город Ростов-на-Дону |
|
28 октября 2021 г. |
дело N А53-30863/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 21 октября 2021 года.
Полный текст постановления изготовлен 28 октября 2021 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Филимоновой С.С.,
судей Ефимовой О.Ю., Соловьевой М.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Струкачевой Н.П.,
при участии:
от Ростовской таможни: представители Куценко Е.С. по доверенности от 24.06.2021 удостоверение ГС N 097886; Шапель У.В. по доверенности от 13.08.2021, диплом, удостоверение;
от ООО "Дол-Агро": представитель Лофиченко П.А. по доверенности от 01.09.2021, паспорт,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Ростовской таможни
на решение Арбитражного суда Ростовской области
от 18.09.2021 по делу N А53-30863/2020
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Дол-Агро"
к заинтересованному лицу Ростовской таможне
о признании решений незаконными
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "ДОЛ-АГРО" (далее - заявитель, общество, ООО "ДОЛ-АГРО") обратилось в Арбитражный суд Ростовской области с заявлением к Ростовской таможне (далее - заинтересованное лицо, таможня) о признании незаконным решения от 14.07.2020 о внесении изменений в сведения, заявленные в ДТ N 10313140/050319/0012137; решения от 14.07.2020 о внесении изменений в сведения, заявленные в ДТ N 10313140/170119/0001440; решения от 07.07.2020 о внесении изменений в сведения, заявленные в ДТ N 10313140/070319/0013018; решения от 07.07.2020 о внесении изменений в сведения, заявленные в ДТ N 10313140/220319/0016376; решения от 07.07.2020 о внесении изменений в сведения, заявленные в ДТ N 10313140/190319/0015187; решения от 25.06.2020 о внесении изменений в сведения, заявленные в ДТ N 10313010/040418/0003514; решения от 25.06.2020 о внесении изменений в сведения, заявленные в ДТ N 10313140/200418/0009205; решения от 25.06.2020 о внесении изменений в сведения, заявленные в ДТ N 10313010/170518/0005026.
Решением Арбитражного суда Ростовской области от 18.09.2021 заявленные требования удовлетворены в полном объеме.
Не согласившись с принятым решением, таможенный орган обжаловал его в порядке, определенном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), просил решение отменить.
Апелляционная жалоба мотивирована тем, что в результате анализа документов, представленных декларантом при таможенном декларировании, Ростовским таможенным постом Ростовской таможни установлено, что в отношении заявленных ООО "Дол Агро" вычетов из таможенной стоимости на величину расходов по перевозке товара после его прибытия на территорию ЕАЭС не соблюдено требование о его документальном подтверждении, установленное положениями подпункта 2 пункта 2 статьи 40 ТК ЕАЭС.
Общество с доводами жалобы не согласилось по основаниям, изложенным в отзыве, просило решение оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании представители сторон поддержали правовые позиции по делу.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, отзыва заявителя, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, 22 января 2018 года ООО "Дол-Агро" (покупатель, заявитель, декларант) заключило контракт N 22/01/18 с ООО "Долина-Центр" (Украина, г. Полтава). Для таможенного оформления, ввезенного по контракту товара "Минеральные удобрения" декларант подал в Ростовскую таможню ДТ N10313140/170119/0001440, 10313010/040418/0003514, 10313140/200418/0009205, 10313010/170518/0005026, 10313140/050319/0012137, 10313140/070319/0013018, 10313140/190319/0015187, 10313140/220319/0016376.
Таможенным органом в соответствии со статьей 313 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза (далее - ТК ЕАЭС) осуществлен контроль таможенной стоимости товаров: "минеральные удобрения, агрохимикаты", классифицируемые кодом 3105908000 ТН ВЭД ЕАЭС, страна происхождения и отправления Украина. Товары поставлены в адрес ООО "Дол-Агро" в счет исполнения контракта N 22/01/18 от 22.01.2018, заключенного с продавцом ООО "Долина-Центр" (Украина).
Согласно сведениям, указанным в графе 20 ДТ, в декларациях таможенной стоимости (ДТС-1), а также содержащимся в представленных декларантом документах по внешнеторговым сделкам, товары поставлены на таможенную территорию Союза на условиях поставки DAP Новобессергеневка, Тимашевск (Место доставки на территории ЕАЭС: РФ, Ростовская область, Неклиновский район, с. Новобессергеневка, Краснодарский край, г. Тимашевск).
Таможенная стоимость товаров определена и заявлена декларантом методом по стоимости сделки с ввозимыми товарами согласно статьи 39 ТК ЕАЭС.
В графе 22 "Расходы по перевозке (транспортировке) товаров после их прибытия на таможенную территорию Евразийского экономического союза" ДТС-1 были заявлены вычеты расходов на перевозку (транспортировку) ввозимых товаров по таможенной территории Союза от места прибытия таких товаров на таможенную территорию Союза до места назначения из цены фактически уплаченной.
В результате анализа всех документов, представленных декларантом, установлено, что ввиду недостаточного документального подтверждения вычетов расходов на перевозку (транспортировку) ввозимых товаров по таможенной территории Союза от места прибытия таких товаров на таможенную территорию Союза до места назначения из цены фактически уплаченной, заявленных в ДТ, были приняты решения Ростовской таможни от 14.07.2020 о внесении изменений в сведения, заявленные в ДТ N 10313140/050319/0012137; решения от 14.07.2020 о внесении изменений в сведения, заявленные в ДТ N 10313140/170119/0001440; решения от 07.07.2020 о внесении изменений в сведения, заявленные в ДТ N 10313140/070319/0013018; решения от 07.07.2020 о внесении изменений в сведения, заявленные в ДТ N 10313140/220319/0016376; решения от 07.07.2020 о внесении изменений в сведения, заявленные в ДТ N 10313140/190319/0015187; решения от 25.06.2020 о внесении изменений в сведения, заявленные в ДТ N 10313010/040418/0003514; решения от 25.06.2020 о внесении изменений в сведения, заявленные в ДТ N 10313140/200418/0009205; решения от 25.06.2020 о внесении изменений в сведения, заявленные в ДТ N 10313010/170518/0005026.
Не согласившись с указанными решениями, заявитель обратился в арбитражный суд.
В соответствии со статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Статьей 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрено, что при рассмотрении дел об оспаривании решений и действий (бездействия) государственных органов, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Обязанность доказывания законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли решение или совершили действия (бездействие).
Частью 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и пунктом 6 Постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" предусмотрено, что условиями принятия арбитражным судом решения о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов является наличие одновременно двух обязательных условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
В соответствии с положениями ст. 40 ТК ЕАЭС таможенная стоимость ввозимых товаров не должна включать в себя следующие расходы при условии, что они выделены из цены, фактически уплаченной или подлежащей уплате, заявлены декларантом и подтверждены им документально:- расходы ка перевозку (транспортировку) ввозимых товаров по таможенной территории Союза от места прибытия таких товаров на таможенную территорию Союза, а если Комиссией в зависимости от вида транспорта, которым осуществляется перевозка (транспортировка) товаров, и особенностей такой перевозки (транспортировки) определены иные места, - от места, определенного Комиссией.
Руководствуясь указанными положениями, декларант при декларировании спорных партий товара, оформленных по семи декларациям, заявил вычеты из таможенной стоимости товара на стоимость автомобильной перевозки от пункта пропуска на таможенной границе ЕАЭС до места назначения по условиям поставки DAP DAP Новобессергеневка, Тимашевск (РФ).
Согласно пункту 1 статьи 38 ТК ЕАЭС положения главы 5 Кодекса основаны на общих принципах и правилах, установленных статьей VII Генерального соглашения по тарифам и торговле 1994 года (ГАТТ 1994) и Соглашением по применению статьи VII Генерального соглашения по тарифам и торговле 1994 года.
Таможенная стоимость товаров и сведения, относящиеся к ее определению, должны основываться на достоверной, количественно определяемой и документально подтвержденной информации (пункт 10 статьи 38 ТК ЕАЭС).
Согласно пункту 1 статьи 39 ТК ЕАЭС таможенной стоимостью ввозимых товаров является стоимость сделки с ними, то есть цена, фактически уплаченная или подлежащая уплате за эти товары при их продаже для вывоза на таможенную территорию Союза идополненная в соответствии со статьей 40 Кодекса, при выполнении перечисленных в названном пункте условий.
В подпункте 1 пункта 1 статьи 40 ТК ЕАЭС предусмотрено, что при определении таможенной стоимости ввозимых товаров по стоимости сделки с ними к цене, фактически уплаченной или подлежащей уплате за эти товары, добавляются дополнительные начисления, в том числе, расходы в размере, в котором они осуществлены или подлежат осуществлению покупателем, но не включены в цену, фактически уплаченную или подлежащую уплате за ввозимые товары, к которым относится вознаграждение посредникам (агентам) и вознаграждение брокерам, за исключением вознаграждения за закупку, уплачиваемого покупателем своему агенту (посреднику) за оказание по его представлению за пределами таможенной территории Союза услуг, связанных с покупкой ввозимых товаров.
В силу подпункта 2 пункта 2 статьи 40 ТК ЕАЭС таможенная стоимость ввозимых товаров не должна включать в себя расходы на перевозку (транспортировку) ввозимых товаров по таможенной территории Союза от места прибытия таких товаров на таможенную территорию Союза при условии, что они выделены из цены, фактически уплаченной или подлежащей уплате, заявлены декларантом и подтверждены им документально.
В соответствии с подпунктами 4 и 9 пункта 1 статьи 106 ТК ЕАЭС в декларации на товары подлежат указанию, в том числе сведения о товарах, в частности, таможенная стоимость товаров (величина, метод определения таможенной стоимости товаров), и о документах, подтверждающих сведения, заявленные в декларации на товары, указанных в статье 108 Кодекса.
Согласно подпункту 10 пункта 1 статьи 108 ТК ЕАЭС документы, подтверждающие заявленную таможенную стоимость товаров, в том числе ее величину и метод определения, относятся к документам, подтверждающим сведения, заявленные в таможенной декларации.
В пунктах 2 и 3 статьи 108 ТК ЕАЭС установлено, что если в документах, указанных в пункте 1 статьи 108 Кодекса, не содержатся сведения, подтверждающие сведения, заявленные в таможенной декларации, такие сведения подтверждаются иными документами.
В силу пункта 14 статьи 38 ТК ЕАЭС таможенная стоимость товаров определяется декларантом, а в случаях, если в соответствии с пунктом 2 статьи 52 и с учетом пункта 3 статьи 71 Кодекса таможенные пошлины, налоги, специальные, антидемпинговые, компенсационные пошлины исчисляются таможенным органом, таможенная стоимость товаров определяется таможенным органом.
К основаниям для исчисления подлежащих уплате таможенных платежей таможенными органами подпунктом 9 пункта 2 статьи 52 ТК ЕАЭС отнесены, в том числе результаты таможенного контроля в случаях, перечисленных в пунктах 17 и 18 статьи 325 ТК ЕАЭС. К таким случаям отнесено принятие таможенным органом в соответствии с пунктом 2 статьи 112 Кодекса решения о внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные в таможенной декларации, настоящего Кодекса, при завершении проверки таможенных, иных документов и (или) сведений в случае, если представленные в соответствии с настоящей статьей документы и (или) сведения либо объяснения причин, по которым такие документы и (или) сведения не могут быть представлены и (или) отсутствуют, не подтверждают соблюдение положений Кодекса, иных международных договоров и актов в сфере таможенного регулирования и законодательства государств-членов, в том числе достоверность и (или) полноту проверяемых сведений, и (или) не устраняют оснований для проведения проверки таможенных, иных документов и (или) сведений, таможенным органом на основании информации, имеющейся в его распоряжении, либо декларантом не были представлены документы и (или) сведения, запрошенные таможенным органом в соответствии с пунктами 4 и 15 данной статьи.
В пункте 13 статьи 38 ТК ЕАЭС закреплено право таможенных органов убеждаться в достоверности или точности любого заявления, документа или декларации, представленных для подтверждения таможенной стоимости товаров.
Согласно пункту 17 статьи 325 ТК ЕАЭС решение о внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные в таможенной декларации, в соответствии со статьей 112 настоящего Кодекса, принимается таможенным органом, в том числе если при завершении проверки таможенных, иных документов и (или) сведений в случае, если представленные в соответствии с настоящей статьей документы и (или) сведения либо объяснения причин, по которым такие документы и (или) сведения не могут быть представлены и (или) отсутствуют, либо результаты таможенного контроля в иных формах и (или) таможенной экспертизы товаров и (или) документов, проведенных в рамках такой проверки, не подтверждают соблюдение положений настоящего Кодекса, иных международных договоров и актов в сфере таможенного регулирования и законодательства государств-членов, в том числе достоверность и (или) полноту проверяемых сведений, и (или) не устраняют оснований для проведения проверки таможенных, иных документов и (или) сведений, таможенным органом на основании информации, имеющейся в его распоряжении.
Судом первой инстанции установлено, что в подтверждение заявленных сведений о таможенной стоимости при декларировании товара, обществом были представлены следующие документы:
По ДТ N 10313140/170119/0001440: контракт N 22/01/18 от 22.01.2018, дополнительное соглашение N 10 от 10.01.2019, инвойс N 10 от 10.01.2019, пояснение по условиям продаж и о формированию цены товара N 11 от 15.01.2019, пояснения по отсутствию взаимосвязи продавца и покупателя N 12 от 15.01.2019, заявка на товар N 5 от 09.01.2019, упаковочный лист, экспортная декларация, коммерческое предложение, пояснение касательно документов по транспортировке товара N 17 от 15.01.2019, пояснительное письмо о нестраховании груза, пояснения, касающиеся возможного отклонения цены товара N 13 от 15.01.2019, пояснение об оплате за предыдущие поставки N 16 от 15.01.2019, упаковочный лист, письмо об отсутствии скидок, письмо об отсутствии лицензионных платежей, письмо по согласовании цены товара N 15 от 15.01.2019, пояснение, документы по оприходованию товаров по предыдущим поставкам, документы по реализации товаров в рамках предыдущих поставок, обороты счета N 41, пояснение касательно документов по транспортировке товара N 17 от 15.01.2019, справка о транспортно-экспедиционных расходах.
По ДТ N 10313010/040418/0003514: контракт N 22/01/18 от 22.01.2018, дополнительное соглашение N 3 от 30.03.2018, инвойс N 3 от 30.03.2018, упаковочный лист, экспортная декларация, коммерческое предложение, пояснительное письмо о нестраховании груза N 1 от 30,03.2018, справка о транспортно-экспедиционных расходах, пояснение по транспортировке товара.
По ДТ N 10313140/200418/0009205: контракт N 22/01/18 от 22.01.2018, дополнительное соглашение N 7 от 17.04.2018, инвойс N 7 от 17.04.2018, упаковочный лист, экспортная декларация, коммерческое предложение, прайс-лист, пояснительное письмо о нестраховании груза N 1 от 30.03.2018, справка о транспортно-экспедиционных расходах.
По ДТ N 10313010/170518/0005026: контракт N 22/01/18 от 22.01.2018, дополнительное соглашение N 8 от 11.05.2018, инвойс N 8 от 11.05.2018, упаковочный лист, экспортная декларация, коммерческое предложение, пояснительное письмо о нестраховании груза N 1 от 11.05.2018. справка о транспортно-экспедиционных расходах N 2018-1 от 17.05.2018.
По ДТ N 10313140/050319/0012137: контракт N 22/01/18 от 22.01.2018, дополнительное соглашение N 11 от 26.02.2019, инвойс N 11 от 26.02.2019, дополнительное соглашение N 12 от 26.02.2019,инвойс N 12 от 26.02.2019, упаковочный лист, экспортная декларация, коммерческое предложение, пояснение об оплате за предыдущие поставки N 16 от 15.01.2019, пояснение касательно документов по транспортировке товаров N 17 от 15.01.2019, пояснительное письмо о нестраховании груза, пояснение по условиям продаж и формированию цены товара N 11 от 15.01.2019, пояснения, касающиеся возможного отклонения цены товара N 13 от 15.01.2019, заявка на товар N 7 от 25.02.2019, пояснения по согласовании цены товара N 15 от 15.01.2019, оприходование товаров по предыдущим поставкам, письмо об отсутствии скидок N 9 от 15.01.2019, письмо об отсутствии лицензионных платежей N 8 от 15.01.2019, ведомость банковского контроля, реализация товаров в рамках предыдущих поставок, справка о транспортно-экспедиционных расходах от 01.03.2019.
По ДТ N 10313140/070319/0013018: контракт N 22/01/18 от 22.01.2018, дополнительное соглашение N 14 от 26.02.2019, инвойс N 14 от 26.02.2019, упаковочный лист, экспортная декларация, коммерческое предложение, пояснения, касающиеся возможного отклонения цены товара N 13 от 15.01.2019, пояснения по условиям продаж и формированию цены товара N 11 от 15.01.2019, пояснение по согласованию цены товара N 15 от 15.01.2019, пояснения об оплате за предыдущие поставки N 16 от 15.01.2019, пояснения по нестрахованию груза N 1 от 04.03.2019, оприходование товаров по предыдущим поставкам, заявка на товар N 9 от 27.02.2019, письмо об отсутствии скидок, письмо об отсутствии лицензионных платежей N 8 от 15.01.2019, реализация товаров в рамках предыдущих поставок, справка о транспортно-экспедиционных расходах от 07.03.2019, пояснение о непредставлении документов по транспортировке.
По ДТ N 10313140/190319/0015187: контракт N 22/01/18 от 22.01.2018, дополнительное соглашение N 15 от 26.02.2019, инвойс N 15 от 26.02.2019, упаковочный лист, заявка на товар N 10 от 11.03,2019, экспортная декларация, коммерческое предложение, пояснение по условиям продаж и формированию цены товара N 11 от 15.01.2019, пояснения, касающиеся возможного отклонения цены товара N 13 от 15.01.2019, пояснения по согласованию цены товара N 15.от 15.01.2019, справка о транспортно-экспедиционных расходах от 18.03.2019.
По ДТ N 10313140/220319/0016376: контракт N 22/01/18 от 22.01.2018, дополнительное соглашение N 16 от 26.02.2019, инвойсN 16 от 26.02.2019, дополнительное соглашение N 17 от 26.02.2019, инвойс N 17 от 26.02.2019, упаковочный лист, экспортная декларация, коммерческое предложение, пояснения, касающиеся возможного отклонения цены товара N 13 от 15.01.2019, пояснения по условиям продаж и формированию цены товара N 11 от 15.01.2019, пояснение по согласованию цены товара N 15 от 15.01.2019, письмо об отсутствии лицензионных платежей N 8 от 15.01.2019, письмо об отсутствии скидок N 9 от 15.01.2019, оприходование товаров по предыдущим поставкам, пояснительное письмо о нестраховании груза N 1 от 22.03.2019, ведомость банковского контроля, заявка на товар N 12 от 18.03.2019, пояснения об оплате за предыдущие поставки N 16 от 15.01.2019, справки о транспортно-экспедиционных расходах N 106/03 от 22.03.2019, б/н от 22.03.2019, пояснения касательно документов по транспортировке товаров.
В результате проверки документов и сведений по ДТ N 10313140/170119/0001440, 10313010/040418/0003514, 10313140/200418/0009205, 10313010/170518/0005026, 10313140/050319/0012137, 10313140/070319/0013018, 10313140/190319/0015187, 10313140/220319/0016376 таможенным органом установлено следующее.
Таможенная стоимость товаров, задекларированных по вышеназванным ДТ, определена на основании инвойсов, по которым осуществлялась поставка, на условиях поставки DAP Новобессергеевка, DAP Тимашевск.
В подтверждение вычетов расходов на перевозку (транспортировку) ввозимых товаров по таможенной территории Союза от места прибытия таких товаров на таможенную территорию Союза до места назначения из цены фактически уплаченной, на этапе декларирования представлены:
справки о транспортных расходах от перевозчика товаров ООО "РубежТранс-Логистика", в которых указана разбивка транспортных расходов от пункта отправления до границы ЕАЭС и от границы ЕАЭС до пункта назначения до прибытия на таможенную территорию (транспортные расходы указаны в украинских гривнах);
пояснение касательно документов по транспортировке товаров, в котором говорится о невозможности представить документы по транспортировке;
договор перевозки продавца товаров ООО "Долина-Центр" (Украина) с перевозчиком - компанией "Рубеж-Транс-Логистика". Договор представлен на украинском языке.
Таможенным органом установлено, что в контракте N 22/01/18 от 22.01.2018, приложениях к данному контракту, в соответствии с которыми осуществлялась поставка товара, отсутствует разбивка общей стоимости товара на ее составляющие, а именно непосредственно на цену товара и величину расходов по доставке товара.
В результате анализа данных документов, представленных декларантом при таможенном декларировании, таможенный орган пришел к выводу, что в отношении заявленных ООО "Дол-Агро" вычетов из таможенной стоимости на величину расходов по перевозке товара после его прибытия на территорию ЕАЭС не соблюдено требование о его документальном подтверждении, установленное положениями подпункта 2 пункта 2 статьи 40 ТК ЕАЭС. Представленные ООО "Дол-Агро" в качестве документов, подтверждающих транспортные расходы, справки о транспортно-экспедиционных расходах являются информационными сообщениями, сведения в которых не подтверждены документально, в связи с чем, не могут быть приняты таможенным органом в качестве документов, подтверждающих заявленные сведения о таможенной стоимости.
Вместе с тем, рассмотрев представленные документы и доказательства, суд первой инстанции пришел к выводу, что таможенный орган не доказал правомерность вынесенных решений и оснований для отказа в принятии заявленных расходов в полном объеме.
Из представленных сведений деклараций установлено, что в графе 20 ДТ в соответствии с условиями контракта от 22.01.2018 N 22/01/18 декларантом заявлены условия поставки товара - DAP Новобессергеневка, Тимашевск (Инкотермс 2010).
Международными правилами "Инкотермс 2010" условия поставки DAP означают, что продавец считается выполнившим свои обязательства тогда, когда товар, выпущенный в соответствии с таможенной процедурой экспорта, предоставлен в распоряжение покупателя неразгруженным на прибывшем транспортном средстве в согласованном месте поставки. Данные условия поставки возлагают на продавца обязанности нести все расходы и риски, связанные с транспортировкой товара в место назначения, включая любые экспортные формальности. Таким образом, согласованным местом поставки рассматриваемых товаров является населенный пункт, находящейся на территории Российской Федерации - Новобессергеневка, Тимашевск.
Правила определения таможенной стоимости товаров, ввозимых на таможенную территорию Союза, установлены главой 5 Таможенного кодекса и правовыми актами Евразийской экономической комиссии, принятыми в соответствии с пунктом 17 статьи 38 Таможенного кодекса для обеспечения единообразного применения положений данной главы. Упомянутые правила в силу пункта 12 статьи 38 Таможенного кодекса применяются с учетом принципов и правил, установленных статьей VII Генерального соглашения по тарифам и торговле 1994 года (далее - ГАТТ 1994) и Соглашением по применению статьи VII ГАТТ 1994.
Система оценки ввозимых товаров для таможенных целей, установленная Таможенным кодексом и основанная на статье VII ГАТТ 1994 года, исходит из их действительной стоимости - цены, по которой такие или аналогичные товары продаются или предлагаются для продажи при обычном ходе торговли в условиях полной конкуренции, определяемой с использованием соответствующих методов таможенной оценки. При этом основой для оценки товаров в таможенных целях должна быть в максимально возможной степени цена сделки оцениваемых товаров (пункт 10 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 26.11.2019 N 49 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике в связи с вступлением в силу Таможенного кодекса Евразийского экономического союза", далее - постановление Пленума N 49).
С учетом этих положений статья 39 Таможенного кодекса устанавливает, что таможенной стоимостью ввозимых товаров по общему правилу является стоимость сделки с ними, то есть цена, фактически уплаченная или подлежащая уплате за эти товары при их продаже для вывоза на таможенную территорию Союза - общая сумма всех платежей за товары, осуществленных или подлежащих осуществлению покупателем непосредственно продавцу или иному лицу в пользу продавца (пункты 1 и 3).
Согласно подпункту 4 пункта 1 статьи 40 Таможенного кодекса при определении таможенной стоимости ввозимых товаров по стоимости сделки с ними к цене, фактически уплаченной или подлежащей уплате за эти товары, добавляется ряд дополнительных начислений, в том числе, расходы на перевозку (транспортировку) ввозимых товаров до места прибытия таких товаров на таможенную территорию Союза.
В силу подпункта 2 пункта 2 статьи 40 Таможенного кодекса таможенная стоимость ввозимых товаров не должна включать в себя расходы на перевозку (транспортировку) ввозимых товаров по таможенной территории Союза от места прибытия таких товаров на таможенную территорию Союза при условии, что эти расходы выделены из цены, фактически уплаченной или подлежащей уплате, заявлены декларантом и подтверждены им документально.
Анализ приведенных положений таможенного законодательства в их нормативном единстве позволяет сделать вывод о том, что расходы на перевозку (транспортировку) имеют экономическую ценность, в связи с этим влияют на действительную стоимость перевозимых товаров и, соответственно, подлежат учету при их таможенной оценке как один из компонентов таможенной стоимости при ее определении первым методом (по стоимости сделки с ввозимыми товарами). Расходы на перевозку товара вне таможенной территории Союза дополняют стоимость сделки, если они не включены в цену товара. Расходы на перевозку по таможенной территории Союза уменьшают стоимость сделки, если они входят в цену товара.
Такое регулирование введено в целях обеспечения общей применимости процедуры определения таможенной стоимости ввозимых товаров к разным условиям поставки в соответствии с пунктом 11 статьи 38 Таможенного кодекса и предполагает, что таможенная стоимость определяется применительно к месту прибытия товаров на таможенную территорию, вне зависимости от распределения обязанностей по перевозке (транспортировке) товаров между сторонами конкретного внешнеторгового контракта.
В связи с этим понятие "расходы на перевозку (транспортировку)" имеет автономное значение для целей главы 5 "Таможенная стоимость товаров" Таможенного кодекса и охватывает затраты, отвечающие критерию связи с перемещением товаров. Тип гражданско-правового договора, в рамках исполнения которого понесены затраты (договоры перевозки, транспортной экспедиции, договор агентирования или комиссии и др.), число привлеченных к перемещению товаров субъектов (перевозчики, экспедиторы, агенты и т.п.) и иные подобные обстоятельства юридического значения для целей таможенной оценки не имеют.
Выделение "расходов на перевозку (транспортировку)" из "цены, фактически уплаченной или подлежащей уплате за товар" по смыслу положений пункта 3 статьи 39 и подпункта 2 пункта 2 статьи 40 Таможенного кодекса предполагает установление того факта, что общая сумма всех платежей за товары, осуществленных или подлежащих осуществлению покупателем непосредственно продавцу (иному лицу в пользу продавца) покрывает расходы продавца на перевозку (транспортировку) товара, а также характера и размера упомянутых расходов.
Таможенное законодательство не содержит заранее установленного (ограниченного) перечня документов, которые представляются при декларировании для целей подтверждения соблюдения условий подпункта 2 пункта 2 статьи 40 Таможенного кодекса.
Исходя из пункта 1 статьи 38 Таможенного кодекса и преамбулы Соглашения по применению статьи VII ГАТТ 1994, предъявляемые к декларанту требования по подтверждению таможенной стоимости должны быть совместимы с коммерческой практикой - от декларанта допустимо требовать предоставление документов, которые доступны для получения в условиях внешнеторгового оборота (пункт 12 постановления Пленума N 49).
Поэтому соблюдение условий для вычета расходов на перевозку (транспортировку), обозначенных в подпункте 2 пункта 2 статьи 40 Таможенного кодекса, может подтверждаться различными доказательствами, в зависимости от особенностей условий договоров, избранных поставщиком средств перевозки (транспортировки) товаров, типов заключенных гражданско-правовых договоров.
В то же время представляемые документы должны отвечать требованиям, установленным пунктами 9 - 10, 13 статьи 38 Таможенного кодекса, то есть исключать риски произвольного определения таможенной стоимости, выступая источником достоверной, количественно определяемой и документально подтвержденной информации, позволяя таможенному органу убеждаться в ее соответствии действительности.
В частности, в тех случаях, когда для организации перевозки иностранным поставщиком привлекался экспедитор, необходимо учитывать, что в зависимости от условий договора содержание обязательства экспедитора может значительно отличаться: заключение договоров перевозки от имени клиента, оформление провозных документов, обеспечение отправки или получения груза и т.п. Поэтому в таких случаях представляемые декларантом документы должны позволять установить состав и размер затрат на оплату соответствующих услуг экспедитора, относимость этих затрат к перевозке задекларированного товара (например, если характер конкретных услуг и их стоимость отдельно указаны в счете экспедитора). Однако цена оказываемых экспедитором услуг может быть выражена в твердой сумме без выделения расходов на перевозку грузов, если обязательство экспедитора состоит в обеспечении сохранной доставки груза.
Изложенное согласуется с разъяснениями, данными в пунктах 25 - 26 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 26.06.2018 N 26 "О некоторых вопросах применения законодательства о договоре перевозки автомобильным транспортом грузов, пассажиров и багажа и о договоре транспортной экспедиции". Указанная позиция отражена в Определении ВС РФ от 22.12.2020 N 307-ЭС20-13121.
В свою очередь, если товар поставлен на территорию Союза, цена, фактически уплаченная или подлежащая уплате за товары, подтверждена и является достоверной, но невозможно достоверно установить размер расходов на перевозку (транспортировку), понесенных поставщиком, это не означает, что таможенная стоимость может определяться первым методом исходя из полной контрактной цены без какого-либо исключения из нее стоимости перевозки (транспортировки) товара по таможенной территории Союза. В соответствии с пунктом 2 статьи 45 Таможенного кодекса в такой ситуации не исключается возможность использования представленных декларантом или имеющихся в распоряжении таможенного органа документально подтвержденных сведений об обычно применяемых тарифах перевозчиков (экспедиторов). Иной подход по существу приводил бы к произвольному в условиях фактической поставки товара определению таможенной стоимости одних и тех же товаров, что не отвечает пунктам 9 и 11 статьи 38 Таможенного кодекса.
На основании абзаца второго пункта 15 статьи 38 Таможенного кодекса при невозможности определения таможенной стоимости с использованием первого метода, таможенная стоимость подлежит определению с использованием иных методов. В частности на основании пункта 2 статьи 45 Таможенного кодекса таможенная стоимость может определяться резервным способом - путем вычета из контрактной цены товаров расчетной величины расходов на перевозку (транспортировку) исходя из имеющихся в распоряжении таможенного органа сведений о тарифах на перевозку.
При рассмотрении дела судом первой инстанции установлено, что фактически таможенный орган не указывает в оспариваемых решениях и не представляет суду сведений о том, что заявленные декларантом расходы не соответствуют уровню цен на аналогичные услуги, либо уровню действующих тарифом на перевозку.
Таможенный орган в ходе рассмотрения дела не представил суду сведения о тарифах на перевозку по указанному маршруту.
Фактически таможенный орган, ссылаясь на Инструкцию N 1627 от 13.10.2017 года, указывает, что в договоре с поставщиком и представленных инвойсах не выделены отдельной строкой и конкретной суммой транспортные расходы от границы таможенного союза до места прибытия на территории союза, заявленные декларантом.
Вместе с тем из представленных документов следует, что согласно условиям заключенного контракта от 22.01.2018 года N 22/01/18 поставщик поставляет покупателю, а покупатель принимает и оплачивает поставленную поставщиком продукцию. Количество, ассортимент и цена продукции определяется сторонами в спецификациях на поставку, являющихся неотъемлемой частью настоящего контракта.
Разделом 3 контракта установлено, что условия и сроки поставки по контракту также определяются сторонами в спецификациях на поставку, являющихся неотъемлемой частью контракта. Вместе с продукцией поставщик передает перевозчику для передачи покупателю: товарно-транспортную накладную CMR, сертификат соответствия (паспорт качества), счет-фактуру (инвойс). Стороны согласовали следующий способ транспортировки товара - автомобильным транспортом.
В представленных спецификациях на поставку товара указана общая сумма, а также отражено, что цены на продукцию определены на условиях: DAP Новобессергеневка, DAP Тимашевск. В цену продукции включена стоимость изготовления, упаковки, маркировки, сертификации и таможенного оформления продукции для вывоза его с таможенной территории Украины, а также погрузки и транспортировки до пункта назначения.
Согласно представленных инвойсов по ДТ N 10313140/170119/0001440, ДТ N 10313140/070319/0013018, цены на продукцию определены на условиях DAP Новобессергеневка, по ДТ N 10313140/050319/0012137, ДТ N 10313140/190319/0015187, ДТ N 10313010/040418/0003514, ДТ N 10313140/200418/0009205, ДТ N 10313010/170518/0005026 на условиях DAP Тимашевск, следовательно, в стоимость товара включены транспортные расходы, в том числе от границы до места прибытия товара по территории Союза. По ДТ N 10313140/220319/0016376 суммы в представленных инвойсах имеют указание на стоимость перевозки DAP Новобессергеневка и DAP Тимашевск, а также частично с разбивкой до границы и после границы.
В подтверждение расходов на перевозку представлен договор на оказание транспортных услуг заключенный ООО "Долина-Центр" с ООО "Рубеж-ТрансЛогистик", заявки на перевозку, акты выполненных работ, CMR, счета-фактуры, платежные документы о перечислении стоимости услуг, а также справки ООО "РубежТранс-Логистик" с расшифровкой стоимости по каждой перевозке с разбивкой до границы и после границы Союза.
Указанные документы полностью подтверждают заявленные расходы и их размер, являются достаточными и не опровергнуты таможенным органом.
Исходя из судебной практики, сформированной Верховным Судом РФ, отсутствие выделения суммы расходов в договоре и инвойсах не является основанием для отказа в их принятии и для возникновения права на такие расходы достаточно того факта, что общая сумма всех платежей за товары, осуществленных или подлежащих осуществлению покупателем непосредственно продавцу (иному лицу в пользу продавца) покрывает расходы продавца на перевозку (транспортировку) товара, а также характера и размера упомянутых расходов.
Таможенным органом в ходе проведения контроля не опровергнута достоверность представленных документов. Фактически к указанным организациям, как перевозчика, так и поставщика таможенный орган не обращался с целью подтверждения действительных отношений. В уполномоченный орган иностранного государства за подтверждением стоимости товара и отражением их в представленных документах контрагентом запросы не направлялись.
При этом суд исходил, в том числе, из того, что таможенный орган не лишен возможности в течение трех лет принять меры к проверке представленных документов и принятия решения по полученной информации.
Довод таможенного органа о том, что согласно представленным справкам, стоимость транспортных расходов указана в гривнах, а в декларациях и инвойсах заявлена в евро, не может опровергать расходы сам по себе. Таможенный орган не доказал и не опроверг размер заявленных транспортных расходов, также не представил контррасчет заявленных расходов либо их несоответствия установленному курсу валют.
Учитывая установленные обстоятельства, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что оспариваемые заявителем решения являются незаконными, а требования ООО "Дол-Агро" подлежат удовлетворению.
Судебная коллегия не усматривает оснований для переоценки указанных выводов суда первой инстанции.
Материалы дела свидетельствуют о том, что судом первой инстанции были полно и всесторонне исследованы фактические обстоятельства, а также представленные сторонами доказательства и доводы.
Произведя их оценку с соблюдением требований ст. 71 АПК РФ, суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение.
Фактов, которые могли бы повлиять на законность и обоснованность принятого судебного акта, апелляционная жалоба не содержит. В связи с этим доводы апеллянта признаются судебной коллегией несостоятельными и не могут служить основанием для отмены решения суда, поскольку сводятся только к несогласию с оценкой обстоятельств судом первой инстанции.
Нарушений или неправильного применения норм материального или процессуального права, являющихся в силу статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием к отмене или изменению решения, апелляционной инстанцией не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ростовской области от 18.09.2021 по делу N А53-30863/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в срок, не превышающий двух месяцев со дня принятия настоящего постановления, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
С.С. Филимонова |
Судьи |
О.Ю. Ефимова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А53-30863/2020
Истец: ООО "ДОЛ-АГРО"
Ответчик: РОСТОВСКАЯ ТАМОЖНЯ