г. Саратов |
|
29 октября 2021 г. |
Дело N А57-7146/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 25 октября 2021 года.
Полный текст постановления изготовлен 29 октября 2021 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе
председательствующего судьи Е.В. Пузиной,
судей М.А. Акимовой, В.В. Землянниковой,
при ведении протокола судебного заседания с использованием средств аудиозаписи секретарём судебного заседания В.К. Глебовой,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Двенадцатого арбитражного апелляционного суда: г. Саратов, улица Лермонтова М.Ю., д. 30, корпус 2
апелляционную жалобу публичного акционерного общества "Газпром газораспределение Саратовская область" (410076, Саратовская область, г. Саратов, ул. им. Г.К. Орджоникидзе, д. 26, ИНН 6454002828, ОГРН 1026403350710)
на решение Арбитражного суда Саратовской области от 13 сентября 2021 года по
делу N А57-7146/2021
по заявлению публичного акционерного общества "Газпром газораспределение Саратовская область" (410076, Саратовская область, г. Саратов, ул. им. Г.К. Орджоникидзе, д. 26, ИНН 6454002828, ОГРН 1026403350710) заинтересованные лица: Средне - Поволжское Управление Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (443035, Самарская область, г. Самара, ул. Нагорная, д. 136 А, ИНН 6316007846, ОГРН 1026301180982), Администрация Екатериновского муниципального района Саратовской области (412120, Саратовская область, Екатерининский район, р.п. Екатериновка, ул. 50 лет Октября, д. 90, ИНН 6412004358, ОГРН 1026401894771)
о признании незаконным и отмене постановления,
при участии в судебном заседании представителей публичного акционерного общества "Газпром газораспределение Саратовская область" - Е.В. Вахлаевой по доверенности от 13.07.2021 по 31.12.2021, Средне - Поволжского Управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору - В.Ю. Шухрова по доверенности от 11.01.2021,
УСТАНОВИЛ:
В Арбитражный суд Саратовской области обратилось публичное акционерное общество "Газпром Газораспределение Саратовская область" (далее - заявитель, общество, ПАО "Газпром Газораспределение Саратовская область") с заявлением о признании незаконным постановления Средне-Поволжского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (далее - Ростехнадзор) по делу об административном правонарушении от 26.03.2021 N 0000-894-039-ю, вынесенного в отношении Акционерного общества "Газпром газораспределение Саратовская область".
Решением Арбитражного суда Саратовской области от 13 сентября 2021 в удовлетворении заявленных ПАО "Газпром Газораспределение Саратовская область" требований отказано.
ПАО "Газпром газораспределение Саратовская область" не согласилось с принятым решением суда и обратилось в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции полностью, принять по делу новый судебный акт, которым удовлетворить заявленные требования.
Апелляционная жалоба мотивирована тем, что в соответствии с Законом N 116-ФЗ в качестве ОПО, по которому транспортируется газ, рассматриваются только сети газораспределения и сети газопотребления под давлением свыше 0,005 МПа, сети газораспределения до 0,005 МПа не рассматриваются в качестве ОПО. Вывод суда об отнесении газопровода низкого давления с. Альшанка с давлением до 0,005 Мпа к ОПО "сеть газоснабжения" Екатериновского района, в состав которой входят подземные газопроводы высокого давления, не основан на нормах права. Сеть газораспределения с. Альшанка находилась у Общества на основании договора аренды, заключенного с Администрацией ОМО Екатериновскоо района. В соответствии с условиями договора на арендатора не возлагается обязанности по осуществлению экспертизы промышленной безопасности газопровода. По мнению Общества, газопровод низкого давления не является ОПО, в связи с чем, на него не распространяются требования промышленной безопасности ОПО и привлечение к административной ответственности по ч.1 ст. 9.1 КоАП РФ является необоснованным. Судом не учтено, что основанием для привлечения Общества к административной ответственности явились доказательства, полученные административным органом с нарушением закона, проверка в соответствии с требованиями Закона N 294-ФЗ не проводилась. Кроме того, Общество считает, что в рассматриваемом случае подлежат применению положения ст. 2.9, ст. 4.1 КоАП РФ.
В судебное заседание явились представители ПАО "Газпром Газораспределение Саратовская область и Средне-Поволжского управления Ростехнадзора.
Иные лица, участвующие в деле, явку представителей в судебное заседание не обеспечили, о месте и времени рассмотрения жалобы извещены надлежащим образом согласно требованиям статей 121-123, 186 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Информация о месте и времени судебного заседания размещена на официальном сайте Двенадцатого арбитражного апелляционного суда, что подтверждено отчётом о публикации судебных актов на сайте.
В соответствии с частью 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие указанных лиц.
Представитель публичного акционерного общества "Газпром газораспределение Саратовская область" огласил позицию по делу. Решение Арбитражного суда Саратовской области от 13 сентября 2021 года по делу N А57-7146/2021 считает незаконным и необоснованным, просит отменить, апелляционную жалобу - удовлетворить.
Представитель Средне - Поволжского Управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору огласил позицию по делу, против доводов, изложенных в апелляционной жалобе, возражает. Решение Арбитражного суда Саратовской области от 13 сентября 2021 года по делу N А57-7146/2021 считает законным и обоснованным, просит оставить решение без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Из материалов дела следует, что от заместителя министра - начальника управления государственного экологического надзора Министерства природных ресурсов и экологии Саратовской области Е.М. Карасевой (вх. N 302/1372 от 03.02.2021) в адрес Ростехнадзора поступило обращение с указанием на обращения жителей с. Альшанка Екатериновского муниципального района по вопросу резкого запаха бытового газа в населенном пункте и жилых помещениях в результате ненадлежащей эксплуатации газопровода по причине повреждения опор надземной газовой магистрали.
18.02.2021 в результате рассмотрения в соответствии с Федеральным законом от 02.05.2006 N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" в части компетенции Управления обращения, поступившего от заместителя министра - начальника управления государственного экологического надзора Министерства природных ресурсов и экологии Саратовской области Е.М. Карасевой (вх. N 302/1372 от 03.02.2021) по вопросу ненадлежащей эксплуатации надземного газопровода низкого давления, по адресу: Саратовская область, Екатериновский район, с. Альшанка, ул. Заречная, административным органом установлено следующее.
В государственном реестре опасных производственных объектов за Акционерным обществом "Газпром газораспределение Саратовская область" зарегистрирован опасный производственный объект "Сеть газоснабжения, в том числе межпоселковая Екатериновского района Саратовской области" (рег. N А51-01199-0025, дата рег. 09.08.2000, III класса опасности), в состав которого входит надземный газопровод низкого давления 159-25 мм, общей протяженностью 12240 м, расположенный по адресу: Саратовская область, Екатериновский район, с. Альшанка.
По информации, представленной Акционерным обществом "Газпром газораспределение Саратовская область" (вх. N 302/1961 от 15.02.2021, вх. N 302/2744 от 26.02.2021), установлено, что на основании договора аренды муниципального имущества N 18/04 от 01.11.2004 и дополнительного соглашения от 01.07.2007 к договору аренды N 18/04 от 01.11.2004, Администрация Екатериновского муниципального района передала муниципальное имущество в эксплуатацию Акционерному обществу "Газпром газораспределение Саратовская область", согласно перечня арендованного муниципального имущества ОМО Екатериновского района (приложения N 1) и акта приема-передачи арендуемого имущества (приложение N 2) - стальной надземный газопровод низкого давления Р = 0,005 МПа 159-25 мм, протяженностью 12240 м, 1989 года ввода в эксплуатацию, расположенный по адресу: Саратовская область, Екатериновский район, с. Альшанка.
Административным органом установлено, что Обществом нарушены требования частей 1 и 2 статьи 9, статьи 13 Федерального закона от 21.07.1997 N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" (далее - Закон о промышленной безопасности); пунктов 4, 6 Федеральных норм и правил "Правила безопасности сетей газораспределения и газопотребления", утвержденных приказом Ростехнадзора 15.12.2020 N 531 зарегистрированных в Минюсте России 30.12.2020, рег. N 61962; подпунктов б), г) пункта 70 технического регламента "О безопасности сетей газораспределения и газопотребления", утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2010 года N 870"; пункта 5 ФНИП "Правила проведения экспертизы промышленной безопасности", утвержденных приказом Ростехнадзора от 20.10.2020 N 420, зарегистрированных в Минюсте России 11.12.2020, рег. N 61391, а именно:
1. Не выполнен комплекс мероприятий, включая мониторинг, техническое обслуживание и ремонт сетей газораспределения и газопотребления, обеспечивающих содержание сетей газораспределения и газопотребления в исправном и безопасном состоянии, а именно: повреждения и отклонения от проектной оси опор надземного газопровода низкого давления 159-25 мм и отсутствие опор в количестве 38 шт. на участке, по адресу: Саратовская область, Екатериновский район, с. Альшанка, ул. Заречная от ж.д. 317 до ж.д. 250.
2. В составе опасного производственного объекта "Сеть газоснабжения, в том числе межпоселковая Екатериновского района Саратовской области" (рег. N А51-01199-0025, дата рег. 09.08.2000, III класса опасности), эксплуатируется сооружение - надземный газопровод низкого давления 159-25 мм, общей протяженностью 12240 м, 1989 года ввода в эксплуатацию, расположенный по адресу: Саратовская область, Екатериновский район, с. Альшанка, без подтверждения срока безопасной эксплуатации, проектная документация с назначенным сроком службы отсутствует, экспертиза промышленной безопасности не проводилась.
Управление квалифицировало допущенные нарушения по части 1 статьи 9.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
По факту выявленных нарушений административным органом 18.03.2021 в отношении Акционерного общества "Газпром газораспределение Саратовская область" составлен протокол об административном правонарушении N 0000-894-039-Ю в присутствии представителя общества по доверенности.
26.03.2021 Управлением вынесено постановление N 0000-894-039-Ю о назначении административного наказания по части 1 статьи 9.1. КоАП РФ в виде административного штрафа в размере 250 000 рублей.
Заявитель с указанным постановлением не согласился и оспорил его в судебном порядке.
Суд первой инстанции при принятии решения исходил из того, что факт административного правонарушения и вина ПАО "Газпром газораспределение Саратовская область" в его совершении установлены и подтверждены материалами дела, процессуальных нарушений при производстве по делу об административном правонарушении не выявлено, основания для признания правонарушения малозначительным, для применения положений ст. 4.1 КоАП РФ, отсутствуют.
Исследовав материалы дела, доводы апелляционной жалобы, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, арбитражный суд апелляционной инстанции исходит из следующего.
В силу части 1 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административным правонарушением признаётся противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
В части 1 статьи 9.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за нарушение требований промышленной безопасности или условий лицензий на осуществление видов деятельности в области промышленной безопасности опасных производственных объектов.
Объективная сторона данного правонарушения состоит в несоблюдении установленных федеральными законами, иными нормативными правовыми актами, а также утвержденными в соответствии с ними нормативными техническими документами условий, запретов, ограничений и других обязательных требований, обеспечивающих промышленную безопасность.
Субъектом правонарушения может быть гражданин, должностное лицо и юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы, чья деятельность функционально связана с опасными производственными объектами.
Правовые, экономические и социальные основы обеспечения безопасной эксплуатации опасных производственных объектов определяются Федеральным законом от 21.07.1997 N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов".
Согласно преамбуле Закона о промышленной безопасности указанный Закон определяет правовые, экономические и социальные основы обеспечения безопасной эксплуатации опасных производственных объектов и направлен на предупреждение аварий на опасных производственных объектах и обеспечение готовности эксплуатирующих опасные производственные объекты юридических лиц и индивидуальных предпринимателей к локализации и ликвидации последствий указанных аварий.
Требования данного Закона распространяются на все организации независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, осуществляющие деятельность в области промышленной безопасности опасных производственных объектов на территории Российской Федерации.
Уполномоченным органом в области промышленной безопасности является Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору (пункт 1 Положения о Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 2004 года N 401).
Согласно статье 1 Закона N 116-ФЗ промышленная безопасность опасных производственных объектов - состояние защищенности жизненно важных интересов личности и общества от аварий на опасных производственных объектах и последствий указанных аварий.
В соответствии с пунктом 1 статьи 3 Закона N 116-ФЗ требования промышленной безопасности - это условия, запреты, ограничения и другие обязательные требования, содержащиеся в настоящем Федеральном законе, других федеральных законах, принимаемых в соответствии с ними нормативных правовых актах Президента Российской Федерации, нормативных правовых актах Правительства Российской Федерации, а также федеральных нормах и правилах в области промышленной безопасности.
В соответствии с пунктом 1 статьи 2 Закона о промышленной безопасности опасными производственными объектами в соответствии с данным Законом являются предприятия или их цехи, участки, площадки, а также иные производственные объекты, указанные в Приложении 1 к названному Закону.
В соответствии с пп. в) п. 1 Приложения 1 Закона промышленной безопасности к категории опасных производственных объектов относятся объекты, на которых:
1) получаются, используются, перерабатываются, образуются, хранятся, транспортируются, уничтожаются в указанных в Приложении 2 к настоящему Федеральному закону количествах опасные вещества следующих видов:
в) горючие вещества - жидкости, газы, способные самовозгораться, а также возгораться от источника зажигания и самостоятельно гореть после его удаления.
В соответствии с пп. 2 п. 4 Приложения 2: для газораспределительных станций, сетей газораспределения и сетей газопотребления устанавливаются следующие классы опасности: III класс опасности - для опасных производственных объектов, предназначенных для транспортировки природного газа под давлением свыше 0,005 мегапаскаля до 1,2 мегапаскаля включительно или сжиженного углеводородного газа под давлением свыше 0,005 мегапаскаля до 1,6 мегапаскаля включительно.
В соответствии с требованиями промышленной безопасности, содержащимися в пункте 1 статьи 9 Закона о промышленной безопасности, организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана, в том числе, соблюдать положения данного Закона, других федеральных законов, принимаемых в соответствии с ними нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации, а также федеральных норм и правил в области промышленной безопасности; организовывать и осуществлять производственный контроль за соблюдением требований промышленной безопасности; заключать договор обязательного страхования гражданской ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте.
В соответствии с ч. 1 ст. 13 Федерального закона N 116-ФЗ экспертизе промышленной безопасности подлежат: здания и сооружения на опасном производственном объекте, предназначенные для осуществления технологических процессов, хранения сырья или продукции, перемещения людей и грузов, локализации и ликвидации последствий аварий.
Согласно пунктам 4, 6 ФНИП "Правил безопасности сетей газораспределения и газопотребления", утвержденных приказом Ростехнадзора от 15.12.2020 N 531, "Эксплуатация, включая ремонт и техническое перевооружение, консервация и ликвидация сетей газораспределения и газопотребления должны осуществляться в соответствии с требованиями Федерального закона "О промышленной безопасности, опасных производственных объектов", Технического регламента о безопасности сетей газораспределения и газопотребления, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2010 N 870 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2010, N 45, статья 5853; 2011, N 26, статья 3819), и Правил. Организации, осуществляющие эксплуатацию сетей газораспределения и газопотребления, кроме требований, предусмотренных Федеральным законом "О промышленной безопасности опасных производственных объектов", должны: - выполнять комплекс мероприятий, включая мониторинг, техническое обслуживание, ремонт и аварийно-диспетчерское обеспечение сетей газораспределения и газопотребления, обеспечивающих содержание сетей газораспределения и газопотребления в исправном и безопасном состоянии".
В соответствии с подпунктами б), г) пункта 70 Технического регламента о безопасности сетей газораспределения и газопотребления, утвержденных Постановлением правительства РФ от 29 октября 2010 N 870, при эксплуатации надземных газопроводов эксплуатирующая организация должна обеспечить мониторинг и устранение перемещения газопроводов за пределы опор, повреждения и изгиба опор, нарушающих безопасность газопровода.
В соответствии с пунктом 5 ФНИП "Правила проведения экспертизы промышленной безопасности", утвержденных приказом Ростехнадзора от 20.10.2020 N 420, зарегистрированных в Минюсте России 11.12.2020, рег. N 61391, "Здания и сооружения на опасном производственном объекте, предназначенные для осуществления технологических процессов, хранения сырья или продукции, перемещения людей и грузов, локализации и ликвидации последствий аварий, подлежат экспертизе: - в случае отсутствия проектной документации, либо отсутствия в проектной документации данных о сроке эксплуатации здания или сооружения".
Как следует из материалов дела, в рамках административного расследования, административным органом установлено, что на основании договора аренды муниципального имущества N 18/04 от 01.11.2004 и дополнительного соглашения от 01.07.2007 к договору аренды N 18/04 от 01.11.2004, Администрация Екатериновского муниципального района передала муниципальное имущество в эксплуатацию Акционерному обществу "Газпром газораспределение Саратовская область", согласно приложению N 1: "Сеть газоснабжения, в том числе, межпоселковая Екатериновского района Саратовской области"(рег. N А51-01199-0025, дата рег. 09.08.2000, III класса опасности), в состав которой входит надземный газопровод низкого давления 159-25 мм, расположенный по адресу: Саратовская область, Екатериновский район, с. Альшанка, ул. Заречная, в государственном реестре опасных производственных объект зарегистрирована за Акционерным обществом "Газпром газораспределение Саратовская область".
АО "Газпром газораспределение Саратовская область" эксплуатирует указанный объект.
Постановлением Правительства РФ от 29 октября 2010 N 870 утвержден Технический регламент о безопасности сетей газораспределения и газопотребления" в пункте 7 "Основные понятия" которого, даны следующие определения:
- "сеть газораспределения" - единый производственно-технологический комплекс, включающий в себя наружные газопроводы, сооружения, технические и технологические устройства, расположенные на наружных газопроводах, и предназначенный для транспортировки природного газа от отключающего устройства, установленного на выходе из газораспределительной станции, до отключающего устройства, расположенного на границе сети газораспределения и сети газопотребления (в том числе, сети газопотребления жилых зданий);
- "сеть газопотребления" - единый производственно-технологический комплекс, включающий в себя наружные и внутренние газопроводы, сооружения, технические и технологические устройства, газоиспользующее оборудование, размещенный на одной производственной площадке и предназначенный для транспортировки природного газа от отключающего устройства, расположенного па границе сети газораспределения и сети газопотребления, до отключающего устройства перед газоиспользующим оборудованием.
При идентификации объектов в качестве сети газораспределения и сети газопотребления необходимо учитывать, что каждая из указанных сетей является единым производственно-технологическим комплексом, включающим в себя соответствующие газопроводы, сооружения, технические и технологические устройства, газоиспользующее оборудование, и представляет собой единый производственно-технологический объект.
Материалами дела установлено, что опасный производственный объект "Сеть газоснабжения, в том числе, межпоселковая Екатериновского района Саратовской области" был внесен в государственный Реестр ОПО, в состав которого входит, в том числе, надземный газопровод низкого давления 159-25 мм, общей протяженностью 12240 м.
Следовательно, данный газопровод является неотъемлемой частью единого опасного производственного объекта, который нельзя оценивать по раздельности.
Согласно пункту 10 Технического регламента, сеть газораспределения идентифицируется именно так, если транспортирует природный газ по территории населенного пункта, а сеть газопотребления идентифицируется, если транспортирует природный газ к газоиспользующему оборудованию газифицируемых зданий и газоиспользующему оборудованию вне зданий.
Согласно пункту 7 Технического регламента о безопасности сетей газораспределения и газопотребления, в состав сети газораспределения входят только наружные газопроводы и сооружения, технические и технологические устройства, расположенные на наружных газопроводах. В состав сети газопотребления входят помимо наружных газопроводов также внутренние газопроводы, сооружения, технические и технологические устройства, газоиспользующее оборудование.
В соответствии с Федеральным законом от 21.07.1997 N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" к опасным производственным объектам не относятся: работающие под давлением природного газа или сжиженного углеводородного газа до 0,005 МПа включительно сети газораспределения и сети газопотребления.
Объекты, включая межпоселковые газопроводы и сети газораспределения населенных пунктов с давлением свыше 0,005 МПа, находящиеся на балансе газораспределительной организации или иной организации, до точки разграничения балансовой принадлежности в соответствии с Правилами подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям газораспределения, утвержденными постановлением Правительства РФ от 15.04.2014 N 1314, до границы давлений в ГРП, ГРУ, ГРПШ и других редуцирующих устройствах, являются опасными производственными объектами независимо от количества находящегося в них газа и формы собственности.
При этом сети газораспределения и сети газопотребления подпадают под критерии опасного производственного объекта при наличии оборудования, работающего под давлением природного и сжиженного углеводородного газа свыше 0,005 МПа, даже если в составе опасного производственного объекта имеется оборудование, работающее под давлением природного и сжиженного углеводородного газа 0,005 МПа и ниже.
Как следует из материалов дела, в состав опасного производственного объекта "Сеть газоснабжения, в том числе межпоселковая Екатериновского района Саратовской области" (рег. N А51-01199-0025, дата рег. 09.08.2000, III класса опасности) входят, в том числе, подземные газопроводы высокого давления.
Требования промышленной безопасности, содержащиеся в части 1 статьи 9 Федерального закона от 21.07.1997 N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов", не могут не распространяться на указанный выше объект.
Следовательно, Обществом эксплуатируется сеть газоснабжения, в состав которой входят газопроводы свыше 0,005 МПа, относящиеся к ОПО 3 класса опасности и зарегистрированы в реестре ОПО.
Довод заявителя жалобы о том, что спорные объекты имеют в качестве характеристики давление ниже 0,005 МПа и на него не распространяются требования промышленной безопасности опасных производственных объектов, судом апелляционной инстанции отклоняется.
Суд первой инстанции пришел к верному выводу о том, что спорный газопровод не может быть рассмотрен в разрыве от единого производственно-технологического комплекса, в состав которого входят объекты, относящиеся к единому ОПО, до внесения соответствующих изменений Ростехнадзором в реестр ОПО.
При указанных обстоятельствах, доводы Общества о том, что спорный объект не является ОПО, подлежат отклонению как необоснованные.
Доводы Общества о том, что ОПО находится у Общества в аренде, собственником объекта является Администрация Екатериновского муниципального района, являлись предметом рассмотрения суда первой инстанции и правомерно отклонены.
В соответствии с п. 1.4 договора аренды муниципального имущества N 18/04 от 01.11.2004, заключенного с Администрацией ОМО Екатериновского района с момента вступления настоящего Договора в силу все права и обязанности по техническому обслуживанию и ремонту сдаваемого в аренду имущества переходят к Арендатору.
Согласно п. 2.3.4 договора арендатор обязан производить за свой счет текущий ремонт арендуемого имущества в пределах средств, предусмотренных в тарифе, с предоставлением соответствующих документов, подтверждающих произведенные затраты.
Административным органом установлено, что работы по устранению повреждений и отклонений от проектной оси опор надземного газопровода низкого давления о 159-25 мм и восстановление опор в количестве 38 шт. на участке по адресу: Саратовская область, Екатериновский район, с. Альшанка, ул. Заречная, Обществом не проведены. Эксплуатация ОПО производится без подтверждения срока безопасной эксплуатации, проектная документация с назначенным сроком службы отсутствует, экспертиза промышленной безопасности не проводилась.
Обязанность по соблюдению требований промышленной безопасности возложена на организацию, эксплуатирующую опасный производственный объект.
Судом апелляционной инстанции установлено, что спорные объекты зарегистрированы в реестре ОПО за Акционерным обществом "Газпром газораспределение Саратовская область", в связи с чем, Общество, эксплуатирующее указанные объекты, в соответствии со ст.9 Закона N 116-ФЗ обязано соблюдать положения настоящего Федерального закона, других федеральных законов, принимаемых в соответствии с ними нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации, а также федеральных норм и правил в области промышленной безопасности, а именно выполнять комплекс мероприятий, включая мониторинг, техническое обслуживание и ремонт сети газопотребления, обеспечивающих содержание сети газопотребления в исправном и безопасном состоянии, комплекс мероприятий, включая мониторинг, техническое обслуживание, ремонт и аварийно-диспетчерское обеспечение сети газопотребления в составе опасного производственного объекта.
Таким образом, с учётом изложенного, суд апелляционной инстанции пришёл к выводу, что материалами дела подтверждены установленные административным органом и судом нарушения ПАО "Газпром газораспределение Саратовская область" перечисленных требований Закона о промышленной безопасности, а также Правил N 531, Правил N 870
Суд первой инстанции пришёл к правильному выводу о наличии события административного правонарушения.
В силу части 1 статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
В соответствии с частью 2 статьи 2.1 КоАП РФ следует, что юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Доказательств принятия Обществом всех необходимых и достаточных мер, направленных на соблюдение вышеприведенных требований, наличия обстоятельств, объективно препятствующих этому, в материалы дела не представлено.
Вина Общества во вменяемом нарушении установлена и доказана материалами дела.
В действиях ПАО "Газпром газораспределение Саратовская область" имеется состав административного правонарушения по ч.1 ст. 9.1 КоАП РФ, в связи с чем, Общество обоснованно привлечено к административной ответственности по части 1 статьи 9.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Процедура привлечения к административной ответственности проверена судами обеих инстанций. Существенных нарушений не допущено.
Довод апелляционной жалобы о том, что административным органом при проведении проверки нарушены требования Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Закон N 294-ФЗ), апелляционной коллегией отклоняется ввиду следующего.
В соответствии со ст. 16 Федерального закона от 21.07.1997 N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" федеральный государственный надзор в области промышленной безопасности включает в себя осуществление уполномоченными федеральными органами исполнительной власти следующих видов деятельности: деятельности, направленной на предупреждение, выявление и пресечение нарушений осуществляющими деятельность в области промышленной безопасности, юридическими лицами, их руководителями и иными должностными лицами, индивидуальными предпринимателями, их уполномоченными представителями требований, установленных Федеральным законом от 21.07.1997 N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов", другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами РФ в области промышленной безопасности, посредством организации и проведения проверок, принятия мер по пресечению, предупреждению и (или) устранению выявленных нарушений; деятельности по систематическому наблюдению за исполнением обязательных требований, анализу и прогнозированию состояния исполнения обязательных требований при осуществлении юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями своей деятельности.
Таким образом, федеральный государственный надзор в области промышленной безопасности состоит из трех составляющих:
- проведения проверки;
-принятия мер по пресечению и устранению последствий выявленных нарушений;
- мониторинга (наблюдения, анализа, прогнозирования).
В рамках федерального государственного надзора в области промышленной безопасности опасных производственных объектов осуществляются:
- контроль и надзор за соблюдением требований промышленной безопасности при проектировании, строительстве, эксплуатации, консервации и ликвидации опасных производственных объектов, изготовлении, монтаже, наладке, обслуживании и ремонте технических устройств, применяемых на опасных производственных объектах, транспортировании опасных веществ на опасных производственных объектах;
-лицензионный контроль (в рамках лицензирования деятельности по проведению экспертизы промышленной безопасности; лицензирования эксплуатации взрывопожароопасных производственных объектов; лицензирования производства маркшейдерских работ; лицензирования эксплуатации химически опасных производственных объектов);
-постоянный государственный надзор за отдельными опасными производственными объектами.
В силу части 3 статьи 1 Закона N 294-ФЗ положения настоящего закона, устанавливающие порядок организации и проведения проверок, не применяются к действиям государственных органов, связанным с проведением административного расследования.
Закон N 294-ФЗ имеет иные цели и сферу применения, не может применяться непосредственно к отношениям, связанным с привлечением к административной ответственности, и не отменяет фактическое основание наступления административной ответственности.
Выявление административного правонарушения возможно не только в ходе осуществления государственного контроля (надзора) при проведении проверок, но и в ходе непосредственного обнаружения правонарушения.
Вопросы возбуждения дела об административном правонарушения, порядка рассмотрения дела об административном правонарушении регулируются нормами КоАП РФ.
В силу пункта 1 части 1 статьи 28.1 КоАП РФ поводом к возбуждению дела об административном правонарушении является непосредственное обнаружение должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях, достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения.
Согласно части 2 статьи 28.1 КоАП РФ событие административного правонарушения фиксируется в протоколе, который в соответствии со статьей 26.2 КоАП РФ является основной формой фиксации доказательств по делам об административных правонарушениях.
Согласно пункту 3 части 1 статьи 28.1 КоАП РФ поводами к возбуждению дела об административном правонарушении являются сообщения и заявления физических и юридических лиц, а также сообщения в средствах массовой информации, содержащие данные, указывающие на наличие события административного правонарушения (за исключением административных правонарушений, предусмотренных частью 2 статьи 5.27 и статьей 14.52 настоящего Кодекса).
Административное правонарушение выявлено в ходе рассмотрения поступившей информации, в порядке статьи 28.1 КоАП РФ, а не в связи с проведением мероприятий государственного, муниципального контроля (надзора) за деятельностью юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.
Таким образом, Управление правомерно в пределах полномочий, установленных КоАП РФ, возбудило в отношении ПАО "Газпром газораспределение Саратовская область дело об административном правонарушении по части 1 статьи 9.1 Кодекса и составило протокол об административном правонарушении.
Учитывая, что в данном случае поводом для возбуждения дела об административном правонарушении послужило непосредственное обнаружение административным органом факта (события) административного правонарушения, в связи с чем, был составлен протокол об административном правонарушении, суд апелляционной инстанции считает, что в рассматриваемом случае к спорным правоотношениям положения Закона N 294-ФЗ не применимы
Суд первой инстанции сделал правильный вывод об отсутствии оснований для признания вменённого правонарушения малозначительным и применения статьи 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Оснований для переоценки данного вывода суда первой инстанции не имеется.
Невыполнение требований промышленной безопасности при эксплуатации опасного производственного объекта само по себе создает непосредственную угрозу жизни и здоровью людей.
При определении меры наказания административным органом учтены все обстоятельства, перечисленные в статьях 4.1, 4.2 и 4.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Наказание в виде административного штрафа в размере 250 000 руб. назначено в размере, предусмотренном санкцией ч.1 ст. 9.1 КоАП РФ.
Административный орган в обоснование размера штрафа сослался на отягчающее обстоятельство, а именно: привлечение к административной ответственности ПАО "Газпром газораспределение Саратовская область" по части 1 статьи 9.1 КоАП РФ постановлением от 13.10.2020 N 0000-898-203-Ю, постановлением от 13.10.2020 N 0000-906-204-Ю, постановлением от 03.12.2020 N 0000-906-229-Ю.
В материалы дела административным органом также представлены постановления о привлечении заявителя к административной ответственности от 31.01.2019 N 4684-Р/906-501-Ю, от 31.01.2019 N 4684-Р/906- 500-Ю.
В апелляционной жалобе Общество ссылается на то, что на момент вынесения оспариваемого постановления не имелось вступивших в законную силу постановлений о привлечении Общества к административной ответственности по ст. 9.1 КоАП РФ (постановлением от 03.12.2020 N 0000-906-229-Ю Общество освобождено от административной ответственности по ст. 2.9 КоАП РФ, постановление от 13.10.2020 N 0000-898-203-Ю вступило в силу 25.05.2021 г., постановление от 13.10.2020 N 0000-906-204-Ю вступило в силу 06.05.2021 г.).
Судом первой инстанции верно установлено, что как на момент совершения административного правонарушения, так и на момент вынесения оспариваемого по настоящему делу постановления от 13.10.2020 N 0000-898-203-Ю, N 0000-906-204-Ю не вступили в законную силу, поскольку обжалованы обществом в арбитражном суде (дела N А57-20632/2020 и N А57-20629/2020).
Вместе с тем, судом учтено, что имеются постановления от 31.01.2019 N 4684-Р/906- 501-Ю (вступило в законную силу 24.12.2019) и N 4684-Р/906- 500-Ю (вступило в законную силу 21.01.2020), поскольку оплата по ним согласно пояснениям заявителя была осуществлена в 2021 году, а лицо продолжает быть подвергнутым наказанию до истечения одного года со дня окончания исполнения данного постановления.
Судом апелляционной инстанции учтено, что административный штраф назначен административным органом в пределах санкции ч.1 ст. 9.1 КоАП РФ, с учетом всех обстоятельств по делу.
Апелляционная инстанция не усматривает оснований для снижения размера штрафа, назначенного административным органом, до 200000 руб., так как требования законодательства в области промышленной безопасности направлены на поддержание состояния защищенности жизненно важных интересов личности и общества от аварий на опасных производственных объектах и последствий указанных аварий, сам факт несоблюдения которых создает существенную угрозу охраняемым общественным отношениям.
В апелляционной жалобе Общество указывает на наличие оснований для снижения штрафа ниже низшего предела.
Суд апелляционной инстанции исходит из следующего.
Согласно п. 3.2, п. 3.3 ст. 4.1 КоАП РФ при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса либо соответствующей статьей или частью статьи закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей.
При назначении административного наказания в соответствии с частью 3.2 настоящей статьи размер административного штрафа не может составлять менее половины минимального размера административного штрафа, предусмотренного для юридических лиц соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса либо соответствующей статьей или частью статьи закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях.
Исходя из смысла части 3.2 статьи 4.1 КоАП РФ, определяющее значение для решения вопроса о возможности назначения административного наказания ниже низшего предела является наличие исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями.
В Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 15 сентября 2015 года N 1828-О указано, что поскольку административное наказание является средством государственного реагирования на совершенное административное правонарушение и как таковое применяется в целях предупреждения совершения новых административных правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами, установленные данным Кодексом размеры административных штрафов должны соотноситься с характером и степенью общественной опасности административных правонарушений и обладать разумным сдерживающим эффектом, необходимым для обеспечения соблюдения находящихся под защитой административно-деликтного законодательства запретов. В противном случае применение административного наказания не будет отвечать предназначению государственного принуждения в правовом государстве, которое должно заключаться главным образом в превентивном использовании соответствующих юридических средств (санкций) для защиты прав и свобод человека и гражданина, а также иных конституционно признанных ценностей.
Суд апелляционной инстанции полагает, что назначение обществу административного наказания ниже низшего предела не будет отвечать указанным выше целям.
Существенная угроза охраняемым общественным отношениям заключается в пренебрежительном отношении Общества к исполнению своих правовых обязанностей. Общество осуществляет эксплуатацию объекта с повреждениями и отклонениями от проектной оси опор надземного газопровода низкого давления 159-25 мм и в отсутствие опор в количестве 38 шт., в связи с чем, имеет место угроза причинения вреда жизни или здоровью граждан, окружающей среде, жизни и здоровью животных и растений.
Каких-либо исключительных обстоятельств, послуживших причиной совершения Обществом административного правонарушения, судом не установлено.
Таким образом, обществом при заявлении требований о применении наказания в виде штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, не представлено достаточных и достоверных доказательств, подтверждающих исключительность обстоятельств, связанных с характером совершенного им административного правонарушения и его последствиями, не представлено доказательств тяжелого финансового положения Общества.
Апелляционная коллегия считает, что суд первой инстанции обоснованно отказал в удовлетворении заявленных требований.
Таким образом, все имеющие значение для правильного и объективного рассмотрения дела обстоятельства выяснены судом первой инстанции, всем представленным доказательствам дана правовая оценка.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не могут служить основаниями для отмены или изменения принятого решения.
Судебная коллегия считает, что оснований для отмены решения суда первой инстанции не имеется. Апелляционную жалобу следует оставить без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Саратовской области от 13 сентября 2021 года по делу N А57-7146/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объёме через арбитражный суд первой инстанции, принявший решение, в порядке, предусмотренном статьями 275-276 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Е.В. Пузина |
Судьи |
М.А. Акимова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А57-7146/2021
Истец: АО Газпром газораспределение СО, ПАО "Газпром газораспределение Саратовская область", ПАО Газпром газораспределение СО
Ответчик: Средне-Поволжское управление Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору
Третье лицо: Администрация Екатериновского МР СО, Администрация Екатериновского муниципального района Саратовской области