г. Москва |
|
29 октября 2021 г. |
Дело N А41-27894/21 |
Резолютивная часть постановления объявлена 25 октября 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 29 октября 2021 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Иевлева П.А.
судей Диаковской Н.В., Хомякова Э.Г.
при ведении протокола судебного заседания Скомороховой Д.Е.
при участии в заседании представителей:
от заявителя по делу - АО "Восточные коммунальные системы" - представитель не явился, извещен,
от заинтересованного лица по делу - ГЛАВНОГО УПРАВЛЕНИЯ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ "ГОСУДАРСТВЕННАЯ ЖИЛИЩНАЯ ИНСПЕКЦИЯ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ" - Крюков Д.А. представитель по доверенности от 23.08.2021 года.
рассматривает в судебном заседании апелляционную жалобу ГЛАВНОГО УПРАВЛЕНИЯ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ "ГОСУДАРСТВЕННАЯ ЖИЛИЩНАЯ ИНСПЕКЦИЯ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ" на решение Арбитражного суда Московской области от 03.09.2021 по делу N А41-27894/21 по заявлению АО "Восточные коммунальные системы" к ГЛАВНОМУ УПРАВЛЕНИЮ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ "ГОСУДАРСТВЕННАЯ ЖИЛИЩНАЯ ИНСПЕКЦИЯ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ" об оспаривании,
УСТАНОВИЛ:
акционерное общество "Восточные коммунальные системы" (далее - заявитель, АО "ВКС") обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением к Главному управлению Московской области "Государственная жилищная инспекция Московской области" (далее - заинтересованное лицо, управление) о признании недействительными акта проверки и предписания от 04.03.2021 N 08 об-10062-39-28-2021.
Решением Арбитражного суда Московской области от 03.09.2021 заявленные требования удовлетворены. В части оспаривания акта проверки производство по делу прекращено.
ГУ МО "ГОСУДАРСТВЕННАЯ ЖИЛИЩНАЯ ИНСПЕКЦИЯ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ" не согласилось с выводами суда, обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, по мотивам, изложенным в жалобе.
Представитель ГУ МО "ГОСУДАРСТВЕННАЯ ЖИЛИЩНАЯ ИНСПЕКЦИЯ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ" в своем выступлении поддержал доводы апелляционной жалобы, просил решение суда первой инстанции отменить, апелляционную жалобу удовлетворить.
Апелляционная жалоба рассмотрена в соответствии с нормами ст. ст. 121-123, 153, 156 АПК РФ в отсутствие представителя заявителя, надлежащим образом извещенного о времени и месте судебного заседания, в том числе публично путем размещения информации на официальном сайте суда www.10aas.arbitr.ru.
Законность и обоснованность принятого решения проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном ст. ст. 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив апелляционную жалобу, материалы дела, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции с учетом требований статьи 71 АПК РФ установил следующие обстоятельства.
Из материалов дела следует, что 04.03.2021 сотрудниками управления в связи с поступившим обращением граждан от 14.02.2021 N 08 ОБ-10062, и на основании распоряжения от 19.02.2021 N 08 ОБ-10062-39-28-2021 проведена внеплановая документарная проверка начислений платы за коммунальные услуги по отоплению и горячему водоснабжению по многоквартирному дому N 8 по ул. Захарченко г. Электросталь Московской области (далее - МКД).
В ходе проверки установлено что, управление МКД осуществляет общество с ограниченной ответственностью "Виктория Менеджмент" на основании лицензии на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами от 28.04.2017 050001407.
С 01.10.2018 исполнителем коммунальной услуги по отоплению и горячему водоснабжению МКД является ресурсоснабжающая организация АО "ВКС".
Указанный многоквартирный дом оборудован индивидуальным тепловым пунктом (ИТП) общедомовым прибором учета тепловой энергии. Система отопления в МКД - централизованная; все жилые и нежилые помещения в МКД оборудованы индивидуальными приборами учета (ИПУ) тепловой энергии и горячей воды.
Плата за отопление и горячее водоснабжение (в части подогрева холодной воды для нужд горячего водоснабжения) начисляется АО "ВКС" по индивидуальным приборам учета горячей воды и тепловой энергии по фактическим показания ИПУ.
Определение размера платы за отопление по ИПУ тепловой энергии производится АО "ВКС" с нарушением пункта 42 (1) Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354.
По результатам проверки составлен акт проверки от 04.03.2021 N 08 ОБ-10062-39-28-2021 и АО "ВКС" выдано предписание от 04.03.2021 N 08 ОБ-10062-39-28-2021, которым в срок до 04.05.2021 указано на необходимость производить начисления платы за отопление в соответствии с Правилами N 354.
Не согласившись с выданным предписанием, общество обратилось в арбитражный суд с требованием о признании его незаконным и отмене.
Удовлетворяя заявленные требования в части оспаривания предписания, суд первой инстанции признал их обоснованными.
Рассмотрев материалы дела, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены судебного акта, исходя из следующего.
В соответствии с абзацем 4 пункта 42 (1) Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила предоставления коммунальных услуг), в многоквартирном доме, который оборудован коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии и в котором не все жилые или нежилые помещения оборудованы индивидуальными и (или) общими (квартирными) приборами учета (распределителями) тепловой энергии, размер платы за коммунальную услугу по отоплению в помещении определяется по формулам 3, 3 (1) и 3 (2) приложения N 2 к настоящим Правилам исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии.
Обязательные требования при заключении управляющей организацией с ресурсоснабжающими организациями договоров энергоснабжения (купли-продажи, поставки электрической энергии (мощности)), теплоснабжения и (или) горячего водоснабжения, холодного водоснабжения, водоотведения, поставки газа (в том числе поставки бытового газа в баллонах) в целях обеспечения предоставления собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме или жилого дома (далее - потребители) коммунальной услуги соответствующего вида и приобретения коммунальных ресурсов, потребляемых при содержании общего имущества в многоквартирном доме, установлены постановлением Правительства Российской Федерации от 14.02.2012 N 124 "О правилах, обязательных при заключении договоров снабжения коммунальными ресурсами".
Пунктом 4 данных Правил предусмотрено, что управляющая организация, товарищество или кооператив, на которые в соответствии с договором управления многоквартирным домом, в том числе заключенным товариществом или кооперативом с управляющей организацией, либо уставом товарищества или кооператива возложена обязанность по содержанию общего имущества многоквартирного дома и (или) по предоставлению потребителям коммунальных услуг, обращаются в ресурсоснабжающую организацию для заключения договора ресурсоснабжения по приобретению соответствующего коммунального ресурса в целях предоставления коммунальной услуги и (или) потребляемого при содержании общего имущества многоквартирного дома, в том числе в случаях, предусмотренных пунктом 21 (1) настоящих Правил.
Как следует из материалов дела, собственниками МКД принято решения о переходе на "прямые" договоры с ресурсоснабжающей организацией по оказанию коммунальных услуг.
В этой связи 01.08.2018 между АО "ВКС" и управляющей компанией ООО "Виктория Менеджмент" заключен договор от 01.10.2018 N 2018/Ю-ОДН на предоставление коммунальных ресурсов по отоплению и горячему водоснабжению, потребляемых при содержании общего имущества многоквартирных домов. По условиям договора от 01.10.2018 N 2018/Ю-ОДН АО "ВКС" подает коммунальный ресурс ООО "Виктории Менеджмент" на МКД. Ответственным за состояние внутридомовых тепловых сетей является ООО "Виктория Менеджмент".
Порядок определения объема коммунального ресурса согласован сторонами в разделе 5 договора от 01.10.2018 N 2018/Ю-ОДН.
При этом указанный в договоре порядок определения коммунального ресурса соответствует положениям пункта 21 (1) Правил N 124. которым установлено, что расчет платы по договору поставки ресурсов па цели содержания общего имущества в МКД. оборудованном ОДНУ, производится согласно его показаний за вычетом суммарного индивидуального потребления коммунального ресурса, поставленного в жилые и нежилые помещения данного МКД.
Поскольку в отношении МКД реализован переход на прямые договоры с собственниками (пользователями) помещений в таких домах, к оплате предъявляется объем коммунального ресурса на отопление на содержание общего имущества многоквартирных домов, определенный как совокупный объем коммунального ресурса, исходя из показаний общедомовых приборов учета за минусом объемов коммунального ресурса, поставленного собственникам (пользователям) помещений МКД в целях оказания коммунальных услуг.
При этом объем коммунального ресурса по ОДПУ АО "ВКС" определяет самостоятельно на основании данных, полученных из системы автоматизированного контроля и учета ресурсов, а также на основании данных по показаниям ОДПУ. предоставляемых со стороны ООО "Виктория Менеджмент". Объем коммунального ресурса, поставленного в жилые помещения МКД. предоставляется ежемесячно в адрес ЛО "ВКС" Московским областным единым информационно - расчетным центром ООО "МосОблЕИРЦ", который, в свою очередь, по поручению АО "ВКС" ведет ежемесячные начисления собственникам жилых помещений в МКД. Объем коммунального ресурса, поставляемого собственникам нежилых помещений, расположенных в МКД N 8. АО "ВКС" определяет самостоятельно на основании заключенных прямых договоров ресурсоснабжения с указанными собственниками. В случае оснащенности нежилых помещений ИПУ объем поставки рассчитывается по их показаниям. При отсутствии ИПУ - распределяется пропорционально площади нежилого помещения от общего объема коммунального ресурса, поступившего на МКД и определенного по показаниям ОДПУ.
Госжилинспекция при вынесении Предписания в отношении АО "ВКС" не учла изменения в жилищном законодательстве.
При этом взаимоотношения управляющих и ресурсоснабжающих организаций при переходе на прямые договоры были урегулированы Постановлением Правительства от 13 июля 2019 г. N 8С)7 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросу договорных отношений между собственниками помещений в многоквартирных домах и ресурсоснабжающими организациями", в соответствии с которым были внесены изменения в том числе в Постановление Правительства РФ от 6 мая 2011 г. N 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов" (далее - Правила N 354).
Изменения были внесены в и. 17.1. Правил N 354. новая редакция устанавливает, что: "Ресурсоснабжающая организация приступает к предоставлению коммунальной услуги соответствующего вида в соответствии с подпунктом "ж" пункта 17 Правил N 354 при условии поступления в ее адрес копий решений и протокола общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме по вопросу, указанному в пункте 4.4 части 2 статьи 44 Жилищного кодекса Российской Федерации", то есть данный пункт установил обязанность Ресурсоснабжающей организации перейти на прямые договоры предоставления коммунальной УСЛУГИ "отопление и горячее водоснабжение" непосредственно с сособственниками жилых и нежилых помещений в МКД в случае при принятии общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме решения заключения от своего имени договоров на теплоснабжение и горячее водоснабжение.
Также изменения затронули пункт 31.1. Правил N 354, новая редакция устанавливает, что: "Управляющая организация, товарищество или кооператив, осуществляющие управление многоквартирным домом, в случаях, предусмотренных подпунктами "б", "г" - "ж" пункта 17 Правил N 354. обязаны заключать с ресурсоснабжающими организациями договоры о приобретении коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме.
Таким образом, суд считает обоснованными доводы заявителя о том, что возложение со стороны управления на АО "ВКС" обязанности производить начисление платы за отопление в соответствии с Правилами N 354 является неправомерным.
Кроме того, из предписания и акта проверки (т. 1 л. д. 7-9) невозможно установить, в чем именно выразилось нарушение, допущенное обществом.
Учитывая вышеизложенное, суд апелляционной инстанции считает обоснованными доводы заявителя о том, что возложение со стороны управления обязанности производить начисление платы является неправомерным.
Доводы апелляционной жалобы проверены апелляционным судом и отклонены, поскольку противоречат фактическим обстоятельствам дела, основаны на неправильном толковании норм действующего законодательства и не могут повлиять на законность и обоснованность принятого решения суда первой инстанции.
Судом первой инстанции дана надлежащая оценка всем имеющимся в деле доказательствам, оснований для отмены или изменения судебного акта не имеется.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, основанием для отмены принятого судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Из доводов апелляционной жалобы, материалов дела, оснований для отмены решения суда первой инстанции не усматривается.
Руководствуясь статьями 266, 268, п. 1 ст. 269, ст. 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 03.09.2021 по делу N А41-27894/21 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Московского округа через Арбитражный суд Московской области в двухмесячный срок со дня его принятия.
Председательствующий |
П.А. Иевлев |
Судьи |
Н.В. Диаковская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-27894/2021
Истец: АО "ВОСТОЧНЫЕ КОММУНАЛЬНЫЕ СИСТЕМЫ"
Ответчик: Главное управление Московской области "Государственная жилищная инспекция Московской области"
Третье лицо: ГЛАВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ "ГОСУДАРСТВЕННАЯ ЖИЛИЩНАЯ ИНСПЕКЦИЯ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ"