г. Москва |
|
29 октября 2021 г. |
Дело N А41-24411/21 |
Резолютивная часть постановления объявлена 25 октября 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 29 октября 2021 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Иевлева П.А.
судей Диаковской Н.В., Хомякова Э.Г.
при ведении протокола судебного заседания Скомороховой Д.Е.
при участии в заседании представителей:
от заявителя по делу - ООО "Дом Партнер" - представитель не явился, извещен,
от заинтересованного лица по делу - ГЛАВНОГО УПРАВЛЕНИЯ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ "ГОСУДАРСТВЕННАЯ ЖИЛИЩНАЯ ИНСПЕКЦИЯ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ" - Крюков Д.А. представитель по доверенности от 23.08.2021.
рассматривает в судебном заседании апелляционную жалобу ГЛАВНОГО УПРАВЛЕНИЯ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ "ГОСУДАРСТВЕННАЯ ЖИЛИЩНАЯ ИНСПЕКЦИЯ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ" на решение Арбитражного суда Московской области от 30.08.2021 по делу N А41-24411/20 по заявлению ООО "Дом Партнер" к ГЛАВНОМУ УПРАВЛЕНИЮ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ "ГОСУДАРСТВЕННАЯ ЖИЛИЩНАЯ ИНСПЕКЦИЯ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ" об оспаривании,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Дом Партнер" (далее - заявитель, общество, ООО "Дом Партнер") обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением к Главному управлению Московской области "Государственная жилищная инспекция Московской области" (далее - административный орган, заинтересованное лицо, Управление) о признании недействительным предписания от 25.02.2021 N 08 ОБ-40136-27-9-2021.
Решением Арбитражного суда Московской области от 30.08.2021 заявленные требования удовлетворены.
ГЛАВНОГО УПРАВЛЕНИЯ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ "ГОСУДАРСТВЕННАЯ ЖИЛИЩНАЯ ИНСПЕКЦИЯ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ" не согласилось с выводами суда, обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, по мотивам, изложенным в жалобе.
Представитель ГЛАВНОГО УПРАВЛЕНИЯ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ "ГОСУДАРСТВЕННАЯ ЖИЛИЩНАЯ ИНСПЕКЦИЯ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ" в своем выступлении поддержал доводы апелляционной жалобы, просил решение суда первой инстанции отменить, апелляционную жалобу удовлетворить.
Апелляционная жалоба рассмотрена в соответствии с нормами ст. ст. 121-123, 153, 156 АПК РФ в отсутствие представителя ООО "Дом Партнер", надлежащим образом извещенного о времени и месте судебного заседания, в том числе публично путем размещения информации на официальном сайте суда www.10aas.arbitr.ru.
Законность и обоснованность принятого решения проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном ст. ст. 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив апелляционную жалобу, материалы дела, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции с учетом требований статьи 71 АПК РФ установил следующие обстоятельства.
Из материалов дела следует, что в ходе внеплановой документарной проверки, проведенной 25.02.2021, на основании распоряжения от 20.02.2021 N 08 ОБ-40136-27-9-2021, установлено, что в многоквартирном доме, расположенном по адресу: Московская область, г.о. Подольск, ул. Академика Доллежаля, д. 8 заявителем начисление платы за горячее водоснабжение (далее - ГВС) за период с февраля 2020 г. по январь 2021 г. произведено в нарушение п. 54 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354), и формул 20, 20.1 Приложения N 2 к Правилам N 354: не применен удельный расход коммунального ресурса на подогрев воды.
С целью устранения выявленных нарушений обществу выдано предписание от 25.02.2021 N 08 ОБ-40136-27-9-2021, которым в срок до 09.04.2021 предписано устранить выявленные нарушения, а именно: привести порядок определения размера платы за коммунальную услугу по ГВС по многоквартирному дому в соответствие с п. 54 Правил N 354.
Считая, что выданное предписание необоснованно и нарушает права общества в сфере предпринимательской деятельности, заявитель обратился в суд с рассматриваемым заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции признал их обоснованными.
Рассмотрев материалы дела, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены судебного акта, исходя из следующего.
Согласно части 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета.
Во исполнение части 1 статьи 354 Жилищного кодекса РФ утверждены Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354.
Как следует из материалов дела, в многоквартирном доме по адресу: г. Подольск, ул. Академика Доллежаля, д. 8, коммунальные услуги "отопление" и "горячее водоснабжение" предоставляются собственникам с использованием оборудования, входящего в состав общего имущества собственников помещений многоквартирного дома (теплообменника).
Дом оборудован общедомовым прибором учета - тепловычислителем, осуществляющим совместный учет потребления тепловой энергии на нужды отопления и горячего водоснабжения, поступившей от котельной. Тепловая энергия подается от централизованных сетей инженерно-технического обеспечения до оборудования, входящего в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме в целях ее использования для предоставления коммунальных услуг "отопление" и "горячее водоснабжение".
Поскольку общедомовой прибор учета многоквартирного дома фиксирует суммарный объем тепловой энергии, используемой в целях предоставления коммунальных услуг по отоплению и горячему водоснабжению, Правилами N 354 предусмотрено распределение суммарной тепловой энергии, затрачиваемой на подогрев холодной воды в целях предоставления коммунальных услуг каждого вида.
На основании пункта 54 Правил N 354 в случае самостоятельного производства исполнителем коммунальной услуги по отоплению и (или) горячему водоснабжению (при отсутствии централизованных теплоснабжения и (или) горячего водоснабжения) с использованием оборудования, входящего в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, расчет размера платы для потребителей за такую коммунальную услугу осуществляется исполнителем исходя из объема коммунального ресурса (или ресурсов), использованного в течение расчетного периода при производстве коммунальной услуги по отоплению и (или) горячему водоснабжению (далее -использованный при производстве коммунальный ресурс), и тарифа (цены) на использованный при производстве коммунальный ресурс.
Согласно абзацу 3 пункта 54 Правил N 354 общий объем (количество) произведенной исполнителем за расчетный период тепловой энергии, используемой в целях предоставления коммунальной услуги по отоплению и (или) в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, определяется по показаниям приборов учета, установленных на оборудовании, с использованием которого исполнителем была произведена коммунальная услуга по отоплению и (или) горячему водоснабжению, а при отсутствии таких приборов учета - как сумма объемов (количества) тепловой энергии, используемой в целях предоставления коммунальной услуги по отоплению и (или) в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, определенных по показаниям индивидуальных и общих (квартирных) приборов учета тепловой энергии, которыми оборудованы жилые и нежилые помещения потребителей, объемов (количества) потребления тепловой энергии, используемой в целях предоставления коммунальной услуги по отоплению и (или) предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, определенных в порядке, установленном настоящими Правилами для потребителей, жилые и нежилые помещения которых не оборудованы такими приборами учета, и объемов (количества) потребления тепловой энергии, используемой в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению на общедомовые нужды, определенных исходя из нормативов потребления горячей воды в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме и нормативов расхода тепловой энергии, используемой на подогрев воды в целях горячеговодоснабжения. Объем (количество) тепловой энергии, потребленной за расчетный период на нужды отопления многоквартирного дома или жилого дома, определяется с учетом положений пункта 42 (1) настоящих Правил.
В пункте 6 статьи 31 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" предусмотрено, что при приготовлении горячей воды с использованием нецентрализованных систем горячего водоснабжения, в том числе в многоквартирном доме, плата за потребленную горячую воду рассчитывается в порядке, определенном Правительством Российской Федерации.
В соответствии с абзацем 5 пункта 54 Правил N 354 размер платы потребителя за коммунальную услугу по горячему водоснабжению (при отсутствии централизованного горячего водоснабжения) определяется в соответствии с формулами 20 и 20 (1) приложения N 2 к настоящим Правилам как сумма 2 составляющих:
произведение объема потребленной потребителем горячей воды, приготовленной исполнителем, и тарифа на холодную воду;
произведение объема (количества) коммунального ресурса, использованного для подогрева холодной воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, и тарифа (цены) на коммунальный ресурс.
При этом объем (количество) коммунального ресурса определяется исходя из удельного расхода коммунального ресурса, использованного на подогрев холодной воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, в объеме, равном объему горячей воды, потребленной за расчетный период в жилом или нежилом помещении и на общедомовые нужды. Порядок определения показателя формулы 20 установлен абзацем 6 пункта 22 приложения N 2 к Правилам N 354. Данный показатель представляет собой удельный расход v-го коммунального ресурса на подогрев воды, утвержденный в соответствии с законодательством Российской Федерации уполномоченным органом норматив расхода v-го коммунального ресурса на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению. При этом в силу абзаца 6 пункта 22 приложения N 2 к Правилам N 354 формула 20 (1) применяется для определения показателя в случае наличия коллективного (общедомового) прибора учета v-гo коммунального ресурса, использованного за расчетный период на производство тепловой энергии в целях предоставления коммунальной услуги по отоплению и подогреву воды в целях предоставления коммунальной услуги но горячему водоснабжению, потребленной в жилых и нежилых помещениях и на общедомовые нужды многоквартирного дома.
В многоквартирном доме по адресу: г. Подольск, ул. Академика Доллежаля, д. 8, коммунальная услуга горячего водоснабжения предоставляется за счет тепловой энергии, поступающей в дом по централизованным сетям инженерно-технического обеспечения от поставщика коммунального ресурса (от котельной).
В связи с тем, что тепловая энергия в многоквартирном доме не производится, общедомовой прибор учета, фиксирующий объем поставляемой от котельной готовой тепловой энергии, не может рассматриваться в качестве прибора учета коммунального ресурса, используемого при производстве тепловой энергии. Доказательством того, что при расчете платы используются только Гкал, а не кубометры являются Акт, счет на оплату и счет-фактура, выставленные МУП "Подольская теплосеть".
Доказательств производства тепловой энергии в котельной дома и наличия прибора учета ресурса, используемого при производстве тепловой энергии, со стороны Госжилинспекиии не представлено.
Поскольку в формуле 20 (1) приложения N 2 к Правилам N 354 учтен объем коммунального ресурса, использованного на производство тепловой энергии в целях предоставления коммунальной услуги по отоплению и на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, потребленной в жилых и нежилых помещениях и на общедомовые нужды многоквартирного дома, указанная формула может применяться в случае производства тепловой энергии для приготовления горячей воды при помощи автономной котельной, входящей в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме.
Аналогичный вывод содержится в Определении Верховного Суда РФ от 29.07.2019 года N 309-ЭС19-2341.
По мнению Государственной жилищной инспекции Московской области, неприменение формулы 20.1 приложения 2 к Правилам N 354 повлекло неверное определение объема тепловой энергии на нужды отопления.
В силу абзаца 4 пункта 54 Правил N 354 при определении размера платы потребителя за коммунальную услугу по отоплению (при отсутствии централизованного теплоснабжения) объем использованного при производстве коммунального ресурса распределяется между всеми жилыми и нежилыми помещениями в многоквартирном доме пропорционально размеру общей площади принадлежащего (находящегося в пользовании) каждому потребителю жилого или нежилого помещения в многоквартирном доме в соответствии с формулой 18 приложения N 2 к Правилам.
В индивидуальном тепловом пункте многоквартирного дома но адресу: г. Подольск, ул. Академика Доллежаля, д. 8, тепловая энергия в целях предоставления коммунальной услуги по отоплению не производится, поэтому формула 20.1 не может быть применена в рассматриваемом случае и общедомовой прибор учета, фиксирующий объем поставляемой котельной готовой тепловой энергии, не может рассматриваться в качестве прибора учета коммунального ресурса, используемого при производстве тепловой энергии.
Аналогичная позиция отражена в Определении Верховного Суда РФ от 23 декабря 2020 г. N 306-ЭС20-19892.
Согласно письму Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской федерации от 08.10.2019 N 35704-01704 в случае, если индивидуальный тепловой пункт не используется для производства коммунальной услуги по отоплению и (или) горячему водоснабжению, а используется в качестве теплообменника, то применяются формулы, используемые для расчета платы за отопление, предоставляемое централизованно.
Госжилинспекция Московской области, обосновывая свою позицию, делает ссылку на п. 54 Правил N 354 о том, что в случае самостоятельного производства исполнителем коммунальной услуги по отоплению и горячему водоснабжению размер платы для потребителей за такую коммунальную услугу осуществляется исполнителем исходя из объема коммунального ресурса использованного при производстве коммунальной услуги по отоплению и ГВС и тарифа на использованный коммунальный ресурс. При этом объем использованного при производстве коммунального ресурса определяется по показаниям прибора учета, фиксирующего объем такого коммунального ресурса.
Позиция Госжилинспекции применима к многоквартирным домам с крышными котельными, в случаях, когда управляющая организация закупает компонент 1 -холодную воду и компонент 2 - газовое топливо и далее осуществляется производство ГВС и Отопления.
В рассматриваемом деле, ООО "Дом Партнер" закупает двух компонентный коммунальный ресурс, включающий воду и гигакалории, управляющая организация не производит ни ГВС, ни Отопление, теплообменник лишь перераспределяет произведенный котельной готовый коммунальный ресурс.
Самостоятельное производство ГВС и отопления предполагает возможность производства в любое время, при этом теплообменник не имеет возможности произвести данные коммунальные ресурсы без поставки готового коммунального ресурса, он может только перераспределить полученный ресурс.
Кроме того, каждый производитель обязан согласовать индивидуальный тариф на ГВС и отопление.
ООО "Дом Партнер" не согласовывало тарифы, они установлены и согласованы МУП "Подольская теплосеть", производящим коммунальные ресурсы.
Требования Госжилинспекции основаны на законодательстве, применимом исключительно к производителям коммунальных услуг, к которым ООО "Дом Партнер" не относится.
Согласно п. 1 ст. 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии - исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством РФ.
Согласно заключенному 01.02.2020 между ООО "Дом Партнер" и МУП "Подольская теплосеть" Договору N 3223 на поставку тепловой энергии (ИТП) жилому дому по адресу: г. Подольск, ул. Академика Доллежаля, д. 8 ресурсоснабжающая организация принимает на себя обязательства поставки тепловой энергии на объекты Абонента в соответствии с максимальной разрешенной нагрузкой в период с 01 февраля 2020 г. по 31 января 2021 г. -2486,87 Гкал в год на основании разрешения на подключение тепловой мощности.
Условия договоров о приобретении коммунальных ресурсов в целях использования таких ресурсов для предоставления коммунальных услуг потребителям, заключаемых управляющей организацией с ресурсоснабжающей организацией, определяются с учетом Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354.
Указанные нормативные положения в их системном истолковании в судебной практике исключают возложение на управляющую организацию обязанностей по оплате коммунальных ресурсов в большем объеме, чем аналогичные коммунальные ресурсы подлежали бы оплате в случае получения гражданами - пользователями коммунальных услуг указанных ресурсов напрямую от ресурсоснабжающих организаций.
Верховный Суд РФ в указанных выше судебных актах указал, что формула 20.1. применяется только в отношении МКД с автоматической котельной. Формула 20.1 не может быть применена, если управляющая компания не производит самостоятельно услугу по отоплению.
Доводы апелляционной жалобы проверены апелляционным судом и отклонены, поскольку противоречат фактическим обстоятельствам дела, основаны на неправильном толковании норм действующего законодательства и не могут повлиять на законность и обоснованность принятого решения суда первой инстанции.
Судом первой инстанции дана надлежащая оценка всем имеющимся в деле доказательствам, оснований для отмены или изменения судебного акта не имеется.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, основанием для отмены принятого судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Из доводов апелляционной жалобы, материалов дела, оснований для отмены решения суда первой инстанции не усматривается.
Руководствуясь статьями 266, 268, п. 1 ст. 269, ст. 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 30.08.2021 по делу N А41-24411/21 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Московского округа через Арбитражный суд Московской области в двухмесячный срок со дня его принятия.
Председательствующий |
П.А. Иевлев |
Судьи |
Н.В. Диаковская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-24411/2021
Истец: ООО "Дом Партнер"
Ответчик: Главное управление Московской области "Государственная жилищная инспекция Московской области"
Третье лицо: ГЛАВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ "ГОСУДАРСТВЕННАЯ ЖИЛИЩНАЯ ИНСПЕКЦИЯ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ"