город Ростов-на-Дону |
|
29 октября 2021 г. |
дело N А53-18726/2021 |
Судья Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда Ефимова О.Ю.,
рассмотрев в порядке упрощенного производства апелляционную жалобу
общества с ограниченной ответственностью "Дельта"
на решение Арбитражного суда Ростовской области
от 12.08.2021 (резолютивная часть от 04.08.2021) по делу N А53-18726/2021
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Дельта"
(ИНН 6165205138, ОГРН 1166196114886)
к Ростовской таможне
о признании незаконным и отмене постановления о привлечении к административной ответственности,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Дельта" (далее - общество, ООО "Дельта") обратилось в Арбитражный суд Ростовской области с заявлением к Ростовской таможне (далее - административный органа, таможня) о признании незаконным и отмене постановления от 13.05.2021 N 10313000-1406/2021 о привлечении к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 19.7.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде штрафа в размере 20 000 руб.
Принятым в порядке упрощенного производства решением суда первой инстанции от 12.08.2021 в удовлетворении заявленных требований отказано. Судебный акт мотивирован наличием в действиях общества состава правонарушения, соблюдением порядка привлечения к административной ответственности.
Не согласившись с принятым судебным актом, ООО "Дельта" обжаловало решение суда первой инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), и просило решение суда отменить.
В обоснование апелляционной жалобы общество ссылается на то, что общество включено в реестр субъектов малого и среднего предпринимательства как малое предприятие; впервые совершило вменяемое правонарушение; отсутствуют негативные последствия, угроза причинения вреда. Имеется совокупность оснований для замены штрафа на предупреждение. Не учтены все обстоятельства. Резолютивная часть не соотносится с мотивировочной - не указано почему при наличии всех перечисленных обстоятельств судом отказано в применении положений о малозначительности.
В отзыве на апелляционную жалобу Ростовская таможня просила решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, арбитражный суд апелляционной инстанции установил следующее.
Как следует из материалов дела, Азовским таможенным постом была проведена проверка своевременности предоставления статистических форм учёта перемещения товаров в отношении ООО "Дельта", по результатам которой было установлено, что в апреле 2020 года ООО "Дельта" была осуществлена экспортная поставка товара "радиаторы из чугунного литья" в Республику Беларусь, согласно договору от 02.12.2019 N 23707/643/19/01, по товарным накладным от 27.04.2020 N 00024, 00025, счёту-фактуре N 00030 от 13.05.2020 N 00030 и CMR от 27.04.2020.
ООО "Дельта" по поставке товара в апреле 2020 года представило в таможенный орган статистические формы (далее - СФ) ED 20201117125121044 регистрационный номер 10313000/171120/С395897, ED 20201117164924068 регистрационный номер 10313000/171120/С396665, 17.11.2020.
В ответе от 12.02.2021 на запрос Азовского таможенного поста Ростовской таможни от 10.12.2020 N 46-470570 ООО "Дельта" сообщило, что в связи с ограничительными мерами, введёнными в начале 2020 года с появлением COVID-2019 часть сотрудников компании ООО "Дельта" была переведена на удалённую форму работы. Данные сотрудники работали по месту жительства в Ростовской области, где отсутствовал постоянный и стабильный выход в Интернет. В связи с вышеизложенным, была просрочена своевременная подача статистической отчётности. Обязанность по предоставлению статистической отчётности возложена на разных сотрудников ООО "Дельта". Контроль за деятельностью работников, ответственных за предоставление статистической отчетности в таможенный орган осуществляется директором ООО "Дельта". В связи с тем, что директор заболел 2019-nCoV и находился на лечении, а после на реабилитации в течение длительного времени, свои обязанности длительное время не исполнял.
В адрес ООО "Дельта" 24.02.2021 было направлено уведомление о составлении протокола.
В ответ на данное уведомление было получено письмо ООО "Дельта" от 01.03.2021, с просьбой перенести составление протокола в связи с болезнью директора общества. Также к данному письму было приложено объяснение директора ООО "Дельта" Кубликова В.Л., согласно которому, ООО "Дельта" признаёт факт и вину в совершении правонарушения по ч. 1 ст. 19.7.13 КоАП РФ и просит назначить наказание в виде предупреждения.
По факту совершения административного правонарушения 31.03.2021 главным государственным таможенным инспектором Азовского таможенного поста в отношении ООО "Дельта" был составлен протокол об административном правонарушении N 10313000-1406/2021 по ч. 1 ст. 19.7.13 КоАП РФ.
Постановлением от 13.05.2021 N 10313000-1406/2021 ООО "Дельта" привлечено к административной ответственности по ч. 1 ст. 19.7.13 КоАП РФ с назначением административного штрафа в размере 20 000 руб.
Считая незаконным постановление о привлечении к административной ответственности, общество оспорило его в судебном порядке.
В соответствии с частью 6 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
Статьей 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что оспариваемое решение или порядок его принятия не соответствует закону, либо отсутствуют основания для привлечения к административной ответственности или применения конкретной меры ответственности, либо оспариваемое решение принято органом или должностным лицом с превышением их полномочий, суд принимает решение о признании незаконным и об отмене оспариваемого решения полностью или в части либо об изменении решения.
Согласно части 1 статьи 19.7.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях непредставление или несвоевременное представление в таможенный орган статистической формы учета перемещения товаров либо представление статистической формы учета перемещения товаров, содержащей недостоверные сведения, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до пятнадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
Объективная сторона данного правонарушения выражается в непредставлении либо (или) несвоевременном представлении в таможенный орган статистической формы учета перемещения товаров либо представлении статистической формы учета перемещения товаров, содержащей недостоверные сведения.
Согласно положениям статьи 24 Договора о Евразийском экономическом союзе от 29.05.2014, Протоколу о порядке формирования и распространения официальной статистической информации ЕАЭС (приложение N 4 к Договору), официальная статистическая информация о товарах, перемещаемых между государствами - членами ЕАЭС во взаимной торговле, ведется государственными органами государств - членов ЕАЭС в соответствии с перечнем статистических показателей официальной статистической информации, предоставляемой Евразийской экономической комиссии (ЕЭК), и форматами ее предоставления ЕЭК, утвержденными решением Коллегии ЕЭК от 19.12.2016 N 167 "О предоставлении Евразийской экономической комиссии официальной статистической информации уполномоченными органами государств - членов Евразийского экономического союза".
Согласно пункту 1 статьи 276 Федерального закона от 03.08.2018 N 289-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 289-ФЗ) установлено, что таможенные органы ведут таможенную статистику внешней торговли, статистику взаимной торговли Российской Федерации с государствами - членами Евразийского экономического союза и специальную таможенную статистику.
Пунктом 1 статьи 278 Закона N 289-ФЗ установлено, что статистика взаимной торговли Российской Федерации с государствами - членами Евразийского экономического союза ведется на основании сведений, указанных в статистической форме учета перемещения товаров и иных источниках информации.
Пунктом 2 статьи 278 Закона N 289-ФЗ, обязанность представлять в таможенный орган статистическую форму перемещения товаров, заполненную в личном кабинете участника внешнеэкономической деятельности установлена для российских лиц, которые заключили сделку, либо от имени (по поручению) которых заключена сделка, в соответствии с которой товары ввозятся в Российскую Федерацию с территорий государств - членов Евразийского экономического союза или вывозятся из Российской Федерации на территории государств - членов Евразийского экономического союза, а при отсутствии такой сделки на российское лицо, которое имеет на момент получения (при ввозе) или отгрузки (при вывозе) товаров право владения, пользования и (или) распоряжения указанными товарами.
Аналогичная обязанность указанных лиц закреплена в Правилах ведения статистики взаимной торговли товарами Российской Федерации с государствами - членами Евразийского экономического союза (далее - Правила), утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 19.06.2020 N 891 "О порядке ведения статистик взаимной торговли товарами Российской Федерации с государствами - членами Евразийского экономического союза и признании утратившим силу Постановления Правительства Российской Федерации от 7 декабря 2015 г. N 1329".
Статистическая форма представляется за отчетный месяц по нескольким отгрузкам (получениям) товаров, отгруженных (полученных) на одних и тех же условиях в ходе исполнения одного контракта (договора) (при наличии) в одном направлении (ввоз либо вывоз) одному и тому же покупателю (продавцу) из одной страны отправления (получения), или отдельно по каждой отгрузке (получению) товаров.
Местом представления статистической формы является таможенный орган, осуществивший электронную регистрацию статистической формы. Датой представления статистической формы в таможенный орган является дата направления статистической формы в таможенный орган через личный кабинет.
Статистическая форма (далее - СФ) заполняется на русском языке по форме и в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 19.06.2020 "891 "О порядке ведения статистики взаимной торговли товарами Российской Федерации с государствами - членами Евразийского экономического союза и признании утратившим силу постановления Правительства Российской Федерации от 7 декабря 2015 г. "1329" (вместе с "Правилами ведения статистики взаимной торговли товарами Российской Федерации с государствами - членами Евразийского экономического союза") (далее - Правила), а также приложениями N 1, N 2 Правил.
В соответствии с пунктом 7 указанных Правил статистическая форма представляется в таможенный орган, в регионе деятельности которого заявитель состоит на учете в налоговом органе в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, не позднее 8-го рабочего дня месяца, следующего за месяцем, в котором произведены отгрузка товаров со склада или получение товаров на склад.
Датой представления статистической формы считается, либо дата отправки электронного документа (статистической формы) посредством информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", либо дата отправки почтового отправления, либо дата фактической передачи статистической формы в таможенный орган.
В пункте 10 Правил N 1329 определено, что непредставление или несвоевременное представление в таможенный орган статистической формы либо представление статистической формы, содержащей недостоверные сведения, влечет за собой ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях.
ООО "Дельта" должно было представить в Ростовскую таможню статистическую форму учета перемещения товаров, содержащую сведения об экспортных операциях общества в апреле 2021 года не позднее 21.05.202 (с учетом нерабочих дней).
Вместе с тем, СФ системные номера ED 20201117125121044 регистрационный номер 10313000/171120/С395897, ED 20201117164924068 регистрационный номер 10313000/171120/С396665 были представлены в таможенный орган 17.11.2020
Факт нарушения установленного срока представления статистических форм учета перемещения товаров за отчетный период апрель 2020 года подтверждается материалами дела и обществом не оспаривается, в связи с чем наличие в деянии ООО "Дельта" объективной стороны вмененного правонарушения является доказанным.
Имея реальную возможность для соблюдения правил и норм, определяющих установленный порядок представления в таможенный орган статистической формы учета перемещаемых товаров, ООО "Дельта" не проявило должной степени заботливости и осмотрительности и не предприняло всех мер по исполнению возложенной на него действующим таможенным законодательством обязанности по своевременному представлению статистической отчетности, в связи с чем было допущено нарушение пресекательных сроков предоставления в таможенный орган статистической формы учета перемещаемых товаров.
Совокупность перечисленных выше элементов образует состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 19.7.13 КоАП РФ.
Процедура привлечения к административной ответственности, регламентированная нормами КоАП РФ, соблюдена, существенных нарушений процессуальных требований не установлено. Предусмотренный статьей 4.5 КоАП РФ двухлетний срок давности привлечения к административной ответственности на момент вынесения оспариваемого постановления не истек, с учетом совершения административного правонарушения - 22.05.2020 (следующий день после даты, в которую необходимо было представить статистическую форму).
Нарушений порядка привлечения к административной ответственности, а также прав и законных интересов общества при производстве по делам об административных правонарушениях административным органом не допущено, обстоятельств, исключающих производство по делам об административных правонарушениях, судом не выявлено.
На основании изложенного, суд первой инстанции правомерно и обоснованно пришел к выводу о наличии у таможенного органа правовых оснований для привлечения общества к административной ответственности по части 1 статьи 19.7.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Довод апелляционной жалобы о возможности применения положений статей 3.4 и 4.1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и на возможность заменить административный штраф на предупреждение, ввиду того, что является микропредприятием, правонарушение совершено впервые, отсутствует угроза причинения вреда охраняемым общественным отношениям, не принимается апелляционным судом по следующим основаниям.
В соответствии с частью 1 статьи 3.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административное наказание является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений, как самим правонарушителем, так и другими лицами.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 3.2 КоАП РФ за совершение административных правонарушений могут устанавливаться и применяться административные наказания, в том числе предупреждение.
Предупреждение устанавливается за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба (часть 2 статьи 3.4 КоАП РФ).
Согласно части 3 статьи 3.4 КоАП РФ в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II КоАП РФ или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа может быть заменено являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства лицу, осуществляющему предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, или юридическому лицу, а также их работникам на предупреждение в соответствии со статьей 4.1.1 КоАП РФ.
Частью 1 статьи 4.1.1 КоАП РФ предусмотрено, что являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и юридическим лицам, а также их работникам за впервые совершенное административное правонарушение, выявленное в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II КоАП РФ или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа подлежит замене на предупреждение при наличии обстоятельств, предусмотренных частью 2 статьи 3.4 КоАП РФ, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 4.1.1 КоАП РФ.
Вместе с тем назначенное обществу административное наказание в данной ситуации согласуется с его предупредительными целями (статьей 3.1 КоАП РФ), соответствует принципам законности, справедливости, неотвратимости и целесообразности юридической ответственности.
Состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 19.7.13 КоАП РФ, является формальным, то есть не требующим в качестве обязательного условия привлечения к административной ответственности наступление определенных общественно опасных последствий, причинения вреда или имущественного ущерба.
В данном случае несвоевременное представление в таможенный орган статистической формы учета перемещения товаров оказывает негативное влияние на достоверность формируемых данных официального статистического наблюдения, что создает косвенную возможность нанесения ущерба национальным интересам Российской Федерации в экономической сфере и представляет угрозу экономической безопасности государства.
Доводы апелляционной жалобы общества, сводящиеся к иной, чем у суда первой инстанции трактовке тех же обстоятельств дела и норм права, не опровергают правомерность и обоснованность выводов суда первой инстанции, не могут служить основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
Основания для отмены решения суда от 16.08.2021 и удовлетворения апелляционной жалобы судом апелляционной инстанции не установлены.
Судом апелляционной инстанции проверено соблюдение судом первой инстанции процедуры рассмотрения дела в порядке упрощенного производства.
Судом апелляционной инстанции установлено, что дело относится к делам, подлежащим в силу ст. 227 АПК РФ рассмотрению в порядке упрощенного производства. Судом первой инстанции соблюдены сроки, установленные на основании ч. 3 ст. 228 АПК РФ в определении о принятии заявления к производству для представления доказательств и документов, содержащих объяснения по существу заявленных требований и возражений в обоснование своей позиции.
Наличия обстоятельств, предусмотренных частью 5 статьи 227 АПК РФ, в том числе необходимости выяснения дополнительных обстоятельств или исследования дополнительных доказательств, проведения осмотра и исследования доказательств по месту их нахождения, назначения экспертизы или заслушивания свидетельских показаний, судом не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ростовской области по делу N А53-18726/2021 от 12.08.2021 (резолютивная часть от 04.08.2021) оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня его принятия в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа через Арбитражный суд Ростовской области при наличии оснований, предусмотренных частью 3 статьи 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судья |
О.Ю. Ефимова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А53-18726/2021
Истец: ООО "ДЕЛЬТА"
Ответчик: РОСТОВСКАЯ ТАМОЖНЯ