г. Пермь |
|
15 февраля 2024 г. |
Дело N А71-3565/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15 февраля 2024 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 15 февраля 2024 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Герасименко Т.С.,
судей Васильевой Е.В., Муравьевой Е.Ю.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Тауафетдиновой О.Р.,
при участии представителя ответчика, Анисимовой Е.В., действующей по доверенности от 10.01.2024, предъявлены паспорт, диплом;
иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу ответчика, бюджетного учреждения здравоохранения Удмуртской Республики "Городская клиническая больница N 1 Министерства здравоохранения Удмуртской Республики",
на решение Арбитражного суда Удмуртской Республики
от 01 декабря 2023 года
по делу N А71-3565/2023
по иску Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Удмуртской Республике (ИНН 1833005196, ОГРН 1021801668437)
к Бюджетному учреждению здравоохранения Удмуртской Республики "Городская клиническая больница N 1 Министерства здравоохранения Удмуртской Республики" (ИНН 1835020778, ОГРН 1021801658460)
о возмещении вреда,
УСТАНОВИЛ:
отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Удмуртской Республике (далее - истец, Отделение фонда, фонд) обратилось в Арбитражный суд Удмуртской Республики с исковым заявлением к бюджетному учреждению здравоохранения Удмуртской Республики "Городская клиническая больница N 1 Министерства здравоохранения Удмуртской Республики" (далее - ответчик, учреждение, БУЗ УР "ГКБ N 1 МЗ УР") о взыскании 6537533,71 руб. излишне понесенных расходов по выплате специальных социальных выплат.
Решением Арбитражного суда Удмуртской Республики от 01 декабря 2023 года с БУЗ УР "ГКБ N 1 МЗ УР" в пользу Отделения фонда 6537533,71 руб. излишне понесенных расходов; в доход федерального бюджета 5000 руб. государственной пошлины.
Не согласившись с принятым решением, ответчик обратился с апелляционной жалобой. В обоснование жалобы ответчик ссылается на то, что в спорный период с 01.11.2020 года по 30.09.2021 года и 22.11.2021 года по 30.04.2022 года ответчиком принимались пациенты согласно распоряжениям Минздрава Удмуртии. По мнению заявителя жалобы, судом не учтено, что в материалах дела имеются выписки из историй болезней пациентов, подтверждающие факт оказания специализированной медицинской помощи в стационарных условиях по диагностике и лечению новой коронавирусной инфекции (COVID-19).
Истец с жалобой не согласен по основаниям, изложенным в письменном отзыве на апелляционную жалобу; решение суда считает законным и обоснованным, просит оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель ответчика настаивал на доводах апелляционной жалобы, просил решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований.
Истцом заявлено ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие его представителей, что на основании части 3 статьи 156 АПК РФ не является препятствием для рассмотрения дела.
Законность и обоснованность судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 АПК РФ.
Как установлено судом и не оспаривается сторонами, должностным лицом Филиала N 1 Фонда проведена камеральная проверка полноты и достоверности сведений для осуществления территориальным органом Фонда специальной социальной выплаты медицинским и иным работникам, предусмотренных Правилами осуществления Фондом социального страхования Российской Федерации в 2020-2021годах специальной социальной выплаты медицинским и иным работникам медицинских и иных организаций (их структурных подразделений), оказывающим медицинскую помощь (участвующим в оказании, обеспечивающим оказание медицинской помощи) по диагностике и лечению новой коронавирусной инфекции (COVID-19), медицинским работникам, контактирующим с пациентами с установленным диагнозом новой коронавирусной инфекции (COVID-19), утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.10.2020 N 1762 (далее - Постановление N1762), предоставленных Учреждением за период 01.11.2020 по 30.04.2022.
В ходе проверки выявлено несоответствие сведений, представленных Учреждением в реестрах на осуществление специальной социальной выплаты, сведениям в документах, представленных Учреждением к проверке. В частности, в проверяемом периоде Учреждением представлены реестры на специальную социальную выплату медицинским работникам с проставлением кодов и стоимости нормативных смен как для работников, оказывающих медицинскую помощь (участвующим в оказании, обеспечивающих оказание медицинской помощи) по диагностике и лечению новой коронавирусной инфекции (COVID-19) по подпункту "а" пункта 2 Постановления N 1762.
При этом в ходе проверки установлено, что нормативные документы, подтверждающие отнесение Учреждения к структуре специализированных организаций диагностики и лечения COVID-19, перепрофилированных для оказания медицинской (диагностической) помощи пациентам с новой коронавирусной инфекцией COVID-19, отсутствуют, что исключает выплаты по подпункту "а" пункта 2 Постановления N 1762.
По результатам проверки составлен акт проверки медицинских и иных организаций (их структурных подразделений) о выявленных несоответствиях от 18.11.2022 N 40/1, согласно которому выявлены факты предоставления Учреждением недостоверных сведений, влияющих на право получения работником выплаты, о также факты понесенных Фондом излишних расходов.
По итогам проверки Учреждению предложено в срок до 19.01.2023 возместить расходы, излишне понесенные Фондом на специальную социальную выплату, в размере 6537533,71 руб.
22.11.2022 Учреждению направлено уведомление от 21.11.2022 N 40/1 о вызове представителя на рассмотрение материалов камеральной проверки.
По результатам рассмотрения материалов камеральной проверки, а также возражений Учреждения от 11.11.2022 N 3019 Фондом составлен протокол рассмотрения материалов камеральной проверки от 21.12.2022 N 40/1.
20.01.2023 контрольным органом вынесено уведомление N 3 об истечении срока возмещения расходов.
Невозмещение Учреждением в добровольном порядке суммы переплаты послужило основанием для обращения истца в суд с исковым заявлением.
Суд первой инстанции, руководствуясь порядком осуществления специальных социальных выплат, предусмотренным Постановлением N 1762, установив, что в спорный период учреждение оказывало специализированную помощь, не связанную с диагностикой и лечением новой коронавирусной инфекции (COVID-19), в процессе оказания которой выявлялось заболевание - новая коронавирусная инфекция (COVID-19), исковые требования удовлетворил.
Законность и обоснованность судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268, 272 АПК РФ.
Исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства, рассмотрев изложенные в апелляционной жалобе и отзыве на жалобу доводы, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
В соответствии с частью 2 статьи 72 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" Правительство Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления вправе устанавливать дополнительные гарантии и меры социальной поддержки медицинским работникам и фармацевтическим работникам за счет соответственно бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов.
На основании данной нормы Постановлением Правительства РФ от 30.10.2020 N 1762, пунктом 2, предусмотрено осуществление в период с 1 ноября 2020 г. по 31 декабря 2022 г. специальных социальных выплат за нормативную смену, определяемую как одна пятая продолжительности рабочего времени в неделю, установленной для соответствующей категории работников в организации в соответствии с законодательством Российской Федерации, следующим категориям указанных работников:
а) оказывающие медицинскую помощь (участвующие в оказании, обеспечивающие оказание медицинской помощи) по диагностике и лечению новой коронавирусной инфекции (COVID-19) в соответствии с установленным Министерством здравоохранения Российской Федерации временным порядком организации работы медицинских организаций в целях реализации мер по профилактике и снижению рисков распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19).
К данной категории отнесены в том числе врачи и медицинские работники с высшим (немедицинским) образованием, оказывающие специализированную медицинскую помощь в стационарных условиях, а также средний медицинский персонал, участвующий в оказании медицинской помощи в стационарных условиях, младший медицинский персонал, обеспечивающий оказание специализированной медицинской помощи в стационарных условиях (3880 рублей, 2430 рублей и 1215 рублей соответственно за одну нормативную смену);
б) врачи и медицинские работники с высшим (немедицинским) образованием, средний медицинский персонал, младший медицинский персонал, не оказывающие медицинскую помощь по диагностике и лечению новой коронавирусной инфекции (COVID-19), но контактирующие с пациентами с установленным диагнозом новой коронавирусной инфекции (COVID-19) при выполнении должностных обязанностей (2430 рублей, 1215 рублей, 600 рублей соответственно за одну нормативную смену).
Согласно пункту 3 Постановления N 1762, специальная социальная выплата осуществляется Фондом социального страхования Российской Федерации за счет межбюджетных трансфертов из федерального бюджета, предоставляемых бюджету Фонда социального страхования Российской Федерации, лицам, указанным в пункте 2 настоящего постановления, в соответствии с перечнем медицинских и иных организаций (их структурных подразделений) (далее соответственно - организации, перечень), который формируется в целях реализации настоящего постановления, в том числе органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья в отношении находящихся в их ведении организаций, иных организаций независимо от их организационно-правовой формы и формы собственности и взаимодействующих с ними организаций в информационном ресурсе учета информации в целях предотвращения распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19) в порядке, установленном Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.03.2020 N373 "Об утверждении Временных правил учета информации в целях предотвращения распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19)", с указанием наименования организации, идентификационного номера налогоплательщика, кода причины постановки на учет, основного государственного регистрационного номера, периода включения ее в перечень и исключения из перечня (календарный месяц).
Временный порядок организации работы медицинских организаций в целях реализации мер по профилактике и снижению рисков распространения новой коронавирусной инфекции COVID-19 утвержден приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 19.03.2020 N 198н (далее - Приказ N 198н).
Основные принципы организации медицинской помощи пациентам с острыми респираторными вирусными инфекциями среднетяжелого или тяжелого течения, тяжелыми и (или) осложненными формами гриппа и внебольничной пневмонией при подозрении на новую коронавирусную инфекцию COVID-19 в медицинских организациях и их структурных подразделениях, оказывающих медицинскую помощь в стационарных условиях, содержатся в приложении N 5 Приказа N 198н.
В соответствии с подпунктом 1.2 пункта 1 указанного приложения N 5 руководители органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья определяют медицинские организации, в том числе перепрофилированные, оказывающие медицинскую помощь пациентам с новой коронавирусной инфекцией COVID-19 в стационарных условиях.
Согласно пункту 4 приложения N 10 к Приказу N 198н, структура и штатная численность структурных подразделений медицинской организации для лечения COVID-19 устанавливаются руководителем медицинской организации (в соответствии с Временными штатными нормативами согласно Приложений N N 16, 17 соответственно).
Руководитель медицинской организации утверждает Временное штатное расписание медицинской организации и осуществляет перераспределение функциональных обязанностей медицинских работников на основании дополнительных соглашений к трудовым договорам, заключаемых в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации.
Из вышеуказанных положений следует, что осуществление специальной социальной выплаты по основанию, предусмотренному подпунктом "а" пункта 2 Постановления N 1762, производится при соблюдении совокупности условий:
1) лица должны оказывать медицинскую помощь (участвуют в оказании, обеспечивают оказание медицинской помощи) по диагностике и лечению новой коронавирусной инфекции (COVID-19) в стационарных условиях;
2) отделение, в котором трудоустроены указанные лица, должно быть перепрофилированным и созданным в установленном действующим законодательством порядке структурным подразделением, оказывающим медицинскую помощь пациентам по диагностике и лечению новой коронавирусной инфекции COVID-19 ("красная зона").
Как установлено судом и не опровергнуто учреждением, оно являлось "перепрофилированным" на основании распоряжения Министерства здравоохранения Удмуртской Республики от 24.09.2021 N 1230 "О перепрофилировании БУЗ УР "ГКБ N 1 МЗ УР" на период распространения новой коронавирусной инфекции"; главному врачу поручено БУЗ УР "ГКБ N 1 МЗ УР" развернуть 150 коек инфекционного профиля для оказания медицинской помощи пациентам с новой коронавирусной инфекцией и внебольничными пневмониями в условиях круглосуточного стационара с 01.10.2021, обеспечить внесение изменений в штатное расписание с учетом развернутых коек круглосуточного стационара.
В соответствии с указанным распоряжением главным врачом БУЗ УР "ГКБ N 1 МЗ УР" утверждено временное штатное расписание на 01.10.2021, в котором выделено подразделение для оказания медицинской помощи пациентам с новой коронавирусной инфекцией и внебольничными пневмониями (раздел 5). С работниками заключены дополнительные соглашения к трудовым договорам либо заключены срочные трудовые договоры на условиях внутреннего или внешнего совместительства.
В соответствии с распоряжением исполняющего обязанности министра здравоохранения Удмуртской Республики от 16.11.2021 N 1452 "О возобновлении оказания медицинской помощи пациентам неинфекционного профиля в БУЗ УР "ГКБ N 1 МЗ УР" главному врачу поручено приостановить госпитализацию пациентов с новой коронавирусной инфекцией и с 22.11.2021 организовать оказание медицинской помощи пациентам неинфекционного профиля.
В соответствии с указанным распоряжением главным врачом ГКБ N 1 утверждено штатное расписание на 22.11.2021, в котором отсутствует подразделение для оказания медицинской помощи пациентам с новой коронавирусной инфекцией и внебольничными пневмониями в стационарных условиях. Следовательно, временное штатное расписание БУЗ УР "ГКБ N 1 МЗ УР" на 01.10.2021 утратило силу в связи с утверждением нового.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к правильному выводу, что оказание специализированной медицинской помощи по диагностике и лечению новой коронавирусной инфекции COVID-19 в стационарных условиях в рамках перепрофилирования медицинской организации (COVID-госпиталя) осуществлялось БУЗ УР "ГКБN 1 МЗ УР" только в период с 01.10.2021 по 21.11.2021.
В периоды с 01.11.2020 по 30.09.2021 и с 22.11.2021 по 30.04.2022 распоряжений министерства здравоохранения Удмуртской Республики о перепрофилировании БУЗ УР "ГКБ N 1 МЗ УР" с целью оказания специализированной медицинской помощи по диагностике и лечению новой коронавирусной инфекции COVDD-19 в стационарных условиях не издавалось, временное штатное расписание медицинской организации для лечения COVDD-19 руководителем БУЗ УР "ГКБ N 1 МЗ УР" не утверждалось, действовали штатные расписания, в которых отсутствовало подразделение для оказания медицинской помощи пациентам с новой коронавирусной инфекцией и внебольничными пневмониями в стационарных условиях. Перераспределение функциональных обязанностей медицинских работников для лечения COVDD-19 руководителем Учреждения не производилось.
В спорный период БУЗ УР "ГКБ N 1 МЗ УР" оказывало специализированную помощь, не связанную с диагностикой и лечением новой коронавирусной инфекции (COVID-19), в процессе оказания которой выявлялось заболевание - новая коронавирусная инфекция (COVID-19).
Следовательно, специальная социальная выплата должна была производиться на основании подпункта "б" пункта 2 Постановления N 1762, на что обоснованно указал суд первой инстанции.
Таким образом, фонд правомерно рассчитал общую сумму специальных социальных выплат исходя из размера, предусмотренного подпунктом "б" пункта 2 Постановления N 1762, и пришел в связи с этим к выводу о возмещении учреждению расходов в завышенном размере.
На основании пунктов 4, 5, 6 Правил, утвержденных Постановлением N 1762, для получения специальной социальной выплаты организации направляют ежемесячно в территориальный орган Фонда по месту своего нахождения реестр работников, имеющих право на получение специальной социальной выплаты.
Реестр в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью уполномоченного лица, направляется в федеральную государственную информационную систему "Единая интегрированная информационная система "Соцстрах" Фонда организацией с использованием информационных систем, применяемых организацией для автоматизации своей деятельности, либо с помощью программного обеспечения, предоставляемого Фондом на безвозмездной основе, посредством внешних сервисов информационного взаимодействия.
Реестр формируется с указанием сведений об организации, периода, за который осуществляется специальная социальная выплата (календарный месяц), а также сведений по каждому работнику, включая категорию, должность (профессию).
Фондом осуществляется идентификация работников, указанных в реестрах, и проверка факта их трудоустройства в организации, в том числе с использованием страхового номера индивидуального лицевого счета работника в системе обязательного пенсионного страхования, посредством направления запроса в информационную систему Пенсионного фонда Российской Федерации (пункт 7).
Специальная социальная выплата осуществляется территориальным органом фонда в течение 7 рабочих дней со дня получения реестра путем перечисления на банковскую карту или счет работника (пункт 8).
Согласно пунктам 10, 12 Постановления N 1762 организация несет ответственность за представление недостоверных сведений либо сокрытие сведений, влияющих на право получения работником специальной социальной выплаты, в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Расходы, излишне понесенные фондом в связи с сокрытием или недостоверностью представленных организацией сведений, подлежат возмещению организацией в соответствии с законодательством Российской Федерации, то есть в соответствии со статьей 15 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Поскольку Фондом в рамках камеральной проверки правомерно установлено предоставление Учреждением недостоверных сведений, влияющих на право и размер получения работником специальной социальной выплаты, в связи с чем, по результатам проверки произведен перерасчет специальной социальной выплаты на основании сведений, содержащихся в табелях учета рабочего времени в отношении работников, реестров на выплату, предоставленных Учреждением, а также стоимости нормативной смены по подпункту "б" пункта 2 Постановления N 1762.
С учетом изложенного суд первой инстанции законно и обоснованно взыскал с учреждения в пользу фонда излишне понесенные расходы в сумме 6537533,71 руб.
Доводы апелляционной жалобы повторяют правовые нормы и обстоятельства, правильно установленные решением суда. По сути, ответчик настаивает на том, что для осуществления специальных выплат в размере, предусмотренном подпунктом "а" пункта 2 Постановления N 1762, достаточно самого по себе факта оказания медицинской помощи в условиях, соответствующих стационарным. Однако такие доводы не соответствуют Постановлению 1762 и утвержденному в соответствии с ним Временному порядку (приказ Минздрава России N 198н), которыми предусмотрены конкретные и непротиворечивые условия для осуществления таких выплат.
Нарушений норм материального и процессуального права, являющихся в силу статьи 270 АПК РФ, основанием для отмены судебного акта, судом первой инстанции не допущено.
Таким образом, оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены решения суда первой инстанции не имеется.
Руководствуясь статьями 176, 258, 268, 269, 271 АПК РФ, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 01 декабря 2023 года по делу N А71-3565/2023 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Удмуртской Республики.
Председательствующий |
Т.С. Герасименко |
Судьи |
Е.В. Васильева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А71-3565/2023
Истец: Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Удмуртской Республике
Ответчик: Бюджетное учреждение здравоохранения Удмуртской Республики "Городская клиническая больница N1 Министерства здравоохрания Удмуртской Республики"