г. Москва |
|
29 октября 2021 г. |
Дело N А41-57731/21 |
Резолютивная часть постановления объявлена 27 октября 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 29 октября 2021 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Иевлева П.А.,
судей Диаковской Н.В., Панкратьевой Н.А.
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Скомороховой Д.Е.
при участии в заседании представителей:
от административного органа по делу - ГЛАВНОГО УПРАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО СТРОИТЕЛЬНОГО НАДЗОРА МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ - Дорохова О.А. представитель по доверенности от 13.09.2021 года,
от заинтересованного лица по делу - АДМИНИСТРАЦИИ БОГОРОДСКОГО ГОРОДСКОГО ОКРУГА МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ - Белякова И.В. представитель по доверенности от 24.05.2021 года (онлайн).
рассматривает в судебном заседании апелляционную жалобу АДМИНИСТРАЦИЯ БОГОРОДСКОГО ГОРОДСКОГО ОКРУГА МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ на решение Арбитражного суда Московской области от 14.09.2021 по делу N А41-57731/21 по заявлению ГЛАВНОГО УПРАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО СТРОИТЕЛЬНОГО НАДЗОРА МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ к АДМИНИСТРАЦИЯ БОГОРОДСКОГО ГОРОДСКОГО ОКРУГА МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ судебном заседании участвуют
УСТАНОВИЛ:
Главное управление государственного строительного надзора Московской области (далее также - заявитель, административный орган, Главгосстройнадзор) обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением о привлечении Администрации Богородского г. о. Московской области (далее - администрация, заинтересованное лицо) к административной ответственности, предусмотренной частью 6 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Решением Арбитражного суда Московской области от 14.09.2021 заявленные требования удовлетворены. Назначен административный штраф в размере 50 000 руб.
АДМИНИСТРАЦИЯ БОГОРОДСКОГО ГОРОДСКОГО ОКРУГА МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ не согласилась с выводами суда, обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, по мотивам, изложенным в жалобе.
Представитель АДМИНИСТРАЦИИ БОГОРОДСКОГО ГОРОДСКОГО ОКРУГА МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ в своем выступлении поддержал доводы апелляционной жалобы, просил решение суда первой инстанции отменить, апелляционную жалобу удовлетворить.
Представитель ГЛАВНОГО УПРАВЛЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО СТРОИТЕЛЬНОГО НАДЗОРА МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ к АДМИНИСТРАЦИЯ БОГОРОДСКОГО ГОРОДСКОГО ОКРУГА МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ возражал против доводов апелляционной жалобы по мотивам, изложенным в письменных пояснениях, просил обжалуемый судебный акт оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Законность и обоснованность принятого решения проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном ст. ст. 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив апелляционную жалобу, материалы дела, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции с учетом требований статьи 71 АПК РФ установил следующие обстоятельства.
Из материалов дела следует, что на основании распоряжения от 19.04.2021 N 08-30-027300-02-02 Главгосстройнадзором Московской области в период с 23.04.2021 по 30.04.2021 проведена проверка в отношении Администрации Богородского г. о. Московской области на объекте "Реконструкция жилого дома г. Ногинск, 1-ый Текстильный переулок, д. 5" по адресу: Российская Федерация, Московская область, г. Ногинск, 1-ый Текстильный переулок, д. 5.
В проведении проверки участие принимал представитель администрации по доверенности Никитин Д.В.
Выявленные в ходе проверки нарушения градостроительного законодательства, подробно поименованы и зафиксированы в акте проверки N 08-30-027300-04-02 от 30.04.2021.
На основании указанного акта административным органом администрации выдано предписание от 30.04.2021 N 08-30-027300-05-01 об устранении нарушений при строительстве, реконструкции объекта капитального строительства (далее также - Предписание). Срок устранения нарушений установлен до 30.06.2021.
Предписание администрацией ни в административном, ни в судебном порядке не оспорено, следовательно, признано обоснованным и подлежит исполнению.
Последующий контроль за устранением выявленных нарушений и исполнением администрацией Предписания проведен на основании распоряжения от 01.07.2021 N 08-30-027300-02-03 о проведении внеплановой, выездной проверки. Административным органом установлено, что Предписание заинтересованным лицом не исполнено, о чем составлен Акт проверки от 16.07.2021 N 08-30-027300-04-03. В проведении проверки участие принимал представитель администрации по доверенности, Никитин Д.В.
По факту выявленного нарушения в порядке статьи 28.2 КоАП РФ должностным лицом административного органа в отношении администрации составлен протокол об административном правонарушении от 16.07.2021 N 08-30-027300-06-01, предусмотренном ч. 6 ст. 19.5 КоАП РФ. При составлении протокола участвовал представитель администрации по доверенности, Никитин Д.В.
Принимая во внимание требования ч. 3 ст. 23.1 и ч. 6 ст. 19.5 КоАП РФ, административный орган обратился в Арбитражный суд Московской области с настоящим заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции признал их обоснованными.
Рассмотрев материалы дела, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены судебного акта, исходя из следующего.
Согласно положениям Закона Московской области от 23.05.2018 N 68/2018-ОЗ "Об организации местного самоуправления на территории Ногинского муниципального района" Ногинский муниципальный район преобразован в Богородский городской округ. Городское поселение Ногинск названным законом упразднено, статус муниципального образования утратило.
Со дня формирования органов местного самоуправления Богородского городского округа прекращаются полномочия органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, в том числе муниципального образования "Город Ногинск Московской области".
В соответствии с ч. 5 ст. 34 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон N 131-ФЗ) установлено, что органы местного самоуправления вновь образованного муниципального образования в соответствии со своей компетенцией являются правопреемниками органов местного самоуправления, которые на день создания вновь образованного муниципального образования осуществляли полномочия по решению вопросов местного значения на соответствующей территории, в отношениях с органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, физическими и юридическими лицами. Вопросы правопреемства подлежат урегулированию муниципальными правовыми актами вновь образованного муниципального образования.
Согласно п. 3 ч. 1 ст. 16 Закон N 131-ФЗ к вопросам местного значения городского округа относится владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности городского округа.
В силу п. 16 ст. 1 Градостроительного Кодекса РФ застройщик - физическое или юридическое лицо, обеспечивающее на принадлежащем ему земельном участке или на земельном участке иного правообладателя (которому при осуществлении бюджетных инвестиций в объекты капитального строительства государственной (муниципальной) собственности органы государственной власти (государственные органы), Государственная корпорация по атомной энергии "Росатом", Государственная корпорация по космической деятельности "Роскосмос", органы управления государственными внебюджетными фондами или органы местного самоуправления передали в случаях, установленных бюджетным законодательством Российской Федерации, на основании соглашений свои полномочия государственного (муниципального) заказчика или которому в соответствии со статьей 13.3 Федерального закона от 29.07.2017 N 218-ФЗ "О публично-правовой компании по защите прав граждан - участников долевого строительства при несостоятельности (банкротстве) застройщиков и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" передали на основании соглашений свои функции застройщика) строительство, реконструкцию, капитальный ремонт, снос объектов капитального строительства, а также выполнение инженерных изысканий, подготовку проектной документации для их строительства, реконструкции, капитального ремонта. Застройщик вправе передать свои функции, предусмотренные законодательством о градостроительной деятельности, техническому заказчику.
В соответствии с ч. 4 ст. 52 ГрК РФ при осуществлении строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства на основании договора строительного подряда с застройщиком или техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, региональным оператором указанные лица должны подготовить земельный участок для строительства и (или) объект капитального строительства для реконструкции или капитального ремонта, а также передать индивидуальному предпринимателю или юридическому лицу, с которыми заключен такой договор, материалы и результаты инженерных изысканий, проектную документацию, разрешение на строительство. При необходимости прекращения работ или их приостановления более чем на шесть месяцев застройщик или технический заказчик должен обеспечить консервацию объекта капитального строительства.
Как следует из материалов дела, на земельном участке, расположенном Московская область, г. Ногинск, 1-ый Текстильный переулок, д. 5, возведен объект незавершенного строительства - недостроенный многоэтажный дом, который имеет 9 этажей, 5 подъездов, проход на данную территорию к недостроенному дому свободный, так как имеются открытые участки (пролеты в заборе), охрана не осуществляется.
Данный объект возведен по результатам инвестиционного контракта, заключенного 15.10.2012 между администрацией города Ногинск и ООО "Стройжилинвест".
В целях реализации инвестиционного контракта между администрацией города Ногинска и ООО "Стройжилинвест" был заключен договор аренды N 177 от 07.11.2012. Предмет договора: земельный участок с кадастровым номером N 50:16:0301001:5933, площадью 1112 кв. м, по адресу: Московская область, г. Ногинск, 1-ый Текстильный переулок, д. 5.
14.05.2013 администрацией муниципального образования "Город Ногинск Московской области" выдано разрешение на реконструкцию жилого дома N RU50502101-41/2013 ООО "Стройжилинвест". Срок с учетом продления истек 09.01.2018.
Решением Ногинского городского суда Московской области от 06.10.2017 указанный объект незавершенного строительства признан проблемным.
09.04.2018 за N 957 главой Ногинского муниципального района вынесено соответствующее постановление.
С целью завершения строительства срок аренды земельного участка продлевался администрацией г. Ногинска.
07.11.2017 на основании дополнительного соглашения N 11 инвестиционный контракт N 3 от 15.10.2012, заключенный между администрацией муниципального образования "Город Ногинск Московской области" и ООО "Стройжилинвест", расторгнут.
Согласно п. 4 указанного соглашения все права на имущество, созданное Инвестором-застройщиком в ходе реализации Инвестиционного контракта и не принадлежащее третьим лицам, в том числе в соответствии с договорами долевого участия, после расторжения инвестиционного контракта, переходят администрации.
Решением Арбитражного суда Московской области от 07.08.2018 договор аренды указанного земельного участка между администрацией муниципального образования "Город Ногинск Московской области" и ООО "Стройжилинвест" также расторгнут.
По данным регистрирующего органа с 23.08.2019 собственником земельного участка с кадастровым номером N 50:16:0301001:5933, площадью 1112 кв. м, по адресу: Московская область, г. Ногинск, 1-ый Текстильный переулок, д. 5, является Богородский г.о. Московской области.
В связи с расторжением инвестиционного контракта ООО "Стройжилинвест" передало, а администрация муниципального образования "Город Ногинск Московской области" приняла объект незавершенного строительства и иное имущество, расположенное по адресу: Московская область, г. Ногинск, 1-ый Текстильный переулок, д. 5, не принадлежащее третьим лицам. Также передана необходимая документация.
Постановлением Правительства РФ от 30.09.2011 N 802 "Об утверждении Правил проведения консервации объекта капитального строительства" (далее - Правила) предусмотрен порядок консервации объекта капитального строительства.
В соответствии с п. п. 1 - 4 указанных правил, последние устанавливают порядок консервации объекта капитального строительства (далее - объект), а также особенности принятия решения о консервации объекта капитального строительства государственной собственности Российской Федерации (далее - объект государственной собственности).
Решение о консервации объекта принимается в случае прекращения его строительства (реконструкции) или в случае необходимости приостановления строительства (реконструкции) объекта на срок более 6 месяцев с перспективой его возобновления в будущем.
В п. 9 Постановления Правительства РФ от 30.09.2011 N 802 "Об утверждении Правил проведения консервации объекта капитального строительства" указано, что в состав работ по консервации объекта входят в том числе:
а) выполнение конструкций, принимающих проектные нагрузки (в том числе временных);
б) монтаж оборудования, дополнительно закрепляющего неустойчивые конструкции и элементы, или демонтаж таких конструкций и элементов;
в) освобождение емкостей и трубопроводов от опасных и горючих жидкостей, закрытие или сварка люков и крупных отверстий;
г) приведение технологического оборудования в безопасное состояние;
д) отключение инженерных коммуникаций, в том числе временных (за исключением тех, которые необходимы для обеспечения сохранности объекта);
е) принятие необходимых мер, препятствующих несанкционированному доступу внутрь объекта и на территорию строительной площадки.
В случаях, указанных в пункте 2 настоящих Правил, застройщик (заказчик) обеспечивает приведение объекта и территории, используемой для его возведения (далее - строительная площадка), в состояние, обеспечивающее прочность, устойчивость и сохранность конструкций, оборудования и материалов, а также безопасность объекта и строительной площадки для населения и окружающей среды.
Решение о консервации объекта (за исключением объекта государственной собственности) и об источнике средств на оплату расходов, связанных с консервацией объекта, принимает застройщик (заказчик).
Как следует из материалов дела, стороной инвестиционного контракта N 3 от 15.10.2012 являлась администрация муниципального образования "Город Ногинск Московской области".
Поскольку правопреемником администрации муниципального образования "Город Ногинск Московской области" является администрация Богородского городского округа Московской области, решением Ногинского городского суда от 03.02.2021 на последнюю возложена обязанность произвести консервацию объекта незавершенного строительства по адресу: Московская область, г. Ногинск, 1-ый Текстильный переулок, д. 5.
Главное управление государственного строительного надзора Московской области в силу Положения о Главном управлении государственного строительного надзора Московской области, утвержденного постановлением Правительства Московской области от 17.10.2007 N 789/28 "Об утверждении Положения о Главном управлении государственного строительного надзора Московской области" является органом исполнительной власти Московской области, уполномоченным на осуществление государственного строительного надзора и на выдачу разрешений на строительство и на ввод объектов в эксплуатацию в Московской области при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации (далее - ГрК РФ), выполняет в пределах своих полномочий функции государственного управления и регулирования в области строительства с целью обеспечения качества строительной продукции на территории Московской области.
Порядок осуществления государственного строительного надзора устанавливается Положением об осуществлении государственного строительного надзора в Российской Федерации (далее - Положение об осуществлении государственного строительного надзора), утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.02.2006 N 54 "О государственном строительном надзоре в Российской Федерации".
Пунктом 14 Положения об осуществлении государственного строительного надзора предусмотрена выдача предписания по результатам проведенной проверки заказчику, застройщику или подрядчику в зависимости от того, кто в соответствии с законодательством Российской Федерации несет ответственность за допущенные нарушения.
Таким образом, Предписание выдано надлежащим административным органом, в пределах определенных ему полномочий.
Частью 6 ст. 19.5 КоАП РФ установлена административная ответственность за невыполнение в установленный срок законного предписания уполномоченных на осуществление государственного строительного надзора федерального органа исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в виде наложения административного штрафа на юридических лиц от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей или административное приостановление их деятельности на срок до девяноста суток.
Объектом вменяемого правонарушения являются охраняемые законом отношения в сфере порядка осуществления строительного контроля.
Объективную сторону составляют действия (бездействие), выразившиеся в невыполнении в установленный срок предписания уполномоченного органа.
В соответствии с ч. 6 ст. 52 ГрК РФ лицо, осуществляющее строительство, обязано осуществлять строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства в соответствии с заданием застройщика или технического заказчика (в случае осуществления строительства, реконструкции, капитального ремонта на основании договора), проектной документацией, требованиями градостроительного плана земельного участка, требованиями технических регламентов и при этом обеспечивать безопасность работ для третьих лиц и окружающей среды, выполнение требований безопасности труда, сохранности объектов культурного наследия. Лицо, осуществляющее строительство, также обязано обеспечивать доступ на территорию, на которой осуществляются строительство, реконструкция, капитальный ремонт объекта капитального строительства, представителей застройщика или технического заказчика, органов государственного строительного надзора, предоставлять им необходимую документацию, проводить строительный контроль, обеспечивать ведение исполнительной документации, извещать застройщика или технического заказчика, представителей органов государственного строительного надзора о сроках завершения работ, которые подлежат проверке, обеспечивать устранение выявленных недостатков и не приступать к продолжению работ до составления актов об устранении выявленных недостатков, обеспечивать контроль за качеством применяемых строительных материалов.
Из материалов дела следует, что администрация при осуществлении строительства объекта капитального строительства, допущены нарушения требований ГрК РФ, изложенные в актах проверки, предписании и иных документах административного расследования.
Данный факт правонарушения отражен в Предписании Главгосстройнадзора об устранении нарушений при строительстве, реконструкции объекта капитального строительства, которое в установленный до 30.06.2021 срок администрацией не исполнено, что подтверждается актом проверки и протоколом об административном правонарушении от 16.07.2021 N 08-30-027300-06-01. Факт неисполнения администрацией выданного административным органом Предписания установлен и подтверждается материалами дела.
Кроме того, администрацией не представлено доказательств того, что Предписание оспорено в установленном законом порядке.
Срок привлечения к ответственности, предусмотренный ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ, на момент принятия настоящего решения не истек.
Доводы апелляционной жалобы проверены апелляционным судом и отклонены, поскольку противоречат фактическим обстоятельствам дела, основаны на неправильном толковании норм действующего законодательства и не могут повлиять на законность и обоснованность принятого решения суда первой инстанции.
Судом первой инстанции дана надлежащая оценка всем имеющимся в деле доказательствам, оснований для отмены или изменения судебного акта не имеется.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, основанием для отмены принятого судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Руководствуясь статьями 266, 268, п. 1 ст. 269, ст. 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 14.09.2021 по делу N А41-57731/21 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Московского округа через Арбитражный суд Московской области в двухмесячный срок со дня его принятия.
Председательствующий |
П.А. Иевлев |
Судьи |
Н.В. Диаковская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-57731/2021
Истец: ГЛАВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО СТРОИТЕЛЬНОГО НАДЗОРА МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Ответчик: Администрация Богородского городского округа Московской Области
Третье лицо: АДМИНИСТРАЦИЯ БОГОРОДСКОГО ГОРОДСКОГО ОКРУГА МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ