город Воронеж |
|
26 октября 2021 г. |
Дело N А36-1782/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 19 октября 2021 года.
В полном объеме постановление изготовлено 26 октября 2021 года.
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Малиной Е.В.,
судей Аришонковой Е.А.,
Пороника А.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Киреевой Е.П.,
при участии:
от областного государственного унитарного предприятия "Липецкий областной водоканал": представитель не явился, извещён надлежащим образом;
от старшего государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды Центрально-Чернозёмного межрегионального управления Росприроднадзора: представитель не явился, извещён надлежащим образом;
от начальника отдела государственного экологического надзора по Липецкой области Дугановой Е.А.: представитель не явился, извещён надлежащим образом;
от Центрально-черноземного межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования: представитель не явился, извещён надлежащим образом;
от ОГУП "Усманский водоканал": представитель не явился, извещён надлежащим образом.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу областного государственного унитарного предприятия "Усманский водоканал" на решение Арбитражного суда Липецкой области от 22.06.2021 по делу N А36-1782/2021 по заявлению Областного государственного унитарного предприятия "Липецкий областной водоканал" г. Липецк о признании незаконным и отмене постановления старшего государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды Центрально-Чернозёмного межрегионального управления Росприроднадзора, начальника отдела государственного экологического надзора по Липецкой области Дугановой Е.А. N26 от 26.02.2021, о назначении административного наказания по ст. 8.41 КоАП РФ в виде административного штрафа в сумме 100000 (ста тысяч) рублей, заинтересованное лицо: Центральночерноземное межрегиональное управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования,
УСТАНОВИЛ:
областное государственное унитарное предприятие "Липецкий областной водоканал" обратилось в Арбитражный суд Липецкой области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления старшего государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды Центрально-Чернозёмного межрегионального управления Росприроднадзора, начальника отдела государственного экологического надзора по Липецкой области Дугановой Е.А. N 26 от 26.02.2021 г., о назначении административного наказания по ст. 8.41 КоАП РФ в виде административного штрафа в сумме 100000 (ста тысяч) рублей.
Решением Арбитражного суда Липецкой области от 22.06.2021 по делу N А36-1782/2021 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, ОГУП "Липецкий областной водоканал" обратилось в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт.
Мотивируя требования апелляционной жалобы, ОГУП "Липецкий областной водоканал" ссылается на то, что причиной не внесения в установленные сроки за негативное воздействие на окружающую среду явились применяемые на всей территории Российской Федерации меры по противодействию распространению новой коронавирусной инфекции. Кроме того, в соответствии с Федеральным законом от 20 июля 2020 г. N 215-ФЗ "Об особенностях исполнения судебных актов, актов других органов и должностных лиц, а также возврата просроченной задолженности в период распространения новой коронавирусной инфекции" в отношении должников-граждан по 31 декабря 2020 года включительно судебным приставом-исполнителем не применялись меры принудительного исполнения, связанные с осмотром движимого имущества должника, находящегося по месту его жительства (пребывания), наложением на указанное имущество ареста, а также с изъятием и передачей указанного имущества и другие ограничения, перечисленные в данном нормативно - правовом акте, в связи чем ОГУП "Липецкоблводоканал" не могло реализовывать в полном объеме свои права по взысканию дебиторской задолженности с должников. Также ОГУП "Липецкоблводоканал" не согласно с предъявленной к оплате за негативное воздействие на окружающую среду суммой (в том числе с пени), что явилось основанием для возбуждения спора в арбитражном суде.
Кроме того, предприятие ссылается на необоснованное отклонение судом заявленного ходатайства о снижении размера штрафа ввиду тяжелого финансово-хозяйственного положения.
В отзыве на апелляционную жалобу Центрально-черноземное межрегиональное управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования обосновывает наличие в действиях общества состава вменяемого административного правонарушения, указывая, что в рассматриваемом случае введенные на территории РФ меры по распространению новой коронавирусной инфекции не являются основанием для освобождения от ответственности за неисполнение обязательства по внесению платы за негативное воздействие на окружающую среду.
По мнению административного органа размер суммы, предъявленной к оплате за негативное воздействие на окружающую природную среду, не влечет освобождение от административной ответственности в случае установления факта невнесения в установленные сроки данной платы.
Что касается доводов о снижении размера штрафа, то ходатайство предприятия было судом первой инстанции рассмотрено, оснований для снижения размера штрафа суд не усмотрел.
В судебное заседание суда апелляционной инстанции представители лиц, участвующих в деле, извещенные о времени и месте судебного разбирательства надлежащим образом, не явились.
В материалах дела имеется ходатайство, поступившее по системе электронной подачи документов "Мой арбитр" от Центрально-Черноземного межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования, о рассмотрении дела в отсутствие его представителя.
В связи с наличием доказательств надлежащего извещения лиц, участвующих в деле, апелляционная жалоба рассмотрена в порядке статей 123, 156, 184, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) в их отсутствие.
Судом апелляционной инстанции из выписки из единого государственного реестра юридических лиц в отношении ОГУП "Липецкий областной водоканал" (ОГРН 1114823012468, ИНН 4823052555) установлено, что указанное юридическое лицо прекратило свою деятельность путем реорганизации в форме разделения и создания 30.06.2021 ОГУП "Усманский водоканал" (ОГРН 1214800007674, ИНН 4816024892).
Исходя из Приложения 2 к передаточному акту, утвержденному начальником Управления имущественных и земельных отношений Липецкой области от 23.06.2021, правопреемником ОГУП "Липецкий областной водоканал" по настоящему делу N А36-1782/2021 выступает ОГУП "Усманский водоканал".
Определением Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.10.2021 произведена замена заявителя по настоящему делу - ОГУП "Липецкий областной водоканал" (ОГРН 1114823012468, ИНН 4823052555) на его правопреемника - ОГУП "Усманский водоканал" (ОГРН 1214800007674, ИНН 4816024892).
Изучив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в апелляционной жалобе, судебная коллегия приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены судебного акта.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, в ходе проведения внеплановой выездной проверки 27.01.2021 в 16 часов 30 минут заинтересованным лицом выявлено, что ОГУП "Липецкоблводоканал" при осуществлении производственно-хозяйственной деятельности использует объект (42-0148-002166-П), оказывающий негативное воздействие на окружающую среду (далее - объект НВОС). Предприятие получило свидетельство о постановке на государственный учет объекта оказывающего негативное воздействие на окружающую среду. Объект ОГУП "Липецкоблводоканал" относится к 11 категории негативного воздействия на окружающую среду, категория риска - высокая (2), адрес объекта: г. Усмань, ул. Чернышевского, д. 123.
На момент проведения внеплановой проверки ОГУП "Липецкоблводоканал" своевременно не внесена плата за негативное воздействие на окружающую среду за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными объектами, а также за размещение отходов производства и потребления по итогам отчетного периода, с учетом корректировки ее размера. Плата за негативное воздействие на окружающую среду за 2019 год составила 4072974,09 рублей, между тем предприятием за 2019 год внесена сумма в размере 848757.7 рублей (платежные поручения N 46180 от 01.07.2019; N 47235 от 31.07.2019), что является оплатой не в полном объеме в установленный срок. Квартальные платежи в 2020 году по данным заинтересованного лица заявителем не вносились. Декларация о плате за негативное воздействие на окружающую среду за 2019 год представлена.
ОГУП "Липецкоблводоканал" оказывает негативное воздействие на окружающую среду, что подтверждается: документом об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение N 016181015 от 13.03.2018, сведениями об образовании, обработке, утилизации, обезвреживании, транспортировании и размещения отходов производства и потребления по форме N 2-ТП (отходы) за 2019 г., 2020 г., разрешение на сброс загрязняющих веществ в окружающую среду (водные объекты) N С06161005 от 15.09.2016, разрешением на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух N В08163031 от 16.05.2016 года, сведениями об охране атмосферного воздуха по форме N 2-ТП (воздух) за 2019 г., 2020 г.
По данному факту государственным инспектором Российской Федерации в области охраны окружающей среды Центрально-Черноземного межрегионального управления межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования Колесниковым А.С. был составлен протокол от 16.02.2021 г. N 48 АЮ 010 о совершении предприятием административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.41 КоАП РФ.
На основании протокола N 48 АЮ 006 об административном правонарушении от 16.02.2021 и материалов дела об административном правонарушении старшим государственным инспектором Российской Федерации в области охраны окружающей среды Центрально-Черноземного межрегионального управления Росприроднадзора, начальником отдела государственного экологического надзора по Липецкой области Дугановой Е.А. было вынесено постановление N 26 от 26.02.2021, о назначении административного наказания по ст. 8.41 КоАП РФ в виде штрафа в размере 100000 (ста тысяч) рублей (с учетом обстоятельств, отягчающих ответственность).
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявленных требований, пришел к выводу о доказанности в действиях ОГУП "Липецкий областной водоканал" состава вмененного ему административного правонарушения по ст. 8.41 КоАП РФ и об отсутствии обстоятельств, исключающих применение административной ответственности. Оснований для снижения размера штрафа суд не усмотрел.
Судебная коллегия, соглашаясь с выводом суда области, исходит из следующего.
В соответствии с ч. 6 ст. 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
Согласно ч. 7 ст. 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме.
Согласно ст. 8.41 КоАП РФ невнесение в установленные сроки платы за негативное воздействие на окружающую среду влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от трех тысяч до шести тысяч рублей; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.
Объектом указанного правонарушения являются общественные отношения в сфере охраны окружающей среды и природопользования.
С объективной стороны данное правонарушение характеризуется невнесением в установленные сроки платы за негативное воздействие на окружающую среду.
Субъектами правонарушения, квалифицируемого по ст. 8.41 КоАП РФ, являются должностные лица, а также юридические лица.
В силу ст. 1 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Федеральный закон N 7-ФЗ) негативным воздействием на окружающую среду является воздействие хозяйственной и иной деятельности, последствия которой приводят к негативным изменениям качества окружающей среды.
Из пункта 2 постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 05.03.2013 N 5-П "По делу о проверке конституционности статьи 16 Федерального закона "Об охране окружающей среды" и Постановлении Правительства Российской Федерации "Об утверждении Порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия" в связи с жалобой общества с ограниченной ответственностью "Тополь" (далее - Постановление N 5-П) следует, что поскольку эксплуатация природных ресурсов и их вовлечение в хозяйственный оборот наносят ущерб окружающей среде, издержки на осуществление государством мероприятий по ее восстановлению в условиях рыночной экономики должны покрываться прежде всего за счет субъектов хозяйственной и иной деятельности, оказывающей негативное воздействие на окружающую природную среду.
В силу статьи 16 Закона N 7-ФЗ негативное воздействие на окружающую среду является платным.
К видам негативного воздействия на окружающую среду относятся: выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными источниками; сбросы загрязняющих веществ в водные объекты; хранение, захоронение отходов производства и потребления.
Согласно статье 16.3 Закона N 7-ФЗ плату за негативное воздействие на окружающую среду обязаны вносить юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие на территории Российской Федерации, континентальном шельфе Российской Федерации и в исключительной экономической зоне Российской Федерации хозяйственную и (или) иную деятельность, оказывающую негативное воздействие на окружающую среду (далее - лица, обязанные вносить плату), за исключением юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих хозяйственную и (или) иную деятельность исключительно на объектах IV категории.
В силу статьи 16.4 Закона N 7-ФЗ плата за негативное воздействие на окружающую среду по итогам отчетного периода исчисляется лицами, обязанными вносить плату, самостоятельно путем умножения величины платежной базы по каждому загрязняющему веществу, включенному в перечень загрязняющих веществ, по классу опасности отходов производства и потребления на соответствующие ставки указанной платы с применением коэффициентов, установленных настоящей статьей, и суммирования полученных величин. Плата за выбросы загрязняющих веществ, сбросы загрязняющих веществ вносится лицами, обязанными вносить плату, в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации по месту нахождения стационарного источника. Плата за размещение отходов производства и потребления вносится лицами, обязанными вносить плату, по месту нахождения объекта размещения отходов производства и потребления.
Отчетным периодом в отношении внесения платы за негативное воздействие на окружающую среду признается календарный год. Плата за негативное воздействие на окружающую среду, исчисленная по итогам отчетного периода в порядке, установленном статьей 16.3 настоящего Федерального закона, с учетом корректировки ее размера вносится не позднее 1-го марта года, следующего за отчетным периодом.
Юридические лица, за исключением малого бизнеса, вносят квартальные авансовые платежи за 1, 2 и 3 квартал не позднее 20 числа месяца, следующего за последним месяцем квартала.
Авансовые платежи за 1 квартал уплачиваются не позднее 20 апреля. За 2 квартал - не позднее 20 июля, за 3 квартал - не позднее 20 октября. Сумма аванса - 1/4 части платы за НВОС за предыдущий год. Итоговый платеж уплачивается за вычетом авансов. Плата, исчисленная по итогам отчетного периода в порядке, с учетом корректировки ее размера вносится не позднее 1 -го марта года, следующего за отчетным периодом.
В соответствии с п. 32 Правил исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду, утвержденных постановлением Правительства РФ от 03.03.2017 г. N 255, плата, исчисленная по итогам отчетного периода, с учетом корректировки ее размера вносится не позднее 1-го марта года, следующего за отчетным периодом.
Как установлено судом первой инстанции и не опровергнуто заявителем платеж за 1 квартал 2019 год по состоянию на 01.03.2019 не внесен. Также юридическим лицом не внесены квартальные платежи за 2020 год, а именно: 1 квартал до 20.04.2020 г., 2 квартал до 20.07.2020 г., 3 квартал до 20.10.2020 г.
Обществом частично произведена оплата 31.07.2019г.в сумме 700000 руб., 01.07.2019 в сумме 148757 руб.
Задолженность по плате за 2019 год по состоянию на 20.11.2020 составила 33 065 874,95 руб.
Как установлено административным органом и подтверждено протоколом N 48 АЮ 010 об административном правонарушении от 16.02.2021, ОГУП "Липецкий областной водоканал" в нарушение вышеуказанных требований законодательства при осуществлении деятельности на объекте 42-0148-002166-П, осуществляя негативное воздействие на окружающую среду, допустило несвоевременное не в полном размере внесение платы за негативное воздействие на окружающую среду за 2019 год, а также своевременную неоплату квартальных платежей за негативное воздействие на окружающую среду за 2020 г.
Не оспаривая факт установленного административным органом правонарушения, предприятие ссылается на невозможность взыскания дебиторской задолженности в связи с Постановлением Правительства Российской Федерации от 02.04.2020 N 424 "Об особенностях предоставления коммунальных услуг собственников и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов" и Федеральным законом от 20.07.2020 N 215-ФЗ "Об особенностях исполнения судебных актов, актов других органов и должностных лиц, а также возврата просроченной задолженности в период распространения новой коронавирусной инфекции".
Постановлением N 424 установлено, что до 01.01.2021 приостановлено взыскание неустойки (штрафа, пени) за несвоевременное и (или) не полностью исполненное лицами, осуществляющими деятельность по управлению многоквартирными домами, обязательство по оплате коммунальных ресурсов, также как и положения договоров управления многоквартирными домами, устанавливающие право лиц осуществляющих управление многоквартирными домами, на взыскание неустойки (штрафа, пени) за несвоевременное и (или) неполное внесение платы за жилое помещение
При этом, установленный Постановлением N 424 запрет, распространяется только на взыскание неустойки (штрафа, пени), однако, на публичные правоотношения про взиманию платы за негативное воздействие на окружающую среду он не распространяется.
Доказательств того, что неисполнение обязательств по внесению платы было обусловлено исключительно введением ограничительных мер, связанных с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19), предприятием не представлено.
Заявителем также не приведены доказательства того, что нарушение срока внесения платы произошло вследствие обстоятельств непреодолимой силы.
С учетом изложенного, вина заявителя, как условие привлечения к административной ответственности в соответствии со статьей 2.2 КоАП РФ, подтверждается материалами дела.
Таким образом, заявитель, имея возможность для соблюдения установленных требований, не принял необходимых мер по недопущению нарушения вышеуказанных норм. Надлежащих доказательств наличия обстоятельств, объективно препятствующих соблюдению предприятием возложенных на него публично-правовых обязанностей, суду представлено не было.
Довод заявителя о неверном определении размера платы за негативное воздействие на окружающую среду суммой (в том числе с пени), отклоняется как несостоятельный, поскольку размер суммы, предъявленной к оплате за негативное воздействие на окружающую среду, не является квалифицирующим признаком для привлечения предприятия к ответственности по ст. 8.41 КоАП РФ. В рассматриваемлм случае основанием для привлечение к административной ответственности являются действия по невнесению платы за негативное воздействие на окружающую среду в установленные сроки.
Данное нарушение заявителем не оспорено.
С учетом изложенного суд первой инстанции пришел к правильному выводу о наличии в действиях предприятия состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ст. 8.41 КоАП РФ.
Существенных процессуальных нарушений при производстве дела об административном правонарушении, допущенных со стороны административного органа, исключающих привлечение к административной ответственности, судом не установлено.
Административное наказание в размере 100 000 руб. назначено с учетом отягчающего административную ответственность обстоятельства - повторное совершение однородного правонарушения. Административный орган обоснованно учел все обстоятельства совершенного правонарушения, принимая во внимание.
Руководствуясь положениями ч. 3.2, ч. 3.3 ст. 4.1 КоАП РФ, суд апелляционной инстанции не находит оснований для снижения размера штрафа, с учетом фактических обстоятельств спора, принимая во внимание принцип соразмерности наказания характеру совершенного правонарушения (плата не внесена в полном объеме как за 2019, так и за 2020 год), отсутствие надлежащих доказательств, подтверждающих тяжелое финансовое положений заявителя, а также оснований полагать, что в рассматриваемом случае размер административного наказания носит карательный характер не имеется.
Оснований для переоценки выводов суда первой инстанции, апелляционная коллегия также не усматривает.
Аргументированных доводов, основанных на доказательственной базе и способных повлечь отмену обжалуемого судебного акта, апелляционная жалоба не содержит, в связи с чем, удовлетворению не подлежит.
С учетом изложенного, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы, доводы которой проверены в полном объеме, но правильных выводов суда первой инстанции не опровергают и не могут быть учтены как не влияющие на законность принятого по делу судебного акта.
Несогласие заявителя жалобы с выводами суда первой инстанции не свидетельствует о наличии оснований для отмены принятого по делу решения. Таким образом, оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены решения не имеется.
Таким образом, апелляционный суд считает решение суда по настоящему делу законным и обоснованным, поскольку оно принято по представленному и рассмотренному заявлению, с учетом фактических обстоятельств, материалов дела и действующего законодательства, в полном соответствии с заявленными требованиями.
Нарушений норм процессуального права, являющихся согласно части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Липецкой области от 22.06.2021 по делу N А36-1782/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу областного государственного унитарного предприятия "Усманский водоканал" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Арбитражный суд Центрального округа в двухмесячный срок через арбитражный суд первой инстанции согласно части 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
Е.В. Малина |
Судьи |
Е.А. Аришонкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А36-1782/2021
Истец: ГУП ОБЛАСТНОЕ "ЛИПЕЦКИЙ ОБЛАСТНОЙ ВОДОКАНАЛ"
Ответчик: ЦЕНТРАЛЬНО-ЧЕРНОЗЕМНОЕ МЕЖРЕГИОНАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ