекта таких систем не может быть определена, передача прав владения и (или) пользования такими объектами или системами осуществляется только по концессионным соглашениям.
В рассматриваемом случае, предметом договора аренды являлись объекты водоснабжения сел Сухоречка, Новый Биктяш и Исякаево, возведение которых было произведено с 1956 по 2004 г.г., о чем указано в приложении к договору аренды. Вместе с тем, из представленных суду апелляционной инстанции документов и пояснений усматривается, что водопроводные сети названных сел были реконструированы, введены в эксплуатацию с период с 2014 по 2016 год, что послужило основанием для осуществления государственной регистрации права муниципальной собственности на сооружения коммунального хозяйства.
Из материалов дела усматривается, что Администрацией муниципального района Бижбулякский район Республики Башкортостан посредством утверждения постановления от 03.03.2020 N 03/135 "О проведении аукциона по продаже права аренды муниципального имущества" и аукционной документации от 05.03.2020 на право заключения договора аренды муниципального имущества муниципального района Бижбулякский район Республики Башкортостан на водопроводные сети сел Сухоречка, Исякаево и Новый Биктяш организована процедура торгов в форме открытого аукциона на право заключения договора аренды. При этом, предметом аукциона по лоту N 1 являлись водопроводные сети с. Сухоречка, введенные в эксплуатацию 23.12.2014 N RU-03512314-14.
Поскольку аукционная документация и извещение о проведении торгов в форме открытого аукциона были размещены на сайте https://torgi.gov.ru 06.03.2020 разница между датой ввода в эксплуатацию данного объекта (лот N 1) и датой опубликования извещения о проведении конкурса, превышает пять лет.
Согласно части 1 статьи 13 Закона о концессионных соглашениях концессионное соглашение заключается путем проведения конкурса на право заключения концессионного соглашения.
Соответственно, передача прав владения и (или) пользования таким объектом могла быть осуществлена только по концессионному соглашению, которое заключается путем проведения конкурса на право заключения концессионного соглашения.
Кроме того, согласно части 6 статьи 41.1 Закона о водоснабжении и водоотведении договор аренды систем и (или) объектов, указанных в части 1 данной статьи, заключается по результатам проведения конкурса на право заключения этого договора в порядке, установленном антимонопольным законодательством Российской Федерации и принятыми в соответствии с ним иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, с учетом установленных настоящим Федеральным законом особенностей и на условиях, предусмотренных конкурсной документацией, а также в заявке на участие в конкурсе, поданной участником торгов, с которым заключается договор.
В соответствии с частью 24 статьи 41.1 Закона о водоснабжении и водоотведении заключение договора аренды систем и (или) объектов, указанных в части 1 данной статьи, осуществляется только после предоставления победителем конкурса организатору конкурса в установленный для заключения договора аренды срок предусмотренных настоящей статьей документов, подтверждающих: 1) заключение победителем конкурса соответствующих установленным настоящей статьей требованиям договора энергоснабжения и (или) договора купли-продажи электрической энергии (мощности), обеспечивающих поставку электрической энергии (мощности), необходимой для производства товаров, оказания услуг в сфере водоснабжения и (или) водоотведения с использованием передаваемого в аренду имущества (далее - договоры поставки электрической энергии); 2) предоставление победителем конкурса по каждому из указанных в пункте 1 настоящей части договоров поставки электрической энергии, если они заключены с гарантирующим поставщиком электрической энергии, соответствующей установленным настоящей статьей требованиям банковской гарантии, обеспечивающей исполнение обязательств по оплате поставляемой по данному договору электрической энергии (мощности).
Как правильно установлено судом первой инстанции, по исследуемым лотам торги проведены в форме открытого аукциона, тогда как в силу приведенных норм. заключение договоров аренды в отношении объектов водоснабжения осуществляется только путем проведения торгов в форме конкурса.
При этом, обществом "Бижбулякводоканалсервис" организатору торгов, то есть Администрации муниципального района Бижбулякский район Республики Башкортостан, не представлены документы, подтверждающие заключение договора поставки электрической энергии и банковской гарантии, обеспечивающей исполнение обязательств по оплате поставляемой по данному договору электрической энергии (мощности). Требование о предоставлении участником торгов названных документов, не было предусмотрено ни извещением о проведении торгов, ни аукционной документацией.
Организатором торгов в аукционную документацию не включены сведения, предусмотренные частью 8 статьи 41.1 Закона о водоснабжении и водоотведении, в том числе плановые значения показателей надежности, качества, энергетической эффективности; значения долгосрочных параметров регулирования тарифов; объем отпуска воды в году, предшествующем первому году действия договора аренды, а также прогноз объема отпуска воды на срок действия такого договора аренды; цены на энергетические ресурсы в году, предшествующем первому году действия договора аренды, а также прогноз цен на срок действия договора аренды; потери и удельное потребление энергетических ресурсов на единицу объема отпуска воды и (или) водоотведения в год, предшествующий первому году действия договора аренды (по каждому используемому энергетическому ресурсу); величина неподконтрольных расходов, определенная в соответствии с основами ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденными Правительством Российской Федерации, за исключением расходов на энергетические ресурсы, арендной платы и налога на прибыль организаций; предельные (минимальные и (или) максимальные) значения предусмотренных ч. 12 ст. 41.1 Закона о водоснабжении и водоотведении критериев конкурса; предельный (максимальный) рост необходимой валовой выручки арендатора от осуществления регулируемых видов деятельности в сфере водоснабжения по отношению к каждому предыдущему году; один из методов регулирования тарифов, предусмотренных ч. 13 ст. 41.1 Закона о водоснабжении и водоотведении; сумма, на которую победителем конкурса должна быть предоставлена банковская гарантия, обеспечивающая исполнение обязательств арендатора перед арендодателем по договору аренды, а также обязательства арендатора перед арендодателем по договору аренды, надлежащее исполнение которых обеспечивается указанной банковской гарантией; иные цены, величины, значения, параметры, использование которых для расчета тарифов предусмотрено основами ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденными Правительством Российской Федерации; копия отчета о техническом обследовании передаваемого арендатору по договору аренды имущества; копии годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности за три последних отчетных периода организации, осуществлявшей эксплуатацию передаваемого арендатору по договору аренды имущества, в случае осуществления этой организацией эксплуатации данного имущества в какой-либо момент в течение указанных периодов и исполнения обязанности по ведению бухгалтерского учета в соответствии с законодательством Российской Федерации о бухгалтерском учете; требования к указанным в части 24 статьи 41.1 Закона о водоснабжении и водоотведении договорам поставки электрической энергии, а также к банковским гарантиям, предоставляемым в качестве обеспечения исполнения обязательств по оплате по указанным договорам, в том числе суммы, на которые должны быть выданы банковские гарантии, и срок их действия.
Кроме того, в нарушение части 7 ст. 41.1 Закона о водоснабжении и водоотведении договор аренды муниципального имущества без права выкупа от 20.04.2020 N 10/20 не содержит требований к обязанности арендатора по поставкам абонентам товаров, оказанию услуг в сфере водоснабжения с использованием передаваемого в аренду имущества в соответствии с условиями, предусмотренными данным законом, конкурсной документацией, заявкой арендатора на участие в конкурсе.
С учетом названного, как верно отмечено судом первой инстанции, передача органами местного самоуправления прав владения и (или) пользования объектами, которые находятся в муниципальной собственности, должна быть произведена по результатам конкурсных процедур, а по лоту N 1 на основании концессионного соглашения, также заключенного по результатам конкурсных процедур.
Принимая во внимание, что сторонами при заключении договора аренды нарушен выраженный в Законе о водоснабжении и водоотведении, а также в Законе о концессионных соглашениях, запрет на совершение сделки вне конкурса, при этом его заключение затрагивает интересы неопределенного круга лиц - участников правоотношений в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности путем ограничения их участия в предусмотренных законом конкурсных мероприятиях на право заключения договоров пользования спорным имуществом, и, соответственно, посягает на публичные интересы, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, что прокурор вправе оспорить такую сделку в суде, а сделка является недействительной (ничтожной).
С учетом изложенного, заявленные требования по настоящему делу удовлетворены на законных основаниях.
Приведенные подателем апелляционной жалобы доводы о заключении договора аренды для удовлетворения социально-значимых потребностей - бесперебойного водоснабжения населения, не являются основанием, исключающим удовлетворение исковых требований.
Ссылки на указание судом первой инстанции в резолютивной части нечетких и неконкретных формулировок, которые способны вызвать затруднения при его исполнении в отсутствие идентифицирующих признаков спорного имущества (полного наименования, адреса, кадастрового номера и иных характеристик), не могут быть признаны обоснованными.
При применении последствий недействительности договора аренды, суд первой инстанции возложил на ООО "Бижбулякводоканалсервис" обязанности возвратить в муниципальную собственности переданное по договору аренды объекты водоснабжения. Учитывая, что при принятии имущества у ООО "Бижбулякводоканалсервис" не возникло затруднений в определении объекта аренды, оснований для предположения неисполнимости судебного акта не имеется. Кроме того, порядок разъяснения судебного акта предусмотрен положениями статьи 179 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
С учетом изложенного, оснований для отмены решения суда первой инстанции не имеется.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта, на основании части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не установлено.
Государственная пошлина за рассмотрение дела судом апелляционной инстанции распределяется между лицами, участвующими в деле, в соответствии с правилами, установленными статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 176, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 03.08.2021 по делу N А07-1727/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Бижбулякводоканалсервис"- без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
И.Ю. Соколова |
Судьи |
А.С. Жернаков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А07-1727/2021
Истец: Прокуратура Республики Башкортостан
Ответчик: Администрация муниципального района Бижбулякский район Республики Башкортостан, ООО БИЖБУЛЯКВОДОКАНАЛСЕРВИС
Третье лицо: КУС МИНЗЕМИМУЩЕСТВА РБ ПО БИЖБУЛЯКСКОМУ РАЙОНУ, МИНИСТЕРСТВО ЗЕМЕЛЬНЫХ И ИМУЩЕСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН