г. Владимир |
|
28 октября 2021 г. |
Дело N А79-2766/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 21.10.2021.
Постановление в полном объеме изготовлено 28.10.2021.
Первый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего судьи Белышковой М.Б., судей Гущиной А.М., Кастальской М.Н., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Баташовой С.В., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Строймашсервис" (ИНН 2130217551, ОГРН 1202100002125) на решение Арбитражного суда Чувашской Республики-Чувашии от 27.07.2021 по делу N А79-2766/2021, принятое по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Строймашсервис" о признании незаконным и отмене постановления Приволжского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 17.03.2021 N 42-18-2021-177.
В судебном заседании принял участие представитель общества с ограниченной ответственностью "Строймашсервис" - Егоров Р.Ф. директор на основании приказа от 11.03.2020;
Приволжское управление Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору, извещенное о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, явку представителя в судебное заседание не обеспечило.
Изучив материалы дела, Первый арбитражный апелляционный суд установил следующее.
Приволжское управление Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (далее - Управление, Ростехнадзор, административный орган) на основании уведомления государственного бюджетного учреждения Республики Марий Эл "Детская республиканская клиническая больница" (далее - Учреждение) о вводе объекта (лифта) в эксплуатацию, в соответствии с требованием пункта 7 Правил организации безопасного использования и содержания лифтов, подъемных платформ для инвалидов, пассажирских конвейеров (движущихся пешеходных дорожек) и эскалаторов, за исключением эскалаторов в метрополитенах, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 24.06.2017 N 743 (далее - Постановление N 743) 07.10.2020 провело контрольный осмотр лифта зав. N 7574/04/10 по адресу: Республика Марий Эл, г.Йошкар-Ола, ул. Медицинская, д. 10 (далее - объект контроля).
В ходе контрольного осмотра данного объекта после его монтажа в связи с заменой установлено, что обществом с ограниченной ответственностью "Строймашсервис" (далее - ООО "Строймашсервис", Общество, заявитель) при проведении работ по замене кабины, дверей кабины и шахты лифта, грузовой лебедки, оборудования системы управления лифтом в соответствии с заключенным контрактом, нарушены требования Технического регламента таможенного союза 011/2011 "Безопасность лифтов", принятого решением Комиссии Таможенного союза от 18.10.2011 N 824 (далее - ТР ТС 011/2011), а именно, не осуществлен монтаж предусмотренного паспортом лифта зав. N 7574/04/10 фотобарьера реверсирования закрытия дверей лифта, не обеспечен безопасный вход в кабину лифта и выход из нее на этажную площадку подвала: расположение дверей шахты лифта на 1 посадочной площадке выполнено ниже самой посадочной площадки на 200 мм, не обеспечено наличие средств по предотвращению травмирования персонала элементами лифтового оборудования: отсутствуют ограждения КВШ и ОС, чем нарушены требования пункта 2.1 статьи 4 ТР ТС 011/2011, пунктов 1.10, 1.12, 1.27, 2.4 Приложения N 1 ТР ТС 011/2011, условия контракта N 350/ЭА-2020 и техническая документация по замене лифта зав. N 5486с-78 рег. N 241 на лифт зав. N 7574/04/10.
Результаты проведенного контрольного осмотра объекта отражены в акте N 160-2020 от 07.10.2020.
В связи с обнаружением уполномоченным должностным лицом административного органа признаков нарушения, ответственность за которое установлена частью 1 статьи 14.43 Кодекса Российской Федерации (далее - КоАП РФ, Кодекс) в отношении ООО "Строймашсервис" был составлен протокол от 18.02.2021 N 42-18-2021-177 об административном правонарушении, предусмотренном указанной нормой.
Постановлением уполномоченного должностного лица Ростехнадзора от 17.03.2021 N 42-18-2021-177 Общество признано виновным в совершении указанного административного правонарушения и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 200 000 руб.
Не согласившись с данным постановлением, ООО "Строймашсервис" обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании его незаконным и отмене.
Решением от 27.07.2021 Арбитражный суд Чувашской Республики - Чувашии, признав обоснованным вывод Ростехнадзора о наличии в деянии заявителя состава вменяемого административного правонарушения и отсутствии оснований для признания оспариваемого постановления незаконным, заменил штраф по постановлению 17.03.2021 N 42-18-2021177 на предупреждение.
Не согласившись с принятым судебным актом, Общество обратилось в суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда и принять по делу новый судебный акт, ссылаясь на неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела, а также неправильным применением норм материального права.
Заявитель не согласен с выводом о наличии в его деянии состава вменяемого административного правонарушения, указывает, что не является организацией эксплуатирующей лифт, в соответствии с условием контракта от 22.05.2020 N 350/ЭА-2020 производило монтаж приобретенного лифтового оборудования.
В судебном заседании представитель заявителя поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе.
Апелляционная жалоба рассмотрена в порядке статей 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) в отсутствие представителей иных лиц, участвующих в деле.
Проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе, заслушав в судебном заседании представителя ООО "Строймашсервис", Первый арбитражный апелляционный суд считает, что оспариваемый судебный акт подлежит оставлению без изменения по следующим основаниям.
Согласно части 1 статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Частью 1 статьи 14.43 Кодекса предусмотрена административная ответственность за нарушение изготовителем, исполнителем (лицом, выполняющим функции иностранного изготовителя), продавцом требований технических регламентов или подлежащих применению до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов обязательных требований к продукции либо к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации либо выпуск в обращение продукции, не соответствующей таким требованиям, за исключением случаев, предусмотренных статьями 6.31, 9.4, 10.3, 10.6, 10.8, частью 2 статьи 11.21, статьями 14.37, 14.44, 14.46, 14.46.1, 20.4 настоящего Кодекса.
Субъектом ответственности, установленной частью 1 статьи 14.43 КоАП РФ, является лицо, обязанное соблюдать требования технических регламентов применительно к осуществляемой им деятельности.
Объективная сторона вменяемого Обществу правонарушения выражается в нарушении им требований к монтажу лифта, предусмотренных ТР ТС 011/2011.
В соответствии с пунктом 1 статьи 4 Федерального закона от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании" (далее - Закон N 184-ФЗ), законодательство Российской Федерации о техническом регулировании состоит из названного Федерального закона, принимаемых в соответствии с ним федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации.
Требования к лифтам и устройствам безопасности лифтов в целях защиты жизни и здоровья человека, а также имущества установлены Техническим регламентом Таможенного союза ТР ТС 011/2011 "Безопасность лифтов", принятым Решением Комиссии Таможенного союза от 18.10.2011 N 824.
В силу статьи 1 ТР ТС 011/2011 указанный технический регламент распространяется на лифты и устройства безопасности лифтов, предназначенные для использования и используемые на территории государств - членов Таможенного союза. Действие ТР ТС 011/2011 распространяется на все лифты и устройства безопасности лифтов (буферы, ловители, ограничители скорости, замки дверей шахты, гидроаппараты безопасности).
На основании статьи 5 ТР ТС 011/2011 соответствие лифтов и устройств безопасности лифтов настоящему техническому регламенту Таможенного союза обеспечивается выполнением его требований безопасности непосредственно либо выполнением требований взаимосвязанных с названным техническим регламентом Таможенного союза стандартов.
Из пункта 1 статьи 4 данного Технического регламента следует, что для обеспечения безопасности лифта в том числе, при монтаже и в течение назначенного срока службы предусматриваются средства и (или) меры для выполнения общих требований безопасности и, с учетом назначения и условий эксплуатации лифта, специальных требований безопасности, установленных Приложением 1 "Требования безопасности".
В соответствии с пунктом 2.1 статьи 4 ТР ТС 011/2011 для обеспечения безопасности смонтированного на объекте лифта перед вводом в эксплуатацию должны выполняться следующие требования: монтаж лифта осуществляется квалифицированным персоналом по монтажу лифтов в соответствии с документацией по монтажу, содержащей указания по сборке, наладке и регулировке, а также в соответствии с проектной документацией по установке лифта.
Согласно Требованиям безопасности, изложенным в Приложении 1 к ТР ТС 011/2011 для обеспечения безопасности лифта должны выполняться общие требования, изложенные в пункте 1 указанного приложения, который в том числе предусматривает:
наличие мер по защите пользователей и посторонних лиц от получения травм в результате соприкосновения с движущимися частями оборудования лифта (пункт 1.2);
наличие средств по предотвращению или уменьшению усилия сдавливания человека или предмета, находящегося на пути движения автоматически закрывающейся двери кабины и (или) шахты, до пределов, снижающих опасность получения травм (пункт 1.12);
горизонтальное и вертикальное расстояние между порогами этажной площадки и кабины должны обеспечивать безопасный вход в кабину и выход из нее (пункт 1.10);
наличие мер и (или) средств по предотвращению травмирования персонала элементами лифтового оборудования: ремнями, шкивами, блоками, выступающим валом двигателя, шестернями, звездочками, приводными цепями при их движении (пункт 1.27).
Согласно пункта 2.4 Требований безопасности, изложенным в Приложении 1 к ТР ТС 011/2011 для обеспечения безопасности на лифте, предназначенном в том числе для перевозки инвалидов и маломобильных групп населения, должны выполняться специальные требования, которые предусматривают, что горизонтальное и вертикальное расстояние между порогами кабины и этажной площадки должно обеспечивать безопасный въезд в кабину и выезд из кабины пользователя на кресле-коляске.
Проверкой Ростехнадзора установлено, что Общество не обеспечило выполнение указанных требований при монтаже объекта контроля.
Довод заявителя о том, что работы по монтажу приобретенного лифта выполнены в соответствии с условиями заключенного контракта и приняты заказчиком, не свидетельствует о соблюдении им требований ТР ТС 011/2011.
Оценив представленные в материалы дела доказательства, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что административным органом доказано наличие события вменяемого правонарушения в деянии ООО "Строймашсервис".
Заявителем в материалы дела не представлено доказательств того, что невыполнение требований ТР ТС 011/2011 при монтаже лифта в Учреждении обусловлено не зависящими от него обстоятельствами.
Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых данным кодексом предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (часть 2 статьи 2.1 КоАП РФ).
С учетом изложенного, Ростехнадзор пришел к правильному выводу о наличии в деянии Общества состава вменяемого административного правонарушения.
При производстве по делу об административном правонарушении не было допущено процессуальных нарушений, ограничивающих Общество в возможности воспользоваться гарантиями защиты своих прав.
Срок давности привлечения к административной ответственности, установленный частью 1 статьи 4.5 Кодекса, административным органом соблюден.
Судом первой инстанции при рассмотрении дела не установлено обстоятельств для квалификации рассматриваемого правонарушения в качестве малозначительного.
Вместе с тем, учитывая, что Общество ранее к административной ответственности за совершение аналогичного правонарушения не привлекалось; вред здоровью граждан не причинен, наличие у него статуса микропредприятия, суд счел возможным заменить административный штраф на предупреждение в порядке статьи 4.1.1 КоАП РФ.
При этом судом также принято во внимание, что заявителем выполнены мероприятия по безопасному использованию и содержанию объекта, лифт находится в исправном состоянии, обеспечивающим его безопасную работу.
Суд апелляционной инстанции считает, что предупреждение заявителя, в рассматриваемом случае, обеспечит достижение целей административного наказания, предусмотренных Кодексом.
С учетом изложенного оспариваемое постановление Управления правомерно изменено судом в части вида административного наказания.
При таких обстоятельствах оснований для отмены судебного акта и удовлетворения апелляционной жалобы у суда апелляционной инстанции не имеется.
Доводам апелляционной жалобы судом первой инстанции дана надлежащая правовая оценка с учетом установленных по делу обстоятельств и представленных в материалы дела доказательств.
Арбитражный суд Чувашской Республики - Чувашии полно выяснил обстоятельства, имеющие значение для дела, его выводы соответствуют обстоятельствам дела, нормы материального права применены правильно.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены судебного акта, судом первой инстанции не допущено.
Государственная пошлина по данной категории дел не уплачивается.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Первый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Чувашской Республики-Чувашии от 27.07.2021 по делу N А79-2766/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Строймашсервис" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня его принятия.
Председательствующий судья |
М.Б. Белышкова |
Судьи |
А.М. Гущина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А79-2766/2021
Истец: ООО "Строймашсервис"
Ответчик: Приволжское управление Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор)
Третье лицо: ГБУ РМЭ "Детская республиканская клиническая больница", Первый Арбитражный апелляционный суд