г. Киров |
|
29 октября 2021 г. |
Дело N А17-9786/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 26 октября 2021 года.
Полный текст постановления изготовлен 29 октября 2021 года.
Второй арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Овечкиной Е.А.,
судей Горева Л.Н., Чернигиной Т.В.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Суворовой О.С.,
при участии в судебном заседании посредством видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Ивановской области:
представителя истца Люкшиновой М.Е. по доверенности от 30.03.2021 (до перерыва),
представителя ответчика Беденко Т.И. по доверенности от 06.05.2021,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Региональный оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами"
на решение Арбитражного суда Ивановской области от 10.08.2021 по делу N А17-9786/2020
по иску общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Первая" (ОГРН 1183702016937, ИНН 3702205283)
к обществу с ограниченной ответственностью "Региональный оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами" (ОГРН 1113704000585, ИНН 3704005843)
о возмещении убытков,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Первая" (далее - истец, Управляющая компания, ООО "УК "Первая") обратилось в Арбитражный суд Ивановской области с иском к обществу с ограниченной ответственностью "Региональный оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами" (далее - ответчик, заявитель, региональный оператор, Регоператор, Общество, ООО "Региональный оператор по обращению с ТКО") о взыскании 3 500 рублей 00 копеек убытков, а также расходов по уплате государственной пошлины.
Исковые требования основаны на положениях статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), статей 39, 161, 162 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ), статей 1, 13.4, 24.6 Федеральный закон от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон N 89-ФЗ), пункта 148(30) предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354), пункта 26(1) Минимального перечня услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.2013 N 290, пункта 3 Правил осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.05.2013 N 416 (далее - Правила N 416), пункта 3 Правил определения нормативов накопления твердых коммунальных отходов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.04.2016 N 269 (далее - Правила N 269), пунктов 2, 9, 10, 11, 12 Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 N 1156 (далее - Правила N 1156), Пунктов 2, 10, 11 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Постановления Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 (далее - Правила N 491), пункта 3.7.1 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплекту от 27.09.2003 N 170 (далее - Правила и нормы N 170), Федерального классификационного каталога отходов, утвержденного Приказом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 22.05.2017 N 242 (далее - Федеральный каталог отходов, ФККО), пункта 6.3 СанПиН 42-128-4690-88. Санитарные правила содержания территорий населенных мест, разъяснениях Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" (далее - Постановление N 25) и мотивированы ненадлежащим исполнением Регоператором обязательств по вывозу твердых коммунальных отходов (далее также - ТКО), в результате чего Управляющей компанией были понесены затраты на вывоз ТКО посредством заключения соответствующего договора с третьим лицом.
Решением Арбитражного суда Ивановской области от 10.08.2021 исковые требования удовлетворены.
Суд первой инстанции указал, что вывоз ТКО с придомовых территорий должен осуществлять региональный оператор, при таких обстоятельствах невыполнение региональным оператором своих обязательств причинило истцу убытки в виде дополнительно понесенных расходов, направленных на восстановление его права, возмещение которых должно быть возложено на ответчика.
Регоператор с принятым решением суда не согласен, обратился во Второй арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение Арбитражного суда Ивановской области отменить, отказать в удовлетворении исковых требований Управляющей компании.
По мнению заявителя жалобы, решение суда первой инстанции принято при неправильном применении норм материального права, выводы суды не соответствуют материалам дела. Регоператор полагает, что навалы ветвей деревьев не являются ТКО, ссылается на Приказ Департамента жилищно-коммунального хозяйства Ивановской области от 22.09.2016 N 140, которым утверждена Территориальные схемы обращения с отходами, в том числе и твердыми коммунальными отходами Ивановской области в 2016-2031 гг., согласно которой размещение листвы, ветвей деревьев и кустарника, порубочных материалов в контейнерах для ТКО запрещено, их сбор и дальнейшее обращение организуется органами местного самоуправления и управляющими компаниями; указывает, что у Регоператора отсутствует обязанность в рамках установленного единого тарифа обеспечивать обращение с ТКО, которые не были учтены при определении норматива накопления ТКО, не является услугой по обращению с ТКО и должна быть оплачена ответчиком по нерегулируемой цене. Региональный оператор полагает, что услуга по вывозу растительных отходов входит в состав работ, связанных с содержанием общего имущества многоквартирного жилого дома (далее также - МКД) и оплачивается собственниками помещений МКД вносимой ими платой за содержание. Ответчик ссылается на ответ общества с ограниченной ответственностью "Чистое поле-Иваново" из которого следует, что на полигон отходы от индивидуального предпринимателя Потягина Александра Юрьевича (далее - ИП Потягин А.Ю.), с которым истец заключил договор возмездного оказания услуг от 28.09.200 (далее - договор услуг, договор от 28.09.2020), или Кокурина Алексея Александровича, с которым ИП Потягин А.Ю. заключил договор возмездного оказания услуг от 01.06.2020 (далее - договор от 01.06.2020) не поступали, в виду чего факт причинения убытков считает не нашедшим своего подтверждения.
Управляющая компания представила отзыв на апелляционную жалобу и дополнительные пояснения к нему, с требованиями Регоператора не согласилась, полагает, что доводы жалобы основаны на неверном толковании норм права, не соответствуют фактическим обстоятельствам дела. Истец настаивает на том, что ветки относятся к ТКО, возражает по доводам жалобы, просит оставить решение Арбитражного суда Ивановской области без изменения, а жалобу - без удовлетворения. Также ООО "УК "Первая" ходатайствовало о приобщении к материалам дела договора управления многоквартирным домом N 38 по пр. Строителей г. Иваново от 11.11.2019, договора управления многоквартирным домомN 70 по пр. Тестильщиков г. Иваново от 30.11.2019, которые суд апелляционной инстанции полагает возможным приобщить к материалам дела в порядке части 2 статьи 268 АПК РФ и разъяснений Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.06.2020 N 12 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде апелляционной инстанции" (далее - Постановление N 12), учитывая имеющиеся в деле протоколы внеочередных общих собраний собственников помещений в МКД, а также с учетом озвученных в ходе судебного заседания доводов сторон и вопросов со стороны апелляционного суда.
Определение Второго арбитражного апелляционного суда о принятии апелляционной жалобы к производству вынесено 22.09.2021 и размещено в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" 23.09.2021 в соответствии с абзацем 2 части 1 статьи 122 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ). На основании указанной нормы стороны надлежащим образом уведомлены о рассмотрении апелляционной жалобы.
В судебном заседании 19.10.2021 в порядке статьи 163 АПК РФ объявлялся перерыв до 26.10.2021.
Определением Второго арбитражного апелляционного суда от 25.10.2021 на основании статьи 18 АПК РФ в составе суда произведена замена судьи Малых Е.Г., в связи с сего нахождением в отпуске, на судью Чернигину Т.В.
Представитель заявителя жалобы, участвовавший до перерыва в судебном заседании посредством видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Ивановской области, доводы апелляционной жалобы поддержал в полном объеме. После перерыва явку не обеспечил.
Представитель истца, также участвовавший в судебном заседании, поддержал свою позицию, изложенную в отзыве на апелляционную жалобу и дополнениях к нему.
В соответствии со статьями 156, 163 АПК РФ судебное заседание после перерыва продолжено, а апелляционная жалоба рассмотрена без участия представителя ООО "Региональный оператор по обращению с ТКО".
Законность решения Арбитражного суда Ивановской области проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 АПК РФ.
Как следует из материалов дела, ответчик является региональным оператором, осуществляющим деятельность по обращению с ТКО на территории Ивановской области с 01.07.2017.
МКД N 38 по проспекту Строителей и N 70 по проспекту Текстильщиков г. Иванова включены в перечень домов, находящихся под управлением ООО "УК "Первая".
На основании решений собственников МКД N 38, 70, оформленных протоколами от 20.11.2018 N 1-2018, от 17.12.2018, между собственниками помещений МКД и Регоператором заключены договоры на оказание услуг по обращению с ТКО.
17.09.2020 Управляющей компанией совместно с представителем Регоператора по вышеназванным адресам составлены акты о нарушении со стороны Общества взятых на себя обязательств в виде невывоза веток, складированных в отсеке для крупногабаритных отходов (далее - КГО) контейнерной площадки. Регоператор с фактом нарушения не согласен, полагая, что ветки не являются ТКО, с связи с чем растительный мусор вывозить не стал.
Управляющая компания 28.09.2020 заключила договор услуг с ИП Потягиным А.Ю. (исполнитель), по условиям которого исполнитель обязуется оказать услуги по вывозу веток с контейнерных площадок по адресу г. Иваново, пр. Строителей 38 в объеме 2 куб.м., пр. Текстильщиков 70 в объеме 3 куб.м., а заказчик обязуется оплатить оказанные услуги (пункт 1 договора услуг).
Стоимость услуг составляет 3 500 рублей 00 копеек (пункт 3.1 договора услуг).
В свою очередь в рамках договора от 23.10.2018 N 4568/749-18, заключенного ИП Потягиным А.Ю. с муниципальным унитарным предприятием "Специализированная автобаза жилищного хозяйства города Иванова", последнее обязалось оказать услуги по захоронению растительных отходов на Мало-Ступкинском полигоне ТБО.
Платежным поручением от 21.10.2020 N 735 ООО "УК "Первая" оплатило ИП Потягину ПА.Ю. оказанные им услуги в сумме 3 500 рублей 00 копеек на основании подписанного акта от 02.10.2020 и выставленного счета от 02.10.2020.
Управляющая компания обратилась к Регоператору с претензией от 23.10.2020 N 01-25/1457 с требованием о возмещении расходов по вывозу веток с площадки накопления ТКО.
Регоператор в ответе на претензию от 09.11.2020 N и-8877 указал, что отходы, образующиеся в процессе содержания зеленых насаждений не соответствуют определению ТКО, так как являются отходами, образованными вне жилых помещений, в виду чего требования Управляющей компании не подлежат удовлетворению.
Данные обстоятельства послужили основанием для обращения Управляющей компании в суд с иском.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, заслушав представителей сторон, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
В соответствии с Федеральным каталогом отходов в тип "Отходы коммунальные, подобные коммунальным на производстве, отходы при предоставлении услуг населению" (код 7 30 000 00 00 0) включены следующие группы, включающие виды отходов, относящиеся к твердым коммунальным отходам - 7 31 300 00 00 0 Растительные отходы при уходе за газонами, цветниками, древесно-кустарниковыми посадками, относящиеся к твердым коммунальным отходам: 7 31 300 01 20 5 - растительные отходы при уходе за газонами, цветниками, 7 31 300 02 20 5 - растительные отходы при уходе за древесно-кустарниковыми посадками.
Категории "Растительные отходы при уходе за газонами, цветниками", "Растительные отходы при уходе за древесно-кустарниковыми посадками" отнесены к типу отходов "Отходы коммунальные, подобные коммунальным на производстве и при предоставлении услуг населению" (код 73000000000), подтипу "Отходы коммунальные твердые" (код 73100000000), группе "Растительные отходы при уходе за газонами, цветниками, древесно-кустарниковыми посадками, относящиеся к твердым коммунальным отходам" (73130000000).
Правилами N 269 установлен порядок определения нормативов накопления ТКО, включающий в себя процедуры сбора, анализа и расчета данных о массе и объеме накапливаемых отходов с учетом их сезонных изменений.
На основании пункта 3 Правил N 269 в целях определения нормативов накопления ТКО в составе отходов учитываются также отходы, образующиеся при уборке придомовой территории.
В силу пункта 16 Правил N 491 надлежащее содержание общего имущества многоквартирного дома обеспечивается собственниками помещений путем заключения договора с управляющей организацией, либо товариществом собственников жилья, жилищным, жилищно-строительным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом.
В силу указания, содержащегося в части 2.2 статьи 161 ЖК РФ, при управлении многоквартирным домом жилищным кооперативом, указанный кооператив несет ответственность за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах.
Согласно части 8 статьи 155 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме, осуществляющие непосредственное управление таким домом, вносят плату за жилое помещение и коммунальные услуги в соответствии с договорами, заключенными с лицами, осуществляющими соответствующие виды деятельности.
В соответствии с частью 2.3 статьи 161 ЖК РФ при управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме.
В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 36 ЖК РФ собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме, в том числе, земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства, иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома и расположенные на указанном земельном участке объекты.
На основании пункта 3.6.1 Правил и норм N 170 организации по обслуживанию жилищного фонда должны производить уборку площадок, садов, дворов, дорог, тротуаров, дворовых и внутриквартальных проездов.
Согласно пункту 3.7.1 Правил и норм N 170 организации по обслуживанию жилищного фонда обязаны обеспечивать: своевременную уборку территории и систематическое наблюдение за ее санитарным состоянием; организацию вывоза отходов и контроль за выполнением графика удаления отходов; содержание в исправном состоянии контейнеров и мусоросборников для отходов без переполнения и загрязнения территории.
Согласно ГОСТ Р 56195-2014 "Национальный стандарт Российской Федерации. Услуги жилищно-коммунального хозяйства и управления многоквартирными домами. Услуги содержания придомовой территории, сбор и вывоз бытовых отходов. Общие требования" (утвержден и введен в действие с 01.07.2015 Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 27.10.2014 N 1447-ст) в перечень работ по уборке придомовой территории в летний период, в том числе входит надлежащий уход за зелеными насаждениями в соответствии с технологиями ухода и инструкцией по их содержанию, проведение в случае необходимости санитарной или омолаживающей обрезки. При этом вырубка, обрезка и пересадка зеленых насаждений проводятся в соответствии с действующим в муниципальном образовании порядком, на территории которого находится МКД. Порубочные остатки (кряжи, ветви), образовавшиеся в результате проведения работ по валке, корчевке и обрезке деревьев и кустарников, вывозятся после окончания работ исполнителем работ.
Согласно письму Департамента энергетики и тарифов Ивановской области от 09.06.2021 N ИСХ-1254-018/9-19, данному в ответ на запрос Регионального оператора, нормативы накопления ТКО, установленные постановлением Департамента энергетики и тарифов Ивановской области от 20.02.2017 N 133-н/1, рассчитаны в соответствии с Правилами N 269 и Методическими рекомендациями по вопросам, связанным с определением нормативов накопления твердых коммунальных отходов, утвержденными Приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации России от 28.07.2016 N 524/пр, в соответствии с пунктом 3 которых Департамент энергетики и тарифов Ивановской области определил нормативы накопления ТКО на основании информации, предоставленной органами местного самоуправления по результатам сезонных замеров накопления ТКО. Также Департамент энергетики и тарифов Ивановской области сослался на пункты 3, 9, 11 Правил N 269, указав, что отходы, образующиеся при уборке придомовой территории, которые могли быть складированы в контейнеры или полиэтиленовые мешки в период проведения замеров, учтены в результатах замеров. Однако со ссылкой на разъяснения Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации спорные отходы не относятся к ТКО. Также Департамент энергетики и тарифов Ивановской области указал, что приказами Департамента жилищно-коммунального хозяйства Ивановской области от 22.09.2016 N 140 и от 30.11.2020 N 200 утверждены Территориальные схемы обращения с отходами, в том числе и с твердыми коммунальными отходами на период 2016-2031 годы, в которых указано, что размещение листвы, ветвей деревьев и кустарника, порубочных материалов в контейнерах ТКО запрещено. Их сбор и дальнейшее обращение организуется органами местного самоуправления и управляющими компаниями.
Между тем, установление отдельного норматива накопления ТКО для растительных отходов при уходе за древесно-кустарниковыми посадками Правилами N 269 не предусмотрено. Применение неутвержденных нормативов накопления ТКО при начислении платы за коммунальную услугу по обращению с ТКО Правилами N 354 не предусмотрено.
Исходя из изложенного, суд первой инстанции правомерно заключил, что Регоператор обязан вывозить отходы, образовавшиеся от уборки придомовых территорий, на основании договора на оказание услуги по обращению с ТКО по утвержденному единому тарифу.
Согласно пункту 6.1 соглашения об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Ивановской области, заключенного между Департаментом жилищно-коммунального хозяйства Ивановской области и ООО "Региональный оператор по обращению с ТКО" в обязанности регионального оператора входи создание условий для собора ТКО на контейнерных площадках, предусмотренных Территориальной схемой, с последующим размещением отходов на объектах, включенных в государственный реестр объектов размещения отходов.
В силу статей 8, 307, 309 и 310 ГК РФ обязательства, возникающие, в том числе, из договоров и иных сделок, предусмотренных законом, а также из договоров и иных сделок, хотя и не предусмотренных законом, но не противоречащих ему, из актов государственных органов и органов местного самоуправления, которые предусмотрены законом в качестве основания возникновения гражданских прав и обязанностей, вследствие причинения вреда другому лицу, вследствие иных действий граждан и юридических лиц, вследствие событий, с которыми закон или иной правовой акт связывает наступление гражданско-правовых последствий, должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями. Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных ГК РФ, другими законами или иными правовыми актами. Должник обязан возместить кредитору убытки, причиненные неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательства.
С учетом изложенного суд апелляционной инстанции в сложившейся ситуации не усматривает оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
В соответствии со статьей 110 АПК РФ расходы по апелляционной жалобе относятся на заявителя жалобы.
Руководствуясь статьями 258, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ивановской области от 10.08.2021 по делу N А17-9786/2020 оставить без изменения, а апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Региональный оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами".
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в течение двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Ивановской области.
Постановление может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в порядке, предусмотренном статьями 291.1-291.15 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, при условии, что оно обжаловалось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа.
Председательствующий |
Е.А. Овечкина |
Судьи |
Л.Н. Горев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А17-9786/2020
Истец: ООО УК "Первая"
Ответчик: ООО "Региональный оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами"
Третье лицо: Второй Арбитражный Апелляционный суд