город Томск |
|
29 октября 2021 г. |
Дело N А03-1530/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 26 октября 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 29 октября 2021 года.
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего |
|
Афанасьевой Е.В., |
судей |
|
Смеречинской Я.А., |
|
|
Стасюк Т.Е., |
при ведении протокола судебного заседания секретарем Панкратьевой Н.П., рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу акционерного общество "Бийское производственное объединение "Сибприбормаш" (N 07АП-6748/2021) на решение Арбитражного суда Алтайского края от 03.06.2021 по делу N А03-1530/2021 (судья Винникова А.Н.) по исковому заявлению межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Алтайском крае и Республике Алтай (ОГРН 1092221004040, ИНН 2221172516, 656038, Алтайский край, город Барнаул, улица Молодежная, 3) к акционерному обществу "Бийское производственное объединение "Сибприбормаш" (ОГРН 1112204004769, ИНН 2204056679, 659300, Алтайский край, город Бийск, территория Промзона) о взыскании задолженности по арендной плате и пени по договору аренды от 14.10.2004 N 1068.
В судебном заседании участвуют представители - без участия (извещены).
УСТАНОВИЛ:
Межрегиональное территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Алтайском крае и Республике Алтай (далее по тексту - Территориальный орган, истец) обратилось в Арбитражный суд Алтайского края с исковым заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к акционерному обществу "Бийское производственное объединение "Сибприбормаш" (далее - АО "БПО "Сибприбормаш", Общество, ответчик) о взыскании 3 063 897 руб. 02 коп. задолженности по договору аренды от 14.10.2004 N 1068.
Требования мотивированы ненадлежащим исполнением ответчиком обязательств по своевременной уплате арендных платежей за пользование земельным участком по договору аренды земли от 22.05.2013 N 127, что привело к образованию задолженности и начислению пени.
Решением Арбитражного суда Алтайского края от 03.06.2021 требования удовлетворены, суд взыскал с акционерного общества "Бийское производственное объединение "Сибприбормаш" в пользу Российской Федерации в лице межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Алтайском крае и Республике Алтай 3 063 897 руб. 02 коп., из них 2 846 344 руб. 04 коп. основного долга и 217 552 руб. 98 коп. пени. В доход федерального бюджета в ответчика взыскано 38 319 руб. государственной пошлины по иску.
Не согласившись с данным решением, АО "БПО "Сибприбормаш" обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение отменить и принять новый судебный акт об отказе в иске.
В обоснование к отмене решения податель жалобы указывает на несоответствие обжалуемого решения позиции, изложенной в Определении ВС РФ от 24.06.2019 N 305-ЭС19-4399, и настаивает, что в соответствии с Основными принципами, утвержденными Постановлением N 531, размер платы за участки, ограниченные в обороте, не может превышать ставку земельного налога, тогда как расчет арендной платы истца превышает налоговую ставку более чем в 10 раз. Суд не дал оценку тому, что уведомления были направлены истцом в качестве материалов для заключения новых договоров, а не во исполнение условий договора N 1068; дал неверную оценку акту сверки, не учел, что дополнительного соглашения к договору аренды от 14.10.2004 N 1068/1 (промплощадка N 2) не заключалось.
Истцом представлен отзыв на апелляционную жалобу, в котором он возражает против ее удовлетворения, просит оставить обжалуемое решение суда без изменения.
Рассмотрение дела неоднократно откладывалось с целью уточнения позиции и представления расчетов.
После отложения заседания сторонами представлены дополнительные письменные объяснения, в которых ответчик предлагает расчет исходя из кадастровой стоимости на 01.01.2021, а также указывает, что при определении имущественного комплекса и подготовке пакета документов для принятия решения об условиях приватизации земельный участок ФГУП "БПО "Сибприбормаш" был разделен на 8 участков в связи с выделением объектов гражданской обороны, расположенных на данном участке. В решении об условиях приватизации земельные участки, на которых расположены объекты гражданской обороны, включены в перечень имущества, не подлежащего приватизации; распоряжение самого истца о разделении участка в связи с выделением объектов гражданской обороны, является достаточным доказательством расположения на вновь образованных участках таких объектов.
Истец в представленных объяснениях указывает на необоснованность такого расчета, ссылаясь на кадастровую стоимость, определенную Решением Думы города Бийска Алтайского края от 21.11.2019 N 335, распространение Принципа N 7 исключительно на земельные участки, относящиеся к перечню, прямо установленному пунктом 5 статьи 27 ЗК РФ. Также истец во исполнение определения суда от 01.10.2021, представил в материалы дела расчет задолженности исходя из размера земельного налога, обратил внимание суда, что защитные сооружения в настоящее время не эксплуатируются, проводится работа по снятию статуса защитных сооружений.
Будучи надлежащим образом извещенными о времени и месте проведения судебного заседания, лица, участвующие в деле своих представителей в заседание суда апелляционной инстанции не направили, ходатайств об отложении заседания не поступало.
На основании статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, отзыва на нее, письменных объяснений, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции, суд апелляционной инстанции полагает решение подлежащим отмене с принятием нового судебного акта о частичном удовлетворении требований.
Как следует из материалов дела, 14.10.2004 между муниципальным учреждение "Комитет по управлению муниципальным имуществом Администрации города Бийска" (арендодателем) и акционерным обществом "Бийское производственное объединение "Сибприбормаш" (арендатор) заключен договор аренды земли N 1068, по условиям которого арендодатель сдает, а арендатор принимает в пользование на условиях аренды сроком на 10 лет земельный участок с кадастровым номером 22:65:01201:0010, площадью 49, 6066га., расположенный по адресу: г.Бийск, промзона ФГУП "БПО "Сибприбормаш", промплощадка N 1, для эксплуатации производственной территории. Границы участка обозначены на плане земельного участка, являющемся неотъемлемой частью настоящего договора (Приложение N1). Категория земель - земли поселений (пункты 1.1-1.3 договора).
Согласно пункту 1.5 настоящий договор имеет силу акта приема-передачи.
Пунктом 2.1 договора установлено, что арендные платежи исчисляются с 01.01.2003.
В соответствии с пунктами 2.2-2.3 договора ставка арендной платы для данного участка, находящегося в 27 экономической зоне, в 2003 году составляет 12,46 руб. за 1 кв. метр в год, в 2004 году. составляет 10,33 руб. за 1 кв. метр в год. Расчёт арендной платы производится арендатором самостоятельно с учётом установленных повышающих коэффициентов и условий их применения, принятых уполномоченными на это органами государственной власти РФ, субъекта РФ и органами местного самоуправления. В случае изменения экономических зон и ставок арендной платы за земельный участок уполномоченными органами, изменение размера арендной платы происходит без внесения соответствующих изменений или дополнений в настоящий договор.
Пунктом 2.6 настоящего договора установлено, что арендная плата вносится арендатором ежемесячно, не позднее 10 числа месяца следующего за отчетным.
Договор аренды земельного участка зарегистрирован в установленном законом порядке, о чем в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним 01.12.2004 внесена соответствующая запись.
Согласно представленной в материалы дела выписки из Единого государственного реестра недвижимости о переходе прав на объект недвижимости от 23.12.2008 право собственности на указанный земельный участок перешло к Российской Федерации.
В связи тем, что право собственности на земельный участок с кадастровым номером 22:65:01201:0010, площадью 49,6066га., расположенный по адресу: г.Бийск, промзона ФГУП "БПО "Сибприбормаш", промплощадка N 1 перешло Российской Федерации, 29.12.2008 сторонами заключено дополнительное соглашение к договору аренды от 14.10.2004 N 1068.
В соответствии с заключенным соглашением сторонами в пункт 2.3 договора от 14.10.2004 N 1068 внесены изменения, согласно которым размер арендной платы изменяется ежегодно путем корректировки индекса инфляции на текущий финансовый год в соответствии с федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий год или при изменении базовой ставки арендной платы, или при проведении рыночной оценки Участка, на основании отчета об оценке, или при переводе земельного участка из одной категории земель в другую, или изменения разрешенного использования земельного участка, или в случае изменения кадастровой стоимости (при расчете арендной платы от кадастровой стоимости), но не чаще одного раза в год. Настоящее условие не влечет изменения договора и не требует составления дополнительного соглашения. Письменное уведомление о размере арендной платы направляется арендодателем арендаторам в месячный срок".
Дополнительное соглашение к договору аренды от 14.10.2004 N 1068 зарегистрировано в установленном законом порядке, о чем в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним 22.06.2009 внесена запись N 22-22- 02/052/2009-95.
На основании распоряжения Территориального органа от 14.09.2009 N 436, от 13.11.2009 N 628 земельный участок с кадастровым номером 22:65:01201:0010, площадью 49, 6066га, разделен на 8 земельных участков с кадастровыми номерами: 22:65:011201:867 площадью 39545 кв.м.; 22:65:011201:866 площадью 1266 кв.м.; 22:65:011201:865 площадью 1247 кв.м.; 22:65:011201:864 площадью 5421 кв.м.; 22:65:011201:863 площадью 1210 кв.м.; 22:65:011201:862 площадью 1239 кв.м.; 22:65:011201:861 площадью 1133 кв.м и земельный участок 22:65:011201:868 площадью 44500 кв.м, разделен на два участка, один из которых с кадастровым номером 22:65:011201:882, площадью 7033 кв.м, о чем сторонами подписано соглашение от 09.12.2009.
В связи с разделом земельного участка с кадастровым номером 22:65:01201:0010, с 16.10.2009 (даты регистрации прав на земельные участки) арендная плата установлена:
- за земельный участок с кадастровым номером 22:65:011201:861 в размере 4 939 руб. 43 коп. в год; 411 руб. 62 коп. в месяц,
- за земельный участок с кадастровым номером 22:65:011201:862 в размере 5 401 руб. 54 коп. в год; 450 руб. 13 коп. в месяц,
- за земельный участок с кадастровым номером 2.2:65:011201:863 в размере 5 275 руб. 12 коп, в год; 439 руб. 59 коп. в месяц,
- за земельный участок с кадастровым номером 22:65:011201:864 в размере 23 633 руб. 39 коп. в год; 1 969 руб. 45 коп. в месяц,
- за земельный участок с кадастровым номером 22:65:011201:865 в размере 5 436 руб. 42 коп. в год; 453 руб. 04 коп. в месяц,
- за земельный участок с кадастровым номером 22:65:011201:866 в размере 5 519 руб. 25 коп. в год; 459 руб. 94 коп. в месяц,
- за земельный участок с кадастровым номером 22:65:011201:867 в размере 172 400 руб. 38 коп. в год; 14 366 руб. 70 коп. в месяц.
С 09.02.2010 (дата регистрации прав на земельный участок) арендная плата установлена за земельный участок с кадастровым номером 22:65:011201:882 в размере 30 661 руб. 06 коп. в год; 2 555 руб. 09 коп. в месяц.
На основании принятого постановления Правительства Российской Федерации от 16.07.2009 N 582 "Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и о Правилах определения размера арендной платы; а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации", Территориальным органом 16.08.2014 проведена оценка рыночной стоимости земельных участков с кадастровыми номерами 22:65:011201:861, 22:65:011201:867.
16.10.2014 истцом в адрес ответчика направлялись проекты договоров аренды на земельные участки с кадастровыми номерами 22:65:011201:861, 22:65:011201:867, а также расчет арендой платы, произведенный на основании отчетов об оценке от 16.08.2014 N 96/07-12-2014, N 96/07-5-2014, исходя из рыночной стоимости земельных участков. Так размер арендной платы за земельный участок с кадастровым номером 33:65:011201:861 составляет 1 351 руб. 63 коп, в месяц, с кадастровым номером 33:65:011201:867 составляет 32 968 руб. 86 коп. в месяц.
Проекты указанных договоров со стороны ответчика подписаны не были. Уведомлениями от 03.07.2019 М: ЕХ-4683, N ЕХ-4649, N ЕХ-4651, N ЕХ- 4666, N ЕХ-4667, N ЕХ-4684, N ЕХ-4653 Территориальный орган уведомил арендатора об изменении арендной платы с 01.08.2019 в связи с проведением оценки рыночной стоимости земельных участков.
Ответчик обязанность по внесению арендной платы осуществлял несвоевременно, в результате за период с 02.02.2018 по 31.12.2020 образовалась задолженность, что послужило основанием для обращения истца с настоящим иском в суд.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из обоснованности произведенного истцом расчета арендной платы исходя из рыночной стоимости земельных участков, не усмотрел в указанных расчетах нарушений Принципов, установленных в Постановлении N 582.
Суд апелляционной инстанции полагает требования подлежащими частичному удовлетворению исходя из следующего.
Согласно пункту 1 статьи 65 ЗК РФ использование земли является платным. Формами платы за пользование землей являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.
Согласно пункту 1 статьи 424 ГК РФ в случаях, предусмотренных законом, плата по договору аренды может устанавливаться или регулироваться уполномоченным на то органом.
В силу пункта 1 статьи 39.7 ЗК РФ размер арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, определяется в соответствии с основными Принципами определения арендной платы, установленными Правительством Российской Федерации.
Такие Принципы утверждены Постановлением N 582.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.05.2017 N 531, вступившим в законную силу с 12.08.2017, Основные Принципы определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, утвержденные Постановлением N 582, дополнены еще одним - Принципом N 7, предусматривающим, что арендная плата при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, определяется исходя из принципа наличия предусмотренных законодательством Российской Федерации ограничений права на приобретение в собственность земельного участка, занимаемого зданием, сооружением, собственником этого здания, сооружения, в соответствии с которым размер арендной платы не должен превышать размер земельного налога, установленный в отношении предназначенных для использования в сходных целях и занимаемых зданиями, сооружениями земельных участков, для которых указанные ограничения права на приобретение в собственность отсутствуют.
Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 29.12.2017 N 710 утверждены Методические рекомендации по применению основных принципов определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, утвержденных постановлением N 582.
В пункте 30 раздела 8 указанных Методических рекомендаций в целях применения принципа N 7 при определении арендной платы за земельные участки рекомендуется исходить из необходимости учета интересов лиц, являющихся собственниками зданий, сооружений, расположенных на земельных участках, отнесенных законодательством Российской Федерации (пункт 5 статьи 27 ЗК РФ) к землям, ограниченным в обороте, предоставление которых в собственность не допускается.
В указанном случае при определении размера арендной платы за земельный участок целесообразно основываться на размере земельного налога, исчисляемого в отношении земельного участка, расположенного в том же муниципальном образовании, что и земельный участок, размер арендной платы за который определяется, используемого для сходных целей собственниками расположенных на нем зданий, сооружений и не отнесенного к землям, ограниченным в обороте (с учетом положений пункта 1 статьи 387 Налогового кодекса Российской Федерации)
Верховный Суд Российской Федерации в решении от 12.09.2018 по делу N АКПИ18-667, оставленным без изменения определением Апелляционной коллегии Верховного Суда Российской Федерации от 13.12.2018 по делу N АПЛ18-523, указал, что данные положения (принцип N 7) Основных принципов определения арендной платы предусматривают дополнительные гарантии при установлении размера арендной платы для лиц, имеющих в собственности объекты недвижимого имущества, расположенные на земельных участках, отнесенных законодательством к землям, ограниченным в обороте.
В Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 2 (2015), утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 26.06.2015 (вопрос 7 разъяснений по вопросам, возникающим в судебной практике), сформулирована правовая позиция о том, что Правила определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации, утвержденные постановлением N 582, не применяются при определении арендной платы за земельные участки, находящиеся в собственности субъекта Российской Федерации, муниципальных образований, а также земель, государственная собственность на которые не разграничена; вместе с тем в силу пункта 1 статьи 39.7 ЗК РФ постановление N 582 в части установления Основных принципов определения арендной платы является общеобязательным при использовании всех земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в случаях, когда в соответствии с законом размер платы подлежит установлению соответствующими компетентными органами
Поскольку указанные принципы являются общеобязательными при определении арендной платы за находящуюся в публичной собственности землю для всех случаев, когда размер этой платы определяется не по результатам торгов и не предписан федеральным законом, соответствующим компетентным органам надлежит устанавливать размер арендной платы на основании названных принципов, в том числе в пределах, указанных в принципе N 7 (действующим с 12.08.2017), в отношении ограниченных в обороте земельных участков, занятых зданиями и сооружениями, сформированных с учетом площади, необходимой для их эксплуатации.
Согласно пп. 1 п. 7 ст. 6 Федерального закона от 31.07.2020 N 269-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" до 1 января 2022 года в отношении земельных участков, до 1 января 2023 года в отношении зданий, помещений, сооружений, объектов незавершенного строительства, машино-мест государственная кадастровая оценка проводится с учетом следующих особенностей: очередная государственная кадастровая оценка проводится не ранее чем через три года и не позднее чем через пять лет с года проведения последней государственной кадастровой оценки соответствующих видов объектов недвижимости, категорий земель.
Таким образом, кадастровая стоимость земельных участков в размере, указанном в выписках из ЕГРН о кадастровой стоимости (приложение N 2 к дополнению к отзыву на апелляционную жалобу от 13.09.2021 N ТА-7562) за период с 02.02.2018 по 31.12.2020 не менялась.
До 2019 года размер земельного налога определялся в соответствии с пп. 3 п. 2 решения Думы города Бийска Алтайского края от 20.11.2014 N 461 и устанавливался также в размере 1,5 % от кадастровой стоимости земельного участка.
Во исполнение определения суда от 01.10.2021 Территориальный орган представляет расчет задолженности по арендной плате за период с 02.02.2018 по 31.12.2020 и пени за период с 13.03.2018 по 19.04.2021 исходя из кадастровой стоимости земельных участков. В соответствии с указанным расчетом: общая сумма, подлежащая взысканию: 3 450 138 руб. 16 коп.
Проверив указанный расчет, суд апелляционной инстанции находит его верным в отношении земельных участков с кадастровым номером 22:65:011201:861, с кадастровым номером 22:65:011201:862, с кадастровым номером 2.2:65:011201:863, с кадастровым номером 22:65:011201:864, с кадастровым номером 22:65:011201:865, с кадастровым номером 22:65:011201:866 и неверным в отношении земельных участков с кадастровым номером 22:65:011201:867 и 22:65:011201:882.
В соответствии с заявлением об уточнении требований (т.3 л.19) в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, сделанным истцом в ходе рассмотрения дела в суде первой инстанции и принятым судом, истец просил в отношении земельного участка с кадастровым номером 22:65:011201:867 взыскать задолженность в размере 1 937 983,47 рублей, указав период образования задолженности с 26.05.2018 по 31.12.2020. В представленном в апелляционный суд расчете истец данный период не учел, выполнил расчет как и по другим участкам с 02.02.2018 по 31.12.2020, включив задолженность за период с 02.02.2018 по 25.06.2018, о взыскании которой в суде первой инстанции не заявлялось. В этой связи апелляционный суд признает обоснованным расчет задолженности по данному участку за период с 26.05.2018 по 31.12.2020, что составляет по расчету апелляционного суда 1 520 289,56 рублей (исходя из исходных данных истца).
В этой связи, а также с учетом того, что при уточнении требований пени по участку с кадастровым номером 22:65:011201:867 были заявлены ко взысканию за период с 17.09.2018 по 19.04.2021 апелляционным судом также произведен расчет пеней за указанный период, составивших 130 854,06 рублей.
В отношении земельного участка с кадастровым номером 22:65:011201:882 апелляционный суд не находит оснований для взыскания по представленному истцом справочному расчету исходя из соответствующего размера земельного налога (385 094,55 рублей долг, 44 687,80 рублей пени), поскольку в заявлении об уточнении требований (т.3 л.19) истец просил взыскать задолженность по земельному участку с кадастровым номером 22:65:011201:882 за период с 02.02.2018 по 31.12.2020 в размере 92 932,22 рублей, пени за период с 12.06.2018 по 19.04.2021 в размере 10 017,12 рублей. Оснований для увеличения требований, заявленных при рассмотрении дела в суде первой инстанции, при рассмотрении апелляционной жалобы не имеется (часть 3 статьи 266 АПК РФ).
Кроме того, в соответствии с Принципом N 7 размер арендной платы в отношении соответствующих земельных участков не должен превышать размер земельного налога, установленный в отношении предназначенных для использования в сходных целях и занимаемых зданиями, сооружениями земельных участков, для которых указанные ограничения права на приобретение в собственность отсутствуют. Заявленные ко взысканию в суде первой инстанции суммы и расчет в отношении земельного участка с кадастровым номером 22:65:011201:882 указанному принципу не противоречат.
По расчету суда апелляционной инстанции, общий размер подлежащей взысканию задолженности 2 457 877 рублей 69 копеек, из них 2 243 831 рублей 66 копеек основного долга и 214 046 рублей 03 копейки пеней.
Так, размер задолженности по арендной плате за земельный участок с кадастровым номером 22:65:011201:861, исходя из размера земельного налога, составила 62 038 рублей 18 копеек, сумма пени составила 7 199 рублей 12 копеек;
- размер задолженности по арендной плате за земельный участок с кадастровым номером 22:65:011201:862, исходя из размера земельного налога, составила 67 842 рубля 26 копеек, сумма пени составила 7 872 рубля 67 копеек;
- размер задолженности по арендной плате за земельный участок с кадастровым номером 22:65:011201:863, исходя из размера земельного налога, составила 66 299 рублей 93 копейки, сумма пени составила 7 690 рублей 27 копеек;
- размер задолженности по арендной плате за земельный участок с кадастровым номером 22:65:011201:864, исходя из размера земельного налога, составила 296 829 рублей 30 копеек, сумма пени составила 34 445 рублей 15 копеек;
- размер задолженности по арендной плате за земельный участок с кадастровым номером 22:65:011201:865, исходя из размера земельного налога, составила 68 280 рублей 01 копейку, сумма пени составила 7 923 рубля 47 копеек;
- размер задолженности по арендной плате за земельный участок с кадастровым номером 22:65:011201:866, исходя из размера земельного налога, составила 69 320 рублей 20 копеек, сумма пени составила 8 044 рубля 17 копеек;
- размер задолженности по арендной плате за земельный участок с кадастровым номером 22:65:011201:867, исходя из размера земельного налога, составила 1 520 289 рублей 56 копеек, сумма пени составила 130 854 рубля 06 копеек;
- размер задолженности по арендной плате за земельный участок с кадастровым номером 22:65:011201:882, исходя из размера земельного налога, составила 92 932 рубля 22 копейки, сумма пени составила 10 017 рублей 12 копеек.
Факт пользования ответчиком земельными участками в заявленный период подтверждается материалами дела.
Доказательств погашения указанной задолженности ответчиком в суд не представлено. При этом отсутствие соответствующих денежных средств, а также статус ответчика (стратегическое предприятие оборонно-промышленного комплекса) не освобождают его от надлежащего исполнения гражданско-правового обязательства по внесению арендной платы за пользование земельными участками.
Оценивая доводы истца о том, что для отнесения земельного участка, предоставленного для обеспечения обороны и безопасности, к земельным участкам, ограниченным в обороте, важным является разрешенное использование земельного участка либо его фактическое использование в целях обеспечения деятельности государства в области обороны и безопасности, апелляционный суд считает, что ответчиком такое использование подтверждено, а истцом его доводы не опровергнуты.
Так, ответчик является стратегическим предприятием оборонно-промышленного комплекса, включено в Перечень стратегических акционерных обществ, утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 08.07.2013 N 1158-р, включено в сводный реестр организаций оборонно-промышленного комплекса, утвержденный приказом Минпромторга России от 03.07.2015 N 1828. Ответчик указал на обстоятельства предоставления ему земельных участков в аренду, а именно при определении имущественного комплекса и подготовке пакета документов для принятия решения об условиях приватизации земельный участок ФГУП "БПО "Сибприбормаш" с кадастровым номером 22:65:01201:0010 был разделен с выделением восьми рассматриваемых земельных участков в связи с нахождением на данных участках объектов гражданской обороны (бомбоубежища), а оставшийся участок был передан в собственность. В решении об условиях приватизации земельные участки, на которых расположены объекты гражданской обороны, включены в перечень имущества, не подлежащего приватизации. В представленном ответчиком Приложении N 2 к распоряжению Территориального управления Росимущества в Алтайском крае от 31.12.2009 N 831 указано как основание для включения земельных участков в перечень объектов, не подлежащих приватизации, так и дальнейшее планируемой использование объектов - по договорам о правах и обязанностях объектов и имущества гражданской обороны.
Таким образом, ответчик привел обоснование отнесения рассматриваемых земельных участков к ограниченным в обороте. Истец же иных причин, по которым при приватизации было произведено выделение рассматриваемых участков и включение их в перечень имущества, не подлежащего приватизации, не привел. При этом указания истца на проводимую работу, направленную на снятие статуса защитных сооружений, не опровергают доводы ответчика, напротив, согласуются с позицией ответчика о том, что такой статус у объектов имелся.
С учетом изложенного, обжалуемое решение подлежит отмене в связи с неполным выяснением обстоятельств, подлежащих установлению по делу, касающихся возможности применения Принципа N 7, повлекшем несоответствие выводов суда обстоятельствам дела (пункты 1, 3 части 1 статьи 270 АПК РФ), с принятием по делу нового судебного акта о частичном удовлетворении требований.
Судебные расходы по иску и апелляционной жалобе подлежат распределению в порядке статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации пропорционально удовлетворенным требованиям.
Руководствуясь статьей 110, пунктом 2 статьи 269, пунктами 1, 3 статьи 270, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Алтайского края от 03.06.2021 по делу N А03-1530/2021 отменить и принять по делу новый судебный акт.
Исковые требования удовлетворить частично.
Взыскать с акционерного общества "Бийское производственное объединение "Сибприбормаш", г. Барнаул (ОГРН 1112204004769, ИНН 2204056679) в пользу Российской Федерации в лице Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Алтайском крае и Республике Алтай, г. Барнаул (ОГРН 1092221004040, ИНН 2221172516) 2 457 877 рублей 69 копеек, из них 2 243 831 рублей 66 копеек основного долга и 214 046 рублей 03 копейки пеней.
Взыскать с акционерного общества "Бийское производственное объединение "Сибприбормаш", г. Барнаул (ОГРН 1112204004769, ИНН 2204056679) в доход федерального бюджета 30 740 рублей государственной пошлины по иску.
Взыскать с Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Алтайском крае и Республике Алтай в пользу акционерного общества "Бийское производственное объединение "Сибприбормаш", г. Барнаул (ОГРН 1112204004769, ИНН 2204056679) 593 рубля судебных расходов на уплату государственной пошлины по апелляционной жалобе.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления его в законную силу, путем подачи кассационной жалобы через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
Е.В. Афанасьева |
Судьи |
Я.А. Смеречинская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А03-1530/2021
Истец: Межрегиональное территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Алтайском крае и Республике Алтай
Ответчик: АО БПО "Сибприбормаш"