г. Киров |
|
01 ноября 2021 г. |
Дело N А17-894/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 27 октября 2021 года.
Полный текст постановления изготовлен 01 ноября 2021 года.
Второй арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Кононова П.И.,
судей Волковой С.С., Минаевой Е.В.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Свиридовой А.А.,
при участии в судебном заседании с использованием систем видеоконференц-связи в Арбитражном суде Ивановской области представителей:
от заявителя - Беловой Т.В., действующей на основании доверенности от 11.01.2021;
от ответчика - Соколовой А.В., действующей на основании доверенности от 08.06.2021, Конновой Е.А., действующей на основании доверенности от 11.02.2021;
от третьего лица - Костерина И.С., действующего на основании доверенности от 18.10.2021,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "ЭлСеть"
на решение Арбитражного суда Ивановской области от 15.06.2021
по делу N А17-894/2021,
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "ЭлСеть" (ИНН: 3702248128, ОГРН: 1203700015573)
к Департаменту энергетики и тарифов Ивановской области (ИНН: 3729024414, ОГРН: 1033700052484)
с участием в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, публичного акционерного общества "Россети Центр и Приволжье",
о признании незаконным бездействия, о признании незаконным отказа, о признании незаконным решения, об обязании устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "ЭлСеть" (далее - заявитель, ООО "ЭлСеть", Общество) обратилось в Арбитражный суд Ивановской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), к Департаменту энергетики и тарифов Ивановской области (далее - ответчик, Департамент, регулирующий орган) о признании незаконным бездействия, выразившегося в нерассмотрении в течение тридцати календарных дней тарифной заявки ООО "ЭлСеть" от 30.11.2020 N 101-001, о признании незаконным отказа в установлении для Общества тарифов на услуги по передаче электрической энергии на период с 01.01.2021 по 31.12.2021, содержащегося в письме от 25.01.2021 N исх-119-018/7-07, о признании незаконным решения о прекращении рассмотрения дела об установлении цен (тарифов) и (или) их предельных уровней (предложений) в отношении Общества на 2021 год, изложенного в письме от 29.01.2021 N исх-156-018/7-07, а также об обязании устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя путем установления тарифов на передачу электрической энергии (индивидуальный и единый (котловой)) для ООО "ЭлСеть" с 01.01.2021 по 31.12.2021 на период регулирования - 2021 год с учетом величины необходимой валовой выручки ООО "ЭлСеть" на 2021 год в размере 33 392 590 рублей и других величин, указанных в предложении Общества от 30.11.2020 N 101-001.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено публичное акционерное общество "Межрегиональная распределительная сетевая компания Центра и Приволжья" (в настоящее время переименовано в публичное акционерное общество "Россети Центр и Приволжье", далее - третье лицо, ПАО "Россети Центр и Приволжье").
Решением Арбитражного суда Ивановской области от 15.06.2021 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, ООО "ЭлСеть" обратилось во Второй арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
В апелляционной жалобе (с учетом дополнений к ней) Общество указывает на неверное толкование судом пункта 18 Правил государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 N 1178 (далее - Правила N 1178); в этой связи правовые основания для вывода о невозможности установления индивидуального тарифа на услуги по передаче электрической энергии на 2021 год для ООО "ЭлСеть" отсутствовали. При соблюдении осмотрительности и добросовестности регулирующий орган имел возможность оперативно рассмотреть предложение Общества и установить тариф с 01.01.2021. По мнению ООО "ЭлСеть", обосновывающие материалы, представленные изначально 30.11.2020, полностью соответствовали пункту 17 Правил N 1178 по объему и содержанию, а требования, изложенные в письме Департамента от 25.12.2020, носят избыточный характер и не соответствуют нормам действующего законодательства. Кроме того, Общество обращает внимание на то, что доводам заявителя, касающимся неустановления единого (котлового) тарифа на услуги по передаче электрической энергии на 2021 год, не дано какой-либо оценки. По утверждению заявителя апелляционной жалобы, судом не выяснялось, учтены ли при установлении тарифа для ПАО "Россети Центр и Приволжье" расходы на оплату услуг ООО "ЭлСеть". Также заявитель отмечает, что суд первой инстанции не дал оценку всем доводам заявителя по делу. Подробно позиция заявителя изложена в апелляционной жалобе и дополнениях от 10.09.2021 и от 27.10.2021 к ней.
Ответчик представил письменный отзыв на апелляционную жалобу и возражения на дополнения к апелляционной жалобе, в которых отразил, что не усматривает правовых оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта, просит в удовлетворении апелляционной жалобы отказать.
Третье лицо в представленном письменном отзыве на апелляционную жалобу считает, что апелляционная жалоба заявителя не подлежит удовлетворению. ПАО "Россети Центр и Приволжье" обращает внимание на имеющееся в материалах дела уведомление от 30.03.2021, из содержания которого с приложением к данному письму подтверждающих документов следует, что в настоящее время объекты электросетевого хозяйства, с использованием которых ООО "ЭлСеть" планировало оказывать услуги по передаче электрической энергии, на основании договора аренды имущества от 01.03.2021 на период 2021 года переданы в пользование за плату сетевой организации - обществу с ограниченной ответственностью "БизнесПроект", оказывающей услуги по передаче электрической энергии. Как полагает третье лицо, удовлетворение заявленных ООО "ЭлСеть" в рамках настоящего дела требований не приведет к восстановлению нарушенных, по мнению заявителя, прав данного Общества.
Определение Второго арбитражного апелляционного суда о принятии апелляционной жалобы к производству вынесено 27.07.2021 и размещено в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" 28.07.2021 в соответствии с абзацем 2 части 1 статьи 122 АПК РФ. На основании указанной нормы участвующие в деле лица надлежащим образом уведомлены о рассмотрении апелляционной жалобы.
Судебное заседание, состоявшееся 15.09.2021 (с участием представителей участвующих в деле лиц), на основании статьи 158 АПК РФ было отложено до 13 часов 30 минут 27.10.2021.
27.10.2021 в соответствии со статьей 18 АПК РФ и в связи с невозможностью по причине нахождения в отпуске дальнейшего участия судьи Ившиной Г.Г. в рассмотрении настоящего дела была произведена ее замена на судью Волкову С.С., рассмотрение дела начато сначала.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представители лиц, участвующих в деле, поддержали занятые ими по делу правовые позиции.
В силу статьи 153.1 АПК РФ дело рассмотрено судом апелляционной инстанции с использованием систем видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Ивановской области.
Законность решения Арбитражного суда Ивановской области проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 АПК РФ.
Как следует из материалов настоящего дела и установлено судом первой инстанции, ООО "ЭлСеть" в период с октября по ноябрь 2020 года на основании договоров купли-продажи (том 1 л.д. 58-71) приобрело в собственность объекты электросетевого хозяйства, расположенные на территории Ивановской области, перечень которых поименован в соответствующих договорах.
Письмом от 30.11.2020 N 101-001 Общество представило в Департамент предложение об установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии на 2021 год, приложив обосновывающие материалы, а также уведомив о факте размещения предложения о размере цен (тарифов), долгосрочных параметров регулирования на 2021 год на официальном сайте Общества. Названное письмо с приложением документов и материалов получено регулирующим органом 30.11.2020.
По результатам рассмотрения заявления от 30.11.2020 N 101-001 Департамент письмом от 18.12.2020 N исх-2763-018/7-07 известил ООО "ЭлСеть" об открытии с 18.12.2020 дела об установлении цен (тарифов) на услуги по передаче электрической энергии на 2021 год. Также со ссылкой на пункт 19 Правил N 1178 Департамент указал на возможность при необходимости в ходе рассмотрения тарифной заявки запрашивать дополнительные материалы.
В письме от 25.12.2020 N исх-2807-018/7-07 Департамент сообщил Обществу о том, что в ходе рассмотрения представленных заявителем материалов регулирующий орган установил, что данные документы не в полном объеме соответствуют требованиям к составу обосновывающих материалов, определенных пунктом 17 Правил N 1178, а также не позволяют однозначно определить соответствие Общества критериям отнесения владельцев объектов электросетевого хозяйства к территориальным сетевым организациям, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 28.02.2015 N 184 (далее - Критерии N 184), что выразилось в следующем.
Так, указано на несоответствие программы ООО "ЭлСеть" в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности на 2021-2023 годы требованиям к программам в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности на территории Ивановской области, утвержденным Постановлением Департамента от 31.12.2015 N 148-п "Об установлении требований к программам в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности" (далее - Постановление N 148-п), в части отсутствия в программе обязательных мероприятий по внедрению энергосберегающих технологий с установкой осветительных устройств с использованием светодиодов. В этой связи Обществу предложено представить разработанную в соответствии с установленными требованиями программу энергосбережения.
Кроме того, заявителю указано на необходимость представления в соответствии с Правилами N 1178 и с целью проведения анализа соответствия организации Критериям N 184 надлежащим образом оформленные, утвержденные руководителем и заверенные печатью организации схемы соединений электрической сети ООО "ЭлСеть" с обозначением трансформаторных и иных подстанций, а также линий электропередачи, указанных в пунктах 1 и 2 Критериев N 184, с обозначением границ балансовой принадлежности с указанием владельцев объектов электросетевого хозяйства и потребителей ООО "ЭлСеть".
Письмом от 30.12.2020 N 102-06/36 заявитель в дополнение к ранее представленным документам направил в Департамент испрашиваемые материалы, в частности утвержденную и заверенную печатью однолинейную схему соединений электрической сети Общества с обозначением трансформаторных подстанций и линий электропередачи, с указанием границ балансовой принадлежности и номеров паспортов линий электропередачи напряжением 0,4 кВ; перечень трансформаторных подстанций, принадлежащих ООО "ЭлСеть", с указанием присоединенных электрических сетей; скорректированную программу в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности на 2021-2023 годы с учетом замечаний Департамента в соответствии с установленными требованиями.
Установив, что Департамент принял Постановление от 30.12.2020 N 78-э/5 "Об индивидуальных тарифах на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между сетевыми организациями Ивановской области на 2021 год", в котором тариф на передачу электрической энергии для ООО "ЭлСеть" на 2021 год не установлен, Общество 20.01.2021 направило в адрес Департамента письменное обращение N 102-07 с указанием, что по состоянию на данную дату Департаментом предложение ООО "ЭлСеть" не рассмотрено.
В письме от 25.01.2021 N исх-119-018/7-07 Департамент сообщил Обществу о том, что отсутствующие ранее обосновывающие документы, предусмотренные пунктом 17 Правил N 1178, ООО "ЭлСеть" направило письмом от 30.12.2020 N 102-06/36, которое было зарегистрировано в указанную дату, в связи с чем для заявителя срок установления цен (тарифов) на 2021 год начался с 30.12.2020. Индивидуальные тарифы на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между сетевыми организациями Ивановской области на 2021 год были установлены Постановлением от 30.12.2020 N 78-э/5. Ввиду несвоевременного представления Обществом полного комплекта обосновывающих материалов по расчету тарифов на услуги по передаче электрической энергии на 2021 год, Департамент не имел возможности в срок до 30.12.2020 провести проверку ООО "ЭлСеть" на соответствие Критериям N 184, и, тем самым, подтвердить статус Общества как территориальной сетевой организации и установить индивидуальные тарифы на услуги по передаче электрической энергии для ООО "ЭлСеть" на 2021 год. В письме от 25.01.2021 N исх-119-018/7-07 регулирующий орган предложил заявителю рассмотреть возможность подготовки и направления в Департамент предложения (заявления об установлении тарифов и (или) их предельных уровней) с обосновывающими материалами на период регулирования - 2022 год.
Письмом от 29.01.2021 N исх-156-018/7-07 в соответствии с пунктом 30 Регламента установления цен (тарифов) и (или) их предельных уровней, предусматривающего порядок регистрации, принятия к рассмотрению и выдачи отказов в рассмотрении заявлений об установлении цен (тарифов) и (или) их предельных уровней, утвержденного Приказом Федеральной антимонопольной службы от 19.06.2018 N 834/18 (далее - Регламент N 834/18), в связи с установлением невозможности осуществления Обществом регулируемой деятельности в текущем периоде регулирования - 2021 году (письмо Департамента от 25.01.2021 N исх-119-018/7-07) Департамент известил Общество о прекращении рассмотрения дела об установлении цен (тарифов) и (или) их предельных уровней (предложений) в отношении ООО "ЭлСеть" на 2021 год.
Полагая, что со стороны Департамента имеет место незаконное бездействие, выразившееся в нерассмотрении в течение тридцати календарных дней тарифной заявки ООО "ЭлСеть" от 30.11.2020 N 101-001, а также не согласившись с отказом в установлении для Общества тарифов на услуги по передаче электрической энергии на период с 01.01.2021 по 31.12.2021, содержащимся в письме от 25.01.2021 N исх-119-018/7-07, и с решением о прекращении рассмотрения дела об установлении цен (тарифов) и (или) их предельных уровней (предложений) в отношении Общества на 2021 год, изложенным в письме от 29.01.2021 N исх-156-018/7-07, заявитель обратился в Арбитражный суд Ивановской области с рассматриваемыми в рамках настоящего дела требованиями. В качестве правовосстановительной меры Общество просило обязать Департамент установить тарифы на передачу электрической энергии (индивидуальный и единый (котловой)) для ООО "ЭлСеть" с 01.01.2021 по 31.12.2021 на период регулирования - 2021 год с учетом величины необходимой валовой выручки ООО "ЭлСеть" на 2021 год в размере 33 392 590 рублей и других величин, указанных в предложении Общества от 30.11.2020 N 101-001.
Придя к выводу об отсутствии предусмотренных статьями 198, 201 АПК РФ условий, необходимых для признания оспариваемых действий (бездействия), решения незаконными, суд первой инстанции отказал в удовлетворении заявленных Обществом требований.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и дополнений к ней, представленных отзывов на нее и возражений на дополнения к апелляционной жалобе, заслушав представителей участвующих в деле лиц, суд апелляционной инстанции не нашел оснований для отмены или изменения решения суда исходя из следующего.
В силу части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Правовые основы экономических отношений в сфере электроэнергетики, полномочия органов государственной власти по регулированию этих отношений установлены Федеральным законом от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" (далее - Закон N 35-ФЗ).
Согласно пункту 2 статьи 20 Закона N 35-ФЗ в электроэнергетике применяются методы государственного регулирования и контроля, в том числе государственное регулирование цен (тарифов) на отдельные виды продукции (услуг), перечень которых определяется федеральными законами и государственный контроль (надзор) за регулируемыми государством ценами (тарифами) в электроэнергетике.
Государственному регулированию в электроэнергетике подлежат цены (тарифы) на электрическую энергию (мощность) и на услуги, оказываемые на оптовом и розничных рынках (пункт 1 статьи 23.1 Закона N 35-ФЗ).
В силу абзаца 7 пункта 4 статьи 23.1 Закона N 35-ФЗ государственному регулированию на оптовом и (или) на розничных рынках подлежат цены (тарифы) на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или ином законном основании территориальным сетевым организациям, а также предельные (минимальный и (или) максимальный) уровни таких цен (тарифов).
В пункте 1 статьи 24 Закона N 35-ФЗ предусмотрено, что Правительство Российской Федерации утверждает правила государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике, в том числе сроки рассмотрения вопроса об их установлении, исчерпывающий перечень представляемой документации, порядок проведения обязательной экспертизы предложений и коллегиального принятия решений.
Основания и порядок установления (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике установлены Правилами N 1178.
В соответствии с пунктом 4 Правил N 1178 (здесь и далее в редакции, действовавшей на момент подачи заявления Общества) в рамках установленных Федеральной антимонопольной службой предельных уровней цен (тарифов) органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов до начала очередного финансового года устанавливают на розничном рынке регулируемые цены (тарифы) на электрическую энергию (мощность).
Департамент является центральным исполнительным органом государственной власти Ивановской области, осуществляющим, в том числе государственное регулирование цен (тарифов) и надбавок на электрическую энергию и на услуги в сфере электроэнергетики (пункт 1.1 Положения о Департаменте энергетики и тарифов Ивановской области, утвержденного Постановлением Правительства Ивановской области от 25.12.2014 N 577-п).
В силу пункта 7 Правил N 1178 цены (тарифы) и (или) их предельные уровни вводятся в действие с начала очередного года на срок не менее двенадцати месяцев. В абзаце 4 данного пункта перечислены решения, на которые действие обозначенного пункта не распространяется, в частности на решения регулирующих органов об установлении цен (тарифов) для организаций, в отношении которых ранее не осуществлялось государственное регулирование цен (тарифов), за исключением индивидуальных цен (тарифов) на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между двумя сетевыми организациями за оказываемые друг другу услуги по передаче.
Согласно пункту 8 Правил N 1178 установление цен (тарифов) и (или) предельных уровней производится регулирующими органами путем рассмотрения соответствующих дел, если иное не предусмотрено Правилами N 1178.
Регулирующий орган отказывает в открытии дела об установлении цены (тарифа), в случае если регулируемая организация не опубликовала предложение о размере цен (тарифов) и долгосрочных параметров регулирования (при применении метода доходности инвестированного капитала или метода долгосрочной индексации необходимой валовой выручки), подлежащих регулированию, в порядке, установленном стандартами раскрытия информации субъектами оптового и розничных рынков электрической энергии, или если указанное опубликованное предложение не соответствует предложению, представляемому в орган регулирования (пункт 9(1) Правил N 1178).
Пунктом 12 Правил N 1178 установлено, что организации, осуществляющие регулируемую деятельность, до первого мая года, предшествующего очередному периоду регулирования, представляют в органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов предложения (заявление об установлении тарифов, подписанное руководителем или иным уполномоченным лицом заявителя и заверенное печатью заявителя, с прилагаемыми обосновывающими материалами (подлинники или заверенные заявителем копии) об установлении тарифов, в том числе на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или на ином законном основании территориальным сетевым организациям.
В соответствии с пунктом 18 Правил N 1178 (абзац первый) для организаций, в отношении которых ранее не осуществлялось государственное регулирование тарифов, цены (тарифы) на очередной и (или) текущий периоды регулирования рассчитываются независимо от срока подачи материалов, предусмотренного пунктом 12 Правил N 1178. Цены (тарифы) в отношении указанных организаций устанавливаются в течение тридцати дней с даты поступления обосновывающих материалов в регулирующий орган в полном объеме, за исключением индивидуальных цен (тарифов) на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между двумя сетевыми организациями за оказываемые друг другу услуги по передаче электрической энергии. По решению регулирующего органа данный срок может быть продлен не более чем на тридцать дней.
Индивидуальные цены (тарифы) на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между двумя сетевыми организациями за оказываемые друг другу услуги по передаче электрической энергии устанавливаются с начала очередного расчетного периода регулирования (абзац второй пункта 18 Правил N 1178).
Как следует из содержания пункта 19 Правил N 1178, если в ходе анализа представленных организациями, осуществляющими регулируемую деятельность, предложений об установлении цен (тарифов) возникнет необходимость уточнений предложений либо их обоснований, регулирующий орган запрашивает дополнительные материалы, указав форму их представления и требования к ним, а организации, осуществляющие регулируемую деятельность, представляют их в течение семи рабочих дней со дня поступления запроса.
Абзацем вторым пункта 24 Правил N 1178 определено, что основанием для установления (пересмотра), а также продолжения действия установленной цены (тарифа) на услуги по передаче электрической энергии в отношении юридического лица, владеющего на праве собственности или на ином законном основании объектами электросетевого хозяйства, является его соответствие критериям отнесения владельцев объектов электросетевого хозяйства к территориальным сетевым организациям.
Решение об установлении цен (тарифов) и (или) их предельных уровней обратной силы не имеет (пункт 31 Правил N 1178).
Регламент N 834/18 определяет процедуру рассмотрения вопросов, связанных с установлением Федеральной антимонопольной службой и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов (регулирующие органы) цен (тарифов) и (или) их предельных уровней на электрическую энергию (мощность) и на услуги, оказываемые на оптовом и розничных рынках электрической энергии (мощности).
Согласно пункту 4 Регламента N 834/18 рассмотрение дела об установлении регулируемых цен (тарифов) и (или) их предельных уровней на электрическую энергию (мощность) и на услуги, оказываемые на оптовом и розничных рынках электрической энергии (мощности), осуществляется на основании заявления регулируемой организации (заявления об установлении цен (тарифов) и (или) их предельных уровней с прилагаемыми обосновывающими материалами (подлинники или заверенные заявителем копии).
В силу пункта 8 Регламента N 834/18 для организаций, в отношении которых ранее не осуществлялось государственное регулирование тарифов, цены (тарифы) на очередной и (или) текущий периоды регулирования устанавливаются с учетом положений абзаца первого пункта 18 Правил N 1178.
На основании пункта 26 Регламента N 834/18 по результатам рассмотрения заявления принимается решение об открытии дела об установлении цен (тарифов) (принятия предложений к рассмотрению) либо об отказе в открытии дела (в рассмотрении предложений).
Дело об установлении цен (тарифов) орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации открывает в течение четырнадцати рабочих дней с даты регистрации представленных документов, о чем заявителю направляется извещение с указанием должности, фамилии, имени и отчества (при наличии) лица, назначенного уполномоченным по делу (пункт 27 Регламента N 834/18).
Регулирующий орган отказывает в открытии дела об установлении цены (тарифа) в предусмотренном пунктом 9(1) Правил N 1178 случае (пункт 9 Регламента N 834/18).
Пунктом 30 Регламента N 834/18 предусмотрено, что рассмотрение дела об установлении цен (тарифов) и (или) их предельных уровней (предложений) прекращается с даты принятия решения об их установлении, в случае прекращения (неосуществления) регулируемой деятельности заявителем (установление невозможности осуществления заявителем регулируемой деятельности в соответствующем периоде регулирования), отзыва заявителем своего заявления.
В рассматриваемом случае в отношении ООО "ЭлСеть" ранее не осуществлялось государственное регулирование тарифов.
С заявлением об установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии на 2021 год ООО "ЭлСеть" обратилось 30.11.2020. Получив соответствующее заявление с приложением обосновывающих материалов 30.11.2020, Департамент в пределах срока, определенного пунктом 20 Правил N 1178 и пунктом 27 Регламента N 834/18, открыл дело об установлении тарифов, сообщив об этом Обществу от 18.12.2020 N исх-2763-018/7-07.
В рамках открытого тарифного дела регулирующим органом проведен анализ полноты обосновывающих материалов, представленных заявителем.
Перечень документов, которые необходимо представить с заявлением об установлении тарифов, определен пунктом 17 Правил N 1178. Так, согласно подпунктам 11 и 16 пункта 17 Правил N 1178 к заявлению прилагаются обосновывающие материалы, в том числе разработанные в соответствии с установленными требованиями программы энергосбережения в случаях, когда разработка таких программ предусмотрена законодательством Российской Федерации, а также утвержденные руководителем или иным уполномоченным лицом заявителя и заверенные печатью заявителя (при наличии печати) схемы соединений электрической сети заявителя с обозначением трансформаторных и иных подстанций, а также линий электропередачи, указанных в пунктах 1 и 2 Критериев N 184.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 25 Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" организации, осуществляющие регулируемые виды деятельности, должны утверждать и реализовывать программы в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, содержащие, среди прочего, мероприятия по энергосбережению и повышению энергетической эффективности.
Если цены (тарифы) на товары, услуги организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности, устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, требования к содержанию программ в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности указанных организаций применительно к регулируемым видам деятельности устанавливаются этим органом в соответствии с правилами, утвержденными Правительством Российской Федерации (часть 2 статьи 25 названного закона).
Требования к программам в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности, установлены Постановлением Департамента от 31.12.2015 N 148-п (далее - Требования).
Как указано в пункте 2.1.5 Требований, перечень обязательных мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности и сроки их проведения приведены в Приложении 1 к настоящим Требованиям.
В перечне обязательных мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, являющемся Приложением 1 к Требованиям, поименованы мероприятия по внедрению энергосберегающих технологий (сроки проведения - в соответствии со сроками утвержденной программы энергосбережения и повышения энергетической эффективности), которые согласно примечанию к перечню должны обязательно включать в себя установку осветительных устройств с использованием светодиодов.
Давая оценку доводам Общества о представлении им в регулирующий орган в полном объеме требуемых материалов 30.11.2020, суд первой инстанции указал на следующее.
Применительно к обстоятельствам настоящего дела в приложенной к заявлению от 30.11.2020 N 101-001 программе ООО "ЭлСеть" в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности на 2021-2023 годы в перечне мероприятий, основной целью которых является энергоснабжение и (или) повышение энергетической эффективности, не были предусмотрены мероприятия по внедрению энергосберегающих технологий с установкой осветительных устройств с использованием светодиодов (том 1 л.д. 44 обр. сторона). Ссылка на данные мероприятия внесена в скорректированную с учетом замечаний регулирующего органа Программу ООО "ЭлСеть" в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности на 2021-2023 годы, приложенную Обществом к письму от 30.12.2020 N 102-06/36 (том 1 л.д. 82 обр. сторона).
Из материалов настоящего дела усматривается, что в перечне материалов к тарифной заявке на услуги по передаче электрической энергии Общества на 2021-2023 годы указания на схемы соединений электрической сети заявителя с обозначением трансформаторных и иных подстанций, а также линий электропередачи, указанных в пунктах 1 и 2 Критериев N 184, не содержалось (том 1 л.д. 28-31).
В составе обосновывающих материалов к тарифной заявке Обществом были представлены содержащиеся в паспортах объектов электросетевого хозяйства схемы объектов электросетевого хозяйства (том 2 л.д. 104-122). Данные схемы составлены в отношении отдельных объектов, в связи с чем не позволяли установить непосредственное соединение указанных объектов с заявленными на регулирование иными подстанциями и линиями электропередач и их электрические связи между собой для подтверждения факта наличия электроэнергии (мощности) с последующей ее передачей потребителям.
Основываясь на данных обстоятельствах и проанализировав содержание положений подпункта 16 пункта 17 Правил N 1178 и пунктов 1, 2 Критериев N 184 в совокупности, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что схемы соединений электрической сети, поименованные в подпункте 16 пункта 17 Правил N 1178, по своей сути представляют собой документ (документы), на котором (которых) одновременно отражены как принадлежащие заявителю трансформаторные и иные подстанции, так и линии электропередач заявителя не менее двух из установленных проектных номинальных классов напряжения, обозначенных в пункте 2 Критериев N 184, протяженностью по трассе не менее 15 км. При этом согласно пункту 2 Критериев N 184 отображению подлежат не все принадлежащие заявителю на законном основании трансформаторные и иные подстанции и линии электропередач, а только те, которые используются для осуществления регулируемой деятельности в административных границах субъекта Российской Федерации, что предполагает наличие на схеме технологической связи (присоединения) между подстанциями, линиями электропередач и потребителями, так как лишь при ее наличии возможно использование данного оборудования для передачи электрической энергии.
Суд первой инстанции отклонил предложенный заявителем подход, основанный на возможности осуществления регулирующим органом совокупного анализа и сопоставления в целях получения требуемого объема информации схем отдельных объектов электросетевого хозяйства, сведений о сумме номинальных мощностей трансформаторов и иных подстанций, а также о протяженности линий электропередач, как противоречащий подпункту 16 пункта 17 Правил N 1178, предусматривающему необходимость предоставления схем соединений электрических сетей заявителя в виде отдельного приложения к заявлению с совокупностью необходимой информации. Суд счел, что подход, предложенный ООО "ЭлСеть", фактически предполагает, что регулирующий орган должен на основании отдельных документов самостоятельно составить схему электрической сети заявителя и после этого приступить к анализу соответствия организации критериям отнесения владельцев объектов электросетевого хозяйства к территориальным сетевым организациям. Между тем обязанность регулирующего органа по составлению схемы соединений электрической сети в целях обоснования заявленного организацией предложения об установлении тарифов нормативно не предусмотрена.
В апелляционной жалобе Общество настаивает на том, что обосновывающие материалы, представленные заявителем изначально 30.11.2020, полностью соответствовали пункту 17 Правил N 1178 по объему и содержанию, а требования, изложенные в письме Департамента от 25.12.2020, по существу носили избыточный характер и не соответствовали нормам действующего законодательства.
Отклоняя данные доводы, апелляционный суд руководствуется тем, что вопрос о законности запроса Департаментом дополнительных документов, изложенного в письме от 25.12.2020 N исх-2807-018/7-07, в качестве предмета заявленных требований ООО "ЭлСеть" не ставился, в поданном в арбитражный суд заявлении Общество определило предмет спора как требования о признании незаконными бездействия Департамента, выразившегося в нерассмотрении в течение тридцати календарных дней тарифной заявки ООО "ЭлСеть" от 30.11.2020 N 101-001, отказа в установлении для Общества тарифов на услуги по передаче электрической энергии на период с 01.01.2021 по 31.12.2021, содержащегося в письме от 25.01.2021 N исх-119-018/7-07, решения о прекращении рассмотрения дела об установлении цен (тарифов) и (или) их предельных уровней (предложений) в отношении Общества на 2021 год, изложенного в письме от 29.01.2021 N исх-156-018/7-07. Таким образом, оценка законности запроса Департаментом дополнительных документов, изложенного в письме от 25.12.2020 N исх-2807-018/7-07, не является предметом судебного оспаривания в рамках настоящего дела. Между тем указанные выше выводы суда первой инстанции, сделанные им применительно к оценке аргументов заявителя по делу в части законности (незаконности) истребования регулирующим органом дополнительных документов, не повлияли на законность принятого по существу спора судебного акта.
Приходя к выводу о правильности итогового вывода суда первой инстанции об отсутствии со стороны регулирующего органа незаконного бездействия, выразившегося в нерассмотрении в течение тридцати календарных дней тарифной заявки ООО "ЭлСеть" от 30.11.2020 N 101-001, суд апелляционной инстанции исходит из следующего.
Под бездействием понимается неисполнение соответствующими органами, осуществляющими публичные полномочия, их должностными лицами, обязанности, возложенной на них нормативными правовыми актами и иными актами, определяющими полномочия этих лиц.
Применительно к обстоятельствам настоящего дела Департамент, действуя в рамках предоставленных ему законом полномочий, 18.12.2020 открыл тарифное дело, 25.12.2020 на основании пункта 19 Правил N 1178 осуществил запрос дополнительных материалов в целях необходимости уточнения предложений, их обоснований, при этом запрос документов фактически исполнен самим Обществом. В этой связи, руководствуясь положениями Правил N 1178, суд апелляционной инстанции не усматривает со стороны Департамента оспариваемого бездействия.
Оценивая законность отказа в установлении для ООО "ЭлСеть" тарифов на услуги по передаче электрической энергии на период с 01.01.2021 по 31.12.2021, содержащегося в письме от 25.01.2021 N исх-119-018/7-07, апелляционный суд отмечает следующее.
В соответствии с внесенными в Правила N 1178 Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2019 N 1892 изменениями (Правила N 1178 в редакции Постановления N 1892 применяются с 30.12.2019), касающимися установления тарифов на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или ином законном основании территориальным сетевым организациям, пункты 7 и 18 Правил N 1178 изложены в следующей редакции:
цены (тарифы) и (или) их предельные уровни вводятся в действие с начала очередного года на срок не менее 12 месяцев, что не распространяется на решения регулирующих органов об установлении цен (тарифов) для организаций, в отношении которых ранее не осуществлялось государственное регулирование цен (тарифов), за исключением индивидуальных цен (тарифов) на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между двумя сетевыми организациями за оказываемые друг другу услуги по передаче (пункт 7);
для организаций, в отношении которых ранее не осуществлялось государственное регулирование тарифов, цены (тарифы) на очередной и (или) текущий периоды регулирования рассчитываются независимо от срока подачи материалов, предусмотренного пунктом 12 Правил N 1178. Цены (тарифы) в отношении указанных организаций устанавливаются в течение тридцати дней с даты поступления обосновывающих материалов в регулирующий орган в полном объеме, за исключением индивидуальных цен (тарифов) на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между двумя сетевыми организациями за оказываемые друг другу услуги по передаче электрической энергии (абзац первый пункта 18 Правил N 1178).
При этом в абзаце втором пункта 18 Правил N 1178 предусмотрено, что индивидуальные цены (тарифы) на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между двумя сетевыми организациями за оказываемые друг другу услуги по передаче электрической энергии устанавливаются с начала очередного расчетного периода регулирования.
Редакции данных положений действовали на момент подачи Обществом заявления от 30.11.2020 N 101-001 об установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии на 2021 год в рамках правового регулирования рассматриваемых правоотношений.
Как было указано выше, письмом от 30.12.2020 N 102-06/36 в ответ на запрос Департамента от 25.12.2020 N исх-2807-018/7-07 Общество представило испрашиваемые регулирующим органом обосновывающие материалы.
25.01.2021 Департамент письмом N исх-119-018/7-07 известил ООО "ЭлСеть" о том, что отсутствующие ранее обосновывающие материалы, предусмотренные пунктом 17 Правил N 1178, Общество направило в регулирующий орган 30.12.2020 письмом от указанной даты, в связи с чем для заявителя срок установления цен (тарифов) на 2021 год начался с 30.12.2020. По причине несвоевременного представления заявителем полного комплекта обосновывающих материалов, регулирующий орган не имел возможности установить индивидуальные тарифы на услуги по передаче электрической энергии для ООО "ЭлСеть" на очередной год - 2021 год.
Судом первой инстанции при оценке законности оспариваемого отказа Департамента, изложенного в письме от 25.01.2021 N исх-119-018/7-07, верно указано, что в связи с истечением тридцатидневного срока рассмотрения тарифной заявки Общества на предмет установления тарифов, исчисляемого с 30.12.2020, то есть с момента поступления обосновывающих материалов в регулирующий орган в полном объеме, после наступления начала очередного расчетного периода регулирования Департамент в силу ограничений пункта 18 Правил N 1178 (абзац второй) не имел возможности установить для ООО "ЭлСеть" индивидуальные тарифы на услуги по передаче электрической энергии с начала очередного расчетного периода регулирования (на 2021 год). При таких обстоятельствах Арбитражный суд Ивановской области правомерно не усмотрел оснований для признания незаконным отказа Департамента, содержащегося в письме от 25.01.2021 N исх-119-018/7-07.
В апелляционной жалобе ООО "ЭлСеть" обращает внимание на неверное толкование, данное судом первой инстанции пункту 18 Правил N 1178. Как отмечает заявитель, тридцатидневный срок для установления тарифа не применяется в отношении индивидуальных цен (тарифов) на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между двумя сетевыми организациями. По этой причине оснований для вывода о невозможности установления индивидуального тарифа на услуги по передаче электрической энергии на 2021 год для ООО "ЭлСеть" не имелось, при соблюдении осмотрительности регулирующий орган имел возможности оперативно рассмотреть предложение заявителя и установить тариф с 01.01.2021.
Однако, приходя к названным выводам, заявитель апелляционной жалобы не учел следующее.
Из системного толкования положений пункта 18 Правил N 1178 и пункта 8 Регламента N 834/18 следует, что для организаций, в отношении которых ранее не осуществлялось государственное регулирование тарифов, тридцатидневный срок, который носит организационный характер, исчисляется с момента поступления обосновывающих материалов в регулирующий орган в полном объеме. При этом при исчислении данного срока учитывается правило об установлении индивидуальных цен (тарифов) на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между двумя сетевыми организациями за оказываемые друг другу услуги по передаче электрической энергии с начала очередного расчетного периода регулирования.
Обратный подход, предлагаемый заявителем (неустановление обозначенного тридцатидневного срока применительно к абзацу второму пункта 18 Правил N 1178) повлечет за собой неопределенность применительно к срокам осуществления действий регулирующего органа (организационный срок, в течение которого регулирующий орган должен принять решение, в любом случае должен быть установлен. Поскольку абзац второй пункта 18 Правил N 1178, определяющий момент, с которого устанавливается индивидуальный тариф на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между двумя сетевыми организациями, такого срока не содержит, в данном вопросе надлежит руководствоваться абзацем первым пункта 18 Правил N 1178 во избежание правовой неопределенности.
Поддерживая выводы суда первой инстанции о законности оспариваемого решения о прекращении рассмотрения дела об установлении цен (тарифов) и (или) их предельных уровней (предложений) в отношении Общества на 2021 год, изложенного в письме от 29.01.2021 N исх-156-018/7-07, суд апелляционной инстанции исходит из следующего.
В соответствии с пунктом 30 Регламента N 834/18 одним из оснований прекращения рассмотрения дела об установлении цен (тарифов) и (или) их предельных уровней (предложений) является установление невозможности осуществления заявителем регулируемой деятельности в соответствующем периоде регулирования.
Под регулируемой деятельностью понимается деятельность в сфере электроэнергетики, в рамках которой расчеты за поставляемую продукцию (услуги) осуществляются по ценам (тарифам), которые в соответствии с Законом N 35-ФЗ подлежат государственному регулированию; периодом регулирования является период не менее двенадцати месяцев, если иное не предусмотрено решением Правительства Российской Федерации, на который рассчитываются цены (тарифы) (пункт 2 Основ ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 N 1178).
В отсутствие установленных индивидуальных тарифов на услуги по передаче электрической энергии для ООО "ЭлСеть" на 2021 год возможность осуществления заявителем регулируемой деятельности в текущем периоде регулирования (2021 году) у Общества отсутствовала.
Отклоняя довод заявителя апелляционной жалобы о том, аргументам, касающимся неустановления единого (котлового) тарифа на услуги по передаче электрической энергии на 2021 год, не дано какой-либо оценки, апелляционный суд исходит из того, что в единый (котловой) тариф на услуги по передаче электрической энергии могли быть включены затраты только тех сетевых организаций, которые к моменту установления этого тарифа относились к таковым и для которых был установлен индивидуальный тариф (правовая позиция, Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, содержащаяся в Постановлении от 27.03.2012 N 13881/11).
Регулирующий орган, установив невозможность осуществления заявителем регулируемой деятельности в соответствующем периоде регулирования, правомерно прекратил рассмотрение дела об установлении цен (тарифов) и (или) их предельных уровней (предложений) на 2021 год, о чем указал в письме от 29.01.2021 N исх-156-018/7-07.
Довод апелляционной жалобы о том, что при рассмотрении дела по существу судом не выяснялось, учтены ли при установлении тарифа для ПАО "Россети Центр и Приволжье" расходы на оплату услуг ООО "ЭлСеть", подлежит отклонению, поскольку соответствующие обстоятельства выходят за рамки предмета спора по настоящему делу.
В соответствии с частью 3 статьи 201 АПК РФ в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
Повторно исследовав обстоятельства дела и представленные доказательства, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что в рассматриваемом случае отсутствовала предусмотренная статьями 198, 201 АПК РФ совокупность условий, необходимых для признания незаконными бездействия ответчика, выразившегося в нерассмотрении в течение тридцати календарных дней тарифной заявки ООО "ЭлСеть" от 30.11.2020 N 101-001, отказа в установлении для Общества тарифов на услуги по передаче электрической энергии на период с 01.01.2021 по 31.12.2021, содержащегося в письме от 25.01.2021 N исх-119-018/7-07, решения о прекращении рассмотрения дела об установлении цен (тарифов) и (или) их предельных уровней (предложений) в отношении ООО "ЭлСеть" на 2021 год, изложенного в письме от 29.01.2021 N исх-156-018/7-07, в связи с чем суд первой инстанции пришел к правильному выводу об отказе в удовлетворении заявленных Обществом требований.
Оснований для иных выводов из имеющихся материалов дела не усматривается.
Относительно указания заявителя на то, что суд первой инстанции не дал оценку отдельным доводам, представленным ООО "ЭлСеть", апелляционный суд отмечает следующее.
В соответствии с частью 1 статьи 168 АПК РФ при принятии решения арбитражный суд, в том числе оценивает доказательства и доводы, приведенные лицами, участвующими в деле, в обоснование своих требований и возражений.
То обстоятельство, что в судебном акте, его мотивировочной части не содержится выводов, касающихся оценки каждого из заявленных доводов, не свидетельствует о том, что данные доводы не были исследованы и оценены судом первой инстанции.
Судом апелляционной инстанции исследованы все доводы апелляционной жалобы, однако они не опровергают итоговых выводов суда, изложенных в обжалуемом решении. Нормы материального и процессуального права применены судом первой инстанции правильно.
При таких обстоятельствах решение Арбитражного суда Ивановской области от 15.06.2021 по делу N А17-894/2021 следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу ООО "ЭлСеть" - без удовлетворения.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
В силу статьи 110 АПК РФ расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы в размере 1 500 рублей относятся на ее заявителя. На основании подпункта 1 пункта 1 статьи 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации излишне уплаченная по платежному поручению от 14.07.2021 N 91 государственная пошлина в сумме 1 500 рублей подлежит возврату из федерального бюджета ее плательщику.
Руководствуясь статьями 258, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ивановской области от 15.06.2021 по делу N А17-894/2021 оставить без изменения, а апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "ЭлСеть" - без удовлетворения.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью "ЭлСеть" (ИНН: 3702248128, ОГРН: 1203700015573) из федерального бюджета государственную пошлину в размере 1 500 рублей, излишне уплаченную по платежному поручению от 14.07.2021 N 91.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в течение двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Ивановской области.
Постановление может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в порядке, предусмотренном статьями 291.1-291.15 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, при условии, что оно обжаловалось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа.
Председательствующий |
П.И. Кононов |
Судьи |
С.С. Волкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А17-894/2021
Истец: ООО "ЭлСеть"
Ответчик: Департамент энергетики и тарифов Ивановской области
Третье лицо: Второй Арбитражный Апелляционный суд, ПАО "МРСК Центра и Приволжья", ПАО "Россети Центр и Приволжье", ПАО Филиал "Ивэнерго" "МРСК Центра и Приволжья"